Математическое развитие детей на ориентировку во времени — Задачи и методика формирования временных представлений


Задачи и методика формирования временных представлений

Основными задачами по выработке временных представлений являются:

— формирование первичной практической ориентировки во времени;

— формирование чувства времени;

— ознакомление с отдельными «временными» эталонами;

— формирование начальных представлений и понятий о некоторых свойствах времени (объективность, периодичность, одновременность).

Упрощенное и адаптированное к психологическим особенностям и уровню знаний детей дошкольного возраста определения понятия «время» — это то, что определяет смену природных явлений, разных событий и продолжительность существования чего-либо в нас и вокруг нас становится результатом материала:

  1. Единицы измерения времени: основные (сутки, неделя, месяц, год), производные (час, минута, секунда).

Знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в системе строгой последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления с последующей и раскрывали детям существенные характеристики времени: текучесть, непрерывность и необратимость.

2. Приборы для измерения времени: часы (песочные, механические, электронные).

3. Периодические, в том числе сезонные природные явления и периодические (режимные) события повседневной жизни.

4. Свойства времени.

Для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смены лунных фаз, смена времени года, обусловленные суточным вращением земного шара вокруг своей оси, движением Луны вокруг Земли, а также движением Земли вокруг Солнца.

Углубление, уточнение и закрепление правильного понимания и употребления временных терминов осуществляется на занятиях с использованием раздаточного дидактического материал.

Начиная с четвертого года жизни формирование временных представлений осуществляется на занятиях по математике. Основными методами и приемами при этом выступают: наблюдения, беседы, объяснения, показ, художественное слово, упражнения, приучение, дидактические игры и др. У детей формируются знания о частях суток и умение различать их в процессе конкретного наблюдения. Воспитатель должен следить, за тем, чтобы дети употребляли слова: «утро», «день», «вечер», «ночь».

При обучении детей распознанию частей суток достаточно ограничится соотнесением правильного обозначения каждой из частей суток с соответствующим промежутком времени и научить определять этот промежуток по характерной для них деятельности и внешним признакам.

В процессе обучения необходимо в большей мере включать объективные показатели для распознания частей суток – положение солнца в разное время дня, различную силу освещенности земли, неба, а также различную окраску всего окружающего в разные части суток.

После того как дети научились определять части суток по разнообразной деятельности, их внимание нужно сосредоточить на показателях, символизирующих время (положение солнца, степень освещения земли, цвет неба и др.). В этих целях организуются наблюдения за этими явлениями на прогулках.

Следует научить детей различать и правильно употреблять слова: «сегодня, «завтра», «вчера». Можно использовать такие упражнения с конкретным понятным содержанием: «Сегодня у нас занятие по математике. Какое занятие было вчера? Завтра у нас будет занятие по рисованию. Какую песню вы пели вчера на музыкальном занятии?»

Понятие «быстро», «медленно» формируется у детей в процессе непосредственных наблюдений за своими действиями и действиями взрослых, животных, птиц и др.

С целью закрепления приобретенных знаний используются различные упражнения и дидактические игры, в которых широко применяются наглядные пособия. Организуются с детьми рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, которые содержанием деятельности, изображенной на картинке, и некоторыми объективными показателями помогают ребенку определить и назвать время.

Особое внимание уделяется обучению различать части суток, наблюдая не только за трудом людей, но и за положением солнца. Путем наблюдений и сравнений детям объясняются понятия «небесный свод», «закат», «горизонт», дается возможность убедиться, что солнце на протяжении дня движется по небесному своду. Днем по сравнению с утром и вечером солнце поднимается выше горизонта, и тени от предметов становятся короткими. Период суток, когда солнце высоко на небе и дети играют на участке, называют «полдень», это середина дня. На основе непосредственных наблюдений и рассматривания соответствующих репродукций картин детей этой возрастной группы знакомят с явлениями: «заход солнца», «восход солнца», «сумерки», «рассвет» и объясняют, почему об этих периодах суток говорят: «смеркается», «рассветает». Детям объясняют, что общая длительность утра, дня, вечера и ночи составляет сутки. При усвоении детьми понятия «сутки» используется ряд приемов: показ картин, вопросы, игры и др.

Статья.Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста

Мудрое распределение времени есть основа для деятельности. Я. А. Коменский

Время и пространство — наиболее сложные категории для по­знания детьми дошкольного возраста. Они становятся доступны при использовании в педагогическом процессе современных тех­нологий развития у детей пространственно-временных представ­лений. Одна из ведущих задач познания временных отношений уже в дошкольном возрасте состоит в том, чтобы дать возможность ребенку обнаружить взаимосвязи некоторых предметов и явлений окружающего мира, в частности последовательности действий (событий) во времени. Время как объективная реальность харак­теризует длительность и темп протекания реальных процессов, а также их последовательность. То, что принято называть «воспри­ятием времени», и есть не что иное, как отражение в сознании человека объективного времени. Явления действительности ха­рактеризуются определенной длительностью, поэтому воспри­ятие времени — это прежде всего отражение продолжительности явлений, их течения в переделах того или иного отрезка времени. Восприятие времени — это и отражение быстроты протекания объективных процессов, т. е. их темпа. В существующем объек­тивно времени события следуют одно за другим, поэтому воспри­ятие времени предусматривает отражение последовательности яв­лений, событий, действий.

Непосредственное восприятие временной длительности выра­жается в способности оценивать ее и ориентироваться во времени без вспомогательных средств. Эту способность называют «чувством времени». В разных видах деятельности «чувство времени» высту­пает как чувство темпа, скорости или длительности. В становлении и развитии этого чувства большую роль играет накопленный опыт оценивания длительности промежутков времени. Показателен эксперимент, проведенный Л. А. Венгером и В. С. Мухиной, суть которого — в подтверждении положения о за­висимости умения определять небольшие промежутки времени от того, что за это время ребенок успел сделать. Старшим дошкольникам сказали, что будут проверять, как они умеют определять время, и предложили рисовать, сообщив, что рисовать нужно ровно 3 минуты. Работа была начата и окон­чена по сигналу воспитателя. После этого детям предложили вновь по сигналу начать рисовать на чистом листе бумаги (преж­ние рисунки убирались), но закончить по своему усмотрению — когда пройдет 3 минуты. Большинство детей начало рисовать те же предметы, которые они изображали только что. Когда ребят спросили: «Почему вы повторяете тот же рисунок, ведь рисовать то же самое неинтересно?», они ответили, что при этом будут ри­совать столько времени, сколько задано. Действительно, дети ри­совали около 3 минут (от 2,5 до 3,5 минут). Когда же детей попросили нарисовать что-нибудь новое тоже за 3 минуты, колебания во времени были несколько большими (примерно от 2 до 4 минут). Сложно для детей и понимание смысла слов, обозначающих временные отношения в силу их относительности. Дошкольникам не всегда ясны, например, слова теперь — сейчас или сегодня — вчера — завтра. Поэтому они часто спрашивают взрослых: «Сейчас уже завтра или еще сегодня?», «Сегодня — это завтра?» и т. п. Однако СЛ. Рубинштейн утверждал, что не следует преувели­чивать недоступность временных представлений для детей и что относительно позднее их развитие бывает тогда, когда «не уделя­ется достаточного внимания их выработке». По его мнению, при­мерно с полутора лет начинается речевое отражение категорий времени. Первоначально появляются наречия, определяющие временную последовательность: сейчас, сначала, теперь. У дошкольников образуется ясное для конкретных событий представление о прошедшем, настоящем и будущем времени. О днях, месяцах, часах дети говорят как о предметах и даже «оду­шевляют» время: «Куда ушло вчера?» Ребенок живет в настоящем времени и настоящим: играми, событиями, поэтому представление о настоящем времени у него наиболее точное. Историческое время (его глубина) недоступны дошкольнику. В его личном опыте нет и не может быть опоры (мерки) для отсчета давнопрошедшего времени. В силу этого во­прос ребенка «А где сейчас живет Петр Первый?» вполне уместен. По мере накопления опыта ориентировки во времени в каче­стве показателей начинают использоваться некоторые объектив­ные явления: «Сейчас уже утро, светло, солнышко встает, а ночь — это когда темно и все спят». Дошкольники часто локализуют во времени события, обла­дающие отличительными качественными признаками, эмоцио­нальной привлекательностью, хорошо им знакомые: «Елка — когда зима; едем на дачу, когда лето» и др. Дети 5—6 лет уже активно пользуются временными наречия­ми. Но не все временные категории осознаются ими и правильно отражаются в речи: лучше усваиваются наречия, обозначающие скорость и локализацию событий во времени (давно, быстро), хуже — наречия, выражающие длительность и последователь­ность (после, долго, скоро). Процесс речевого выражения времен­ных понятий у детей 5—6 лет находится в стадии непрерывного развития. Однако тонкая дифференцировка временных отноше­ний в дошкольном возрасте формируется медленно и в значитель­ной степени зависит от общего умственного и речевого развития детей. Представления детей дошкольного возраста о времени связа­ны с умением ориентироваться во времени суток по природным явлениям, с представлением о причинно-временных зависимо­стях ритмичных природных явлений, с овладением временными понятиями (на рассвете, в сумерки, в полдень, в полночь, сутки, неделя, месяц, год). Большинство детей не замечает различий в окраске небосклона в разные периоды суток, не может установить и последовательность частей суток. В их представлении сутки кончаются ночью, а утром начинаются. Часто дошкольники не могут определить последовательность дней недели. В запоминании дней недели наблюдается неравно­мерность, лучше запоминаются дни, имеющие выраженную эмо­циональную окраску для ребенка. Эта особенность проявляется и в запоминании детьми названий месяцев. Так, ребенок 4-х лет на вопрос взрослого «Как называется первый день недели?» ответил: «Детский сад». Недостаточны знания старших дошкольников о способах из­мерения времени (с помощью календаря, часов). Названия интер­валов времени (минута, час) остаются для детей чисто словесны­ми, абстрактными, так как у них еще не накоплен жизненный опыт деятельности в течение этих отрезков времени. Опыт показывает, что дошкольники способны оценивать дли­тельность одной минуты, но эта оценка зависит от вида деятельно­сти в данный промежуток времени. Положительные эмоции у детей, возникающие в процессе интересной деятельности, вызыва­ют желание продлить ее. Поэтому при оценке времени, заполнен­ного событиями интересного и богатого содержания, ребенок до­пускает переоценку малого времени, которое протекает незаметно и длительность которого кажется меньше. Время, заполненное однообразной, малоинтересной деятельностью, кажется ребенку более длительным. Влияние этих субъективных факторов может быть значительно ослаблено в результате развития у детей «чувства времени», точности оценки различных временных интервалов под воздействием специально организованных упражнений. Методика развития временных представлений у детей дошкольного возраста Время воспринимается ребенком опосредованно, через кон­кретизацию временных единиц и отношений в постоянно повто­ряющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с небольшими интервалами времени, которыми можно измерять длительность действий в раз­ных видах деятельности. Меры времени (секунда, минуга, час, сутки, неделя, месяц, год, век) представляют определенную систему временных этало­нов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и слу­жит основанием для построения следующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интерва­лов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для познания следующих и раскрывали детям су­щественные характеристики времени: его текучесть, непрерыв­ность, необратимость. Возникает вопрос: в какой именно последовательности зна­комить детей с этими мерами времени? С какой меры времени начать? В повседневном домашнем обиходе и в детском саду у детей рано складываются более или менее определенные представления о реальной продолжительности таких промежутков времени, как утро, полдень, вечер, ночь. Следовательно, воспитатель имеет воз­можность уточнить и конкретизировать знания детей (от 3-х лет) о частях суток, формировать у них навыки распознавания и назы­вания этих частей суток. У детей 4—5 лет следует развивать представления о последова­тельности частей суток и о сутках в целом; нужно ознакомить со значением слов вчера, сегодня, завтра. Детей старшего дошколь­ного возраста можно знакомить с неделей, месяцами, годом. Па­раллельно надо развивать и само чувство времени; знакомить с длительностями таких мер времени, как 1 минута, 3, 5, 10 минут, полчаса и час; учить пользоваться такими приборами измерения времени, как песочные и обычные часы. Наряду с этим надо уп­ражнять детей в умении самостоятельно вычленять временную последовательность в протекании рассматриваемых явлений, дей­ствий. Освоение последовательности частей суток Сутки принято делить на четыре части: утро, день, вечер, ночь. Такое деление, с одной стороны, связано с объективными изме­нениями, происходящими в окружающей среде (в связи с различ­ными положениями солнца, освещенностью земной поверхности, воздушного пространства, появлением и исчезновением луны, звезд), а с другой — со сменой видов деятельности людей, с чере­дованием труда и отдыха. Продолжительность каждой части суток бывает различной, поэтому их смена принята условно. Среди разнообразных видов деятельности, которые ежеднев­но повторяются в режиме дня ребенка, есть постоянные, име­ющие место только один раз в сутки, в определенное время: это приход в детский сад, утренняя гимнастика, обед, послеобеден­ный сон и т. д. Есть и вариативные виды деятельности, повторя­ющиеся несколько раз в течение дня, в разные части суток: игры, умывание, одевание и раздевание, прогулка и т. п. Они также могут быть использованы в качестве показателей частей суток. С целью определения частей суток и их последовательности используются картинки с изображением постоянных видов дея­тельности, характерных для каждой части суток. Задается вопрос: «Когда это бывает?» Затем предлагается выбрать те картинки, на которых нарисовано, что бывает в какой-либо из периодов суток (утром, днем, вечером или ночью). Чтение отрывков из рассказов, стихотворений, в которых опи­сываются характерные для каждой части суток практические дей­ствия, игры-загадки («Когда это бывает?») ведут к накоплению опыта ориентировки во времени. После того как дети научатся связывать части суток с той или иной деятельностью, их внимание следует сосредоточить на объ­ективных показателях, символизирующих время (положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба и др.). В дальнейшем используется цветовой символ как условный знак. В конце года, когда у детей уже имеются представления о час­тях суток, целесообразно помочь им понять значение слова сутки, исключая количественную характеристику этой меры (24 часа). Слово сутки должно выступить как обобщение: сутки состоят их четырех частей — день, вечер, ночь и утро. Необходимо помочь детям осознать, что день, вечер, ночь, утро — это части целого, суток; что отсчет последовательности частей суток можно прово­дить начиная с любой из них. С детьми среднего дошкольного возраста можно беседовать о значении слов сегодня, вчера, завтра. Для этого надо об одном ярком и значимом для детей событии поговорить трижды: сначала о том, что кукольный спектакль будет завтра; потом — что куколь­ный спектакль покажут сегодня; и, наконец, что его показывали вчера. Это дает возможность ребенку «приблизиться» к понима­нию текучести и непрерывности времени. Знакомство с календарем Календарное время — это определенные промежутки време­ни, продолжительность которых зафиксирована общественным опытом в общепринятых мерах времени: сутках, неделях, месяцах, годах. У детей старшего дошкольного возраста, как правило, доволь­но неточные, отрывочные представления о календарном времени. Заучивание названий и последовательности дней недели, месяцев не дает представлений о длительности, емкости времени, его те­кучести, необратимости, смене и периодичности. Чтение детям рассказа В. И. Даля «Старик-годовик» и беседа по прочитанному помогут им установить зависимость между вре­менными эталонами: год, месяц, неделя, сутки. Вышел старик-годовик. Стал он махать руками и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз — и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы. А птицы были не простые. У каждой птицы — по четыре крыла. В каждом крыле — по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — черная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнет дру­гой — станет темным-темно. Целесообразно задать детям следующие вопросы.

  • Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
  • Какие это четыре крыла у каждой птицы?
  • Какие семь перьев в каждом крыле?
  • Почему у каждого пера одна половина белая, а другая — черная? С помощью отрывного календаря определяется время наступ­ления праздников, что вызывает интерес у детей к прослежива­нию событий во времени. Календарь помогает осознать последо­вательность времен года, с которыми связаны сезонные измене­ния, являющиеся также предметом изучения. В старшем дошкольном возрасте развивается интерес к разным параметрам времени: ребенка 5—6 лет интересуют длительность того или иного явления, количественная характеристика мер времени, приборы измерения времени. Знакомство с календарем необходи­мо в плане подготовки детей к школе, привыканию к твердому распорядку занятий по часам и по дням недели.

Освоение знаний о календарных эталонах предполагает уме­ние измерять время с помощью общепринятых приборов. У старших дошкольников уже есть необходимый запас коли­чественных представлений о продолжительности суток, что спо­собствует освоению ими представлений о числах месяца, днях не­дели, неделе; о месяцах, календарном годе. Для того чтобы эта сложная система взаимосвязанных единиц времени могла быть осознана детьми, ее надо представить в виде какой-либо модели календаря, отражающей в материальной форме отношения между единицами времени (примеры таких моделей представлены на илл. 5, 6 цв. вкладки). Календарь поможет детям наглядно представить сравнительно длительный промежуток времени, месяц и даже год. В свое время Ф. Н. Блехер писала, что отрывной календарь дает наглядное пред­ставление о том, что «дни уходят», «события приближаются», про­шел месяц — наступил новый. Ф. Н. Блехер предупреждала, что не может быть и речи о заучивании с детьми последовательности дней недели, месяцев, их названий. Вместо этого она рекомендова­ла использовать отрывной календарь как наиболее наглядный при­бор измерения времени. Дети легко усваивают, что листок — это день; чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки. Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста Развитое чувство времени (умение определять временные ин­тервалы без часов) побуждает ребенка быть более организован­ным, собранным. Для этого прежде всего необходимо развивать у детей чувство времени; создавать специальные ситуации, заостряя внимание дошкольников на длительности различных жизненно важных временных интервалов; показывать, что можно успеть сделать за эти отрезки времени; приучать в процессе деятельности измерять, а потом и оценивать временные промежутки; рассчиты­вать свои действия и выполнять их в заранее установленное время. Для успешного развития у детей чувства времени необходимо следующее.

  1. Переживание времени — представление о длительности временных интервалов. Для этого необходимо организовывать разнообразную деятельность детей в переделах временных отрез­ков, что даст им возможность почувствовать протяженность вре­мени и представить, что реально можно успеть сделать за тот или иной его отрезок. В дальнейшем это послужит основой формиро­вания способности планировать свою деятельность во времени, т. е. выбирать объем работы соответственно времени, которое не­обходимо потратить для ее выполнения.
  2. Развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов. Самоконтроль и контроль со стороны взрослых помо­жет им совершенствовать адекватность оценок.

У детей 5—6 лет можно развивать чувство времени на ин­тервалах в 1, 3, 5 и 10 минут. Различение этих интервалов жиз­ненно важно для детей: 1 минута — та первоначальная, доступ­ная детям единица времени, из которой складываются 3, 5 и 10 минут. Эта мера времени наиболее распространена в речи ок­ружающих. В методику, разработанную Т. Д. Рихтерман, включены сле­дующие моменты: ознакомление детей с временными интервала­ми в 1, 3, 5, 10 минут (при этом следует использовать секундомер, песочные часы для восприятия детьми длительности указанных интервалов); обеспечение переживания длительности этих интер­валов в разных видах деятельности; обучение умению выполнять деятельность в указанный срок (1, 3, 5 минут), для чего следует оценивать длительность деятельности, регулировать темп ее вы­полнения. Сначала необходимо упражнять детей в выполнении деятель­ности по песочным часам (дети делают что-либо за 1 минуту и контролируют время по одноминутным песочным часам); этим обеспечивается накопление опыта в использовании мерки. Вос­питатель постоянно дает оценку умениям детей контролировать время по песочным часам, демонстрирует длительность минуты на секундомере, объяснив, что полный оборот стрелки всегда со­вершается за 1 минуту. Затем дети упражняются в оценке длительности интервала времени в процессе деятельности. Воспитатель фиксирует внима­ние на точности оценки длительности. И наконец, взрослый способствует освоению детьми умения предварительно планировать объем деятельности на указанный отрезок времени на основе имеющегося у ребенка представле­ния о его длительности. Проверка намеченного плана по выпол­нению объема работы осуществляется с помощью песочных часов. В дальнейшем дети начинают переносить умение оценивать длительность временных отрезков в повседневные игры, занятия. Дети самостоятельно выбирают объем работы, соответству­ющий интервалу в 1 минуту, отвечая на вопрос «Что ты успеешь сделать за 1 минуту?» Освоение дошкольниками трех- и пятиминутных интервалов проводится по той же методике. Интервал в 5 минут дети должны воспринять как величину, производную от 1 минуты: пять раз будут перевернуты минутные песочные часы, пять раз обойдет круг стрелка на секундомере. Таким образом, восприятие нового временного интервала про­изойдет на основе уже имеющихся у детей знаний о длительности 1-й и 3-х минут. Ознакомление с 10-минутным интервалом можно проводить во время разных занятий, на которых детям предлагают выпол­нить то или иное задание в течение 10 минут. Обучение детей умению определять время на часах и озна­комление их со строением часов желательно осуществлять с ис­пользованием моделей. Воспитатель совместно с детьми выясня­ют отличие часов от модели, уточняют назначение стрелок часов. Можно предложить детям большую стрелку поставить на цифру 12, а маленькую переводить с цифры на цифру и определять, что она показывает, т. е. ровно 8, 9 и т. д. часов. Затем дети узнают, что минутная стрелка, двигаясь по кругу, за 1 час проходит целый круг. А если круг разделить пополам (на макете часов можно закрыть половину циферблата цветным полукругом), по­лучается две половины круга. Половину круга стрелка проходит за полчаса. Так дети осваивают строение часов, назначение боль­шой и маленькой стрелки, способ показа какого-либо часа. Затем дети учатся показывать «полчаса», например половину второго часа, затем четверть (если необходимо, круг делится на 2, 4 части). Дети постоянно наблюдают за течением времени, пользуясь часами, а по мере осуществления какой-либо деятель­ности передвижением стрелок ставят такое же время на игрушеч­ных часах (моделях). В ходе педагогического процесса в детском саду есть возмож­ность упражнять детей в умении осуществлять деятельность в рам­ках указанного времени, учить их самих определять продолжи­тельность и заранее планировать возможный объем работы на тот или иной отрезок времени в пределах 5—20 минут. В таких усло­виях дети более организованно занимаются, меньше отвлекаются, регулируют темп своей деятельности и больше успевают. Развитие у детей умения понимать отношения временной последовательности Ребенку 5—6 лет важно уметь последовательно рассматривать то или иное явление, объект, картину, излагать свои мысли, вы­полнять операции в спортивной и любой продуктивной деятель­ности. Для этого надо уметь вычленять временную последователь­ность при выполнении содержания и уметь ее воспроизводить или устанавливать заново. Самостоятельное овладение этими умениями затруднено. Следовательно, нужны специально разработанные и введен­ные в процесс обучения приемы, направленные на вычленение, восстановление и установление временной последовательности, которые дадут возможность овладеть необходимыми способами действий. Содержание, на котором дети будут устанавливать временную последовательность, должно быть хорошо знакомо им; выделяемые в нем звенья — значимыми и несущими определенную информа­цию; эмоциональная насыщенность выделенных звеньев должна быть примерно равнозначной. Для этого необходимо создать мо­дель последовательного ряда, где отдельные звенья с промежуточ­ными элементами, обозначенные символами, расположены от на­чала до конца. Взрослый вместе с ребенком может создать ситуа­цию роста и развития растения, роста и взросления ребенка, развития насекомого, используя при этом модели, картинки и вза­имосвязанные иллюстрации, а также литературные тексты. Обучение детей старшего дошкольного возраста установле­нию временной последовательности осуществляется по следу­ющему плану:

  • в развитии объекта (события) вычленяется временная после­довательность;
  • временная последовательность воспроизводится на модели с помощью символов;
  • последовательность воссоздается с запрограммированной ошибкой, которая исправляется детьми;

действия в заданной последовательности выполняются без модели Опыт обучения детей умению устанавливать временную по­следовательность показывает, что в таких условиях дошкольники чувствуют себя увереннее и самостоятельнее (Т.Д. Рихтерман).

Особенности формирования временных представлений в разных возрастных группах — старший возраст

У детей старшей группы закрепляются и углубляются представления о единицах и некоторых особенностях времени. Название частей суток связывается не только с конкретным содержанием деятельности детей и взрослых, которые их окружают, но и с более объективными показателями времени — явлениями природы. Дети знакомятся с временами года, названиями дней недели, определяют, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.

В работе необходимо широко использовать такие методы как: наблюдения, беседы, чтение, пересказывание сказок, стихов, рассматривание картин, фотографий, дидактические игры и упражнения, акцентировать внимание на знакомой периодичности смены дня и ночи.

У старших дошкольников необходимо сформировать осознанные понятия о сутках. В процессе обучения обращается внимание на цикличную смену дня и ночи. Сама природа подсказала людям способ деления времени по принципу: день и ночь — сутки. Для правильного понимания суток дети должны осознать, что сутки можно условно поделить на четыре части: утро, день, вечер, ночь.

Старшие дошкольники различают и называют части суток, ориентируясь на восход и заход солнца. В процессе наблюдений за природными явлениями они усваивают понятия: на рассвете, в сумерки, в полдень, в полночь. Для формирования этих представлений воспитатель использует прежде всего наблюдения, рассматривание сюжетных картин, а также чтение художественной литературы, разучивание стихотворений.

Ознакомление с днями недели уже в старшей группе следует объединять с формированием знаний о неделе как мере рабочего времени. Сосредоточение внимания на том, что люди пять дней в неделю работают, два дня отдыхают, помогает осознать количественный состав числа 7 (дней недели).

Опыт показывает, что не все дни недели запоминаются одинаково легко и быстро. Лучше всего запоминают воскресенье, субботу и понедельник.

Кроме того, в старшей группе проводится работа по формированию у детей представлений о временах года. При этом широко используются картинки и словесный материал: рассказы, сказки, стихи, загадки, пословицы.

В старшей группе воспитатель формирует «чувство времени», понимание значения его в жизни людей, необратимости времени. В этой группе есть возможность ознакомить детей с объемной моделью времени, по которой смогут понять непрерывность, необратимость, симметричность времени.

Необходимость ознакомления детей с временными понятиями

Необходимость ознакомления детей с временными понятиями обусловлена тем, что умение ориентироваться во времени дает каждому ребенку возможность успешно овладевать разнообразными видами деятельности, развиваться, познавать окружающий мир и многое другое. То есть, формирование временных представлений является одним из основных компонентов интеллектуального развития ребенка. По тому, как ребенок умеет ориентироваться во времени, в какой мере владеет временной терминологией можно судить о его готовности к обучению в школе.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Замечание 1

Основной целью ознакомления детей с временными понятиями в условиях ДОУ является формирование у них временных представлений и овладение временными понятиями.

Достижение данной цели осуществляется посредством последовательного решения следующих задач:

  1. Развивать у детей представления о временных последовательностях (часах в сутках, месяцев в году и т.д.).
  2. Привить детям навыки по измерению времени.
  3. Формировать умение последовательно излагать определенные события, соблюдая время их свершения.
  4. Развивать умение чувствовать и определять время (временные отрезки), уметь следить за своей деятельностью во времени, ценить и не тратить впустую время.
  5. Воспитывать интерес к накопленному людьми опыту по постижению и учету времени, посредством ознакомления их с конкретными историческими фактами.
  6. Формировать личную заинтересованность в овладении временными понятиями, стремиться самостоятельно разбираться во времени, уметь его определять и т.д.
  7. Формировать необходимые временные понятия и знания о времени, с целью подготовки к обучению в школе.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Знакомство детей с временными понятиями 450 ₽ Реферат Знакомство детей с временными понятиями 230 ₽ Контрольная работа Знакомство детей с временными понятиями 220 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Таким образом, значимость ознакомления детей с временными понятиями очевидна, так как вся жизнь человека связана со временем. К моменту поступления в школу ребенок должен уметь определять время по часам, распределять собственное время, беречь его. От того, в какой степени ребенок владеет временными понятиями и знаниями, зависит его успешность обучения в школе и социализация в обществе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]