Особенности детского конструирования в дошкольном учреждении и его роль в воспитании детей


Особенности детского конструирования в дошкольном учреждении и его роль в воспитании детей

Лекция № 1

Тема:Конструктивная деятельность дошкольников.

План лекции:

1. Особенности детского конструирования в дошкольных организациях и его роль в развитии дошкольников.

2. Особенности конструктивной деятельности умственно отсталых дошкольников.

3. Основные задачи обучения конструированию умственно отсталых дошкольников.

4. Формы организации обучения конструированию дошкольников.

Литература:

1. Агаева И.Б. Теория и методика обучения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта игре, конструированию и труду / Хрестоматия. – Красноярск, 2009.

2. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. – М., «Просвещение», 1985. С.7

3. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П.Носковой. – М., «Просвещение», 1993. С. 164- 180.

4. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./ Под ред. Т.С.Комаровой. – М., «Просвещение», 1991. С.198

5. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. М., 2002. С. 5 – 28

Основная:

1. Гаврилушкина Ольга Петровна. Обучение конструированию в детском саду для умственно отсталых детей. — М., 1991

2. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Людмилы Петровны Носковой. — М., 1993

3. Екжанова Елена Анатольевна, Стребелева Елена Антоновна. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. — М., 2003.

4. Парамонова Лариса Алексеевна. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. М., 2002.

Дополнительная:

1. Гаврилушкина Оольга Петровна, Соколова Надежда Дмитриевна. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. – М., 1985.

2. Косминская В.В., Васильева Е.И. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. — М., 1977. С. 190 — 203.

3. Лиштван Зинаида Васильевна. Конструирование. — М., 1981

4. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Комаровой Тамары Семеновны. — М., 1991. С. 198 — 222.

Особенности детского конструирования в дошкольном учреждении и его роль в воспитании детей

Конструирование(от лат. construere) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

Под детским конструированием принято понимать создание разнообразных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов,, изготовление поде­лок и игрушек из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т.п.) материала.

Выделяют два типа конструирования:

Ø техническое

Ø художественное.

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают конструкции по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью, корабль с палубой, кормой, штурвалом и т.п.

К техническому типу конструкторской деятельности относятся:

Ø конструирование из строительного материала

(деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы);

Ø конструирование из деталей конструкторов

, имеющих разные способы крепления;

Ø конструирование из крупногабаритных модульных блоков.

В художественном конструированиидети создают образы, которые не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, используют прием как «нарушение» пропорций, а также цвет, фактуру, форму: веселый клоун, худой простофиля-волк, прекрасный принц и т.п., что приводит, по выражению Александра Владимировича Запорожца, к формированию своеобразных эмоциональных образов»

К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и из природного материала.

Компьютерное конструирование и конструирование из бросового материала могут носить как технический, так и художественный характер, что зависит от цели, которую ставит перед собой дошкольник или взрослый перед ним (через компьютерную программу)

По своему характеру детское конструирование сходно с изобразительной деятельностью и игрой, т.к. в них также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей используются практически (в игре, при украшении елки, для подар­ка маме и т. д.).

Мы говорили о том, что конструирование – это деятельность. Итак, что же такое конструктивная деятельность.

Конструктивная деятельность

— это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назна­чению.

Вид материала определяет вид конструирования.

Строительный материал — мелкий (настольный) и крупный — представляет собой набор разнообразных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т. д.).

На занятиях используют разнообразные наборы мелкого строи­тельного материала.

Во время занятий материала должно быть больше, чем требует­ся для данной постройки (и по элементам, и по количеству), чтобы приучать детей отбирать только необходимые детали, соответствую­щие замыслу.

Организуя детскую конструктивную деятельность из строитель­ных материалов, педагог использует разнообразные мелкие иг­рушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт и т. д.

Дети дошкольного возраста, при создании предметов окружающего, строят не вообще, а с конкретной целью: домик для зайчика, мост для машин и пешеходов, замок для принцессы и т. д. Применение игрушек делает конструирование осмысленным и способствует развитию игровой деятельности.

Хранить строительный материал удобнее всего в специальных шкафчиках с отделениями для каждого вида деталей: ма­териал всегда укладывают строго по формам, чтобы дети могли быстро взять любую понадобившуюся форму. Раскладывание материала по формам облегчает работу и способствует тому, что дошкольники быстрее запоминают названия этих форм.

Следующий вид конструктивного материала

Конструкторы. Дети старшего дошкольного возраста вне занятий используют различные конструкторы — деревянные, пластмассовые, металлические и керамические, с помощью которых можно создавать различные конструкции, отличающиеся спо­собами крепления деталей.

Под руководством педагога на занятиях дети осваивают но­вые для них способы соединения (на штифтах, пазах), учатся создавать разнообраз­ные подвижные конструкции по картинкам, чертежам. Обращается внимание на специальную отработку у детей умения соединять де­тали, так как требуется участие мелкой мускулатуры рук, которая у дошкольников еще несовершенна.

Педагог сначала сам изучает методичес­кие указания по сборке, продумывает, что он подробно объяснит детям, а что они будут делать сами.

Наборы строительного материала и конструкторы дают детям постепенно по мере их освоения под руководством педагога.

Бумага, природный и дополнительный мате­риалы используются в детском саду (как отдельно, так и в сочетании друг с другом) для изготовления различных поделок и игрушек.

Дошкольников знакомят с различными сортами бумаги: плотная, настольная, писчая, глянцевая, полуватман и тонкий картон.

Разнообразный природный материал (шишки, желуди, ветки, семена, трава и т. д.) и легкость их обработки широко используется в работе с дошкольниками.

Природный материал своевременно заготавливается воспитателем и дошкольниками, запасы пополняются в течение всего года. Летом и осенью собирают солому, шишки, семена. Пересохший природный материал лучше не собирать, т.к. это затрудняет работу – он крошится и раскалывается.

Косточки от фруктов, тщательно промытые и просушенные, собирают в любое время года. Каждый вид материала хранят в отдельной коробке или пакете.

При создании поделок, используют дополнительные материалы: бумагу, картон, пластилин, проволоку, спички, клей – казеиновый, синтетический, декстриновый – и инструменты – нож, ножницы, шило, иголка.

Детское конструирование тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки (гараж для машины, дома для людей и т.п.) и играют с ними.

Это послужило основанием большинству зарубежных исследователей (Хэрман Реттер, Кларис Менинг, Стюарт Смит, Кеннет Рубин, Карл Фусон, М. Станович-Кастори, Емельян Каменов, Стив Миллер и др.), а также ряду отечественных (Евгения Александровна Флерина, Вера Григорьевна Нечаева, Зинаида Васильевна Лиштван, Антонина Николаевна Давидчук и др.) относить конструирование к виду детской игры.

Особенности игры и конструирования убеждают в целесообразности принципиального разделения этих двух видов деятельности и в необходимости отказа от термина «строительные игры», т.к. таких игр просто не существует. Здесь мы имеем дело либо с ролевой игрой (в которую включаются элементы конструирования, способствующие развитию игрового сюжета), либо с полноценным конструированием как деятельностью, в которой используются игрушки, элементы игры, положительно влияющие на сам процесс конструирования.

Рассмотрим динамику взаимосвязи игры и конструирования на протяжении всего дошкольного периода.

В раннем возрасте, конструирование слито с игрой, затем игра становится побудителем к конструированию, которое начинает приобретать самостоятельное значение для детей.

К старшему дошкольному возрасту сформированное конструирование стимулирует развитие сюжетной игры и само приобретает сюжетный характер (ребенок создает несколько конструкций, объединенных одним сюжетом).

В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа:

§ создание замысла

§ исполнение.

Замысел заключается в обдумывании, планировании, представлении конечного результата, в определении способов и последовательности его достижения.

Ряд отечественных ученых (Данил Борисович Эльконин, Юрий Александрович Полуянов, Леонид Абрамович Венгер и др.) считают, что только к старшему дошкольному возрасту ребенок может идти от замысла к его реализации.

Другие исследователи (Николай Николаевич Поддьяков, Антонина Николаевна Давидчук, Лариса Алексеевна Парамонова и др.) показывают, что если целенаправленно обучать детей, то в 4 года дошкольники способны в своей деятельности идти от замысла к исполнению.

Особенностью конструкторского мышления даже у старших школьников является сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов (Товий Васильевич Кудрявцев, Эмилия Александровна Фарапонова и др.)

Практические действия могут выступать как экспериментирование с материалом. Замысел часто уточняется и изменяется в результате поисковых практических действий, что является положительным моментом для дальнейшего развертывания конструирования. Дошкольники часто рассуждают вслух, как бы проговаривают свои действия и их последствия.

Все это происходит только в процессе обучения, направленного на преодоление следующих недостатков детского свободного

(без специального обучения)
конструирования (Парамонова Лариса Алексеевна)
:

§ неточность замысла (объясняемая нечеткостью структуры образа);

§ неустойчивость замысла (дети начинают создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуются этим);

§ поспешность исполнительской деятельности и излишняя увлеченность ею (замыслу уделяется крайне мало внимания);

§ нечеткость представлений о последовательности действий и неумение планировать их;

§ неумение предварительно анализировать задачу.

Как показали многие исследования Александра Романовича Лурия, Ларисы Алексеевнаы Парамоновой, Зинаиды Васильевны Лиштван, Веры Григорьевны Нечаевой и др. детское конструирование без преодоления этих недостатков протекает на очень низком уровне.

Источником замысла детей является все окружающее: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, особенно – игра. Но восприятие окружающего у дошкольников часто поверхностно: они схватывают внешние стороны предметов и явлений. Поэтому важно создавать условия для освоения окружающего, для формирования умения видеть характерные особенности предметов, явлений, устанавливать взаимосвязи между ними и передавать их в конструкциях и поделках

. В этом случае конструирование опирается на образные представления о реально существующих объектах, что становится основой детских замыслов.

Важным является умение оперировать образами в пространстве (вращение, перемещение в пространстве). Овладение пространственным мышлением расширяет возможности дошкольников в разных видах конструирования (из бумаги, деталей конструктора, модулей и др.)

Значимым является эмоциональная окрашенность детской деятельности

, в которой используются разные материалы при создании образов. Связь конструирования с повседневной жизнью, с другими видами деятельности (изобразительной, игрой, театром и т.п.) делает его интересным, эмоциональным и является одним из средств самовыражения.

Конструирование способствует всестороннему воспитанию дошкольника. В процессе обучения конструированию осуществляется умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание дошкольников, развиваются умения анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются личностные качества (целеуст­ремленность, настойчивость в достижении цели, умение налаживать деловые отношения и т. п.), что способствует подготовке к переходу на следующий вид деятельности — учебный.

То есть, конструкторы делают из нас «я у мамы инженера»?

А)

Индийские психологи считают, что да:


Подчеркнуто красным: «Увлечен конструкторами и читает инженерные журналы — технарь!» — Спасибо, кэп! (скрин из книги General Psycology, 2003)
Б)

Советский педагог Макаренко считал аналогично: «Игра в жизни ребенка имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет». Звучит логично, но…

В) На самом деле, мы не знаем.

И ради интереса провели мини-исследование у себя. Опросили где-то треть сотрудников. Половина — разработчики и системные администраторы (20 человек), половина — управленцы, маркетинг, дизайнеры, юристы и бухгалтерия (20 человек).

Задавали четыре вопроса. Два в анкете были обязательными. Выше ответы на первый обязательный вопрос.

А вот ответы на второй обязательный вопрос:

Перейдем к разбивке “технари” и “не технари”.

В «технической» группе 16 человек в детстве часто играли с конструктором. Десять уверены, что на выбор профессии это повлияло («начал с конструкторов, потом стал собирать компьютеры, сайты и т.д.»), трое — что точно нет. Остальные не определились.

В «нетехнической» группе конструкторы в детстве любили почти так же — 15 человек. Пятеро видят связь «начал с конструкторов, стал собирать компьютеры, сайты и т.д.» — это дизайнеры и менеджеры проектов. Семеро не видят связи между выбором профессии и детскими увлечениями.

Г)

Интересно, а вы чувствуете связь между тем, во что играли в детстве, и кем стали? Расскажите, пожалуйста — мини-опрос в конце поста.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]