Картотека бесед на экологическую тему – о чем поговорить с детьми?


Беседа – важнейший метод работы с детьми

Есть два способа подать полезную информацию, привить хорошие привычки, дать навыки чего-то детям: беседовать с малышами на животрепещущие темы и демонстрировать личный пример. Если говорить об экологии, то воспитание ответственного гражданина начинается именно с нашего личного примера и грамотно построенных, наполненных эмоциональными примерами бесед.

Мы в детском саду с детками «разговоры разговариваем» постоянно, но не ограничиваемся нравоучениями, а стараемся, чтобы разговор получался интересным, поучительным и результативным. Ясно, что мусор – не единственная тема бесед в рамках экологического воспитания. Ниже я приведу список примерных тем для всех возрастов.

Стоит сказать, что собственно беседа редко используется как самостоятельный метод, но он является обязательным компонентом любого воспитательно-образовательного момента в ДОУ. Так, мы различаем вводные беседы, которые организуют малышей на выполнения того или иного вида деятельности, сопутствующая беседа – во время процесса или деятельности, заключительная беседа или уточняющая. Кроме того, различают беседы познавательного характера и этические.

Поэтому тот список тем об экологи из картотеки, который я приведу ниже, можно использовать не только в рамках тематических занятий по экологическому воспитанию, месячника или недели экологии, но и во время прогулок, когда мы наблюдаем за природой, во время организационных моментов и по случаю, если случилось происшествие, которое можно разрулить путем беседы, например, ребенок рвал цветы или ломал веточку деревца.

Еще добавлю по поводу беседы как главного, по моему мнению, метода воспитательно-образовательного процесса, что важно понимать ту силу, которую имеет человеческое слово. Оно ранит и лечит, поднимает с колен и убивает. Помните, что дети впитывают буквально каждое ваше высказывание и четко понимают разницу между тем, что вы говорите, и как поступаете в реальной жизни. Бросаешь окурки и бумажки на тротуар – нечего морализаторствовать на этические темы…

Список тем для бесед в рамках экологического воспитания

Итак, даю список тем, и помните, что он годится для любого возраста, но, естественно, информационная наполненность должна строго соответствовать возрасту ребенка. То, что понятно подготовительной группе будет абсолютно непонятно малышам. Далее я примерно распишу, как выглядит карточка из картотеки по экологии. И, конечно, даю наводку на хорошее тематическое пособие: «Беседы по картинкам «Уроки экологии». Демонстрационный материал. (16 картинок + 8 схем)».

Темы бесед по экологии:

  • Люди – друзья природы;
  • Жалеть нужно уметь;
  • Удивительное вокруг;
  • Лес: любить, беречь и не бояться;

  • Тайны растений;
  • Птицы и звери зимой;
  • Аптека на лугу;
  • Есть ли домики у зверят?
  • Как мы можем помочь природе;
  • Все живое под нашей защитой;
  • Насекомые – часть природы;
  • Мусор – болезнь планеты;
  • Не загрязняй природу!
  • Доброте нужно учиться;
  • Наш дом – природа;
  • Наши помощники – птицы;
  • Природа в искусстве;
  • Огонь: друг или враг?

Как вы заметили, названия тем универсальные, они подойдут для занятий по экологии и во второй младшей группе, да и 1 класс тоже найдет, о чем поговорить.

Экологические беседы с детьми дошкольного возраста

Экологические беседы с детьми дошкольного возраста

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от возраста. В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение, в котором закладываются основы экологических знаний. Педагоги прибегают к различным средствам, формам и методам, с помощью которых можно эффективно решать задачи экологического образования.

Беседа является одной из важных форм деятельности педагога и воспитанников, так как она представляет большие возможности для экологического образования дошкольников. Беседа приближает ребенка к воспитателю, дает возможность ненавязчиво и незаметно оказывать воспитательное воздействие: ведь воспитание, как подметил В.А. Сухомлинский, — это и есть «постоянное духовное общение учителя и ребенка». Беседа широко используется в любых видах деятельности педагога и детей. Для ее проведения можно использовать целый комплекс методов и методик: игры, драматизация, обсуждение ситуаций, отрывков из произведений писателей, материалов фольклора, музыки, репродукций произведений живописи. Все это способствует не только формированию экологических знаний, но и становлению личностной позиции, воспитанию эмоций и чувств.

Экологические беседы необходимо проводить в течение всего года. Так, осенью, мы беседуем с детьми на темы: «Почему деревья осенью раздеваются», «Осень — это хорошо или плохо», «Почему звери меняют шубки», «Как живут растения зимой», «Как животные готовятся к зиме». Используем подвижные и дидактические игры: «Коршун и наседка», «К названному дереву беги», «Что изменилось?», «Найди пару», «Чей домик?» и др.

В книжном уголке выставляем для детей научную и художественную литературу. Знакомим дошкольников с художественной литературой, согласно перспективному плану по экологии. В подготовку к предстоящей беседе подключаются и родители. Для этого в «Родительском уголке» или в групповом чате размещаем список литературы для домашнего чтения с детьми, рекомендации и статьи по теме беседы и вопросам экологического воспитания дошкольников. К беседе «Покормите птиц зимой» дети и родители начинают готовиться заранее: проводим сбор семян и плодов растений и создаем кладовую для зимней подкормки птиц, что является реальным проявлением заботы и доброты по отношению к обитателям природы. Беседу по этой теме проводим в декабре, когда зима вступает в свои права. Дети уже знают, что зимовать в наших краях остаются птицы, которые могут найти для себя пищу в суровое время года.

Эти знания подтверждаются наблюдениями за воробьями, воронами, синицами, снегирями и свиристелями на экскурсиях и прогулках. Выясняется, много ли птиц можно увидеть сейчас в природе? Почему улетели в теплые страны насекомоядные и водоплавающие птицы? Чем питаются птицы зимой? Какую еду любят разные птицы? Сообщаем, о том, что воробьи любят семена травянистых растений, снегири — семена рябины, березы, сирени, а вороны и сороки — различные отбросы. Говорим, что в зимнее время птицы менее разборчивы в еде, поэтому для подкормки птиц годится некоторая пища с нашего стола. Так чем подкармливать? Синицы предпочитают кусочки несоленого сала и мяса, крошки белого хлеба, воробьи — крупу, семена, хлебные крошки, снегири — семена арбуза, тыквы и подсолнечника. Знакомимся с правилами подкормки птиц.

В конце беседы принимаем с детьми решение: совместно с родителями сделать и повесить кормушки на территории детского сада и во дворах своих домов. Кормушки обычно выполняем из бросового материала. В беседе используем стихи, которые затрагивают душу ребенка и находят в его душе эмоциональный отклик. А так же загадки, которые оживляют беседу, поддерживают интерес воспитанников, активизируют познавательную деятельность, развивают умение наблюдать и познавать природу.

Беседу «Что ты видел необычного в природе?» проводим и осенью, и зимой, и весной, и летом. Природа является неиссякаемым источником красоты, тайн и загадок. Нередко дети в старшем дошкольном возрасте теряют интерес к ближайшему природному окружению, считая, что ничего интересного рядом с собой они не увидят. А открыть им новые тайны, увидеть красоту в обычной и привычной снежинке, сосульке, заснеженной кроне деревца помогает беседа об удивительном. Конечно, легче такую беседу проводить в весеннее и летнее время, когда распускаются зеленые листья деревьев и кустарников, когда повсюду раздаются птичьи голоса, когда красота природы — ее звуки, краски — не оставляют никого равнодушным. Труднее это сделать в зимнее время, когда объектов для детских наблюдений немного, но легче обратить внимание на их формы, линии и краски — на фоне белоснежного снега.

При подготовке к зимней экологической беседе используем возможности экскурсий и прогулок в лесопарк, на огород (находится на территории детского учреждения). Обращаем внимание детей на возвышающиеся над снежным покровом сухие высокие стебли, формы и цвет туч на небе, тени на снегу, кроны кустов и деревьев, снежные сугробы, окраску птиц и т.п. Вместе с детьми собираем зимние букеты из сухих трав, которые ставим в группе. Они радуют ничуть не хуже, чем букеты из цветущих трав летом. Во время снегопада загадываем загадки о снежинках, и рассматриваем падающие снежинки на ярком фоне детской одежды — удивляемся их разнообразию.

Таким образом, исподволь готовим обстановку для открытий необычного в обычном. И открыть их детям во многом помогают произведения народного фольклора, в частности — загадки, пословицы, приметы, которые в иносказательной форме рассказывают об объекте природы или явлении. Вот, например, с какими приметами знакомим детей в зимний период:

Разворковались голуби — будет хорошая погода.

Кошка свернулась клубком — на мороз.

Вороны летают и кружатся — к морозу.

Мир природы таит в себе множество прекрасного и удивительного для восприятия и познания маленького человека. А создание у ребят определенного настроя к их открытиям и исследованиям выполняет экологическая беседа. Темы для бесед и проблем выбираем такие, чтобы они вызывали интерес у детей. Пробуждали стремление к открытию и изучению своего природного окружения, к наблюдению в нем различных явлений, закономерностей и связей. А это — является условием того, что дети станут в будущем хорошими хозяевами своей земли, учитывающими в своей деятельности и поведении знания экологических взаимосвязей.

Литература:

1. А.И. Иванова. Живая экология. – М.: Творческий , 2006

2. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. Санкт – Петербург: Детство — пресс, 2002

3. Л. П. Симонова. Ключи от природы, или этические беседы по экологии. – М.: «Агар»,1998.

Как оформить карточки бесед по экологии

Возьмем тему: «Не загрязняй природу!» в старшей группе. Записываем тему на карточку, затем прописываем цели беседы:

  • Акцентировать проблему загрязнений природы человеком;
  • Рассказать, как человек загрязняет окружающую среду: мусор, свалки, загрязнение воды и воздуха;
  • Добиться, чтобы дошкольники поняли актуальность проблемы;
  • Вместе с детьми определить пути решения проблемы загрязнения природы.

1.​ Вводная беседа о существовании проблемы загрязнения окружающей среды. Вопросы детям и ожидаемые ответы:

— Как человек загрязняет природу? (Мусор, выхлопные газы, отходы производства);

— Куда девается домашний мусор из квартир и домов? (Вывозят мусорные машины на свалку);

— А на свалке что с мусором происходит? (Гниет, разлагается, источает ужасные запахи, собирает полчища грызунов, количество его растет);

— Как уменьшить мусорные свалки? (Меньше покупать ненужных вещей, сортировать мусор, сдавать в утильсырье бумагу, стекло, пищевые отходы закладывать в компост);

— Что можно сделать из ненужной бумаги, стекла? (Новую бумагу, стеклянны изделия);

— Какие еще бывают отходы? (Металлические, строительные, пластиковые);

— Что с ними можно сделать? (Переработать и использовать вторично);

— Что вы, дети, выбрасываете в мусорное ведро? (Обертки от конфет, сломанные и старые игрушки);

— Как уменьшить количество мусора? (Ненужные игрушки отдавать на благотворительность, сломанные попытаться починить и использовать вторично, сортировать другой мусор);

— Для чего нужны нам мусороперерабатывающие заводы? (Чтобы переработать и уменьшить количество мусора).

2. Демонстрация слайдов о товарах из вторичного сырья.

— Что же можно сделать из обычного мусора? (Бумажные изделия, стеклянные, из старых ненужных вещей можно сделать новые игрушки, предметы интерьера, поделки и даже целые дома);

3. Подвижная игра «Кто быстрее соберет бумажки» и « Сортируем мусор».

4. Рисование на тему «Мусор и природа».

5. Заключительная беседа

— О чем мы сегодня говорили? (О загрязнении окружающей среды, о переработке мусора, об изделиях из вторсырья);

— Какой вывод можно сделать? (Нужно беречь природу, не мусорить и стараться уменьшать количество отходов, давать вторую жизнь ненужным вещам).

Что еще добавить?

По такому же принципу нужно продумать вопросы-ответы по всем темам. В рамках статьи я не вижу смысла писать «шпаргалки» по каждой теме. Это на самом деле несложно, главное – знать, о чем говорить с детьми. Если уж совсем нет времени, можно купить готовые карточки.

С детками старшей и подготовительной групп беседы проводятся как отдельный вид воспитательно-образовательного процесса и как во время других видов деятельности.

Для младшей и средней групп лучше беседовать с детками во время прогулок, занятий по ИЗО и т.д. И обязательно использовать жизненные ситуации, чтобы воспитать у деток разумное и бережное отношение к окружающему миру. И не забудем включить в работу родителей, с ними проводим консультации и беседуем на эту же тему.

Надеюсь, пригодились мои советы? Если так, поделитесь с теми, кому они тоже могут пригодиться, а также прошу подписываться на новости.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Игра — беседа по экологическому воспитанию для детей старшей группы

Экологическое воспитание. Игра — беседа «Жизнь животных ночью и днем».
Автор: Киселева Евдокия Ивановна, воспитатель МКДОУ «Детский сад №4», г.Лиски Воронежской области Описание материала: предлагаю конспект развивающей игры по экологическому воспитанию для детей старшей группы. Данный материал будет полезен педагогам дошкольных учреждений, которые работают в данном направлении. Можно такою игру организовать в детском саду для родителей, в рамках проведения совместной деятельности в ходе экологической акции «Оберегаем животный мир». Цель: расширение кругозора и обобщение полученных знаний в области экологии. Задачи: — развивать познавательный интерес к природе, формировать бережное отношение к ней; — закрепить знания детей о жизни животного мира; — формировать основы экологической культуры, понимание ценности любой жизни; — воспитывать интерес и заботливое, гуманное и уважительное отношение к окружающей среде.
Содержание игры — беседы

Чтение стихотворения Я. Акима: Случится, в солнечный денёк Ты в лес войдешь по глуше Присядь, попробуй, на пенёк, Не торопись. Послушай! Шумит листва, шуршит трава, Не умолкают птицы. Родник в траве журчит едва, Спеша на свет пробиться. Дети представляют, что очутились на лесой опушке, попали в лесное царство, где встретили обитателей леса. Воспитатель: Кого именно можно увидеть здесь днем? ( Дети получают картинки с изображением животных, удобно располагаются на «полянке» и начинают рассказывать о животных и птицах). • Медведь ест ягоды, грибы, рыбу. Может съесть любое животное, которое поймает. Осенью он накапливает жир, чтобы спокойно спать всю зиму.


• Заяц бегает, ищет сочную траву, нежную кору, молодые побеги. Он прячется от лисы и других хищников, а если его всё- таки выследят, то убегает и запутывает следы.


• У лисы очень хороший слух и нюх. Это помогает ей отыскать мышь или зайца. А если, совсем голодно, то она идет в деревню и ворует кур.


• Вот бежит ёжик, он готовит себе домик из сухих листьев для спячки. Жир он накапливает, как и медведь, ему зима не страшна.


• Белка делает запасы: сушит грибы, нанизывая их на сухие острые ветки, орехи складывает в дупло. В поисках пищи она очень много путешествует.


• Сорока хлопочет целый день, в поисках пищи.


• Летучая мышь, как и сова, днем спит.
Воспитатель: Вот мы и узнали о роли света в жизни животных. А можем ли мы прожить без света, без Солнца? Если нет то почему? Дети: Солнце светит, согревает всю землю, под его лучами растут растения, которые очищают воздух. Воспитатель: А что происходит с природой в ночное время? Дети: Ночью многие звери прячутся и спят, но у некоторых начинается ночная жизнь: сова и летучая мышь выходят на охоту, волки, рысь, тигр тоже охотятся ночью. — А когда мы спим? — Для чего нужен такай отдых? Дети: Чтобы быть здоровыми, бодрыми, трудоспособными. Воспитатель: Чтобы не случилось, мы всегда должны помнить о том, что животные и птицы, это часть нашей природы, без них нарушится вся экологическая система, и мы с вами, «Юные экологи», должны следить за порядком в природе и беречь окружающую среду. Пройдет ночь, Солнце снова взойдет, согреет землю своими теплыми лучами, и мы с радостью скажем друг другу и всей нашей планете: «Доброе утро!»

Рекомендуем посмотреть:

Экологическая сказка о круговороте воды в природе для детей 5-7 лет Конспект беседы с детьми старшей группы. Тема: Энергосбережение Сценарий экологического праздника в детском саду. Старшая-подготовительная группа Игра викторина по экологии для детского сада. Старшая группа

Похожие статьи:

Конспект комплексного занятия для детей 5-6 лете на тему «Берегите лес»

Экологические праздники и досуги в ДОУ. Сценарии

Экологический праздник «День земли» в ДОУ. Старшая группа

Занятия по экологии в старшей группе детского сада

Беседа о смелости со старшими дошкольниками

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]