Картотека бесед по нравственному воспитаниюкартотека (старшая группа) на тему
Картотека бесед по нравственному воспитанию
Тема №1: Зачем говорят «здравствуй»?
Цель: Формировать у детей основные правила этикета при встрече. Познакомить со способами приветствия. Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их.
Тема №2: «Мои добрые поступки»
Цель: углубить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), навыки культурного общения со сверстниками. Добиваться доброжелательной интонационной выразительности речи. Воспитывать в детях дружеские взаимоотношения, чувства самоуважения и уважения к другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам.
Тема №3: «Что такое доброта?»
Цель: Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве. Поощрять стремление совершать добрые поступки; закреплять представления детей о добрых делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в общении. Формировать моральные представления о доброте. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.
Тема №4: «Спешите делать добро»
Цель: Продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло». Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни. Познакомить со способами разрешения конфликта, связанного с чувством злости, а также способами управления и регуляции настроения. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Тема №5: «Если добрый ты…»
Цель: Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими, осознанно проявлять сочувствие и совершать добрые поступки. Научить понимать значений пословиц о добре, умение связывать значение пословицы с определенной ситуацией. Научить детей проявлять доброту, отзывчивость ко всем кому это необходимо.
Тема №6: «Вежливые слова»
Цель: Учить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий. Способствовать преодолению застенчивости и скованности детей. Развивать умение выражать своё мнение культурным способом, внимательно выслушивать своих собеседников. Обучать формулам выражения вежливой просьбы, благодарности.
Тема №7: «Нечаянно и нарочно»
Цель: развивать нравственные чувства — сожаление, сочувствие; формировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнера.
Тема №8: «Учимся прощать своих друзей»
Цель: развивать умение детей не обижаться друг на друга; формировать умение различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подводить детей к пониманию слов » миролюбивый «, » обидчивый «.
Тема №9: « Почему бывают драки?»
Цель: формировать у детей навыки общения; развивать понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников; воспитывать привычку достойно вести себя в каждой ситуации.
Тема №10: «Фантазеры и лгунишки»
Цель: развивать умение различать обман и выдумку, фантазию; развивать стремление к правдивости и такту.
Тема №11: «Давай помиримся»
Цель: развивать умение сдерживать негативное побуждение, избегать конфликты, находить слова для оценки поведения. Учить детей отзывчивости, чуткости.
Тема №12: « Хороший друг познается в беде»
Цель: формировать представление о том, что настоящий друг умеет сопереживать, помогать в трудные минуты; развивать умение быть милосердными друг к другу.
Тема №13: «Как вести себя во время разговора»
Цель: познакомить детей с правилами поведения во время разговора.
( Говори вежливым тоном. Используй «волшебные» слова. Смотри в лицо собеседника. Не держи руки в карманах. Во время разговора не следует, есть. Если разговаривают двое взрослых людей, ребенок не должен вмешиваться в их разговор, тем более требовать его прекращения).
Тема №14: «Добрый – злой»
Цель: Учить давать моральную оценку поступкам героев, воспитывать желание быть добрыми и гуманными. Помочь понять, что добрым можно назвать того человека, который всегда помогает окружающим, не остаётся равнодушным в трудных для других людей ситуациях.
Учить отличать добрые поступки, вызвать желание совершать добрые поступки по отношению к окружающим людям.
Тема №15: «Правдивость»
Цель: Формировать представления о нравственном понятии «правдивость», учить давать моральную оценку поступка героя, помочь понять, что ложь не украшает человека.
Тема №16: «Каким должен быть друг»
Цель: Формировать представления о положительных чертах характера и нравственных поступках, углублять представления о дружбе. Воспитывать уважение, терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам, учить исправлять свои ошибки, просить прощения в конфликтных ситуациях. Учить детей отзывчивости, чуткости.
Тема №17: «Будь опрятным и аккуратным»
Цель: Учить детей следить за своим внешним видом. Помочь понять, что воспитанный человек всегда выглядит опрятно.
Тема №18: «Правда – неправда»
Цель: Объяснить детям, что нельзя обманывать окружающих, что всегда нужно говорить правду, что правдивость, честность всегда радуют взрослых, что эти качества очень ценятся в человеке, что за правду хвалят. Помочь детям понять, что любая неправда всегда раскрывается, а солгавший человек испытывает чувство вины не только за свой проступок, но и за то, что он сказал неправду.
Тема №19: «Доброжелательность»
Цель: продолжать воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости. Объяснить детям, что тот, кто дразнится, не только обижает других, но и сам себе причиняет вред (с таким человеком никто не хочет дружить).
Тема №20: «Игры без ссор»
Цель: Объяснить детям, что ссора мешает игре и дружбе. Учить решать спорные вопросы, избегать ссор, не злиться на проигрыш, не дразнить проигравшего..
Тема №21: «Вежливость»
Цель: Учить детей пользоваться вежливыми словами, вырабатывать соответствующие навыки культурного поведения, соблюдать правила этикета, на примере образов литературных героев, стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные. Что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.
Тема №22: «Бережливость»
Цель: Учить детей бережно и аккуратно относиться к вещам, в противном случае они быстро потеряют вид, придут в негодность. Учить ценить труд тех, кто сделал эту вещь, кто купил её, заработав деньги.
Тема №23: «Взаимопомощь»
Цель: Объяснить детям, что все люди иногда нуждаются в поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно заметить человека, которому нужна помощь, и помочь ему. Что помогать нужно не только знакомым, но и незнакомым людям.
Тема №24: «Стремление помочь»
Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь, проявляя сочувствие. Учить детей отзывчивости, чуткости.
Тема №25: «Щедрость и жадность»
Цель: Раскрыть смысл понятий «жадность» и «щедрость». Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам. Понимать, что жадным быть плохо, а щедрым хорошо.
Тема №26: «Почему нужно уметь уступать»
Цель: учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.
Тема №27: «Ступеньки доброты»
Цель: на основе содержания русских народных сказок формировать у детей представление о справедливости, смелости, скромности и доброте, воспитывать отрицательное отношение к негативным качествам: лжи, хитрости, трусости, жестокости. Учить передавать свое отношение к содержанию сказки и поступкам героев.
Тема №28: «Лучше добрым быть»
Цель: Дать детям представление о равнодушном, безразличном человеке, его поступках. Учить детей различать внешнее проявление эмоционального состояния (злость, равнодушие, радость). Учить анализировать поступки, находить причину конфликта, способы решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению в поведении. Обобщать представление о доброте и вызывать стремление совершать добрые поступки.
Тема №29: «Как одеваться в прохладную погоду?»
Цель: Обобщать и закреплять навыки правильного, последовательного одевания, переодевания. Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать самостоятельность, умение определить, во что нужно одеваться в соответствии с погодой.
Тема №30: «Мы едем в транспорте»
Цель: Познакомить детей с правилами поведения в транспорте: уступать место, быть вежливым, не толкаться и т.д. Развивать внимательность, наблюдательность. Воспитывать доброжелательное отношение к людям, едущих в транспорте.
Тематическое планирование по духовно-нравственному воспитанию
Средняя группа
Сентябрь.
Тема: «Здравствуйте, это я!».
Цель: формировать у детей элементарные правила поведения, этику общения и приветствия; воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам.
Задачи: побуждать детей быть приветливыми при общении в д/саду и дома, использовать в своей речи «вежливые слова», раскрыть перед детьми сущность понятия «вежливость»; развивать коммуникативные способности по отношению к сверстникам и взрослым; воспитывать желание дарить радость и хорошее настроение близким людям.
- Дид.игра «Как тебя зовут, и где ты живешь?».
- Игровая ситуация «Учимся правильно разговаривать».
- Занятие «Будь всегда вежлив».
- Игровой этюд «Скажи соседу доброе слово».
- Беседа «Что значит быть вежливым?».
Октябрь.
Тема: «Наша дружная семья».
Цель: формировать представление детей о семье и семейном клане, о доброжелательных отношениях родных людей.
Задачи:
- Чтение литературных произведений.
- Беседа «Что такое семья».
- Знакомство с пословицами и поговорками о семье и родном доме.
- Занятие «Кто мы в нашей семье?».
- Дид.игра «Как нас можно назвать по-другому?».
- С/ролевые игры «Дочки-матери», «Семья».
- Худ.-творческая деятельность: рисование «Мама, папа и я- дружная семья».
Ноябрь.
Тема: «Дружба».
Цель: формировать представления о дружбе, друге.
Задачи: развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками: не обижать, прощать друзей, сочувствовать им; учить находить себе друзей; анализировать ситуацию и находить выход из нее, приемлемый для всех.
- Беседы: «Ссора», «Как помириться?».
- Чтение литературных произведений.
- Занятие «Мы не будем ссориться».
- Беседа «Дружба начинается с улыбки».
- Игровые ситуации: «Не забывай о друге», «Помоги другу», «Как развеселить друга».
- Худ. — творческая деятельность: аппликация «Открытка для друга».
- Дид. игра «Найди друзей».
Декабрь.
Тема: «Доставляй людям радость добрыми делами».
Цель: воспитание заботливого отношения к окружающим людям.
Задачи: закреплять понятие «доброта, добрый, милосердный», развивать эмпатию (вчуствование во внутренний мир другого человека) , чувствовать отзывчивость, внимание, формировать культуру общения; желание совершать добрые дела и поступки.
- Чтение литературных произведений.
- Игровая ситуация: «Я выполню поручение», «За что бы я сегодня себя похвалил?», «Как бы ты поступил?».
- Занятие «Наши добрые поступки».
- Дид. игра «Хорошо-плохо».
- Худ. — творческая деятельность: лепка «Поможем лесным зверюшкам».
Январь.
Тема: «Сказочные персонажи».
Цель: помочь детям усвоить понятие «добро» и «зло», учить различать их.
Задачи: учить детей анализировать поступки на примере сказочных персонажей; закреплять понятия доброты, зла на конкретных примерах; учить определять эмоции по условным графическим изображениям; воспитывать у детей желание быть добрым, помогать окружающим.
- Чтение литературных произведений.
- Игровые ситуации: «Красная шапочка», «Подарки от Деда Мороза».
- Занятие «Путешествие к Незнайке».
- Худ. — творческая деятельность: рисование «Мой любимый сказочный герой».
- Беседы: «Почему я не люблю Бабу Ягу?».
- Настольный театр. (показ детям знакомых сказок).
Февраль.
Тема: «Папа, дедушка- солдаты».
Цель: дать доступные детскому пониманию представления государственных праздниках, о труде военных.
Задачи: познакомить детей с государственным праздником «День защитника Отечества»; формировать понятия «военный, воздушный, сухопутный и морской транспорт»; дифференцировать профессии по родам воск; приобщать детей к русской праздничной культуре. Воспитывать доброе отношение к своему дедушке, папе, вызвать чувство гордости и радости за то, что дедушка и папа служили в армии и защищали наше Отечество и нас.
- Чтение литературных произведений.
- Беседы: «хочу быть похожим на папу», «Кто защищает нашу Родину?».
- Занятие «Я бы в летчики пошел».
- Развлечение «День защитника Отечества».
- Дид. игра «Что нужно пограничнику?».
- Дид. игра «Как наши деды этот мир отстояли?».
- Худ. — творческая деятельность: рисование «Летят самолеты, сквозь облака»; аппликация «Праздничная открытка для папы».
- С/ролевые игры «Пограничники».
- Игровое упражнение «Кто дедушка моему папе?».
Март.
Тема: «Моя мама лучше всех».
Цель: углубить у детей чувство привязанности и любви к самому близкому человеку- маме.
Задачи: продолжать формировать у детей представление о семье, умение называть членов семьи; дифференцировать понятие: мама моей мамы. Побуждать детей проявлять заботу и любовь к родным людям. Воспитывать чувство благодарности за ее заботу об окружающих ее людях.
- Чтение литературных произведений.
- Беседы: «Хочу быть похожей на маму», «Чем можно порадовать маму?».
- С/ролевые игры: «Дочки-матери», «Семья».
- Занятие «Моя мама лучше всех».
- Игровые ситуации: «Помогу маме приготовить обед», «Выбираем подарки для мамы».
- Худ. — творческая деятельность: аппликация «Цветы для мамы»,; рисование «Портрет моей мамы».
- Д.игры: «Какая моя мама?».
- Развлечение «Мамин праздник».
Апрель.
Тема: «Эмоциональное состояние детей и взрослых.
Цель: способствовать совершенствованию интеллектуальной и эмоциональной сфер, дошкольников, развивать нравственные мотивы поведения.
Задачи: развивать мышление и эмоционально-волевые процессы; помочь детям почувствовать и научиться понимать эмоции; анализировать поступки героев, находить творческие решения; формировать с помощью игры моральные представления.
- Занятие «Кривляки, хвастунишки и дразнилки».
- Чтение литературных произведений.
- Беседы: «Что чувствует твой друг», «Настроение», «Каким я себя вижу».
- Игровые ситуации: «Я дарю тебе улыбку», «Радостная встреча», «Кто веселый, грустный, сердитый».
- Рассматривание фотографий, рисунков с различными изображениями эмоционального состояния человека.
- Дид.игры. «Хорошо-плохо», «Веселый- грустный».
Май.
Тема: «Я никого не обижаю и всем помогаю».
Цель: формировать уважение к окружающим, умение считаться с их желаниями и просьбами.
Задачи: формировать привычку откликаться на просьбу родных, друзей и знакомых; учить защищать слабых, выражать сочувствие, выражать стремление помогать им, радовать их, не огорчать.
- Чтение литературных произведений.
- Беседы: «Почему нужно помогать малышам и защищать их», «Сила не право», «Как мы заботимся о своих близких».
- Игровые ситуации: «Кто поможет девочкам?», «Как бы ты поступил?», «Письма доброго сказочника».
- Беседа «Когда я вырасту».
- Занятие «Если добрый ты».