«Роль конструирования в развитии ребенка дошкольного возраста»


«Роль конструирования в развитии ребенка дошкольного возраста»

Автор: Куликова Светлана Владимировна, Воронцова Ирина Александровна

Роль конструирования в развитии ребенка дошкольного возраста.

Термин «конструирование» произошел от латинского слова construere, что означает– создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элементов.

Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение заранее задуманного продукта. Детское конструирование тесно связано с игрой и отвечает интересам детей.

Конструирование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, отвечает интересам и потребностям детей, носит познавательный и творческий характер. В процессе конструктивной деятельности у ребенка формируются основы волевого поведения и таким образом, занятия конструированием способствуют развитию личностной готовности к школе.

В конструировании совершенствуется не только направление на достижение определенной цели, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Оно становится более целенаправленным, создается предпосылка для приобретения способности уже в дошкольном возраста производить более глубокий зрительный анализ модели, не обращаясь к реальному расчленению. Таким образом, формируется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия процесс мышления.

Выделяются два типа конструирования: техническое – это конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков и художественный тип конструирования, к которому относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.

Игры и занятия с конструктором позволяют в интересной для ребенка деятельности сформировать у него усидчивость, стремление к познанию, умение планировать свою деятельность и добиваться результата.

В процессе обучения конструированию у него создаются условия для развития творческих умений, вырабатываются обобщенные способы действий, умение обследовать предметы. Ребенок учится планировать работу, учится контролировать свои действия, исправлять совершенные им ошибки. Таким образом, процесс конструирования становится организованным.

Так же, ребенок запоминает правильные геометрические названия деталей строительного набора, узнает об особенностях геометрических тел.

Конструирование способствует развитию речи ребенка, так как в процессе работы он делится своими замыслами, мотивирует их.

Немаловажную роль в формировании моральных качеств личности ребенка играет конструирование. Оно способствует формированию таких ценных качеств личности, как самостоятельность, организованность, ответственность, инициатива. Так же, воспитывает волю, сдержанность, умение слушать объяснение воспитателя и работать в соответствии с его указаниями, согласовывать с другими детьми действия, преодолевать трудности в достижении цели.

Целенаправленное и систематическое обучение ребенка конструированию играет большую роль в подготовке детей к школе. Оно способствует формированию умения учится, раскрывает ему, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами, в достижении определенного уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний.
comments powered by HyperComments

Польза конструктора

Все дело в том, что конструктор крайне положительно влияет на развитие малышей. Детские конструкторы не только развивают фантазию и воображение детей, но также благотворно влияют на развитие мышления, памяти и моторики рук (как общей, так и мелкой). Научно доказано, что отдел мозга, отвечающий за мелкую моторику, находится в тесной связи с речевым отделом. Так что именно своевременное развитие рук поможет в будущем малышу раньше начать говорить и правильно мыслить.

Вот, почему так важно подарить первый конструктор малышу еще в раннем возрасте.

Сценарий педагогического совета «Условия для развития конструктивной деятельности дошкольника»

Сценарий педагогического совета

«Условия для развития конструктивной деятельности дошкольника»

Коробейникова Алла Михайловна,

методист,

МАДОУ «Детский сад №6» г. Перми.

В соответствии с современными нормативными документами каждое образовательное учреждение должно иметь программу развития. Участвовать в ее разработке и осуществлении ее направлений – должностная обязанность всех членов педагогического коллектива. Поэтому актуальным остается работа управленческой команды учреждения, и в частности методиста или заместителя руководителя по учебно-воспитательной работе с педагогическими кадрами в целях развития учреждения. Важно проанализировать и результативно использовать возможности вовлечения в разработку программы и ее реализацию всех участников образовательного процесса. Коллективом детского сада проделанная определенная работа за 2015-2016 учебный год. Предлагаемый сценарий педагогического совета призван произвести промежуточный срез первого этапа работы над программой, внести коррективы и запустить подготовку к следующему этапу. Важным для руководства остается выработка субъектной позиции членов педагогического коллектива, поэтому педагогический совет имеет форму круглого стола, где каждому предоставляется возможность высказать свое мнение, сделать свой выбор и взять на себя ответственность за выбранную часть работы. Данная разработка предназначена для старших воспитателей, методистов и заместителей заведующего по учебно-воспитательной работе.

Цель педагогического совета:

Выработка стратегии в рамках реализации программы развития, целью которой является создание центра современных средств обучения техническому конструированию и моделированию «Корпорация «Конструирующие дети»; Развитие творческих способностей дошкольников в условиях центра.

Форма проведения «Круглый стол»

Материалы и оборудование:

Мультимедийное – экран, проектор, ноутбук; флипча́рт, бумага к нему, маркеры разных цветов, магниты

Распределение функций:

методист — ведущий педсовета, секретарь педсовета – фиксирует основные идеи и мнения, он же – хранитель времени.

План проведения педсовета:

1. Игровое упражнение «Сделай подарок»

Цель упражнения: Вовлечение педагогов в тему педсовета.

2. Упражнение «Где ты?»

Цель упражнения: Самооценка педагогами вклада в развитие учреждения

3. Анализ по модели «Пирамида Дилтса»

Цель: Анализ деятельности педагогов ДОУ по созданию условий для конструктивной деятельности дошкольников.

4. Выработка дальнейшей стратегии в рамках реализации программы развития.

Цель: Конкретизировать дальнейшие шаги по созданию центра технического конструирования и моделирования и развитию творческих способностей дошкольников в условиях центра.

Проведение педсовета

Педагогии занимают места на стульях, расположенных по кругу.

1. Ведущий предлагает всем встать и поприветствовать друг друга по кругу, сделав образный подарок с пожеланием, ассоциирующим с конструированием.

Например, «Я хочу подарить Вам, Мария Сергеевна, этот желтый кирпичик, чтобы он, как солнышко вызывал положительные эмоции и побуждал вас к новым творческим свершениям». ИЛИ, «Я хочу подарить вам эту деталь магнитного конструктора, чтобы Вы притягивали как можно больше идей для развития творческого конструирования у наших дошкольников». ИЛИ, «Я дарю Вам этот цилиндр, чтобы в Вашей профессиональной жизни не было острых углов», и т.д.

2 . Упражнение «Где ты?

(Какое место в «Корпорации «Конструирующие дети» занимаешь ты»). При входе в зал, находится флипчарт, на котором изображен образ учреждения «Корпорации «Конструирующие дети» в виде непропорционально нарисованной пирамиды. (см. рис.) педагогам необходимо выбрать магнит и прикрепить на пирамиду, определив свое место и значение в «Корпорации».

Чтобы понять кто и на сколько оценивает свой вклад в развитие учреждение, свою функциональную роль, ведущий предлагает по желанию объяснить свой выбор. Это упражнение помогает оценить педагогов с точки зрения мотивации, желания участвовать и продвигать проекты, а также гармоничность развития учреждения.

Например, роль заведующего – создание фундамента, материально-технических, финансовых условий для развития учреждения, поэтому она расположила желтый магнит (цвет жизнерадостности) в центре нижней части пирамиды. Роль методиста – продвижение инновационных идей, оптимизм и вера в достижимость поставленных целей, двигатель проектов, поэтому магнит желтого цвета – в верхней части пирамиды. Многие воспитатели расположили на 2-м и 3-ем уровнях пирамиды, объясняя расположение большой работой и результатами достижений детей, но еще предстоит сделать значительную работу. Один специалист расположил магнит рядом с пирамидой, занимая позицию наблюдателя и находящегося в поиске своей применимости.

3 . Круглый стол. Анализ деятельности педагогического коллектива по модели «Пирамида Дилтса».

Ведущий предлагает педагогам проанализировать свою деятельность в течение года по решению задач программы развития по созданию условий для конструктивной деятельности дошкольников с использованием модели «Пирамида Дилтса».

Педагогам дается возможность объединиться в группы по профессиональным интересам или осуществить самоанализ индивидуально. Время на работу 5 мин. Время на выступление 1 мин.

Пример выступления воспитателя:

Я, как воспитатель детей младшей группы (ступень1), подробно изучила (2 ступень) программное содержание по разделу «Конструктивно-модельная деятельность», проанализировала состояние развивающего центра по конструированию в группе, в соответствии с принципами организации РППС (ступень 3): пополнила центр – хозяином и правил игры в центре (ступень 2), для этого систематизировала строительный материал (кирпичики, кубики, призмы) в соответствии с программным содержанием, все детали разложила в контейнеры по цвету, на котором есть символ (деталь и ее цвет), дополнительно разработала схемы, создала тематические альбомы построек, а также фотоальбомы с сюжетным обыгрыванием построек (ступень 3). В рамках работы инициативной группы (ступень1) мною с коллегой разработаны рекомендации по организации центров конструирования в группах и проведен семинар для воспитателей ДОУ (ступень2), Как руководитель центра Робототехники в ДОУ(ступень 1) я реализую муниципальную модель ДО и обобщаю накопленный опыт в педагогических сообществах ДОУ: ГМО по лего и робототехнике, разработанные программы краткосрочных образовательных практик представляла в виртуальной ярмарке краткосрочных образовательных практик технической направленности, готовлю детей к участию в городском конкурсе по робототехнике. Я являюсь руководителем кружка «Робототехника» в рамках дополнительной образовательной услуги (ступень3). Но осознаю проблему низкой активности родителей в выборе данной услуги. Все что я делаю это важно для меня, потому что, это дет мне некоторый профессиональный рост, признание руководства, мне, как профессионалу верят родители. Отражение моей деятельности находит в портфолио, что способствовало аттестации в этом году на первую категорию (ступень 4). Мой интерес к легоконструированию и робототехнике помогает мне активно участвовать в реализации программы развития в роли руководителя проектной линии по работе с педагогами и детьми. В дальнейшем я планирую внедрять робототехнику, как обязательную вариативную часть программы нашего ДОУ в подготовительной группе детского сада (ступень 5). Я верю, что моя личная активность в реализации приоритетного направления по развитию конструктивного творчества дошкольников даст результаты не только на уровне нашего учреждения, но и посеет ростки в инженерное будущее нашей страны и продвинет наш детский сад в рейтинге дошкольных учреждений Пермского образования (ступень 6).

Все значимые позитивные изменения фиксирует секретарь на флипчарте.

Затем слово предоставляется рабочей группе по осуществлению тематического контроля. (план контроля смотрите в приложении), целью которой было «Изучение состояния условий в группах детского сада для конструктивной деятельности дошкольников и соответствие их ФГОС ДО».

Все проблемы фиксируются на флипчарте. Обсуждаются сроки решения проблем.

4. Ведущий с помощью секретаря наглядно демонстрирует педагогам образ продвижения учреждения по программе развития в течение учебного года. И предлагает ответить на вопросы:

  • Что изменил бы в деятельности учреждения, а что бы добавил?
  • Что не было задействовано в работе, но в этом несть необходимость? (формы деятельности, проекты, участники проектов, социальные партнеры);
  • Ч то должно измениться в результатах, в детях, в педагогах, родителях?

Что сделано?

Что предстоит сделать?

В результате обсуждения предложений было выделено 5 направлений технического конструирования, из которых необходимо выбрать приоритетное направление для каждой группы старшего дошкольного возраста ДОУ:

1. Конструирование и моделирование из природного и бросового материала

2. Конструирование и моделирование из бумаги

3. Компьютерное конструирование

4. Робототехника

5. Легоконструирование

Воспитатели предложили этапы реализации данных направлений;

  • Согласовать выбор направления с родителями, в связи с этим разработать программу встречи с родителями;
  • Разработать бренд каждой группы, перспективно-тематический план реализации каждого направления;
  • Разработать проект по наполнению предметно-развивающей среды в соответствие с брендом;
  • Организовать работу по поиску социальных партнеров по выбранному направлению;
  • Составить перечень предложений по повышению профессиональной компетенции педагогов в данном направлении?

Предложения в Проект решения педагогического совета

1. Создать проблемную группу по разработке направлений развития каждой группы детского сада старшего дошкольного возраста. Руководителем группы выбрать (фамилия педагога)

Узким специалистам – музыкальному руководителю, руководителю физического воспитания разработать предложения по мероприятиям, формирующим традиции детского сада.

2. Создать проблемную группу из воспитателей младших и средних групп по разработке методического кейса по конструированию в соответствии с ООП по всем возрастным группам. Руководителем выбрать (фамилия педагога). Учителю-логопеду разработать картотеку дидактических лего-игр по лексическим темам с целью развития речи дошкольников и исправления нарушений речи. Материалы кейса подготовить к 15 июня 2016 г. с промежуточным отчетом на итоговом педагогическом совете.

приложение к материалам сценария:

План проведения тематического контроля

«Система работы по развитию у детей творческих способностей в конструктивной деятельности в ДОУ»

с 08.02.2016 по 11.03.2016 г.

Цель: Изучение состояния условий в группах детского сада для конструктивной деятельности дошкольников и соответствие их ФГОС ДО.

Вопросы контроля Методы контроля Цель и содержание контроля Сроки проведения Ответственные
  1. Уровень развития конструктивно-модельной деятельности
Наблюдение и анализ за конструктивной деятельностью детей Степень сформированности умений, навыков соответствующим программным задачам время свободной деятельности детей и в НОД

8.02-10.03.16

Члены рабочей группы,
2.Система планирования конструктивной деятельности детей в группах Анализ плана. Отражение в планах воспитательно-образовательной работы организацию конструктивной деятельности (виды, формы время, методы, периодичность, соответствие возрасту) 15-19.02.16 методист
3.Предметная развивающая среда как условие (Центр конструирования), как условие развития конструктивной деятельности детей Собеседование,

Анализ наполнения

Установить соответствие развивающей среды в группе образовательным задачам поразвитию у детей творческих способностей в конструктивной деятельности 22.02-26.02.16 Члены рабочей группы
4.Уровень профессионального мастерства воспитателей Анкетирование Установить уровень владения воспитателем методикой организации конструктивной деятельности дошкольников. 1.03.16 Члены рабочей группы
Наблюдение за педпроцессом. 8.02.-11.03.16
Самоанализ НОД по конструированию 8-12.02.16
5. Эффективность взаимодействия с семьей Планы работы, наглядная информация, протоколы род. собраний, Анализ наглядной информации для родителей в группе; анкетирование, проверка протоколов род. собраний. 10-11.03.16 методист

Содержание тематического контроля

с 08.02.2016 по 11.03.2016 г.

I. Объект: конструктивно-модельная деятельности детей дошкольного возраста

Метод контроля

: Наблюдение за конструктивной деятельностью детей.

Цель:

выявить степень сформированности умений, навыков конструктивно-модельной деятельности в соответствии с программными задачами

Предлагаемые рабочие материалы

: Карты обследования уровня развития конструктивных навыков у детей разных возрастных групп.

II. Объект: Предметная развивающая среда (Центр конструирования), как условие развития конструктивной деятельности детей

Цель:

Выявить уровень умений воспитателя создать соответствующую возрасту и уровняю развития детей и программным задачам среду в группе

Метод контроля

: анализ предметно-развивающей среды в группе для развития у детей конструктивных навыков. Собеседование. Анализ наполнения

Предлагаемые рабочие материалы:

Протокол обследования предметно-развивающей среды

Ш. Объект: профессиональное мастерство воспитателей – организация НОД, совместной деятельности.

Цель:

Установить уровень владения воспитателем методикой организации конструктивной деятельности дошкольников.

Метод контроля:

Анкетирование
,
наблюдение за педпроцессом.

Предлагаемые рабочие материалы:

Опросник для воспитателей, самоанализ (устный и письменный). Карта анализа занятия.

IV. Объект: Планирование работы.

Цель:

Анализ эффективности планирования;

Объект:

планирование работы по формированию конструктивных навыков детей в НОД, режимных моментах и в игровой деятельности.

Метод

: Проверка планирования: Занятия по конструированию; Индивидуальная работа с детьми; Организация конструирования в самостоятельной и игровой деятельности

Предлагаемые рабочие материалы:

Справка, схема анализа планирования.

V. Объект: Работа с семьей

Цель:

анализ эффективности взаимодействия ДОУ с родителями.

Объект:

Планы работы, наглядная информация, протоколы род. собраний,

Метод:

Анализ наглядной информации для родителей в группе; анкетирование, проверка протоколов род. собраний.

Предлагаемые рабочие материалы

: Опросник для родителей, карта анализа наглядной информации.

Когда и какой конструктор покупать?

Детский конструктор принято делить на группы по возрасту детей.

Конструктор для малышей от 1 года до 4 лет

В этом возрасте лучше остановиться на конструкторе, содержащем небольшое количество крупных деталей во избежание проглатывания их малышом.

Процесс игры с конструктором в этом возрасте ограничивается построением высоких башен (причем первое время это придется делать родителям, чтобы показать малышу принцип игры). Когда ребенок немного подрастет, он и сам с радостью будет их строить. Вам нужно будет только подбадривать малыша в его начинаниях!

Конструктор для деток от 4 до 7 лет

В этом возрасте ребенок уже может долго концентрировать свое внимание на игре, собирать более сложные конструкторы, но пока не без помощи родителей. Подсказывайте малышу, что с чем лучше соединить, чтобы в итоге получилось, как на картинке.

Обратите внимание на бренд Lego Duplo — это разновидность конструкторов Lego, разработанный специально для детей дошкольного возраста. Детали в конструкторе крупные, сюжеты несложные. Такой набор малышу будет и интересно собирать, и играть с ним после сборки.

Конструктор для возраста старше 7 лет

В этом возрасте дети уже готовы и хотят собирать более сложные конструкторы, представляющие собой какой-либо сюжет и состоящий из большого количества разнообразных деталей. Например, у конструкторов Lego есть масса интересных наборов: пиратский корабль (с настоящими пиратами, сокровищами в сундуках и прочей атрибутикой), подводный мир, дворец принцессы и другие.

Также детям старшего возраста можно предложить железный конструктор (Meccano), детали которого соединяются специальными болтиками и гайками. Из них можно собрать целые модели поездов, машин, зданий!

Думаем, вы убедились, что конструктор – прекрасная развивающая игрушка, а большой ассортимент позволяет подобрать его для детей любого возраста.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]