Занятия математикой с детьми 3-4 лет дома и в детском саду

Акцент в современном образовании дошкольников делается на развивающее обучение. Занятия по математике не являются исключением. Формирование элементарных математических представлений развивает личность, интеллект, формирует логику и абстрактное мышление. Обостряет внимание и память, развивает речь и способствует максимально комфортной интеграции малыша в окружающий мир. Веселая математика для детей 3-4 лет поможет развить такие качества, как любознательность, достижение целей, дисциплина. Ознакомит с пространственной и временной логикой.

Чему учит математика малышей 3-4 лет

Каждый образованный родитель хочет понимать, насколько его ребенок хорошо развит. Не упускает ли каких навыков, которые важны в современном мире, на что стоит сделать упор. Чтобы адекватно оценить знания и умения детей, нужно знать, что требует от них сегодняшняя система образования.

Математика у трехлетних детей

Математика в 3 года в детском саду не является сложной. Дети должны:

  • Освоить работу с числами в пределах пяти. Это и порядковый, и обратный счет.
  • Понимать, из чего состоит то или иное число (например, 5 – это 4+1).
  • При счете пользоваться пальцами, счетными палочками, другими доступными предметами.
  • Правильно использовать названия порядковых числительных, а также количественных в названиях цифр.
  • Узнавать написанные числа, уметь их написать самостоятельно.
  • Называть число, которое идет перед заданным, а также после.
  • Использовать понятия «больше», «меньше», «столько же». Четко понимать разницу между ними.
  • Освоить ориентацию в пространстве (например, показать на листке тетради, где строчки выше, а где ниже, которые слева, справа, между ними, что находится в центре, что вверху, что внизу).

К сведению! Дети должны различать предметы.

По величине:

  • Большой — больше.
  • Маленький — меньше.
  • Короткий — короче.
  • Длинный — длиннее.
  • Высокий — выше.
  • Низкий — ниже.
  • Широкий — шире.
  • Узкий — уже.

Занятия по математике

По геометрической форме:

  • квадрат;
  • круг;
  • треугольник;
  • прямоугольник.

Должны находить эти фигуры и уметь их нарисовать, называть геометрическую форму окружающих предметов. Научиться определять их цвет. Различать круг и шар, квадрат и куб.

Картотека игр по ФЭМП, используемых во второй младшей группе

Игры с математическим содержанием, предлагаемые во второй младшей группе, становятся более сложными. Они выполняют конкретную задачу или объединяют в себе несколько задач.

  1. Составление групп предметов, получение равенства, отбор предметов по какому-то признаку (закрепляют понятие количества, величины).
  2. Различение геометрических фигур.
  3. На ориентировку в пространстве (как вариант — на плоскости).
  4. Закрепляющие временные понятия (части суток).

Дети четвёртого года жизни уже без подсказки воспитателя решают, чем им заняться в свободное время. Поэтому уголок математики в группе становится более насыщенным различными пособиями, в частности, появляется больше настольно-печатных игр.

Во второй младшей группе уже уместны настольно-печатные игры

Усложняются правила подвижных игр, а в пальчиковую гимнастику вводится цифры, которые дети непроизвольно запоминают.

Обучающие

Картотека дидактических игр по математике во второй младшей группе весьма объёмна. В младшем дошкольном возрасте популярны игры, суть которых — в сопоставлении формы предметов и объектов с геометрическими фигурами. Это, например, «Геометрическое лото», «Найди предмет такой же формы».

Также малыши любят составлять из геометрических фигур красивые орнаменты, украшать ими предметы. Такова игра «Составь узор на варежке»: дошкольникам предлагаются варежки с разнообразным рисунком из геометрических фигур. Задача детей — украсить вторую таким же образом, чтобы получилась пара.

Воспитанники второй младшей группы должны выложить на второй варежке такой же орнамент из фигур, как на первой

«Собери бусы для куклы». Ребёнку предлагается нить и объёмные геометрические фигуры с отверстием внутри. Чередуя фигуры в заданной последовательности, малыш собирает красивое украшение для куклы.

Увлекательное игровое пособие поможет детям запомнить фигуры, основные цвета и очень полезно для развития мелкой моторики

Данная игра имеет вариации:

  • выложить бусы из одинаковых фигур разного цвета;
  • из разных фигур одного цвета;
  • из двух разных фигур разных цветов;

Более простой вариант игры — бусы, которые выкладываются из плоских фигур на листе бумаги с нарисованной нитью.

Воспитанники 3–4 лет с удовольствием играют в «Чудесный мешочек»: педагог называет какую-либо геометрическую фигуру, а дети (по очереди) на ощупь находят такую же в мешочке. Кстати, использовать для такой деятельности можно блоки Дьенеша.

«Зоопарк» закрепляет понятия «один» и «много». Педагог сообщает ребятам, что в зоопарк привезли много новых животных (демонстрирует фигурки), и подводит ребят к мысли, что звери не могут находиться все вместе. Их нужно распределить по разным клеткам (бумажные коробки). Каждый ребёнок берёт одно животное и перевозит его на машинке в клетку. Вся эта деятельность сопровождается вопросами воспитателям: сколько животных, сколько машин, сколько клеток.

«Почини машину» учит классифицировать предметы, исходя из их цвета и размера. Воспитатель предлагает малышам превратиться в автомехаников и поменять колёса на автомобилях. Но нужно быть внимательными: у машины большего размера и колёса должны быть большими и наоборот.

К каждому автомобилю нужно подобрать колёса соответствующего цвета и размера

Подвижные

Во второй младшей группе проводятся различные подвижные игры, организованные по принципу «Найди свой домик». Однако каждый раз, чтобы вызвать интерес дошкольников, педагог предлагает новый сюжет: «Кот и мыши», «Птички и кот», «Воробушки и автомобиль» и др. Цель игры — занять свою норку, гнёздышко, гараж (их число соответствует числу детей).

«Куда спряталась мышка» развивает ориентировку в пространстве. Педагог показывает игрушечную мышку, которая очень хочет поиграть с ребятами. Малыши закрывают глаза, а мышка оказывается под столом, на шкафу и т. д. Задача дошкольников — найти её, обязательно комментируя местоположение игрушки словами: наверху, внизу, возле и пр.

«Зеркало» (также направлена на развитие ориентировки в пространстве). Воспитатель сообщает ребятам, что они превращаются в зеркало, и должны повторять все его движения. Сначала движения предлагаются простые — поднять руку или ногу, коснуться уха и пр., а затем они усложняются: одновременно поднять руку и ногу, подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши.

«Великаны и карлики» закрепляет понятие величины. Малыши ходят по комнате обычным шагом. По сигналу педагога «Карлики!» их шаги становятся короткими, «Великаны!» — очень длинными.

Подобную игру можно дополнить речевым развитием. Дети сидят в кругу, воспитатель катит по очереди мяч, начинает фразу, а ребёнок должен её закончить:

  • сапоги длинные, а ботинки… (короткие)
  • у футболки рукава короткие, а у рубашки… (длинные).
  • гольфы длинные, а носки… (короткие).
  • шорты короткие, а брюки… (длинные).
  • платье длинное, а юбка… (короткая).
  • пальто длинное, а куртка… (короткая).

Физкульминутки и пальчиковые игры

Спокойные дидактические игры хорошо чередовать на занятии с физкультминутками и пальчиковой гимнастикой, которые также отражают математические понятия. Во время физкультминутки дети могут закрепить навыки ориентировки в пространстве.

Таблица : физкуль

Как-то серенький козел в огород поесть зашёл.Указательные пальцы выпрямлены, пальцы приставлены ко лбу. Идём вперёд.
Посмотрел по сторонам — есть еда и здесь и там.Поворачиваемся то в одну, то в другую стороны.
Под копытами — трава,Опускаем подбородок
А над головой — листва.Поднимаем подбородок вверх.
Наклонись — капусту кушай,Наклоняемся вниз.
А вверху — большие грушиВстаем на носочки, тянемся вверх.
Сзади огурцы растут,Поворачиваемся назад.
Впереди кусты растут.Поворачиваемся назад.
Слева- молодой лучок, справа — молодой кабачокПолуобороты влево, вправо.
Здесь — сто ягодок, там — двестиНаклоны вправо, влево.
Козлик крутится на месте.Крутимся.
И, пока он выбирал, Пес его в сарай прогнал.Наклонив голову, убегаем от пса.

Таблица: пальчиковая игра «Игрушки» (закрепление навыков счёта)

На большом диване в ряд Куклы Катины сидят:Попеременно хлопают в ладошки.
Два медведя, Буратино И весёлый Чиполлино, И котёнок и слонёнок.Загибают поочерёдно все пальчики.
Один, два, три, четыре, пять.Разгибают поочерёдно пальчики.
Помогаем нашей Кате Мы игрушки собирать.Попеременно хлопают в ладошки и стучат кулачками.

Таблица: пальчиковая игра «Червячки»

Один, два, три, четыре, пять, Червячки пошли гулять.Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идём по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).
Вдруг ворона подбегает,Складываем пальцы щепоткой.
Головой она кивает,Качаем ими вверх и вниз.
Каркает: «Вот и обед!»Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.
Глядь — а червячков уж нет!Сжимаем кулачки, прижимая их к груди.

Таблица: пальчиковая игра «Посуда»

Раз, два, три, четыре,Чередовать хлопки в ладоши и удары кулачками друг о друга.
Мы посуду перемыли:Одна ладонь скользит по другой по кругу.
Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварёшку. Мы посуду перемыли,Загибать пальчики, начиная с большого.
Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломалиРазгибать пальчики по одному, начиная с большого.
Так мы маме помогали!Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши.

Занятия с малышами 3–4 лет имеют большую длительность, чем в ясельной, и некоторое время дети уже могут провести за столами, выполняя задание педагога.

Счет и нумерация чисел

Задача преподавателя — понять, осознают ли дети конечную цель счета, для чего они это делают.

Математика для малышей в 3-4 года имеет свои особенности. Нужно направить их внимание на изучение серьезного предмета. Для этого используются всевозможные вспомогательные материалы, презентации.

Изучение фигур в ДОУ

Сказки, игрушки, кубики, картинки (распечатанные на цветном принтере персонажи из сказок и мультфильмов будут прекрасным раздаточным материалом), пригодятся и лэпбуки. Их достаточно просто сделать самостоятельно.

Дети должны освоить название чисел. Но часто они не проецируют это знание на то, что касается их самих. Например, ребенок прекрасно знает порядковый счет, но не может посчитать свои пальцы. Он просто не связывает эти два понятия.

Важно! Задача педагога не только дать понятие нумерации и счета, а и связать эти вещи с реальным миром в сознании малыша.

Картотека бесед в подготовительной группе в утреннее время

Математические упражнения

Для занятий по математике потребуется дополнительный материал. ДОУ рекомендует «Игралочку» Л. Г. Петерсон. Это методическое пособие направлено на использование на уроках математики в 3 годика в детском саду. Эти тетради можно приобрести онлайн. Также рекомендуется использование методики Е. В. Колесниковой.

Развивающие карточки

Математика для 3-летнего ребенка начинается с картинок. Изготавливается пять карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5.

Нужно подготовить картинки одного цвета, но разных предметов. Например:

  • Синий цвет – машинка, шарик, цветок, зонтик и т. д. (все одного цвета).
  • Красный цвет – машинка, мяч, карандаш, зонтик и т. д.
  • Желтый цвет – машинка, шарик, мяч, ложка и т. д.
  • Зеленый цвет – машинка, шарик, цветок, зонтик и т. д.
  • Черный цвет – машинка, мяч, карандаш, зонтик и т. д.
  • Белый цвет – машинка, шарик, цветок, зонтик, заяц и т. д.

Так соберется рабочий презентатор для изучения начального счета. Предметы на картинках должны быть разного размера.

Задания:

  • Найти все карточки красного цвета. Найти и каждую картинку назвать.
  • Найти все карточки желтого цвета. Найти и каждую картинку назвать.
  • Найти все карточки синего цвета. Найти и каждую картинку назвать.
  • Найти все карточки зеленого цвета. Найти и каждую картинку назвать.
  • Найти все карточки черного цвета. Найти и каждую картинку назвать.
  • Найти все карточки белого цвета. Найти и каждую картинку назвать.

После того, как дети выполнили задание, можно переходить к следующему этапу.

Далее задания усложняются. Нужно выбрать все карточки, где нарисована машинка. Все карточки, где нарисован мяч.

К сведению! Наличие разных цветов сначала сильно сбивает детей с толку.

Сравнение «Больше-меньше»

Математика для 3-летнего ребенка, занятия которой проходят в ДОУ, включает изучение сравнений. Детям объясняется понятие «больше» и «меньше». Используется набор карточек с прошлых занятий:

  • Найти все карточки, где нарисован мяч. Потом найти все карточки, где нарисован зонтик. Сравнить количество карточек. Найти, каких рисунков больше.
  • Найти все карточки с нарисованным цветком. Потом найти все карточки с нарисованным автомобилем. Найти, каких картинок меньше.

Для наглядности можно ставить вместе картинку с машинкой и цветком. Какие картинки останутся без пары, тех и больше. Какие закончились раньше, тех и меньше.

Изучение понятия «Столько же»

В начале урока (если кто-то празднует свой четвертый год рождения) родители именинника принесли торт и конфеты. Как определить, сколько нужно каждому ребенку сладостей, не употребляя цифры? Дети высказывают свои предложения.

Вводится термин «столько же». Ребята практикуются в закреплении нового слова. Решаются задачи с похожими терминами:

  • также;
  • равное количество;
  • одинаково.

Основные виды математических игр для самых маленьких дошколят

В первой младшей группе используются не только занятия по математике, но и различного вида игры, так или иначе связанные с математическими понятиями.

Дидактические

Дидактические игры в ясельной группе основаны на манипуляции с предметами, они имеют простые правила и в большинстве своём направлены на сенсорное развитие. Рассмотрим подходящие для данного возраста варианты.

«Строим домик». Игра направлена на развитие представлений о цвете и форме. Воспитатель показывает ребятам игрушечную собачку и кошку, для которых нужно построить домики. Но собачка хочет себе дом из кирпичиков, а кошечка — из кубиков. В строительном магазине (полка или ящик с кубиками, кирпичиками, шарами) ребята выбирают нужные материалы и сооружают постройки. Животные радуются и весело танцуют. Впоследствии такую игру можно усложнить — предложить малышам построить для собачки дом из красных кубиков, а для кошечки — из зелёных и т. д.

«Большие и маленькие мячи» (различение цвета и величины). Педагог даёт детям рассмотреть мячики разного цвета и размера (большие и маленькие), затем выносит большую и маленькую куклу и сообщает, что Катя (большая) хочет поиграть с большими мячиками, а Маша (маленькая) с маленькими. Дошкольники отбирают игрушки нужного размера. Но, оказывается, что Маша капризничает: хочет маленькие мячики только красного цвета, под цвет своего платья. Катя тоже сердится — хочет синие, как её бантики на косичках.

У малышей всегда пользуются популярностью сенсорные игры с прищепками, с помощью которых можно учиться группировать предметы по цвету. Любой воспитатель может сделать такие пособия самостоятельно своими руками. Например, детям можно предложить повесить сушиться постиранное бельё на верёвочки: цвет одежды (из картона) должен совпадать по цвету с прищепкой. Другой вариант — прикрепить ёжикам на спинку колючки или приделать лапки гусенице.

Фотогалерея: игры с прищепками в раннем дошкольном возрасте


Чтобы гусеница смогла ходить, нужно соорудить ей ножки из прищепок


С помощью обычных прищепок малыши учатся классифицировать предметы по цвету, закрепляют понятие «много»


Цвет одежды должен соответствовать цвету прищепке

«Кто стучит?» (сопоставление понятий «один-много»). Педагог объявляет детям, что к ним сейчас придёт в гости, например, медвежонок или зайчик (игрушки). Медвежонок всегда стучит в дверь один раз («тук»), а зайка — много раз («тук-тук-тук»): при этом действия демонстрируются. Обе игрушки убираются под стол, воспитатель стучит, а малыши должны догадаться, кто пришёл.

К малышам пришёл игровой персонаж — Мишка

«Найди пару» (объединение двух одинаковых предметов). Кукла Катя просит помочь найти её вещи: перед детьми вперемешку лежит кукольная обувь и носочки (можно добавить детские вещи). Воспитатель надевает на ножку Кате один носочек и сандалик, а дошкольники должны подобрать к ним пару. Как вариант — такую игру можно проводить с бумажными рукавичками.

Малыши учатся объединять в пару два одинаковых предмета

«Зайка гуляет по группе» (ориентировка в пространстве, закрепление предлогов с пространственным значением). В гости к ребятам приходит зайчик, который хочет прогуляться по игровой комнате. Он шепчет на ухо воспитателю, куда он хочет пойти или попасть. Малыши по очереди выполняют действия, например, посадить зайчика на кукольную кроватку, стульчик, поднести его к окошку, чтобы он посмотрел, заглянуть за шкаф и т.п.

Подвижные, физкульминутки, пальчиковая гимнастика

В первой младшей группе можно играть с малышами в простейшие подвижные игры, где нет особых правил, сложных для восприятия в данном возрасте. Подойдут, например, следующие варианты.

«Не задень». Дети ходят друг за другом, обходя предметы (шары и кубики). Задача — не задеть их и соблюдать интервал при ходьбе. После игры дети должны ответить на вопросы: какие фигуры они обходили, сколько их (одна, много). Впоследствии задание усложняется — используются плоские геометрические фигуры.

«День и ночь» (предпосылки для освоения временных понятий). По сигналу воспитателя «День» малыши ходят, бегают, прыгают, по сигналу «Ночь» нужно присесть и замереть («заснуть»). По окончании игры педагог спрашивает, когда люди спят, что дети делают днём.

«Найди свой домик». На полу разложены геометрические фигуры — домики (например, у девочек — это квадраты, а у мальчиков — круги). Дети выходят гулять на полянку: собирают воображаемые цветочки, перепрыгивают через ручейки и т. д. По сигналу «Дождь» нужно быстро спрятаться в домик — стать на свою геометрическую фигуру.

На развитие ориентации в пространстве относительно своего тела направлены некоторые физкультминутки, например, «Зайка».

Таблица: физкуль

Зайка, зайка, где твой хвост?хлопки
— Вот, вот, вот!руки за спиной
Зайка, зайка, где твой нос?хлопки
— Вот, вот, вот!показать нос
Зайка, зайка, лапы где?хлопки
— Вот, вот, вот!показать руки
Зайка, зайка, ушки где?хлопки
— Вот, вот, вот!показать ушки

Пальчиковая игра «Повстречались» поможет усвоить понятие «два» (или «пара»). К тому же такая деятельность тренирует мелкую моторику, что благотворно сказывается на развитии речи.

Таблица: пальчиковая игра «Повстречались»

Повстречались два котёнка: «Мяу — мяу». Два щенка: «Ав — ав». Два жеребёнка: «И-го-го»На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца.
Два телёнка, два быка: «Му-у». Смотри, какие рога!показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.

Пальчиковая игра «Ёжик» закрепляет понятие множества.

Таблица: пальчиковая игра «Ёжик»

Ёжик топал по дорожке И грибочки нёс в лукошке. Чтобы грибочки сосчитать, Нужно пальцы сосчитать.Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой руке, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки.

Многие пальчиковые игры имеют математическое содержание

Занятия в первой младшей группе насыщены разнообразными игровыми приёмами и материалами на закрепление сенсорных эталонов: цвет, величина, форма. Большую часть занятия дети проводят в движении, свободно перемещаясь и выполняя задания по желанию. Не следует добиваться, чтобы задания выполнили все без исключения дети в подгруппе, лучше перенести отработку навыка или понятия в индивидуальную деятельность на прогулке или во вторую половину дня.

О счете на пальцах

На первом этапе обучения счета на пальцах нужно твердо усвоить все возможные комбинации. Ребенок не должен задумываться над ответом в пределах одной руки.

Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников по ФГОС

Развивается внимательность и память, в том числе и тактильная, ведь подсчет происходит в голове. Приходится удерживать в памяти несколько данных одновременно. Быстрое решение зависит от сообразительности и скорости восприятия.

Ребенок считает на пальцах

До обучения счету на пальцах ребенок уже ознакомлен с понятиями «больше», «меньше», «также». Может пересчитать предметы по порядку в пределах пяти.

Далее:

  • Нужно начинать с 1+1=2. Дети складывают два пальца вместе и получают 2.
  • Потом добавляют еще один палец = 3.
  • К трем добавляют еще один и получают четвертый результат (четыре).
  • К четырем добавляют еще один палец и получают пять.

Теперь осваивается вычитание:

  • От пяти отнять один палец и станет четыре.
  • От четырех отнять один палец и станет три.
  • Если от трех отнять один палец, их останется два.
  • От двух отнять один палец и останется один.

Занятие не должно превышать 20 минут. Дети быстро устают. Разнообразить урок можно сменой деятельности — разминка, спеть что-либо, разгадать загадки и так далее.

Важно! Нельзя заставлять. Всегда проще «заманить» куда-либо, чем заставить. Элементы игры, соревнования и поощрения сделают больше и лучше, чем все остальное.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]