Музыкально — дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста


Музыкальные игры для младшей группы детского сада

Методическая разработка. Музыкальные игры для младших дошкольников
Автор: Землемерова Надежда Вениаминовна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №6 «Малахит» города Чебоксары Чувашской республики.
Данная разработка будет полезна для музыкальных руководителей и воспитателей детских садов. Может использоваться как на музыкальных занятиях, так и в досуговой деятельности с младшим дошкольным возрастом.
Цель: Формирование мотивации к музыкальной деятельности; — развитие музыкальности детей младшего дошкольного возраста. Задачи: — воспитание у ребёнка интереса к миру музыкальных и немузыкальных звуков, элементарному музицырованию; — развитие у детей восприятия музыкальных и немузыкальных звуков; — обогащение музыкального опыта детей; — активизация эмоциональных реакций малышей на музыку; — развитие у детей музыкально-игровых импровизаций, исполнительских умений и творческих способностей.
Младшая группа
«Угадай инструмент» (Устанавливается ширма, за ней располагаются музыкальные инструменты: колокольчики, барабан, погремушка, бубен. Воспитатель читает четверостишье, называя имя какого- либо ребёнка из группы, кукла Катя играет на любом музыкальном инструменте, дети отгадывают)
Мы с ребятами играем, Что сейчас звучит узнаем, Кукла Катя поиграй! Быстро, Оля, называй!
«Тихие и громкие ладошки» (В зависимости от звучания музыки дети хлопают в ладоши то громко, то тихо)
Мы в ладошки поиграем, Громко, громко ударяем, Раз, два, три, не зевай, Громко, громко ударяй! Мы в ладошки поиграем, Тихо, тихо, ударяем. Раз, два, три, не зевай, Тихо, тихо ударяй.
«Ритмичные ножки» (Дети шагают в ритм музыки, то медленно, то быстро; одновременно, вместе с шагами, стучат палочками)
Медленно шагаем, Ножки поднимаем, В Палочки играем, Дружно ударяем. Быстро мы шагаем, Ножки поднимаем, В палочки играем. Дружно ударяем.
«Дети и медведь» (Дети гуляют по всему залу, играют погремушками под весёлую музыку; когда появляется медведь музыка меняется на маршевую, медведь играет на барабане; все дети прячутся от него- приседают)
Дети вышли погулять В погремушки поиграть, Вот как весело гуляем, В погремушки мы играем. Вышел мишка с барабаном, Бум-бум-бум, трам – там-там, Все ребята притаились, Тут и там, тут и там.
«Музыкальная мозаика» (Детям показывают картинку с изображением, рассказывают стих, ребёнок выбирает инструмент и изображает того, кто нарисован на картинке.)
Вот лягушка на болоте Очень весело живёт Вы послушайте, ребята, Ква-ква- ква она поёт! Вышел мишка из берлоги, Уноси скорее ноги, Да как начал он реветь, Вот так мишенька- медведь! Дождик капает по крыше, Тук-тук-тук, тук-тук-тук, Еле слышно, еле слышно, Тук-тук-тук, тук-тук-тук! Воробьи развеселились, Зёрнышки клевать пустились, От других не отстают, Всё клюют, клюют, клюют. Вот течёт ручеёк, Видно его путь далёк, Так журчит, плескается, Убежать пытается!
«Весёлые мячики» (На определение контраста в музыке. На первую часть музыки «мячики» катятся друг за другом или в рассыпную, на вторую часть –подпрыгивают на месте.)
Покатился, покатился Мячик по дорожке, Мы как мячики бежим, Вот какие ножки! Вдруг запрыгал мячик наш Весело так скачет Мы как мячики сейчас Дружно все поскачем!
«Маленькие музыканты» (На первую, быструю часть музыки дети играют на ложках, на вторую, медленную часть играют на бубнах).«Курочки и лисичка» (Выходят курочки, клюют зёрнышки, чистят пёрышки. Затем выбегает лисичка, ловит курочек: кого заденет, тот садится на корточки)
Клю-клю-клю-клю, Вот как зёрнышки клюю. Клю-клю-клю-клю, Вот как зёрнышки клюю. Да-да-да-да, Пёрышки почищу я. Да-да-да-да, Пёрышки почищу я.
(выбегает лисичка)

Рекомендуем посмотреть:

Игры в воде для второй младшей группы. Картотека Музыкальный калейдоскоп в детском саду. Сценарий для детей 4-5 лет Подвижная игра с бубном для детей 5-7 лет Музыкальные дидактические игры для детского сада с презентацией

Похожие статьи:

Что такое развивающие игры для дошкольников

Игры на развитие внимания для детей 3-4 лет в детском саду в группе

Дидактические игры в младшей группе. Картотека

Игры с песком в младшей группе

Музыкально-дидактические игры для II младшей группы

Музыкально-дидактические игры для
IIмладшей группы
Подготовила Чернова Н.С.

1. «Чудесный мешочек»

Игровой материал:

Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Можно использовать персонажи из кукольного театра.

Ход игры:

Участвуют вся группа. «Дети, — говорит воспитатель, — к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там». Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок» — русская народная мелодия, «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова и др. Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.

2. «Подумай и отгадай»

Игровой материал:

Карточки (по числу играющих), на которых изображены: медведь, зайчик, птичка.

Ход игры:

Детям раздают по одной карточке. На фортепиано или в грамзаписи звучит мелодия: «Зайчик» М. Старокадомского, «Медведь» В.Ребикова, «Воробушки» М.Красева. Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку. Например, после песни «Медведи» В.Ребикова поднимают карточку с изображением медведя.

3. «Птицы и птенчики»

Игровой материал:

Лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки (3-4большие птицы, 3-4 птенчика).

Ход игры:

Участвуют подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки, например, до второй октавы. Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушки на верхнюю ступеньку. Затем звучит до первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.

4. «Курица и цыплята»

Игровой материал:

Домик, кукла Маша, металлофон. Все раскладывается на столе. У детей в руках игрушечные птицы (курица и цыплята).

Ход игры

: Дети рассаживаются вокруг стола. Воспитатель берет куклу говорит:

«В этом домике живет кукла Маша, у нее есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежались. Маша , позови своих кур. Послушайте, ребята, кого зовет Маша », играет на металлофоне ре

второй октавы. Дети ставят фигурки кур на стол перед Машей и поют на этом же звуке «ко-ко-ко».

5. «Угадай-ка»

Игровой материал:

4-6 больших карточек- каждая разделена на две части. На первой половине изображен гусь, на второй – гусенок (утка- утенок, кошка- котенок, корова-теленок и т.д)

Ход игры:

Игра проводится с подгруппой детей (4-6)за столом. У каждого одна карта и две фишки. Воспитатель произносит: «Га-га-га» (поет на
ре
первой октавы), дети закрывают фишкой картину с гусенком.

6. «В лесу»

Игровой материал:

На планшете изображен лес; 2-3 дерева, пенек приклеены к картине средней своей частью по высоте. Этим как бы создается объемность и, кроме того, к одной половине елки (Дерева, пенька) приклеен кармашек, в котором помещается фигурка девочки ставится рядом с лесом.

Ход игры

: «Дети, посмотрите. Какой красивый лес, -говорит воспитатель. – Здесь березки, елочки. Девочка Таня пришла в лес собирать цветы и ягоды. А за деревом кто-то спрятался, наверное, какой-то зверек. Поможем Тане отгадать, кто там сидит. Послушайте песенку и отгадайте». На фортепиано или в грамзаписи исполняется, например, «Заинька», русская народная мелодия в обработке Н. Римского-Корсакова. Для проверки ответа ребенку разрешается заглянуть за дерево, где находится фигурка зайчика (картинка елки сгибается вдоль по центру, там кармашек). Ира проводится со всеми детьми и может быть использована на музыкальном занятии во время пения и слушания музыки.

7. «Нам игрушки принесли»

Игровой материал:

Музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоток; кошка (мягкая игрушка); коробка.

Ход игры.

Воспитатель берет коробку, перевязанную лентой, достает оттуда кошку и поет песню «Серенькая кошечка» В. Витлина. Затем говорит, что в коробке лежат еще музыкальные игрушки, которые кошка даст детям, если они узнают их по звучанию. Педагог незаметно от детей (за небольшой ширмой) играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка передает игрушку другому ребенку. Одна и та же дудочка не передается, желательно иметь их несколько.

Игру можно провести на праздничном утреннике или в часы досуга.

8. «Колпачки»

Игровой материал:

Три красочных бумажных колпачка, детские музыкальные инструменты: губная гармошка, металлофон, балалайка.

Ход игры:

Подгруппа детей сидит полукругом, перед ними стол, на нем под колпаками лежат музыкальные инструменты. Воспитатель вызывает к столу ребенка и предлагает ему повернуться спиной и отгадать, на чем он будет играть. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок. Игра проводится в свободное от занятий время.

9. «Наш оркестр»

Игровой материал:

Детские музыкальные игрушки и инструменты (домры, балалайки, дудочки, колокольчики, бубны, угольники), большая коробка.
Ход игры:
Педагог говорит детям, что в детский сад пришла посылка, показывает ее, достает музыкальные инструменты и раздает их детям(предварительное знакомство с каждым инструментом проводится на музыкальном занятии). Все играют на этих инструментах так, как им хочется.

Эта игровая ситуация может быть использована на утреннике. После «творческой» игры детей воспитатель предлагает послушать, как играет оркестр детей старшей группы.

10. «Что делают дети?»

Игровой материал:

Карточки (По числу играющих), на одной половине которых изображены дети (они поют, маршируют, спят), вторая половина пустая; фишки.
Ход игры:
Детям раздают по одной карточке. Педагог исполняет знакомые музыкальные произведения (можно в грамзаписи) «Колыбельную» А. Гречанинова, «Баю-бай» В.Витлина, «Марш» Э. Парлова, любую песню (которую знают и поют дети). Тот, кто узнал музыкальное произведение, закрывает фишкой пустую половину карты.

Игра сначала проводится на занятии, а затем в свободное от занятий время.

Значение музыкально-дидактических игр

Учитывая то, что главная задача дошкольного образовательного учреждения состоит в создании наиболее благоприятных условий, при которых полноценно раскрывается личность, музыкально-дидактические игры оказывают особое влияние за наличия следующих задач.

Перечень:

  • Отработка и развитие ритмически-вокальных умений, а также развития эстетического восприятия окружающей среды. В этом случае ребенок выполняет различные действия, которые направлены на эффективное распознавание ритма, мелодичности и структуры музыкального сопровождения. В отличие от классических игр, музыка позволяет согласовать собственные движения с темпом мелодии. Помимо этого, такой игровой процесс значительно совершенствует навык обращения с музыкальными инструментами.
  • Развитие важного навыка реакции и воображения, включая совершенствование образного мышления. На это указывает то, что в музыкально-дидактических играх присутствует самоконтроль над своим телом, а также символьное или визуальное понимание окружающей вещей. Особое значение в таком случае играет интонация, правильная жестикуляция или мимика ребенка.
  • Совершенствование памяти, внимания, а также навыка ориентировки в пространстве. Также ребенок учится контролировать собственные движения исходя из музыкальной ритмичности или настроения.
  • Улучшение настроения, повышение мотивации у ребенка. Также музыкально-дидактические игры позволяют улучшить социальные навыки дошкольника или преодолеть различные проблемы психологического характера. В таком случае ребенок может развить самодисциплину или в значительной степени раскрепоститься, начать общаться со сверстниками.
  • Обладают оздоровительным значением. Такие игры способствуют улучшению сердечнососудистой и дыхательной системы ребенка. Помимо этого, они укрепляют костные и мышечные ткани, учат правильным движениям и артикуляции, что влияет на качество мелкой моторики конечностей. Танец дает возможность более эффективно устранять мышечные или эмоциональные зажимы.

По мнению многих специалистов, имеющих большой опыт в педагогической практике, музыкально-дидактические игры в значительной степени способствуют полному устранению лишней напряженности дошкольников.

Организация музыкально-дидактических игр

Музыкально-дидактические игры для младшей группы организовываются с точки зрения ознакомительных мероприятий. Таким образом, педагог не нагружает малышей сложными теоретическими данными. Подобный игровой процесс характеризуется наличием высокой подвижности и простоты. Например, воспитатель может ходить с дошкольниками «паровозиком» под определенную музыку. Также педагог инсценирует различные песенные сюжеты или водит простой хоровод.

Вторая младшая группа, в которой возраст дошкольников составляет от 3 до 4 лет, могут применяться простые музыкальные инструменты, которые дают элементарные представления о звучании и мелодичности. В этом случае ребенок осваивает несложные танцевальные движения.

Со временем подвижные игры могут усложняться, при которых дошкольник выполняет определенные движения, которые соотносятся с темпом музыки. Это позволяет развить, как мелкую моторику, так и чувства общей ритмичности, а также совершенствовать процесс запоминания тех или иных алгоритмов.

Следующий этап, — это добавление к музыкальному игровому процессу различных дидактических приемов. Например, воспитатель может внедрить игру, при которой ребенку необходимо озвучить изображенный инструмент. Важно, чтобы педагог создавал комфортную среду, при которой дошкольник будет обучаться самостоятельной деятельности. В этом случае хорошо помогает музыкальное лото или карты.

Музыкально-дидактические игры могут проводиться, как на занятиях, так и в свободное время. При наличии теплой погоды, практику можно перенести на свежий воздух, что поспособствует повышению мотивации ребенка и создать комфортную атмосферу.

Также следует обратить особое внимание на создание специализированных музыкальных уголков, которые учитывают разнообразные пособия, направленные на комплексное развитие воспитанников. Многие игры могут делаться собственноручно.

Помимо этого, воспитатель должен подойти с большой ответственностью к правильному выбору необходимо материала для создания музыкальной игровой практики. Это могут быть, как народные песни, так и отрывки из сказочных историй. Идеально, когда педагог сам может сочинить музыкальное сопровождение.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]