Цель дидактической игры «Опасные предметы»
Цель — формирование и закрепление знаний о том, какие предметы потенциально опасны для человека, как с ними обращаться.
Задачи:
- определение опасных бытовых предметов, выявление их в окружающей обстановке;
- получение навыка безопасного их использования;
- формирование представления об опасных ситуациях, способах их предотвращения, правилах поведения при чрезвычайном происшествии;
- закрепление понятий «опасность», «безопасность», «осторожно»;
- развитие интеллекта, зрительного восприятия, скорости реакции, умения логически мыслить, аргументировать свое мнение;
- воспитание ответственности, самостоятельности.
КОМПЕТЕНТНО
Валерий Аристов, президент Фонда развития интеллектуальных способностей, «Галактика» президент Ассоциации интеллектуальных игр, научный сотрудник Института педагогики Академии педагогических наук Украины, директор авторской школы, академик Европейской академии естественных наук и Международной академии оригинальных идей:
«Ошибается тот, кто на шахматы или шашки смотрит, только как на отдых и развлечение. Напротив, игры надо воспринимать как психологическую модель развития интеллектуальных способностей человека. И прежде всего, как развитие внимания, которое всегда находится в эпицентре мыслительной деятельности. Интеллектуальная игра создает когнитивную терапию – управление эмоциями, развивает воображение – главный компонент творческого мышления. На модели игрового процесса, в условиях скрытого восторга или паники, игрок поневоле учится управлять своими эмоциями. Особенно важно, что за столом воспитываются волевые качества игрока, формируется его толерантность, происходит обдумывание процессов, которые впоследствии пригодятся и для жизненных ситуаций. Это плановое формирование опыта, или как его теперь его называют – тренинг.
В процессе игры формируется личность, которая учится рисковать и всегда, в постоянно меняющихся ситуациях, стремится играть свою игру, не уступая противнику. Каждый раз, преодолевая психологический дискомфорт от деструктивного воздействия внутренних «тормозов» – неуверенности, сомнения, чувства опасности и страха, – игрок воспитывает в себе самоуважение и гордость. При этом воспитываются способность сомневаться в очевидном и, пренебрегая авторитетами в конкретной сфере деятельности, искать альтернативные пути решения задачи. И что особенно важно, происходит воспитание культуры поведения игрока.
Интеллектуальная игра хороша тем, что большинство игроков, даже не задумываясь над последствиями, развивают в себе не только память, устойчивое внимание, внимательность, наблюдательность, образное, логическое, творческое и философское мышление, скорость мышления, мышление на , умение думать и за партнера, а также терпение, уверенность, выдержку (вовремя психологического давления, проигрыша или выигрыша) настойчивость, толерантность и другие волевые и личностные качества. Они помогают общаться! Интеллектуальные виды спорта нужны не меньше, а может и больше, чем физические. От этого зависит развитие интеллекта нации и благосостояние страны».
Младшая группа
Предлагаем игры на тему «Опасные предметы» для дошкольников младшего возраста.
Опасные бытовые предметы
Игра представляет собой лото. Для нее нужно подготовить таблицу с ячейками, изображающими опасные вещи, а также соответствующие карточки.
Педагог зачитывает стишок или загадку о предмете. Воспитанники, разгадав, что это за вещь, выбирают карточку, закрывают ею картинку в табличной ячейке.
Зеленый или красный
Для занятия нужно подготовить два больших круга: зеленый и красный. Также необходимо вырезать маленькие круги, изображающие опасные и безопасные вещи.
Педагог раскладывает картинки перед игроками. Те внимательно рассматривают изображения, обсуждают назначение и степень опасности нарисованных объектов. Затем раскладывают картинки вокруг больших кругов, словно лепестки вокруг сердцевины цветков. К красному кругу кладут предметы, которые несут опасность, к зеленому — совершенно безопасные в эксплуатации.
Опасности
Игра закрепляет представление о том, какие опасности могут подстерегать дошкольника в быту, как с ними справляться, как правильно действовать. Также занятие учит сочувствию, воспитывает желание помогать попавшим в беду людям. Нужно подготовить сюжетные картинки, изображающие разные опасные ситуации, которые могут случиться с дошкольником дома, во дворе, на природе.
Педагог кладет картинки лицевой стороной вниз. Воспитанники по очереди берут карточку наугад, рассматривают изображенный сюжет, рассказывают, что видят, почему такая ситуация случилась с ребенком, в чем он ошибся, как исправить ошибку, как действовать.
Картотека дидактических игр по ОБЖ/ЗОЖ
Материал и оборудование:
Кукла Маша, одежда для нее.
Ход:
Педагог показывает куклу Машу, неправильно одетую для прогулки (пальто не застегнуто, нет шарфа и варежек и т.д.), уточняет, правильно ли Маша оделась на прогулку, почему нет, и предлагает рассказать и показать Маше, как надо одеваться. По предложению воспитателя дети надевают одежду, показывают и рассказывают, зачем нужны шарф, варежки и т.д.
Возрастная группа:
первая младшая
Карточка №13
Вид: дидактическая игра по ОБЖ
Название: «У нас порядок»
Цель:
Формировать у детей знание о том, что для удобства и безопасности все предметы нужно убирать на место; закреплять представление о правилах безопасного поведения в быту; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок в доме.
Материал и оборудование:
Картинки с изображением предметов одежды, обуви, посуды, швейных принадлежностей, рабочих инструментов, картинки с изображением кухонного шкафа, платяного шкафа, рабочего ящика.
Ход:
Воспитатель напоминает детям, как важно убирать вещи на место, чтобы их легко было найти, а особенно важно правильно хранить опасные предметы — разложить предметы по местам — и предлагает разложить предметные картинки к изображениям мест их назначения.
Возрастная группа: первая младшая
Карточка №14
Вид: дидактическая игра по ЗОЖ
Название: «Покажи на себе»
Цель:
Дать детям элементарные представления о себе как о человеке; познакомить с внешним строением тела и его возможностями.
Материал и оборудование:
Кукла.
Ход:
Воспитатель вносит в группу куклу:
—К нам в гости пришла кукла Катя и хочет нам что-то рассказать и показать. Вот у Кати голова. А у вас есть голова?
Дети показывают части головы и лица по объяснению воспитателя.
—Что есть у куклы на голове?
(
Волосы, уши
)
—Это лицо. Закройте лицо руками, откройте.
—Что есть у Кати и у вас на лице?
(
Ответы детей
)
—Закройте (откройте) глаза, наморщите носик, откройте широко рот, закройте рот.
— Покажите, где у вас щечки, надуйте их, потрите их. Улыбнитесь так, чтобы видны были зубки.
— Что это у куклы?
(
руки
)
Воспитатель предлагает детям поднять руки вверх, похлопать в ладоши.
По аналогии рассказывается про ноги, туловище.
Возрастная группа:
первая младшая
Карточка №15
Вид: дидактическая игра по ОБЖ
Название: «Едут машины»
Цель:
Знакомить детей с элементарными правилами безопасности дорожного движения: автомобили движутся по дороге, светофор регулирует движение транспорта и пешеходов.
Материал и оборудование:
Цветные картонные круги (красный и зелёный).
Ход:
Воспитатель предлагает детям поехать кататься на машине. Дети берут в руки воображаемый руль, дают сигнал: «Би-би!», и едут, подражая шуму машины: «Ж-ж-ж» – под соответствующую характеру игры музыку. Педагог поднимает красный кружок и громко сообщает: проезд закрыт. Дети ждут сигнала. Воспитатель поднимает зеленый кружок и сообщает: можно ехать. Дети едут дальше.
Средняя группа
Представляем игры на тему «Опасные предметы» для дошкольников средней возрастной группы.
Опасные ситуации
Для занятия необходим секторально разделенный круг, наподобие колеса в «Поле чудес». Секторов должно быть 12, на каждом должна стоять соответствующая цифра. Чередоваться цифры должны в произвольном порядке. На каждый сектор нужно положить карточку, изображающую чрезвычайную ситуацию, с которой ребенок может столкнуться дома, в детском саду, на природе, во время прогулки.
Воспитанники по очереди вытаскивают из мешочка карточку с цифрой. Находят соответствующий сектор. Рассматривают выпавшую сюжетную картинку, рассказывают, что изображено, почему так случилось, как исправить ситуацию.
Дидактическая игра «Опасные и безопасные предметы»
Игра организуется в форме домино, участвует группа от 2 до 18 детей. Игроки распределяют карточки. С помощью считалки или иным способом определяется игрок, начинающий игру. Он кладет любую из имеющихся карточек. На ней справа изображается предмет, а слева картинка, символизирующая, как этой вещью должен пользоваться ребенок. Есть три варианта:
- можно пользоваться под контролем взрослого;
- нельзя пользоваться — вещь опасная;
- можно пользоваться самостоятельно — вещь безопасная.
Игрок выбирает, как можно использовать изображенный предмет, аргументирует выбор, делает вывод — опасна или неопасна вещь. Кладет карточку игрок, быстрее товарищей определивший, какая картинка нужна. Игра продолжается, пока не будут правильно разложены все карточки.
Чем опасна вещь
Игра расширяет представление о том, как правильно вести себя в бытовых условиях, развивает концентрацию внимания, воспитывает дух взаимопомощи. Для занятия нужны карточки, изображающие разные травмы: порез, гематому, перелом, ожог, прокол. Также необходимы изображения бытовых предметов.
Дети разбирают карточки, изображающие травмы. Педагог по очереди демонстрирует изображения вещей. Игроки должны сообразить, какую травму можно получить, используя изображенный предмет. Игрок, у которого находится соответствующее изображение, поднимает руку, рассказывает, чем опасна демонстрируемая вещь, как с ней правильно обращаться, затем забирает карточку.
Дидактическая игра для 2-ой младшей группы «Домино»
Конструкт проведения НОД на производственной практике по ПМ 02 Организация различных видов деятельности и общения детей Мельниковой Ирины Леонидовны (Специальность 44.02.01. Дошкольное образование, группа 33 А)
ДОО: «Детский сад № 73 комбинированного типа».
Группа: младшая группа.
Вид деятельности: дидактическая игра.
Тема: «Домино».
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Дидактическая задача: закрепить знания детей о овощах и фруктах; правильно их называть и подбирать парные изображения; капуста, морковь, огурец, помидор, яблоко, груша, апельсин, банан.
Игровая задача: правильно подбирать парные изображения.
Игровые правила: класть карточки по очереди, рядом с одинаковой картинкой. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки.
Игровые действия: если нет парной картинки у играющего, он пропускает ход и ждет, когда на каком-либо конце появится парная картинка. При повторении игры карточки раздаются заново.
Цель: сформировать у детей представление об овощах и фруктах, закрепить названия овощей и фруктов.
Планируемый результат: дети проявляют интерес и принимают игровую задачу, понимают правила игры и игровые действия, проявляют умение классифицировать овощи и фрукты, демонстрируют знания об овощах и фруктах, проявляют желания помочь игровому персонажу, проявляют умение анализировать достижение игровой задачи, проявляют желание использовать игру в самостоятельной деятельности.
Задачи | Задачи с учетом особенностей воспитанников группы |
Воспитательная: воспитывать потребность в доброжелательных отношениях с другими людьми (сочувствие, помощь) посредством игровых действий. Развивающая: развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, классификация) в процессе игровых действий (подбирать парную картинку). Обучающая: учить различать на изображении наиболее распространённые овощи и фрукты, называть их и подбирать к ним пару. | Закрепить у Леры знания о овощах; Сформировать у Саши представление о фруктах; |
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится объектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образования;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом; воспитание через взаимодействие; создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма.
Принципы обучения: принцип природосообразности; принцип сознательности; принцип доступности; принцип систематичности и последовательности.
Методы воспитания: ситуация свободного выбора, игра, создание ситуации успеха.
Методы обучения: методы эмоционального стимулирования (использование игр, поощрение), временная работа в подгруппах, Методы закрепления и повторения изученного материала беседа, повторение).
Учебно-методический комплект:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155.
2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. –М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.
Этапы деятельности | Методы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
Мотивация на совместную деятельность Задача: смотивировать детей на игровую деятельность, принятие игровой задачи | Игра Беседа Демонстрация | Воспитатель эмоционально побуждает детей принять участие в игре, беседуя о овощах и фруктах. Педагог выясняет знания ребят о различиях овощей и фруктах. — Ребята, сегодня мы с вами будем играть в интересную игру. Перед вами лежат карточки, посмотрите на картинки. Затем воспитатель обращает внимание детей на то, что на карточке изображены два овоща (фрукт и овощ, фрукт и фрукт), разделенные вертикальной полоской (как в игре «Домино»). Создает игровую ситуацию, ставит игровую задачу. | Дети принимают игровую задачу. Обращают внимание, что на карточке изображены два овоща (фрукт и овощ, фрукт и фрукт), разделенные вертикальной полоской (как в игре «Домино»). | У детей вызван интерес к игре. Дети приняли игровую задачу. |
Совместное планирование Задача: побудить детей к совместному обсуждению игровых действий и правил, планированию игры | Беседа Объяснение Демонстрация педагогом Ситуация свободного выбора | Воспитатель организует диалог по обсуждению игровых действий, игровых правил (объясняет игровые правила и игровые действия), демонстрирует и комментирует игровые действия. — Я сейчас вам раздам карточки (по 4-6), и мы поиграем в игру «Домино». Что изображено на картинках? (Ответ детей.) — Правильно, яблоко и капуста. — У кого есть на картинке капуста, тот положит рядом с моей (демонстрирует действие). -А у кого есть яблоко, куда он положит свою карточку? («с другой стороны») — Правильно. | Дети наблюдают за деятельностью воспитателя, принимают участие в диалоге | Дети заинтересованы в совместном обсуждении игровых правил и действий, проявляют активность, любознательность, инициативность, показывают и комментируют игровые действия |
Реализация игрового замысла Задача: закрепить знания об овощах и фруктах. Научить подбирать пару. Воспитывать желание помочь игровому персонажу. | Игра Упражнение Создание ситуации успеха Объяснение | Педагог играет вместе с детьми. наблюдает за правильностью хода игры, побуждает к самоконтролю, корректирует игровые действия. — А теперь какие картинки лежат у вас по краям? (Апельсин и огурец). У кого есть такие картинки? Положите их в один ряд. — Посмотрите, как много у нас фруктов и овощей стало. — А сейчас, послушайте, какие правила еще нужно выполнять в игре. Свои карточки класть по очереди: начнет Степа, потом будет класть свою карточку Вика, а за ней Саша. Запомнили? Если у вас не будет в руках нужной парной картинки, тогда вы пропускаете ход, скажете «У меня нет такой картинки». И будете ждать, когда на конце ряда появится ваша парная картинка. — Будьте внимательны! | Дети находят одинаковые картинки и кладут их на концы образовавшегося ряда. В порядке очереди кладут карточки. | Дети демонстрируют свои умения подбирать пару, знания о овощах и фруктах |
Итог игры Задача: побуждать детей к совместному анализу достижения игровой задачи. | Игра Беседа Эмоциональное стимулирование | Воспитатель эмоционально стимулирует детей, выражает искреннее восхищение. Побуждает детей к анализу достижения игровой задачи. — Ребята, как вы думаете у нас получилось выложить все фрукты и овощи? — Спасибо вам большое за, то что соблюдали правила игры. | Дети эмоционально реагируют на игровую ситуацию, анализируют достижение игровой задачи, активно участвуют в диалоге. | Дети совместно с педагогом анализируют достижение цели, оценивают деятельность игроков |
Открытость Задача: смотивировать детей на использование знаний полученных в игре в режимных моментах | Беседа | Воспитатель побуждает к использованию игры в самостоятельной деятельности, в совместной деятельности с родителями. — Ребята, а вы сможете узнать овощи и фрукты, которые мы сегодня увидели? — Вы сможете поиграть с мамой или папой также как сейчас? | Дети активно участвуют в диалоге, отвечают на вопросы. | Дети проявляют желание использовать игру в самостоятельной деятельности. |