Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка


Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка

О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия ху­дожественного произведения три стадии: непосредствен­ное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе — работа воображения); понимание идейного со­держания произведения (в основе лежит мышление); вли­яние художественной литературы на личность читателя (че­рез чувства и сознание).

Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрос­лого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показы­вают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

Как уже говорилось выше, одной из особенностей вос­приятия литературного произведения детьми является сопе­реживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно дей­ствует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного теат­ра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо.

На основе особенностей восприятия выдвигаются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе.

Кратко остановимся на возрастных особенностях восприя­тия. Для детей младшего дошкольного возраста

характерны: за­висимость понимания текста от личного опыта ребенка; уста­новление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступ­ков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; на­блюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

В среднем дошкольном возрасте

происходят некоторые из­менения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.

В старшем дошкольном возрасте

дети начинают осозна­вать события, которых не было в их личном опыте, их ин­тересуют не только поступки героя, но и мотивы поступ­ков, переживания, чувства. Они способны иногда улавли­вать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возни­кает на основе осмысления ребенком всей коллизии про­изведения и учета всех характеристик героя. У детей фор­мируется умение воспринимать текст в единстве содержа­ния и формы. Усложняется понимание литературного ге­роя, осознаются некоторые особенности формы произве­дения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

Роль художественной литературы в развитии детей

наталья гукайченко

Роль художественной литературы в развитии детей

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели. Перед нами стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел,заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду. Слайд №3

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественнойвыразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

В нашей работе мы уделяем большое внимание вопросу влияния детской литературы на развитие малышей, в т. ч. и на речевое. Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений художественной литературы. Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась.Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер. Поэтому наша роль, как педагогов состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге. Книга дает возможность домыслить, «пофантазировать»

. Она учит размышлять над новой информацией.
Развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
Велика роль художественной литературы в развитии ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе.

О том, что любить читать – хорошо, а не любить – плохо, каждый из нас слышал. И просто, что книга – источник знаний, — тоже слышал. Да и про то, что дети, полюбившие книгу, намного лучше развиваются и успевают в школе, все знают. Но, к сожалению, родители жалуются, что их чадо не любит книги, что дети предпочитают получать информацию из каких угодно источников, только не из книг…в результате нарушается формирование текстового мышления: т. е. умение читать, анализировать, интерпретировать, запоминать тексты, а также создавать новые. Поэтому каждый взрослый должен отчетливо понимать, что сегодня детей, как, никогда ранее, нужно учить быть читателями. Сами по себе они этого сделать не смогут.

Свою работу по приобщению детей к художественной литературе начали с написания перспективного плана СЛАЙД №4, №5; подбора литературы, иллюстрационного материала.

Одним из путей реализации нашей работы по данной теме мы взяли проект «Папа, мама, я – читающая семья»

.Ведь особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение.

Удачной находкой в работе с родителями является метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое применение в педагогической практике нашего учреждения. Метод проектов – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей – через совместную деятельность детей и родителей.

Одна из особенностей проводимых различных видов деятельности состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями.Это позволяет:

— родителям глубже понять своего ребенка.

— сплотить семью через чтение художественных произведений.

— вести индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей.

Для успешной реализации проекта определенны задачи, которые необходимо решать не только в семье, но и в детском саду СЛАЙДЫ №6, №7

Проект предлагает разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми, родителями.

Провели анкетирование родителей «Читаем дома»

,беседу с родителями и детьми. Провели родительское собрание
«Как организовать семейное чтение»
.
(СЛАЙД №8)
Проведенные беседы указали на тревожный факт- только третья часть семей практикует семейное чтение. Вся дальнейшая работа была направлена на обогащение знаний
детей, сближение родителей, педагогов и детей.Этому способствовали коллективные формы работы: фотовыставка «Вместе с книгой я расту»
, изготовление книжек-самоделок, выставка рисунков
«По страницам прочитаной книги»
, СЛАЙДЫ №9, №10 ввели традицию группы
«Книжное дерево»
. На него родители прикрепляют листочки о прочитанных дома произведениях. Подготовили консультации для родителей. СЛАЙД №11

«Чтение художественной литературы»

тесно связана со всеми образовательными областями. В группах проведен ряд открытых занятий. СЛАЙД №12, №13, №14

Художественное слово используем во всех режимных моментах.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблиц. СЛАЙД №15 Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. К. Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Проект предлагает разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми. Мы читаем книги, играем в с/р. дидактические игры, путешествуем по сказкам, рассматриваем портреты детских писателей и знакомимся с их биографиями.

Детям предлагается широкий спектр игр: СЛАЙД №16, №17 №18 №19, №20

Выступали с драматизацией сказки «Теремок»

перед родителями и малышами, подготовили и показали музыкальную сказку
«Волшебный цветок»
.

Используются различные виды театров. СЛАЙД №21

Кроме того,свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах деятельности: лепке, рисовании, аппликации. СЛАЙД №22

Обоснованный отбор нужных приемов, методов, игр, во многом решает дело. Благодаря такому отбору происходит самое близкое общение воспитателя, родителя и ребенка, которого взрослые побуждают к речевому действию, а так же повышают интерес к художественной литературе. Практикуем чтение перед сном и длительное чтение, т. е. большое по объему произведение читаем в течении нескольких дней. Это позволяет закреплять у детей устойчивый интерес к произведению, дает возможность вспомнить, прочитанное ранее.

Реализация проекта осуществляется в игровой форме: с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с объектами окружающего социума (библиотекой)

. Ходили на экскурсию в библиотеку. Дети становятся любознательнее, у них повышается интерес к книгам, к произведениям различных жанров. Многие дети записались в поселковую библиотеку. Дети больше просят, чтобы им почитали. СЛАЙД №23 Сами зазывают родителей в библиотеку.

Подготовили и познакомили детей с тем, как появились первые книги. СЛАЙД №24

Проводятся совместные мероприятии со школой: участие учеников 1 класса в театрализованном празднике «Мойдодыр и все, все, все»

, приняли участие в викторине
«По дорогам сказок»
, который проходил в школе и заняли первое место. СЛАЙД №25

Большую помощь в реализации проекта оказывают родители. Они принимают участие в утренниках, развлечениях, наряжаясь в героев различных произведений; в постановках кукольного театра. СЛАЙД №26,№27,№28, №29

А главное -у детей появляется потребность в чтении книги и это значит, что вся работа, которая нами проводится не пройдет даром.

Своёвыступление мне хочется закончить словами Сухомлинского: «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка. Если с детства у ребёнка не воспитали любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь – в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползет, как будто неизвестно откуда, взявшееся плохое».

Хочется пожелать всем педагогам найти этот путь и сделать его взаимоинтересным и значимым как для себя, так и для своих воспитанников.

Роль художественной литтературы в формировании личности

Автор: Ряховская Марина Арнольдовна

Роль художественной литературы в формировании личности.

Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Всё больше детей и подростков в России сегодня читает мало, либо читает иначе, т.е. не так, как хотели бы этого родители и педагоги.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Художественная литература создает словесные картины человеческой жизни. Поступки, чувства, мысли людей, их отношения, события, которые с ними происходят, предметы которые их окружают – все это воспринято писателем, пережито им и отображено в слове. Слушая художественное произведение, ребенок живет жизнью героев, сочувствует добру, осуждает зло, у него вырабатывается к явлениям к поступкам людей. У детей появляется желание подражать хорошим поступкам, делать добро людям, радовать взрослых и товарищей. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее»,— писал В. Г. Белинский. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми его знакомят. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С.Я.Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке “талант читателя”.

Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и работники дошкольных учреждений. Библиотека и школа не первый, а последующий этап формирования читателя.

Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.

Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

Книга – это фундамент, на котором строится культура нации.

Книга, прочитанная в детские годы… Как много смысла кроется в этой фразе, сколько добрых, светлых, радостных воспоминаний вызывает она у большинства людей. Детское чтение почти всегда ассоциируется с теплом домашнего очага, волшебной, таинственно завораживающей сказкой, рассказанной нашей лучшей в мире бабушкой в часы вечерних сумерек, с первыми самостоятельно прочитанными строчками букваря и наконец, с любимой книгой, которая подарила мечту, научила побеждать трудности, определила систему нравственных и социальных приоритетов.

Формированию круга чтения подрастающего поколения в России всегда уделялось значительное внимание. В частности, о роли книги в становлении интеллектуального, гражданского, эстетического пространства личности много и интересно размышляли классики отечественной литературы, педагоги, психологи: Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, С.Я. Маршак, В.А. Сухомлинский, Ю.П. Азаров, К.И. Чуковский, Л.С. Выготский, неизменно подчёркивающие: без книги, творческого, вдохновенного чтения, создающего «добрый ум и умное сердце» не может быть полноценного воспитания, не может быть человека — творца, человека-созидателя, способного жить по законам добра, справедливости, красоты, способного активно противостоять подлости, жестокости, лжи.

Давайте любить книгу! Она помогает нам лучше узнать и понять друг друга, способствуя тому, чтобы взрослых память о детстве, откуда все они родом, просветляла, возвышала, а у детей путь к взрослой жизни был не таким тернистым. Ибо детство неизбежно уходит от нас, а книги остаются с нами навсегда!

Воспитатель МБДОУ №16

Ряховская М.А.
comments powered by HyperComments

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]