Занятия математикой с детьми 3-4 лет дома и в детском саду


Акцент в современном образовании дошкольников делается на развивающее обучение. Занятия по математике не являются исключением. Формирование элементарных математических представлений развивает личность, интеллект, формирует логику и абстрактное мышление. Обостряет внимание и память, развивает речь и способствует максимально комфортной интеграции малыша в окружающий мир. Веселая математика для детей 3-4 лет поможет развить такие качества, как любознательность, достижение целей, дисциплина. Ознакомит с пространственной и временной логикой.

Чему учит математика малышей 3-4 лет

Каждый образованный родитель хочет понимать, насколько его ребенок хорошо развит. Не упускает ли каких навыков, которые важны в современном мире, на что стоит сделать упор. Чтобы адекватно оценить знания и умения детей, нужно знать, что требует от них сегодняшняя система образования.

Математика у трехлетних детей

Математика в 3 года в детском саду не является сложной. Дети должны:

  • Освоить работу с числами в пределах пяти. Это и порядковый, и обратный счет.
  • Понимать, из чего состоит то или иное число (например, 5 – это 4+1).
  • При счете пользоваться пальцами, счетными палочками, другими доступными предметами.
  • Правильно использовать названия порядковых числительных, а также количественных в названиях цифр.
  • Узнавать написанные числа, уметь их написать самостоятельно.
  • Называть число, которое идет перед заданным, а также после.
  • Использовать понятия «больше», «меньше», «столько же». Четко понимать разницу между ними.
  • Освоить ориентацию в пространстве (например, показать на листке тетради, где строчки выше, а где ниже, которые слева, справа, между ними, что находится в центре, что вверху, что внизу).

К сведению! Дети должны различать предметы.

По величине:

  • Большой — больше.
  • Маленький — меньше.
  • Короткий — короче.
  • Длинный — длиннее.
  • Высокий — выше.
  • Низкий — ниже.
  • Широкий — шире.
  • Узкий — уже.

Занятия по математике

По геометрической форме:

  • квадрат;
  • круг;
  • треугольник;
  • прямоугольник.

Должны находить эти фигуры и уметь их нарисовать, называть геометрическую форму окружающих предметов. Научиться определять их цвет. Различать круг и шар, квадрат и куб.

Математические игры для дошкольников 3–4 лет

Вплоть до самой школы ведущим видом деятельности ребёнка является игра. В игре детки учат буквы и цифры, изучают окружающий мир, знакомятся с основными понятиями и законами физики, астрономии, биологии.

  • Что должны знать и уметь юные математики 3–4 лет?
  • Какие игры предложить карапузам для изучения «царицы всех наук»?
  • Как сделать домашние развивающие занятия максимально эффективными?

Давайте разбираться вместе!

Необходимый багаж знаний

Прежде чем составлять план занятий по математике для детей 3–4 лет, необходимо разобраться, что вообще следует знать и уметь малышам этого возраста:

  • концентрироваться на задании не менее 5 минут;
  • складывать пирамидку;
  • собирать пазлы из 4 и более фрагментов;
  • уметь находить отличия между предметами по 3–4 признакам (цвет, размер, температура, форма и т. п.);
  • находить в представленном множестве одинаковые/похожие предметы;
  • находить в представленном множестве лишние объекты;
  • оперировать математическими понятиями «один», «много», «больше», «меньше», «равно»;
  • считать до 5 в прямом порядке;
  • знать цифры от 0 до 5;
  • показывать загаданное число на пальчиках;
  • демонстрировать навыки ориентирования в пространстве (понимать, где верх и низ, где правая/левая рука; осознавать значение предлогов «в», «на», «за» и т. д.);
  • знать основные геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник;
  • понимать и использовать обобщающие слова: мебель, посуда, одежда, игрушки, овощи и др.

Эффективные развивающие занятия по математике для детей младшего дошкольного возраста выстраиваются по плану, в котором учитывается объём знаний, необходимый детям 3–4 лет.

Игры на развитие логики в 3–4 года

«Шеф-повар»

Достаньте из кухонного шкафа несколько кастрюль с крышками. Постарайтесь подобрать посуду, отличающуюся цветом, размером, материалом.

Крышки снимите и выложите в произвольном порядке.

  • Ну-ка, малыш, подбери для каждой кастрюльки верную крышку!

Когда ребёнок самостоятельно или с вашей помощью справится с заданием, обсудите с ним, чем продиктован его выбор:

  • для большой кастрюли — большая крышка;
  • для красной — красная

и пр.

«Друзья-товарищи»

Приготовьте несколько предметов, которые можно сгруппировать по их назначению. Такое игровое задание помогает развивать логику, внимательность, находить связь между различными объектами.

Для игры можно взять:

  • перчатки и носочки;
  • фломастеры и альбом;
  • зубная щётка и зубная паста;
  • расчёска и заколочка для волос;
  • предметы игрушечной или настоящей посуды.

Вы можете использовать один предмет из пары, а второй заменить картинкой. Если малыш хорошо справляется с заданием, попробуйте все предметы заменить картинками.

«Найди отличия»

Игры на поиск отличий прекрасно развивают внимательность, а если сразу указать, сколько отличий надо найти, то ещё и тренируют устный счёт.

Подберите для малыша картинки на поиск отличий. Подпишите на них, сколько отличий надо найти. Каждое найденное отличие ребёнок должен обвести карандашиком и поставить на листке черточку. Когда задание выполнено, черточки подсчитываются, чтобы понять, все ли отличия найдены.

Игры с геометрическими фигурами для детей 3–4 лет

Для игр, которые мы приготовили, вам потребуется два комплекта геометрических фигур из плотного картона. В каждый комплект должны входить круги, овалы, треугольники и квадраты разных цветов и размеров.

«Повтори картинку»

Конструирование из плоских геометрических фигур — отличный тренажёр для развития логики, памяти, внимательности, образного и пространственного мышления. Для детей младшего дошкольного возраста задание должно быть простым и понятным.

Выкладывайте перед ребёнком картинки из геометрических фигур, комментируя свои действия. Малыш должен повторить картинку по вашему образцу.


«Сосчитай»

Вырезанные из картона геометрические фигуры — прекрасный счётный материал, с помощью которого удобно отрабатывать навыки сравнения, а также порядковый и количественный счёт.

Выложите фигуры в два ряда:


Попросите малыша выполнить ваши задания и ответить на вопросы.

  1. Посчитай, сколько на картинке кругов.
  2. Посчитай, сколько на картинке треугольников.
  3. Посчитай, сколько на картинке зелёных фигур.
  4. Посчитай, сколько на картинке красных фигур.
  5. Каких фигур больше: красных или зелёных?
  6. Каких фигур больше: треугольников или кругов?
«Геометрический сортировщик»

Используйте ваш комплект геометрических фигур, чтобы отрабатывать детский навык сортировать предметы по заданному признаку.

Малыш должен выполнить ваши словесные команды:

  1. Положи в ряд три зелёные фигуры.
  2. Положи рядом 2 круга.
  3. Разложи треугольники по порядку от самого маленького к самому большому (предварительно отберите из комплекта три треугольника разного размера).

Если ребёнку сложно выполнять ваши устные просьбы, пусть пока действует по визуальному образцу. Главное — комментируйте, какие последовательности и по каким принципам вы выкладываете из фигурок.

Математическая физкультминутка

Друзья, не забываем, что малышам 3–4 лет необходимо много двигаться. Давайте совместим весёлые подвижные игры с изучением математики!

«Прыг-скок»

Включите весёлые детские песни и предложите ребёнку немного размяться. Во время произвольных танцев озвучивайте команды в формате:

  • два прихлопа;
  • три притопа;
  • один присед;
  • пять наклонов.

Вероятно, сначала вам придётся выполнять движения вместе с ребёнком, но очень скоро малыш будет справляться с таким забавным математическим заданием самостоятельно.

«Весёлый хоровод»

Чем больше будет игроков, тем веселее получится игра. Это хороший вариант развлечения для детского дня рождения. Но за неимением компании вы вполне можете поводить математический хоровод вдвоём с карапузом.

Перед началом игры повторите с ребёнком, где у него правая ручка, а где левая. Объясните, где у круга центр. Договоритесь, что при команде «вверх» надо остановиться и, встав на носочки, вытянуть ручки вверх, а при команде «вниз» — сесть на корточки.

А теперь можно начинать.

Под музыку ходим по кругу, выполняя команды ведущего:

  • пошли влево;
  • пошли вверх;
  • пошли в центр;
  • пошли вниз.

Эта игра учит ориентированию в пространстве, развивает слуховую внимательность, тренирует навык коллективной работы.

«Раз, два — стоит ракета»

Раз, два — стоит ракета. (Прямые руки поднять вверх) Три, четыре — самолёт. (Прямые руки развести в стороны) Раз, два — хлопок в ладоши. (Хлопки в ладоши) А потом на каждый счёт. (Ходьба на месте) Раз, два, три, четыре. (Хлопки в ладоши) Руки выше, плечи шире. (Прямые руки поднимаем вверх, опускаем через стороны вниз) Раз, два, три, четыре, (Хлопки в ладоши) И на месте походили. (Ходьба на месте)

Советы «Эврики»:

  1. Знания и умения формируются и накапливаются постепенно. Не надейтесь, что после первого занятия малыш запомнит и усвоит всё, что вы хотели до него донести. Последовательность, постепенность, закрепление и повтор — неизменные этапы успешного обучения математике в дошкольном возрасте.
  2. Не забывайте правильно хвалить малыша за успешное выполнение заданий. И учитывайте, что старание — тоже повод для разумной похвалы.
  3. Во время игр, в которых требуется пересчитать предметы, позволяйте и даже рекомендуйте ребёнку считать, указывая пальчиком на объект счёта. Постепенно, ненавязчиво, но уверенно вводите понятия порядкового и количественного счёта.
  4. Математика — это не только счёт. Более того, не торопитесь научить малыша считать. Работайте над развитием логики, учите обобщать и систематизировать, а счёт, органично вплетаясь в канву занятия, будет освоен сам по себе, между прочим.
  5. Учиться в игре можно не только дома. Считайте ступеньки на выходе из дома, замечайте круглые и квадратные предметы во время вашей прогулки, рассматривайте номера страничек в книгах, которые читаете перед сном.

Друзья! Мы желаем вам счастливого и эффективного родительства. До новых встреч!

Счет и нумерация чисел

Задача преподавателя — понять, осознают ли дети конечную цель счета, для чего они это делают.

Математика для малышей в 3-4 года имеет свои особенности. Нужно направить их внимание на изучение серьезного предмета. Для этого используются всевозможные вспомогательные материалы, презентации.

Изучение фигур в ДОУ

Сказки, игрушки, кубики, картинки (распечатанные на цветном принтере персонажи из сказок и мультфильмов будут прекрасным раздаточным материалом), пригодятся и лэпбуки. Их достаточно просто сделать самостоятельно.

Дети должны освоить название чисел. Но часто они не проецируют это знание на то, что касается их самих. Например, ребенок прекрасно знает порядковый счет, но не может посчитать свои пальцы. Он просто не связывает эти два понятия.

Важно! Задача педагога не только дать понятие нумерации и счета, а и связать эти вещи с реальным миром в сознании малыша.

Как выучить алфавит с ребенком 4, 5 или 6 лет

Математические упражнения

Для занятий по математике потребуется дополнительный материал. ДОУ рекомендует «Игралочку» Л. Г. Петерсон. Это методическое пособие направлено на использование на уроках математики в 3 годика в детском саду. Эти тетради можно приобрести онлайн. Также рекомендуется использование методики Е. В. Колесниковой.

Развивающие карточки

Математика для 3-летнего ребенка начинается с картинок. Изготавливается пять карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5.

Нужно подготовить картинки одного цвета, но разных предметов. Например:

  • Синий цвет – машинка, шарик, цветок, зонтик и т. д. (все одного цвета).
  • Красный цвет – машинка, мяч, карандаш, зонтик и т. д.
  • Желтый цвет – машинка, шарик, мяч, ложка и т. д.
  • Зеленый цвет – машинка, шарик, цветок, зонтик и т. д.
  • Черный цвет – машинка, мяч, карандаш, зонтик и т. д.
  • Белый цвет – машинка, шарик, цветок, зонтик, заяц и т. д.

Так соберется рабочий презентатор для изучения начального счета. Предметы на картинках должны быть разного размера.

Задания:

  • Найти все карточки красного цвета. Найти и каждую картинку назвать.
  • Найти все карточки желтого цвета. Найти и каждую картинку назвать.
  • Найти все карточки синего цвета. Найти и каждую картинку назвать.
  • Найти все карточки зеленого цвета. Найти и каждую картинку назвать.
  • Найти все карточки черного цвета. Найти и каждую картинку назвать.
  • Найти все карточки белого цвета. Найти и каждую картинку назвать.

После того, как дети выполнили задание, можно переходить к следующему этапу.

Далее задания усложняются. Нужно выбрать все карточки, где нарисована машинка. Все карточки, где нарисован мяч.

К сведению! Наличие разных цветов сначала сильно сбивает детей с толку.

Сравнение «Больше-меньше»

Математика для 3-летнего ребенка, занятия которой проходят в ДОУ, включает изучение сравнений. Детям объясняется понятие «больше» и «меньше». Используется набор карточек с прошлых занятий:

  • Найти все карточки, где нарисован мяч. Потом найти все карточки, где нарисован зонтик. Сравнить количество карточек. Найти, каких рисунков больше.
  • Найти все карточки с нарисованным цветком. Потом найти все карточки с нарисованным автомобилем. Найти, каких картинок меньше.

Для наглядности можно ставить вместе картинку с машинкой и цветком. Какие картинки останутся без пары, тех и больше. Какие закончились раньше, тех и меньше.

Изучение понятия «Столько же»

В начале урока (если кто-то празднует свой четвертый год рождения) родители именинника принесли торт и конфеты. Как определить, сколько нужно каждому ребенку сладостей, не употребляя цифры? Дети высказывают свои предложения.

Вводится термин «столько же». Ребята практикуются в закреплении нового слова. Решаются задачи с похожими терминами:

  • также;
  • равное количество;
  • одинаково.

Мы предлагаем вам интересные упражнения по математике

Первое упражнение

Возьмите лист бумаги и карандаш, разделите его на две части. Нарисуй с правой стороны квадратов больше, чем с левой на один.

Второе упражнение

Посмотрите внимательно картинку, на ней изображены геометрические фигуры, посчитайте их и напишите ответ.

Любая картинка увеличится, если по ней кликнуть:

Третье упражнение

В этом упражнении вместо вопросительного знака надо расставить знаки >, <, =

Пример: 5 > 4.

4 ( ? ) 1

2 ( ? ) 6

8 ( ? ) 4

9 ( ? ) 3

6 ( ? ) 5

Четвертое упражнение

В этом упражнении надо расставить знаки >, <, =

Пятое упражнение

В этом упражнении надо расставить знаки >, <, =

Шестое упражнение

Из каких чисел состоят следующие числа: 6, 9, 7, 4, 5, 8, 2, 3.

Пример: число 6 состоит из чисел 5 и 1.

Седьмое упражнение

Продолжи счет. Впиши пропущенные цифры.

Восьмое упражнение

Найди по порядку все числа от 1 до 10 и соедини их линией.

Девятое упражнение

Утенок решил примеры, проверь и исправь красным карандашом неправильные ответы.

Десятое упражнение

Сколько предметов на каждой картинке?

Одиннадцатое упражнение

С левой стороны нарисованы предметы, надо их посчитать и написать напротив каждой строчки нужную цифру.

Двенадцатое упражнение

Напиши соседей данного числа: 3, 4, 7, 2, 8, 6, 5.

Тринадцатое упражнение

В этом упражнении надо решить примеры.

Четырнадцатое упражнение

Посмотрите внимательно на следующую картинку, на ней нарисованы разные предметы, посчитайте их и поставьте между ними знак: >, <.

О счете на пальцах

На первом этапе обучения счета на пальцах нужно твердо усвоить все возможные комбинации. Ребенок не должен задумываться над ответом в пределах одной руки.

Открытые математические занятия в средних группах по ФГОС

Развивается внимательность и память, в том числе и тактильная, ведь подсчет происходит в голове. Приходится удерживать в памяти несколько данных одновременно. Быстрое решение зависит от сообразительности и скорости восприятия.

Ребенок считает на пальцах

До обучения счету на пальцах ребенок уже ознакомлен с понятиями «больше», «меньше», «также». Может пересчитать предметы по порядку в пределах пяти.

Далее:

  • Нужно начинать с 1+1=2. Дети складывают два пальца вместе и получают 2.
  • Потом добавляют еще один палец = 3.
  • К трем добавляют еще один и получают четвертый результат (четыре).
  • К четырем добавляют еще один палец и получают пять.

Теперь осваивается вычитание:

  • От пяти отнять один палец и станет четыре.
  • От четырех отнять один палец и станет три.
  • Если от трех отнять один палец, их останется два.
  • От двух отнять один палец и останется один.

Занятие не должно превышать 20 минут. Дети быстро устают. Разнообразить урок можно сменой деятельности — разминка, спеть что-либо, разгадать загадки и так далее.

Важно! Нельзя заставлять. Всегда проще «заманить» куда-либо, чем заставить. Элементы игры, соревнования и поощрения сделают больше и лучше, чем все остальное.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]