«Социально-коммуникативное развитие в условиях реализации ФГОС ДО»
«Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего».
Н. К. Крупская
Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет 5 направлений развития детей
1.социально — коммуникативное развитие;
2.познавательное развитие;
3.речевое развитие;
4.художественно эстетическое развитие;
5.физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений.
Основы социально коммуникативного развития зарождаются и
наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру,
его поведения и самочувствия среди людей.
Основные задачи социально – коммуникативного развития:
— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности
. Старших нужно уважать; нельзя брать чужое; нельзя обижать слабого; нужно трудиться; нельзя обманывать и т.д. Но к каждой из норм есть много правил. Например, норма «Старших следует уважать» предполагает, что ребѐнок должен усвоить правила: разговаривать со старшими следует вежливо, здороваться с ними надо первым, уступать место или предлагать стул, не грубить, не «поднимать руку», помогать и т.д.)
— развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками.
Через общение ребѐнок познаѐт социальный мир, присваивает социальный опыт, получает информацию и приобретает практику взаимодействия, сопереживания, взаимовлияния.
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Приучая детей к самостоятельности, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого: не торопить медлительного, не предлагать непосильные для малыша действия, не выполнять за него то, что он может сделать сам, называть ребенка только по имени. Стремление к самостоятельности ярко проявляется на границе трѐх лет.
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Социальный интеллект – это умение ладить с людьми. Это личностное качество лежит в основе успеха любой деятельности и взрослого человека. Если ребѐнок умеет искренне сопереживать другому, проявлять отзывчивость, у него всегда в группе будут друзья, ему легче жить.
— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Ребѐнок не может жить и развиваться вне человеческого общества. При этом не только ребѐнок нужен обществу, но и общество ему самому. Для развития любого человека нужны люди, с которыми он взаимодействует, которые как-то реагируют на его поступки: положительные поступки подкрепляются похвалой и закрепляются, отрицательные тормозятся, потому что ребѐнку неприятно, когда его ругают, лишают награды, не хотят с ним дружить.
— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых
-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Работа в данном направлении предполагает формирование первичных представлений о труде взрослых, привлечение детей к выполнению простейших трудовых действий совместно со взрослым и под его контролем (хлебницы без хлеба, салфетницы, ложки и пр.)
— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Главное здесь, сформировать первичные представления о безопасном поведении в быту, социуме, природе.
Социально-коммуникативное развитие в режимных моментах.
Режим дня — рациональная организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении, уникальная возможность выстраивать общение педагога с воспитанниками, направлять коммуникативное взаимодействие детей.
Режим дня оказывает положительное влияние на процесс усвоения дошкольником социальных норм: он учится подчиняться общим правилам, выполнять просьбы и поручения воспитателя. Кроме того, существуют приемы, помогающие оптимизировать процесс социально-коммуникативного развития воспитанников. Например:
· Ритуалы и традиции, которые педагог вводит, иногда заранее обговаривая их, иногда просто повторяя изо дня в день, пока дети их не усвоят;
— утро радостных встреч, когда принято, например, здороваться за руку или приветствовать друг друга, говоря что-то приятное;
— читательский день – один день в неделю, когда кто-то из детей приносит свою любимую книгу и все вместе читают ее и обсуждают;
— день любимой игрушки – один день в неделю, когда разрешается приносить любимую игрушку из дома и рассказывать о ней сверстникам.
· Условные сигналы, обозначающие переход от одного вида деятельности к другому:
— воспитатель звенит колокольчиком перед началом каждого занятия;
-воспитатель стучит в бубен, когда надо идти на утреннюю зарядку;
— устойчивая фраза воспитателя, сообщающего о том, что начинается интересная игра, например: «Я ребят своих зову в интересную игру».
· Символика группы (эмблема, гимн, флаг), отличающие её от других групп детского сада.
· Социальные знаки:
— повязка у дежурного по столовой, по занятиям;
— руль (любая другая игрушка) у того, кто ведёт строй на физкультуру, на прогулку;
— флажок у того, кто замыкает строй.
Каждый из этих приемов не только способствует социализации и эффективному выстраиванию общения с детьми, но и помогает педагогу в организации их жизнедеятельности.
Социально-коммуникативное развитие в образовательной деятельности.
Образовательная деятельность осуществляется в различных формах взаимодействия педагога с детьми: индивидуальной, подгрупповой и коллективной.
Индивидуальное и подгрупповое взаимодействие педагога с ребенком направлено, прежде всего, на закрепление того или иного материала, на работу с отстающими или часто болеющими детьми, в ходе которой осуществляются непосредственное общение, развитие коммуникативно-речевых навыков.
Коллективная деятельность способствует успешной социализации, формированию коммуникативных навыков. Для достижения общей цели дети учатся договариваться между собой и распределять обязанности, помогать в случае необходимости сверстнику, анализировать полученные результаты.
Организованная образовательная деятельность – форма, предусматривающая общение взрослого с детьми, детей между собой. В ходе занятий участники обмениваются информацией, обсуждают и анализируют её, учатся применять полученные знания на практике.
Социально-коммуникативное развитие в игровой деятельности.
Жизнь ребенка в дошкольном учреждении наполнена разными видами деятельности, среди которых игра занимает особое место. В игре дошкольник и обучается, и развивается, и воспитывается.
Взрослый выступает как партнер по игре, образец для подражания, как человек, оценивающий знания и умения ребенка.
Игра– в свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка.
Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность.
Игра — это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И главная задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.
Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Ранний возраст – уникальный период в жизни человека. Ребенок интенсивно овладевает речью, общением, культурой человеческого мышления.
Малыш копирует, отображает в действиях и словах, в эмоциональных проявлениях и поступках мир, в котором живет. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.
Возможность понимать речь и говорить становится для ребенка третьего года жизни важным средством развития. В этом возрасте функции речи расширяются, и она становится не только средством общения ребенка с взрослым, но и средством его общения с детьми.
Совместная деятельность взрослого с ребёнком помогает налаживать эмоциональный контакт и деловое сотрудничество взрослых и детей. Взрослому важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения.
Наиболее интересные для детей раннего возраста игры на развитие мелкой моторики рук.
Игры на развитие мелкой моторики рук.
Занятия с конструкторами
очень благотворно влияют на развитие рук ребенка. Желательно приобрести для малыша несколько разных видов конструкторов, чтобы принцип соединения деталей был различным. При этом необходимо помнить, что сложнее работать с мелкими деталями.
Разнообразные виды мозаик
— с шестигранными пластинками, круглые, квадратные. Поначалу лучше использовать мозаики с выпуклыми деталями, затем плоские. Также можно подобрать наборы, различающиеся по размеру деталей. Предлагаете малышу вставлять детали мозаики сначала в любое отверстие («куда попадет»), затем показываете, как можно выложить из мозаики дорожки и столбики. Более сложным заданием считается выполнение изображений — цветы, травка, солнышко, зверушки и др.
Шнуровка
— это продергивание шнурка, проволоки или толстой нити в отверстия. Основа для шнуровки может быть выполнена из разных материалов — ткани, поролона, картона, фанеры, в которых сделаны отверстия-дырочки. Кроме этого, основа для шнуровки может быть не плоской, а объемной : большие пуговицы (размером около 10 см); яблоки с дырочками, в которые «проползает червячок»; ботинок, который надо зашнуровать.
Игры с использованием прищепок
. Необходимо сначала показать малышу, как следует нажимать на концы прищепки одновременно двумя пальцами. Если прикреплять прищепки к жёлтому картонному кругу, то получится солнышко с лучами, а если изготовить силуэт ежа, то прищепки станут иголками ёжика. Помните, что научиться отстегивать прищепки легче, чем пристегивать. Можно организовать игру в стирку и при помощи прищепок прикрепить к натянутой веревке кукольную одежду.
Сюжетно-ролевые игры.
Организуя игровую деятельность с детьми раннего возраста, педагог концентрирует усилия на обогащении их бытового опыта, проводит игры-показы («Угостим куклу», «Полечим и покормим собачку» и т.д.). Поддерживает сюжетно-отобразительные игры, в которых ребенок учится использовать предметы так, как это принято в обществе (ложкой едят, на машине ездят, перевозят груз и т.д.) .
Воспитатель стимулирует появление у ребенка интереса к игре со сверстниками, демонстрирует и поощряет игры с использованием предметов-заменителей (кубик – котлета, найденные на прогулке палочки разной высоты – мама и малыш и т.д.), поддерживает самостоятельность детей в подборе игрушек.
Моделирование ситуаций в сюжетно-ролевой игре – важнейшее средство ориентации ребенка в особенностях деятельности взрослых, что имеет огромное значение для социального развития.