Активные формы методической работы в дошкольном учреждении как средство повышения профессиональной компетенции педагогов


Активные формы методической работы с педагогами ДОУ

Марина Григорьева

Активные формы методической работы с педагогами ДОУ

Качество образования и его эффективность — одна из актуальных проблем отечественной педагогики. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.

В условиях модернизации образования те формы методической работы, в которых главное место отводилось чистым докладам и выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня необходимо использовать более активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творчества.

Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы, а именно с использованием интерактивных форм и методов. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками. Стержнем данных форм работы с кадрами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов. Значение – это достижение таких важнейших целей,как:

1. Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;

2. Повышение уровня активности и самостоятельности;

3. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;

4. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

Активные формы организации методической работы можно разделить на традиционные, новые и новейшие. К традиционным формам относятся: тренинг, консультация, КВН, круглый стол, педагогический совет, педагогические ситуации, семинар-практикум. К новым формам: деловая игра, выставка-ярмарка педагогических находок, банк идей, мастер-класс, образовательный салон.К новейшим: кружки по интересам, педагогическая мастерская, коучинг-сессия, союз единомышленников, шесть шляп мышления, квик-настройка.

В своей практической деятельности наравне с традиционными формами организации работы использую интерактивные, каждая из которых имеет свои специфические особенности.

Педагогические советы – это постоянно действующий коллегиальный орган, рассматривающий различные аспекты деятельности детского сада. Педагогический совет может быть традиционным, с использованием отдельных методов активизации, т. е. в ходе педсовета педагогам предлагается решить кроссворд или ситуативную задачу, а также нетрадиционным в форме деловой игры или круглого стола. Непременным их компонентом должна быть рефлексивная деятельность педагогов.

Семинар-практикум – одна из эффективных форм методической работы в детском саду, т. к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы.

Консультации (индивидуальные и групповые)

обычно планируются заранее и отражаются в годовом плане ДОУ. Предварительная подготовка к консультации включает анализ литературы, отражающей современные подходы к обучению и воспитанию детей, выстраивание структуры консультации, определение ее содержания, подготовка
информационных буклетов и пособий. В ДОУ проводятся разнообразные консультации. Как правило, они связаны с познавательными интересами воспитателей и других специалистов, например “Проектирование образовательного процесса”, “Организация предметно-развивающей среды в ДОУ» и др.
Значимую роль в образовательном процессе в целом и в системе повышения квалификации педагогов играют открытые просмотры занятий. Они позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, педагоги учатся анализировать особенности учебно-воспитательного процесса в целом, а также занятий или досуговой деятельности в группе.

Недостатком традиционных форм работы является то, что не все воспитатели выступают в роли активных участников. Устранению этого недостатка способствуют новые, инновационные формы работы с педагогическими кадрами.

Деловая игра может быть использована не только как зачетное занятие по результатам теоретического семинара актуальной для ДОУ проблемы, но и при разработке решений новой проблемы.Например: «Легко ли быть дошкольником?»

Эффективной формой является проведение выставки-ярмарки педагогических идей. Грамотно подготовленная и проведенная, она стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию. Поэтому основной результат выставки-ярмарки — заметный профессионально-личностный рост воспитателей. Благодаря этой форме работы с педагогами создаются условия для публичного представления лучших образцов их профессиональной деятельности, появления новых идей, установления и расширения деловых и творческих контактов с коллегами.

Мастер – класс. Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов. Мастер – класс можно проводить как внутри ДОУ, так и для педагогов города.

В перечне используемых нами новых форм работы с педагогами появился «Образовательный салон»

. Цель
работы «ОС»
— повышение психолого –
педагогической культуры, личностное развитие педагога. В рамках работы салона происходит распространение информации, практических рекомендаций и материалов, полученных одним из педагогов после прохождения курсов или семинаров по повышению квалификации, посещения заседаний ГМО, просмотра вебинаров и т. п.
Из новейших форм используем «Коучинг–сессию»

— это
интерактивное общение, развивающее консультирование. Принцип «Сделай за меня»практически не действует, здесь педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит пути для решения проблем. В данном процессе осуществляется индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной эффективности.Например: «Работа с аттестуемым педагогом»
.

Педагогическая мастерская.Цель: педагог-мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно-образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации. Также идет выполнение индивидуально-практических заданий с прицелом на дальнейшее использование в работе с детьми.Например: «Развитие конструктивно-технических и творческих способностей дошкольников средствами конструктора ТИКО».

Работая в коллективе, важно знать его психологический климат, эмоциональное состояние педагогов, уровень профессионального и личностного развития. Ещё одна форма, которую можно использовать перед открытыми мероприятиями — это настрой педагогов на успешную работу — «Квик – настройка»

:

1. Если вы хотите нравиться людям — улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик – для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.

2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют.

3.Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся.

4. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и стареть не дает.

5. Трудности закаляют на пути к счастью.

Наравне с активными формами организации работы используем интерактивные, игровые методы и приемы.Например: «Микрофон»

,
«Синтез идей»
,
«Мозговой штурм»
,
«Кроссворды»
,
метод «Шести шляп»
.

Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами приведет к повышению уровня воспитательно-образовательной работыДОУ и имеет следующие преимущества:

1. Значительно повышается мотивация профессиональной деятельности педагогов, их социальной и познавательной активности.

2. Реализуются те стороны человека, которые в повседневной, достаточно однообразной жизни, не находят применения и развития.

3. Приобретается опыт коллективной деятельности, взаимного уважения, поддержки, сотрудничества.

«Использование интерактивных форм в методической работе с педагогами»

«Использование интерактивных форм в методической

работе с педагогами для повышения эффективности внедрения

современных педагогических технологий»

Формирование позиции педагога, которая соответствует новым требованиям к его компетентности, является одной из основных проблем на современном этапе развития дошкольного образования.

Что такое компетентность?

Это «способность делать что – то хорошо или эффективно, способность соблюдать установленный стандарт, применяемый в какой – либо профессии».

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагогов и ставит другие задачи:

— сейчас недостаточно простого выполнения требований программы, необходимо полноценное и целостное развитие воспитанников;

— а также формирование детской компетентности и развитие общих способностей, которое обеспечат успешность детей в дальнейшем обучении;

— очень важно показать дошкольнику и научить его способам самостоятельного поиска и отбора необходимых сведений;

— следует также формировать умения ставить задачи и находить способы их решения, что позволит ребенку в дальнейшем ориентироваться в любых ситуациях.

Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий.

Построить интегрированный образовательный процесс возможно при условии сочетания базисных основ дошкольного образования с современными принципами дошкольной дидактики.

Для решения этих задач нужны новые, эффективные или инновационные формы работы с педагогами.

Мы создали некую систему работы с педагогическим кадрами, которая позволяет анализировать современные педагогические технологии и практически освоить планирование на интегративных принципах.

Мы тщательно отбирали и апробировали такие формы обучения педагогов, с помощью которых можно было не только объяснить принципы проектирования работы с детьми, но и практически их освоить сначала на учебных упражнениях, а затем и в процессе разработки содержания обучения по отдельным познавательным темам.

Надо сказать, что все новое дается нелегко. Одна из причин – возрастной барьер педагогического коллектива. И мы, пытаясь представить проектную деятельность как инновационную, важную, современную, открывающую больше возможности, натолкнулись на стену непонимания.

Проектная деятельность – непростая форма работы даже при наличии такого огромного выбора всевозможной литературы. Видимо далеко не каждый детский сад использует ее в своей работе.

Все это преодолеть нам помогло интерактивное обучение педагогов. (Вы видите на столе разные фигуры. В каждой из них зашифрован вопрос. Педагоги выбирают понравившуюся фигуру и отвечают на вопрос. Молодые могут попросить помощи у своих наставников, закрепленных за ними). И как это бывает в любом коллективе, инициативные, творческие, грамотные лидеры повели за собой остальных.

Для начала мы узнали мнение воспитателей о технологии интерактивного обучения. Затем помогли определить сущность интегрированной системы.

Потребовалось организовать и провести цикл тренингов, после которых воспитатели смогли практически освоить разные варианты построения интегрированной системы работы с детьми.

Используя интерактивные формы обучения педагогов, делились на подгруппы, выполняли домашние задания, спонтанно составляли совместные проекты на самые фантастические темы. Использовали такой метод: предлагаем педагогическую проблемную ситуацию, даем на откуп воспитателям. Сами отстраняемся от руководства и наблюдаем, как после некоторого замешательства быстро находятся лидеры, берут все в свои руки, из представленных идей выбирают лучшую и формируют вывод или решение ситуации.

Иногда объединяли группы нестандартно: активных и пассивных. Цель:

— дать возможность почувствовать активным себя в качестве рядового исполнителя и наоборот при необходимости пассивный вынужден стать лидером. Нередко результат был потрясающий – с точностью наоборот – быстрее и лучше было решение в пассивной группе.

С точки зрения психологии подобного упражнения помогают человеку открыть в себе другие (может быть, новые) качества.

Надо сказать, насколько зависит успех обучения от среды, психологического пространства, в котором приходят занятия (это и свет, и отопление, и интерьер, и мебель, и внешний вид участника). Например, когда педагоги сидят на маленьких стульчиках, они ведут себя по – особому.

Мы знаем педагогов своего коллектива, которые специально или подсознательно берут маленький стул или садятся ближе к двери. Это их, своего рода, защитная реакция, которую мы, в свою очередь, используем для положительного результата.

Немного подробнее остановлюсь на применении интерактивных форм. Так, например, с помощью метода «мозгового штурма» показываем на практике, насколько эффективны некоторые приемы для проектной деятельности. Это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы теории и практики.

«Методический ринг».

Одна из любимых нами форм работы с педагогами. Ее цель – совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции. Фото. Здесь идет обсуждение темы «Развитие речи детей во всех видах деятельности». Иногда эту форму работы мы как часть включаем в педсовет, консультацию.

«Проективная игра». Одна из разновидностей деловой игры. Здесь составляется проект, алгоритм каких – либо действий. Основная цель игры – живое моделирование педагогического процесса, отработка определенных профессиональных навыков. Фото. Вы видите решения вопроса о проведении Дня Открытых Дверей.

«Аквариум». Эта форма диалога, когда двое доверенных лиц от каждой команды обсуждают проблему. Все остальные выступают в роли активных зрителей. Фото. Здесь обсуждается вопрос: «Как повлиять на родителей, систематически опаздывающих в детский сад утром и вечером».

Существуют и другие интерактивные формы работы с педагогами, такие как:

— метод недописанных фраз;

— педагогический диктант;

— устный журнал;

— тренинги «Что бы это значило»? и другие.

(Для разминки, хочу предложить вам тренинг «Что бы это значило?» Вы видите на экране фотографию, подумайте и скажите, что бы это значило?)

Разумеется, каждая такая форма обучения отличается друг от друга не только название, но и методикой проведения. На этой встрече я не ставила целью познакомить вас с ней (методикой). Хотелось показать вам важность, необходимость интерактивного обучения.

Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения. У них формируются уважение к чужому мнению, умение делать обоснованные заключения и выводы.

Замечаем положительную тенденцию в работе педагогов: если раньше они предпочитали готовые разработки по планированию, то сейчас больше самостоятельно выстраивают свою деятельность, опираясь на имеющиеся пособия.

В результате использования интерактивного обучения педагогическог7о коллектива по освоению инновационных технологий значительно повышается эффективность внедрения в практику проектного метода. Чтобы проектный метод органично вписался в работу педагогов, необходимо научить воспитателей анализировать и оценивать свои профессиональные качества, развить мотивацию к профессиональному росту.

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов является приоритетом в деятельности любого образовательного учреждения. С этой целью в нашем детском саду разработана модель

становления и профессионального роста педагогов, то есть развития их профессиональных способностей, личностных качеств, организаторских, проектировочных, коммуникативных компетенций.

Чтобы данная модель работала, необходимо было организовать, продумать, обеспечить каждому педагогу собственное участие в жизни детского сада.

С этой целью воспитателям и было предложено разработать педагогические проекты. На настоящее время каждый педагог имеет свой проект. Анализ представленных инновационные преобразования, имеют творческий потенциал, способны совершенствовать опыт работы на основе проектирования.

Первые проекты, разработанные педагогами, стали отправной точкой для внедрения в деятельность детского сада технологии проектирования.

Проведенная большая серьезная методическая работа помогла педагогам сделать самостоятельный вывод: чтобы чему – то научить, не всегда надо «руководить», то есть показывать готовый способ действия, а лучше дать ребенку определенную свободу, чтобы он почувствовал. Подумал, попробовал разные варианты.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]