Методическая разработка семинара-практикума для педагогов ДОУматериал по теме
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №32 «Лесная сказка»
г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
Методическая разработка семинара-практикума для педагогов МБДОУ
«Взаимодействие педагога с родителями воспитанников: формальность или диалог?»
воспитатель:ИвлеваН.Г.
сентябрь, 2015г.
Конспект методической разработки семинара-практикума для педагогов МБДОУ.
Тема: «Взаимодействие педагога с родителями воспитанников: формальность или диалог?»
Цель: Способствовать осознанию педагогом своей позиции в общении с родителями.
Задачи: Актуализировать знания педагогов по вопросам организации сотрудничества с родителями воспитанников; развивать у педагогов инициативу, творчество.
Форма: семинар-практикум.
Время проведения: 1час.
Предварительная работа: анкетирование педагогов.
Ход:
1. Приветствие участников семинара – практикума. Актуальность темы.
Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в ходе общественного и домашнего воспитания. Каждая семья имеет массу индивидуальных особенностей, по-разному реагирует на вмешательство извне. В связи с этим, необходимо подбирать разные подходы к взаимодействию с разными типами семей.
Анализируя создавшееся положение в сфере взаимодействия педагогов и семей, можно отметить следующие факты:
• Ориентация на семью вообще, без учета различий в возрасте, образовании, культурной ориентации, взглядов на воспитание детей;
• Неумение ставить конкретные задачи в работе с родителями и выбирать адекватные методы;
• Недооценка роли семьи в воспитании детей и вытекающая отсюда формальность в работе с родителями;
• Использование, в основном, традиционных методов общения с родителями.
• Основные поводы взаимодействия родителей и педагогов, — ситуативные связанные с поведением и обучением ребенка (чем занимался, как спал, что ел, как себя чувствовал) и организационные (что-то принести, выучить дома, оплата за посещение сада, помощь группе)
Главная задача взаимодействия воспитателя и семьи — поиск путей решения всевозможных проблем. Традиционные формы работы с родителями не дают такой возможности, поскольку в основной своей массе созданы для воздействия на широкий коллектив родителей всей группы.
Для того, чтобы работа с родителями не была формальностью, отношения семьи и детского сада должны строиться на основе понятий:
— «сотрудничество»- это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
— «взаимодействие»- способ организации совместной деятельности с помощью общения, на основании открытости обеих сторон.
2. Взаимодействие ДОУ с родителями предполагает разнообразие форм и методов работы. Оно направлено на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них умений и навыков в воспитании детей.
Все виды встреч с родителями условно можно разделить на несколько типов.
•Организационные
, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;
•Тематические
, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания, развития и образования воспитанников группы;
•Собрания-диспуты
, направленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов;
•Собрания-практикумы,
направленные на освоение родителями конкретных приёмов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в образовании.
•Отчетные, итоговые
, имеющие цель обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизнедеятельности группы.
• Информационно-просветительские, посвященные рассмотрению проблем, связанных с воспитанием и обучением.
Практическое упражнение «Формы общения с родителями».
Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Порой педагоги не могут отказаться от устаревших форм и методов в силу своих профессиональных привычек.
Сейчас мы попытаемся составить классификацию методов работы с родителями, использовав при этом перевод традиционных (формальных) форм сотрудничества в нетрадиционные (неформальные) .
Традиционные формы работы Нетрадиционные формы работы
Родительские собрания Круглый стол, вечер вопросов и ответов, встречи по интересам, педагогическая гостиная, игры, походы, родительские вечеринки
Беседы 15-минутки, дискуссии, чайные паузы
Консультации Телефон доверия, устные журналы, семинары-практикумы, Встречи отцов, встречи мам, «Дискуссионные качели», «круглый стол с острыми углами».
Анкетирование Рефлективные листы, видеоопрос, тестирование
блицопрос
Информационно-стендовый материал Выпуск газеты ДОУ, памятки, буклеты, рекламки, выставки-презентации, альбомы-эстафеты и др.
Упражнение «Войди в круг»
Цель: демонстрация воспитателям необходимости гибкого отношения к общению с родителями.
Ход: Все педагоги встают в круг и крепко держатся за руки — это круг родителей. Один участник остается за кругом – воспитатель. Он должен так убедить играющих впустить его в круг, чтобы они захотели сделать это, т. е. подобрать верный тон обращения и необходимые слова.
Анализ выполнения :
-Легко ли вам было войти в замкнутый круг? Удалось ли это с первого раза? Почему?
-Какие чувства вы испытывали, выполняя упражнение?
-Как вы считаете, общаясь с родителями детей вашей группы, находитесь ли вы в кругу или за кругом?
3. Существует ряд методов, которые способствуют интеграции родителей и педагогов, делают общение обеих сторон неформальным.
•Обмен карточками-переписками
В конце дня педагог записывает информацию о ребенке на заранее подготовленную картонную карточку. При этом должно соблюдаться обязательное условие: информация подается только в позитивной форме. Затем родители должны заполнить свою часть карточки, также записав, чем ребенок занимался вечером дома, какие у него были успехи и достижения. Воспитатель, получив утром новую информацию о ребенке, тоже может сделать определенные выводы, а также поощрить ребенка, опираясь на информацию, полученную от родителей. Это способствует установлению взаимопонимания и доверительных взаимоотношений между педагогом и родителем, появлению согласованности в действиях взрослых.
•«Цветок достижений»
В ежедневной информации для родителей можно закрепить на шкафчике, в раздевалке, цветок, вырезанный из яркого картона. В центре цветка — фотография ребенка, а на лепестках, соответствующим дням недели -информация о результатах ребенка, которыми он гордится. В младших группах текст вписывают воспитатели, а в подготовительной группе заполнение цветков достижений можно поручить детям. Родители, приходя вечером в детский сад, спешат узнать, чего же добился их ребенок в течение дня, каковы его успехи. Здесь решаются сразу несколько педагогических задач: установление взаимопонимания между семьей и педагогами, повышение самооценки ребенка, повышение знаний родителей.
•«Альбом – эстафета»
Педагоги предлагают родителям группы рассказать о своих семейных традициях, правилах, методах воспитания на страницах «альбома», который может быть представлен в виде папки с файлами. Рассказ может соответствовать определенной теме, дополняться фотографиями семьи. Данная нетрадиционная форма работы развивает взаимодействие родителей с педагогами, расширяет самосознание родителей.
•«Почтовый ящик»
Это форма переписки педагогов с родителями, посредством которой в Ящик складываются вопросы, предложения, советы от родителей по разнообразным аспектам воспитания, развития детей. Ответы на вопросы могут быть адресованы специалистам ДОУ, оформляются на стенде либо организуется индивидуальная беседа с родителями.
•Памятки
Это хорошо структурированный короткий текст, напоминающий о чем либо, а также призывающий родителей к осознанному воспитанию детей в семье и сотрудничеству с детским садом.
Существует также ряд нетрадиционных методов, которые можно использовать для активизации родителей на традиционных встречах.
•«Острое блюдо»
Короткие вопросы по теме собрания, вложенные в перечницы, под музыку раздаются родителям. Время для ответа – 1-3 мин. Родители отвечают только по желанию.
•«Успешное общение»
начинается со слов: «Я горжусь… », «Мне приятно сказать… », «У меня хорошо получается… », «Мне нравиться в себе… » и др. Возможность рассказать о своих положительных качествах предоставляется крайне редко, а данный прием повышает самооценку, учит искать положительное в себе.
•«Интервью»
. Один из участников родительского собрания садится в центр круга. На время он становиться министром образования, заведующим ДОУ или воспитателем и т. д. Группа может задать ему 3-5 вопросов, тем или иным образом связанных с темой собрания.
•«Шапка вопросов»
Суть задания в том, что родители сочиняют друг для друга вопросы-записки, которые кладут в шапку, потом по очереди достают их, отвечают и передают шапку далее.
4. ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ СЕМИНАРА:
эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от положительного настроя обеих сторон, гибкого индивидуального подхода, умения заинтересовать неформальными приемами общения.
Приложение 1
Анкета для педагогов
Уважаемые педагоги!
Примите, пожалуйста, участие в опросе с целью изучения особенностей работы воспитателя с родителями и трудностей, которые Вы испытываете в этом сложном аспекте деятельности. Ваши искренние и полные ответы позволят осуществлять направленную методическую помощь в подготовке к взаимодействию с родителями.
1. Считаете ли вы необходимой работу с родителями воспитанников в ДОУ? Обоснуйте ваше мнение.
2. Испытываете ли вы трудности в организации общения с родителями?
3. Каковы причины этих трудностей?
-недостаток знаний у педагога,
-неумение вступать в диалог,
-излишняя застенчивость, робость,
-непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства,
другие
4. Какие формы общения вы используете в своей работе?
5. Как вы считаете, нужна ли специальная подготовка воспитателя к работе с родителями?
6. Если да, то в чём, по вашему мнению, она должна заключаться?
7. Назовите нетрадиционные формы работы с родителями, которые вы используете на практике.
Билет № 28. Семинары и консультации в ДОУ как форма методической работы
Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в детском саду. В годовом плане дошкольного учреждения определяется тема семинара и в начале учебного года руководитель составляет подробный план его работы. Руководителем семинара может быть заведующая или старший воспитатель, приглашенные специалисты. Семинар как форма методической работы отличается от семинара, практикуемого в высших учебных заведениях.
Первым отличительным признаком является его продолжительность. Он может включать в себя как одно, так и несколько занятий. Иногда планируется постоянно действующий семинар на длительный период, например, несколько месяцев или даже учебный год. Второй важный признак — место его проведения. Это может быть методический кабинет детского сада, групповая комната или другие места (музей, выставочный зал, сквер и т.д.) в зависимости от тех целей и задач, которые должен решать руководитель семинара. Третий признак — это характер дидактических задач, которые решаются на занятиях семинара. Это одновременно и учебная деятельность по систематизации и совершенствованию знаний, и работа по формированию умений. Кроме того, в ходе семинара решаются задачи распространения педагогического опыта.
Четвертый признак — источник получения информации. Это и слово (доклады и содоклады участников), и действия (выполнение на семинаре различных практических заданий), и наглядный показ по теме семинара, и педагогический анализ.
Следовательно, семинар не ограничен определенными рамками времени и не связан с постоянным местом проведения.
Семинар можно считать эффективным, если он помогает быстро и своевременно вносить изменения в учебно-воспитательный процесс.
Большую роль в результативности семинара играет правильно организованная подготовка к нему и предварительная информация. Тематика семинара должна быть актуальна для конкретного дошкольного учреждения и учитывать новую научную информацию.
Если семинар длительный, то хорошо подготовить памятку участникам семинара, в которой указать тему, место и порядок проведения, перечень вопросов, над которыми необходимо подумать, обязательный перечень литературы, с которой полезно предварительно познакомиться. Важно продумать методы и формы включения всех участников семинара в активное обсуждение темы. Для этого используются и ситуативные задачи, работа с перфокартами, обсуждение двух противоположных точек зрения, работа с нормативными документами, методы игрового моделирования и др. Руководитель семинара должен четко продумать задания по каждой теме занятия и оценку их выполнения. По окончании работы семинара можно оформить выставку работ педагогов.
Консультирование
Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам воспитателей и т.д.
Любая консультация требует от старшего воспитателя подготовки и профессиональной компетентности.
Полезный совет или вовремя проведенная консультация корректируют работу педагога.
Основные консультации планируются в годовом плане работы учреждения, однако отдельные проводятся по мере необходимости.
Используя разные методы при проведении консультаций, старший воспитатель не только ставит задачи передачи знаний педагогам, но и стремится сформировать у них творческое отношение к деятельности.
Так, при проблемном изложении материала формируется проблема и показывается путь ее решения.
Чтобы стимулировать внимание воспитателей и побуждать их следовать за логикой изложения, в начале консультации полезно сформулировать вопросы. Вопросы, обращенные к педагогам в процессе консультации, помогают им осмысливать свой опыт под углом зрения научных выводов, высказывать свои соображения, догадки, формулировать заключение.
В зависимости от уровня квалификации педагогов старший воспитатель определяет, в какой мере можно привлекать знания из их опыта или ограничиться собственным объяснением.
При обмене опытом между воспитателями, выявлении знаний, анализе конкретных ситуаций может использоваться метод эвристической беседы. В ходе беседы более детально раскрываются отдельные положения прочитанной методической литературы, даются разъяснения по тем вопросам, которые в большей мере интересуют педагогов, выявляется ошибочность их мнений и недостатки профессионального опыта, выявляется степень понимания и усвоения знаний, осуществляется ориентация на дальнейшее самообразование.
Тот, кто готовит консультацию, должен составить обоснованный план беседы, позволяющий ему четко представить, какие новые знания получат воспитатели и к каким выводам они придут. Организуя эвристическую беседу, целесообразно чередовать высказывания опытных и начинающих воспитателей. Эвристическая беседа, проводимая с целью передачи новых знаний, требует серьезной подготовки и продумывания всего хода занятии. В ходе консультации используется метод дискуссии.