Картотека игр на развитие звуковой культуры речи (подготовительная группа)
Упражнения на закрепление правильного произношения и дифференциацию звуков
Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, закреплять правильное произношение звуков, слов, упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков.
Игра «Будь внимательным» (в кругу с мячом)
Воспитатель предлагает детям передавать мяч по кругу на каждое слово, но, если в слове есть звук «ш», перебросить мяч ему.
В игре принимают участие все дети. Она проводится в быстром темпе. Упражнение «Назови одинаковые слоги в словах»
Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинки: малина, машина. Воспитатель. Послушайте, как я медленно назову ягоду: маалиинаа, а теперь я разделю слово на кусочки-слоги: ма-ли-на. На каждый слог буду хлопать, а вы считайте, сколько в слове слогов. Какой первый слог, второй слог, третий слог? (Ответы детей.)
Послушайте, сколько слогов в слове «машина»: ма-ши-на (на каждый слог воспитатель хлопает). (Ответы детей.)
Какие одинаковые слоги в словах «машина» и «малина»? («Ма», «на».)
Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинки: лодка, ложка.
Воспитатель. В этих словах по два слога: лод-ка, ложка. Какие одинаковые слоги в словах? («Ка».)
Игра «Найди свой домик»
Детям раздаются предметные картинки. Предлагают определить первый звук в слове-названии. Одному ребенку дают синий, другому — зеленый кружок. Воспитатель говорит, что к синему кружку должны подойти те, у кого первый звук в слове — большой братец (твердый согласный, к зеленому — у кого слово начинается с мягкого согласного звука (маленький братец) .
По сигналу «Найди свой домик» играющие встают около детей с соответствующими кружками. Воспитатель проверяет правильность выполнения, определяет команду-победительницу.
Дети меняются картинками, и игра повторяется.
Упражнение «Найди товарища»
На фланелеграфе выставляются картинки. Первый ряд: барабан, флаг, курица, дудочка, собака, шишка; второй ряд: попугай, волк, гусь, трамвай, зонт, жук.
Воспитатель. Вверху и внизу картинки. Давайте расставим их парами, чтобы первые звуки слов были товарищами (звонкий-глухой звуки). Дети выходят, называют предмет и первые звуки слов. Выставляют нижние картинки под верхними, чтобы первые звуки составляли пару «звонкий—глухой согласный».
Игра «Продолжи слово» (в кругу с мячом)
Воспитатель бросает ребенку мяч и произносит первый слог; ребенок называет слово, которое начинается с этого слога и перебрасывает мяч воспитателю. В игре принимают участие все дети.
Примерный перечень слогов: «ма», «ра», «ры», «ле», «ре», «жа», «щу», «ча», «шу», «си», «за».
В игре принимают участие все дети.
Игра «Найди пару»
Детям раздается по одной картинке.
Воспитатель. У каждого из вас картинка. Подумайте, с какого звука начинается ваше слово-название. По сигналу «Найди пару» вы должны найти картинку, на которой название предмета начинается с того же звука.
Воспитатель проверяет правильность выполнения задания. Каждая пара детей называет свои предметы и звук, с которого начинаются слова, их обозначающие.
Воспитатель отмечает детей, которые раньше всех встали в пары.
Игра «Назови товарища» (в кругу с мячом)
Воспитатель называет звонкий согласный звук, а дети — его пару. Когда в игре примет участие половина детей, задание меняется: воспитатель называет глухой согласный, а дети — его пару.
Упражнение «Куда ударит молоточек? »
— В слове только один звук произносится долго, по нему как будто «ударяет» молоточек: лунааа (делает резкое движение рукой сверху вниз на ударный звук) ; вааза (повторяет предыдущее движение). Звук, по которому ударяет молоточек, называется ударным (дети повторяют слово). В наших словах ударный звук «а».
— У вас картинки. Вы будете называть предметы и находить в словах ударный звук.
Картинки должны быть подобраны так, чтобы ударными оказались все гласные: роза, коза, лодка, рыба, весы, утка, шуба, паук, репа, орех, белка, часы, сани, лиса, лыжи, сумка, носки.
Игра «Назови ударный звук» (в кругу с мячом)
Воспитатель бросает мяч, называет слово с выделением ударного слога; ребенок ловит мяч, называет ударный звук и перебрасывает мяч воспитателю.
Упражнение «Отгадай загадку»
Воспитатель выставляет в ряд картинки: лодка, утка, кукла, лук (последняя обратной стороной) .
Воспитатель. Какое слово получится, если произнести первые звуки слов-названий и сложить их? (Лук.)
Ребенок не только называет полученное слово, но и объясняет, как он его составил. После этого воспитатель показывает слово-отгадку.
Выставляется другой ряд: морковь, аист, курица, мак (последняя обратной стороной). Дети отгадывают слово и объясняют, как они это сделали.
Игра «Назови слово»
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет любой согласный звук; ребенок должен назвать слово, которое начинается с этого звука. В игре принимают участие все дети.
Упражнение «Отгадай загадку»
На доске выставлены в ряд картинки: дыня, осы, машина; в стороне перевернутая картинка — дом. Дети отгадывают слово по первым звукам, объясняют, как они это сделали. На доске в ряд картинки: ложка, утюг, носок, арбуз; в стороне перевернутая картинка — луна. Задание то же.
Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.
Транскрипт
1 Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. Цель. Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, уменение детей делить слова на части. Упражнять детей определять последовательность звуков в словах. Воспитатель напоминает детям о том, что они будущие школьники уже многое знают и умеют: «Например, вы знаете, что предложение состоит из слов, и умеете называть слова в педлжении в правильной последовательности. Даже если это большое предложение, например, вот такое : «Бразды пушистые взрывная, летит кибитка удалая» (А. Пушкин «Зима! Крестьянин, торжествуя») Какими словами можно заменить слово удалая? (Лихая, быстро несущая я ) Давайте вместе поговорим предложение, чтобы запомнить его». Затем педагог «раздает» детям слова (Диме-Бразды, Оле-пушистые и т.д.) и просит произнести фразу, не переставая и не пропуская слова. Воспитатель «раздает»слова другим детям, и они тоже поговаривают предложение. Третья группа детей выстраивает у стола педагога цепочку слов в правильной последовательности. Далее педагог просит дошкольников показать (любым способом), сколько частей в словах зима, летит, беги, помидор, и назвать эти части. «В слове беги первая часть бе-, говорит воспитатель. Вспомните другие слова, начинающиеся со слога бе. (Бегемот, бетон, бегун, беда ) А из словаря выписала вот какие слова:бедовый, бездельник, белек, белокурый, бесенок. Можете объяснить, что обозначают эти слова? Сегодня мы с вами будем учиться определять последовательность звуков в словах, — объясняет педагог. Например, в слове мак три звука:м, а, к. В слове кот тоже три звука. Какие? (к, о, т). А сколько звуков в слове коты и что это за звуки? Назовите звуки в словах сыр, сыры». В конце занятия педагог предлагает детям поиграть в игру «Я вам, вы-мне». В ходе игры дети, предлагая воспитатель задания, усваивают термины предложение, части слова, звуки, что очень важно для их оосозанного употребления. Пересказ сказки «Лиса и козел»
2 Цель. Совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах». Людям в жизни постоянно приходится что-то рассказывать,-говорят детям воспитатель,-где были, что видели, что произошло. С запятой
3 Развитие речи Тема: Чтение сказки «Снегурочка» В. В. Гербова Цель. Познакомить детей с народной сказкой, с образом Снегурочки. Ход занятия «Уже давно позади остался Новый год с Дедом Морозом, ёлкой и, конечно, со Снегурочкой,-начинает беседу воспитатель. — Про Снегурочку и балет есть, и опера, да и не одно новогоднее представление без неё не обходится. Сегодня я познакомлю вас со сказкой, которая так и называется- «Снегурочка». Педагог читает сказку, дает детям возможность обменяться впечатлениями. Затем интересуется, как выглядела Снегурочка, быстро ли подрастала. Заслушав ответы детей, читает: «И стала расти у старичков дочка не по дням, а по часам, что ни день, то всё краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе». И уточняет: «Хорошая дочка была у стариков?» ( Умная, работящая, смышленая, весёлая, любящая.) Завершая занятие, воспитатель интересуется у детей понравилась ли им сказка. Тема: Сочиняем сказку про золушку. В. В. Гербова Цель:Помогать детям составлять творческие рассказы. «Нравится ли вам сказка про Золушку?-спрашивает у детей педагог.- И мне тоже нравится эта сказка. Но вы, должно быть, не знаете, что предшествовало этой сказке. Задолго до бала в королевстве появилась фея Зла, которая очень-очень хотела выдать замуж за королевича свою племянницу. Но принц должен был обязательно влюбиться в Золушку. «Этому не бывать! Ведь не зря же я фея Зла!»-решила колдунья. Добрая фея, Крестная Золушки, была далеко. Она поручила мальчику, который хотел стать волшебником, защищать Золушку и помогать ей. Мачеха в очередной раз приказала Золушке за ночь очистить от мусора целый мешок гречки. И только девочка принялась за работу, как Ваши версии, дорогие сочинители сказок»
4 После того как принимается одна из версий, педагог намекает на очередной злой замысел Феи: «Золушка побежала за ягодами но, но вместо них попадались только мухоморы. А без ягод мачеха девочку на порог не пустит» Дети придумывают, что произошло дальше. Затем воспитатель предлагает детям пофантазировать на тему, почему Золушка никак не могла сшить шляпки для дочек мачехи: ленты почему-то рвались и не завязывались. «Золушка так устала за последние дни перед балом, что решила найти отца и рассказать ему о своем тяжелом житие. Она побежала в лес — отец Золушки был королевским лесничим, но» Завершая занятия, педагог интересуется у детей, понравилось ли им сочинять сказку. «Но сказка у нас не закончена, так как Фея Зла еще Не покинула королевства. Если придумаете, как удалось от неё избавиться, расскажите мне». Тема: Рассказы по картинкам. В. В. Гербова. Цель: продолжать совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Педагог, используя любой набор демонстрационных картинок, предлагает детям составить по ним рассказ. Предварительно он просит расположить картинки в определенной последовательности и обосновать своё решение. Воспитатель напоминает, что, составляя рассказ, нельзя пропускать картинки и что очень важно придумать вступительную фразу-введение в тему. Далее воспитатель раздает детям картинки с фабульным развитием действия, предназначенные для индивидуального рассматривания (один набор на двоих.) Дети рассматривают картинки (одни и те же картинки могут быть на 3-4 столах ( ксерокопии.)) Педагог подсказывает, как лучше начать рассказ: «Однажды случилась вот какая смешная история» или «На моих картинках изображена очень весёлая история» и т.п..
5 Затем кто-нибудь из детей рассказывает о своих картинках. Воспитатель интересуется, у кого такая же картинка и будут ли дополнения к рассказу сверстника. Тема: Сказки Г. Х. Андерсена (В. В. Гербова) Цель. Помочь детям вспомнить известные им сказки Г. Х. Андерсена. Предварительная работа: До занятия детям следует прочитать сказки «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утёнок». Воспитатель напоминает детям уже известные им сведения о Г. Х. Андерсене: «Ганс Христиан Андерсен родился в маленькой и очень красивой стране Дании. Он рос в бедной семье, и никто не мог предположить, что он станет великим сказочником. Aндерсон любил театр, хотел стать артистом, но артист из него не получился. Он стал писать пьесы для театра, а попозже-придумывать разные забавные истории, которые очень нравились людям. А ещё он любил вырезать из бумаги чудесные человеческие фигурки и орнаменты. Сказки Андерсена знают дети во всём мире. И вы тоже знаете его сказки. Какие?» Детям называют сказки. Педагог выясняет, какая сказка им особенно понравилось. Если названа сказка, которую детям не читали на занятиях, воспитатель просит ребенка рассказать её содержание. При необходимости помогает. Далее педагог читает отрывки из сказок по выбору детей.
Актуальность работы над звуковой культурой речи в подготовительной группе
Востребованность данной темы обусловлена важностью определения основ улучшения культуры звуковой речи детей дошкольного возраста. Реформа образовательной программы, в том числе направлена на развитие правильной и чистой речи у детей.
Работа над произношением
Акцент делается на развитие грамотной и гармоничной речевой составляющей. До того, как научиться читать, ребенок должен освоить разговорную речь, научится запоминать правильные обороты, развивать память.
Подготовка к обучению чтению
Этапы:
- Первым делом нужно обучить детей звукам, не вдаваясь в точные формулировки. Учащиеся должны правильно выговаривать звуки и находить их в словах, определять звуки, как в начале/конце слова, так и в средине.
- Ввести понятия «звук» и«слова». Закрепить несколькими практическими занятиями.
- Легко называть слова с заданным звуком.
- Дать понятие «предложение». Научить разбивать слово на слоги.
- Объяснить разницу между гласными и согласными.
- Разделить звуки на звонкие, глухие, твердые и мягкие.
- Описание картинок. Составление коротких рассказов на основе данных изображений.
- Привлекать родственников для совместной работы. Чтение дома помогает закрепить навык.
- Для ознакомления создать стенд для родителей.
Такой подход позволяет подготовить восприятие ребенка перед тем, как проводить открытое занятие в подготовительной группе по развитию речи.
Ребенок занимается развитием речи
Подготовка к звуковому анализу слов
Надо заметить, что проблемы с устной речью тесно связаны с письменной. У таких детей в перспективе возникнут проблемы с написанием текстов. Чаще всего при работе с сочинением.
Важно! Стоит добавить в арсенал ребенка максимальное количество синонимов до обучения письму. Это заметно упростит его пребывание в школе.
Звуковая культура речи в подготовительной группе проходит в виде игры. С такой подачей материала дети готовы охотно выполнять задания. Даже самых активных можно занять и получить хороший результат (стихи, сказки, скороговорки). В процессе занятий педагог определяет индивидуальные особенности каждого, делает упор на преодоление трудности фонетики.
Дидактические игры на формирование грамматического строя речи
Преподаватель должен индивидуально оценить каждого и определить способы исправления данных дефектов. Современных методик великое множество. Для каждого случая можно выбрать способ решения.
Подготовка к школе: общие требования
При переводе в школу, ребенок должен уметь читать, считать и правильно разговаривать.
Но, это далеко не все, должен:
- Разделять слово по слогам. Различать гласные и согласные звуки.
- Выражаться, используя правильную форму слова. Легко менять существительное на прилагательное и т.д.
- Использовать простые предложения и сложноподчиненные.
- Подробно описывать картинки.
- Уметь пересказывать текст.
- Сочинять рассказ самостоятельно.
- Владеть произношением всех групп фонетики.
- Уметь различать и слышать все звуки.
- Проводить звукобуквенный анализ.
Ребенок сочиняет рассказ
Первой задачей становится разделение слова на звуки. Это первый шаг в изучении букв. В сочетании с дидактическим материалом, это облегчает восприятие. Можно использовать картинки, по принципу азбуки, с простыми и короткими словами для начала.
Например, картинка, где изображена весна, подойдет для нескольких слов. Называют слово, делят на слоги, а после на звуки.
Программа хорошо себя зарекомендовала. Это гибрид старых отечественных методик, родом из Советского Союза и новых веяний в образовательной системе. Перед педагогом стоит задача обучить детей четкой и ясной речи, с хорошей дикцией.
Многие приходят с всевозможными нарушениями произношения. Современная система общения в быту, к сожалению, не способствует правильной речи. Детям просто не хватает положительных примеров дома.
Обратите внимание! В телевизоре модно разговаривать неправильно — стилистически неграмотная реклама, примитивная и агрессивно-вездесущая. Все эти факторы влияют на отношение детей к языку. Носителем этой какофонии являются взрослые, часто кумиры, которые выражают мысли именно так. Это отличный повод говорить так же. Как результат, процент детей, страдающих дефектами речи в дошкольных учреждениях, по статистике, составляет 15%-20%.
Часто воспитанники страдают примитивной лексикой. Не могут связно пересказать мультфильм или сказку, которые прослушали только что. Не используют при разговоре прилагательные, причастия, наречия. В первую очередь, необходимо заняться запасом слов таких детей. Донести до них важность развития богатой речи, объяснить преимущества.
Упражнения для развития речи у детей 2-3 лет
Важно! Не взваливать всю работу на преподавателя. Привлекать родителей, при поддержке которых, материал будет усваиваться гораздо лучше.