1. Сегодня познакомим ребенка с планетами солнечной системы. Для этого вам понадобятся разноцветные клубки пряжи, пластмассовые шарики или карточки с планетами (можете распечатать у нас см. ниже). На большом листе бумаги нарисуйте в середине солнце и вокруг него 8 орбит (с недавнего времени Плутон не является 9 планетой солнечной системы, поэтому рисуем 8 орбит). Объясните малышу, что Солнце это очень яркая и горячая звезда. Она притягивает к себе 8 планет, которые располагаются каждый на своей орбите и поэтому не сталкиваются. Затем в мешочек, коробочку или «волшебную шляпу» сложите все «планеты».
Процесс игры заключается в следующем: ребенок вытягивает первую попавшуюся «планету», вы описываете ее и даете задание придумать и нарисовать жителя этой планеты. Затем необходимо планету с ее жителями разместить на своей орбите.
Описание приведено в порядке отдаления планет от солнца:
• Меркурий – самая маленькая планета, она ближе всех находится к солнышку. Любит играть в прятки (прячется за солнечными лучами, ее очень сложно увидеть). Если стоять н
а меркурии и глядеть в небо, то солнце покажется огромным и двигаться оно будет странными зигзагами. День рождения там можно праздновать каждые 88 дней.Кто живет на меркурии?
• Венера – вся планета и даже облака на ней оранжевого цвета. Здесь всегда грозы. Туч на небе так много, что никогда не видно звезд. На этой планета очень жарко, температура в 3 раза выше чем у кипящего масла. Кто может поселиться на этой планете? Во что они будут одеты, чем будут питаться и в каких жилищах жить? И т.д.
• Земля – про эту планету ребенок должен рассказать сам.
• Марс – красная планета. Здесь очень высокие горы, в 3 раза выше самой высокой горы на Земле. Жидкой водички нет, есть только лёд.
• Юпитер и Сатурн – у этих планет нет твердой поверхности. Внутри планеты желе (ближе к центру планеты газ становиться плотнее и превращается в желе), а снаружи разноцветные облака. Сатурн в 100 раз тяжелее Земли и очень хочет похудеть. Для этого он крутит вокруг себя каменный обруч (кольца Сатурна). Как ни странно, плотность Сатурна очень маленькая и он бы с легкостью смог плыть по воде.
• Уран – эта планета «лежебока». Она все время лежит на боку. У нее тоже внутри желе, только облака снаружи голубого цвета, потому, что на Уране очень холодно. Температура там в 4 раза ниже, чем на Северном полюсе.
• Нептун – водяная планета, на ней нет суши. Здесь все время бывают бури.
2. Луна это спутник Земли. Почему луна бывает разная? Чтобы в игровой форме объяснить малышу это, вам понадобится настольная лампа и пара мячей. Лампа у нас будет солнцем, а мячики будут луной. Изменяя положение мяча по отношению к лампе можно проследить как Луна (свет и тень) меняет свой вид.
В правой руке у дедушке Молодая Луна,
в левой Полнолуние.
У ребенка в руке Старая Луна.
Искренне надеемся, что развивающие игры на нашем сайте принесут много пользы вашему ребенку.
А ЧЕГО БЫ ТУТ НАЖАТЬ
Как легко запомнить порядок планет на небе
По порядку все планеты Назовёт любой из нас: Раз — Меркурий, Два — Венера, Три — Земля, Четыре — Марс. Пять — Юпитер, Шесть — Сатурн, Семь — Уран, За ним — Нептун.
Вспомните еще раз, как в детстве вы запоминали цвета радуги. С названиями планет можно применить тот же принцип. Постройте фразу, каждое слово которой будет начинаться с той же букву, что и планета Солнечной системы по порядку ее расположения от Солнца. Например:
Мы Меркурий Встретимся Венера Завтра Земля Моя Марс Юная Юпитер Спутница Сатурн Улетаю Уран Ненадолго Плутон
Это лишь пример, на самом деле вы можете придумать что угодно, лишь бы малышу это было близко по духу, и он легко запомнил все предложение целиком. Теперь, когда мы разобрались с тем, как именно нужно преподносить детям любую информацию, можно перейти к непосредственным знаниям, которым вы будете обучать своих юных астрономов.
Напоследок, интересный и простой рассказ для детей о том, что собой представляет Солнечная система. Солнечная система – это все космические тела, которые вращаются вокруг Солнца согласно своим четко заданным траекториям. К ним относятся 8 планет и их спутники (их состав постоянно меняется, так как некоторые объекты открываются, другие теряют свой статус), множество комет, астероидов и метеоритов. История возникновения планет По этому поводу нет определенного мнения, существуют лишь теории и догадки. Согласно самому распространенному мнению, примерно 5 миллиардов лет назад одно из облаков Галактики стало сжиматься к центру и образовало наше Солнце. Сформировавшееся тело имело огромную силу притяжения, и все находящиеся вокруг частицы газа и пыли стали соединяться и слипаться в шары (это и есть нынешние планеты). Солнце как звезда и центр Солнечной системы Планеты по своим орбитам вращаются вокруг огромной звезды под названием Солнце. Планеты сами по себе никакого тепла не излучают, и если бы не было света Солнца, который они отражают, то и жизнь на Земле никогда бы не зародилась. Существует определенная классификация звезд, согласно которой Солнце является желтым карликом, возрастом примерно в 5 миллиардов лет. Спутники планет Солнечная система не состоит только из одних планет, в нее входят также и естественные спутники, среди которых хорошо известная нам Луна. Кроме Венеры и Меркурия, каждая планета обладает определенным количеством спутников, на сегодняшний день их более 63. Постоянно открываются новые небесные тела благодаря фотографиям, которые делают автоматические космические аппараты. Они способны засечь даже самый маленький спутник диаметром всего 10 км (Леда, Юпитер). Характеристика каждой планеты Солнечной системы 1. Меркурий. Это планета ближе всех расположена к Солнцу, во всей системе она считается самой маленькой. Поверхность Меркурия твердая, как и у всех четырех внутренних планет (ближе всех расположенных к центру). Он имеет самую высокую скорость вращения. Днем планета практически горит под солнечными лучами (+350˚), а ночью промерзает (-170˚). 2. Венера. Эта планета больше других походит на Землю своими размерами и яркостью. Вокруг нее всегда много облаков, что затрудняет наблюдение. Вся поверхность Венеры представляет собой раскаленную каменистую пустыню. 3. Земля – единственная планета, на которой есть вода, следовательно, и жизнь. Она имеет идеальное расположение по отношению к Солнцу: достаточно близко, чтобы получать свет и тепло в нужном количестве, и достаточно далеко, чтобы не сгорать от лучей. У Земли есть один спутник – Луна. 4. Марс. Некоторые ученые предполагали, что на этой планете также существует жизнь, потому что она имеет ряд сходств с Землей. Но многочисленные исследования не обнаружили там признаков жизни. На даны момент известно два естественных спутника Марса: Фобос и Деймос. 5. Юпитер – самая крупная планета Солнечной системы, в 10 раз превосходящая Землю в диаметре и в 300 раз в массе. Состоит Юпитер из водорода, гелия и других газов, имеет 16 спутников. 6. Сатурн – самая интересная для детей планета, так как имеет кольца, которые образуются из пыли, камней и льда. Вокруг Сатурна вращается три основных кольца, толщина которых около 30 метров. 7. Уран. Эта планета также имеет кольца, но увидеть их гораздо сложнее, они проявляются только в определенное время. Основная особенность Урана – это его манера вращения, выполняемая в режиме «лежа на боку». 8. Нептун. Астрономия сегодня называют эту планету последней в Солнечной системе. Обнаружили Нептун только в 1989 году, так как он располагается очень далеко от Солнца. Поверхность его из космоса выглядит голубой, что не может не поражать нас. До 2006 года планет было 9, в их состав входил еще Плутон. Но согласно последним научным данным, этот космический объект перестали называть планетой. А жаль… Хотя, детям запоминать стало проще.
Дидактическая игра «Расположи планеты правильно»
Тема: «Расположи планеты правильно»
Цель: Закрепить знания об основных планетах.
Дидактический материал: Пояс с пришитыми лучиками – лентами разной длины (9 штук). Шапочки с изображением планет.
На этой планете такая жара,
Что там оказаться опасно, друзья.
-Какая у нас самая жаркая планета, где она располагается? (Меркурий, потому что он ближе всех к солнцу).
А эту планету холод страшный сковал,
Теплом ее солнечным луч не достал.
-Что это за планета? (Плутон, потому что находится дальше всех планет от солнца и меньше всех планет по размеру).
Ребенок в шапочке «Плутона» берется за самую длинную ленточку №9.
А это планета нам всем дорога.
Нам жизнь подарила планета … (все: Земля)
-На какой орбите вращается планета Земля? На каком месте от солнца находится наша планета? (На 3-ем).
Ребенок в шапочке «Земля» берется за ленточку №3.
К планете Земля две планеты близки.
Дружок, имена их скорей назови. (Венера и Марс).
Дети в шапочках «Венеры» и «Марса» занимают соответственно 2-ую и 4-ую орбиты.
А это планета гордится собой Поскольку считается самой большой.
-Что это за планета? На какой орбите она находится? (Юпитер, орбита №5).
Ребенок в шапочке «Юпитера» занимает место №5.
Планета кольцами окружена,
И этим от всех отличалась она. (Сатурн)
Ребенок – «Сатурн» занимает орбиту №6.
А что за планеты зеленого цвета? (Уран)
Ребенок в соответствующей шапочке «Нептуна» занимает орбиту №8.
Все дети заняли места свои и начинают вращаться вокруг «Солнца».
Кружится хоровод планет.
У каждой свой размер и цвет.
Для каждой путь определен,
Но только на Земле мир жизнью заселен.
Для закрепление материала можно загадать загадки про планеты.
В небе виден желтый круг
И лучи, как нити. Вертится Земля вокруг, Словно на магните. Хоть пока я и не стар, Но уже ученый – Знаю, то — не круг, а шар, Сильно раскаленный…(Солнце)
Бегают вкруг огонечка Шесть сыночков и две дочки, Промелькнут года и дни, Но не встретятся они…(Планеты)
Вот планетам младший брат,
По размеру маловат. К солнышку всех ближе он, Потому и раскален…(Меркурий)
Крохотулечка-планета Первой Солнышком согрета, И проворна – год на ней Восемьдесят восемь дней…(Меркурий)
В небе я свечусь нередко,
Ваша ближняя соседка. Я Меркурию сестра, И на мне всегда жара…(Венера)
Только Солнце и Луна В небе ярче, чем она. Да и горячей планеты В Солнечной системе нету…(Венера)
Планета голубая,
Любимая, родная, Она твоя, она моя, А называется…(Земля)
На планете чудеса: Океаны и леса, Кислород есть в атмосфере, Дышат люди им и звери…(Земля)
Над планетой красной кружат Каменюки Страх и Ужас. Нет горы нигде на свете Выше, чем на той планете…(Марс)
Великан-тяжеловес Мечет молнии с небес, Полосат он, словно кошка, Жаль худеет понемножку…(Юпитер)
Это красная планета
По соседству с нами. И зимой и даже летом Мерзнет надо льдами. Странно, что ни говори, — Лед не сверху, а внутри…(Марс)
В телескоп скорей взгляните
Он гуляет по орбите. Там начальник он над всеми, Больше всех других планет. В нашей солнечной системе Никого крупнее нет…(Юпитер)
Все планеты с полюсами,
Есть экватор у любой. Но планеты с поясами Не найдете вы другой. В этих кольцах он один, Очень важный господин…(Сатурн).
Пышный газовый гигант Брат Юпитера и франт Любит он, чтоб рядом были Кольца изо льда и пыли…(Сатурн)
Пышный газовый гигант
Брат Юпитера и франт Любит он, чтоб рядом были Кольца изо льда и пыли…(Уран)
На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный. Холодно на ней весьма — Состоит из воды, газа и льда…(Нептун)
Он уже который век Среди братьев-римлян грек, И сквозь космоса тоску Мчится, лежа на боку…(Уран)
Нужно пять часов, чтоб свету Долететь до той планеты, И поэтому она В телескопы не видна…(Плутон)
У далекой крохотной планеты,
Нет статуса «Большой» планеты. И обидевшись она, В телескопы не видна…(Плутон)
Эта желтая звезда
Согревает нас всегда, Все планеты освещает, От других звезд защищает…(Солнце)
То худеет, то полнеет,
Светит с неба, но не греет, И на Землю лишь одной Вечно смотрит стороной…(Луна)
Меж Юпитером и Марсом
Не мешало бы прибраться – Там осколки от планеты, А вот веника-то нету…(Астероидный пояс)
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект. Хвост его — полоска света, А зовут объект…(Комета)
Там все знаки зодиака—
Водолея, девы, рака. Светятся и ночью и днём, Туда смотрит астроном…(Космос)
Конспект занятия — путешествия в детском саду в старшей группе на тему: Планеты солнечной системы
Конспект занятия в старшей группе ДОУ «Космическое путешествие»
Программное содержание: Познакомить детей с названиями планет: Земля, Меркурий, Марс, Венера, Юпитер, Уран, Нептун, Плутон; Систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах; Обогатить и расширить представления и знания детей о космосе. Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей, творческий потенциал и становление субъективно-оценочного отношения к окружающей действительности по данной теме; Учить быть внимательными, любознательными. Продолжать воспитывать у детей любовь к Родине; Воспитывать чувство гордости за родную страну, которая участвовала в освоении космоса; Воспитывать бережное отношение к тому, что есть на нашей планете. Материал: изображения планет, плакат «Солнечная система», обруч с лентами и цифрами от 1 до 9, костюм Астронома, дидактические игры (схема-таблица ракеты, части рисунка скафандра, музыкальное сопровождение). Предварительная работа: чтение познавательных рассказов из детской энциклопедии «Космос», серия бесед на тему «Земля-планета, на которой мы живем», наблюдение за небом в вечернее и утреннее время, чтение художественной и документальной литературы о космосе; рисование, аппликация, заучивание стихов.
Ход занятия
Дети садятся на стульчики, которые стоят полукругом перед иллюстрацией «солнечная система».Воспитатель: дети, если взглянуть под ноги на улице, что мы увидим? Дети: Мы увидим землю, асфальт, траву. Воспитатель: А если посмотреть вверх, что увидим? Дети: Увидим небо, облака, солнце, а ночью звезды, месяц. Воспитатель: Как называется планета, на которой мы живем? Дети: Планета, на которой мы живем, называется Земля. Воспитатель: На что похожа Земля? Дети: Земля похожа на шар Воспитатель: Правильно. Земля и небо — это наша планета с морями и океанами, реками, озерами и сушей. За ее пределами — космос. Чтение стиха.
Пилот в космической ракете На небо глянул с высоты, Еще никто, никто на свете Такой не видел красоты! Ах,какая же вокруг красота! Не страшна нам высота! И мы, друзья, вам сообщаем, Что земли прекраснее нет
Воспитатель: С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. В далеком прошлом, когда люди только начали познавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, стоящих на панцире огромной черепахи. С тех пор прошло несколько тысяч лет. За это время на нашей планете сменилось множество поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и, совершая кругосветные путешествия, подтвердили знания о том, что наша планета Земля с огромной скоростью движется в космическом пространстве, совершая один оборот вокруг Солнца за год. Голубой шар, покрытый белыми облаками. (Показ иллюстрации). Так выглядит Земля из космоса. Космонавты, которые видели нашу планету со стороны, говорят, что она удивительно красивая. Воспитатель: А вы мечтаете побывать в космосе? Ответы детей. Воспитатель: Если очень захотеть в космос можно улететь Самым смелым будет наш Веселый дружный экипаж. (Раздается стук в дверь. Под музыку заходит Астроном, в руках у него конверт с заданиями.)Астроном: Добрый день, дети! Я — Астроном. Однажды, пролетая над детским садом, я увидел группу детей, которые наблюдали за солнцем, потом я заметил, как в вечерние и утренние часы вы наблюдали за звездами и луной. Вы такие любознательные, а я очень люблю умных и любознательных детей. Скажите, малыши, вам понравилось бы путешествовать по моему космическому царству? Поэтому я вас хочу пригласить в необычное космическое путешествие. Вас ждут интересные приключения, различные испытания. Вы согласны? Не боитесь трудностей? Далекие звезды в небе горят, Зовут они в гости умных ребят. Собраться в дорогу недолго для нас — И вот мы к полету готовы как раз. Давайте поиграем. Сначала вспомним, что необходимо подготовить для полета в космос. Дети: Раз мы собираемся в полет — строить надо. (Звездолет.) Воспитатель: Правильно. А строить мы будем по проекту, который любезно предоставил нам наш друг . Астроном предлагает конверт с первой задачей.Дети строят из геометрических фигур звездолет.Физкультминутка Чтоб ракетой управлять Нужно сильным, ловким стать. Слабых в космос не берут, Ведь полет — не легкий труд! Будем мы тренироваться, Будем силы набираться. Влево, вправо, повернитесь, Вокруг себя обернитесь. (3-4 р.) Приседайте, (4-5 р.) Попрыгайте (7-8 р.) И на свои места садитесь Дидактическая игра «Разрезные картинки» Астроном: Чтобы полететь в космос вам необходимы специальные костюмы — скафандры. Я предлагаю вам собрать их. Дети собирают скафандры из кусочков. Воспитатель: А сейчас с вами дети, улетаем на звездолёте. Наденьте воображаемые скафандры. (Дети постукивают себя пальчиками по голове, плечам, рукам, туловищу, ногам.) Пройдите в салон корабля, выберите космическое кресло. Необходимо надеть лямки и пристегнуть ремни. Звездолет, звездолет отправляется в полет. Пять, четыре, три, два один (шум ракеты, взлетает) Во время запуска нас немного будет трясти, пока не пройдем плотные слои атмосферы. (Дети имитируют тряску) Это не долго, скоро наш корабль войдет в спокойный режим полета (тряска прекращается, звучит песня «Земля в иллюминаторе»). Дети, мы вошли в спокойный режим. Во время полета вы можете передвигаться по нашему кораблю.
Слушайте команду «Расстегнуть ремни». Посмотрите, что вы видите в иллюминаторе?
Дети: Мы видим Солнце, планеты, звезды, кометы. Воспитатель: Мы живем в Солнечной системе, в большой «семье» планет. Все они разные и по величине, и по природным условиям, и по своему строению. Разными путями летят вокруг Солнца. Одни ближе к нему, другие дальше. Планеты можно видеть на небе, потому что они освещаются Солнцем. Солнечный свет отражается от планет, и поэтому можно увидеть планеты с Земли. Особенно хорошо видны они ночью, когда светятся, как яркие звездочки. Земля-третья по счету планета от Солнца. (Далее дети знакомятся с названиями других планет: Меркурий, Марс, Венера, Юпитер, Сатурн. Показ иллюстраций).Дидактическая игра «Расположи планеты правильно». У каждой планеты свой собственный путь. Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть. Вокруг Солнца вращаются наши планеты. По-разному все они Солнцем согреты. Выбирается ребенок «Солнце», на него одевается пояс с пришитыми лучиками-лентами разной длины. Их девять. У девяти детей на головах шапочки с изображением планет, они отличаются по величине, цвету. На шапочке Сатурна — кольца. На конце каждой ленты — цифры от 1 до 8. Меркурий-ребенок: Очень крошечная планета Первая Солнышком согрета, И год на ней Восемьдесят восемь дней. — Какая у нас самая жаркая планета? Где она располагается? (Меркурий, потому что он ближе всех к солнцу.) Ребенок-Меркурий берется за ленту №1. Земля — ребенок: На планете в красоте: Океаны и леса, Кислород есть в атмосфере, Дышат им люди и звери. — На какой орбите вращается наша планета Земля? На каком месте от солнца находится наша планета? (На 3-м месте) Ребенок-Земля берется за ленту № 3. Венера — ребенок: Только Солнце и Луна В небе ярче, чем она. Да и более горячей планеты В Солнечной системе нет. — Венеру, малыши, когда-то называли «сестрой Земли». На поверхности Венеры температура около пятисот градусов. Ребенок-Венера берется за ленту № 2. Марс — ребенок: Над планетой красной кружат Каменюки Страх и Ужас. Нет в мире гор Выше, чем на этой планете. — Какое место займет Марс? Ребенок-Марс берется за ленту № 4. Юпитер — ребенок: Великан-тяжеловес Мечет молнии с небес, Полосатый он, как будто кошка, Жаль что худеет он понемножку Самая большая планета, как называется? На какой орбите находится? (Юпитер, орбита № 5) Ребенок-Юпитер берется за ленту № 5 Сатурн — ребенок: Пышный газовый гигант Брат Юпитера и франт Любит, чтобы вокруг летели Кольца из льда и пыли. Ребенок-Сатурн занимает орбиту № 6. Уран — ребенок: А что за планета Зеленого цвета? Ребенок-Уран занимает орбиту № 7. Нептун — ребенок: На планете синий-синий Дует ветер очень сильный. Лета совсем там нет — Очень длинная здесь зима. Ребенок-Нептун занимает орбиту № 8. Все дети заняли свои места и начинают вращаться вокруг «Солнца». Кружится хоровод планет. У каждой свой размер и цвет. Для каждой путь определен, Но только на Земле мир жизнью заселен. Пора космонавтам возвращаться на Землю. Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Закройте глаза, включите энергию любви к родной Земле и передайте эту энергию своим друзьям. Понаблюдайте, что происходит при этом внутри вас.(звучит космическая музыка)
Летим домой! Открывайте глаза. Вот мы и дома. Давайте снимем скафандр. (Дети хлопают в ладоши вокруг своего тела: слева, вверху, справа, внизу.) Хорошо!
Итог занятия. А в конце нашего космического занятия давайте поблагодарим нашего Астронома и пожелаем ему удачных полетов в космос и новых космических открытий! (Дети прощаются с Астрономом)
Рекомендуем посмотреть:
Настольная игра для детского сада своими руками на тему: Космос Проект на тему «Космос» в средней группе детского сада. Видео-презентация Конспект НОД (аппликация) в средней группе детского сада на тему: Космос Развлечение для детей подготовительной группы в детском саду на тему: Космос
Похожие статьи:
Беседа в подготовительной группе «Солнце — источник жизни на земле»
Беседа в подготовительной группе. Луна — спутник земли
Беседа для детей старшей группы «Планеты солнечной системы»
Рассказы про Гагарина детям
Конспект занятия «Звездное небо» в средней группе