Как организовать труд ребенка в дошкольном возрасте?

ПЛАН

1. Понятие о труде как деятельности, его структура.

2. Виды профессий.

3. Предпосылки возникновения трудовой деятельности в раннем возрасте.

4. Психологические особенности трудовой деятельности детей в дошкольном возрасте:

а) специфика труда детей дошкольного возраста;

б) компоненты труда дошкольников;

в) освоение новых видов и форм труда;

г) ознакомление с трудом взрослых и формирование интереса к нему;

д) влияние трудовой деятельности на психическое развитие ребёнка.

5. Бытовая деятельность дошкольника.

Понятие о труде как деятельности, его структура.

Основным, исторически первым видом деятельности человека является труд. Труд целесообразная деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создания материальных и духовных ценностей.

Трудовая деятельность – ведущая, главная деятельность человека. Человечество (как вид) прекратило бы своё существование, если бы перестало трудиться. Поэтому трудовая деятельность — специфическое видовое поведение человека, обеспечивающее его выживание.

Благодаря труду человек построил:

— современное общество;

— создал предметы материальной и духовной культуры;

— преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития;

— с трудом связано создание и совершенствование орудий труда, которые в свою очередь являются фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

Трудовая деятельность является по своей природе общественной:

1. Производимый человек продукт может быть направлен не только для удовлетворения личных потребностей, но, главным образом, для нужд общества в целом.

2. По характеру — ни один человек не участвует в производстве хотя бы одного продукта с начала до конца, а получает от общества в обмен на свой труд.

Действияв трудовой деятельности определяются не биологическими потребностями, а поставленной производственной целью и отношениями человека к другим людям в процессе осуществления этой цели. Решающей чертой труда является изготовление и применение орудий, т.е. использование воздействий одних вещей на другие.

Коллективная деятельность выделяет в вещах их объективные свойства. Она заставляет обмениваться информацией с другими людьми и закреплять эту информацию в особых коммуникативных действиях – речи. Она учит направлять свои действия идеальным целям и определять их общественным опытом. Трудовая деятельность является условием развития и формирования личности.

Виды профессий. Хороший компас в мире профессий предлагает психолог Е.А. Климов. В книге «Путь в профессию» он выделяет пять основных типов профессий по принципу отношения человека к различным объектам окружающего мира.

1. Человек – природа. Сюда входят профессии, в которых человек имеет дело с различными явлениями неживой и живой природы. Например, биолог, географ, геолог, математик, физик, химик, связанные с растениеводством, животноводством, лесным хозяйством (полевод, животновод, пчеловод, лесовод, агроном, ветеринар и т.д.) и др. профессии, относящиеся к разряду естественных наук.

2. Человек – техника. В эту группу профессий включены различные виды трудовой деятельности, в которых человек имеет дело с техникой, её использованием или конструированием (профессия инженера, оператора, машиниста, слесари, швеи, шофёры и т.п., т.е. все технические профессии).

3. Человек – человек. Сюда включены все виды профессий, предполагающих взаимодействие людей, их обслуживание и общение (политик, религия, педагогика, психология, медицина, право и т.п.).

4. Человек — знаковая система. В эту группу включены профессии, касающиеся создания, изучения и использования различных знаковых систем (имеют дело с условными знаками, кодами, формулами, языками и пр.). Связаны с обсчётом, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности. Например, лингвистика, языки математического программирования, способы географического представления результатов наблюдений и т.п.

5. Человек – художественный образ. Эта группа профессий представляет собой различные виды художественно-творческого труда. Например, литература, музыка, театр, изобразительное искусство, т.е. творческие специальности (маляры, копировальщики рисунков, художники-оформители, живописцы и т.д.).

Предпосылки возникновения трудовой деятельности в раннем возрасте.

Источником трудовой деятельности преддошкольника являются: потребность выполнять совместно со взрослыми общую деятельность, действовать как взрослый (мыть посуду, стирать платочки). Однако, смыслтрудовых действий, их назначение ещё не всегда понятны ребёнку. Качество труда зачастую остаётся очень низким. Главное – ребёнок хочет выполнять трудовые действия, они для него интересны и привлекательны. Поэтому именно в раннем детстве начинают закладываться основы трудолюбия и уважение к любому труду взрослого.

Предпосылки трудовой деятельности складываются в предметной деятельности ребёнка и связаны с развитием самосознания, личности.

1. Овладение предметной деятельностью, первыми орудийными действиями.

Первые трудовые умения формируются благодаря возникновения устойчивого интереса к миру предметов и желания действовать с ними. Орудийность – главная характеристика труда. Ребёнка привлекает процесс использования орудия и, как правило, он не выделяет результата своих усилий. Часто не доводит начатое дело до конца. Установка на качество результата у него отсутствует. Цель оперирования с орудия труда скрыта в самих действиях: не подмести пол, а мести его;не вымыть посуду, а мыть её.

2. Отделение себя от своих действий и действий от предмета.

Во второй половине 3-го года жизни начинает складываться новообразование — «гордость за свои достижения». Теперь ребёнок выделяет результат своих действий и стремится получить положительную оценку от взрослого. Отделение действий от предмета и себя от своих действий (в связи с употреблением собственного имени) позволяет ребёнку уяснить способы употребления орудий и конечный результат своих действий.

3. Возникновение стремления к самостоятельности, первых направленных действий.

Действия с орудиями труда помогают ребёнку реализовать себя и проявить всё возрастающее стремление к самостоятельности. У взрослого появляется возможность сориентировать малыша на получение качественного результата и помочь ему понять общественную значимость труда: подмел пол, помог маме, поэтому она рада. Именно ориентация собственных действий и их результата на другого человека – предпосылка становления общественных мотивов труда.

4. Проявление произвольности в поведении.

Представление ребёнка о конечном результате (конец раннего детства) начинает руководить действием, планировать и контролировать его. В освоении орудийных действий большое значение имеет развитие речи. Сначала речь фиксирует трудовое действие и его результат («Подмёл, помыл»). К концу 3- го года жизни с помощью речи ребенок начинает предварять своё действие («Буду подметать. Буду мыть.»).

5. Развитие зрительно — двигательной координации.

Наряду с результативными действиями (преобразование предметов) появляются предпосылки продуктивных действий (создание чего-то нового). Такие действия выполняются только в совместном со взрослым труде, например когда малыш вместе с мамой лепит пирожки. Но самостоятельно получить новый продукт ребёнок ещё не может.

Психологические особенности трудовой деятельности детей в дошкольном возрасте.

Трудовая деятельность формируется в процессе всех видов деятельности: игровой, продуктивной, учебной. В игровой деятельности ребенок воспроизводит труд взрослых, отношения в труде; приобретает представления о необходимости труда, об его общественной значимости, коллективном характере труда. В продуктивных видах деятельности учится ставить цели, затрачивает усилия для получения результата. Учебная деятельность способствует пониманию общественной значимости труда, учит планировать деятельность, достигать результата, дети знакомятся с трудом взрослых.

Детский труд значительно отличается от труда взрослых. Взрослый труд получение объективно значимого продукта, осязаемого, детский труд имеет большое значение для психического развития самого ребёнка. Своеобразие трудовой деятельности дошкольника проявляется в том, что он связан с игрой, не имеет общественно-значимого результата, служит средством для развития личности.

Взаимосвязь труда детей с игрой заключается в общем источнике – потребность принимать активное участие в жизни взрослых и стремление к самостоятельности; происходит освоение сферы социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых. Различия проявляются в следующем: в игре ребенок действует в воображаемом плане, не возможность получения конкретного результата. Труд же предполагает получения осязаемого продукта, ребенок может устанавливать более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослого, чем в игре.

Чем младше ребёнок, тем быстрее их труд превращается в игру (особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте). Это происходит чаще всего, когда поручение непосильно для ребёнка, ребёнок не понимает, что от него требуют, не знает, как нужно выполнять, взрослый не контролирует деятельность ребёнка. Старшие дошкольники (6 лет) уже осознают различия: в игре выделяют игрушки или предметы-заместители; выполняя роли, понимают, что эта деятельность для удовольствия; в трудовой же деятельности уже могут выделять орудия труда, выполняют ряд трудовых операций, указывают объективную цель труда («чтобы было чисто, порядок надо навести»), осознают полезную направленность труда, считают, что это важная работа.

На протяжении всего дошкольного возраста связь игры и труда сохраняется, т.к. необходимо изготовить атрибуты для игровых действий (например, вертушки); продукты детского труда помогают создать воображаемую ситуацию (например, изготовление игрушки-самоделки включается в режиссерскую игру). Благодаря игре дети постигают смысл труда взрослых, сущность их взаимоотношений, через игру улучшается качество работы, стремление довести её до конца, формируется положительное отношение к хозяйственно-бытовому труду, особенно к однообразным процессам (например, уборка снега с веранды).

Таким образом, преемственность между трудом и игрой заключается в том, что ребёнок получает, обобщает и систематизирует представление о труде взрослых, происходит первый эмоциональный этап профессионального самоопределения, т.е. знакомство с трудом взрослых, выполнение трудовых обязанностей формирует представление о профессиях, появляются первые профессиональные предпочтения, намечаются профессиональные интересы.

По данным исследований (А.Н. Белоус) старшие дошкольники знают от 4 до 15 профессий; выбор профессии обусловлен половыми различиями: мальчики – вождение различных видов транспорта, сельхозмашин, строительство (каменщик, строитель, сварщик, крановщик, бульдозерист, экскаваторщик), военные (летчик, танкист, ракетчик) специальности; девочки – профессии воспитателя, учителя, медсестра, врач, парикмахер, музыкальный работник, продавец.

Сложным для дошкольников является осознание труда взрослых. Общественную значимость они легче выделяют в деятельности конкретных людей, профессии которых им знакомы. Старшие дошкольники знают орудия труда многих профессий; описывают процесс труда; выделяют качества, необходимые людям разных специальностей («капитан должен быть смелым и мужественным»); постигает смысл профессиональной деятельности; понимает необходимость каждой профессии (С. Михалков «А что у вас?» — «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»); складывается уважительное отношение к труду взрослых.

Таким образом, знание о труде взрослых выступает как центральное звено представлений о социальной действительности.

Основными направлениями развития трудовой деятельности дошкольника являются: усложнение компонентов трудовой деятельности, освоение новых видов и форм труда.

Компоненты труда дошкольников.

На протяжении дошкольного возраста идёт совершенствование следующих компонентов трудовой деятельности дошкольника: целеполагания; планирования; мотивов труда; трудовых навыков и умений; социально-психологической готовности к совместной трудовой деятельности; самоконтроля и самооценки результатов труда; основ культуры труда.

Целеполагание. В младшем дошкольном возрасте цели определяются удовлетворением собственных потребностей. В 2-4 года действия подчиняются цели, если эта цель ребёнком чувственно воспринимается, а задание понятно. В 3-4 года дети отказываются убирать игрушки, т.к. хорошо не понимают, что от них требуется. Поэтому в работе с малышами необходимо пояснение: сначала конкретно: «Сложи кубики в коробку, а игрушки расставь на полке»; затем более обобщённо: «Наведи порядок в игрушечном уголке». Старшие дошкольники принимают и ставят цель на основе сформированных представлений; действуют по словесной инструкции взрослых, которая предполагает выполнение сложных действий на протяжении длительного времени; цели становятся более устойчивыми; опираются на оценку ребёнком своих реальных возможностей и умений.

Планирование связано с выделением условий, средств и способов достижения цели.Это позволяет значительно повысить качество работы. Старшие дошкольники планируют как свою (собственную), так и совместную трудовую деятельность: определяют план работы; находят общее мнение по поводу способов достижения цели. Значение коллективного планирования заключается в возникновении стремления к самоконтролю; дети самостоятельно совершенствуют приёмов и умений, необходимых для осуществления самостоятельного плана; повышается чувство ответственности. В итоге – высокое качество полученного результата трудовой деятельности.

Мотивы труда. В младшем дошкольном возрасте преобладают интересребёнка к самому процессу или его оборудованию, а также игровыемотивы. Мотивыпоощрения и порицания проявляются на протяжении всего дошкольного возраста. Чаще всего они появляются, если ребенок не понимает смысла труда, в результате не формируется потребность трудиться («Чтобы мама не ругала»; «Чтобы мама похвалила»; «Когда потружусь, мне всегда что-нибудь вкусненькое дают»), а также при выполнении требований взрослых («Тружусь, потому что мама сказала»). Эти две группы мотивов быстро приобретают устойчивый характер и свидетельствуют об ошибках в трудовом воспитаниидетей.

Особое значение в формировании трудовой деятельности имеют общественные мотивы труда, которые появляются достаточно рано. Если в младшем и среднем дошкольном возрасте дети еще не осознают их, но руководствуются ими, то старший дошкольник видит смысл труда в оказании помощи другим людям («Трудиться надо, чтобы помогать маме, взрослым, маленьким. И вообще маме надо помогать»).

На протяжении дошкольного возраста идёт усложнение трудовых навыков и умений: становятся более точными, быстрыми, координированными; трудовые задания обычно выполняет долго, не всегда качественно, т.к. ограниченность возможностей ребёнка, особенно его психического развития (ломается веник, бьётся посуда). Поэтому нужно давать посильные задания, научить правильно обращаться с орудиями и предметами труда.

Критериями оценки трудовой деятельности являются достижение результата и его качество. От качества зависит отношение к другим людям и их труду. Следовательно, качество станет основным критерием в оценке действий своих и сверстников (чисто вымыл стульчики, значит, хорошо потрудился).

Самоконтроль и самооценка результатов трудазависит от успешности достижения цели. В 3-4 года ребенок не замечает ошибок в своей работе, считает её хорошей, независимо от достигнутого результата, однако критически относится к труду сверстников. В 5-7 лет дети стараются правильно оценить свою работу; замечают не все ошибки, а только грубые; их интересует качество труда; обращаются к взрослым о правильности и качестве собственных трудовых действий.

Особенности труда дошкольника: как, зачем и почему?

В дошкольном воспитании одним из главных считается организация и приучение к трудовой деятельности и научение многим ее способам, доступным для детей в группах такого возраста. В народе давно бытует выражение, что труд превратил обычное животное (обезьяну) в высокоразвитое разумное существо (человека). И, как бы утрированно не звучали данные слова, но часть правды в них есть.

В процессе организации трудовой деятельности, организованной и целесообразной, ребенок получает необходимые знаний и умения, но даже не в этом основная польза. Через совершаемые телом необходимые действия, развивается и мозг, а точнее даже, – основные психические функции: мышление, восприятие, воля. Именно поэтому трудовое воспитание дошкольников – очень важное и серьезное направление.

С какого возраста начинается трудовая деятельность?

Итак, поскольку эта статья посвящена исключительно дошкольному возрасту, важно сразу его определить. Завершающий этап вполне очевиден: это период от 6,5 до 7 лет, когда ребенок идет в школу. Условно в психологии верхней планкой принято считать 7 лет, но у кого-то переход в школьную пору (младший школьник) наступает чуть раньше, у кого-то чуть позже. Тут все зависит от чисто формального момента: поступления в первый класс и начала учебы.

Гораздо сложнее определить нижнюю границу. Когда деятельность ребенка уже можно назвать трудовой, и начать учить его совершать осознанные действия, не опасаясь, что он причинит себе вред? В психологии считается, что этот возраст наступает с 3 лет. Тут тоже следует понимать, что это лишь формально: у разных детей – по-разному.

Кто-то уже и в 2,5 готов, а у кого-то и в 3,5 только-только начнет получаться. И все же, около 3 лет ребенок переходит от предметно-манипулятивной деятельности (когда он трогал и ощупывал предметы, не всегда понимая их реальное предназначение) к сюжетно-ролевым играм. У него появляется социальный интерес, он начинает учиться выстраивать отношения и связи. Вот тогда целесообразно начать полноценное трудовое воспитание, а формы могут быть совершенно разными.

Трудовое воспитание применительно к разным возрастным группам

Дошкольный возраст – лучшее время для формирования основных навыков ухода за собой , определенных умений, наблюдательности. С каждым этапом нагрузка усложняется, требует от ребят соответствующих действий. Взрослым необходимо помнить о возрастных особенностях, проявлять терпение, доброжелательность, чтобы не вызвать у малыша отрицание.

  1. Пальцы ребенка пока еще недостаточно развиты и плохо его слушаются.
  2. Последовательность действий малышу тоже не дается, запомнить все с первого раза трудно.
  3. Привлечь на помощь волевые усилия младшему дошкольнику не удастся, эти способности еще только формируются.

Педагоги, как правило, знают, какие методы работы применимы для каждой возрастной группы. На них лежит обязанность давать рекомендации родителям, чтобы дети развивались гармонично.

Учитывая физиологические и психологические особенности воспитанников, нужно помнить, что для малышей 3-4 лет оптимальная длительность работы 10-15 минут. Ребята 6-7-летнего возраста занимаются физически максимум полчаса. Состояние каждого малыша необходимо контролировать. Обращают внимание на потливость, покраснение кожи, при появлении которых лучше сменить род деятельности. Чтобы дети не утомлялись, лучше переходить к другим занятиям через 10-15 минут. При их дозировании обязательно учитывают объем физической нагрузки, ее сложность.

Памятки по ПДД родителям в детских садах: консультации и собрания

Трудовое воспитание в младшей группе

Дети 3-4 лет активны, часто сами говорят о желании участвовать в той или иной деятельности. Но они быстро утомляются, им трудно сосредоточить внимание, поэтому чрезмерно нагружать их не стоит. Поручения взрослых в младшей группе имеют более индивидуальный характер, воспитаннику будет достаточно развесить полотенца или расставить приборы к обеду.

Нюансы, которые следует учесть:

  • трудовое воспитание носит ситуативный характер, для трехлетки главное, чтобы задания были просты, понятны;
  • детей нужно хвалить за любые успехи;
  • чтобы малыш понимал смысл своих действий, воспитателю нужно объяснять задачи, давать оценку результатам;
  • прежде, чем что-то делать, малышу требуется понаблюдать за тем, как справляется с этим взрослый; затем следуют действия ребенка с пошаговыми комментариями воспитателя.

Основным методом работы по трудовому воспитанию с детьми 3-4 лет является личный пример. Ребята наблюдают за действиями старших, ручной труд, различные упражнения проходят в игровой форме. Знания закрепляются на примере таких известных произведений как «Федорино горе» или «Мойдодыр».

Трудовое воспитание в средней группе

К четырем годам малыш вполне справится с подметанием дорожек или стиркой кукольной одежды. Задания постепенно усложняются, дети уже имеют некоторые навыки самоорганизации. Им можно поручить дежурство по столовой или подготовку к занятиям, ребятам вполне по силам выполнить несложный уход за зверушками в уголке природы.

В методике работы важно:

  • отметить желание ребенка помочь;
  • работа проводится в игровой форме (аппликация и конструирование, правила поведения в различных ситуациях закрепляются через сюжетно-ролевые игры);
  • используются наглядные пособия;
  • проводятся беседы о содержании будущих действий, взаимоотношениях.

Трудовое воспитание в старшей группе

С детьми 5-7 лет уже используют коллективные поручения. При взаимодействии друг с другом дети учатся координировать усилия, о чем-то договариваются, делят обязанности между собой. Игра для детей, по-прежнему, основной вид деятельности, но они идут навстречу воспитателю, помогают заменить постельное белье в спальне или собрать листву на участке.

Педагогу важно организовать рабочее пространство и инвентарь. Лопатки, лейки должны быть яркими, удобными, чтобы вызывать у детей желание с ними заниматься. Нарядные фартуки будут создавать ощущение праздника. Продолжительность занятий не должна переутомлять.

?

Основной целью процесса трудового развития в ДОУ является воспитание почтительного отношения к занятиям взрослых, знакомство с основными профессиями, понимание их значимости, желания помогать.

Трудовое воспитание в подготовительной группе

Для старших дошкольников труд принимает систематический характер, его становится больше. Дети самостоятельно ремонтируют книги или коробки, пришивают пуговицы. Под присмотром воспитателя готовят к занятиям необходимые пособия, счетный материал, вырезают заданные элементы из пластиковых бутылок. Ребята сами замечают непорядок на участке, поливают цветы, убирают опавшие листья.

Наблюдения на прогулке во второй младшей группе

На седьмом году жизни воспитанники помогают накрыть к обеду стол, дежурные следят за наличием мыла и полотенец, качеством мытья рук, присматривают за живым уголком.

Чем трудовая деятельность маленьких детей отличается от взрослого труда?

Итак, вопрос возраста мы решили, теперь необходимо рассмотреть, что именно можно и следует считать трудом ребенка. Естественно, он имеет существенные расхождения с аналогичной деятельностью взрослого человека. И главное из них заключается в том, что детский труд – во многом деятельность добровольная, имеющая занимательные формы и не слишком растянутая во времени.

Более того, она не имеет практически никакого общественного значения. То есть, все, сделанное ребенком и представленное как результат его труда ценно исключительно только для него одного и его сверстников. Правда, еще родители и другие родственники могут восхититься и похвалить. В этом и заключаются основные особенности трудовой деятельности дошкольников.

К ним можно добавить еще и то, что для достижения цели, труд должен быть организован и контролируем со стороны взрослых, четко объяснен и показан на примере. Дети довольно маленькие, и они еще сами не смогут достичь нужного результата.

Поэтому все делается только с руководством наставников, с четкой организацией, имеет актуальное для малыша содержание. Иными словами, понятно ему и интересно.

Особенности трудовой деятельности дошкольников

Взрослым важно не упустить момент, когда дети хотят трудиться и участвовать в выполнении бытовых дел. Это желание пробуждается в дошкольном возрасте. Грамотной поддержкой взрослые смогут укрепить интерес к труду, в то время как отстранением ребенка от дел постепенно отобьют у него желание физически трудиться.

Почему мамы, папы, бабушки частенько предпочитают запретить участие ребенка в каком-либо деле, чем поддержать? Причиной является либо повышенная тревожность за ребенка – как бы не ушибся, как бы не навредил себе, пытаясь манипулировать шваброй, дотянуться до крана и пр. Либо у взрослых вызывают недовольство неумелые действия ребенка, после которых предстоит еще больше стирки и уборки.

Но с этими моментами придется смириться, если взрослые понимают собственную ответственность за привитие трудолюбия своему маленькому помощнику.

Характерной особенностью трудовой деятельности дошкольника является то, что малыш ориентирован не на качественный результат, а на непосредственный процесс. В дошкольном возрасте актуализируется потребность – принимать участие в настоящей жизни и быть причастным к миру взрослых людей. Реализовать эту потребность можно, включаясь в конкретные дела.

Данная потребность только частично реализуется в игровой деятельности. Дети часто моделируют взрослую жизнь в сюжетных играх. Но они понимают, что это «понарошку». А юным личностям хочется настоящего участия в реальных делах, которые они ежедневно наблюдают дома или в детском саду.

В труде ребенок получает возможность самостоятельно выполнять те действия, за которыми ранее он только наблюдал. Прикладывая усилия, ребенок считает, что он, как и взрослый, приносит пользу. Поэтому трудовая деятельность так притягательна в дошкольном возрасте.

Мотивы, побуждающие детей к труду

Мотивация к приложению трудовых усилий меняется с взрослением дошкольника. Мотив – структурный компонент любой деятельности. Наряду с операциями он формирует трудовой процесс с ранних лет. Другие компоненты трудовой деятельности дошкольников появляются позднее.

Трех-четырехлетние малыши движимы мотивом интереса к самому процессу. Ведь так интересно помешать половником в кастрюле или подвигать щеткой пылесоса.

В среднем дошкольном возрасте к выполнению посильной работы детей подталкивают мотивы поощрения и порицания. Например, ребенок с удовольствием протирает столовые приборы, потому что мама хвалит, какой он замечательный помощник. Точно так же дошкольник прытко наводит порядок в своих игрушках, потому что после уборки папа пообещал вместе почитать книжку. Или ребенок самостоятельно берется складывать разбросанные детали конструктора, чтобы мама не ругала.

Высшей ступенью в дошкольном возрасте являются общественные мотивы труда. Руководствуясь названными мотивами, дети переходят от выполнения увлекательных действий или дел, за которые они ожидают похвалы, к действиям, которые важны другим людям.

Смастерить поделку в подарок маме, помочь бабушке полить грядку, надеть ботинки и завязать шнурки младшей сестренке – примеры дел, которые старшие дошкольники выполняют, стремясь проявить заботу о близких. В подобных случаях не рассматриваться вопрос, интересен ли непосредственный процесс. Ребенок осознает ценность своего трудового участия с пользой для других. Это подходящий период, чтобы определиться, что должен делать ребенок по дому в помощь родителям.

Что именно можно считать трудом ребенка?

И все же, что именно следует понимать под описываемым нами понятием? Трудом называют любую целенаправленную деятельность человека, осознанную и смысловую. Она необходима для того, чтобы видоизменить или приспособить под себя окружающие предметы и тем самым удовлетворить потребности.

Проще говоря, мы трудимся, чтобы облегчить собственную жизнь и создать что-то новое и нужное. Сюда же, кстати, относится и художественный труд, ведь в его результате создается некое материальное произведение, направленное на удовлетворение исконно человеческой потребности в красоте окружающего его предметного мира.

Абсолютно любая трудовая деятельность имеет свои компоненты, определенные формы и содержание. И даже в разных возрастных группах эти характеристики не меняются.

Характеристики дошкольной детской трудовой деятельности

Что ж, начнем с того, что любой детский труд нуждается в четкой организации со стороны взрослого человека. Кроме того, для него необходимо актуальное и доступное понимаю малыша содержание, при этом формы могут быть самыми разными. Главное, чтобы было интересно, доступно для имеющихся возрастных групп и приносило удовлетворение (радость, восхищение) конечным результатом.

Сам по себе труд ребенка ценен тем, что несет огромное воспитательное значение. Для этого он и нужен, в первую очередь. Потом уже – для развития мелкой моторики, формирования основных психических функций, укрепления опорно-двигательного аппарата и т.д. Нередко он проходит исключительно в форме игры, и лишь уже ближе к школьному возрасту начинает выделяться в самостоятельную деятельность. Хотя, все еще достаточно условную.

Любая трудовая деятельность имеет собственные компоненты: целеполагание, планирование, мотивы, навыки и умения, готовность трудиться совместно, самоконтроль, самооценка, основы культуры труда.

Рассмотрим каждый из них отдельно

  • Целеполагание. Это ответ на вопрос: для чего я тружусь? С какой целью? Что мне принесет организация этой деятельности в конечном итоге? В разных группах ответ будет разным, но в любом случае дети должны его прекрасно осознавать.
  • Планирование. Составление плана действий, которые обязательно приведут к нужному результату.
  • Структуризация деятельности, ее четкая организация, понимание, как достичь цели.
  • Мотивы. Это то, на основе чего я занимаюсь данной деятельности.
  • Как правило, для дошкольников преобладают игровые и мотивы личной заинтересованности.
  • Навыки и умения. То, что ребенок получит или усовершенствует в результате конкретного труда.
  • Готовность трудиться совместно. Это психологический показатель, определяющий степень сплоченности данной группы и степень социализации каждого отдельного ее участника.
  • Самоконтроль и самооценка. Важные качества отдельной личности. Организация собственной работы в рамках общественной деятельности, умение довести ее до конца и верно оценить.
  • Основы культуры труда. Это умение работать правильно, уважительно по отношению друг к другу и соблюдая все правила как личной, так и общей безопасности.

Собственно, такие компоненты можно найти в любой трудовой деятельности, в том числе и взрослой, но у детей они должны быть четко сформулированы и понятны как им самим, так и их наставникам и воспитателям.

Организация трудовой деятельности дошкольников

Трудовые действия на протяжении дошкольного детства усложняются, преодолевая путь от освоения навыков самообслуживания до выполнения обязанностей по дому и ухода за растениями и домашними животными.

В 3-4 года даже самостоятельно почистить зубы или одеться на прогулку является трудом. С развитием ручной умелости навыки самообслуживания у детей автоматизируются и переходят из категории «работа» в обыденные действия. Трудовая деятельность дошкольника наполняется иными процессами с освоением орудий труда и достижением результатов.

Своеобразие трудовой деятельности младших дошкольников

Понятно, что 3-летний малыш настойчиво будет требовать допустить его до теста на кухне, чтобы «помогать» лепить пирожки. Но его интерес иссякнет в ответ на предложение навести порядок в игровом уголке своей комнаты.

Главная причина в отсутствии новизны, а следовательно, увлекательности процесса. К ней добавляются и другие, не менее важные причины. Малыш может просто не понимать, как наводить этот самый порядок…

В младшем дошкольном возрасте для приобщения ребенка к посильному для него труду важно давать конкретные и понятные инструкции. «Сложи кубики в коробку, поставь коробку на полку», «Складывай в ящик носочки» — услышав подобные руководства, малыш поймет, чего от него хотят в данный момент, а также постепенно сформирует последовательность наведения порядка.

Четкая инструкция – обязательный элемент формирования трудовых навыков дошкольника.

Только усвоив правила, позволяющие организовать свою работу, дошкольник сможет в дальнейшем самостоятельно инициировать и довести до конца повседневные трудовые дела.

Труд в старшем дошкольном возрасте

Старшие дошкольники приобщаются к труду не ради участия. Хотя бывают и такие случаи, когда 6-7-летними детьми управляет исключительно любопытство: «Как ты это крутишь? Дай и я попробую». «Я тоже хочу копать» — ребенок берется за лопату, но через несколько попыток теряет желание заниматься делом, довольно тяжелым физически.

Однако в большинстве случаев в занятиях дошкольников прослеживаются все компоненты трудовой деятельности: мотив, цель, собственно действия, контроль и оценка. То есть, ребенок видит цель для приложения своих усилий, выбирает средства, как он может получить результат, выполняет действия и интересуется итогом своего труда.

Например, 5-летняя Маша сообщает, что она хочет подмести комнату, «чтобы было чисто». Худо-бедно поупражнявшись с веником, она собирает мусор в совочек и тут же спрашивает, хорошо ли она подмела. Хотя девочка рассчитывает исключительно на похвалу за свои старания, ее интересует достижение цели.

Освоение компонентов трудовой деятельности благоприятствует развитию личностных качеств дошкольника. Прослеживается прямое влияние на формирование следующих качеств:

  • трудолюбие
  • ответственность
  • самостоятельность
  • настойчивость
  • критичность

Старшие дошкольники более объективно оценивают свою работу. Они замечают, в отличие от младших детей, грубые недочеты и стараются их исправить. Но им важно, как оценивает качество их трудовых действий взрослый, поэтому обращаются с соответствующими вопросами.

Благодаря развитию речи дети в старшем дошкольном возрасте хорошо воспринимают словесные инструкции, как выполнить определенное дело. Взрослые помогут ребенку, если вместе обсудят последовательность шагов, которые приведут к нужному результату.

Разнообразные виды труда дошкольников

Так как трудовая деятельность детей в дошкольном возрасте должна иметь понятное содержание, четкую организацию и интерес для каждого малыша, она должна иметь и разнообразные виды. Так оно и есть на самом деле.

Прежде всего, все начинается с самообслуживания. Это очень важный вид трудовой деятельности, ведь он учит ребенка обходиться без помощи взрослого, самостоятельно содержать себя в чистоте и комфорте, уметь одеваться, выполнять гигиенические процедуры и в элементарных бытовых вопросах минимально зависеть от старших. Сначала нуждается в организации, но потом доводится до автоматизма.

  1. Хозяйственно-бытовой труд – это деятельность, приучающая к порядку, как в помещении, так и вне его. В процессе ребенок учится пользоваться различными бытовыми предметами и приспособлениями, получает полное представление о них и учится некоторые изготавливать сам. Имеет понятное содержание, во всех группах обязателен.
  2. Труд в природе направлен на приведение в порядок площадки, окружающих уличных и лесных территорий. Носит еще и оздоровительный характер, приучает к бережному отношению ко всему окружающему. Нуждается в тщательной организации и продумывании каждого этапа со стороны взрослых, чтобы был безопасным и продуктивным.
  3. Ручной (или художественный) труд – это создание произведений искусства, того или иного рода. Вызывает огромный эмоциональный отклик, радует детей, позволяет им самовыразиться. Важный этап в формировании уверенной и творческой личности.

Таким образом, трудовое воспитание дошкольников – это важнейший аспект в их гармоничном развитии и формировании цельной личности. Со стороны взрослых требуется четкая организация и объяснение ребенку смысла его труда, остальное же малыш усвоит сам. Ведь, как известно, без практики теория не значит ничего.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

 «Воспитание не только должно развивать ум, вооружить знаниями,

но и зажечь в человеке жажду серьезного труда,

без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».

К. Д. Ушинский

Трудовому воспитанию, то есть привлечению детей к самостоятельному и посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка, и ближайшем будущем ученика школы.

Основная цель системы трудового воспитания – нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к труду, формирование к нему позитивного отношения.

Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние.

Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых. Она не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка.

Чтобы трудолюбие стало устойчивой чертой, взрослым нужно заботиться о том, чтобы дошкольник систематически упражнялся, выполняя различные трудовые действия, и стремился как можно лучше выполнить задуманное.

Особого внимания требует оценка труда ребенка, для которого исключительно важно узнать мнение взрослого, опытного и авторитетного человека, о том, насколько успешно он выполнил работу, каких результатов добился, почему и для кого они важны.

Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Одновременно нельзя забывать о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький – неповторимая, своеобразная личность со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера.

Трудовое воспитание направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач: развитие трудовой деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Ведущими принципами достижения цели выступают:

— принцип гуманности (личностный подход к ребенку);

— принцип ненасилия (добровольность участия детей в труде, эмоциональная насыщенность детского труда);

— принцип целостности (личность дошкольника рассматривается как целостный феномен, а характер трудовой деятельности дошкольников –многоплановость);

— принцип субъективности (субъектно-субъектное взаимодействие педагога с ребенком в процессе приобщения дошкольника к труду).

Необходимыми методами и приемами, которые используются для руководства разного вида детского труда, являются следующие:

— определить цель труда;

— помочь ребенку мотивировать свой труд;

— учить элементам планирования работы;

— учить достигать результата и оценивать его.

Труд – это сложный вид деятельности. Еще издавна приобщение ребенка к трудовой жизни семьи начиналось очень рано. С младенчества формировалось осознание труда как неотъемлемой и естественной части жизни.

Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого.

А.С. Макаренко рассматривал ребенка как будущего члена трудового коллектива. Одной из главных задач трудового воспитания он считал формирование у детей творческого отношения к труду. Говоря о труде маленьких детей, А.С. Макаренко указывал на его тесную связь с игрой, которая постепенно должна переходить в труд.

В.А. Сухомлинский писал, что детство не должно быть постоянным праздником. Если нет трудового напряжения посильного для детей, для ребенка остается недоступной и радость труда.

Основными задачами воспитания в труде и для труда К.Д.Ушинский считал привитие детям уважения и любви к труду вместе с привычкой трудиться.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида:

— самообслуживание;

— хозяйственно-бытовой труд;

— труд в природе;

— ручной труд.

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе.

Содержание труда реализуется в разных формах организации детей дошкольного возраста: поручения, обязанности, дежурство, индивидуальный труд, труд рядом, коллективный труд, общий труд, совместный труд.

Осуществление задач трудового воспитания дошкольника возможно только при наличии условий, при которых труд становится средством педагогического воздействия:

— систематическое включение каждого ребенка в труд;

— подборка оборудования для труда;

— учет нагрузки на ребенка;

— пример воспитателя.

Таким образом, труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации.

В своей работе мы большое внимание уделяемознакомлению детей с трудом взрослых, так как это формирует представление о роли труда в жизни людей, воспитывает стремление участвовать в нем.

Цель, которую мы поставили перед собой, состоит в следующем: формирование представлений детей о мире профессий и положительного отношения к труду.

Мы определили ряд задач, которые необходимо решить:

— развитие трудовой деятельности;

— развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения и желание следовать поступкам взрослых людей;

— формирование представления о предметном мире, созданном руками человека, о роли человека в нем;

— формирование у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей;

— научить детей отражать в сюжетно – ролевой игре особенности, присущие различным профессиям

— сформировать у детей добросовестное отношение к труду;

— воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.

Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их сюжетно – ролевые игры. Дети увлеченно играют в «Парикмахерскую», «Пароход», «Стройку», «Больницу», «Магазин», предавая не только трудовые действия, но и взаимоотношения между людьми, их отношение к работе.

Большое значение имеет содержание игры, учитывая, что оно оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка, педагогам необходимо развивать и поддерживать интерес к таким играм.

Игра для детей путь познания, это приобщение к жизни и начало профориентации. Поэтому необходимо создать условия, при которых дети могли бы использовать примеры труда взрослых. Для этого необходимы:

— показ детям разнообразного труда взрослых;

— объяснение его значения;

— организация совместной деятельности взрослых и детей.

При построении образовательного процесса по ознакомлению с трудом взрослых мы используем такие методы и приемы работы, как:

наглядные: наблюдения за трудом взрослых, демонстрация, рассматривание дидактических пособий, иллюстраций, фотографий, применение ИКТ;

словесные: объяснение, чтение художественной литературы, рассказ, беседы;

практические и игровые: совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, показ и разъяснение рациональных способов трудовых действий, организация практических трудовых действий, познавательно-исследовательская деятельность, опыты и эксперименты, проектная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, моделирование, обыгрывание способа действий, игровые проблемные ситуации, игры-драматизации, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия и т.д.).

Нами используются разнообразные формы работы: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность ребенка, художественно-творческая деятельность, целевые прогулки и экскурсии, культурно-досуговая деятельность, встречи с людьми разных профессий, живой пример окружающих взрослых.

В процессе работы мы широко используем дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Зачем это нужно?», «Угадай, что мы делаем?», «Назови профессию», «Кому предмет принадлежит?», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Собери картинку», «Чудесный мешочек», «Что исчезло?», «Найди отличия», «Дорисуй недостающие детали», «Ошибка художника» и т.д..

Нами был разработан цикл игр для интерактивной доски, составлен альбом с иллюстрациями «Кем быть», фотоальбом «Профессии нашей семьи».

Большое внимание уделялось чтению художественной литературы. Разнообразные жанры (потешки, стихи, рассказы, сказки и басни) пробуждают интерес, уважение к труду, у детей возникает желание подражать литературным героям.

Проводимая систематически работа способствует развитию речи и мышления (ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело), тренирует память, совершенствует внимание и воображение.

Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее.

Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. Формируются и совершенствуются не только личностные качества, но и взаимоотношения между детьми. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность, дисциплинированность, отзывчивость, доброта, забота, вежливость, умение договариваться, сопереживание.

Таким образом, труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Литература:

  1. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. М.:Мозаика-Синтез,2012. – 128с.
  2. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.-3-е изд. – М.; Мозаика-Синтез,2007. – 80с.
  3. Бондаренко Т.М. Приобщение дошкольников к труду. Воронеж: ООО «Метода», 2014 – 208с.
  4. Маханева М.Д., Скворцова О.В. Учим детей трудиться: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64с.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]