Использование инновационных форм, методов, технологий в работе с детьми дошкольного возраста
Использование инновационных форм, методов, технологий в работе с детьми дошкольного возраста
Процесс реорганизации всей системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу.
Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без разработки инновационных форм, методов, средств и инновационных технологий.
Инновационная деятельность педагога
– это необходимая часть образовательного процесса. Внедрение инноваций означает необходимость воспитателей подстраивать свою деятельность под меняющиеся условия и использовать нестандартные приёмы в образовательных процессах. Работа педагога не должна ограничиваться рамками исключительно старых и проверенных методов, необходимо некоторое разнообразие.
В современном понимании инновация — это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».
Инновационная деятельность воспитателя состоит в том
, чтобы начать освоение нововведений развивающего характера, внедрять новые формы, методы, методики, средства, технологии, программы в воспитательно-образовательный процесс. Применять и изучать на практике, использовать свой личный опыт и знания.
Цель использования инноваций —
создать личностно-ориентированную образовательную среду в ДОУ, позволяющую формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов и специалистов.
Задачи:
воспитывать социально–личностные качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески;
развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах деятельности;
развивать умения детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышения уровня интеллектуального мышления и креативного воображения.
Любая технология обладает средствами мотивирующими, активизирующими, формирующими деятельность воспитанников. В некоторых технологиях эти средства составляют основную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.
Игра – это ведущая деятельность
, всего дошкольного возраста. Развивающий потенциал игры заложен в самой её природе. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ребёнок руководствуется личностными установками и мотивами.
Эффективность применения инновационных технологий в дошкольном обучении
В настоящее время главной целью проводимой реформы в сфере образования нашей страны является формирование и воспитание личности с современным, разносторонне развитым мышлением, умеющим творчески подходить к своему делу.
Инновации определяют новые методы, формы, предметы, технологии применяемые в педогогической практике, направленные на развитие способностей личности ребенка.
В связи с этим, сегодняшняя инновационная деятельность, связанная с обучением в детских садах является основным фактором профессионального развития педагогов дошкольных организаций.
Ребенок современного мира – это наше завтрашнее будущее.
Формирование молодого поколения, его развитие, детальное изучение и определение его внутреннего мира, и создание условий для дальнейшего развития его способностей и возможностей становится основной задачей каждого педагога.
Это все зависит от умения в совершенстве применять новые педагогические технологии педагогов дошкольного учреждения для достаточного просвещения, развития на своем уровне личности детей в дошкольных учреждениях. Потому, что в настоящий период как и насколько важны инновационные педагогические технологии в сфере образования и науки, настолько так же педагогические технологии играют важную роль в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.
«Инновационные технологии – это предметы и методы сопряженные с приоритетными целями знаний: обучение – сложная и открытая система новых задач, содержаний, форм и методов, связанная единой общей концепцией организации воспитательного процесса, здесь каждая позиция влияет на другую и в конечном итоге составляет комплекс положительных условий для развития ребенка».
Известно, что прямой обязанностью каждого педагога на сегодняшний день, является создание условий для свободного, активного развития, получения разносторонних знаний, творческого развития будущего поколения.
Так как, инновационная деятельность – глубокое знание педагогов педогогических технологий, методов и приемов, психологии и педагогики в работе с детьми детского сада помогает в достижении каких-либо конкретных целей педагогами.
Выражаясь более конкретно, эта деятельность способствует повышению интереса и жизнеспособности, делая процесс обучения и воспитания сознательным и качественным.
Требование тенденции новой технологии оказывает влияние на достижение целей в обучении ребенка, развитие его умственных способностей через действия, повышая познавательную активность, разностороннее развитие и умение быстро принимать новое.
На данном периоде развития общества технологизация в процессе обучения, воспитания в образовательной системе дошкольных учреждений – одна из главных задач. В связи с этим в практике дошкольных учреждений создаются и применяются различные технологии обучения и воспитания.
К примеру, применяемые инновационные технологии: педагогика сотрудничества, гуманное обучение, игровое обучение, проблемное обучение, модульное обучение, обучение через опорные сигналы, развивающее обучение, компьютерная технология обучения, программное обучение, уровневое обучение и другое. Из них хочу отметить эффективность проектной технологии.
Метод проектирования – инновационная педагогическая технология.
Педагогический проект – это комплекс действий организованный специально педагогом, в результате которого ребенок сможет самостоятельно принимать решения, сделать свой выбор и в следствие своего труда и творчества он становится ответственным. Стимулирует на конкретные задачи требующие специальные знания и фактическое применение знаний охватывающее решение проблемы через действия проекта.
Особенность технологии проекта – это умение ребенком спроектировать предстоящие действия и умение быть его субъектом.
Проект – это педагогический метод, посредством которого ребенок в достижении цели воспринимает окружающую среду через периодические процессы и предварительно запланированные практические действия.
Метод проектирования – способ достижения процедурной дидактической цели, который позволит дать конкретный результат через тщательное изучение проблемы.
Метод проектирования – всегда предвещает какое-либо решение проблемы.
Метод проектирования – метод обучения направленный на индивидум. Он посредством содержательной части обучения и комплекса заданий развивает мастерство и навыки. Также способствующий побуждению у детей исследовательских действий через комплекс заданий содержательной части обучения, обучаемые сведения принимаются в виде какого-то действия или продукции, развивая мастерство и навыки.
Преимущества проектного обучения: мышление на логическом уровне и приветствуется активное исследование, повышение уверенности в собственные силы и возможности у детей, в работе с проектом в сравнении с традиционным обучением, дети постепенно принимают ответственность своего обучения.
В результате улучшаются качество обучения и способность мышления, умение понять проблему, способности сотрудничества и мастерство построения таких действий как взаимоотношения и увеличивается возможность развития методов.
Вместе с этим повышается возможность обучения с разным уровнем развития детей.
Основная идея метода проектирования: развитие познавательного интереса у детей, умение самостоятельно с помощью воспитателя или родителей, наполняя свои знания, находить необходимое в информационном пространстве и развитие критического мышления. Цель технологии обучения через игру предусматривает дидактическую, воспитательную, социальную цель.
Особенность игровой технологии – психологический механизм игрового действия опирается на собственные предпочтения личности. Предусматривает раскрытие у ребенка таких качеств как любознательность, познавательность, творческие качества.
Игра для ребенка и обучение, и труд.
Игра – способ познания окружающей среды. Она не только помогает преодолевать встречающиеся трудности в жизни, но также формирует их организаторские способности, повышает их желание к познанию окужающей среды.
Технология проблемного обучения – научить ребенка самостоятельному соисканию, развивать познавательные и творческие способности. То есть, повышение активности детей, создать проблему побуждающую у ребенка интерес к обучаемоему материалу, ребенок воспринимает не только через органы чувств, он осваивает материал в целях удовлетворения потребности в знаниях, ребенок связывает обучение со своей жизнью и трудом.
Технология самостоятельного развития – это разностороннее развитие ребенка, воспитание самостоятельности, воссоединение мира предметов и умственных действий в сознании ребенка. Здесь необходим естественный подход в сответствии с развитием ребенка, только тогда ребенок сможет сам себя развивать. Как поясняет педагогика М. Монтессори, вся жизнь ребенка начиная с рождения и до взросления – является развитие его свободы и самостоятельности. Особенность этой технологии в том, что нет единой программы, каждый идет путем предназначенным ему природой. В детских садах нет занятий, каждый день начинается с собрания и после собрания каждый по своему желанию занимается чем угодно. Действия каждого ребенка в зависимости от его труда оценивается со стороны другого ребенка.
Здесь главная задача – ребенок оценивает себя сам.
Педагогика сотрудничества – переход педагога от требовательной педагогики к педагогике взаимоотношений.
Обращение к ребенку с гуманной стороны, неотъемлимое единство обучения и воспитания: воспитатель-ребенок, ребенок-воспитатель, ребенок-ребенок, то есть и ребенок и воспитатель являются субъектами. Вместе с этим, гуманные взаимотношения с ребенком как с личностью. Взаимопонимание между ребенком и воспитателем, сотруднические взаимотношения.
Основная цель этой технологии – это воспитать в ребенке гражданина, формирование и воспитание любознательности, вселить теплоту в сердце и в душу ребенка.
Технология отборно-уровневого обучения – является освоение знаний, умений и навыков. Обучение каждого ребенка на своем его возможном уровне адаптировать, приспосабливать обучение в соответствии с различными группами.
Технология модульного обучения – проектирование целостности обучения, организация педагогического процесса ориентированного на достижение поставленных целей, анализ результата воспитателем выбор и формирование воспитателем системы, результаты которой возможно проанализировать, разъяснить.
Профилактика трудностей встречающихся в работах проводимых детьми и составление системы исправительных работ.
Технология развивающегося обучения – далее развивать ребенка обучая его. Развивать в ребенке свободолюбие, целеустремленность, честь и дсотоинство, чувство гордости, индивидуальность, человечность, трудолюбие, активность и другие качества.
В настоящее время во многом в дошкольных учреждениях применяется технология «Шаг за шагом».
Основа педагогики Монтессори – создание специального окружения и способствование саморазвитию ребенка в нем. Монтессори задал вопрос: «Что необходимо для развития ребенка?» и доказал в открытых им школах, что для этого необходимо стремление служению себе и саморазвитие. Поэтому адаптирование ребенка к жизни осуществляется в развивающейся среде.
Развивающая среда – предметно-пространтсвенная среда, создаваемая педагогом, в которой в свободном доступе имеются разные привлекающие внимание и вызывающие интерес материалы: условия обучения и воспитания в ней детей позволяют индивидуальным темпом развиваться каждому ребенку.
Основная цель технологии «Шаг за шагом» – обучение, учитывая индивидуальное восприятие и уровни развития каждого ребенка. Указанные педагогические технологии возможно использовать только учитывая возрастные различия детей детских садов, возможности восприятия каждого ребенка на каждом этапе. Способность запоминания у детей дошкольного возраста слабая, процессы восприятия неустойчивые. Поэтому они любят прикасаться и видеть предметы. В связи с этим, в процессе обучения детей дошкольного возраста следует широко применять наглядное пособие, игровую технологию.
Воспитатель – важная личность закладывающая основу знаний в ребенке.
Требования предъявляемые к подготовке воспитателю – новатору направлены на внедрение новых путей и обучения направленных на освоение профессиональных навыков в настоящее время, вооружая студентов новыми видами обучения.
Как говорил ученый педагог В. А. Сухомлинский «Педагогическое мастерство и педагогическое искусство- является умение познать мудрость сердцем», воспитатель определяет природные качества ребенка, умеет раскрывая и развивая их проанализировать. Только творческий, соискательный, умеющий индивидуально с детьми строить взаимоотношения педагог, сможет формировать предпосылки гражданина общества в соответствии требованиями современного мира. Поэтому изучается профессиональная компетентность педагогов, организаторские, исследовательские способности. Это вот и является особенным видом новой деятельности технологии инновационного обучения.
Для освоения инновационной технологии обучения необходимо применять огромный педагогический опыт. Это работа требует от человека творчески подходить к своей деятельности, иметь способность применять деловые личностные качества. В действительности каждый педагог, каждый воспитатель детского сада в ходе освоения новой инновационной технологии саморазивается и самоформируется.
Литература:
- Аверин В. А. Психология детей и подростков. СПб., 1998.
- Байшукирова А. Воздействие ребенка к интеллекту взгляда на мир.
- Ребенок готов к школе? Психологические задания и игра, упражнения. Астана, 2003.
- Безруких М. Почему учиться трудно? Москва, 1995.
- Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия, 2001.
- Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. 2006 жыл.
- Давыдова О. И., Майер А. А., Богословец Л. Г. Проекты в работе с семьей. 2000 жыл.
- Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. 2001.
- Бузаубакова К. Освоить новую педагогическую технологию обязанность. // Школа Казахстана. N 9-10. 2005.
- Байгазиева Г. Новая педагогическая технология. // Школа Казахстана. N 8. 2005.
Инновационные формы обучения дошкольников.
Инновационные формы обучения дошкольников.
Форма организации обучения — это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.
Формы отличаются:
· по количественному составу участников,
· характеру взаимодействия между ними,
· способам деятельности, · месту проведения.
Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу.
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных форм обучения детей.
Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. В детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.
Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.
Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.
Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком — трудности в индивидуализации обучения.
Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Непосредственно образовательная деятельность организуется по всем направлениям образовательных областей.
Организованная образовательная деятельность включает в себя различные виды детской деятельности.
Игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, конструктивную, двигательную, музыкальную, изобразительную, восприятие художественной литературы и др.
На современном этапе термин «занятие» сохраняется по отношению к музыкальным и физкультурным занятиям, проводимым обычно специалистами — музыкальным и физкультурным руководителями в специально оборудованных для данных видов деятельности помещениях.
В качестве основной единицы педагогического процесса детского сада может быть выделена образовательная ситуация — это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах деткой деятельности.
Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций. В образовательной ситуации происходит освоение содержания обучения и способов учебной деятельности.
Образовательные ситуации могут быть направлены на решение задач одного из видов деятельности (например, коммуникативной, математической, изобразительной и др.). В этом случае происходит развитие умений, необходимых для успешного осуществления конкретного вида деятельности. Например, рассматривание картины или игрушки, освоение счета, измерение. Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании. Комплексный подход к построению образовательных ситуаций способствует реализации принципа интеграции образовательного процесса детского сада.
Инновационные формы обучения — это система методов, способов, приёмов, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные формы сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
Литература.
1. Лагутин А.Б. Помоги ребёнку стать сильным и ловким/ А.Б. Лагутин, А.П.М. Просвещение 2004г.45с.
2. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена.- М.: Физкультура и спорт,1970.-200 с.
3. Кожухова Н.Н., Рыжова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студ. высш. и сред.пед. учеб.заведений / Под ред.С.А. Козловой.- М.: Издательский , 2002.-320 с.
Инновационные формы дошкольного образования
Инновация — создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояние в другое. Соответственно инновационные технологии в образовательном процессе — создание нового, не существующего ранее компонента.
Цель: создать личностно-ориентированную образовательную среду в ДОУ, позволяющую формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов и специалистов.
Задачи:
· воспитывать социально–личностные качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески;
· развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую активность детей в различных видах деятельности;
· научить детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышения уровня интеллектуального мышления и креативного воображения.
Характеристики инновационной деятельности ДОУ:
· Педагогический коллектив разрабатывает и применяет в деятельности по воспитанию детей и в организации образовательной среды модель, которая отличается от общепринятой.
· Коллектив разрабатывает и применяет новые способы деятельности педагогов.
Основные виды инновационных технологий, применяемых в детских дошкольных учреждениях:
1. Здоровьесберегающие технологии: основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формы работы: спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, спортивные игры, закаливание, водные процедуры.
2. Проектная деятельность: её смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.
3. Развивающие технологии: в традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.
4. Коррекционные технологии: их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия.
5. Информационные технологии: использование ИКТ (использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов) на занятиях в ДОУ привлекательно для детей, позволяет вызвать активный познавательный интерес к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний.
6. Познавательно-исследовательская деятельность: основной целью является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.
7. Личностно-ориентированные технологии: цель: создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.