Коммуникативное развитие дошкольников: задачи и особенности


Эффективная социализация ребенка определяет его успех в жизни. Социально-личностное развитие дошкольников и все задачи, с этим связанные, были актуальны всегда, но особенно важными являются сейчас, когда количество информации зашкаливает, а обмен ею очень быстрый. Чтобы не запутаться и найти себя, каждому человеку нужна помощь в раннем дошкольном возрасте, когда формируется его личность.

Коммуникативное развитие – важный элемент социализации ребенка

Родители в большинстве своем полагаются на различные дошкольные учреждения, в них дети познают основы жизни в современном обществе. Очень важно использовать эффективные методики, которые смогут развить коммуникативные навыки каждого ребенка наилучшим образом.

Основа поведения – эмоциональные состояния

Внедрение навыков коммуникации с другими людьми происходит с помощью игры – для детей дошкольного возраста это оптимальный, наиболее подходящий способ обучения. К тому же она позволяет воспитателям увидеть особенности каждого ребенка и возможные проблемы в коммуникации.


Что такое социально-коммуникативное развитие – определение

Например, одна из самых главных вещей, которой нужно научить дошкольников – это управлять своими эмоциями, поскольку именно эмоциональные состояния определяют поведение индивида; для эффективного развития личности и мозга необходимо научить ребенка распознавать эмоции, их характер, признавать и использовать.

Тогда как положительные эмоции хорошо воспринимаются психикой дошкольников и мотивируют развиваться дальше, то отрицательные вызывают острое неприятие. Этот пласт эмоций также нужно уметь внутренне принимать, потому что блокирование будет создавать отложения агрессии, обиды и недовольства в подсознании ребенка: они могут выразиться в коммуникативных проблемах и сложностях дальнейшего взросления.


Развитию эмоциональной сферы надо уделять внимание с первых дней жизни

Управляя своими эмоциями, дети смогут преодолевать страхи и неуверенность, осознавать свое поведение, избегать деструктивного и девиантного поведения, не совершать необдуманные поступки.

Также работа по управлению эмоциями способствует социально-коммуникативному развитию дошкольников в том смысле, что они оказываются способными определять душевные состояния других людей. Начиная с восприятия базовых эмоций, с опытом дети начинают видеть все более сложные состояния; в отдельных случаях это способствует развитию эмпатии (полному чувствованию эмоционального состояния другого человека).

Содержание понятия общения

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

В современной психологии существует три стороны в процессе общения:

  • коммуникативное общение;
  • перцептивная сторона общения;
  • интерактивная сторона общения.

Коммуникативное общение — это процесс обмена информацией между двумя или более собеседниками.

Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия собеседниками друг друга, обязательным здесь является создание атмосферы взаимопонимания.

Интерактивная сторона общения включает в себя создание определенных условий для эффективного построения взаимодействия людей друг с другом.

Процесс развития коммуникативных навыков предусматривает обучение человека тому, как именно возможно донести мысль до собеседника, чтобы она была понятной и не возникало разногласий в процессе взаимодействия. В данном процессе большое значение имеет точность и лаконичность речи.

Ошибки общения зачастую связаны с определенными психологическими сложностями, имеющимися у человека. Среди таких сложностей можно выделить:

  • замкнутость;
  • стеснительность;
  • тревожность.

Эти психологические особенности чаще всего выступают в качестве препятствия на пути к свободному выражению своих мыслей и чувств.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Развитие коммуникативных навыков у личности 490 ₽ Реферат Развитие коммуникативных навыков у личности 230 ₽ Контрольная работа Развитие коммуникативных навыков у личности 230 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Замечание 2

Данные препятствия на пути к свободному выражению своих мыслей называют коммуникативными барьерами.

Необходимо отметить, что коммуникативные способности личности не являются врожденными, благодаря целенаправленной работе по развитию данных качеств человек имеет возможность преодолеть имеющиеся у него барьеры общения.

В настоящее время психологами разработано множество тренингов и занятий, направленных на развитие коммуникативных способностей и преодолении барьеров в общении.

Тренинги, которые направлены на развитие коммуникативных умений и навыков в своей структуре имеют несколько уровней и ступеней.

Первый уровень- это развитие умений убеждать своего собеседника в своей точке зрения, навыков невербального общения и воздействия на собеседника, способности к конструктивному поведению в конфликтных ситуациях.

На дальнейших уровнях оттачивается мастерство общения, разрабатывается тактика и стратегия поведения в различных жизненных ситуациях.

Направления и задачи социально-коммуникативного развития дошкольников

Существует государственный стандарт, определяющий направления развития дошкольников:

  1. Социально-коммуникативное развитие.
  2. Познавательное развитие.
  3. Речевое развитие.
  4. Художественно-эстетическое развитие.
  5. Физическое развитие.


Задачи социально-коммуникативного развития – расширенное определение
В комплексе они развивают социально-коммуникативные способности дошкольников, желание и возможность взаимодействовать на основе положительного восприятия своего сверстника.

Это достаточно сложная работа, которая начинается с того, что ребенок осознает себя частью большого организма общества, воспринимает себя и своего собеседника в качестве отдельных и самодостаточных единиц (субъектов) общения.

Осознав это, ребенок учится выражать свои мысли и эмоции с помощью разных средств: визуально, словесно, с помощью жестов и мимики. Дети осознают, что они общаются друг с другом на одном языке (во всех смыслах), что способствует углублению взаимопонимания.

После этого дошкольников знакомят с более сложными нормами поведения и жизни в человеческом обществе (наличие определенных ролей в отношениях, профессий и т.д.).


Общение в семье – первый этап социально-коммуникативного развития

Поскольку все это происходит в форме различных игр, дети принимают новые сведения легко и естественно. Разработана целая система игровых упражнений, которая включает в себя:

  • индивидуальные занятия;
  • групповую работу;
  • интегрированные упражнения.

Эта деятельность позволяет развивать в детях желание и умение сотрудничать, делиться опытом, взаимодействовать в команде, легко выражать свои мысли и решать разные задачи. Игры стимулируют мыслительную, познавательную, исследовательскую, изобразительную, конструктивную и многие другие виды деятельности, нужные для развития успешной личности.


В детском саду дети учатся общению со сверстниками

Игры помогают устранять у дошкольников проблемы с коммуникацией, перерабатывать психологические блоки, помогать выражать свои мысли и эмоции в конструктивной форме, полезной всей группе.

Коммуникативно-личностное развитие дошкольников

Виктория Руднева

Коммуникативно-личностное развитие дошкольников

Коммуникативно – личностное развитиедетей связано с двумя понятиями: общение и коммуникация.

Общение – это взаимодействие двух (или более)

людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Необходимыми условиями, подтверждающими наличие настоящего общения,являются: способность к сопереживанию, умение отождествить себя с другим человеком, готовность принять другую точку зрения.

Общение подразумевает включенность каждого участника в диалог. Помимо взаимной направленности действий при общении, наиболее важной его характеристикой служит активность каждого участника общения.

Исследователи выделяют в общении три взаимосвязанных компонента:

коммуникативная сторона общения – состоит в обмене информацией между людьми;

— интерактивная сторона общения – заключается в организации взаимодействия между людьми;

— перцептивная сторона общения – процесс восприятия друг друга партнерами по общению.

Функции общения:

1) организация совместной деятельности людей, т. е. согласование и объединение усилий для достижения общего результата;

2) формирование и развитие межличностных отношений;

3) познание людьми друг друга.

Способность к общению включает в себя:

— желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»

);

— умение организовать общение («Я умею»

, характеризующееся, в свою очередь, умением слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации;

— знание норм и правил, каким необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»

).

Все эти условия и критерии проявляются на всех возрастных ступенях развития ребенка. Вместе с тем, в каждом возрасте общение имеет свою специфику.

Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребенка. В этом возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная.

Коммуникация (англ. Communicate – сообщать, передавать)

предполагает:

— осуществление передачи содержания социально-исторического опыта человечества;

— обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира;

— побуждение и убеждение собеседников действовать определенным образом для достижения результата;

— передачу опыта различных видов деятельности и обеспечение их освоения.

Коммуникация – это способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.

Общение – важный показатель психического развития ребенка. Человек без коммуникации не может жить среди людей.

Коммуникация не только действие –это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками.

Коммуникативнаядеятельность предполагает:

1. Взаимообогащение детей новым опытом познания, формами взаимодействия.

2. Освоение детьми разных видов деятельности.

3. Установление эмоционального взаимодействия с детьми и взрослыми.

В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что телевизор, компьютер и компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность. Общение и только живое человеческое общение обогащает жизнь детей!

Основными задачами психолого –педагогической работы являются:

развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах деятельности;

— практическое овладение воспитанниками нормами русской речи.

Развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми возникает при познании предметного мира.

Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность.

Задачи педагога:

1) Помочь ребенку войти в предметный мир, научить ориентироваться в его многообразии, правильно использовать предметы по назначению в разных видах деятельности.

2) Воспитывать ценностное отношение к предметному миру. Научить использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры.

Ведущими формами педагогического взаимодействия должны стать ситуации образовательного характера и ситуации общения.

— разговоры с детьми в процессе выполнения режимных моментов;

— беседы о прочитанной книжке;

— беседы пи рассматривании иллюстрации;

— обыгрывание игрушки;

— общение в ходе наблюдения за явлениями природы в группе и на прогулке.

Эти формы не только основные, но и единственные для развития речи детей младшего и среднего возраста. Пример игровых образовательных ситуаций («Учимся быть вежливыми»

,
«Что рассказала книжка»
). К практическим ситуациям можно отнести рассматривание картины, предмета, чтение литературного текста, разучивание стихотворения и т. д. В старшем
дошкольном возрасте значимыми становятся практические образовательные ситуации с включением игровых ситуаций. Детям предлагается стать корреспондентами, взять интервью и сделать телерепортажи.
Подобные образовательные ситуации направлены на стимулирование у детей желания задавать вопросы, пересказывать услышанное, составлять собственный рассказ на основе прослушанного содержания.

Особое значение для развития коммуникативныхумений имеют продуктивные виды детской деятельности:

— трудовая; — конструктивная; — изобразительная,

которые открывают широкие возможности для развития сотрудничества, общения.

Результатом такого творческого сотрудничества со взрослым ребенок оказывается способным сделать самостоятельно маленькие открытия, добиться успеха, пережить радость и новое отношение к своим возможностям.

Принципы развития коммуникативных способностей:

— принцип интергративности (взаимосвязь с другими видами деятельности)

.

— разнообразие тематики и методов работы.

— максимальная активность детей.

— сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.

— компетентность педагога.

— принцип индивидуального подхода к детям (дифференцированный подход)

.

— принцип игровой подачи материала.

Виды мотиваций в игре:

— социальный — создание ситуации успеха, использование похвалы, поощрения, права ребенка на ошибку.

— содержательный — формирование опыта коллективной и творческой деятельности, организация индивидуальной работы с детьми.

— прагматический – усиление внимания детей к тому или иному виду деятельности, развитие познавательного интереса.

Необходимо создавать в групповой комнате предметно-развивающую среду, которая обеспечивает возможность одновременно заниматься разными видами деятельности.

Не обрушивайте на ребенка лавину знаний –

под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность.

Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,

но открыть так,

чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное,

чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.

В. А. Сухомлинский

Проблемы развития коммуникативности у современных детей

Но главная задача дошкольного коммуникативного развития – пробудить в ребенке желание общаться.

Как известно, общение является важнейшей потребностью человека, без которой он перестает быть человеком; именно в способности взаимодействовать друг с другом и заключается особенность человеческой цивилизации. Без общения невозможно контактировать социально, найти свое место и предназначение в жизни. Это основополагающая деятельность для всех остальных видов деятельности.


Игра и коммуникативное развитие – взаимосвязаны

Понятие эффективного общения состоит из 4 составляющих:

  • желать взаимодействовать с окружающими людьми;
  • знать нормы и правила поведения, воспринимать социальные роли в обществе;
  • уметь общаться, слушать, воспринимать эмоции, сознательные и бессознательные сигналы от других людей;
  • разрешать любые конфликты в общении.

Несмотря на то, что все это кажется вполне естественным, в современном мире увеличивается количество маленьких детей с проблемами в развитии коммуникативных навыков.


Логопедические игры потомают наладить речевую коммуникацию

Это ведет к тому, что поведение дошкольников становится все более неуравновешенным: они оказываются не способными взять под контроль свои эмоции, нормально общаться со сверстниками, осваивать речь и др. Все это конечно влияет на развитие интеллектуальных способностей и проводит к пугающему отставанию в нормальном развитии все большего процента детей.

Основные приемы развития коммуникативных способностей

С точки зрения психологии, коммуникативные способности являются ведущими из всех, присущих человеку. Совершенствовать их можно и нужно с помощью приёмов развития коммуникативных навыков.

Больше слушайте.

Выстроить грамотно диалог, не обращая внимание на то, что говорит собеседник, невозможно. Очень часто люди забывают о человеке, с которым ведут беседу, они привыкли говорить только о себе и своих проблемах. Общаться с такими сложно, ведь они так и норовят высказать своё мнение, могут перебивать.

Если вы узнали в этих строчках себя, не переживайте. Даже такую привычку можно побороть.

Первое правило — внимательно слушать собеседника и высказывать свое мнение, только если этого просит сам оппонент. Меньше думать о самом себе, а больше о том, с кем говорите. Этим вы проявите свою заинтересованность и уважение.

Внимательно слушая собеседника, вы с лёгкостью выстроите дальнейшую стратегию диалога. Для того чтобы беседа стала интереснее, нужно грамотно задавать вопросы, на которые подразумеваются расширенные ответы.

3 важных шага

, которые должна пройти каждая женщина

Аника Снаговская

Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.

Я подготовила для вас три урока, которые помогут вам лучше понять себя, снять ограничения, мешающие почувствовать себя любимой и жить счастливо.

01

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности

Вы узнаете про 5 женских состояний, которые есть в каждой женщине, как они проявляются и какие архетипы у вас больше всего проявлены, а какие не развиты.

02

Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения

Рассказываю, что необходимо сделать, чтобы освободить свое сердце от старых чувств, и разорвать энергетические нити связывающие вас с прошлым партнером.

03

Аудио запись: Нейро-аф

Благодаря этой нейро-аффирмации вы сможете вернуть любовь к себе и почувствовать искреннюю благодарность и счастье за каждый свой день.

Топ-3 полезных материала, которые помогут лучше познать себя

И начать новую, счастливую для себя жизнь.

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности

Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения

Аудио запись: Нейро-аф

Заберите Ваши подарки!

Не растягивайте монолог: краткость – сестра таланта.

Если слишком растягивать ответ, можно потерять заинтересованность и желание собеседника общаться дальше. При этом вы лишаете себя шанса услышать другого участника разговора.

Поработайте над своим актерским мастерством.

Человек, у которого хорошо развиты коммуникативные навыки, с лёгкостью может менять социальные роли. Он обаятелен, раскрепощен и не боится показывать истинное красноречие. Развивая актерские навыки общения, вы одновременно повышаете ораторские способности и становитесь максимально коммуникабельным. Неважно где, с кем и в каком настроении вы встретите актера, он улыбнётся вам и в сочных красках расскажет что угодно.

Использование невербальных средств общения.

Психологами доказано, что язык тела может сказать больше, чем вербальные средства. Грамотно изменяя тон, интонацию, используя жесты, намного проще и ярче можно донести свою мысль. Например, эмоциональная речь выглядит более живой, чем монотонные фразы, и вызывает у собеседника положительные эмоции (конечно, если посыл беседы позитивный).

Во время разговора полезно менять тон голоса, следить за своими телодвижениями, корректируя их в зависимости от ответной реакции.

Ответственные родители – залог успешного развития ребенка!

Именно поэтому имеет принципиальное значение своевременная помощь работников дошкольного образования – нужно отдавать своих детей в специальные учреждения вовремя и активно поддерживать их социализацию.

Дело в том, что этот процесс напрямую зависит от воздействия родителей, которым ребенок доверяет абсолютно. Именно влияние родителей первично в отношении социального развития своего дитя. Исследования и статистика показывают, что если мать и отец ответственны и компетентны, то и сам дошкольник намного активнее включается в общественную жизнь и взаимодействие с людьми.


Общение с ребенком в семье – основа социально-коммуникативной адаптации в обществе

Также и наоборот: низкий уровень речевого развития возникает в первую очередь из-за недостаточности коммуникации в семье, так называемом «личном опыте». Это влияет на интеллектуальное и творческое развитие дошкольников.

Таким образом становится ясно, что для социально-коммуникативного развития детей одинаковое значение имеют и работа родителей, и воспитателей в учреждениях. Более того, эти два пункта тесно взаимосвязаны друг с другом.

Успешные результаты в развитии социально-коммуникативных навыков у дошкольников закладывают основу для раскрытия творческого потенциала, нахождению своего места в мире и построения успеха в жизни.
Оставить комментарий

Упражнения и игры для детей на развитие коммуникативных навыков

1

Закончи историю

Это упражнение поможет не только развить коммуникативные навыки у детей, но и поднимет им настроение. Начните рассказ и предложите ребенку закончить его. Данное упражнение пусть и не основано на диалоге, однако научит выражать мысли, причем связно, логически. Так ребенок научится размышлять и делать выводы.

2

Избавление от слов-паразитов

Если ваш ребенок уже употребляет слова-паразиты наподобие «ну», «эм», «как его» и прочие, нужно разобраться с этой проблемой, пока она не перекочевала во взрослую жизнь и не стала укоренившейся привычкой.

Попросите ребенка рассказать сюжет любимой сказки или мультфильма. Заранее скажите, каких слов не стоит произносить и пообещайте маленькие награды, если ему это удастся.

Данное упражнение научит его осознанно относиться к своим словам, а также очистит речь от мусора.

3

Что происходит на картинке?

Это одно из тех упражнений, которые позволяют грамотно выражать свои мысли, структурировать рассказ и быть хорошим собеседником.

Попросите ребенка объяснить, что он видит на картинке. Поощряйте его описывать цвета, людей, декорации и каждую деталь, которую он видит. У старших детей спросите, что, по их мнению, могло произойти до сцены, и что, по их мнению, произойдет позже.

4

Угадывание эмоций

Возьмите сказку или историю с эмоциональным содержанием. Начните читать ее ребенку. Задавайте подобные вопросы:

  • Почему главный герой рассердился?
  • Что чувствует сейчас этот персонаж? Почему?

Повышение эмоционального интеллекта научит вашего ребенка считывать эмоции других людей и реагировать соответствующе. Лучшие собеседники – именно те, которые понимают чувства других.

5

Импровизация

Это упражнение замечательно для детей всех возрастов. Выберите тему, с которой ваш ребенок знаком или просто любит, и попросите его рассказывать о ней 2 минуты. После этого усложните задачу: выберите другую тему и увеличьте время до 3 минут.

6

Ролевая игра

Составьте карты с различными видами деятельности. Ориентируйтесь на возраст ребенка. Карты могут включать:

  • игру с другом, где надо поделиться игрушкой;
  • спор с другом;
  • быть учителем;
  • быть напуганным чем-то.

Вытаскивайте карты. Пусть ваш ребенок изображает то, что находится на карточке. Это поможет ему научиться смотреть на ситуацию с других точек зрения, а также понимать людей.

А теперь – несколько советов, которые помогут повысить навыки общения вашего ребенка.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]