Конспект по культурно-гигиеническим навыкам:»Диагностика культурно-гигиенических навыков»
Диагностика сформированности культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
при поступлении в ДОУ сентябрь 2016г и в мае 2022г
Участники:
воспитанники первой младшей группы «Гномики» 21ребенок,
Общий уровень сформированности культурно-гигиенических навыков определяется путём сложения набранных баллов по каждому критерию:
2- Высокий уровень (32-46 балла) -все навыки сформированы прочно;
1-Средний уровень (16-31 баллов) –один и более навыков, находятся в стадии становления, а остальные навыки сформированы, но требуют закрепления;
0-Низкий уровень (0-15 баллов) –один и более навыков не сформирован.
Навыки мытья рук и умывания включают умение:
- Закатать рукава;
- Смочить руки;
- Взять мыло, намыливать до появления пены;
- Мыть руки;
- Смыть мыло;
- Умыть лицо.
- Сухо вытереть руки, лицо.
Рис.1 (начало года) (конец года)
Условные обозначения: 1–закатать рукава; 2–смочить руки; 3–взять мыло, намылить до появления пены; 4–мыть руки; 5–смыть мыло; 6–мыть лицо; 7–вытереть насухо руки и лицо, повесить полотенце на место.
Навыки культуры еды включают умение :
- Держать ложку;
2. Не крошить хлеб;
3. Не разговаривать за столом;
4. Благодарить;
5. Пользоваться салфеткой.
Рис.2 (начало года) (конец года)
Условные обозначения: 1–держать ложку, 2–не крошить хлеб, 3–не разговаривать за столом, 4–благодарить, 5–пользоваться салфеткой.
Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:
- Расстегнуть пуговицы;
- Снять платье (брюки);
- Аккуратно повесить;
- Снять обувь;
- Снять колготки, носки
- Надеть в обратной последовательности.
Рис.3 (начало года) (конец года)
Условные обозначения: 1–растегнуть пуговицы, 2–снять платье(брюки), 3–аккуратно повесить, 4–снять обувь, 5–снять колготки, 6–надеть в обратной последовательности.
Для показателя навыка сформированности пользования носовым платком:
- Достать платок из кармана.
- Развернуть.
- Использовать по назначению.
- Свернуть.
- Убрать в карман.
Рис.4 (начало года) (конец года)
Условные обозначения: 1–достать платок из кармана, 2–развернуть, 3–использовать по назначению, 4–свернуть, 5–убрать в карман.
Рис.5 ( начало года )
Диагностика сформированности культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста в ДОУ в конце года.
Рис 6.(конец года)
Вывод: Анализ результатов показал следующее, что 78 % детей имеют сформированные навыки, но они требуют совершенствования и закрепления, у 22 % детей навыки находятся в стадии становления. Отобразим сформированность культурно-гигиенических навыков у детей при поступлении в ДОУ в рисунке 6.
- Таким образом, дети могут самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки салфеткой.
- С помощью взрослого приводят себя в порядок.
- Пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
- Во время еды дети правильно держат ложку.
- При небольшой помощи взрослого снимают одежду, обувь (расстегивают пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывают снятую одежду; правильно надевают одежду и обувь.
ДЕТСТВО-ГИД
Мосиенко Елена Юрьевна, воспитатель МКДОУ №16, г. Новосибирск
Культурно-гигиенические навыки — очень важная часть культуры поведения человека. Опрятность, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Воспитание у дошкольников навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Предлагаемая модель формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Цель: формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) в повседневной жизни в детском саду и в семье. Задачи: • приучать детей следить за своим внешним видом, формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком; • формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.; • создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома; • формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома; • способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены.
Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач: • прямое обучение; • показ; • упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр; • систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены. Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный методы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы.
В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе разнообразных видов деятельности и досуга, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.). Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития. Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
В календарно-тематическом планировании представлена система работы с детьми и родителями по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы.
Сентябрь 1. Собственно образовательная деятельность: Тема «Наша группа». Задачи: – познакомить детей с групповой комнатой (раздевалка, групповая, умывальная); их предназначением; – побуждать детей бережно относиться к своей одежде; – познакомить со схемами алгоритмов действия в раздевалке, в умывальной комнате. 2. Совместная деятельность воспитателя с детьми: — Дидактическая игра: «Что ты можешь о них сказать?» Цель: познакомиться с предметами гигиены и их использованием. — Игра-упражнение: «Кукла Таня простудилась». Цель: показать способы правильного пользования носовым платком. — Празднование дней рождения в группе. 3. Самостоятельная деятельность детей: Игровая ситуация для сюжетной игры: – кукла Таня у нас в гостях; Ситуация для обсуждения: – как шапка поссорилась с курткой в шкафу. 4. Работа с родителями Анкетирование родителей
Октябрь 1. Собственно образовательная деятельность: Тема «Доброе утро, расчёска!» Цель: формирование навыков пользования расчёской и ухода за ней. 2. Совместная деятельность воспитателя с детьми: Дидактическая игра: «Перемешанные картинки». Цель: закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки. Празднование дней рождения в группе (регулярно). 3. Самостоятельная деятельность детей: Сюжетно-ролевая игра «Дела семейные»: – игровая ситуация (куклы Таня и Маша собираются на праздник). 4. Работа с родителями: Консультации: «Как научить малыша мыть руки (одеваться) и т.д.?»; «Что должен уметь ребёнок?»
Ноябрь 1. Собственно образовательная деятельность: Тема «Как мы кормим Хрюшу и Степашку» Цель: – формировать умение сервировать стол, умение действовать по алгоритму; – воспитывать культуру поведения за столом. 2. Совместная деятельность воспитателя с детьми: Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе». Просмотр м/ф «Федорино горе». Инсценировка сюжета из сказки «Федорино горе». 3. Самостоятельная деятельность детей: Сюжетно-ролевая игра «Угостим куклу». 4. Работа с родителями: Родительское собрание «Единство требований в воспитании детей со стороны взрослых».
Декабрь 1. Собственно образовательная деятельность: Тема «Умывание каждый день» Цель: закрепить навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и их назначении; – воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть чистым, аккуратным. 2. Совместная деятельность воспитателя с детьми: Чтение стихотворений К.И. Чуковского «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая». Просмотр м/ф «Мойдодыр». Инсценировка «Как Мойдодыр подарил Ване мыло». Дидактическая игра «Это нужно нам зачем?» (с предметами туалета). 3. Самостоятельная деятельность детей: Сюжетно-ролевая игра «Дела семейные»: –игровая ситуация «К нам пришла Замарашка». Игры-забавы с водой в Центре воды и песка: купание кукол, рыб, уточек. 4. Работа с родителями: Оформление уголка «Советы родителям». Тема «Советы для маленьких упрямцев!»
Январь 1. Собственно образовательная деятельность: Тема «Купаться любят все» Цель: вызвать интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, побуждать детей к постоянному их соблюдению. 2. Совместная деятельность воспитателя с детьми: Обсуждение ситуации «Опять Хрюша заболел». 3. Самостоятельная деятельность детей: Игровая ситуация «Купаем куклу Катю» 4. Работа с родителями: Консультация «Как увлечь ребенка ежедневной гигиеной зубов?»
Февраль 1. Собственно образовательная деятельность: Тема «Приглашаем куклу на чай» Цель: формировать умение элементарно сервировать стол, навыки поведения за столом. 2. Совместная деятельность воспитателя с детьми: Дидактическая игра «Чистоплотные дети». Цель: проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении. 3. Самостоятельная деятельность детей: Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – игровая ситуация «Идём друг к другу в гости». 4. Работа с родителями: Оформление фотовыставки «Мы – чистюли!»
Март 1. Собственно образовательная деятельность: Тема «Вместе с куклой на прогулку» Цель: – закрепить выполнение алгоритма одевания одежды; – формировать потребность в соблюдении опрятности в саду и на улице. 2. Совместная деятельность воспитателя с детьми: Дидактическая игра «Научим куклу одеваться/раздеваться»; «Одень куклу»; с предметными картинками на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Рассматривание сюжетных картинок «дети на прогулке» (в разные времена года). 3. Самостоятельная деятельность детей: Коллективная практическая деятельность детей «Поможем кукле Тане сложить вещи на место». 4. Работа с родителями: Мастер-класс для родителей «Баю-башки-баю… (знакомимся с русской народной убаюкивающей потешкой, песенкой, приговорами). Обмен опытом между родителями «Как я укладываю своего ребёнка спать».
Апрель 1. Собственно образовательная деятельность: Тема «Баю-баюшки-баю, куклу спать я уложу…» Цель: – развивать умения свободно пользоваться предметами постельного белья, применять их по назначению, называть правильно; – формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены перед сном (умывание, аккуратно складывать одежду). 2. Совместная деятельность воспитателя с детьми: Дидактическая игра «Что нужно кукле!» Цель: упражнять культурно-гигиенические навыки. 3. Самостоятельная деятельность детей: Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – игровая ситуация «Кукла Катя хочет спать». 4. Работа с родителями: Мастер-класс для родителей «Изготовление народной куклы, которую кладут ребёнку в кроватку, чтобы он лучше засыпал».
Май 1. Собственно образовательная деятельность: Тема «Водичка, водичка…». Цель: закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки. 2. Совместная деятельность воспитателя с детьми: Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку». 3. Самостоятельная деятельность детей: Сюжетно-ролевые игры: «Дела семейные» – игровая ситуация «Кукла Маша у нас в гостях» 4. Работа с родителями: Совместный праздник с родителями «В гостях у Мойдодыра».
Планируемые результаты Дети у ребёнка 3-4 лет должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки согласно его возрасту: – ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры в детском саду и дома; – самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания; – имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома; – умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых; – ребёнок с желанием и интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.
Родители – родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков; – принимают активное, живое участие в жизни группы; – проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному процессу; высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности воспитательного процесса; – проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков; – осознают особенности организации образовательного процесса и их влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.
Способы и формы оценки результата: Объект мониторинга – личностные качества детей, достижения детей. Методы изучения результативности: • Наблюдение за детьми. • Анкетирование родителей. • Беседы. Способы фиксации данных обследования: • Протоколы наблюдений. Способы обработки результатов • Обобщение результатов в таблицы. Периодичность мониторинга: 2 раза в года (на начало и конец года).
Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей (оформить в таблицу): Имя, фамилия ребёнка Сформированность навыка мытья рук и личной гигиены (в баллах) Сформированность навыка опрятной еды (в баллах) Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке (в баллах)
Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение: 1. Мыть лицо, уши, руки. 2. Закатать рукава. 3. Смочить руки. 4. Взять мыло, намыливать до появления пены. 5. Смыть мыло. 6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку. 7. Пользоваться расческой. Навыки опрятной еды включают умение: 1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой. 2. Не крошить хлеб. 3. Пережевывать пищу с закрытым ртом. 4. Не разговаривать с полным ртом. 5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола. 6. Благодарить. 7. Пользоваться только своим прибором. Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение: 1. Расстегнуть пуговицы. 2. Снять платье (брюки). 3. Аккуратно повесить. 4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки. 5. Снять обувь. 6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье). 7. Надеть в обратной последовательности.
Критерии оценки: 3 балла – правильно выполненное действие; 2 балла – действие выполненное с небольшими неточностями; 1 балл – неумение выполнять действие. Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков: Высокий уровень (84-63 балла) – все навыки сформированы прочно. Средний уровень (62-40 баллов) – один и более навыков, находятся в стадии становления. Ниже среднего (39-28 баллов) – один и более навыков не сформированы.
Список используемой литературы: 1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста: Практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001. 2. Меремьянина О.Р. Вместе с куклой я расту: методическое пособие. – Барнаул: АКИПКРО, 2008. 3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 4. Пашкевич Т.Д. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения: методические рекомендации. – Барнаул: АКИПКРО, 2010. 5. Пашкевич Т.Д. Формирование у детей дошкольного возраста интереса к математике: методические рекомендации. – Барнаул: АКИПКРО, 2010. 6. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
Формирование у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков Значение культурно-гигиенических навыков в развитии ребёнка Влияние игры на формирование устной речи и навыков общения у дошкольников Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения посредством ситуативно-имитационного моделирования >