Творческие способности младших школьников: выявление, методики, наблюдение, развитие

Методика выявления творческих способностей младших школьников основана на учебной деятельности. Она не только выявляет знания и умения, необходимые для жизни в социуме. Основная цель методики — развитие личности и ее самореализация, создание собственных идей и их воплощение в жизнь.

Под способностями к творчеству понимается изменение реальности с помощью неординарных, новых, неповторимых идей. Оценивая уровень таких способностей, следует учитывать разную степень развития детей. Большую роль играют: восприятие, воображение, находчивость, оригинальность.

Диагностика на выявление творческих способностей у младших школьников


Диагностировать творческие и умственные способности необходимо с раннего возраста. Это выявляет показатели развития ребенка.
Диапазон способностей зависит от физического здоровья, восприятия окружающего мира, воспитания и психоэмоционального состояния:

  • минимальное проявление (отставание);
  • соответствующий возрасту уровень (нормальное развитие);
  • проявление высокого уровня (опережение).

Основной целью диагностики является своевременное выявление отстающих и одаренных детей. Это позволяет разработать в дальнейшем мероприятия, направленные на дальнейшее развитие школьников.

К распространенным методам диагностики относится тестирование:

  • графическое;
  • устное;
  • ситуативное.

Для достижения максимально эффективного результата методики комбинируют.

Методы и методики изучения

Применение эффективных методик изучения креативных способностей выстраивается следующим образом.

  • Первичная диагностика.

Проводится письменное анкетирование родителей и детей. Организовывается наблюдение за детьми в школе и дома.

  • Проведение специальной диагностики.

На втором этапе проводятся тесты, заполняются анкеты, выполняются творческие задания.

Для определения способностей ребенка к творчеству предлагают ответить на перечень вопросов взрослым: родителям и педагогам. Для этого хорошо использовать «Карту одаренности». Этот тест разработан по методике Хаана и Каффа. Опросный лист может включать до 80 вопросов. Время на ответы: 15 минут. После обработки результатов выявляется степень одаренности ребенка. Удобная систематизация итогов показывает, какой вид способностей в настоящее время у ребенка развит. Десять полученных оценок составляют «индивидуальный портрет» способностей. На основе полученного результата можно составить программу развития личности.

Вторая по популярности методика – анкетирование «Палитра интересов». Вопросы в анкетах составлены с учетом отражения интересов ребенка в нескольких сферах:

  • математика и техническое направление;
  • гуманитарная область;
  • деятельность в области искусства;
  • развитие;
  • спортивное направление;
  • коммуникация;
  • естествознание;
  • домашние обязанности.

Используя методику, можно изучить наличие/отсутствие определенных способностей у ребенка. Затем провести более точную диагностику по более или менее развитым направлениям.

Диагностирование способностей родителей

Для выявления предполагаемого уровня креативности ребенка проводят тестирование его родителей. Для этого используют специальную анкету «Степень развития креативности».

В ней собраны утверждения об отношении к различным процессам. С помощью знаков «+»/«-» участники отмечают своё согласие (несогласие) рядом с пунктом.

  1. Мне не импонирует работа с четко выработанным алгоритмом.
  2. Мне нравится абстрактная живопись, я ее понимаю.
  3. Я не люблю делать работу, регламентированную инструкциями.
  4. Я не люблю посещать музеи. В них все скучно и однообразно.
  5. Я люблю фантазировать.
  6. Увлечения вносят в жизнь человека дополнительный интерес.
  7. Я могу с удовольствием смотреть несколько раз один и тот же спектакль. Актеры играют по-разному, а новая интерпретация делают просмотр увлекательным.
  8. По моему мнению — лучше быть закройщиком. Это проще, чем быть портным.
  9. Мне нравится процесс работы. Меня мало интересует, какой получится результат.
  10. Любое дело требует творческого подхода.
  11. Я часто сомневаюсь в том, что другие признают правильным.
  12. Мне не хочется выстраивать свою жизнь по определенным правилам.
  13. Мне нравится работа художников.
  14. Мне нравится ходить разными дорогами.

Развитие творческого мышления

Можно записать малыша в продуктивный центр развития творчества детей, в котором специалисты-педагоги помогут развить творческое мышление ребёнка, его воображение, но куда важнее уделять внимание развитию малыша в семье.

Несмотря на имеющийся диплом, педагог без участия родителей не сможет достичь желаемого результата.

Развитие творческих способностей детей в семье

Обратите внимание! Главным условием развития творческих способностей у ребенка в семье является родительский пример. Если родитель считает и озвучивает, что всё это ерунда, пустая трата времени и лучше заняться чем-нибудь серьезным и полезным, то вряд ли ребёнок с удовольствием возьмётся за фломастеры или начнёт лепить из пластилина.

Нужно найти занятие по душе и уделять ему хотя бы небольшое количество свободного времени. В этом случае, даже если малыш не проявляет никакого интереса к творчеству, рано или поздно начнёт интересоваться, чем же так увлечённо занимается папа, мама, старший или младший брат, а потом и сам начнёт включаться в процесс.

Совместное творчество развивает лучше

Методики развития творческих способностей дошкольников

Методика это система инструментов, действий воспитателя, направленных на развитие творческих способностей малыша.

Игры для развития памяти и внимания у детей

К сведению! Основной метод для детей такого возраста будет, конечно же, игровой. Актуальность его никогда не пройдёт. Именно через игру дети легко усваивают новые знания и получают умения. Для них эта методика является самой эффективной, увлекательной и продуктивной.

Также существует группа методик:

  • словесная;
  • практическая;
  • наглядная.

Развитие ассоциативности в игре

Упражнения для детей, направленные на формирование ассоциаций (взаимосвязь между объектами, событиями), положительно влияют на умственное развитие, развивают мышление и фантазию.

Игры по ФГОС для развития ассоциативности весьма простые, например, можно выбрать объект «собака» и вместе с малышом назвать или написать слова, которые можно связать с собакой (ошейник, намордник, поводок, косточка, хвостик, будка, лай и т.п.). Либо подобрать карточки таким образом, чтобы у каждой была пара, потом перемешать их и дать ребёнку возможность воссоединить пары (зонт – дождь, ночь – сон, зубная щётка – зубная паста, музыкальный инструмент – нота, презентация – проектор, рисование – кисть, собрание – родители, техник – инструмент и другие).

Развитие системного мышления

Системное мышление это то, что освободит ребенка от запоминания большого объёма информации, которая большую часть времени бывает невостребованной. Развитое системное мышление позволяет соотносить объекты между собой, видеть мир как совокупность частей, имеющих взаимосвязи между собой, выделять эти части, позволяет обобщать, делать выводы и умозаключения на основании имеющихся фактов. Развить системное мышление помогают специальные упражнения.

К сведению! Важно приучать ребенка играть так, чтобы он мог придумать с одним объектом много интересного. Приобретать лучше всего многозадачные игрушки, с которыми можно придумать несколько игр, например, стаканчики, которые складываются друг в друга. Их можно использовать, вкладывая друг в друга, ставя друг на друга, как пирамидку, играть с ними в песке, в воде, изучать цвета, счёт, понятие размера, больше, меньше, среднее и многое другое.

Родители должны подавать пример

Диалектичность дошкольников

Диалектичность, очень интересное свойство, заключающееся в том, что человек может обнаруживать нестыковки, противоречия, особенности. Оно является неотъемлемой частью критического мышления. Развивать диалектичность эффективно с помощью игры «Плюсы и минусы». Суть этой игры заключается в том, что ребёнку предлагается выделить положительные и отрицательные стороны какого-либо персонажа или события.

Не столь важно, если у малыша не всегда получается достичь определенного результата после занятий творчеством. Главную пользу он получит в процессе творческой деятельности.

Методы развития и диагностики творческих способностей младших школьников


Самым распространенным методом выявления способностей признан тест «Дорисовка фигур» (авторы: О.М. Дьяченко, А.И. Кирилова). Диагностика позволяет оценить продуктивность и оригинальность подхода к выполнению.
Детям раздаются карточки, на которых изображены фигуры. Сложность теста определяется возрастом и развитием ребенка. Например, на карточке могут быть изображены только круги. Дорисовывая каждый круг, дети по своему представлению доводят их до высшей степени сходства с различными предметами. На карточке также могут быть изображены несколько фигур, образуя некоторую заготовку для рисунка, который нужно закончить по фантазии.

Возможные результаты диагностики:

  • «Нулевой» тип.

Ученик не дорисовывает фигуру. Возможно, он изобразит какой-либо свой рисунок рядом с фигурой. Причина: неправильное восприятие задачи, игнорирование просьбы, проявление собственной фантазии.

  • «Первый» тип.

Школьник дорабатывает фигуру так, что она становится одной из элементов изображения. Получается схематическое изображение какого-либо предмета без мелких и подробных деталей.

  • «Второй» тип.

Фигура дорисовывается с мелкими деталями и подробностями так, что получается сложное изображение.

Вторым по популярности тестом на выявление способностей признается методика, разработанная Е.А. Панько «Придумай игру». Цель: придумать новую игру, ее название, определить количество участников, правила игры, инвентарь и пр. При этом определяются способности ребенка к прогнозированию, организации деятельности, быстрому решению проблем.

Ученику дают задание – придумать игру, которое необходимо выполнить в течение 5 минут. Затем ребенку задаются вопросы, на которые он должен ответить.

  1. Какое название у игры?
  2. Что она собой представляет? Для чего в нее играют?
  3. Сколько игроков требуется?
  4. Какие роли у участников?
  5. Какое место выбирают для игры?
  6. В чем заключаются правила?
  7. Как (чем?) должна заканчиваться игра?
  8. Какие бонусы (штрафные очки) получают игроки?

При ответах внимание педагогов обращается не на речь, а на полноту и содержание придуманной игры. При затруднениях рекомендуется задавать школьнику наводящие вопросы, однако избегать подсказок.

Использование ситуативной методики

Для выявления творческих способностей также хорошо подходит методика «Вербальная фантазия», разработанная Р.С.Немовым.

Школьник за 1 минуту должен придумать рассказ/историю/сказку о каком-либо одушевленном герое: животном, вымышленном существе, либо о неодушевленном предмете, на усмотрение ребенка. Придуманную историю нужно рассказать в течение 5 минут.

Креативность школьника оценивается по следующим признакам:

  1. Быстрота создания сюжета;
  2. Оригинальность содержания;
  3. Степень применения реальных и не реальных персонажей;
  4. Характеристика образов.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста: креативность

Креативность это качество, которое пригодится ребёнку и во взрослой жизни, поэтому его развитию необходимо уделять достаточно внимания.

Специалисты предлагают несколько способов для развития креативности:

  • Давать ребёнку свободное время. Постоянно играть с малышом, развлекать его. Придумывать для него игры не пойдёт на пользу для развития его фантазии.
  • Отказаться от большого количества современных игрушек. Эти вещи не дают малышу фантазировать. Когда же игрушка простая, ребенок вынужден додумывать какие-то элементы или нетрадиционный способ её использования.
  • Меньше контроля. Необходимо дать чаду простор для фантазии. Пусть он без неусыпного контроля занимается тем, что ему нравится.
  • Развивать таланты. Семья должна помочь малышу найти занятие по душе. Посредством посещения различных кружков, поиска увлечений можно будет заинтересовать кроху.
  • Творческая атмосфера. Для ребенка важно, чтобы у него была своя детская комната или креативный уголок, территория, на которой он волен делать все, что захочет. Пусть он собирает там модели из конструктора, играет в подвижные игры, главное, не мешать его творческим порывам.
  • Необузданная фантазия. Полезно фантазировать и сочинять разные истории с малышом. Можно посмотреть с ним мультфильм или прочитать сказку, а потом пофантазировать, как бы он поступил на месте того или иного героя. Хорошо развивает фантазию театрализованный семейный вечер.
  • Подавать пример. Бесполезно учить чему-то кроху, если он не будет видеть пример в семье. Родителям необходимо самим заняться каким-то творчеством и творить в присутствии малыша, повышать свой уровень.

Креативности уделяется особое внимание

Значение и виды творческой деятельности

Основное значение творческой деятельности заключается в том, что она способствует развитию речи малыша.

Занятия математикой с детьми 6-7 лет в ДОУ и дома

Обратите внимание! Это связано с тем, что творчество стимулирует развитие мелкой моторики рук (способность совершать мелкие и точные движения), а моторика непосредственно влияет на речевой центр в мозге.

Основными видами творчества являются:

  • художественное;
  • научное;
  • техническое.

Некоторые авторы выделяют ещё и спортивное творчество, целью которого является выполнение нормативов.

Целью художественного творчества является создание произведения искусства (песни, картины, стихотворения и прочего).

Целью научного творчества является получение новых знаний через открытия, эксперименты, исследования.

Целью технического творчества является создание механизмов.

Моторика должна развиваться

Как создать условия для педагогического процесса формирования креативности

Задача педагога постоянно развиваться, совершенствоваться. Развивая креативность, фантазию своих воспитанников, он не должен забывать и про себя. Создать условия для педагогического процесса формирования креативности помогут:

  • Постоянное саморазвитие и «самокопание», оценивание себя как личности и профессионала. Стоит улучшать изобразительный, художественный, песенный вкус.
  • Занятие творчеством совместно с детьми.
  • Посещение открытых занятий других педагогов, форумов, семинаров. Важно обновлять дидактический материал, можно написать курсовой проект, исследовательскую работу, совершенствовать свою деятельность, составить план работы.

Ключи к развитию креативности

Для того, чтобы целенаправленно развивать креативность и расти творчески, определяют основные понятия: «ключи» к запуску. Под ними понимаются факторы, которые способствуют появлению, развитию и дальнейшему использованию ребенком собственного потенциала.

  1. Знания.
  2. Способность контролировать ситуацию.
  3. Опыт.

Необходимо накапливать позитивный опыт детей, которые научились применять творческое мышление. Важно делиться этим опытом с другими школьниками.

  • Поддержка лидеров.

Выделение детей с ярко выраженными способностями так, чтобы не «перехвалить» и не умалить старания остальных. Воспитание в успешных детях готовности делиться и опытом в достижении успеха.

  • Награды и поощрения.
  • Сила эмоций.

Поддержка хорошего настроения ребенка даже в случае неудачной попытки стимулирует «веру в следующий раз».

  • Широкий кругозор.

Чтение, собеседование, обсуждение прочитанного развивают способность к креативному творчеству.

  • Независимость, отсутствие «якоря».

Детям, способным легко переключаться с идеи на идею легче проявлять гибкость.

  1. Способность к игре.
  2. Настойчивость.
  3. Способность к сопереживанию.

Дети, умеющие слышать окружающих, обладают даром «групповой» креативности. Они способны воспринимать нереализованные идеи других детей, добавлять в них что-то свое и представлять как совместное решение.

  1. Развитие уважения к себе.
  2. Изобретательность, открытость мышления.
  3. Способность выходить за рамки.

Создание комбинаций идей и решений, объединение идей в группы по направлению стимулирует развитие креативности.

  1. Самоанализ.

Подведение итогов тестирования, игры или опроса должно стимулировать ребенка развиваться далее, а не «зацикливаться» на неудачном результате.

  1. Баланс между чувствами и мышлением.
  2. Смелость, уверенность в себе.
  3. Способность рисковать.

Необходимо объяснить ребенку, что не все, даже самые смелые креативные решения обречены на успех. Готовность рискнуть и потерпеть поражение должно стимулировать к дальнейшему совершенствованию идеи.

  • Понимание и приоритет креативности.

Мыслить творчески чаще, чем это обычно получается – девиз каждого дня.

  • Ответственность.

Это потенциал, который не позволит выдать чужие идеи за свои. В то же самое время ответственность должна отличаться от рутины. Она не должна мешать осуществлению творческих идей.

  • Дисциплина.

Памятка для родителей, или практические советы

Дети могут проявлять склонность сразу к нескольким сферам деятельности. Или наклонности могут быть выражены не совсем ярко. Если вы достаточно долго наблюдали за ребенком, но не уверены до конца, какие способности нужно развивать, простой тест помогут определиться с верным ответом.

Внимательно прочитайте следующие утверждения, подтвердите или опровергните их:

  1. Отличная память на стихи и рассказы.
  2. Ребенок чувствует ваше настроение.
  3. Чадо задает познавательные вопросы, например, кто придумал время.
  4. Отличная ориентация на местности (даже в незнакомом районе).
  5. Походке малыша позавидовала бы балерина.
  6. Любимое дело – слушать музыку.
  7. Круг интересов – окружающий мир: гроза, молнии, дождь, снег и т.п.
  8. Идеальная слуховая память: если переставить местами слова в любимой книге, он обязательно поправит вас.
  9. Быстро освоил завязывание шнурков или езду на велосипеде.
  10. Вы регулярно становитесь зрителем домашнего театра с любимым чадом в главной роли или участником творческих вечеров.
  11. Во время путешествия внимание ребенка сосредоточено на особенностях местности.
  12. Отлично различает звук музыкальных инструментов.
  13. Схематически изобразить местность ребенку намного легче, чем объяснить словами.
  14. Сопровождает активной мимикой большую часть слов и движений.
  15. Все игрушки лежат на месте от самой маленькой до самой большой или разобраны по шкафам соответственно цвету или размеру.
  16. Объясняет свои поступки чувствами, которые испытывал в тот момент.
  17. Каждый день вы слушаете удивительные истории, которые «произошли» с вашим малышом.
  18. Каждый услышанный звук удостаивается комментария.
  19. Во всех незнакомых людях ищет сходство со знакомыми ему детьми или взрослыми.
  20. Удивляет вас четкой оценкой своих сил и возможностей (например, я не смогу нести эту сумку, она слишком тяжелая).

Ключ к пониманию

  • Если вы подтвердили высказывания 1, 8, 17, у ребенка проявляются лингвистические способности.
  • Если вы подтвердили высказывания 6, 12, 18, налицо музыкальные способности ребенка.
  • Если вы подтвердили высказывания 3, 7, 15, у вашего малыша математические способности.
  • Если вы подтвердили высказывания 5, 9, 14, у вашего малыша сенсорные способности.
  • Если вы подтвердили высказывания 10, 16, 20, у вашего малыша склонность к самопознанию.
  • Если вы подтвердили высказывания 2, 10, 19, основа для развития – психологические способности.
  • Если вы подтвердили высказывания 4, 11, 13, ярко выражены топографические (пространственные) способности.

Теперь вы во всеоружии, так как точно знаете, какие именно способности ребенка нужно развивать, чтобы в будущем он достиг неимоверных высот. Успех чада в ваших руках. Главное – не поддаваться искушению и не прививать ребенку ненужных ему качеств. Развивая именно природные склонности, вы добьетесь максимального успеха в его развитии.

Диагностика: научные подходы, принципы и критерии

Диагностировать креативность невозможно без изучения и применения научности, на которой основаны способы, принципы и критерии.

Научные подходы к исследованию

В процессе изучения расположенности к творчеству выделяют два подхода.

  • Изучение креативности, как процесса творческой познавательной деятельности. В основе взаимодействие интеллекта, умозрительных способностей, проявление их на практике.

Над подходом работали: Д. Гилфорд, С. Медник, А. Пономарёв, Э. Торренс, С. Тейлор. Принципы основаны на исследовании, которое показывает: как влияет интеллект на процесс создания оригинальных новых идей. Наблюдаться при этом могут разные люди.

  • Изучение самой творческой личности.

Здесь речь идет о комплексе творческих способностей одного человека. В основе подхода создание «портрета» творческой личности. Это направление развивали: А. Маслоу, Д. Богоявленская, Ф. Баррон.

Принципы методики диагностики творческих способностей


При выборе способов исследования креативных способностей необходимо учитывать возраст ребенка и условия проведения тестирования.
Диагностические методики нацелены на выявление стереотипного мышления. Основной индикатор креативности – отдалённость от штампов, полный отказ от стереотипов.

Неординарность определяют по частоте выдачи необычных ответов. Уникальность оценивается соотношением количества новых идей и общего количества ответов.

Итог исследования не всегда может отразить степень способности человека к креативному мышлению. Творчество может проявиться у каждого человека спонтанно и быть нерегулируемым.

Несовершенство всех разработанных тестовых методик основано на общем подходе. Они не учитывают «эффект неожиданности» проявления индивидуальных особенностей в конкретной ситуации.

Критерии оценки

Показатели, по которым определяют уровень:

  • быстрота и непринужденность проявления креативности (подсчитывается количество предложенных вариантов за время выполнения задания);
  • «гибкость» ответов (умение переключаться);
  • оригинальность (частота повторений одного и того же ответа).

Удобным и простым способом проверки способностей к творчеству признается тест, разработанный Элисом Полом Торренсом. Он состоит из трех частей, которые характеризуют вид творчества:

  • вербальное,
  • изобразительное,
  • звуковое.

Время выполнения теста жестко не ограниченно, на усмотрение педагога. Для оценки рассматривают следующие критерии:

  1. Беглость/скорость – количество выданных ответов за период времени.
  2. Вариативность ответов (гибкость).
  3. Необычность (эксклюзивность, оригинальность).
  4. Подробности.

Проведенные исследования определили критерии оценки для ориентира.

  • Внимательность (сосредоточенность на задаче).
  • Разносторонность (множество подходов).
  • Гибкость (легкость переключения с одного утверждения на другое).
  • Оригинальность (отказ от штампов и стереотипов).
  • Вариативность (многообразие вариантов).
  • Конкретность (определенность и четкость подхода).
  • Абстрактность (умение отойти от реальности мира).
  • Гармония (логичность и последовательность предложений).
  • Независимость (отсутствие страха перед выбором решения).
  • Открытость восприятия (восприятие новизны и проявление интереса).

Использовать приведенные в статье методики можно в школе, центрах дополнительного образования, дома. Способы диагностирования адаптируются под каждого ребенка с учетом особенностей его развития.

О развитии творческих способностей дошкольников и младших школьников в следующем видео:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]