Словесно-дидактические игры для детей младшей группы ДОУ


Словесно-дидактические игры для детей младшей группы ДОУ

Словесно-дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста в ДОУ
Словесно-дидактическая игра «Сравни разных зверят» (2-3 года) Цель: учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки. Количество играющих: 5-6 детей Игровое правило: отвечает тот ребенок, на кого укажет водящий Игровое действие: Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку. — Мишка большой, а мышка … (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый). А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину), а мышка любит …(сыр, сухарики). — Лапы у Мишки толстые, а у мышки …(тоненькие). А у кого хвост дилннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки … (короткий. Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и зайца, волка и медведя. Словесно-дидактическая игра «Козлята и зайчик» Цель: Учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки Количество играющих: 4-6 детей Игровое правило: внимательно слушать собеседника Игровое действие: Сначала дети вспоминают сказку «Козлята и волк». Ее можно напомнить, используя настольный театр или фланелеграф. Сказка заканчивается, но воспитатель предлагает послушать, что было дальше: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались одни дома. Вдруг в дверь снова постучались. Козлята испугались и попрятались. А это был маленький … (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит: …(«Не бойтесь меня, это я – маленький зайчик».) Козлята … (впустили зайчика). Они угостили его …(капустой, морковкой). Малыши поели и стали … (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл … (на барабане), а козлята … (весело прыгали). Словесно-дидактическая игра «Курочка-рябушка» по сказке «Курочка Ряба» Цель: Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении. Количество играющих: подгруппа детей Игровые правила: курочка должна громко, быстро отвечать на вопросы детей Игровое действие: воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки, предлагает вспомнить сказку «Курочка Ряба». После рассказывания сказки объясняет, почему ее называют «Ряба». Затем предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя: — Курочка Ряба, куда ты пошла? — На речку. — Курочка Ряба, зачем ты пошла? — За водичкой. — Курочка Ряба, зачем тебе водичка? — Цыпляток поить. — Курочка Ряба, как твои цыплятки просят пить? — Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.) При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: «Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: «Курочка Ряба, куда ты пошла?» и т.д. Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых. 4. Настольно-печатная игра «Парные картинки» Цель: Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правило игры. Материал: парные картинки-иллюстрации из русских народных сказок и фишки Игровые правила: Показывать и называть только одинаковую картинку; кто правильно отберет и назовет парную картинку, тот получит фишку. Игровое действие: поиск нужных карточек. Настольно-печатная игра «Сложи картинку» Цель: Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность Количество играющих: Игровые правила: Не ошибиться в выборе. Выигрывает тот, кто раньше других сложил и назвал свою картинку Игровое действие: поиск частей, складывание целой картинки Настольно-печатная игра «Лото» Цель: Упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: где что растет; закреплять знания детей о русских народных сказках Количество играющих: Игровые правила: закрывать клеточки только теми картинками, которые соответствуют содержанию большой карты, т.е сказке Игровое действие: находить маленькие карточки с изображением эпизодов из сказок и закрывать ими клеточки на большой карте. Соревнование – кто первый закроет все карточки Настольно-печатная игра «Домино» (2-3 года) Цель: Закрепить знания детей о русских народных сказках, правильно называть сказку Количество играющих: Игровые правила: Класть карточки по очереди, рядом с одинаковой картинкой. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки Игровое действие: Если нет парной карточки у играющего, он пропускает ход и ждет, когда на каком-либо конце появится парная картинка. При повторении игры карточки раздаются заново.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическое панно своими руками «Рыбки» для детей 2-3 лет Игры на развитие фонематического слуха и закрепление правильного произношения у детей 3-4 лет Дидактические игры по воспитанию гигиенических навыков у детей младшей группы ДОУ Конспект игры для детей младшей группы на формирование коммуникативных навыков

Похожие статьи:

Развивающие игры для детей 2-3 лет в детском саду. Картотека

Дидактическая игра для детей 2-3 лет «Накормим куклу обедом»

Дидактическая игра для детей 2-3 лет «Куклы в гостях у детей»

Дидактические игры по социальному развитию в младшей группе детского сада

Игры с предметами для детей 1-3 лет

Картотека игр для развития речи детей раннего возраста


Картотека игр для развития речи детей раннего возраста

Османова Э.А.

Игра «Утреннее приветствие»

Цель:

создание положительного эмоционального климата в группе, развитие навыков общения, развития речи, привитие навыка приветствия каждого ребенка в группе.

Содержание:

Дети и взрослый встают в круг. Все берутся за руки.

Взрослый, обращая взгляд поочередно к каждому, говорит: «Все мы проснулись и собрались вместе. И Толя здесь… И Саша здесь…» Все дети повторяют за взрослым. Взрослый вместе с детьми приветствуют друг друга: «Здравствуй, Толя! Здравствуй, Саша!.. Здравствуй, солнце!»

Затем педагог оглядывает каждого ребенка и говорит: «Все здесь!» Дети повторяют хором: «Все здесь!» и крепко пожимают друг другу руки (или обнимают друг друга).

Игра «Ищу друга»

Цель:

Обучение детей навыкам сотрудничества, переход от игры «рядом» к игре «вместе».

Содержание:

Детям раздают по одной игрушке (набор состоящий из 2-3 игрушек одного вида: зайцы, мишки, собачки и т.д.)

Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут танцевать вместе со зверятами. Но одному зайчику, одному мишке танцевать скучно, поэтому, пока звучит музыка, каждый ребенок должен найти для своей зверюшки друзей. (На первом этапе воспитатель обращает внимание, что в наборе не один зайчик (мишка, собачка), а несколько).

Когда начинает звучать музыка, дети ходят по комнате и ищут детей с парными игрушками, то есть подыскивают своей зверюшке друга. Когда друг будет найден, дети танцуют вместе с игрушками.

(Вместо игрушек можно использовать картинки с изображением животных или медальки, которые можно повесить на грудь).

Игра «Помоги Тане»

Цель:

Воспитание навыков партнерского общения, усиление мотивации к общению, развития речи, снятие тревожности у детей.

Содержание:

Педагог говорит, что у девочки Тани случилась беда: сломались все игрушки, и ей больше не во что играть. Детям показывают несколько заранее подобранных игрушек, каждая из которых разделена на две части. Например, шляпка гриба и ножка гриба, две части одной матрешки и др. Для более старших можно разделить игрушку на 3-4 части.

Полученные детали раздают детям – каждому ребенку по одной – и просят их помочь Тане починить игрушки. Задача малышей – найти отдельные части игрушки и соединить их.

Примечание:

Эта игра похожа на игру «Ищу друга», но является более функциональной, т.к. ее можно использовать и в работе с «особыми» детьми. Например, для тревожных детей инструкция к игре является понятной и доступной., но до начала игры воспитатель должен продемонстрировать как будут выглядеть починенные игрушки. Для аутичных детей будет легче выполнить задание с логическим завершение (игрушка снова целая)

Игра «Подарки»

Цель:

формирование потребности в общении, развития речи, становление субъективного эмоционального отношения к сверстнику.

Содержание:

Взрослый спрашивает ребят, любят ли они получать подарки и, получив положительный ответ, предлагает: «Давайте будем понарошку дарить подарки». Затем подзывает к себе одного ребенка, в центр, затем все произносят:

Принесли мы всем подарки,

Кто захочет, тот возьмет,

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет.

Перечислять игрушки надо медленно, выразительно, чтобы дети успели представить себе каждый предмет. Затем, обращаясь к ребенку, которому будут «дарить» подарок, воспитатель спрашивает, какой из перечисленных предметов он хотел бы получить. Если малыш выбирает коня, остальные дети скачут как лошадки. Если кукла – танцуют как куколки и поют песенки. Если волчок – кружатся со звуком «ж». Если самолет – Изображают полет и приземление самолета, раздвигая руки, и воспроизводя рев мотора: «р».

Пусть ребенок выберет себе «подарок» (кого-то из детей). И тот, кого он выбрал, выходит в центр комнаты. Теперь он будет выбирать подарок.

Примечание:

Естественно, что подарки можно разнообразить – например, предложить на выбор бабочку, лягушку, мишку, автомобиль и др., которые легко изобразить в движениях. Для этого надо заранее сочинить стишки про эти игрушки.

Игра «Постарайся отгадать»

Цель:

Развитие эмпатии, тактильного восприятия, развитие речи, развитие навыков общения, сплочение группы.

Содержание:

Все дети сидят на ковре. Один ребенок – водящий — поворачивается к ним спиной. Дети по очереди дотрагиваются до его плеча, спинки, гладят его и говорят:

Раз, два, три, четыре, пять,

Постарайся отгадать.

Я с тобою рядом тут.

Скажи, как меня зовут.

Водящий пытается отгадать, кто его погладил. Если водящий никак не может отгадать правильно, он поворачивается лицом к играющим, и ему показывают, кто его погладил а он просто пытается вспомнить и назвать имя этого ребенка.

Примечание:

Модификацией этой игры является игра «Это Я. Узнай меня». Дети также сидят на ковре. Один из них поворачивается спиной к сидящим. Дети по очереди поглаживают его по спине и говорят:
«Это Я Узнай меня».
Воспитатель помогает ребенку угадать, называя по очереди имена всех детей.

Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли ведущего.

Игра «Липучки»

Цель:

отработка коммуникативных навыков, умение слушать инструкцию; учить согласовывать свои действия с действиями других, способствовать развитию речи у детей.

Содержание:

Дети бегают под веселую музыку по группе. Двое детей, держась за руки , пытаются поймать сверстников. При этом они припевают (приговаривают): «Я – липучка-приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребенка «липучки берут за руку и присоединяют к своей «липучей компании». Затем они все вместе ловят других детей.

Когда все дети станут «липучками», они танцуют и говорят «Мы липучки-приставучки. Будем вместе мы плясать».

Примечание:

На первых порах, пока дети не освоили игру, в роли липучки выступает взрослый.

Игра «Сделай как Я»

Цель:

создание оптимальных условий для физического контакта, обмена эмоциями; способствовать становлению положительного отношения к сверстнику, формирование развития речи.

Содержание:

Воспитатель говорит малышу: «Я взяла Никиту за руку. Посмотри. Сделай как я» Добивается, чтобы ребенок повторил просьбу, делая акцент на то, что это Никита. Или: «Я обнимаю Алешу, он хороший. Сделай как я». «Я дала машинку Коле. Сделай как я» и т.д.

Игра «Зеркало»

Цель:

отработка навыков взаимодействия взрослого с ребенком; формирования понимания того, что другой ребенок и взрослый такие же (может делать то же, похож и т.д.), развитие речи у детей.

Содержание:

1этап- индивидуальный. Взрослый подводит ребенка к зеркалу. Обращает его внимание на изображение, появляющееся в нем. Затем говорит: «Теперь я буду зеркалом». Ребенок «смотрится в зеркало», а воспитатель повторяет его движения. Далее воспитатель и ребенок меняются ролями. Подобные упражнения воспитатель проводит со всеми детьми по очереди, отдельно.

2 этап – групповой. Условия игры усложняются. Все дети встают в круг (если маленькие – в одну линию, напротив воспитателя) и становятся «маленькими зеркалами». Воспитатель показывает движение, а они повторяют его. Воспитатель сопровождает движение словами: «Мой дружок, в меня смотри и за мной все повтори».

Игра «Бусы для друзей»

Цель:

воспитывать умение вступать в эмоционально-практическое взаимодействие с группой сверстников, формировать чувство единства и общности друг с другом, развитие речи у детей.

Содержание:

Воспитатель показывает детям куклу в красивых бусах. Дети рассматривают ее, бусы. Затем у куклы бусы рвутся, и она просит детей помочь ей снова собрать бусы. Дети все вместе собирают рассыпавшиеся колечки-бусины и нанизывают их на одну общую веревочку. Кукла благодарит детей за помощь. В подарок детям она принесла много веревочек и бусин. Кукла предлагает детям сделать бусы друг для друга. (Можно предложить собрать бусы из любых разноцветных бусин, а можно одноцветные: на красную веревочку – красные бусины). Когда дети сделают бусы, надо примерить их, полюбоваться друг другом. Также можно предложить подарить свои бусы друг другу. Кукла всех хвалит, говорит, что все красивые и хорошие. В конце устраивается общая пляска под веселую музыку.

Игра «Прятки с платочками»

Цель:

отработка коммуникативных навыков детей; воспитание дружелюбия, желания играть друг с другом; вызвать положительные эмоции, способствовать развитию речи у детей.

Содержание:

Воспитатель раздает каждому ребенку платочки. Предлагает поиграть в прятки: «Давайте сейчас все спрячемся. Я буду вас искать». Дети накидывают платочки на голову. Воспитатель: «Где же наша Настя? Настенька, ты где?» Названный ребенок снимает платочек с головы и говорит: «Вот я!» Таким образом педагог «находит» всех детей.

Когда дети научаться играть, можно предложить искать всех кому-нибудь из детей. Более старших детей можно попросить рассказать друг о друге: как зовут, какой, что есть (части тела, одежда). Также можно прятаться под один платочек 2-3 детям.

В «Прятки» можно играть с игрушками. Взрослый прячет под платочек игрушку, затем показывает какую-либо ее часть (гребешок петушка, ушки зайчика и др.) или издает характерный для этой игрушки звук (Ку-ка-ре-ку, кря и др.)и просит отгадать кто там спрятался. Если ребенок отгадал, то ему отдают эту игрушку (игрушек должно быть по количеству детей). После дети могут спрятать свою игрушку под свой платочек и позвать ее: «Петушок (ку-ка-ре-ку) иди сюда!»

Цель:

формировать потребность в общении, способствовать становлению эмоционально-положительного отношения к сверстнику и развитию речи у детей.

Содержание:

Дети вместе со взрослым сидят в кругу на коврике. Взрослый поет песенку «Мы сидим, мы сидим и на Танечку глядим». При этом обязательно показывает на ребенка про которого поет, еще раз называет его имя и просит повторить детей. Или, наоборот, просит показать того ребенка, про которого спела: «Где наша Танечка?»

Затем можно пропеть (проговорить) какой это ребенок. Например: «Танечка у нас хорошая, Танечка у нас пригожая. Есть у Тани глазки, ручки и т.д.» (здесь воспитатель может придумать любые ласковые слова о ребенке). Обязательно должен быть и физический контакт: погладить по голове, дотронуться до ручек и т.д. (можно также привлечь к этому детей).

Примечание:

Взрослый обязательно должен охватить всех детей. После, как заключение, воспитатель говорит, что все детки сегодня хорошие и предлагает погладить себя и друг друга. Дети гладят себе ручки, ножки, животик, щечки, произнося при этом: «Мы хорошие, мы хорошие…»

Игра «Мы сидим, мы сидим…»

Игра «Пирамида любви»

Цель:

создавать атмосферу близости и общности между малышами, положительного эмоционального климата в группе; развитие навыков общения.

Содержание:

Дети становятся в тесный кружок и по очереди кладут ручки одна на другую (строят пирамиду). В тот момент, когда ребенок положил свою ручку на руку воспитателя, воспитатель говорит: «Мы тебя любим, Вова!» Затем сверху ручку кладет другой ребенок, воспитатель говорит: «Мы тебя любим, Денис!» и т.д. Когда «пирамида любви» построена, воспитатель предлагает детям закрыть глаза и почувствовать, какие теплые у них ручки. Воспитатель побуждает детей по возможности проговаривать за ней слова .

«Давайте познакомимся»

Цель:

учить находить сверстников в группе, называть их имена, тем самым развивать речь детей, формировать умение устанавливать контакт с детьми.

Содержание:

Воспитатель говорит: «К нам в гости пришел гномик (мишка, кукла). Давайте с ним познакомимся и назовем ему наши имена». Дети вместе с воспитателем садятся на ковер в кружок гномик стоит в середине. Воспитатель катает мяч каждому ребенку и говорит, называя имя каждого, например: «Саша с нами». Дети повторяют (по возможности).

Примечание:

Содержание игры может варьироваться. Например,
«Покажи, кого назову».
Дети сидят на ковре или просто играют. Воспитатель спрашивает у малыша: «Где у нас Света? (Даша, Коля и т.д.)» Ребенок указывает на того, кого назвали. Воспитатель просит повторить имя : «Это Света. Скажи – Света».

«Кто это?»

Воспитатель просит назвать свое имя, сказать как зовут того или иного малыша. Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему и просит повторить.

В ходе игры воспитатель обязательно сопровождает свою речь жестами, дотрагиваясь до того, чье имя надо назвать.

Игра «Катаем мячик»

Цель:

формировать чувство общности, воспитывать умение вступать в эмоционально-практическое взаимодействие друг с другом и развивать речь детей.

Содержание:

Взрослый и дети сидят на ковре. Взрослый берет мяч и катит его в сторону одного из детей: «Покатился мячик в гости к Лене, лови его скорее!» После того как ребенок поймает мяч, предлагает ему покатить мяч другому ребенку: «Лена, а к кому мячик хочет отправиться в гости?» Если малыш не может выбрать ребенка, помогает ему: «Кати мячик Вове!»

Каждый ребенок должен поучаствовать в игре. Затем воспитатель предлагает таким же образом перебрасывать мячик друг другу.

Примечание:

Можно модифицировать игру: катать мяч не через все поле, а по кругу от одного ребенка к другому. Перекатывая мяч, необходимо комментировать его передвижения: «Вот сейчас мячик у Саши, а Саша покатил мячик Ване!»

Игра «Только вместе»

Цель:

обучение детей установлению контакта друг с другом, учить подстраиваться к темпу движения партнера.

Содержание:

Дети встают парами и вместе держат мяч (каждый старается держать мяч двумя руками). По сигналу педагога дети должны одновременно присесть, стараясь не выпустить мяч из рук, пройти по группе, попрыгать. Их главная задача – не выронить мяч, научиться действовать согласованно.

Примечание:

Когда дети освоят этот вариант игры, ее условия можно усложнить, например, так: каждый ребенок может придерживать мяч только одной рукой

Игра «Паровозик»

Цель:

Учить детей взаимодействовать друг с другом, приучать внимательно наблюдать за действиями друг друга, прислушиваться к друг другу и взрослому (визуальный и физический контакт),способствовать развитию речи детей.

Содержание:

Воспитатель предлагает детям покататься на поезде. «Паровозиком будет Никита, а мы все вагончиками. Вагончики, вставайте за паровозиком» Дети встают друг за другом и передвигаются по группе, произнося имя ребенка-паровозика: «Никита, Никита, Никита… Ту-ту…». Затем паровозиком назначается другой ребенок.

Примечание:

Более младшие дети могут играть в игру со взрослым или одним-двумя детьми.

Игра «Снежинки»

Цель:

отработка коммуникативных навыков, умение слушать инструкцию.

Содержание:

Воспитатель предлагает детям превратиться в снежинок. Под веселую музыку дети бегают по комнате, кружатся (снежинки летают). По сигналу воспитателя превращаются в большой снежный ком – подбегают к воспитателю и тесно прижимаются к нему.

Игра «Пальчик о пальчик»

Содержание:

Дети стоят произвольно. Воспитатель читает (пропевает) следующее стихотворение:

Пальчик о пальчик: тук-тук.

Кулачок о кулачок: стук-стук

Методика проведения словесных игр

В процессе игры воспитатель руководит ходом игры и обучает детей. Его речь должна быть грамматически правильной, спокойной, но одновременно эмоциональной. Нельзя направлять взгляд, мимику и жесты только одному игроку. Нужно переводить взгляд то на одного, то на другого ребенка, чтобы каждый думал, будто воспитатель обращается именно к нему. Поэтому текст игры, рассказа, небылицы или потешки он должен знать наизусть. Стоять или сидеть во время игры необходимо так, чтобы все дети могли видеть лицо воспитателя, следить за его глазами и движением губ.

Если родители весь день заняты на работе и с трудом выкраивают время на общение и игры с малышом, то время перед сном подойдет для этих целей как нельзя кстати. Купая кроху, переодевая его ко сну общайтесь и играйте.

Предложите называть определенные слова, сгруппировав их по единому признаку. Например, пусть малыш назовет 5-10 имен девочек, столько же имен мальчиков, названия цветов и прочее. Если с таким заданием он справился, можно усложнить требования и попросить назвать те же предметы, только чтобы они начинались на одну и ту же букву.

Для организации и проведения речевых игр психологами и педагогами разработаны специальные методические рекомендации.

  1. Выбор игры зависит как от возраста и уровня развития детей в группе, так и от задачи, которую ставит воспитатель или педагог-дефектолог. Задачи могут быть образовательные, воспитательные и коррекционные.
  2. Игра не должна быть слишком легкой, а то она не будет побуждать к умственной деятельности, и дети быстро потеряют к ней интерес. Также не должна быть слишком сложной, чтобы дети смогли находить правильные решения самостоятельно, а не только с помощью взрослого.
  3. Игра должна вызывать в детях положительные эмоции, поэтому в начале игры нужно создать игровое настроение. Если для игры нужно распределить между детьми роли, то можно использовать считалку, она отлично настраивает на игру.
  4. Чтобы словесные игры давали позитивные результаты, их нужно постепенно усложнять, добавлять новые элементы, можно использовать наглядные пособия. Однако, вводить новые игры надо постепенно.
  5. Игры необходимо организовывать так, чтобы задействованы были все дети. Даже если отвечать будет один ребенок, поиском правильного решения должны быть заняты все.
  6. Чтобы игры проходили эффективно, нужно чередовать работу со всей группой и индивидуальную работу с ребенком.
  7. Большое внимание следует уделять тому, чтобы дети строго придерживались правил игры. Это учит их быть дисциплинированными. Детям младшей детсадовской группы правила разъясняются в процессе самой игры.

Словесная игра может занимать любое место в педагогической деятельности воспитателя. Ее можно использовать во время занятий в группе, во время детских развлечений, и даже во время прогулки.

Для детей в возрасте 3-4 лет уже можно предлагать словесные игры с буквами. Это поможет крохе быстрее и эффективнее освоить алфавит, развивать память. Играя, можно в каждый новый день вырезать новую букву их цветного картона. Произнося слова на эту букву, ребенок сможет правильно ассоциировать их с начертанием буквы, что положительным образом скажется на его дальнейшем развитии и обучении.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]