Формы и методы трудового воспитания разнообразны. Они зависят от возраста и других особенностей воспитуемых детей; направлены на развитие следующих качеств: трудолюбие, дисциплинированность, добросовестность, стремление к результатам.
Воспитание трудолюбия начинается с ранних лет жизни. В семье, потом в дошкольном учреждении прививаются элементарные навыки: представления об обязанностях, ответственность и дисциплинированность. В дальнейшем формы усложняются и носят уже специализированный характер.
Главная цель воспитания трудолюбия – формирование психологической, практической готовности маленького человека к труду. Трудовое воспитание очень тесно связано с гражданским, нравственным, оно формирует фундамент творческой активности, продуктивности в учебе, спорте, самодеятельности, других сферах деятельности. Является составляющей морального становления личности.
Новые тенденции методики трудового воспитания
Экономические, социальные, экологические условия определяют постоянное совершенствование методики трудового обучения, воспитания: появление новых технологий, внедрение новейших форм, методов, приемов. В их основе – принцип вариативности.
Сохраняя единство государственных требований и свой типовой характер, программы трудового воспитания составляются с учетом состава воспитуемых, их возраста, региональных особенностей, традиций. Это открывает возможности для уменьшения применения репродуктивных методов и увеличения удельного веса исследовательских, творческих форм работы. Включение в трудовую сферу осуществляется с учетом физиологических особенностей, психологической и социальной готовности детей, с учетом интересов, склонностей.
Условия успешной воспитательной деятельности
При воспитании особую важность приобретают порядок действий, распределение обязанностей в коллективе, назначение ответственных, наличия форм подведения итогов. Важен практический показ, обучение главным способам, приемам, соблюдение безопасности. Нужно применять поощрения и в случае необходимости наказания, порицания. Большую роль имеет общественное признание трудовых результатов, одобрение его взрослыми.
?
Главное условие успеха – включение ребенка в посильную для возраста и физических возможностей деятельность. Если она организована правильно, то будет способствовать формированию необходимых нравственных качеств: трудолюбия, аккуратности, дисциплинированности, усердия, настойчивости.
Воспитывающим труд становится при нескольких условиях:
- Он должен быть значимым, общественно-полезным. Только так появляется возможность осознать значимость работы. Понимание того, что он приносит людям пользу, придает дополнительную мотивацию для трудовой активности;
- Результатом должно стать что-то полезное, имеющее ценность для коллектива, для себя и взрослых. Если результатов ребенок не увидит, пользы от работы не много, желание трудиться может исчезнуть;
- Труд должен быть коллективным. Это выполнение поставленных задач совместно, способное объединить общей целью. Он дает возможность приобрести опыт взаимодействия, взаимопомощи, солидарности;
- Он должен быть инициативным, желательно творческим, должны применяться разные формы самоуправления и самоорганизации;
- Труд должен быть посильным, по возможности связан с учебной или другой воспитательной деятельностью, он не может быть принуждением, и наказание ребенка им недопустимо;
- Требовать нужно не просто выполнения поставленной задачи, а выполнения ее аккуратно, добросовестно.
Консультация для родителей по трудовому воспитанию детей в семье
Только при соблюдении этих условий труд можно считать настоящим средством формирования личности нового поколения.
Рекомендуем “Проблемы трудового воспитания дошкольников”.
Задачи и цели трудового воспитания дошкольников
Определение 1
Труд – это целесообразная деятельность людей, которая направлена на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения собственных потребностей.
Дошкольной педагогикой выделено несколько основных задач трудового воспитания детей:
- ознакомить с трудом взрослых и воспитывать уважение к нему;
- обучать детей простейшим трудовым навыкам;
- воспитывать интерес к труду, трудолюбие и самостоятельность;
- воспитывать общественно-направленные мотивы труда, умение трудиться в коллективе и для коллектива.
Ребенок постоянно сталкивается с трудом взрослых и использует его результаты. Сначала дети интересуются только внешними моментами: самим процессом трудовых действий, движением механизмов и машин. Последовательное знакомство детей с трудом близких взрослых формирует у них представления о сути и значении трудовых действий, разъяснение на конкретных примерах отношение взрослых к трудовой деятельности и его общественную значимость.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Знания дошкольников о труде окружающих взрослых развивают в них правильное отношение к труду, но при этом они остаются формальными, если не сочетать ознакомление с трудовой деятельностью с трудом самих детей.
При определении содержания и последовательности обучения детей трудовым умениям, воспитателю необходимо учесть особенности их возраста и доступность содержания труда, которое он предлагает, а также степень его воспитательной ценности, и санитарно-гигиенические требования к его организации.
В процессе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует в детях стремление выполнить самостоятельно все то, что они уже имеют, но помогает им всякий раз, когда помощь нужна. Нельзя допускать, чтобы дошкольники огорчались из-за неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так как в таком случае появляется неуверенность в своих силах и пропадает желание трудиться.
Нельзя забывать о том, что труд должен приносить радость детям, от достигнутых результатов и возможности быть полезным другим.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Виды трудовой деятельности дошкольников 420 ₽ Реферат Виды трудовой деятельности дошкольников 230 ₽ Контрольная работа Виды трудовой деятельности дошкольников 220 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
В детском саду решается проблема формирования у детей умения работать в коллективе. Это происходит постепенно, через объединение детей в трудовой деятельности в небольшие группы, имеющие общее задание. В процессе такой трудовой деятельности воспитатель может сформировать у детей представление об общей ответственности за дело, которое им поручено, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять обязанности между собой и приходить на помощь друг другу, стремясь совместными усилиями достигать результатов. Всем этим обогащается опыт их взаимоотношений в деятельности, придавая им положительный характер.
Виды трудового воспитания
Типология трудового воспитания определяется видом труда, выполняемого ребенком. Принято выделять:
- учебный труд (физический, умственный);
- общественно-полезный;
- производственный (работа по созданию значимых материальных ценностей.
Воспитание в учебном труде – усвоение, приобретение необходимых умений навыков, средство подготовки к социальной трудовой активности, творчеству.
Воспитание общественно-полезным трудом (бытовым, общественно-организационным) включает в себя производственную практику, работу в столовых, на пришкольной территории, сбор металлолома, посадку леса, помощь в уборке, уходе за престарелыми людьми. Этот вид призван показать значимость трудовых мероприятий для общества, позволяет ребенку получить моральное удовлетворение от своей деятельности.
Бытовой труд, часть общественно-полезного, направлен на удовлетворение повседневных бытовых потребностей как самого ребенка, так и коллектива.
Производительный труд больше подходит к старшему школьному возрасту. Он обычно оплачиваемый и является переходом к реальному труду взрослого человека.
Воспитание в дошкольном возрасте
Трудовое воспитание дошкольников предусматривает следующие типы деятельности:
- Самообслуживание – обслуживание самого себя (умывание, уход за собой и другими);
- Хозяйственно-бытовой – поддержание чистоты, порядка дома, в дошкольном учреждении;
- Труд в условиях природы: уход за растениями, кормление животных;
- Ручной, художественно-прикладной труд способствует развитию элементарных умений, навыков, знание (работа над поделками из разных материалов, лепка, рисование и другие виды).
Формы организации труда дошкольников
Анна Эсске
Формы организации труда дошкольников
Формы организации труда дошкольников.
Содержание труда реализуется в разных формах организации. В практику внедрены разные формы организации труда детей дошкольного возраста: поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд.
ПОРУЧЕНИЯ – это обращенная к ребенку просьба выполнить какое-либо трудовое действие. Трудовые поручения могут быть индивидуальными, подгрупповыми, общими. По продолжительности – длительными и кратковременными, постоянными или одноразовыми. По содержанию – соответствовать видам труда. Посредствам поручений можно решать задачи не только трудового воспитания, но и нравственного, умственного и эстетического. Выполнение трудовых поручений вполне доступно детям 2-3 лет. Важно, чтобы их выполняли все дети. Поручения в младших группах используются для поддержания интереса к труду, желания трудится; для обучения трудовым умениям и навыкам, для формирования у детей уверенности в своих силах и способностях; для удовлетворения потребности в общении со взрослыми; для подготовки к другим формам организации труда. Трудовые поручения в старших группах более сложны и по содержанию, и по выполнению, и по степени ответственности за результат. Наряду с поручениями, предполагающими одно действие, есть такие, которые включают несколько взаимных действий (подобрать материал для ручного труда, разложить его на столы; помыть кисточки). Важно, что поручения дают возможность воспитывать у ребенка чувство ответственности. Детям старшего дошкольного возраста можно давать поручения с явно выраженной нравственной направленностью («Помоги Маше – она упала и испачкалась»
). В старших группах можно давать поручения отсроченным результатом (
«Сегодня мы посеем рассаду, будем поливать ее, у нас вырастут овощи»
). Поручения могут быть индивидуальными, но направленными на общий результат
(нарисовать рисунок, а потом сделать выставку всех работ)
. Очень важно для детей научится самостоятельно продумывать
организацию своего труда, последовательность выполнения поручений. Воспитатель тактично может помочь советом, подсказкой. В старшем возрасте уже четко проявляется интерес детей к тому или иному виду труда.
ДЕЖУРСТВА – предполагаем труд одного или нескольких детей в интересах всей группы, выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота о других, поэтому способствует развитию ответственности, заботливого отношения к людям и природе. Дежурства по столовой, по подготовке к занятиям. Эта форма вводится во 2 младшей группе в конце второго полугодия. До тех пор воспитатель привлекает детей к помощи няне, когда она накрывает столы. Начиная с трех лет дети уже способны выполнять несколько взаимосвязанных действий, направленных на решение одной задачи (накрыть на стол)
. Воспитатель обращает внимание на темп и качество выполнения работ. Дежурство по подготовке к занятиям требуем внимания, следует помогать детям, напоминать, что должно быть на столах при рисовании, лепке. Когда работа завершена, воспитатель предлагаем дежурным проверить, все ли на месте. Дежурство способствует систематичности включения детей в
труд. Следует только отмечать кто, где и когда дежурил. В группе устраивается доска дежурств, чтобы каждый знал о своих обязанностях. В конце дежурства полезно обсуждать качество выполненной работы.
ОБЩИЙ, СОВМЕСТНЫЙ, КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД – более сложная форма – способствует решению задач нравственного воспитания. Уже приобретенные трудовые навыки и умения лишь закрепляются. Общий, совместный и особенно коллективный труд создаёт благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу. Общий труд предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно. Совместный труд предполагает взаимодействия детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель, как и в общем – единая. Коллективная форма организации труда, при которой дети вместе с трудовымирешают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают в случае необходимости. Общий труд возможен уже в средней группе дошкольного учреждения, совместный и коллективный – в старшей и подготовительной группах.
Формы трудового воспитания
Еще Макаренко А. искал формы организации, которые способствовали формированию развитой и целеустремленной личности. Основной идеей его системы стало воспитание трудом в коллективе и через коллектив. Не каждый знает, какая форма была предложена Макаренко для эффективного воспитания подрастающего поколения. Такой формой стал сводный отряд, получивший современное продолжение в виде дружин и волонтерских отрядов.
Все формы, направленные на формирование трудолюбия объединяются в несколько групп:
- Индивидуальные (выполнение поручений, индивидуальных заданий и требований);
- Коллективные (общественно-полезный вид труда) направлены на адаптацию ребенка в обществе, коллективе;
- Групповые (праздники, утренники, соревнования).
Форм воспитания достаточно много. Они применимы с учетом определенных условий. Наиболее популярные формы: индивидуальные поручения, разные виды общественного труда (волонтерские отряды, вахты, праздники, уборки, озеленение, благоустройство, ремонт мебели и учебников).
Эффективными формами развития правильного личностного отношения к труду являются:
- работа в звеньях для выполнения работы;
- развитие трудовых традиций;
- смотры, выставки, конкурсы;
- отряды и трудовой десант;
- индивидуальные поручения.
Система трудового воспитания применяет максимально возможное количество форм, обеспечивающих воспитание ответственности, трудолюбия, организованности, коллективизма подрастающего поколения.
Формы работы с дошкольниками
Количество форм для детей дошкольного возраста также достаточно много. Они отличаются простотой и в то же время неоценимой силой в воспитательном воздействии. Самые применяемые формы в дошкольном образовании:
- Задания-поручения (индивидуальные, групповые и общие; кратковременные, длительные);
- Дежурства – организация деятельности, предусматривающая работы по обслуживанию самого себя и детского коллектива;
- Коллективная, совместная деятельность – деятельность группы детей, объединенная одной целью.
Творчество также можно называть одной из форм формирования трудовых качеств в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста
Инна Борисова
Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста
1 слайд.
Выбор той или иной формы организации трудовой деятельности детей зависит прежде всего от:
1) возрастных и психофизиологических возможностей детей;
2) уровня трудового опыта детей;
3) конкретных воспитательных задач, которые ставит воспитатель, организовывающий трудовую деятельность;
4) содержания труда.
2 слайд.
Содержание труда реализуется в разных формах организации:
— поручения (отдельным детям, небольшим группам,
— дежурства (по столовой, занятиям, уголку природы, поочерёдное выполнение детьми обязанностей,
— коллективный труд (организуемый воспитателем и самими детьми, небольшими группами и всей группой).
В зависимости от возраста детей используется та или иная форма организации детей. Так в младшем возрасте большое предпочтение отдаётся поручениям, в старшем возрасте – труд всё чаще приобретает коллективный характер.
3 слайд.
1. Поручения – это задания, просьба, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Это первая форма организации трудовой деятельности.
Поручения могут быть:
· по форме организации (индивидуальные, подгрупповые, общие);
· по продолжительности; (кратковременные, эпизодические, длительные);
· по трудности (простые, сложные).
4. слайд.
Учитывая некоторые особенности поручений, их можно сгруппировать:
1 группа–поручения, связанные с выполнением одного способа действия:
подать, принести, отнести, помоги другу. Они кратковременны, эпизодичны, вызваны временной необходимостью.
2 группа – поручения, которые содержат несколько способов действия,
несколько трудовых операций. Сюда можно отнести поручения следующего
содержания: покормить животных, полить комнатные растения и т. д.
3 группа – поручения, связанные с результатами, которых дети достигают
не сразу: посеять, посадить, принести из дома открытку, расческу и т. д.
Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада:
— В младшей группе они являются ведущей формой организации труда. Поэтому работу с малышами по трудовому воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений, которые ребенок выполняет вместе с воспитателем, и только много позже переходить к другим формам. В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т. д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.
— В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т. п.).
— В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т. е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.
— В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.
5. Слайд.
2. Дежурство – форма организации труда детей, предполагающая труд одного или нескольких детей в интересах всей группы.
В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе.
В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.
Научившись всему этому, дети осваивают умения согласовывать свои действия, договариваться, распределять обязанности самостоятельно. Важно соблюдать последовательность и своевременно переводить детей с одной ступеньки трудности на другую. Воспитатель обращает внимание на темп и качество выполнения работы. Дежурство способствует систематически включению детей в трудовую деятельность. Задачи, продолжительность и содержание дежурства зависит от возраста детей, воспитательной цели. Основной смысл дежурства – забота о других.
6 слайд.
3. Общий, совместный, коллективный труд способствует прежде всего решению задач нравственного воспитания. Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы, выполнять задание в определенный срок.
Общий труд предполагает такую организацию работы детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно и в конце работы подводится общий итог.
Пример: Воспитатель, предлагает детям навести порядок в группе и распределяет обязанности. После окончания работы воспитатель обращает внимание на то, что каждый трудиться хорошо. И вот результат – в группе чисто и красиво
Совместный труд предполагает взаимодействие детей. В процессе работы дети оказываются в зависимости друг от друга: от темпа, качества работы других. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.
Пример: с кем поставить работать Настю – она отвлекается, какое задание лучше дать Юре – он не умеет работать быстро и т. д.
Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети, наряду с трудовыми, решают более сложные – нравственные – задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, обращаются за помощью к сверстникам, радуются их успехам, общим результатам труда, переживают за качество общей, совместной работы. Коллективная форма способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений, создаёт положительный эмоциональный настрой.
Итак, не каждый общий и даже не каждый совместный труд является коллективным. Но каждый коллективный труд – общий и совместный. Важно, чтобы воспитатель умел организовывать действительно коллективный труд детей.
Методы трудового воспитания
Выделяют несколько групп методов:
- Методы формирования сознания, используемые для формирования взглядов, идеалов, убеждений, установок. Они способствуют формированию чувств, нравственных переживаний. Методы формирования личности – методы убеждения: они убеждают ребенка в правильности действий, позволяют ему понять необходимость труда, как обязательной части общества. Убеждения можно достичь, используя методы: рассказы, объяснения, внушение, инструктаж, пример, беседы;
- Методы организации общественно значимой деятельности позволяют ребенку осознать роль своего труда, пользы, приносимой им;
- Методы стимулирования: правильное поощрение или наказание, соревнование. Одобрение у взрослых важно всегда, в результате него ребенок может испытать внутреннее удовлетворение, осознание, что он достиг успеха в выполнении задания. Важно и порицание.
Цели и задачи трудового воспитания
Выбор методов зависит от цели и задач, индивидуальных особенностей отдельного ребенка, уровня трудовой готовности.