Картотека дидактических игр по русским народным сказкам.картотека (подготовительная группа) на тему


Картотека игр по сказкам

Ход игры:

Выбирается сказка взрослым (это может быть сказка, которая изучается в данный момент). Ведущий берёт одного из героев сказки и описывает его: рассказывает как он выглядит, добрый или злой, большой или маленький, что он делает по ходу сказки и т. д. После этого он просит детей повторить, что он рассказал.

Затем ведущий берёт другую фигурку и просит детей по очереди описывать героя и следить, чтобы описания не повторялись.

Если это не получается, ведущий задаёт наводящие вопросы: например, во что одет дед; старый он или молодой; что делает и т. д. За правильные ответы ребёнок получает жетон. Побеждает тот, кто даст ответов больше всех.

«Найди по силуэту».

Цель игры: Развитие речи, наглядного мышления, внимания, образной памяти.

Материал: используются фигурки героев одной сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Заяц и лиса (Заюшкина избушка) » и др.) . Можно использовать фигурки сказочных героев из театра на фланелеграфе.

Ход игры:

Ведущий просит детей рассмотреть фигурки со всех сторон. Далее он объясняет, что такое силуэт, и просит детей обвести пальчиком силуэт фигурки, а затем – карандашом.

Ведущий выкладывает фигурки обратной стороной и просит найти героев сказки, предметы.

«Покажи одинаковое».

Цель игры: Расширение словарного запаса. Учить детей мыслительным операциям: сравнению, обобщению, логическому мышлению. Развивать фантазию, уметь классифицировать предметы по разным признакам.

Материал: фигурки героев сказок из театра на фланелеграфе; картинки с сюжетами, выбранной сказки.

Ход игры.

Ведущий рассказывает о том, что есть одинаковые предметы, части тела у разных людей, животных и т. д., и просит показать детей одинаковое.

Затем он просит ответить на его вопросы и показать одинаковое на фигурках. Например, у кого есть хвосты, кто одет в юбки, чем похожи дед, бабка, внучка (ходят на ногах, люди, чем похожи Жучка, кошка, мышка (животные) и т. д.

«Раскрась по описанию».

Цель игры: развитие речи, умения слушать другого, понятно выражать свои мысли; закрепление понятия «силуэт»; развитие наблюдательности, образного мышления и воображения.

Материал: фигурки героев сказок из театра на фланелеграфе; картинки с сюжетами из игры «Собери и расскажи сказку», выбранной сказки; загадки к героям сказки; цветные карандаши, бумага.

Ход игры.

Ведущий рассказывает детям сказку, и выкладывает опорные картинки с сюжетами сказки. Затем вместе с детьми отбирает фигурки героев сказки.

Когда фигурки лежат перед детьми, взрослый зачитывает по карточке загадку про одного из героев. Дети должны отгадать, о ком идёт речь. Тот, кто первым отгадал, становится рассказчиком.

Дидактические игры по сказкам Пушкина


1. «Золотая рыбка» Цель: совершенствование навыка составления, чтения и анализа предложений. Изображение золотой рыбки с крупными снимающимися чешуйками. На обратной стороне чешуек написаны слова: золотая, рыбка, живет, в океане. – Это золотая, не простая рыбка приплыла к нам и принесла слова, из которых нужно составить предложение.

2. «Шифровки» Цель: совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов. На наборном полотне картинки с изображениями старика, старухи, слуг. – Рассмотрите звуковые схемы и положите их под соответствующие картинки.

3. «Скажи наоборот» Цель: пополнение активного словаря прилагательными с противоположным значением. Игра с мячом. – Старик добрый, а старуха … (злая). – Старуха строптивая, а старик … (покорный). – Сначала море спокойное, а потом … (бурное). – Землянка была старая, а терем … (новый). – Одежда у старика была бедной, а у боярыни … (богатой). – Землянка была низкой, а терем … (высоким).

4. «В синем море-океане» Цель: совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции). На наборном полотне выставлены плоскостные изображения камней, водорослей, раковин и золотой рыбки. – Золотая рыбка – владычица морская – живет в синем море-океане. Расскажите, что она делает? (Золотая рыбка выплыла из раковины. Золотая рыбка заплыла за камень. Золотая рыбка выплыла из-за камня. Золотая рыбка проплыла в зарослях водорослей.)

5. «Семейка слов» Цель: обогащение экспрессивной речи однокоренными словами, совершенствование навыков словообразования. Игра с мячом. – Мы попробуем образовать слова одной семейки со словом рыбка. – Как назвать очень большую рыбу? (рыбища) – Как называют пирог с рыбой? (рыбник) – Как называется процесс ловли рыбы? (рыбалка) – Как называют человека, который ловит рыбу? (рыболов) – А по-другому? (рыбак) – Если старик рыбак, то как можно назвать его старуху? (рыбачка) – Что делал старик на море? (рыбачил) – Как называют суп из рыбы? (рыбный)

6. «Кого не стало?» Цель: развитие диалогической речи, зрительного внимания, восприятия, памяти, автоматизация правильного произношения и дифференциация в свободной речевой деятельности всех поставленных ранее звуков. На наборном полотне изображения сказочных персонажей. Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает по одному герою. – Кого не стало?

7. «Звуковая чехарда» Цель: развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза. Игра с мячом. – Имена кого из героев «Сказки о царе Салтане…» заканчиваются твердым согласным звуком Н? (Салтан, Гвидон) – В названиях кого из героев сказки есть твердый согласный звук Х? (ткачиха, повариха, Бабариха) – Имя кого из героев содержит два звонких твердых согласных Р? (Черномор) – Название кого из героев сказки начинается с мягкого согласного звука Ль? (Лебедь)

8. «Подбери схему» Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза слов. На столе карточками со схемами, на наборном полотне картинки с изображениями героев сказок Пушкина. Определить, какая схема подойдет к имени героя. – Кого вы видите на картинках? – Какая звуковая схема подойдет? Почему?

9. «Вспомни сказку» Цель: развитие памяти, ловкости. Игра с мячом. – Я буду бросать мяч и задавать вопрос. Вы будете ловить мяч и отвечать на мой вопрос, при этом бросив мяч мне. – Кто и в какой сказке Пушкина пел песенку «Во саду ли, в огороде»? – У кого из героев и в какой сказке «месяц под косой блестит»? – В какой сказке на берег выходят тридцать три богатыря и как зовут их дядьку? – В какой сказке главный герой превращался в насекомых и в каких?

10. «Составь подписи к картинкам» Цель: развитие зрительного внимания, восприятия, памяти, совершенствование навыков чтения, синтаксической стороны речи. На столе иллюстрации к сказкам Пушкина и карточки со словами. Нужно определить, к какому произведению сделана каждая из этих иллюстраций, а потом из данных слов составить под картинкой название произведения. – Посмотрите на иллюстрации и слова. Нужно определить, к какому произведению сделана каждая из этих иллюстраций, а потом из данных слов составить под картинкой название произведения.

11. «Кто скорее?» Цель: развитие зрительного внимания, восприятия, памяти. Дети достают картинки из мешочка и называют, к какому произведению Пушкина они подходят. – Рассмотрите картинки и назовите, к какому произведению Пушкина они подходят.

12. «Составь и прочитай слова» Цель: совершенствование навыка составления и чтения слов. На столе перед детьми карточки со слогами. Нужно составить и прочитать имена героев сказок Пушкина. – Составьте и прочитайте имена героев сказок Пушкина.

Квест-путешествие по сказкам Чуковского — «Телефон», «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр»


Квест-путешествие по сказкам Чуковского — «Телефон», «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр
Цель этого веселого квеста, познакомить детей со сказками Чуковского и развить у них желание читать. Выберите для проведения игры несколько самых популярных и узнаваемых сказок, и уже по ним стройте свой квест.

Квест-путешествие по сказкам Чуковского — «Телефон», «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр»:

Первая локация: «Телефон»

Выберите комнату без окон, или просто плотно занавесьте окна, попытайтесь создать полумрак, чтобы было сложно различать предметы. Предложите детям найти в мрачной комнате важный предмет — телефон. Подскажите что искать загадкой.

Озвучьте его название загадкой: Чудо техники у нас, Аппарат- ну высший класс! Голос он передает, Через трубку проведет. Набирай смелее номер, С другом поболтай, знакомым. Голоса и звуки в нем, Очень нужен … (Ответ: телефон.)

А чтобы детям было интересно, обработайте контур телефона краской, реагирующей на свет. Выдайте им фонарики, и пускай они найдут нужный предмет. Когда он буде найдет, предложите озвучить название стихотворной сказки, и воспроизвести хотя бы маленькую часть.

Например, самое начало: У меня зазвонил телефон. — Кто говорит? — Слон. — Откуда? — От верблюда. — Что вам надо? — Шоколада. — Для кого? — Для сына моего.

Вторая локация «Федорино горе»

Разместите в комнате несколько столов — их количество зависит от количества участников. На столах разместите посуду — можно пластиковую. Это могут быть тарелки, стаканы, ножи, вилки, ложки. Расставьте посуду вперемешку с канцелярскими принадлежностями. Предложите ребятам на скорость навести порядок на столах. Уточните, что вся канцелярия должна быть аккуратно сложена в ящик, а посуда расфасована — ложки к ложкам, тарелки к тарелкам, и так далее. В конце опять попросите произнести название сказки, и прочесть какую-то из частей

Правильный ответ — «Федорино горе»: Скачет сито по полям, А корыто по лугам. За лопатою метла Вдоль по улице пошла. Топоры-то, топоры Так и сыплются с горы. Испугалася коза, Растопырила глаза: ‘Что такое? Почему? Ничего я не пойму.


Третья локация «Муха Цокотуха»

Третья локация «Муха Цокотуха»

Для проведения этого этапа квеста вам понадобится несколько больших банок с крупой. В крупу спрячьте записки с загадками. Отгадки помогут участникам отгадать название сказки. Заранее приготовьте емкости, в которые можно будет пересыпать крупу. Да, и пускай каждая из команд самостоятельно решает, какую банку открыть первой. В одной из них сразу будет правильный ответ, а значит эта команда сможет быстрее других продвинуться дальше. Остальные загадки должны быть просто наводящими.

Примеры загадок Покупала самовар, А спасал ее комар. (Муха Цокотуха.)

Я назойливая очень, Но в стишке, так, между прочим, Расскажу вам без прикрас: Жизнь мою комарик спас. (Муха Цокотуха.)

Веселится народ – Муха замуж идет За лихого, удалого Молодого… (Комара.)

Музыканты прибежали, В барабаны застучали. Стали гости танцевать. Можешь их ты мне назвать? Тара, тара, тара, ра-ра, Веселится … (Мошкора.)

Правильный ответ — «Муха-Цокотуха» Муха, Муха-Цокотуха, Позолоченное брюхо! Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар И купила самовар: Приходите, тараканы, Я вас чаем угощу!’

Четвертая локация «Мойдодыр»

Для проведения этого этапа вам придется немного потрудиться, и заранее приготовить реквизит. Надо будет заранее, на листе бумаги (размер выберите самостоятельно) воском написать слово МОЙДОДЫР. Далее, когда дети придут на эту локацию, можно будет выдать им цветные карандаши и предложить покрасить бумажный лист. В процессе слово проявится, и они смогут отгадать название сказки. Если хотите усложнить задание, можете писать буквы вразброс, или вообще на отдельных листиках, тогда детям будет сложнее отгадать словесную загадку. Ну и в конце обязательная декламация отрывка.

Правильный ответ — «Мойдодыр»: Одеяло убежало, Улетела простыня, И подушка, как лягушка, Ускакала от меня. Я за свечку, свечка — в печку! Я за книжку, та — бежать И вприпрыжку под кровать! Я хочу напиться чаю, К самовару подбегаю, Но пузатый от меня Убежал, как от огня.

В конце квеста-путешествия победившая команда получает приз — это могут быть книжки со стихами Чуковского, тематические раскраски или просто сладости.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]