Применение методики Воскобовича в детском саду: описание и отзывы


Информация об авторе

Методика Воскобовича в детском саду используется для всестороннего развития творческих способностей детей. Ребята, которые занимаются по методике, быстрее сверстников выполняют математические операции, рано начинают читать, умеют выполнять творческие занятия и логически мыслить, могут концентрировать внимание и обладают хорошей памятью.

Автор методики Вячеслав Воскобович много лет не имел никакого отношения к психологии и педагогике. По специальности он является инженером-физиком. Кроме физики, Воскобович увлекался музыкой, писал песни для детей и взрослых, был неравнодушен к поэзии. К созданию методики его подтолкнули собственные дети. В начале девяностых было очень проблемно приобрести качественные игры для развития логики, мышления, памяти и развивающие материалы. Тогда Вячеслав Воскобович самостоятельно разработал серию игр и успешно ее адаптировал.

Развивающие игры являются универсальными пособиями, которые могут с одинаковым успехом использоваться многократно. В дальнейшем по нескольким играм была разработана целая обучающая методика, направленная на всестороннее развитие ребенка. На сегодняшний момент можно ознакомиться с более чем пятьюдесятью играми и большим числом развивающих пособий. В России и ближнем зарубежье регулярно проводятся авторские семинары Вячеслава Воскобовича а в детских садах методика активно внедряется в процесс обучения и развития.

Несколько слов о Воскобовиче

Вячеслав Вадимович Воскобович – это талантливый российский педагог-самоучка, который, имея «за плечами» диплом инженера-физика, сумел разработать уникальную авторскую методику раннего развития детей, получившую признание не только среди родителей, но и среди профессионалов – педагогов и психологов. «Примерить» на себя непривычное для него амплуа изобретателя детских развивающих игрушек Вячеслава Воскобовича заставила не любовь к педагогике (хотя помимо физики он всегда увлекался поэзией, музыкой и написанием стихов и песен для детей и взрослых), а суровая жизненная необходимость.

В самом начале 90-х годов прошлого столетия, когда в стране ощущался тотальный дефицит детских развивающих игр, Воскобович столкнулся с нелегким выбором: пустить воспитание и развитие собственных детей на самотек или попытаться самому придумать и сделать игры, обеспечивающие его детям не только досуг, но и полноценное развитие.

В результате на свет появилась целая серия развивающих игр Воскобовича («Геоконт», «Игровой квадрат» и «Цветочные часы»), которые представляют собой универсальные творческие пособия, предназначенные для многократного использования. На сегодняшний день доступно около 40 развивающих игр Воскобовича, каждая из которых может стать настоящей находкой для родителей, заботящихся о гармоничном и полноценном развитии своих детей.

В последствии Вячеслав Вадимович разработал и собственную методику, направленную на всестороннее развитие детей, в основу которой был положен его личный родительский опыт. Другими словами, Воскобович сумел создать эффективную методику развития детей, которую с успехом может применить каждый родитель в домашних условиях.

Описание подхода Воскобовича

Автор уверен, что обучение ребенка должно быть непринужденным и веселым, поэтому одним из принципов методики Воскобовича является использование интересных сказок. Каждую игру сопровождает увлекательная история, которая помогает быстрее запомнить формы, буквы, цифры или другую информацию. Ребенок помогает героям, выполняя разные упражнения и задания по сюжету. Такие методические разработки являются находкой для родителей без специального (педагогического или психологического) образования, потому что, основываясь на сюжете сказки, можно играть с ребенком и выполнять творческие задания.

Но игры должны проходить с пользой. Развивающие игры многофункциональные: в игровой форме можно обучать чтению, счету, письму, развивать логику, память, мышление и психические процессы. Так, ценность заключается в способности игры обучать и всесторонне развивать ребенка. Обязательно и развитие творческого начала. Сказки и игры по методике Воскобовича («Чудо-крестики», «Геоконт», кораблик «Плюх-Плюх» другие) помогают развивать фантазию, воображение и творческие потенциал. Нетрадиционные задания разной сложности формируют ранее креативное мышление у детей.

Особенности методики Воскобовича

Автор методики абсолютно уверен, что все дети быстро и с удовольствием осваивают новые знания и навыки только в том случае, если процесс обучения проходит в веселой и непринужденной обстановке. Поэтому свою методику Воскобович построил на таких принципах, как:

  • познавательный процесс – каждая игра представляет собой отдельную сказку, наполненную веселыми персонажами и приключениями, способствующими развитию фантазии и логики;
  • творческое начало – нетрадиционные задания в играх формируют у ребенка креативное мышление и развивают творческий потенциал;
  • обучение – в процессе игры ребенок одновременно запоминает буквы, цифры, формы, цвета и т.д.

То есть, развивающие игры Воскобовича – это многофункциональный инструмент, позволяющий в игровой форме успешно развивать у детей логику, память, мышление, моторику и другие психологические процессы, а также обучать их счету и чтению. Примечательно, что игры Воскобовича предназначены для детей в широком возрастном диапазоне: в них с удовольствием играют как дети 1-2 лет, так и ученики младших классов. При этом родителям совсем не обязательно по мере взросления ребенка приобретать новые игры. Благодаря тому, что каждая игра содержит множество задач (от простых манипуляций элементами до решения сложных многоуровневых задач) приобретенная один раз игра будет интересна ребенку на протяжении нескольких лет.

Практически все игры Воскобовича сопровождаются методическими пособиями, включающими в себя увлекательные сказки с яркими иллюстрациями, в которых присутствуют интересные для детей задания.

Специфика развивающих игр

Методика подходит для занятий с детьми от двух лет. По отзывам, ребята и постарше с удовольствием занимаются по пособиям. Каждое задание может начинаться с элементарной манипуляции с отдельными элементами и заканчиваться решением все более сложных задач. Игры обязательно учитывают актуальные для возраста интересы ребенка. Кроме того, в ходе игрового процесса дети совершают новые открытия и получают удовлетворение (в эмоциональном плане) от самостоятельно выполненных задач. Игровой материал разнообразный, насыщенный, многоплановый и многофункциональный.

Большинство игр по методике Воскобовича в детском саду или дома сопровождаются методическими пособиями и иллюстрированными историями, в которых нужно выполнять по сюжету задания или отвечать на поставленные вопросы. Герои сказки помогают ребенку усвоить азы математики или чтения, учат взаимопониманию и конструктивному общению. Важно, что дети быстро не утомляются, потому что имеют возможность самостоятельно выбирать нагрузку и темп, переключаться с одного задания на другое.

Особенно важно, что применение методики Воскобовича в детском саду (для начинающих методика проста в освоении, в крайнем случае можно записаться на семинар автора и даже лично задать интересующие вопросы) не требует перестройки работы учреждения или изменения привычного уклада жизни дома. Отношения взрослый ребенок партнерские, то есть не предполагается положение взрослого выше. Ребенок оказывается окружен непринужденной, но развивающей интеллектуально-творческой атмосферой. За счет поддержки творческих начинаний возникает ощущение внутренней раскованности, а еще ребенок не получает отрицательной оценки взрослых, так что ощущает внешнюю безопасность.

Развивающие игры Воскобовичастатья на тему

Развивающие игры Воскобовича

Вячеслав Вадимович Воскобович признан одним из первых авторов многофункциональных развивающих игр для детей, которые в игровой форме формируют творческих потенциал ребенка, развивают его сенсорику и психические процессы.

История возникновения методики Воскобовича

Сегодня в детских учреждениях для всестороннего и творческого развития детей с самого раннего возраста широко используется педагогами популярная методика Воскобовича. Дети, которые занимаются по данной методике, начинают рано читать, быстро выполняют различные математические операции, умеют логически мыслить и выполнять творческие задания, они обладают прекрасной памятью и могут долго концентрировать внимание.

Автор методики Вячеслав Вадимович Воскобович по специальности инженер-физик и на протяжении многих лет не имел отношения к педагогике и психологии. Изначально, игры были созданы автором для своих собственных детей, в начале 90-х годов было очень проблематично приобрести детские игры для развития логики, памяти, мышления. К первым играм креативного направления можно отнести «Игровой квадрат», «Геоконт» и «Цветовые часы». Данные игры не работают по принципу – один раз собрал и отложил, а являются универсальными творческими пособиями, которые можно использовать многократно. В дальнейшем была составлена целая обучающая методика Воскобовича, направления на всестороннее развитие ребенка.

На данный момент можно ознакомиться с 40 развивающими играми Воскобовича и большим количеством пособий по раннему развитию детей.

Принципы методики Воскобовича

Автор методики уверен, что обучение должно быть веселым и непринужденным, в связи с этим, один из принципов методики – интересные сказки.

Каждую развивающую игру Воскобовича сопровождает увлекательная сказка, которая помогает ребенку быстрее запомнить цифры, формы или буквы. В сюжете сказки малыш помогает героям, выполняя различные задания и упражнения.

Вторым принципом методики является игра с пользой. Развивающие игры автора достаточно многофункциональны, в игровой форме можно обучаться счету или чтению, развивать такие познавательные качества как память, мышление и логика. Таким образом, ценность игры заключается в ее способности всестороннее развивать и обучать малыша.

Третий принцип методики Воскобовича заключается в развитии у ребенка творческого начала. Игры и сказки помогают развивать воображение, фантазию и творческий потенциал у детей.

Специфика развивающих игр Воскобовича

Развивающие игры являются актуальными для детей от двух лет и старше. Игра может начинаться с элементарной манипуляцией элементами и заканчиваться решением сложных многоуровневых задач.

Игры Воскобовича так же учитывают интересы ребенка. Дети в ходе увлекательного игрового процесса совершают новые открытия и получают эмоциональное удовлетворение от выполненных ими задач. Большинство развивающих игр сопровождаются специальными методическими пособиями с иллюстрированными сказками, в которых необходимо выполнить интересные задания или ответить на поставленные вопросы. Добрые герои сказок помогают ребенку в игровой форме освоить не только азы чтения или математики, но и учат малыша общению и взаимопонимаю.

Важно, что дети, выполняя различные задания по методике Воскобовича, быстро не утомляются. Ведь ребенок самостоятельно выбирает темп и нагрузку занятия, переключаясь с одного задания на другое.

Популярные развивающие игры Воскобовича

Все игры Воскобовича имеют различную направленность:

— развивают у ребенка логическое мышление и воображение

— формируют математические навыки

— обучают чтению

— направлены на конструирование и моделирование

— развитие навыков исследовательской деятельности и творческого потенциала.

Игра-конструктор «Геоконт» представлена в виде фанерной дощечки с гвоздиками, которые расположены на ней в определенной последовательности. К игре прилагается набор цветных резинок и иллюстрированное пособие, содержащее творческие задания различного уровня сложности.

Дети не просто выполняют задания, а путешествуют с малышом Гео, помогают ему с помощью конструирования разноцветных геометрических фигур преодолеть различные препятствия в Фиолетовом Лесу. В пособие описаны схемы рисунков, которые в итоге должны получится у детей.

— « Геоконт» вводит детей в мир геометрии

— развивает мелкую моторику рук

— развивает психические процессы

— помогает изучить цвета, формы и велечины.

«Квадрат Воскобовича»

Данную игру называют еще «Кленовый листок», «Вечное оригами», «Косынка», «Квадрат-трансформер» и т.д. «Квадрат Воскобовича» состоит из 32 разноцветных треугольников, наклеенных на гибкую тканевую основу и расположенных на определенном расстоянии друг от друга. Основные цвета игры красный, желтый, зеленый и синий. Для детей младшего возраста предлагаются двухцветный квадрат, для старших детей разработан четырехцветный квадрат. «Квадрат Воскобовича» можно легко трасформировать, создавая разнообразные объемные и плоские фигуры: самолет, конфету, домик ворону и т.д. Данные фигуры можно собирать по предложенным схемам или придумывать собственные образы.

«Квадрат Воскобовича» формирует у ребенка:

— абстрактное мышление

— навыки моделирования, умение ориентироваться в пространстве

— развивает креативный потенциал, усидчивость и познавательные процессы.

Игра-шнуровка «Ромашка»

Красивая ромашка поможет малышам составлять новые слова и читать их.

Из ключевого слова можно составить 200 слов. Для детей 2-3 лет игра «Ромашка» используется в качестве шнуровки, для развития мелкой моторики кисти рук.

Игра-шнуровка «Ромашка» развивает у детей:

— сообразительность

— навыки чтения, обогащает словарный запас и формирует умение творчески мыслить.

«Складушки»

Красочное игровое пособие знакомит малышей с гласными и согласными буквами, помогает освоить принцип сложения слогов. Ребенок на страницах игры «Складушки» встретит множество сказочных персонажей, с которыми можно разучивать стихи и петь песенки. К игре прилагается так же диск с песенками, который можно периодически слушать с малышом. Следует отметить, что в процессе занятия с ребенком задействованы различные анализаторы: тактильный, зрительный и слуховой. В результате таких занятий у детей:

— улучшается память

— развивается усидчивость и внимательность.

«Математические корзинки»

Данное пособие приглашает вас и вашего малыша в сказочную страну математики. Ребенок с веселыми героями зверята-цифрятами закрепит счет, уяснит состав чисел, научится сравнивать цифры и выполнять математические действия. Ребенок в ходе игры помогает своим друзьям складывать в корзины грибы-вкладыши. При этом выясняя, кто собрал грибов больше, а кто меньше. Сколько грибов необходимо положить в корзину, что она была полной. В предложенной автором инструкции описано более десяти игр, в которые можно поиграть с малышом. Так же ребенок в ходе игры выполняет задания на развитие мелкой моторики рук: разукрашивает, штрихует, обводит грибы. «Математические корзинки» являются универсальной игрой для детей от двух лет и старше.

Кораблик «Плюх-Плюх»

Данная развивающая игра выполнена в виде яркого кораблика с разноцветными флажками-парусами, которые можно легко надевать на деревянные реи. На основании кораблика нанесены цифры от 1 до 5. Яркие флажки имеют шероховатую поверхность. В связи с этим, в процессе игры у ребенка не только развивается мелкая моторика пальцев рук, но и тактильные ощущения. На мачте корабля малыш должен прикрепить определенное количество флажков, рассортировав их по цвету и величине.

Играя корабликом «Плюх-Плюх» ребенок знакомится с капитаном Гусем и матросом Лягушкой, которые приглашают его в мир захватывающих приключений.

Кораблик «Плюх-Плюх» является многофункциональной игрой, которая:

— знакомит малыша с различными цветами

— формирует математические навыки

— прививает умения по сортировке предметов, учитывая их количество и цвет.

Коврограф «Ларчик»

Ларчик – универсальная детская среда для решения любых образовательных задач в домашних условиях и образовательных организациях.

Предназначен для детей 3 – 10 лет, может использоваться для детей с ограниченными возможностями.

Благодаря сказкам у детей развивается фантазия, воображение, владение речью, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, обогащается словарный запас, развитие интонационной культуры, фонематического слуха, развитие интонационной культуры, фонематического слуха и развитие речевого творчества. Благодаря мелким красочным деталям, развивается мелкая моторика и идет подготовка руки к письму.

Как правильно играть с малышом в игры Воскобовича

Если вы приобрели игру Воскобовича и желаете поиграть с малышом, то следует детально ознакомиться с инструкцией и методическими рекомендациями к ней.

В ходе игры необходимо развивать речь ребенка, так как дети в процессе выполнения заданий в основном работают руками и мало взаимодействуют с окружающей их средой. Для этого попросите ребенка комментировать свои действия или пересказать сюжет, чаще расспрашивайте его о сказочных заданиях и вариантах их выполнения. Следует отметить, что игры Воскобовича отличаются статичностью. В связи с этим устраивайте с детьми разминку.

Игры Воскобовича требуют от ребенка определенного уровня усидчивости, которая не всегда по душе малышам. Таким образом, начинайте играть с детьми на протяжении 10 минут, потом отложите игру. Через время можно вернуться к выполнению заданий. В ходе игры запаситесь терпением, не критикуйте ребенка в случае неудачи. Радуйтесь победам и чаще хвалите малыша.

Развивающие игры по методике

Все игры по методике Воскобовича (описание отдельных дано ниже) можно условно разделить на несколько типов. Большинство из них развивают логико-математические способности (кораблик «Плюх-Плюх», конструктор «Геоконт», «Квадрат Воскобовича», «Цифроцирк» и другие), обучают чтению («Конструктор букв», «Читайка на шариках», «Теремки Воскобовича», «Снеговик»). Игры сопровождаются методическими книгами с заданиями, сказками, иллюстрациями и вопросами. Добрые герои (хитрый, но простоватый Всюсь, мудрый ворон Метр, забавный Магнолик, храбрый Гео) сопровождают ребенка, учат не только математике и чтению, но и человеческим взаимоотношениям.

Методика Воскобовича — описание, примеры игр:

Как отмечает сам Вячеслав Вадимович Воскобович, отличий методики несколько:

  • Насыщенность, многофункциональность, многоплановость игрового материала. Отсюда как следствие, широкий возрастной диапазон.

Начинаем играть в раннем возрасте, а заканчиваем в начальной школе.

  • Сказочность подачи материала. В методике задействованы свои герои: Малыш Гео, ворон Метр, незримка Всюсь, Крутик По, девочка Долька и другие. Обитают они в волшебном Фиолетовом Лесу. Сегодня в сотнях детских садов этот самый Лес – игровая развивающая среда, сенсорный уголок, который можно сделать своими силами.

  • Комплексные, интегративные подходы.

Чудесным образом сенсорика, интеллект, творчество переплетаются с математикой и чтением.

Игры В. Воскобовича можно разделить на:

  1. игры, направленные на творческое конструирование,
  2. игры на развитие логики и воображения,
  3. игры, обучающие чтению,
  4. игры на развитие математических способностей.

Приведем примеры самых известных игр и заданий с ними:

  • Геоконт — игра на развитие творческого конструирования

ГЕОКОНТ в народе называется просто — дощечка с гвоздиками. Через гвоздики протянута разноцветная резинка таким образом, что получаются контуры геометрических фигур. Задания различаются в зависимости от возраста детей:

  • маленькие просто выдумывают свою геометрическую фигуру,
  • дошкольники постарше – «натягивают» фигуру по шаблону,
  • школьники составляют настоящие геометрические городки.

Правда, от слова геометрия веет какой-то серьезностью, поэтому для детей – это сказка про Малыша Гео, Ворона Метра и дядю Славу.

Игру можно превратить и в настоящую викторину: если ребенок правильно ответит на вопрос, то препятствие (натянутая на поле резинка) исчезает и открывает путь для дальнейшей игры.

  • Квадрат Воскобовича — игра на развитие логики и воображения

Косынка, Вечное Оригами, Кленовый листок – все это синонимы Квадрата Воскобовича. Выглядит он довольно просто: на квадратной основе из такни наклеены треугольники. С одной стороны – красного цвета, с другой – зеленого.

Квадрат может складываться в различные фигуры: малыши с легкостью сделают домик с зеленой крышей или конфетку в красной обертке, детки постарше смогут различить спрятанные в домике геометрические фигуры. Решать задачи ребенку помогают мама Трапеция, папа Прямоугольник и дедушка Четырехугольник.

Вариантов сложения – 1.000.000 (!).

  • Конструктор букв — игра на обучение чтению

Игровое поле сделано из фанеры, покрытой цветной пленкой. К игре прилагаются цветные модули, которые можно закрепить на поле с помощью резинок – модули под них подкладываются. Ребенок должен составить правильно букву, а также решить логические задачи. Задания выполняются под методику-сказку – Филькина грамота.

  • Кораблик Брызг-Брызг — игра на развитие математических способностей

Этот разнопалубный кораблик займет малышей надолго. Обратите внимание, палубы выстроены согласно цветам радуги. Ребенок должен правильно прикрепить флажки. Усложнить задачу можно, попросив ребенка выстроить палубу по цветам радуги в диагональном или горизонтальном направлении.

Все игры стоят в пределах 80-300 рублей, в зависимости от сложности игры и ее комплектации.

Игра-конструктор «Геоконт»

Конструктор представлен в виде дощечки с гвоздиками, расположенными в определенной последовательности. К игровому полю прилагается набор цветных резинок и пособие, содержащее задания разного уровня сложности. Дети не просто выполняют скучные задания, а отправляются в настоящее путешествие с Гео и помогают ему с помощью конструирования геометрических фигур преодолеть различные препятствия в Фиолетовом Лесу. Описание методики Воскобовича (прилагается к игре) предлагает схемы рисунков, которые должны получиться в итоге. Игра «Геоконт» вводит детей в мир геометрии, помогает изучать цвета, формы и величины, учит моделировать, складывать по образцу, нестандартно мыслить, искать сходства и различия, развивает мелкую моторику.

«Квадрат Воскобовича»

«Квадрат-трансформер» состоит из тридцати двух разноцветных треугольников, которые нанесены на тканевую основу и расположены на определенном расстоянии друг от друга. Игра разработана для возрастной категории от двух до пяти лет (двухцветный квадрат), а для детей постарше предлагается четырехцветный квадрат. Квадрат можно трансформировать, создавая разные фигуры. Собирать можно по предложенным схемам или придумывать собственными. Вариантов насчитывается более сотни.

Развивающая игра по методике Воскобовича сопровождается увлекательной сказкой «Тайна ворона Метра» и методическими пособиями. Решить задания ребенку помогут сказочные герои: папа Прямоугольник, дедушка Четырехугольник, малыш Квадрат и прочие. Игра формирует абстрактное мышление и умение ориентироваться в пространстве, прививает навыки моделирования, развивает усидчивость, память и внимание, творческий потенциал.

Игровые технологии В. В. Воскобовича. Обзор игр

Екатерина Гордеева

Игровые технологии В. В. Воскобовича. Обзор игр

В настоящее время насчитывается огромное количество всяких игр, но как сделать, чтобы игры не надоедали ребенку на следующий день, были интересны и познавательны, чтобы ребенок мог осуществлять свои задумки в игре, развивал креативность, эмоционально развивался, очень сложная задача. Все это совместил в своих играх В. В. Воскобович. Его игры имеют множество функций, заинтересуют ребенка самого разного возраста, с их помощью ребенок будет создавать и фантазировать.

Созданные им игры помогали не только разнообразить времяпрепровождение детей, но и способствовали их полноценному развитию. Свой метод развития детей сам Воскобович именует технологией. Автор дал ему название «Сказочные лабиринты игры»

.

О методике Воскобовича. Его технология основана на понимании и запоминании полученных теоретических знаний с помощью практических действий, это особая тропа от практической части к теории. На данный момент В. Воскобович разработал уже более 50 игр. Они представляют собой многофункциональные творческие пособия. Обучаться с помощью них ребенок может весело и непринужденно.

Игры Воскобовича способствуют всестороннему развитию личности. С их помощью процесс обучения чтению и счету проходит гладко и легко. В своей методике автор внимательно относится к развитию творческих способностей детей. Для выполнения предлагаемых заданий ребенку потребуется проявить креативный подход и включить воображение.

Исходя из этого, можно увидеть, что технологияразработана на 3 важнейших принципах: интерес-познание-творчество.

Целями и задачами его методики является:

• способствовать развитию у ребенка заинтересованности и стремлению к познанию нового;

• развивать умение наблюдать, исследовать окружающий мир;

• развивать воображение, креативное мышление (способность посмотреть на знакомый объект совершенно другим взглядом, мыслить гибко и оригинально);

• гармоничный подход к развитию у детей эмоциональности, образного мышления и логики;

• оказать помощь в развитии математических и речевых умений;

• формировать начальные представления об окружающей действительности;

• содействовать психическому развитию;

• развивать мелкую моторику.

Что представляют собой игры: Вячеслав Воскобович говорит о том, что старается уйти от производства игр для одноразового применения, когда ребенок соберет-разберет и уберет игру подальше. Он стремится к созданию многофункциональных игр, которые будут творчески использоваться ребенком постоянно.

Особенности игр:

1. Разрабатываются в соответствии с интересами ребят

2. Каждая игра может использоваться детьми разного возраста, начиная от 2 до 7 лет.

3. Многофункциональность и универсальность.

4. Предлагаемый готовый дидактический материал систематизирован по возрастам и образовательным задачам.

5. Ко многим играм предложено методическое пособие, в котором уже можно взять готовый сказочный сюжет.

6. Высокая вариативность.

Значение сказки в играх. На первое место при создании игр Воскобович ставил интересы детей. Зная о том, как малыши любят сказки, он включил их в свои методические пособия.

Вместе с героями сказок, мудрым вороном Метром, храбрым малышом Гео, хитрым, но простоватым Всюсь, забавным магноликом, пауком Юком, Нетающими льдинками, Чудо-Цветиком и пчелкой Жужжой ребенок отправляется в путешествие по фиолетовому лесу и помогает им справляться со злом, выполняя задания.

Фиолетовый лес – это сенсомоторная среда для детского развития. Она состоит из разных игровых зон. В этих зонах персонажи обучают ребят играть в разнообразные игры, помогает им в этом сказка.

Как играть с ребенком. При приобретении игры внимательно прочитайте инструкцию к ней и следуйте всем правилам.

Важные этапы игры:

• Взрослому необходимо познакомить ребенка со сказочными героями, подобрать упражнения подходящей степени сложности и устроить игру вместе с малышом.

• Необходимо дать детям возможность усвоить игровые приемы, приобрести необходимые навыки конструирования, выполнить задания.

• Теперь дети могут приступить к самостоятельной игровой деятельности, придумать задания, сконструировать свои формы и сделать к ним схемы.

Требуется дополнительно способствовать развитию речи ребенка в игровой деятельности, так как в основном дети все делают с помощью рук, и взаимодействия с окружающим миром практически нет. Ребенок может прокомментировать действия, заново рассказать сюжет сказки, подробно проговорить варианты выполнения сказочных заданий.

Во время игры необходимо устраивать небольшие физминутки. Малыши не всегда могут усидеть спокойно на одном месте, а игры Воскобовича, как правило, этого требуют. Поэтому следует начинать играть с ребенком очень недолго. Для начала вполне хватит 10 минут. По истечении этого времени отложите игру. Когда ребенок будет готов продолжить, можете снова поиграть с ним. Запаситесь терпением и одобряйте действия малыша как можно чаще, вместе с ним радуйтесь его успехам и победам. Не надо его ругать в случае ошибки.

Плюсы и минусы технологии Воскобовича

У детей, которые регулярно занимались играми Воскобовича,ярко выражены умения:

• проанализировать информацию;

• сравнивать;

• отлично справляться с ориентировкой на плоскости;

• считать и читать;

• отличать и называть геометрические фигуры;

• распознавать цвета;

• сосредотачивать внимание на протяжении длительного периода;

• выполнять поставленные задачи;

• заканчивать начатое дело.

У детей, занимающихся по этой методике, очень хорошо развиты память и мышление, умение сосредоточиться находится на высоком уровне.

Можно назвать только один минус этой авторской технологии – многие пособия не представляется возможным сделать своими руками. Их необходимо покупать только в специализированных магазинах. Стоимость игр, как правило, довольно высокая.

Популярные игры Воскобовича:

Квадрат. Пособие содержит 32 треугольника разного цвета. Они располагаются на установленном расстоянии по отношению друг к другу и приклеены к тканевой основе, которая отлично сгибается.В игре работают 4 основных цвета: красный, желтый, синий, зеленый. Для малышей до 5 лет для игры предусмотрен квадрат из двух цветов, а для ребят постарше квадрат из 4 цветов.

«Квадрат Воскобовича»

с легкостью трансформируется в разные формы: самолет, черепаха, дом и другие. Формы собираются как плоские, так и объемные. Можно воспользоваться для сборки готовыми схемами, а можно пофантазировать и придумать свой образ. Всего схем сложения более 100.

Занимательная сказочная история о тайнах ворона Метра и материалы, которые потребуются в процессе игры, предложены в комплекте. Такие герои, как мама Трапеция, папа Прямоугольник, дедушка Четырехугольник, кроха Квадрат помогают ребятам справиться с предлагаемыми задачами.

Игра может оказать содействие в формировании у ребенка:

• умения смотреть на ситуацию в целом, не зацикливаясь на мелких деталях;

• способности к моделированию;

• хорошего уровня развития ориентирования в пространстве;

• креативности, памяти, внимательности, старательности.

Игровизор. Игра, позволяющая сэкономить много бумаги на рисовании, прохождении лабиринтов и выполнении других различных заданий, которые требуют прорисовки.

Игровизор состоит из:

• подложки – листа заламинированного картона, на котором расчерчена сетка;

• прозрачный пластик, рисуют по которому маркерами на водной основе.

Между собой листы скреплены пружиной. На подложке в углах нарисованы животные. С их помощью малышу легче ориентироваться на листе. Лев живет в левом верхнем углу, лань в левом нижнем углу, павлин красуется в правом верхнем углу, а пони в правом нижнем углу.

С помощью игровизора можно:

• просто рисовать;

• под пластиковый лист положить развивающее пособие и обводить (показывать путь по лабиринту, обводить по контуру, проводить по дорожкам);

• можно писать графические диктанты, обучающие ребенка ориентированию на плоскости, изображать фигуры, копировать изображение по клеточкам, знакомить с понятием симметрии и т. д.

Несомненными достоинствами игровизора будут являться его экономичность (заданиями можно пользоваться неоднократно, вариативность (с помощью одного листа можно решить несколько задач, самоконтроль (ребенок сможет самостоятельно увидеть ошибку и принять меры для ее исправления).

Теремки. Это игра получила свое признание за то, что является прекрасным средством обучения детей раннего возраста чтению. Играя, дети складывают слоги, а потом и складывают из слогов слова.

В комплекте 12 кубиков в форме теремка. Во всех теремках есть окно или арочка для гласных букв. Отдельно предложены гласные-сундучки. Забавные артисты, с именами, начинающимися с гласной буквы, позовут малыша в их мир. Чтобы получить слог, кроха должен взять соответствующий сундучок-гласную и поставить его в окно согласного теремка. Образовавшийся слог необходимо пропеть. Таким же образом кроха будет познакомлен с ударением и мягким и твердым знаком. Для проведения игр предложена инструкция, с детальным описанием их хода.

Складушки. Весьма колоритно выполненное пособие для игр, поможет со знакомством малыша с гласными и согласными буквами, поможет понять принцип складывания слогов. Пособие сделано подобно книжке, страницы которой украшают яркие картинки. Сказочные персонажи предлагают малышу разучить стихи, и спеть песенки.

Диск со всеми песнями предоставляется с комплектом. Книжка задействует визуальную, осязательную и слуховую восприимчивость ребенка. Она окажет положительное воздействие на развитие у детей внимательности, старательности, прилежности, памяти.

Чудо-крестики. Эта головоломка имеет много функций и будет содействовать формированию начальных математических представлений, фантазии, оказывает поддержку ребенку в его изобретательных проявлениях.

Игра выглядит как рамка с вкладышами, отличающимися формой и цветом. Использующиеся геометрические фигуры собираются из отдельных частей. Именно такие упражнения предлагаются ребенку при первых играх. Когда кроха начнет хорошо справляться с этими упражнениями, они усложняются. С помощью предложенных схем малыш будет составлять разнообразные образы фигур и предметов. В «Альбоме фигурок»

представлена наглядность к головоломке.

Фонарики. Эталоны формы. В комплекте предложены «фонарики»

— эталоны разных форм и размеров. К полю игры, выполненному из ковролина, они закрепляются с помощью ленты. Поле для игры можно располагать как горизонтально, так и вертикально.

В альбоме, который входит в комплект, предлагаются различные схемы для конструирования фигур. Можно работать, опираясь на них, а можно проявить воображение и придумать самостоятельно.Альбом подразделен на темы: человек, животные, бабочки и другие. Это сделано для удобства его использования.

Чудо-соты. Игра, которая предназначается для детей разного возрастного диапазона. Ее можно назвать и головоломкой, и конструктором. Она сделана в форме рамки, в которой сделаны отверстия в виде сот. В каждой соте содержится подборка геометрических фигур. Количество деталей во всех сотах разное. Цвета тоже разные. В красной соте – одна деталь, зеленая – две, оранжевая – четыре, желтая и синяя – по пять деталей. Например, зеленая сота состоит из двух трапеций.

Для ребят постарше предлагаются схемы, по которым они могут построить разные фигуры. Они могут пофантазировать и сложить свои фигурки.Получившиеся фигуры используются в качестве трафарета: обводить и раскрашивать. Героями сказки чудо-сот являются пчелка Жужа и Каррчик. Вместе с ними ребята путешествуют и делают разнообразные задания.

Конструктор «Чудо-соты»

будет развивать у крохи:

• логику;

• умение находить решения математических задач;

• мелкую моторику;

• зрение;

Логоформочки. Поле этой замечательной развивающей игры составлено из квадратов 3*3 см. Снизу расположена подвижная линейка, пользуясь которой можно смоделировать геометрическую фигуру или составную. Составляются они из 3 эталонных красных фигур (круг, треугольник, квадрат)

и 6 зеленых составных. Составные фигуры, которые образованы с помощью объединения верха и низа эталонных, получили свое название по схожести с предметами, которые они напоминают
(ваза, грибок)
. Названия можно увидеть в инструкции. Можно предложить ребенку самому придумать названия.

Фигуры в горизонтальных и вертикальных рядах расположены в строгой последовательности. В вертикальных рядах все фигуры имеют одинаковый верх (вершки, в горизонтальных – низ (корешки)

. При помощи гвоздика, расположенного на всех фигурах их удобно доставать и вкладывать обратно, как в формочки, так и на другие поверхности.

Математические корзинки. С помощью этого пособия ребенок сможет совершить сказочное путешествие в страну математики. Герои игры, цифрята-зверята, помогут малышу освоиться в мире счета и закрепить его, побывать в гостях у чисел и выяснить их состав, будут подвергать цифры сравнению и совершать математические действия.

Ребенок вместе со сказочными друзьями собирает грибы-вкладыши в корзинки. Они устраивают соревнования, кто собрал больше грибов, а кто меньше, вместе размышляют, сколько грибов еще надо положить в корзинки, чтобы стало одинаково. Всего в инструкции описано 10 игр, которые можно предложить ребенку.

Шнур затейник. Это пособие выполнено в виде деревянной досочки с 27 сквозными отверстиями. В комплекте также идут красный, синий и зеленый шнурки. Задача малыша в том, чтобы пользуясь предоставленными схемами продевать шнурки в отверстие или наматывать их на крепления. В результате он получает рисунок или написанное слово.

Сказку «Филимон Коттерфильд»

, по сюжету которой основана игра, необходимо рассказать малышу предварительно. Нужно сопоставить волшебство фокусника и досочку, показав, как следует работать.

С помощью пособия можно провести графический диктант, что ускорит запоминание ребенком букв и цифр. Работая со шнурками, ребенок будет развивать мелкую моторику. Ориентирование в трех рядах креплений будет способствовать развитию пространственного мышления. У детей развивается внимательность, память, вырабатывается усидчивость.

Забавные цифры. В комплект игры входят 10 ярких красочных карточек с цифрами, сделанных из картона, и детальная инструкция. С помощью цифр в виде зверей можно сделать из скучного процесса обучения математике познавательную и увлекательную игру под названием «Цифроцирк»

.

На всех карточках нарисована не просто цифра, а цифрозверь, например 1 – это еж, 2 – зайчик… Информация, которую малыш получит играючи с цифрами-зверятами, запомнится намного быстрее, ведь она будут основана на конкретных образах. Получать знания от конкретного к абстрактному, для малышей необходимо, так они усваиваюих гораздо быстрее.

В прилагаемой инструкции описывается много игр с цифроцирком, которыми вы можете воспользоваться для занятий. Цифроцирк познакомит кроху цифрами, натуральными числами, порядковым и количественным значением числа. Малыш с легкостью будет справляться со счетом в пределах 10, научится анализу, сравнению, сопоставлению и объединению чисел. Во время игры будет развиваться память, мышление, внимательность, фантазия, речь ребенка.

Геоконт. Название игры образовано от словосочетания «геометрический контур»

. Она представляет собой доску, на которой располагаются пластиковые гвоздики. В комплект входят цветные резиночки и подробная инструкция. В инструкции описаны необычные путешествия сказочных персонажей по лесу, встреча с пауком Юком и его цветными паутинами. Детям необходимо выполнить различные задания, чтобы помочь героям. Уровни сложности предложены разные, взрослый подбирает подходящий для конкретного ребенка.

• запоминать цвета, формы;

• развивать моторику рук;

• учиться ориентированию по системе координат;

• развивать креативность;

• учиться анализировать и сравнивать.

Кораблик «Плюх-плюх»

. Пособие сделано в форме корабля с пятью мачтами, которые располагаются, возрастая по высоте. Возрастание обозначено цифрами от 1 до 5, расположенными в основании парусника. Мачты сделаны из деревянных реек. На них надеваются разноцветные паруса, пошитые из шероховатой ткани.

В основе игры лежит сказка о капитане Гусе и матросе Лягушке. С ними малыш совершает удивительное путешествие. Во время приключений, которые ожидают героев, ребенку предлагаются различные задания. Например, закрепить указанное количество парусов, разложить их по цвету и размерам.

С его помощью:

• малыш будет определять цвета;

• научится сортировать предметы, с учетом количества, цвета и размеров;

• сформируются начальные математические представления;

• будет развиваться тактильная восприимчивость и мелкая моторика.

У «кораблика Плюх-плюх»

имеется брат
«кораблик Брызг-брызг»
. Основная суть игры с ним такая же. Отличие в том, что
«кораблик Брызг-брызг»
крепится к ковролину, у него семь мачт и паруса на липучке

Конструктор букв. Пособие представляет собой фанерную дощечку с закрепленными на ней резинками. Они выполняют функцию фиксации деталей буквы. В комплект включено 15 элементов разных форм для составления букв.

Конструктор поможет малышу в изучении алфавита. С его помощью можно выкладывать графическое обозначение каждой буквы, перестраивая ее потом в другую. Помощь ребенку будут оказывать жители сиреневого леса, которые очень хотят раздобыть секреты фокусника Филимона Коттерфильда.

Пособие окажет помощь ребенку:

• в понимании того, как связаны между собой звук и буква,

• в запоминании графического обозначения букв,

• в развитии мелкой моторики и воображения.

Какую игру в конечном счете выбирать конечно вам. Главное, чтобы вашему ребенку было интересно.

Головоломка «Чудо-крестики»

Методика и игра Воскобовича — это многофункциональное пособие для развития математических способностей. Игра представлена рамкой с разными вкладышами, отличающимися друг от друга по цвету и форме. Все фигуры разделены на части. Сначала ребенку предлагается собрать фрагменты в единое целое, а по мере появления первых успехов задания усложняются. Например, можно предложить собрать различные образы предметов. Для наглядности в комплект входит альбом фигурок. «Чудо-крестики» формируют у ребенка понятия целого и части, помогают освоить формы и цвета, развивают умение анализировать и сравнивать. В процессе игры ребенок учится использовать схемы для решения определенных задач.

Кораблик «Плюх-Плюх»

В процессе игры с ярким корабликом с парусами, которые можно надевать на деревянные реи, развиваются тактильные ощущения и мелкая моторика. На основание игрушки нанесены цифры от одного до пяти. На мачту нужно прикрепить какое-то количество флажков, предварительно рассортировав их по величине и цвету. Играя с корабликом, ребенок познакомится с матросом Лягушкой и капитаном Гусем, которые расскажут о своих увлекательных приключениях. Эта многофункциональная игра, которая применяется в рамках развития по методике Воскобовича, знакомит ребенка с разными цветами и формирует начальные математические навыки. Кроме того, в процессе формируются умения по сортировке предметов, учитывая их цвет и количество.

«Математические корзинки»

«Математические корзинки» помогут закрепить навыки счета, разъяснят состав чисел, научат выполнять простейшие математические действия и сравнивать с цифры. Кроме того, в ходе выполнения заданий развивается мелкая моторика. В процессе игры ребенок помогает сказочным героям складывать грибы в корзины. Нужно выяснить, кто собрал больше, а кто меньше, сколько нужно положить грибов, чтобы корзина был полной и так далее. В методическом пособии автора описано более десяти разных игр с «Математическими корзинками».

Теремки Воскобовича

Уникальная учебная модель используется для подготовки к раннему чтению. Судя по отзывам, это очень интересная техника. «Теремки» обогащают словарный запас, развивают мелкую моторику, творческие способности и психические процессы. В игровой форме ребенок учится соединять буквы в слоги и преобразовывать слоги в слова. Пособие включает двенадцать разноцветных теремков, на которых написаны звуки. Каждый кубик оснащен аркой или окошком для гласных. Чтобы соединить буквы в слог, необходимо вложить определенный сундучок в соответствующий теремок и пропеть образованный слог. К этому пособию, которое используется в рамках обучения по методике Воскобовича, прилагается детальная инструкция с описанием игр.

Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения.

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым, а на более поздних этапах – и самостоятельной. Развивающие игры технологии, разработанной В. Воскобовичем, важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны. Они включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям в непринуждённой обстановке проявлять речевую активность, контролирует правильность выполнения действий. Принципы, заложенные в основу этих игр — интерес — познание — творчество — становятся максимально действенными. Учитывая особенности высшей психической деятельности рассматриваемой категории детей, всё вышеперечисленное приобретает наибольшую значимость. Многофункциональность, многообразие и возрастная адекватность развивающих игр В. Воскобовича позволяет использовать их для решения указанной проблемы – коррекции и формирования речевых и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с ТНР (ОНР).

Игровая технология Вячеслава Вадимовича Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» соответствует требованиям ФГОС. Она раскрывает каждую из пяти представленных областей развития ребёнка. Задачи, поставленные ФГОС по каждой области развития, и задачи, решаемые игровой технологией В. Воскобовича, во многом совпадают.

Применение игровой технологии В. Воскобовича может быть адаптировано с учётом особенностей психического и речевого развития детей с ОНР.

Вячеслав Вадимович Воскобович – изобретатель, который придумал более 50 пособий для развития умственных и творческих способностей ребенка. Во время перестройки разыскивая по магазинам какие-нибудь развивающие игрушки для своих двух детей и не найдя ничего подходящего, он решил сам придумать и смастерить игру. Бил и колотил все вручную. Копировать чужое не стал, и потому его новые игры вызвали такой интерес. Первые разработки Воскобовича носили конструктивный характер – это был поиск какой — то изюминки. Понимая, что задания и упражнения не так интересны детям как игра, подошел к делу творчески и соединил свои идеи с игровыми моментами.

«Сказочные лабиринты игры» — это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игра плюс сказка). При этом образовательные задачи включены в содержание игры. В сюжеты методических сказок органично вплетается система заданий, упражнений, вопросов. Ребёнок слушает сказку и по ходу сюжета выполняет задания.

Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали» от простого к сложному). В результате такого подхода развивается речь и неречевые психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, мелкая моторика. Такой подход позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности, в любой игре добиваться того или иного «предметного» результата.

Принцип сензитивности. Авторы технологии «Сказочные лабиринты игры» не являются сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь материал является сензитивным, то есть наиболее благоприятным для восприятия детей дошкольного возраста, с учетом их психологических особенностей.

Формирование раннего творческого развития дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Педагог, используя естественную потребность ребёнка в игре, постепенно вовлекает его в более сложные формы игровой активности.

Все вышеперечисленные принципы гармонично сочетаются с принципами обучения и воспитания детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР).

1992 г. — первые игры В. В. Воскобовича: «Геоконт» «Игровой квадрат»

«Складушки» «Цветовые часы», «Прозрачный квадрат» «Прозрачная цифра» «Домино» «Планета умножения» «Чудо — головоломки» «Математические корзинки» Появились и первые методические сказки г. – более 50 наименований игр Игры В. В. Воскобовича

Актуальность Китайская мудрость гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»

ЦЕЛЬ: коррекция нарушений речи и развитие сопутствующих неречевых процессов посредством игры, в непринуждённой игровой обстановке.ЗАДАЧИ: 1. Развивать психические процессы внимания, памяти, словесно- логического и творческого мышления, воображения. 2. Развивать навыки познавательной активности. 3. Актуализировать, обогащать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки. 4. Прививать интерес к играм со звуком и словом. 5. Формировать положительный эмоциональный настрой на восприятие обучающего материала. 6. Развивать тонкую моторику руки. 7. Воспитывать навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, согласовывать свои действия с правилами игры, с действиями сверстников и педагога. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ТЕХНОЛОГИИ

В основе его методики лежит игра. Игра возбуждает интерес ребенка; Игра всегда познавательна; Игра не имеет жестких правил и условий; Принцип методики В. В. Воскобовича: интерес – познание – творчество.

«Фиолетовый лес» «Сказочные лабиринты игры» Фиолетовый Лес – это своего рода виртуальный, несуществующий мир. Фиолетовый Лес – это сенсомоторная зона, в которой ребенок активно действует с развивающими играми в горизонтальной плоскости или прикрепляет к вертикальной стене, реализуя свои творческие замыслы. Работу по технологии «Сказочные лабиринты игры» можно начинать с любого возраста дошкольного детства. Для реализации принципа постепенного усложнения детям сначала необходимо освоить материал, предназначенный для младшего возраста.

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ РЕЧЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА

Развивающие игры В. В. Воскобовича позволяют: Осуществлять дифференцированный подход. Позволяет разнообразить способы подачи игрового материала. Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность

Игры В. В. Воскобовичакоррекционно-логопедической работе) развивается моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины, мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, творчество

«Шнур – ЗАТЕЙНИК» Ориентировка в пространстве Совершенствование интеллекта Подготовка к обучению чтению Математическое развитие

Тактильный и оптический анализ букв Коррекционная практика Подготовка к обучению грамоте Совершенствование интеллекта Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук «Конструктор БУКВ»

«Шнур – ГРАМОТЕЙ» Знакомство с буквами и их запоминание Чтение придуманных и написанных взрослыми слов Самостоятельное написание слов Развитие мелкой моторики Снеговик Яблонька Ромашка Парусник

ЧИТАЙ-КА на шариках Формирование интереса к чтению Различение звонких и глухих согласных Звуковой анализ слов Деление слов на слоги, слоговое чтение Конструирование и чтение слов Расширение словарного запаса, освоение содержания слов, словотворчество Развитие операций логического и творческого мышления Игры: «Что общего?» «Замени звук» «Подбери пару» «Аукцион слов» «Придумай слово»(Слайд 14)

Этапы обучения чтению : 1 — буквенный 2 — песенный 3 — c логовой 4 — словесный «Складушки» (Слайд 15)

«Лабиринты букв» «Лабиринты цифр» «Лабиринты с предметами» «ИГРОВИЗОР»Виды заданий : — выделение — соединение — обводка по контуру — штриховка — дорисовка, рисование (Слайд 16)

«Коврограф ЛАРЧИК» Развитие сенсорных способностей Развитие математических представлений Составление алгоритмов Развитие психических процессов Использование на всех занятиях Использование в коррекционных целях (Слайд 17)

Формирование лексико- грамматических категорий языка : «C сколько?» «Прятки» «Наоборот» «Мой любимый сок» «Чей? Чья? Чьё ?» «Кто в домике живет?» «Хвосты» «Коврограф ЛАРЧИК» «Какой? Какая? Какое?» (Слайд 18)

Автоматизация звуков дифференциация звуков Кто в домике живет? Формирование правильного звукопроизношения (Слайд 19)

«Волшебные дорожки» Обучение грамоте развитие фонематического слуха развитие навыков звуко — буквенного анализа и синтеза, первоначальных навыков чтения «Cоставь схему»(Слайд 20)

Кораблик «ПЛЮХ — ПЛЮХ» Формирование слоговой структуры слова Формирование фонематического восприятия (Слайд 21)

Паровоз, вагончики Перевертыши Заменялки Переставлялки Загадалки Дерево Цепочки Теремки ВОСКОБОВИЧА (Слайд 22)

Используемая литература:

Бондаренко Т. М. Развивающие игры в ДОУ (Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича).- Воронеж, Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. –Воронеж, Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. — Воронеж, Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. — СПб., Воскобович В. В. «Сказочные лабиринты игры». Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей. – СПб.: Питер, Литература

В процессе использования элементов технологии Воскобовича В. В.

«Сказочные лабиринты игры» в работе логопеда, воспитанники овладевают

1.Сформированными сенсорными способностями: обогащается их сенсорный опыт, совершенствуется аналитическое восприятие, развивается умение выделять свойства предметов с помощью разных органов чувств. Дети овладевают разными способами обследования и устанавливают связи между ними и познаваемыми свойствами предмета.

Как результат, дети с ОНР овладевают соответствующим словарём (упругий, шероховатый, треугольный, цветной и т. д., сначала в импрессивной, затем – в экспрессивной речи.

2. Развитым зрительно-пространственным гнозисом и праксисом. Как результат, актуализация в словаре детей наречий типа слева, справа, а также предлогов пространственного значения.

3. Сформированными компонентами устной речи (лексико-грамматическими категориями, правильным звукопроизношением, диалогической и монологической формами связной речи) в соответствии с возрастом и с учётом тяжести речевого нарушения.

4. Интонационной выразительностью речи. Эмоционально реагируют, сопереживают персонажам сказок и игровых ситуаций.

5. Базовыми знаниями, умениями и навыками, предотвращающими и/или снижающими риск возникновения в дальнейшем нарушений чтения и письма.

6. Мотивацией активного включения в коллективные познавательные игры, общения со сверстниками в поиске рациональных способов решения игровых проблемных ситуаций, взаимопомощи.

7. Развитием умения свободно, в спонтанной речи, общаться со взрослыми, обращаться к ним с вопросами, предложениями в процессе игровых действий.

«Волшебные Гонзики»

Веселая игра развивает актерский талант, мелкую моторику, внимание и память, а также может помочь в запоминании названий всех пальцев. Это и хорошая психологическая помощь: ребенок может надеть Гонзика и отвечать на вопросы взрослого не от своего имени, а от имени сказочного персонажа, говорить о проблемах Гонзика (на самом деле проблемах самого ребенка). Игр со сказочными персонажами предлагается множество этим и хороша методика Воскобовича. Гонзики помогут заучивать стишки, запоминать и повторять действия, развивают мелкую моторику. Игра подходит для детей от двух до семи лет.

Коврограф «Ларчик»

Особое место занимает в методике Воскобовича коврограф — это уникальное авторское пособие, которое избавлено от многих недостатков школьной доски. Ковролин хорошо сцепляется с контактной лентой, что позволяет надежно закреплять наглядный материал, а оригинальные элементы (кармашки, веревочки, кружки, зажимы) обеспечивают динамичность занятий. Пособие представляет простор для деятельности педагогов, подходит для групповых и индивидуальных занятий. Задания сгруппированы по возрастам. Для каждого возраста методическое пособие предусматривает различные задания для развития памяти, внимания, мышления, творческих способностей, есть задачи по математике, обучающие грамоте и развивающие речь.

Коврограф включает само игровое поле из ковролина (1,2 м х 1,2 м), на которое нанесена сетка. В комплекте идут специальные зажимы, чтобы коврик можно было не только расположить на полу, но и повесить на стену. Предлагаются пять разноцветных веревочек из контактной ленты, двадцать пять липучек, десять пустых разноцветных карточек, карточки с буквами и цифрами, десять картонных карточек с веселыми буквами и столько же с интересными цифрами-зверятами.

Игры Воскобовича-для развития детей

Игры Воскобовича – для развития детей

В детском возрасте все дети должны играть. С помощью игр дети познают окружающий их мир. Благодаря различным познавательным играм процесс познания мира происходит увлекательнее и быстрее, а также создаются благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала для ребенка.

Педагогами в нашем детском саду для развития интеллектуально-творческого потенциала используется методика Воскобовича. В основу его методики легли сказки и занимательный игровой процесс.

Развивающие игры — многофункциональные: можно обучать чтению, счету, письму, развивать логику, память, мышление и психические процессы.

Все игры по методике Воскобовича можно условно разделить на несколько типов. Большинство из них развивают логико-математические способности (кораблик «Плюх-Плюх», конструктор «Геоконт», «Квадрат Воскобовича», «Цифроцирк» и другие), обучают чтению («Конструктор букв», «Читайка на шариках», «Теремки Воскобовича», «Снеговик»). Игры сопровождаются методическими книгами с заданиями, сказками, иллюстрациями и вопросами. Добрые герои (хитрый, но простоватый Всюсь, мудрый ворон Метр, забавный Магнолик, храбрый Гео) сопровождают ребенка, учат не только математике и чтению, но и человеческим взаимоотношениям.

Игра-конструктор «Геоконт».

Конструктор представлен в виде дощечки с гвоздиками, расположенными в определенной последовательности. К игровому полю прилагается набор цветных резинок и пособие, содержащее задания разного уровня сложности. Дети не просто выполняют скучные задания, а отправляются в настоящее путешествие с Гео и помогают ему с помощью конструирования геометрических фигур преодолеть различные препятствия в Фиолетовом Лесу. Описание методики Воскобовича (прилагается к игре) предлагает схемы рисунков, которые должны получиться в итоге. Игра «Геоконт» вводит детей в мир геометрии, помогает изучать цвета, формы и величины, учит моделировать, складывать по образцу, нестандартно мыслить, искать сходства и различия, развивает мелкую моторику.

«Квадрат Воскобовича»

«Квадрат-трансформер» состоит из тридцати двух разноцветных треугольников, которые нанесены на тканевую основу и расположены на определенном расстоянии друг от друга. Игра разработана для возрастной категории от двух до пяти лет (двухцветный квадрат), а для детей постарше предлагается четырехцветный квадрат. Квадрат можно трансформировать, создавая разные фигуры. Собирать можно по предложенным схемам или придумывать собственными. Вариантов насчитывается более сотни. Развивающая игра по методике Воскобовича сопровождается увлекательной сказкой «Тайна ворона Метра» и методическими пособиями. Решить задания ребенку помогут сказочные герои: папа Прямоугольник, дедушка Четырехугольник, малыш Квадрат и прочие. Игра формирует абстрактное мышление и умение ориентироваться в пространстве, прививает навыки моделирования, развивает усидчивость, память и внимание, творческий потенциал.

Головоломка «Чудо-крестики»

Методика и игра Воскобовича — это многофункциональное пособие для развития математических способностей. Игра представлена рамкой с разными вкладышами, отличающимися друг от друга по цвету и форме. Все фигуры разделены на части. Сначала ребенку предлагается собрать фрагменты в единое целое, а по мере появления первых успехов задания усложняются. Например, можно предложить собрать различные образы предметов. Для наглядности в комплект входит альбом фигурок. «Чудо-крестики» формируют у ребенка понятия целого и части, помогают освоить формы и цвета, развивают умение анализировать и сравнивать. В процессе игры ребенок учится использовать схемы для решения определенных задач.

Кораблик «Плюх-Плюх»

В процессе игры с ярким корабликом с парусами, которые можно надевать на деревянные реи, развиваются тактильные ощущения и мелкая моторика. На основание игрушки нанесены цифры от одного до пяти. На мачту нужно прикрепить какое-то количество флажков, предварительно рассортировав их по величине и цвету. Играя с корабликом, ребенок познакомится с матросом Лягушкой и капитаном Гусем, которые расскажут о своих увлекательных приключениях. Эта многофункциональная игра, которая применяется в рамках развития по методике Воскобовича, знакомит ребенка с разными цветами и формирует начальные математические навыки. Кроме того, в процессе формируются умения по сортировке предметов, учитывая их цвет и количество.

«Математические корзинки»

«Математические корзинки» помогут закрепить навыки счета, разъяснят состав чисел, научат выполнять простейшие математические действия и сравнивать с цифры. Кроме того, в ходе выполнения заданий развивается мелкая моторика. В процессе игры ребенок помогает сказочным героям складывать грибы в корзины. Нужно выяснить, кто собрал больше, а кто меньше, сколько нужно положить грибов, чтобы корзина был полной и так далее. В методическом пособии автора описано более десяти разных игр с «Математическими корзинками».

Игра-шнуровка «Ромашка»

«Ромашка» поможет составлять и читать новые слова, развивает мелкую моторику, навыки чтения, сообразительность и обогащает словарный запас. При помощи шнурка на плотной основе можно составить около двух сотен слов. Для детей младшего возраста материал используется просто как шнуровка для развития мелкой моторики рук.

Пособие «Складушки»

Красочное методическое пособие познакомит ребенка с согласными и гласными буквами, а также позволит освоить принцип сложения слогов. В ходе игры встретятся множество персонажей, вместе с которыми можно разучивать песенки и стихи. К игре прилагается диск с песнями, которые можно периодически прослушивать. В процессе занятий оказываются задействованы различные анализаторы: слуховой, зрительный и тактильный. Пособие улучшает память, развивает внимательность и усидчивость.

Теремки Воскобовича

Уникальная учебная модель используется для подготовки к раннему чтению. Судя по отзывам, это очень интересная техника. «Теремки» обогащают словарный запас, развивают мелкую моторику, творческие способности и психические процессы. В игровой форме ребенок учится соединять буквы в слоги и преобразовывать слоги в слова. Пособие включает двенадцать разноцветных теремков, на которых написаны звуки. Каждый кубик оснащен аркой или окошком для гласных. Чтобы соединить буквы в слог, необходимо вложить определенный сундучок в соответствующий теремок и пропеть образованный слог. К этому пособию, которое используется в рамках обучения по методике Воскобовича, прилагается детальная инструкция с описанием игр.

«Волшебные Гонзики»

Веселая игра развивает актерский талант, мелкую моторику, внимание и память, а также может помочь в запоминании названий всех пальцев. Это и хорошая психологическая помощь: ребенок может надеть Гонзика и отвечать на вопросы взрослого не от своего имени, а от имени сказочного персонажа, говорить о проблемах Гонзика (на самом деле проблемах самого ребенка). Игр со сказочными персонажами предлагается множество этим и хороша методика Воскобовича. Гонзики помогут заучивать стишки, запоминать и повторять действия, развивают мелкую моторику. Игра подходит для детей от двух до семи лет.

Коврограф «Ларчик»

Особое место занимает в методике Воскобовича коврограф — это уникальное авторское пособие, которое избавлено от многих недостатков школьной доски. Ковролин хорошо сцепляется с контактной лентой, что позволяет надежно закреплять наглядный материал, а оригинальные элементы (кармашки, веревочки, кружки, зажимы) обеспечивают динамичность занятий. Пособие представляет простор для деятельности педагогов, подходит для групповых и индивидуальных занятий. Задания сгруппированы по возрастам. Для каждого возраста методическое пособие предусматривает различные задания для развития памяти, внимания, мышления, творческих способностей, есть задачи по математике, обучающие грамоте и развивающие речь. Коврограф включает само игровое поле из ковролина (1,2 м х 1,2 м), на которое нанесена сетка. В комплекте идут специальные зажимы, чтобы коврик можно было не только расположить на полу, но и повесить на стену. Предлагаются пять разноцветных веревочек из контактной ленты, двадцать пять липучек, десять пустых разноцветных карточек, карточки с буквами и цифрами, десять картонных карточек с веселыми буквами и столько же с интересными цифрами-зверятами.

Плюсы и минусы методики

Многие детские учреждения довольно успешно опробовали методику работы Воскобовича — это подтверждают многочисленные положительные отзывы. Все задания дети обычно выполняют с интересом и большим желанием. Не заставили себя ждать и положительные результаты применения в образовательном процессе авторских развивающих игр. К недостаткам методики Воскобовича можно назвать лишь тот факт, что пособия, игры и методические материалы необходимо приобретать в специализированных магазинах. Сделать авторские игры самостоятельно невозможно.

Результаты использования

Применение методики Воскобовича в детском саду способствует развитию внимательности, памяти, творческих способностей, мышления, наблюдательности, развивают интерес ребенка к познанию и исследовательской деятельности. Так, обеспечивается гармоничное развитие логического и эмоционально-образного начала, формируются начальные знания об окружающем мире, развивается мелкая моторика. Исследования, которые проводились в ДОУ, работающих по методике Воскобовича, показали, что во 2 младшей группе дети различают и называют цвета, знают геометрические фигуры, могут ориентироваться на плоскости, не имеют проблем со счетом и раньше начинают читать. Вопрос готовности к школе оказывает решенным.

Как правильно играть

Занятия по методике Воскобовича должны проводиться только после предварительной подготовки. Взрослый должен сначала ознакомиться с методическими рекомендациями, а потом предлагать ребенку игру. Согласно отзывам, в процессе занятий дети обычно сосредоточены, предпочитают что-то делать руками и мало говорят. Поэтому во время занятий по методике Воскобовича в детском саду необходимо расспрашивать детей, что каждый делает, почему выбрал именно такую фигуру, можно просить придумать свою сюжет или пересказать сказочное задание.

При работе с игровыми материалами ребенок часто длительное время находится в одной и той же позе, но такая статичность не приносит пользы. Нужно учитывать возрастные особенности и вовремя отвлекать детей от длительного сидения, устраивать перерывы, выполнять разминку. Но при этом для игр требуется усидчивость, что не каждому по душе и по силам. Поэтому не нужно исключать индивидуальный подход и особенности детей. Каждые десять минут можно менять деятельность: выполнять задания, сделать короткий перерыв, затем вернуться к выполнению заданий.

Плюсы и минусы методики

Многие детские учреждения довольно успешно опробовали методику работы Воскобовича — это подтверждают многочисленные положительные отзывы. Все задания дети обычно выполняют с интересом и большим желанием. Не заставили себя ждать и положительные результаты применения в образовательном процессе авторских развивающих игр. К недостаткам методики Воскобовича можно назвать лишь тот факт, что пособия, игры и методические материалы необходимо приобретать в специализированных магазинах. Сделать авторские игры самостоятельно невозможно.

Результаты использования

Применение методики Воскобовича в детском саду (для начинающих это могут быть самые простые игры, а позже можно перейти к развивающей среде и сложным задачам) и дома способствует развитию внимательности, памяти, внимания, творческих способностей, мышления, наблюдательности, развивают интерес ребенка к познанию и исследовательской деятельности. Так, обеспечивается гармоничное развитие логического и эмоционально-образного начала, формируются начальные знания об окружающем мире, развивается мелкая моторика.

Исследования, которые проводились в ДОУ, работающих по методике Воскобовича, показали, что в коллективах очень много ребят с высоким и очень высоким интеллектом (градация следующая: интеллект ниже среднего, средний, нормальный, высокий, очень высокий и превосходные). Отзывы родителей тоже положительные. Дети 5-6 лет умеют сравнивать и анализировать, концентрироваться на сложных мыслительных операциях и доводить дело до логического завершения. Трехлетки различают и называют цвета, знают геометрические фигуры, могут ориентироваться на плоскости, не имеют проблем со счетом и раньше начинают читать. Вопрос готовности к школе оказывает решенным. Дети, которые наигрались в дошкольном возрасте, идут в школу с удовольствием и учатся ради самого учения. Как правило, ребята делают это хорошо, мотивированно и с интересом.

Почему выбирают игры Воскобовича?

  • В основе игр сказки. В игре ребёнок помогает сказочным героям, выполняя определённые задания. Сюжет сказки увлекает и не даёт бросить дело на полпути. Обучение целиком подчинено сказочному сюжету. Кроме этого, сказки всегда учат добру. От сказочной основы игры всегда можно отказаться или придумать свою.
  • Основная цель игр Воскобовича – развитие интеллекта ребёнка. Они построены так, что каждое следующее задание чуть-чуть превосходит возможности ребёнка (из зоны ближайшего развития).
  • Любая игра Воскобовича развивает мелкую моторику, пространственное и логическое мышление, комбинаторику, фантазию, раскрывает творческий потенциал. Игры влияют на память, внимание и усидчивость.
  • Кроме развития, в том числе и интеллектуального, цель каждой игры – обучение. Но об этом знают взрослые, а не дети. Дети обучаются «нечаянно», играя. Такой способ обучения – единственно правильный в дошкольном возрасте. Каждая игра учит чему-то особенному: чтению, счёту, цифрам, буквам, цветам, фигурам или сразу нескольким понятиям.
  • Методику Воскобовича можно сочетать с любой другой развивающей методикой, ведь любому ребёнку полезно купить новую игру.
  • Дети, играющие в игры Воскобовича, рано начинают читать и считать, обладают хорошей памятью, усидчивостью, развитой фантазией и устойчивой психикой. Они легко учатся в школе.
  • В играх Воскобовича нет места насилию взрослого над ребёнком. Образ строгого учителя в игре невозможен: все игроки равны. Задача родителя: объяснить правила игры и играть с малышом или наблюдать, направлять, задавая вопросы.
  • Игры формируют на всю жизнь стиль общения между родителем и ребёнком: сотрудничество, партнёрство, основанное на обоюдном интересе, а не наставничество, превосходство взрослого.
  • Даже неопытный родитель не сможет перегрузить ребёнка. В игре дети сами регулируют время и виды деятельности.
  • Любой родитель сможет подобрать себе игру по карману. Цены на игры зависят от материалов, из которых они сделаны: картонные дешевле, фанерные дороже.
  • Игры предназначены для детей разного возраста (от двух лет до младших и даже средних школьников). Наиболее полезны они для малышей и дошкольников. Иногда есть несколько вариантов (наборов) игры для разных возрастов: «Математические корзинки», «Квадрат Воскобовича». Или одна и та же игра имеет разные правила для детей разного возраста: «Геоконт».
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]