Особенности детского конструирования в дошкольном учреждении и его роль в воспитании детей
Лекция № 1
Тема:Конструктивная деятельность дошкольников.
План лекции:
1. Особенности детского конструирования в дошкольных организациях и его роль в развитии дошкольников.
2. Особенности конструктивной деятельности умственно отсталых дошкольников.
3. Основные задачи обучения конструированию умственно отсталых дошкольников.
4. Формы организации обучения конструированию дошкольников.
Литература:
1. Агаева И.Б. Теория и методика обучения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта игре, конструированию и труду / Хрестоматия. – Красноярск, 2009.
2. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. – М., «Просвещение», 1985. С.7
3. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П.Носковой. – М., «Просвещение», 1993. С. 164- 180.
4. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./ Под ред. Т.С.Комаровой. – М., «Просвещение», 1991. С.198
5. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. М., 2002. С. 5 – 28
Основная:
1. Гаврилушкина Ольга Петровна. Обучение конструированию в детском саду для умственно отсталых детей. — М., 1991
2. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Людмилы Петровны Носковой. — М., 1993
3. Екжанова Елена Анатольевна, Стребелева Елена Антоновна. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. — М., 2003.
4. Парамонова Лариса Алексеевна. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. М., 2002.
Дополнительная:
1. Гаврилушкина Оольга Петровна, Соколова Надежда Дмитриевна. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. – М., 1985.
2. Косминская В.В., Васильева Е.И. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. — М., 1977. С. 190 — 203.
3. Лиштван Зинаида Васильевна. Конструирование. — М., 1981
4. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Комаровой Тамары Семеновны. — М., 1991. С. 198 — 222.
Особенности детского конструирования в дошкольном учреждении и его роль в воспитании детей
Конструирование(от лат. construere) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.
Под детским конструированием принято понимать создание разнообразных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов,, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т.п.) материала.
Выделяют два типа конструирования:
Ø техническое
Ø художественное.
В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают конструкции по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью, корабль с палубой, кормой, штурвалом и т.п.
К техническому типу конструкторской деятельности относятся:
Ø конструирование из строительного материала
(деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы);
Ø конструирование из деталей конструкторов
, имеющих разные способы крепления;
Ø конструирование из крупногабаритных модульных блоков.
В художественном конструированиидети создают образы, которые не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, используют прием как «нарушение» пропорций, а также цвет, фактуру, форму: веселый клоун, худой простофиля-волк, прекрасный принц и т.п., что приводит, по выражению Александра Владимировича Запорожца, к формированию своеобразных эмоциональных образов»
К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и из природного материала.
Компьютерное конструирование и конструирование из бросового материала могут носить как технический, так и художественный характер, что зависит от цели, которую ставит перед собой дошкольник или взрослый перед ним (через компьютерную программу)
По своему характеру детское конструирование сходно с изобразительной деятельностью и игрой, т.к. в них также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей используются практически (в игре, при украшении елки, для подарка маме и т. д.).
Мы говорили о том, что конструирование – это деятельность. Итак, что же такое конструктивная деятельность.
Конструктивная деятельность
— это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.
Вид материала определяет вид конструирования.
Строительный материал — мелкий (настольный) и крупный — представляет собой набор разнообразных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т. д.).
На занятиях используют разнообразные наборы мелкого строительного материала.
Во время занятий материала должно быть больше, чем требуется для данной постройки (и по элементам, и по количеству), чтобы приучать детей отбирать только необходимые детали, соответствующие замыслу.
Организуя детскую конструктивную деятельность из строительных материалов, педагог использует разнообразные мелкие игрушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт и т. д.
Дети дошкольного возраста, при создании предметов окружающего, строят не вообще, а с конкретной целью: домик для зайчика, мост для машин и пешеходов, замок для принцессы и т. д. Применение игрушек делает конструирование осмысленным и способствует развитию игровой деятельности.
Хранить строительный материал удобнее всего в специальных шкафчиках с отделениями для каждого вида деталей: материал всегда укладывают строго по формам, чтобы дети могли быстро взять любую понадобившуюся форму. Раскладывание материала по формам облегчает работу и способствует тому, что дошкольники быстрее запоминают названия этих форм.
Следующий вид конструктивного материала
Конструкторы. Дети старшего дошкольного возраста вне занятий используют различные конструкторы — деревянные, пластмассовые, металлические и керамические, с помощью которых можно создавать различные конструкции, отличающиеся способами крепления деталей.
Под руководством педагога на занятиях дети осваивают новые для них способы соединения (на штифтах, пазах), учатся создавать разнообразные подвижные конструкции по картинкам, чертежам. Обращается внимание на специальную отработку у детей умения соединять детали, так как требуется участие мелкой мускулатуры рук, которая у дошкольников еще несовершенна.
Педагог сначала сам изучает методические указания по сборке, продумывает, что он подробно объяснит детям, а что они будут делать сами.
Наборы строительного материала и конструкторы дают детям постепенно по мере их освоения под руководством педагога.
Бумага, природный и дополнительный материалы используются в детском саду (как отдельно, так и в сочетании друг с другом) для изготовления различных поделок и игрушек.
Дошкольников знакомят с различными сортами бумаги: плотная, настольная, писчая, глянцевая, полуватман и тонкий картон.
Разнообразный природный материал (шишки, желуди, ветки, семена, трава и т. д.) и легкость их обработки широко используется в работе с дошкольниками.
Природный материал своевременно заготавливается воспитателем и дошкольниками, запасы пополняются в течение всего года. Летом и осенью собирают солому, шишки, семена. Пересохший природный материал лучше не собирать, т.к. это затрудняет работу – он крошится и раскалывается.
Косточки от фруктов, тщательно промытые и просушенные, собирают в любое время года. Каждый вид материала хранят в отдельной коробке или пакете.
При создании поделок, используют дополнительные материалы: бумагу, картон, пластилин, проволоку, спички, клей – казеиновый, синтетический, декстриновый – и инструменты – нож, ножницы, шило, иголка.
Детское конструирование тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки (гараж для машины, дома для людей и т.п.) и играют с ними.
Это послужило основанием большинству зарубежных исследователей (Хэрман Реттер, Кларис Менинг, Стюарт Смит, Кеннет Рубин, Карл Фусон, М. Станович-Кастори, Емельян Каменов, Стив Миллер и др.), а также ряду отечественных (Евгения Александровна Флерина, Вера Григорьевна Нечаева, Зинаида Васильевна Лиштван, Антонина Николаевна Давидчук и др.) относить конструирование к виду детской игры.
Особенности игры и конструирования убеждают в целесообразности принципиального разделения этих двух видов деятельности и в необходимости отказа от термина «строительные игры», т.к. таких игр просто не существует. Здесь мы имеем дело либо с ролевой игрой (в которую включаются элементы конструирования, способствующие развитию игрового сюжета), либо с полноценным конструированием как деятельностью, в которой используются игрушки, элементы игры, положительно влияющие на сам процесс конструирования.
Рассмотрим динамику взаимосвязи игры и конструирования на протяжении всего дошкольного периода.
В раннем возрасте, конструирование слито с игрой, затем игра становится побудителем к конструированию, которое начинает приобретать самостоятельное значение для детей.
К старшему дошкольному возрасту сформированное конструирование стимулирует развитие сюжетной игры и само приобретает сюжетный характер (ребенок создает несколько конструкций, объединенных одним сюжетом).
В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа:
§ создание замысла
§ исполнение.
Замысел заключается в обдумывании, планировании, представлении конечного результата, в определении способов и последовательности его достижения.
Ряд отечественных ученых (Данил Борисович Эльконин, Юрий Александрович Полуянов, Леонид Абрамович Венгер и др.) считают, что только к старшему дошкольному возрасту ребенок может идти от замысла к его реализации.
Другие исследователи (Николай Николаевич Поддьяков, Антонина Николаевна Давидчук, Лариса Алексеевна Парамонова и др.) показывают, что если целенаправленно обучать детей, то в 4 года дошкольники способны в своей деятельности идти от замысла к исполнению.
Особенностью конструкторского мышления даже у старших школьников является сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов (Товий Васильевич Кудрявцев, Эмилия Александровна Фарапонова и др.)
Практические действия могут выступать как экспериментирование с материалом. Замысел часто уточняется и изменяется в результате поисковых практических действий, что является положительным моментом для дальнейшего развертывания конструирования. Дошкольники часто рассуждают вслух, как бы проговаривают свои действия и их последствия.
Все это происходит только в процессе обучения, направленного на преодоление следующих недостатков детского свободного
(без специального обучения)
конструирования (Парамонова Лариса Алексеевна)
:
§ неточность замысла (объясняемая нечеткостью структуры образа);
§ неустойчивость замысла (дети начинают создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуются этим);
§ поспешность исполнительской деятельности и излишняя увлеченность ею (замыслу уделяется крайне мало внимания);
§ нечеткость представлений о последовательности действий и неумение планировать их;
§ неумение предварительно анализировать задачу.
Как показали многие исследования Александра Романовича Лурия, Ларисы Алексеевнаы Парамоновой, Зинаиды Васильевны Лиштван, Веры Григорьевны Нечаевой и др. детское конструирование без преодоления этих недостатков протекает на очень низком уровне.
Источником замысла детей является все окружающее: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, особенно – игра. Но восприятие окружающего у дошкольников часто поверхностно: они схватывают внешние стороны предметов и явлений. Поэтому важно создавать условия для освоения окружающего, для формирования умения видеть характерные особенности предметов, явлений, устанавливать взаимосвязи между ними и передавать их в конструкциях и поделках
. В этом случае конструирование опирается на образные представления о реально существующих объектах, что становится основой детских замыслов.
Важным является умение оперировать образами в пространстве (вращение, перемещение в пространстве). Овладение пространственным мышлением расширяет возможности дошкольников в разных видах конструирования (из бумаги, деталей конструктора, модулей и др.)
Значимым является эмоциональная окрашенность детской деятельности
, в которой используются разные материалы при создании образов. Связь конструирования с повседневной жизнью, с другими видами деятельности (изобразительной, игрой, театром и т.п.) делает его интересным, эмоциональным и является одним из средств самовыражения.
Конструирование способствует всестороннему воспитанию дошкольника. В процессе обучения конструированию осуществляется умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание дошкольников, развиваются умения анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются личностные качества (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, умение налаживать деловые отношения и т. п.), что способствует подготовке к переходу на следующий вид деятельности — учебный.
То есть, конструкторы делают из нас «я у мамы инженера»?
А)
Индийские психологи считают, что да:
Подчеркнуто красным: «Увлечен конструкторами и читает инженерные журналы — технарь!» — Спасибо, кэп! (скрин из книги General Psycology, 2003)
Б)
Советский педагог Макаренко считал аналогично: «Игра в жизни ребенка имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет». Звучит логично, но…
В) На самом деле, мы не знаем.
И ради интереса провели мини-исследование у себя. Опросили где-то треть сотрудников. Половина — разработчики и системные администраторы (20 человек), половина — управленцы, маркетинг, дизайнеры, юристы и бухгалтерия (20 человек).
Задавали четыре вопроса. Два в анкете были обязательными. Выше ответы на первый обязательный вопрос.
А вот ответы на второй обязательный вопрос:
Перейдем к разбивке “технари” и “не технари”.
В «технической» группе 16 человек в детстве часто играли с конструктором. Десять уверены, что на выбор профессии это повлияло («начал с конструкторов, потом стал собирать компьютеры, сайты и т.д.»), трое — что точно нет. Остальные не определились.
В «нетехнической» группе конструкторы в детстве любили почти так же — 15 человек. Пятеро видят связь «начал с конструкторов, стал собирать компьютеры, сайты и т.д.» — это дизайнеры и менеджеры проектов. Семеро не видят связи между выбором профессии и детскими увлечениями.
Г)
Интересно, а вы чувствуете связь между тем, во что играли в детстве, и кем стали? Расскажите, пожалуйста — мини-опрос в конце поста.