Занятие по звуковой культуре речи «Звук И»
Тема: «Звуковая культура речи, звук И»
Цель: проявляет интерес к совместным играм на развитие звуковой культуры речи, отличает звук И от остальных звуков; отвечает на вопросы педагога, умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции, умеет осуществлять действия по заданному правилу; оценивает собственную деятельность, свои возможности.
Задачи: учить правильно произносить звук «И», развивать речевое дыхание, побуждая детей к длительному произношению гласного звука (на одном выдохе). Развивать навыки выразительного чтения знакомого стихотворения. Воспитывать звуковую культуру речи.
Предварительная работа: рассматривание различных картинок, в названии которых есть звук И, чтение и разучивание стихотворения А.Барто «Лошадка», дидактическая игра «Помоги найти маму», просмотр презентации «Мамы и их детеныши» (домашние животные и их детеныши).
Методы и приемы: сюрпризный момент, ситуативный разговор, игровая ситуация, дидактическая игра, показ и объяснение способа действия, вопросы к детям, стимулирование к действиям.
Оборудование и материалы: игрушка – лошадка, колокольчик маленький и большой, шапочки индюшат и ястреба для игры, дидактическая игра «Помоги найти маму», картинки с изображением иголки, ириса, ириски, индюка. Мультимедийное оборудование, запись цокота копыт, звуков скотного двора, звона колокольчиков, мультфильм – презентация «Детеныши домашних животных».
Ход организованной образовательной деятельности.
Мотивационно — ориентировочный этап.
Игровая ситуация. Воспитатель предлагает детям вспомнить знакомое стихотворение А.Барто «Лошадка» (читает наизусть):
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
После прочтения стихотворения воспитатель предлагает детям показать язычком, как скачет лошадка (артикуляционная разминка). Воспитатель показывает правильное выполнения приема «щелканья» языком. После этого дети начинают щелкать языком, воспитатель помогает и объясняет технику упражнения детям, имеющим затруднения.
Сюрпризный момент. Слышится цокот копыт (в записи). Появляется игрушечная лошадка – рюкзачок.
Воспитатель обращается к детям: — Ребята, кто это к нам пришел? (ответы детей), правильно, лошадка. Но это маленькая лошадка, детеныш лошади, как его называют? Правильно, его зовут жеребенок. Жеребенок потерялся и не может позвать свою маму лошадь, потому что забыл, КАК нужно ее звать. Поможем ему? (ответы детей).
Желание принять участие в помощи жеребенку определяет дальнейшую цель последующей деятельности детей.
Воспитатель организует обсуждение проблемы и способах ее решения, подводит детей к мысли о том, что нужно подумать, КАК позвать маму жеребенка.
Поисковый этап
Поиск путей решения, определение плана работы.
Воспитатель обращается к детям: — Ребята, кто из вас знает, как позвать маму – лошадь? Дети предлагают свои варианты (позвонить в колокольчик, покричать, спеть песенку жеребенка).
Практический этап
Воспитатель подводит детей к тому, что жеребенок зовет свою маму «И-и-и-и-го-го».
— «И-и-и-и-го-го» — это песенка лошадей. Давайте негромко споем вместе с жеребенком эту песенку. (Дети выполняют задание вместе и по одному.)
— Когда жеребенок зовет свою маму, его песня громкая и длинная. Вот такая: «И-и-и-и-го-го» (длительное произношение гласного звука на одном выдохе 2-3 секунды).
— Давайте, ребята, поможем жеребенку отыскать свою маму. Все вместе споем песню потерявшегося жеребенка, чтобы мама ее услышала. (Пение повторяется 2 раза). Воспитатель объясняет, что при произношении звука «И» губы растягиваются в улыбке, и получается звучание «Иииииии». При произношении звука воспитатель обращает внимание на отдельных детей, поощряет их к проговариванию звука
Слышится звон колокольчиков. (Сначала маленького, потом большого)
— Слышите, звенят колокольчики, это мама лошадь скачет за жеребенком. (запись звона колокольчиков). У нашего жеребенка для нас есть сюрприз (из рюкзачка воспитатель достает два колокольчика – большой и маленький)
— Маленький колокольчик протяжно поет «Лиии-лиии-лиии».
— Как он поет? (Дети повторяют).
— Большой выговаривает «Дииинь-дииинь»
— Как поет большой колокольчик? (Дети проговаривают хором и индивидуально).
— Лошадки убегают домой, а нам еще слышны звуки колокольчиков «Лиии-лиии-лиии» (дети поют) «Дииинь-дииинь» (дети повторяют, на фоне записи звона колокольчиков жеребенок «убегает» за дверь).
Воспитатель обращается к детям: — Ребята, вы молодцы помогли жеребенку позвать и найти свою маму! А сейчас мы с вами поиграем в игру «Индюшата и ястреб».
Физминутка.
Индюки по травке ходят, Ходьба на месте
Индюшат с собою водят. Ходьба в приседе
Громко индюки кричат Ноги на ширине плеч, руки назад. Наклоны в стороны и вперед.
Защищают индюшат.
В небе ястреб появился, Руки на поясе, кружиться вокруг себя влево и вправо.
Над семьею закружился,
Индюшат схватить готов, Руки вдоль тела, наклоны в стороны, вперед.
Да боится индюков.
Игровая ситуация.
— Ребята, мы помогли жеребенку, а давайте и другим животным поможем найти свою маму. А перед этим я хочу с вами совершить путешествие на скотный двор, где живут домашние животные (показ мультфильма – презентации «Детеныши домашних животных»).
После просмотра воспитатель подводит детей к столам, где разложена дидактическая игра «Помоги найти маму», на двух совмещенных столах разложены картинки с изображением домашних животных и их детенышей. Воспитатель объясняет детям правила игры: нужно каждому «ребенку» найти маму, при этом «Ребенок» должен сымитировать звукоподражание голосу животного, изображенного на картинке. Например: воспитатель показывает картинку с изображением теленка, задает вопрос детям: — Кто это (теленок), кто у него мама? (корова), как теленок позовет свою маму? (му-уу-уу).
Игровая ситуация.
— Вы замечательно справились со всеми заданиями, и в подарок получаете картинку. Назови, Маша, Ира и т.д., что нарисовано на твоей картинке (на картинках изображены следующие предметы: иголка, ирис, ириска, индюк), дети называют и артикулируют звук «И», воспитатель помогает детям выделить голосом звук «И» в словах.
Рефлексивно-оценочный этап.
Воспитатель подводит итоги занятия, предлагая детям вспомнить, что они сегодня делали, кому помогали? Дети отвечают: мы помогли жеребенку позвать свою маму «Ииии-го-го!!!», помогли другим животным отыскать свою маму, пели песенку колокольчиков больших и маленьких.
Последующая работа.
Предложить детям на улице поиграть в игру «Индюшата и ястреб»,а так же дома с родителями поискать звук «И» в словах.
Конспект по развитию речи на тему «Звуковая культура речи: звук И»
— упражнять в выразительности интонаций при воспроизведении звукоподражаний;
Развивающие задачи
:
-развивать речевое дыхание,
побуждая детей к длительному произношению гласного звука
(на одном выдохе);
— развитие общей моторики детей;
— развивать мышцы артикуляционного аппарата.
Воспитательные задачи:
— воспитывать самостоятельность.
— воспитывать уважительного отношения друг к другу.
Вводная часть
Цель:
познакомить детей со звуком [И], заинтересовать веселым путешествием с жеребенком.
Мотивация:
помочь жеребенку найти маму.
Используемые методы работы:
— наглядные:
картинка жеребенка с колокольчиком на шее, медальки на веревочках с изображением жеребенка
.
— практические:
вопросы, беседа с детьми
.
Дети заходят в группу, воспитатель предлагает им сесть на коврик.
В:
Здравствуйте, детки, проходите в группу и садитесь на коврик.
Дети садятся полукругом перед воспитателем и магнитной доской. На магнитной доске прикреплена картинка жеребенка с маленьким колокольчиком на шее.
В:
Ребята посмотрите, пожалуйста, на доску, кто к нам сегодня пришел в гости?
Варианты ответов детей:
лошадь, лошадка, маленькая лошадка и т.д.
В:
Ребята, а как называется детеныш лошади?
Варианты ответов детей:
маленькая лошадка, жеребенок и т.д.
Если дети не смогут ответить правильно на вопрос педагога, педагог подсказывает детям.
В:
Ребята, это жеребенок, детеныш лошади. Давайте все вместе произнесем: «же-ре-бе-нок».
Дети хором произносят слово «жеребенок».
В:
Милена, кто сегодня к нам пришел?
(индивидуальная работа)
В:
Лиза С., кто сегодня к нам пришел?
(индивидуальная работа)
В:
Елисей, кто сегодня к нам пришел?
(индивидуальная работа)
Если у детей возникают трудности в произнесении слова «жеребенок», воспитатель просит остальных детей помочь и еще раз произнести хором это слово.
В:
Ребята, жеребенок к нам пришел не просто так, он потерялся и просит нас помочь ему найти свою маму лошадь. Поможем жеребенку?
Д:
Да, поможем.
В:
Вместе с жеребенком мы отправимся в веселое путешествие на поиски его мамы. А полетим мы на самолетах. Заводим моторчики.
Самолеты полетели, полетели на полянку сели.
Дети изображают самолеты и передвигаются по группе, после слов воспитателя « на полянку сели», дети садятся на полянку.
В:
Ребята, а теперь мы с вами превратимся в жеребят, и вспомним, как кричит жеребенок.
Воспитатель раздает детям медальки с изображением жеребенка. Дети надевают их на шею.
В:
Как говорит жеребенок?
Ответы детей:
ииииии, ииииигого, мяу-мяу, гав-гав.
В:
ИИИИИИ. Давайте все вместе споем песенку жеребенка.
Воспитатель и дети хором поют песенку жеребенка.