Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Космическое путешествие»
Конспект открытого занятия в старшей группе ДОУ
Автор: Бородина Татьяна Геннадьевна, воспитатель старшей группы ГБОУ СОШ №289 (детский сад №1867) города Москвы.
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Космическое путешествие».
Программное содержание:
Задачи: Образовательные: 1. Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью; 2. Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей; 3. Развитие лексико-грамматической основы речи, посредствам подбора различных дидактических игр. Словарные: 1. Повторение и закрепление звука Р; 2. Закрепление правильного звукопроизношения в словах, пословицах и стихах; 3. Развитие диалогической речи; 4. Развитие лексико-грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении. Воспитательные: 1. Формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма; 2. Воспитание культуры речевого общения; 3. Воспитание внимания к собственной речи; интереса к занятиям по развитию речи. Предварительная работа: 1. Знакомство со звуком «Р» на занятии по развитию речи; 2. Беседа с детьми на тему: «Космос» /кто был первым космонавтом, космические планеты/ 3. Разучивание с детьми стихов; 4.Проведение занятий по рисованию, аппликации на тему «космос», оригами «ракета»; 5. Чтение рассказов из книги «летающие звезды» А. Ткаченко; 6. Рассматривание картинок из серии Л.Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса» Материал: картинки с изображением планет, игрушки: Лунтик, мяч, аудиозапись космической музыки, лазерные фонарики для создания эффекта «звездного неба», цветные звездочки большие для созвездий и маленькие в качестве поощрения. Используемая литература: 1. Л.Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса». 2. Н.В. Лабодина Комплексные занятия, старшая группа.
Ход занятия.
— Ребята, давайте с вами сегодня отправимся в космическое путешествие! — А на чем мы полетим в космос? /дети: — На ракете!/ — Какой первый звук в слове РАКЕТА? — А что мы с вами обязательно наденем? /дети: — скафандр!/. — А есть звук «Р» в слове СКАФАНДР? — Где он находится: в начале, в середине или в конце слова? Мы скафандр надеваем Чтобы в космос полететь Много нового узнаем Нужно только захотеть! — Наш экипаж к полету готов Внимание! Внимание! Отправляемся в полет! — Посмотрите, ребята, как много звезд вокруг! Мир звезд разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце. — Вокруг нашего солнца вращаются девять планет.
— Послушайте внимательно стихотворение о планетах. По порядку все планеты Назовёт любой из нас: Раз — Меркурий, Два — Венера, Три — Земля, Четыре — Марс. Пять — Юпитер, Шесть — Сатурн, Семь — Уран, За ним — Нептун. Он восьмым идёт по счёту. А за ним уже, потом, И девятая планета Под названием Плутон. (Аркадий Хайт) — Первая планета Меркурий. (показываю изображение планеты). Эта планета находится ближе всех к солнцу, она самая маленькая. Давайте вместе произнесем это слово и запомним название планеты! /На каждой планете дети выполняют задания./ Задание: Отгадайте загадки. 1. Что за птица, алый хвост, Прилетела в стаю звезд? (ракета) 2. Телескопом сотни лет Изучают жизнь планет. Нам расскажет обо всем Умный дядя … (астроном) 3. Не месяц, не луна, не планета, не звезда, по небу летает, самолеты обгоняет. (спутник) /Дети перелетают на другую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку, в это время мой помощник направляет лазерные фонарики на потолок и создается эффект «звездного неба»/. — Вторая планета, на которую мы прилетели называется Венера. (показываю изображение планеты). Здесь очень жарко. Давайте произнесем это слово и запомним его. /дети произносят слово Венера и находят звук «р»/ Задание: «Скажи наоборот»: День -…ночь Ярко — …темно Солнце -…луна Улетать — …прилетать Прилуниться — …приземлиться — Ну, что ж, ребята, вы выполнили задание, пора отправляться дальше. /Дети перелетают на следующую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку/. — Посмотрите в иллюминаторы, мы приближаемся к планете под названием Марс. Планета марс выглядит красной и видна на небе, как красноватая звезда. Давайте произнесем ее название и запомним его. /дети произносят слово МАРС и находят звук «р»/ Космическая физкультминутка В небе ясном солнце светит, Космонавт летит в ракете. (Потянуться – руки вверх). А внизу леса, поля – (Наклониться). Расстилается земля. (Руки развести в стороны). — Ребята, отправляемся в полет! Впереди нас ждет встреча с другими удивительными планетами. — А вы знаете, кто был первым космонавтом? Да, 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» Ю.А.Гагарин совершил полет в космос. С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики… — Ребята, послушайте стихотворение, которое называется: «Юрий Гагарин» В космической ракете С названием «Восток» Он первым на планете Подняться к звёздам смог. Поёт об этом песни Весенняя капель: Навеки будут вместе Гагарин и апрель. /Дети перелетают на другую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку, в это время мой помощник направляет лазерные фонарики на потолок и создается эффект «звездного неба»/. Мы приближаемся к планете Юпитер, над которой повисла угроза, ей нужно помочь удержаться во Вселенной! А для этого нужно выполнить задание. Задание: «Составь предложение, используя картинку». Например: «ракета» — Ракета летит в космос. «луна» — В небе светит луна. «созвездия» — Звезды в небе образуют созвездия. — Ребята, нам пора нам отправляться дальше! /Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/.
— Посмотрите в иллюминаторы – мы приближаемся к планете Сатурн. (показываю изображение планеты). Обратите внимание — эту планету окружают кольца, давайте произнесем название планеты и запомним его. /дети произносят слово Сатурн и находят звук «р»/. Задание: «Образуй множественное число». Например: ракета-…ракеты; комета – …кометы; планета-…планеты; космонавт-…космонавты, с созвездие-… созвездия. — Ребята, какие созвездия вы знаете? /ответы детей: большая медведица, микроскоп, павлин, гончие псы, муха, крест, южная корона, компас и т.д./ Игра «Собери созвездие» /Дети делятся на команды и по образцу выкладывают из звездочек свои созвездие./ Игра «Летает – не летает» Если я называю слово, что летает — вы подымаете руки. Что не летает – руки вы не подымаете. Но будьте очень внимательны, так как я вас буду путать. — Самолет летает? … Летает. — Луноход летает? … Не летает — Космонавт летает? … Летает. — Спутник летает? … Летает. — Звезда летает? … Не летает. — Вертолет летает? … Летает. — Ракета летает? … Летает. /Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/. — Летим на планету Уран. Это седьмая планета по удаленности от солнца. На ней ребята очень холодно и сухо. — Сейчас нам Ваня расскажет стихотворение: «Гагарин» Летит, летит ракета Вокруг земного света, А в ней сидит Гагарин- Простой Российский парень! /Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/. — Ребята, нам осталось долететь еще до двух планет солнечной системы – это Нептун и Плутон. Эти планеты, так же как и Уран находятся далеко от солнца и поэтому на них очень холодно. Чтобы нам не замерзнуть и не заболеть нужно выполнить еще одно задание. Задание: «Назови ласково». Например: звезда -…звездочка; облако-…облачко; солнце -…солнышко; небо -…небушко; самолет -…самолетик; вертолет -…вертолетик. — Молодцы ребята, с заданием справились. — Отгадайте, на какую планету мы сейчас полетим? Эта планета – любимый наш дом, На ней мы с рожденья до смерти живем. Планета прекрасна: моря, океаны. Цветы и деревья там, разные страны, И солнце сияет с зари до заката, что за планета, скажите, ребята!
— Посмотрите в иллюминаторы, мы подлетаем к самой чудесной, к самой красивой и любимой планете Земля. — Ребята у планеты Земля есть свой спутник. — Послушайте загадку и отгадайте, какой у Земли спутник. Только лучше звезд видна В небе полная … (луна). — Ребята, к нам в гости с Луны пришел «Лунтик». Он хочет с вами поиграть. Игра-викторина «Угадай-ка». — Самая большая и горячая звезда во вселенной (Солнце). — Человек, который летает в космос (космонавт). — Как называется, летательный аппарат, в котором летят в космос? (Космический корабль). — Как называется и животное, и созвездие? (Медведица). — Почему на земле есть день и ночь? (Планета вращается вокруг себя) — Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Юрий Гагарин). — Кто еще побывал в космосе кроме людей? (Собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже шимпанзе). — Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет? («Восток») — Какой праздник наша страна празднует каждый год 12 апреля? (День космонавтики). — Ребята, послушайте стихотворение, которое называется: «Юрий Гагарин» «Летит корабль» Летит в космической дали Стальной корабль Вокруг Земли. И хоть малы его окошки, Всё видно в них Как на ладошке: Степной простор, Морской прибой, А может быть и нас с тобой! (автор стихотворения — В.Орлов) — Ребята! Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествовать по планетам? Что вам больше всего запомнилось? — Сейчас Лунтик раздаст всем вам ребята звездочки на память о нашем путешествии.
Рекомендуем посмотреть:
Стихи и частушки ко дню космонавтики для детского сада Сценарий тематического досуга ко Дню Космонавтики в детском саду Конспект проведения образовательной деятельности в средней группе на тему «Ах,если бы я был космонав Оформление ДОУ ко Дню космонавтики
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе по теме: Космос
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Космос»
Урок английского языка в ДОУ. Рисование космической ракеты
Исследовательско – творческий краткосрочный проект для старших дошкольников «Космос»-«Space»
Игра – путешествие для старших дошкольников «Полет в космос»
Занятие по развитию речи на тему «Космос» для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет
Транскрипт
1 Занятие по развитию речи на тему «Космос» для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет Подготовила: учитель-логопед Тимофеева О.Н. 1. Взрослый читает ребенку стихотворение Н.Самоний «Быть Гагариным хочу». Заявил вчера Виталик: — Быть Гагариным хочу! Вы меня зовите Юрой, Я ведь в космос полечу. Посмотрите, посмотрите: Ждать взросленья нет уж сил, Потому-то из коробки Я ракету смастерил. Полечу к Луне и звёздам И на Марс я полечу Вы меня зовите Юрой Космонавтом быть хочу! (Н. Самоний) — 12 апреля наша страна отмечает праздник. Как он называется? Что ты об этом знаешь? (- День космонавтики это праздник космонавтов.) — И не только космонавтов, но и тех, кто участвует в разработке, строительстве и испытании космических ракет, спутников, всей космической техники. 2. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку «Космонавты» и побеседовать по ней (см. картинку ниже). — Давай посмотрим на картину, что и кого мы видим на ней? ( — Мы видим космическую станцию и космонавтов.) — Верно. Это действительно космическая станция. Её называют орбитальной, потому что она находится на земной орбите и с огромной скоростью движется вокруг Земли. Космонавты вышли из орбитальной станции в открытый космос и монтируют новое оборудование. Оно необходимо им для исследования космоса. Что еще мы видим в космосе? (- Мы видим Землю, Луну и много звезд.) — Что мы можем сказать о Земле? Какая Земля? ( — Голубая, далекая, красивая.) — Земля планета, на которой мы живем. Космонавты, видевшие Землю с большого расстояния, говорят, что она очень красивая яркий голубой шар, покрытый белыми облаками. 1
2 — А Луна какая? (- Маленькая, холодная, круглая) — Какие звезды мы видим? (- Большие, блестящие, яркие) — Что можно сказать о работе космонавтов? Какая это работа? (- Трудная, интересная, важная, опасная.) — Правильно. Космонавты действительно выполняют очень важную работу. Благодаря этой работе на Земле развиваются наука и техника. 3. Игра «Скажи наоборот». Взрослый предлагает ребенку поиграть с мячом. — Давай поиграем в игру «Скажи наоборот». Я буду передавать тебе мяч и начинать предложение, а ты заканчиваешь предложение словом «наоборот» и возвращаешь мяч. В солнечный день очень светло, а в космосе (темно). Летом на солнце очень жарко, а в космосе (холодно). На Земле люди совершают движения быстро, а в космосе (медленно). На Земле работать легко, а в космосе (тяжело). 4. Работа по тетради Нищевой Н.В. Взрослый предлагает ребенку выполнить задание на с.26 (см. ниже). 2
3 — А теперь давай посмотрим, что изображено на следующей странице в ее верхней части? ( — Это ракета и спутник.) — Возьми любой цветной карандаш. Обведи ракету по контуру, а потом раскрась ее. 3
4 5. Подвижное упражнение «Ракета» Взрослый приглашает ребенка выйти на ковер и сделать упражнение. А сейчас мы с тобой Улетаем на ракете. На носки поднимись, А потом руки вниз. Раз, два, потянись. Вот летит ракета ввысь! В.Волина Маршируют по кругу. Поднимаемся на носки, тянем руки вверх, сомкнув их. Опускают руки. Вновь тянутся вверх. Бегут по кругу на носочках. 6. Игра «Кто больше?» (можно использовать фишки). — А теперь подумай и подбери как можно больше слов со звуком [к] (Космический, корабль, космонавт, скафандр, рука, карман, комбинезон, рукав, застежка, конструкция.) 7. Игра с мячом «Семейка». — Отгадай мою загадку: «Угли пылают Совком не достать. Ночью их видно, А днем не видать». — Что это? (- Это звезды.) — Как ты догадался (-ась)? (- Звезды ярко горят, но днем их не видно.) — Давай поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову звезда. Сядем на ковер. Будем катать мяч друг другу. Как можно ласково назвать звезду? (- Звёздочка.) — Если на небе много звёзд, какое оно? (- Звёздное.) — Как можно назвать корабль, который летит к звёздам? (- Звездолёт.) — Как называют в сказках волшебника, который определяет будущее по звёздам? ( — Звездочёт.) — Молодец! С древности люди наблюдали за небом, звездами, хотели узнать, что же такое звезды, почему они такие яркие. Ученые придумали специальные приборы телескопы, чтобы наблюдать за звездами. 4
5 Из этих наблюдений люди узнали, что кроме Земли существуют и другие планеты. Какие планеты ты знаешь? (- Луна, Меркурий, Марс, Венера, Юпитер, Сатурн и др.) — Правильно: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун наши соседи по космосу. 5
6 8. Физкуль. Взрослый предлагает ребенку выйти на ковер и сделать упражнение. На Луне жил звездочёт. Складываем руки так, чтобы получился телескоп. Он планетам вёл учёт. Считаем указательным пальцем правой руки. Меркурий — раз, Описываем круг руками. Венера два, Хлопаем в ладоши. Три Земля, Приседаем. Четыре Марс, Встаем. Пять Юпитер, Наклон вправо. Шесть Сатурн Наклон влево. Семь Уран, Наклон вперёд. Восьмой Нептун, Наклон назад. Девять: дальше всех Плутон, Прыжок на месте. Кто не видит выйдет вон. Развести руки в стороны. 9. Игра «Кто полетит на ракете?» (Закрепление произношения звука [Р].) Взрослый показывает ребёнку ракету и сказочных героев: Чебурашку, Буратино, Красную Шапочку, Деда Мороза (см.ниже). — Дай полный ответ на вопросы, следи за чётким и правильным произнесением звука [Р]: 1. «Кто полетит в ракете на Марс и Венеру?» (- На Марс и Венеру полетит Чебурашка.) 2. Кто полетит на Марс и Венеру вместе с Чебурашкой? (- Вместе с Чебурашкой на Марс и Венеру полетит Буратино.) 3. Кого возьмут с собой на Марс и Венеру Чебурашка и Буратино? (- Чебурашка и Буратино возьмут с собой на Марс и Венеру Красную Шапочку.) 4. Кто полетит на Марс и Венеру вместе с Чебурашкой, Буратино и Красной Шапочкой? ( — Вместе с Чебурашкой, Буратино и Красной Шапочкой на Марс и Венеру полетит Дед Мороз.) 6
7 1. 2.,,. 10. Игра «Отправь ракету». — Чтобы ракета с нашими героями успешно стартовала, надо прочитать предложение и составить звуковую схему слова (раскрасить кружки: если звук гласный кружок красный, если согласный твердый кружок синий, если согласный мягкий кружок зелёный). Вот космонавты. 11. Итог занятия. Взрослый предлагает ребенку вспомнить, чем занимались, перечислить игры и задания, а потом обязательно похвалить его за хорошую работу! 7