Оздоровительная работа во второй младшей группе
Проект по физкультурно-оздоровительной работе во второй младшей группе «Путешествие в страну здоровья»
« Забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период наблюдается интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очевидна и значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Воспитание физически здорового ребенка стало главным стержнем в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения. Современная социально-экономическая ситуация привели к резкому ухудшению здоровья населения России, главным образом детского. Решить задачи физического воспитания и развития детей, снижения их заболеваемости можно только совместными усилиями педагогов, медицинских работников и родителей.
По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения в России только около 40% детей можно считать условно здоровыми. Поэтому оздоровление и воспитание потребности к здоровому образу жизни являются актуальными задачами, стоящими перед обществом.
В связи с этим, воспитателем второй младшей группы «Неваляшки» была разработана программа «Путешествие в страну здоровья» на 2016-2017 годы для детей с 3-4 лет, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них мотивационных основ здорового образа жизни.
Целью данного проекта является создание единого здоровьесберегающего пространства и формирование навыков здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста.
Основные задачи оздоровительной деятельности:
- Формирование у детей первичных представлений о здоровье и здоровом образе жизни.
- Организация условий для развития у детей познавательного интереса к своему организму и его возможностям.
- Воспитание бережного и заботливого отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
- Повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах ЗОЖ, активизация роли родителей в создании ЗОЖ.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2016- май 2017гг.
К концу работы по данному проекту мы планируем достичь следующих результатов:
Для детей:
1) Сформированные навыки здорового образа жизни.
2) Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям.
3) Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
4) Создание системы здоровьесберегающей деятельности, с учётом потребностей, ресурсов, условий детского сада.
Для родителей:
1) Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.
2) Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Для педагогов:
1) Качественное освоение педагогами инновационных технологий физического воспитания и оздоровления детей.
2) Повышение профессионального уровня педагогов.
ПЛАН ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Каждый месяц проекта представлен определенной темой (станцией), в которой прослеживается интеграция деятельности всех участников образовательного процесса. Важно, чтобы и дети, и родители, и педагоги положительно отнеслись к событиям каждого месяца, заразились идеей и осознали важность совместных дел.
Месяц | Тема месяца (станция) | Идея, задачи месяца. |
сентябрь | Чистюлькино | Герой месяца – «Мойдодыр». Цель:воспитание культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста |
октябрь | Физкультуркино | Герой месяца – Олимпийский мишка. Цель: дать представление о том, что такое утренняя зарядка, физические упражнения, как они укрепляюти здоровье, поднимают настроение. |
ноябрь | Витаминкино | Герой месяца – Карлсон. Цель: Закреплять умение детей узнавать и правильно называть овощи и фрукты, о месте их произрастания и пользе. Расширять знания детей о витаминах, их значении в здоровье человека. Развивать логическое мышление, память. |
декабрь | неболейкино | Герой – Доктор Айболит. Цель: Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Дать представление о необходимости закаливания. Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни. Формировать умение сообщать о самочувствии взрослым, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью, осознавать необходимость лечения. |
январь | Красотулькино | Герой месяца – Мойдодыр. Цель: Приучать детей следить за своим внешним видом. Продолжать учить пользоваться расческой и носовым платком. Формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом, |
февраль | Спортивная | Герой месяца – Олимпийский мишка. Цель: развитие физических качеств {скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. |
март | Вкусняшкино | Герой месяца «Мойдодыр». Цель: 1.Формировать знания детей о правильном и рациональном питании. 2. Познакомить детей с понятиями «вредная» и «полезная» пища. 3. Воспитывать у детей желание и потребность быть здоровым. |
апрель | Отдыхалкино | Доктор Айболит. Цель: познакомить детей с релаксационными техниками, вариантами массажа и самомассажа. |
май | Здоровейкино | Все персонажи. Цель: подведение итогов путешествия, повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков. |
ПЛАН РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ
Месяц | Мероприятия | Отметка о выполнении |
Сентябрь | НОД «Чистота- залог здоровья». | |
чтение сказки «Мойдодыр» К. Чуковского, | ||
Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая». | ||
Отгадывание загадок о предметах личной гигиены. | ||
Беседы на тему: «Личная гигиена». | ||
Игровое занятие «Королева зубная щетка» | ||
Опыт-сказка «Мыло – супергерой» | ||
Октябрь | Развлечение: «Весёлая физкультура | |
Рисование «Мой веселый звонкий мяч» | ||
Чтение В.Берестов «Лежебока» | ||
Чтение П.Ефимов «Стихотворение о физкультуре», | ||
Организация групповой традиции «Двигательные минутки». | ||
Ноябрь | НОД «Овощи и фрукты – полезные продукты». | |
НОД «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»( | ||
Лепка «Однажды хозяйка с базара пришла…» | ||
Создание условий для сюжетно – ролевой игры «Магазин» | ||
Чтение С.Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», | ||
Декабрь | Создание игровой ситуации .«К нам в гости пришёл Доктор Айболит » | |
Заучивание пословиц, поговорок о здоровье | ||
Создание условий для сюжетно – ролевой игры « Больница» | ||
Чтение К.Чуковский «Айболит | ||
НОД «Зайка Ушастик заболел» | ||
Сказка-беседа «В стране Болючке» | ||
Январь | НОД «Поможем Незнайке» | |
Чтение Л.Воронкова «Маша-растеряша»; | ||
Чтение «Что такое хорошо, что такое плохо» В. Маяковский | ||
Создание условий для сюжетно – ролевой игры «Семья». | ||
чтение сказки «Мойдодыр» К. Чуковского, | ||
НОД «Бабушка Забавушка в гостях у ребят» | ||
Февраль | Конструирование «Спортивная площадка» | |
НОД «Знакомство с зимними видами спорта» | ||
Развлечение «Мы – спортсмены» | ||
Чтение А.Бах «Надо спортом заниматься», | ||
Коллаж «Юные спортсмены». | ||
Развлечение на улице «Зимние забавы» | ||
Март | Коллаж «Полезные и вредные продукты» | |
НОД «Овощи и фрукты – полезные продукты» | ||
НОД «Молоко да каша — полезная пища наша» | ||
Викторина «Угадай на вкус» | ||
Создание игровой ситуации «Полезно –не полезно» | ||
Чтение Э. Мошковская «Маша и каша» | ||
Создание условий для п/и «Съедобное-несъедобное». | ||
Ситуативный разговор: «Что можно приготовить из овощей» | ||
Апрель | Организация групповой традиции «Релаксационная пауза» | |
НОД .«Я здоровье берегу — сам себе я помогу». | ||
Фотовыставка «Наш отдых» | ||
НОД «На пути к здоровью» | ||
Май | НОД «Азбука здоровья» | |
Создание игровой ситуации .«Девочка чумазая». | ||
Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровом образе жизни. | ||
Развлечение « В стране здоровья» |
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Месяц | Название мероприятия | Отметка о выполнении |
Сентябрь | Консультация: «Личная гигиена дошкольника» | |
Октябрь | Папка-передвижка: «Утренняя гимнастика. Несколько простых советов». | |
Ноябрь | Папка- передвижка: «Живые витамины» | |
Декабрь | Консультация: «Как сохранить зрение ребенка» | |
Январь | Памятка: «Как сформировать правильную осанку?» | |
Февраль | Папка-передвижка: .«Подвижные игры с детьми дома и на улице». | |
Март | Буклет «10 заповедей здоровья». | |
Апрель | Консультация:«Игры, которые лечат». | |
Май | Совместное развлечение «В стране здоровья» |
Система работы по оздоровлению детей в младшей группе
Ольга Топольскова
Система работы по оздоровлению детей в младшей группе
Забота о здоровье — это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Так как дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребёнка, то в работе с детьми младшей группы я использую разнообразные здоровье сберегающие технологии. Система здоровье сберегающих технологий в работе с детьми включает в себя физкультурно-оздоровительные мероприятия. — Утренняя гимнастика ежедневно с предварительным проветриванием помещения – Способствyет формированию ритмических умений и навыков, позволяет дать детям хороший заряд бодрости, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, помогает развитию правильной осанки.
Для профилактики заболеваний в своей группе я провожу, хорошо известную всем традиционную оздоровительную гимнастику после дневного сна.
— Хождение по массажным — коврикам, игровой массаж, помогают улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствуют профилактике нарушений осанки и стопы.
— Подвижные игры с физическими упражнениями проводятся ежедневно.
Игра в раннем возрасте помогает:
1) обеспечить эмоциональную разрядку, снять накопившееся нервное напряжение;
2) освоить групповые правила поведения;
3) наладить контакт между взрослыми и детьми 4) развить ловкость и координацию движений;
Во время непосредственно-организованной образовательной деятельности с детьми проводятся физкультминутки:
Пальчиковая гимнастика тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, внимание, воображение, кровообращение, быстроту реакции;
— Дыхательная гимнастика.
Развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма при помощи таких упражнений, как «Надуваем воздушный шар»
(имитация надувания воздушного шара,
«Подуй на ленточки»
и другие.
• Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
— Самомассаж.
Данное упражнение является не просто физическим воздействием на тело ребенка, но и средством снятия психологического напряжения в течение дня. Самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма, нервной системы;
— Ритмопластика.
Является музыкально-ритмическим психотренингом, развивающим у ребёнка внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, развивает музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, фантазию, способность к импровизации в движении под музыку, ощущение свободного и сознательного владения телом.
Основу ритмопластики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (танцевальные, имитационные, общеразвивающие и др., позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы;
— Релаксация.
Глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения;
Главная цель моей работы с детьми – сохранять и укреплять их здоровье, формировать привычку к здоровому образу жизни.