Какие формы общения наблюдаются в дошкольном возрасте


Общение как условие удовлетворения потребностей дошкольника

Прежде чем у ребенка сформируется потребность в том, чтобы общаться с окружающими, он тянется к другим ради комфортных ощущений, ради обретения безопасности, ради получения впечатлений. Эти потребности проявляются с первых дней жизни.

К 3-летнему возрасту на первый план выходит познавательная потребность. Где же ее и удовлетворять, как не в обращении к взрослому?

Малышам нужно сделать столько открытий и понять, как устроен этот мир, что они постоянно нуждаются в разъяснениях и помощи родителей, воспитателей, старших братьев и сестер.

Младшие дошкольники не только задают вопросы. Они стремятся проявить свое Я. Нужно же кому-то адресовать: «Я сам!». Или обратить внимание на себя таких же детей, заявив «Это мои игрушки», «Смотри, какую куклу мне подарили». Для подобного самоутверждения нужны зрители, слушатели, партнеры. Их обеспечивает общение.

К пяти годам формируется потребность в уважении. Дети демонстрируют то, чему они уже научились, и что знают или умеют делать. В общении со сверстниками часто звучат назидательные фразы: «Посмотри, как нужно делать», «Делай так, как я!». К тому же, в среднем дошкольном возрасте мальчики и девочки нуждаются в равных партнерах по игре. Детские игры – не что иное, как организованный вид общения.

У старших дошкольников актуализируется потребность в том, чтобы рассказать о своих впечатлениях, передать интересную информацию и утвердить свою авторитетность среди сверстников. Поэтому их коммуникации охватывают все больший круг сверстников. Дошкольники уже хорошо выделяют нравственные качества, поэтому они тянутся к тем сверстникам, которые им ближе.

Мы привели малый перечень потребностей, которые дошкольники удовлетворяют в общении с окружающими.

Коммуникации, возникающие на основе определенных потребностей, мотивов, а также используемых речевых и невербальных средств, образуют устойчивые формы общения.

У малышей практически все взаимодействия привязаны к конкретным ситуациям. С взрослением происходит развитие форм общения у дошкольников, и они приобретают внеситуативный характер.

Условия формирования коммуникации

Рассмотрим коротко необходимые для формирования коммуникативной компетентности у старших дошкольников педагогические условия.

Таковыми условиями являются: социальная составляющая (ребенок испытывает потребность в общении как со взрослыми, так и со сверстниками); участие в коллективном творчестве; игра вместе с группой других детей, тренинги в игровой форме.

Социальная ситуация в коммуникации

Социальная ситуация – это отношения, которые возникают у ребенка с окружающим миром. Отношения эти достаточно специфичны и имеют ряд особенностей, свойственных только детям.

От социальной ситуации зависит образ жизни ребенка, его взаимодействие с социумом. В результате этого в процессе различных видов деятельности проявляются новые личностные свойства ребенка и формируются новые психические образования.

Возраст старших дошкольников характеризуется следующими особенностями развития социальной ситуации:

  1. Отношения со взрослыми терпят изменения. Если раньше они принимали внеситуативную познавательную форму, то теперь эти отношения перерастают в внеситуативную личностную форму.
  2. Ребенок становится способным поддаваться систематическому обучению.
  3. Претерпевают трансформацию взаимоотношения с ровесниками.
  4. Ребенок осознает собственное «Я».
  5. Приобретает видимые черты личность дошкольника.
  6. Для общения все чаще используются вербальные средства.

Получается что социальная ситуация – это целая система отношений ребенка с социальной действительностью, в пределах которой он живет, которая реализуется им в процессе совместной деятельности с людьми разного возраста.

Социальная ситуация в общении со сверстниками и взрослыми

Дошкольный период активизирует социальную ситуацию посредством частых контактов со сверстниками и взрослыми людьми.

Общаясь со взрослыми, дети проявляют значительную самостоятельность. Это позволяет им расширять свои знания об окружающем их мире. Дети используют языковые средства общения, чтобы расширять свои знания.

Они склонны задавать множество вопросов. Вопросы «почему?» и «зачем?» чаще всего звучат в семьях таких детей. Любознательность – это врожденное свойство человека, которое наиболее ярко проявляется именно в дошкольный период развития.

Общение как социальная деятельность и познавательная активность

Хотя чаще всего во время познавательной активности ребенок выполняет роль слушателя, он испытывает потребность, чтобы взрослые относились к нему, как к партнеру или товарищу. Сотрудничество «на равных» в таких ситуациях активизирует познавательные процессы у дошкольника.

Помимо познавательного общения, дошкольники начинают испытывать потребность в еще одной форме общения – в личностной. Личностная форма общения характерна тем, что ребенок начинает обсуждать со своими родителями то, как поступают и ведут себя другие люди.

Социальная ситуация — это целая система отношений ребенка с окружающей его социальной действительностью, которая реализуется им в процессе совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.

Существует определенное противоречие существующей социальной ситуации. Ребенок часто хочет быть как взрослые, но при этом не имеет возможности реализовать эту свою потребность.

Коммуникация в игровой деятельности

Для того, чтобы процесс формирования коммуникативной компетенции был эффективным, важно учитывать, какая деятельность является ведущей для данного возрастного этапа. В дошкольный период, безусловно, ведущей деятельностью является игровая.

Игра способна изменить взаимоотношения между взрослыми и детьми. Эти отношения становятся более близкими. У них появляется общее дело, что способствует установлению прочных отношений и взаимопониманию. В следующие периоды роста ребенка это будет делать намного сложнее.

Для того, чтобы устранить имеющееся противоречие, нужно играть в сюжетно-ролевые игры. Ребенок в такой игре играет роль взрослого, имеющего определенные общественные функции, в силу чего он вступает во взаимодействия с «настоящими» взрослыми.

Ролевая игра и общение как социальная деятельность

Благодаря ролевой игре дошкольник может почувствовать себя участником таких социальных действий, которые недоступны ему в обыденной жизни.

Исследователи, изучающие игровую деятельность дошкольника едины во мнении, что у детей каким-то образом всегда получается нащупать возможность разрешить имеющееся противоречие социальной ситуации, отчего дети испытывают радость и удовлетворение, что заставляет их вновь и вновь возвращаться к игровой деятельности.

Благодаря играм дети начинают понимать сущность некоторых проблем. Решая их совместно со взрослыми во время игры, дети пробуют на себе социальные нормы и роли, которые не соответствуют пока их статусу.

Во время игровой деятельности дети приобретают возможность испытать новые впечатления, приобрести социальный опыт, могут общаться с другими детьми не так, как они это делают в обычной жизни.

После того, как была организована и проведена игра, детям дают возможность провести совместный анализ игры и обсудить опыт, который они приобрели.

Для развития коммуникативных навыков наиболее эффективными являются сюжетно-ролевые игры.

Общение как социальная деятельность и ведущая игровая деятельность

Дошкольный возраст характеризуется тем, что игровая деятельность является ведущей для человека, что дает ему возможность развиваться и учиться правильно взаимодействовать с окружающим его миром и другими людьми.

Во время игры ребенок имеет возможность воспроизвести различные смыслы деятельности человека и усвоить те формы отношений, которые он будет использовать на протяжении всей своей жизни.

Исследователи, изучающие игровую деятельность дошкольника едины во мнении, что у детей каким-то образом всегда получается нащупать возможность разрешить имеющееся противоречие социальной ситуации, отчего дети испытывают радость и удовлетворение, что заставляет их вновь и вновь возвращаться к игровой деятельности.

Общение как социальная деятельность и совместные игры

Совместная игровая деятельность – это возможность получить новые впечатления, дети общаются с другими детьми так, как не делают это в повседневной жизни. После того, как игра была проведена, нужно совместно ее проанализировать и поделиться полученным опытом.

Работая с детьми в пределах детского сада, педагоги создают особую коммуникативно-игровую среду, которая благоприятно воздействует на личность дошкольников.

Среда эта представляет собой целое игровое пространство, которое сконструировано так, чтобы дети были вынуждены общаться друг с другом. Первым шагом является обучение детей тому, как правильно пользоваться материалами игровой среды.

Далее детей учат различным совместным действиям, что помогает активизировать процессы общения между ровесниками.

У детей появляется возможность чем-то заниматься на глазах у своих сверстников.

Подобное контактирование приводит к неизбежным взаимодействиям, так как появляются ситуации, когда несколько детей делают одно и то же действие. Если при этом организовать более тесный физический контакт, то это поспособствует тому, что дети начнут разговаривать друг с другом, согласовывать свои намерения и действия.

Общение как социальная деятельность и творческие коллективные дела

Для того, чтобы развитие коммуникативной компетентности имело успех, необходимо организовывать различные творческие коллективные занятия.

Коллективная работа может принимать самые разные формы:

  • совместное изготовление панно;
  • разработка плакатов;
  • поделки для игры;
  • иллюстрирование интересной сказки;
  • оформление выставки;
  • создание костюмов или декораций.

Для того, чтобы выбрать подходящую форму сотрудничества, нужно учитывать возраст дошкольников, количество посещающих группу, в течении какого времени будет организовано занятие.

Сложность и содержание проводимых занятий должны подбираться исходя из возраста детей. Коллективная работа должна проводиться как утром, так и вечером, и во время дневных занятий, организованных воспитателями.

Любая организуемая воспитателями совместная работа должна иметь свою цель. Воспитатель организует занятие таким образом, чтобы убедить детей в том, что любая сложная задача гораздо быстрее и проще решается, когда люди действуют вместе сообща.

Сотрудничая вместе со взрослыми и друг с другом, ребята учатся общаться. Поначалу дети в процессе коллективной работы общаются только с воспитателями. Однако со временем это общение как социальная деятельность перетекает и на общение с ровесниками.

Постепенно дети достигают такого уровня развития коммуникации, при котором они уже умеют вместе планировать деятельность, договариваться, задавать друг другу вопросы, давать подсказки и сопереживать друг другу. Воспитатель должен научить дошкольников уступать друг другу и быть благодарными за помощь товарищей.

Проще всего поддается организация совместной работы по лепке из пластилина или аппликации. Труднее поддается коллективизации рисование. То, в какой форме будет организовано занятие, должно учитывать возраст детей и их навыки общения.

Для совместной работы дошкольников в рисовании, воспитатели подбирают темы, связанные с мотивами народно творчества. Существуют различные способы организации этого занятия. Например, можно поручить каждому ребенку нарисовать узор на одной полоске или квадратике.

Когда все дети закончат, то отдельные части соединяются и образуется декоративная композиция, которая раскладывается на большом белом листе бумаги.

Коммуникация во время тренингов

Детям очень нравятся занятия, проводимые в форме тренингов. На этих занятиях дети объединяются по двое, чтобы создать общую композицию. Это формирует у детей способность к деловому общению при сотрудничестве. Также это помогает научиться договариваться со своим партнером. И тогда общение как социальная деятельность формируется боле эффективно.

Групповой тренинг эффективен для развития коммуникативных способностей. Дошкольников учат использовать собственные регулятивные средства для координации коммуникативных действий. Также это способствует усвоению культурных особенностей страны.

Дети тренируются в том, чтобы наблюдать за действиями других людей, обдумывать различные ситуации по общению. Для того чтобы помочь ребенку задействовать весь его коммуникативный потенциал, нужно использовать все доступные средства.

Как выстраивается общение дошкольников с окружающими

Если рассматривать кратко, как прогрессируют формы общения в дошкольном возрасте, то лучше всего обратиться к наработкам известного психолога Лисиной М.И., которая выделила от младенчества до 7 лет четыре уровня общения, обозначив их как форму:

  • Ситуативно-личностная
  • Ситуативно-деловая
  • Внеситуативно- познавательная
  • Внеситуативно-личностная

Первые в этом перечне формируются раньше с опорой на конкретные действия, предметы, переживания. К старшему дошкольному возрасту они не исчезают, а частично уступают место более развитым формам, не привязанным к ситуации. Этим переменам способствует развитие у детей речи и словесно-логического мышления.

Высшей формой общения для дошкольного возраста является та, которая способствует осознанию смысла человеческих взаимоотношений, а также усвоению норм и ценностей социума. Следовательно, таковой выступает внеситуативно-личностная форма общения.

Возможные причины проблем в общении у дошкольника

Существует несколько личностных качеств, которые могут восприниматься окружающими негативно и создавать проблемы в сфере межличностного общения.

  • Агрессивность. Дошкольники обычно сторонятся детей, которые могут их ударить или постоянно отбирают у них игрушки.
  • Застенчивость. Излишняя робость, нерешительность, скромность мешает малышу завести друзей и чувствовать себя уверенно в детском коллективе.
  • Эгоизм. Если ребенок руководствуется только своими интересами и не считается с мнением сверстников, дети могут потерять интерес к общению с ним.
  • Пассивность. Детям дошкольного возраста нравится играть и общаться с теми, кто проявляет инициативу и способен увлечь за собой.

Чаще разговаривайте с малышом о его друзьях, о том, комфортно ли ему среди сверстников, интересуйтесь, чем они занимаются вместе, во что играют. Если Вы обнаружите какую-либо проблему в общении, то не стоит пускать все на самотек. Ребенку важна Ваша поддержка.

Формы общения дошкольников со сверстниками

В период от 3-х до 7-ми лет наблюдаются формы общения со сверстниками, которые последовательно актуализируются от младшего к старшему дошкольному возрасту:

  • Эмоционально-практическая
  • Ситуативно-деловая
  • Внеситуативно-деловая

Общение младших дошкольников побуждается эмоциями или практическим действием. Малыши могут просто подбежать друг к другу с радостной улыбкой, и это уже знак к тому, что им интересно общаться. Не так важно, как надолго увлечет их общение. Ценна эмоциональность контакта.

Совместные действия малышей еще кратковременны. Они могут слепить рядом куличики или покатать машинки. Могут продемонстрировать, как далеко они бросают мячик или съезжают с горки. Однако эмоционально-практическая форма общения являет собой почву для формирования инициативности в общении.

В среднем дошкольном возрасте активно развивается деловое общение детей. Это связано с тем, что прогрессирует сюжетно ролевая игра. Дошкольники уже играют не просто рядом, а вместе, выбирая более сложные сюжеты, распределяя роли, договариваясь о правилах.

Проявляются некоторые деловые качества, но они привязаны к ситуациям. Например, ребенок может выступать строгим контролером в игре в соответствии с выбранной ролью, но несмело вести себя в обычных контактах.

Внеситуативные отношения позволяют сместить внимание с действий партнера по общению на саму личность. Неожиданно для себя дошкольник начинает видеть в партнере по игре собеседника, личность со своими интересами и предпочтениями. Другое дело, что открывшиеся качества личности могут как понравиться, так и оттолкнуть. Как мальчик, так и девочка, могут заявить о своем вчерашнем приятеле, что больше с ним не играют, потому что он берет без разрешения чужие игрушки, обижает других и пр.

Среди детей дошкольник усваивает поведенческие навыки, учится взаимопониманию, открывает для себя социальные ценности.

Поведение сверстников служит своеобразным зеркалом, позволяющим ребенку увидеть самого себя со стороны. А заметить нюансы мимики и высказываний, которые раньше ускользали от внимания, помогает дошкольнику развивающийся социальный интеллект.

Условия формирования навыков коммуникации

Теперь обобщим условия, необходимые для эффективного формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников:

  1. Взаимодействие детей со взрослыми. Это позволяет ребенку перенимать от взрослых существующие социальные нормы. Часто дети сталкиваются с потребностью корректировать собственное поведение в соответствии с тем, какие нормы и требования приняты в обществе;
  2. Регулярное взаимодействие со сверстниками. Благодаря этому дети не просто учатся познавать окружающую действительность, но детям также предоставляется возможность общаться с ровесниками, учиться строить дружеские отношения как с девочками, так и с мальчиками. Дошкольники обычно активно интересуются другими детьми, и это является врожденной потребностью взаимодействовать со сверстниками;
  3. Важно правильно организовывать занятия, которые бы обучали детей общению. На таких занятиях активизируются речевые способности детей, их личностные и эмоциональные особенности раскрываются в полную силу. Так дети приобретают навыки по общению, учатся дружить и грамотно решать конфликтные ситуации.

Социальные навыки могут полноценно формироваться только в том случае, если ребенок будет приобретать опыт коммуникации с другими детьми. Причем это должно происходить под контролем воспитателей и под грамотным их руководством. Дети обязательно должны приобретать опыт социального взаимодействия.

Мы считаем, что сам по себе набор навыков не может обеспечить адекватного коммуникативного поведения. Важно рассматривать это явление более широко. Дети должны уметь видеть связь между знаниями, которые у них имеются и ситуацией, в которой они оказались. Дети должны учиться вовремя обнаруживать тот или иной коммуникативный навык, который больше всего подходит для возникшей проблемы.

Таким образом, важными условиями являются: социальная ситуация развития ребенка (потребность в общении со взрослым и сверстниками); организация коллективной творческой деятельности; совместная игровая деятельность и тренинговое обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка.

Формы общения детей со взрослыми

Общение со взрослыми – это, по сути, взаимодействия в «зоне ближайшего развития», поскольку дошкольник задействует свой потенциал, заполняет белые пятна в своих знаниях.

Начиная с 3-летнего возраста, малыш становится активным исследователем всего вокруг.

Потребность в познавательной деятельности и стремление получить ответы на озадачивающие вопросы направляет его к родителям или другим значимым взрослым. Взаимодействие принимает внеситуативный характер и реализуется в двух формах общения, которые идут друг за дружкой.

Внеситуативно-познавательная коммуникативная форма

Общение может иметь ситуативный характер, и ребенок может просить нарисовать такого зайчика, который у него в руках. Но все чаще интерес выходит за пределы ситуаций. Дошкольник спрашивает, где живет зайчик, есть ли у него домик, и тут же продолжает задавать вопросы обо всех известных ему животных.

Взрослый является для ребенка экспертом, который все знает и все умеет. Малыш принимает любой ответ. Зачастую эти ответы подаются в фантазийном или сказочном контексте. Да и как иначе ответить малышу на вопрос в стиле, поет ли Медведица песенки своему Медвежонку?.. Тем не менее, дошкольник удовлетворяет свой актуальный познавательный интерес.

Познавательное общение со взрослым дает ребенку реальные представления о мире и расширяет его понимание причинно-следственных связей между окружающими предметами и явлениями.

Внеситуативно-личностная форма общения

Чем старше становится дошкольник, тем больше он понимает, что социальное окружение гораздо шире и разнообразнее, чем привычная для него среда. Ребенок осознает, что ему нужно научиться, как правильно себя вести и поступать в разных ситуациях. Тем более что он видит различное поведение своих сверстников, которое подталкивает к выводу, что не все ведут себя так, как следовало бы.

У дошкольника появляются вопросы к старшим, чтобы уяснить смысл взаимоотношений между людьми. В какой-то степени старший дошкольник сверяет свою точку зрения, совпадает ли она с позицией взрослого. Так присваиваются общепринятые социальные нормы.

Разговаривая со взрослыми, ребенок учится стандартам высказываний и поведенческим культурным нормам. У дошкольника появляются свои авторитеты. Для понимания определенной ситуации он все чаще обращается к тому взрослому, которого считает наиболее компетентным в данном вопросе.

Тема: Развитие общения детей в дошкольном возрасте

План:

1. Формы общения дошкольников со сверстниками.

2. Психолого-педагогические условия организации общения детей в дошкольном возрасте.

3. Особенности общения детей со сверстниками вдошкольном возрасте.

4. Мотивы общения дошкольников со сверстниками (деловой, личностный, познавательный).

Внеситуативное общение дошкольника со взрослым

Появление и развитие речи делает возможным следующий этап в развитии общения ребенка со взрослым, который существенно отличается от двух предыдущих(ситуативно-личностное и ситуативно-деловое общение). Две первые формы общения были ситуативными, потому что основное их содержание непосредственно присутствовало в конкретной ситуации. И хорошее отношение взрослого, выраженное в его улыбке и ласковых жестах (ситуативно-личностное общение), и предметы в руках взрослого, которые можно увидеть, потрогать, рассмотреть (ситуативно-деловое общение), находились рядом с ребенком, перед его глазами.

Содержание следующих форм общения уже не ограничивается наглядной ситуацией, а выходит за ее пределы. Предметом общения ребенка со взрослым могут стать такие явления и события, которые нельзя увидеть в конкретной ситуации взаимодействия. Например, ребенок и взрослый могут говорить о дожде, который уже прошел, о том, что светит солнце, о птицах, которые улетели в далекие страны, об устройстве машины и т. д. Содержанием общения могут стать и собственные переживания, цели и планы, отношения, воспоминания. Все это также нельзя увидеть глазами и потрогать руками, однако через общение со взрослым все это становится вполне реальным, значимым для ребенка. Очевидно, что появление внеситуативного общения существенно раздвигает горизонты жизненного мира дошкольника.

Внеситуативное общение становится возможным только благодаря тому, что ребенок овладевает активной речью. Ведь речь – это единственное и универсальное средство, позволяющее человеку создать устойчивые образы и представления о предметах, отсутствующих в данный момент перед глазами, и действовать с этими образами и представлениями, которых нет в данной ситуации взаимодействия. Такое общение, содержание которого выходит за пределы воспринимаемой ситуации, называется внеситуативным

.

Внеситуативное общение может проходить только в речевой форме, как разговор ребенка и взрослого. Такое общение предъявляет новые требования к поведению взрослого. Здесь уже недостаточно просто быть внимательным к ребенку и играть с ним в игрушки. Нужно обязательно разговаривать, рассказывать о том, чего сам дошкольник еще не знает, не видел, расширять его представления о мире.

Существуют две формы внеситуативного общения — познавательная и личностная

.

Внеситуативно-познавательное общение

При нормальном ходе развития внеситуативно-познавательное

общение складывается примерно к четырем-пяти годам. Явным свидетельством появления у ребенка такого общения становятся его вопросы, адресованные взрослому. Эти вопросы в основном направлены на выяснение закономерностей живой и неживой природы. Детей этого возраста интересует все: почему белки от людей убегают, где зимуют бабочки, из чего делают бумагу и т. д. Ответы на все эти вопросы может дать только взрослый. Взрослый становится для дошкольников главным источником новых знаний о событиях, предметах и явлениях, происходящих вокруг.

Интересно, что детей этого возраста удовлетворяют любые ответы взрослого. Им вовсе не обязательно давать научные обоснования интересующих их вопросов, да это и невозможно сделать, так как малыши далеко не все поймут. Достаточно просто связать интересующее ребенка явление с тем, что он уже знает и понимает. Например: бабочки зимуют под снегом, им там теплее; белки боятся охотников; бумагу делают из дерева и т. д. Такие весьма поверхностные ответы вполне удовлетворяют дошкольников и способствуют тому, что у них складывается своя, пусть еще примитивная, картина мира.

В то же время детские представления о мире надолго остаются в памяти человека. Поэтому ответы взрослого не должны искажать действительность и допускать в сознание ребенка все объясняющие волшебные силы. При всей простоте и доступности эти ответы должны отражать реальное положение вещей. Главное – чтобы взрослый отвечал на вопросы детей, чтобы их интересы не остались незамеченными. Дело в том, что в дошкольном возрасте складывается новая потребность – потребность в уважении со стороны взрослого. Ребенку уже недостаточно простого внимания и сотрудничества со взрослым. Ему нужно серьезное, уважительное отношение к его вопросам, интересам и действиям. Потребность в уважении, в признании становится основной потребностью, побуждающей ребенка к общению. В поведении детей это выражается в том, что они начинают обижаться, когда взрослый отрицательно оценивает их действия, ругает, часто делает замечания. Если дети до трех-четырех лет, как правило, не реагируют на замечания взрослого, то в более старшем возрасте они уже ждут оценки воспитателя. Им важно, чтобы воспитатель не просто заметил, но обязательно похвалил их действия, ответил на их вопросы. Если взрослый слишком часто делает замечания, постоянно подчеркивает неумение или неспособность ребенка к какому-нибудь занятию, у последнего пропадает всякий интерес к этому делу.

Лучший способ научить чему-то дошкольника, привить ему интерес к какому-то занятию – это поощрение его успехов, похвала. Например, что делать, если ребенок пяти лет совсем не умеет рисовать? Конечно, можно объективно оценивать его возможности, постоянно делать ему замечания, сравнивая его плохие рисунки с хорошими рисунками других детей и призывая его учиться рисовать. Но от этого у него пропадет всякий интерес к рисованию, он будет отказываться от того занятия, которое вызывает сплошные нарекания со стороны воспитателя. И, конечно же, таким образом он не только не научится лучше рисовать, но будет избегать этого занятия. А можно, наоборот, формировать и поддерживать веру ребенка в свои способности похвалой его самых незначительных успехов. Даже если рисунок далек от совершенства, лучше подчеркнуть его минимальные (пусть даже несуществующие) достоинства, чем давать отрицательную оценку. Поощрение взрослого не только внушает ребенку уверенность в своих силах, но и делает важной и любимой ту деятельность, за которую его похвалили. Ребенок, стремясь поддержать и усилить положительное отношение и уважение взрослого, будет стараться рисовать лучше и больше. А это, конечно же, принесет больше пользы, чем страх перед замечаниями и сознание своей неспособности.

Итак, для познавательного общения ребенка со взрослым характерны:

1) хорошее владение речью, которое позволяет разговаривать со взрослым о вещах, не находящихся в конкретной ситуации;

2) познавательные мотивы общения, любознательность, стремление объяснить мир, что проявляется в детских вопросах;

3) потребность в уважении взрослого, которая выражается в обиде на замечания и отрицательные оценки.

Внеситуативно-личностное общение

Со временем внимание дошкольников все больше привлекают события, происходящие среди окружающих людей. Человеческие отношения, нормы поведения, качества отдельных людей начинают интересовать ребенка даже больше, чем жизнь животных или явления природы. Что можно, а что нельзя, кто добрый, а кто злой, что хорошо, а что плохо — эти и другие подобные вопросы уже волнуют старших дошкольников. И ответы тут опять же может дать только взрослый. Конечно, и раньше воспитатель постоянно говорил детям, как нужно себя вести, что можно, а что нельзя, но младшие дети лишь подчинялись (или не подчинялись) требованиям взрослого. Теперь, в шесть – семь лет, правила поведения, человеческие отношения, качества, поступки интересуют уже самих детей. Им важно понять требования взрослых, утвердиться в своей правоте. Поэтому в старшем дошкольном возрасте дети предпочитают разговаривать со взрослыми не на познавательные темы, а на личностные, касающиеся жизни людей. Так возникает самая сложная и высшая в дошкольном возрасте – внеситуативно-личностная

форма общения.

Взрослый по-прежнему является для детей источником новых знаний, и дети по-прежнему нуждаются в его уважении и признании. Но для ребенка становится очень важно оценить те или иные качества и поступки (и свои, и других детей) и важно, чтобы его отношение к тем или иным событиям совпало с отношением взрослого. Общность взглядов и оценок является для ребенка показателем их правильности. Ребенку в старшем дошкольном возрасте очень важно быть хорошим, все делать правильно: правильно вести себя, правильно оценивать поступки и качества своих сверстников, правильно строить свои отношения со взрослыми и с ровесниками.

Это стремление, конечно же, должен поддерживать воспитатель. Для этого нужно чаще разговаривать с детьми об их поступках и отношениях между ними, давать оценки их действиям. Старших дошкольников уже больше волнует оценка не конкретных умений, а их моральных качеств и личности в целом. Если ребенок уверен, что взрослый хорошо относится к нему и уважает его личность, он может спокойно, по-деловому относиться к замечаниям, касающимся его отдельных действий или умений. Теперь уже отрицательная оценка его рисунка не так сильно обижает ребенка. Главное, чтобы он в целом был хорошим, чтобы взрослый понимал и разделял его мнения.

Потребность во взаимопонимании – отличительная особенность личностной формы общения. Если взрослый часто говорит ребенку, что он жадный, ленивый, трусливый, это может сильно обидеть и ранить, но отнюдь не приведет к исправлению отрицательных черт характера. Здесь опять же для поддержания стремления «быть хорошим» значительно более полезным окажется поощрение правильных поступков и положительных качеств, чем осуждение недостатков.

В старшем дошкольном возрасте внеситуативно-личностное общение существует самостоятельно и представляет собой «чистое общение», не включенное ни в какую другую деятельность. Оно побуждается личностными мотивами, когда другой человек привлекает ребенка сам по себе. Таким образом, эта форма общения сближается с тем примитивным личностным (но ситуативным) общением, которое наблюдается у младенцев. Однако личность взрослого выступает для дошкольника совсем по-другому, чем для младенца. Старший партнер является для него уже не абстрактным источником внимания и доброжелательности, а конкретной личностью с определенными качествами (семейным положением, возрастом, профессией). Все эти качества очень важны для ребенка. Взрослый для него – это компетентный судья, знающий «что такое хорошо и что такое плохо», и образец для подражания.

Таким образом, для внеситуативно-личностного общения, которое складывается к концу дошкольного возраста, характерны:

1) потребность во взаимопонимании и сопереживании;

2) личностные мотивы;

3) речевые средства общения.

Внеситуативно-личностное общение имеет важное значение для развития личности ребенка. Во-первых, он сознательно усваивает нормы и правила поведения и начинает сознательно следовать им в своих действиях и поступках. Во-вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является необходимым условием сознательного управления своим поведением. В-третьих, в личностном общении дети учатся различать роли разных взрослых – воспитателя, врача, учителя – и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения в общении с ними.

Форма общения и возраст ребенка

Основные формы общения детей со взрослыми в дошкольном возрасте при нормальном развитии ребенка складываются в определенном возрасте. Так, первая, ситуативно-личностная форма общения возникает на втором месяце жизни и остается единственной до шести — семи месяцев. Во втором полугодии жизни формируется ситуативно-деловое общение со взрослым, в котором главное для ребенка – совместная игра с предметами. Это общение остается главным примерно до 4 лет. В возрасте четырех-пяти лет, когда ребенок уже хорошо владеет речью и может разговаривать со взрослым

на отвлеченные темы, становится возможным внеситуативно-познавательное общение. А в шесть лет, т. е. к концу дошкольного возраста, возникает речевое общение со взрослым на личностные темы.

Конечно, это лишь общая, усредненная возрастная последовательность, отражающая нормальный ход развития ребенка. Отклонения от нее на незначительные сроки (полгода или год) не должны внушать опасений. Однако в реальной жизни достаточно часто можно наблюдать значительные отклонения от указанных сроков возникновения тех или иных форм общения.

Бывает, что дети до конца дошкольного возраста остаются на уровне ситуативно-делового общения. Достаточно часто у дошкольников вообще не формируется речевое общение на личностные темы. А в некоторых случаях у дошкольника пяти лет преобладает ситуативно-личностное общение, которое характерно для младенца первого полугодия. Разумеется, поведение дошкольника при этом совсем не похоже на младенческое, но в сущности своей отношение к взрослому и общение с ним у большого ребенка может быть таким же, как у младенца. Например, дошкольник стремится только к физическому контакту с воспитателем, обнимает-целует его, замирает от блаженства, когда взрослый гладит его по головке. При этом всякий содержательный разговор или совместная игра вызывает смущение, замкнутость и даже отказ от общения. Единственное, что нужно такому ребенку от взрослого, — это внимание и доброжелательность.

Такой тип общения нормален для малыша двух-шести месяцев, но если он является основным для пятилетнего дошкольника — это тревожный симптом, который свидетельствует о серьезном отставании в развитии. Обычно это отставание вызвано тем, что ребенок в раннем возрасте недополучил необходимого ему личностного, эмоционального общения со взрослым. Это явление, как правило, наблюдается в детских домах, а в нормальных условиях воспитания встречается довольно редко.

А вот «застревание» на уровне ситуативно-делового общения до конца дошкольного возраста является более атипичным. Оно заключается в том, что дети хотят только играть со взрослым, их волнует только то, какие игрушки разрешит взять сегодня воспитатель, какую игру он им предложит. Они с удовольствием играют со взрослым, но избегают любого разговора на познавательные и личностные темы. Это естественно для ребенка от одного до трех лет, но такое поведение пяти – шестилетних детей должно вызывать тревогу и опасения. Если до шестилетнего возраста интересы дошкольника ограничиваются предметными действиями и играми, а его высказывания касаются только окружающих предметов и сиюминутных желаний, можно говорить о явной задержке в развитии общения ребенка со взрослым.

В то же время в некоторых, довольно редких случаях развитие общения опережает возраст ребенка. Например, отдельные дети уже в три-четыре года проявляют интерес к личностным проблемам, человеческим отношениям, любят и могут разговаривать о том, как надо себя вести, стремятся действовать по правилу. В таких случаях можно говорить о внеситуативно-личностном общении уже в младшем дошкольном возрасте. Однако такое опережение также далеко не всегда благоприятно. В тех случаях, когда внеситуативно-личностное общение возникает сразу после ситуативно-делового, период внеситуативно-познавательного общения оказывается пропущенным, а значит, у ребенка не формируются познавательные интересы и зачатки детского мировоззрения.

Правильный ход развития заключается в последовательном и полноценном проживании каждой формы общения в соответствующем возрасте. А каждый возраст, как было показано выше, характеризуется соответствующей ему формой общения со взрослым.

Конечно, наличие ведущей формы общения отнюдь не означает, что при этом исключаются все другие формы взаимодействия и что ребенок, достигший, например, внеситуативно-личностной формы общения, только и делает, что разговаривает со взрослым на личностные темы. В реальной жизни сосуществуют самые разные виды общения, которые вступают в действие в зависимости от ситуации. Умение общаться (и у ребенка, и у взрослого) как раз и заключается в том, насколько поведение человека соответствует задачам и требованиям обстановки, как широко он использует и варьирует деловые, познавательные и личностные контакты с другим человеком. Но уровень развития общения определяется по высшим достижениям ребенка в этой области. Показателем развития общения является не преобладание тех или иных контактов, а возможность и способность общаться на разные темы — в зависимости от ситуации и партнера.

Для того чтобы проводить определенную педагогическую работу с ребенком с целью развить его общение со взрослым, нужно уметь выявлять наиболее высокий уровень общения ребенка, максимальные достижения в этой области. Как же определить, на каком уровне развития общения находится ребенок?

Прежде всего, конечно же, нужно внимательно наблюдать. По каким поводам ребенок чаще всего обращается к взрослому? Требует ли оценки своих действий? Задает ли вопросы? Все это можно выяснить, наблюдая за ребенком в группе детского сада, на прогулке. Если вы станете свидетелем пассивного, безынициативного поведения ребенка, если он часами занимается с предметами, совсем не обращаясь к воспитателю, вы должны присмотреться к такому ребенку внимательнее. Его поведение, хотя, может быть, оно и удобно для воспитателя, должно вызывать тревогу: скорее всего, это проявляются симптомы недостаточно развитой (а может быть, и отсутствующей вообще) потребности в общении. Если ребенок, напротив, не отходит от воспитателя, ждет его ласки, но при этом не умеет играть, слушать сказки, разговаривать со взрослым, это может свидетельствовать о явной задержке в развитии общения.

Практические занятия:

1.Определение цели и задач организации общения дошкольников разных возрастных групп по предложенной преподавателем программе дошкольного образования.

Некоторые особенности личностного общения

Стремление коммуницировать со взрослым в большой степени зависит от личностных ожиданий дошкольника. Если у ребенка преобладает положительный опыт предыдущих контактов с конкретными взрослыми, он тянется к ним. И наоборот, негативные впечатления перечеркивают желание общаться. Некоторые бабушки удивляются, почему внуки с такой неохотой идут к ним в гости. Они даже не замечают, как ревностно оберегают неприкосновенность своих полок, как строго одергивают ребенка, когда он нарушает привычный порядок в их квартире.

В личностном отношении дошкольник нуждается в теплых эмоциональных связях и в том, чтобы взрослые интересовались им самим, его занятиями и умениями. Ребенок ждет поддержки и сопереживания, он чувствителен к похвале. Это не значит, что следует захваливать детей. Но всегда найдутся достижения, которые стоит отметить.

Любопытно, но наблюдается следующее явление: любящие родители и бабушки-дедушки всегда находят повод поддержать и похвалить ребенка. Если же теплые чувства отсутствуют, ребенка чаще ругают и указывают на его промахи, чем поддерживают.

Детей привлекает положительная эмоциональная окрашенность отношений со значимыми взрослыми. Это тот благоприятный фон, на котором успешно реализуется познавательное и личностное общение.

Как научить ребенка общаться со сверстниками?

Чтобы создать для малыша основу для формирования социокоммуникативных навыков, родителям рекомендуется придерживаться следующих принципов:

  • В семье будьте открыты и искренни. Уважительные отношения между членами семьи, взаимопомощь, вежливость являются замечательным примером для ребенка. Наблюдая за взрослыми, он многое узнает о том, как люди общаются, и будет стараться копировать эту модель взаимоотношений.
  • Чаще разговаривайте с крохой. Тема чувств и эмоций очень важна и актуальна для дошкольников.
  • Прививайте уважение к окружающим. Малыш должен понять, что помимо его личных интересов, существуют мнения и желания других людей. Это не означает, что ребенок должен всегда идти на уступки (например, делиться своими игрушками, если он этого не хочет), ведь в будущем ему точно когда-нибудь придется отстаивать свои интересы, а значит этому нужно учиться. Объясните, как можно договариваться и аргументировать свою точку зрения.

  • По возможности, не вмешивайтесь в детские конфликты, если в данный момент ничего не угрожает здоровью детей и их окружению.
  • Поощряйте инициативу в общении.
  • Не критикуйте личность ребенка, особенно в присутствии посторонних.
  • Не демонстрируйте негативные чувства по отношению к другим детям.
  • Регулярно посещайте с ребенком места, где есть его сверстники (детские площадки, клубы, группы полного дня или кратковременного пребывания, кружки и секции, гости).

Ребенок, который испытывает трудности в общении со сверстниками, нуждается в особом внимании и заботе. Но Ваша помощь не должна быть навязчивой, не стоит делать за малыша то, на что он способен сам.

Помочь малышу разобраться в сложном мире человеческих отношений могут:

  • Ролевые игры на тему дружбы. Игры – это самый эффективный способ обучения детей дошкольного возраста. Используя игрушки, которые есть у Вас дома, разыграйте с малышом простые сюжеты, связанные с процессов общения. Например, Мишка знакомится с Зайцем и предлагает ему дружить, Котенок обижается на Щенка, потому что тот его дразнит и так далее. Малыш, поглощенный игрой, обязательно запомнит модели поведения, которые Вы ему покажете.
  • Книги и мультфильмы о дружбе;
  • Беседы;
  • Личный пример близких взрослых.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]