Конспект сюжетно-ролевой игры «Пожар в лесу»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 141 общеразвивающего вида» г. Магнитогорска
Конспект сюжетно-ролевой игры по познавательному развитию детей средней группы на тему «Пожар в лесу»
Выполнила Казакова Татьяна Анатольевна,
воспитатель высшей квалификационной
категории
Магнитогорск
2019
Цель: закрепление игровых действия в соответствии с заданной ролью при создании нового сюжета по теме игры, умения ориентироваться в чрезвычайных ситуациях и предотвращать стихийные бедствия.
Обучающие задачи:
закрепить знания о причинах возникновения пожара и правила поведения при пожаре;
расширять знания детей о пожарной безопасности;
способствовать использованию знаний, полученных при восприятии окружающего мира и из литературных произведений для развития сюжета игры;
закрепить умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия объединяться в единый коллектив.
закрепить умение подбирать игрушки и предметы – заместители в соответствии с ролью и в принятой роли передавать систему действий и характер игрового персонажа.
Развивающие задачи:
расширить словарный запас детей по теме пожарной безопасности;
развивать диалогическую речь детей, общую моторику, воображение, память, мышление;
развивать дружеское отношение друг к другу, коммуникативные навыки.
Воспитывающие задачи:
воспитывать гуманное отношение к живой природе;
воспитывать потребность в заботе о собственной безопасности, и безопасности других.
воспитывать командный дух.
Предварительная работа:
экскурсия в пожарную часть;
чтение художественной литературы: С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожарные собаки», Л.Н. Толстой «Кошкин дом»;
беседы о профессиях пожарных и спасателей;
рассматривание иллюстраций.
Оборудование: декорации (деревья, дикие животные, пожарная часть), костюмы пожарных и спасателей.
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Я могу защитить,
Я могу осветить,
Я могу накормить,
И согреть я могу,
Я — помощник вам, друг, безотказный слуга, но не злите меня понапрасну.
Ведь тогда превращаюсь я в злого врага с беспощадною силой ужасной.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это огонь. Огонь приносит человеку огромную пользу, но только в том случае, если с ним правильно обращаться. Как только огонь выходит из-под контроля – жди беды. Вы выдели по телевизору в передаче «новости» как горят леса? Это горе для всех обитателей леса — зверей, птиц, насекомых, растений, грибов. И для людей — это то же большое несчастье. Давайте вспомним, что является причиной пожара в лесу?
Ответы детей.
Воспитатель: Совершенно верно. Чаще всего причиной пожара бывает неосторожное, небрежное поведение людей в лесу: то окурок бросят, то костер разведут, а то и осколок от бутылки оставят. Если на такой осколок попадает луч солнца, то может произойти самовозгорание, а результат один — сгорает лес, потому что всякое дерево легко горит. А сильный ветер только усиливает пожар.
Ребята, ответьте на вопросы: Люди какой профессии тушат пожар? (пожарные). Кто еще помогает в борьбе с пожарами? (спасатели). Какими качествами должны обладать люди этих профессий? Из вас кто — то хочет в будущем стать пожарными или спасателями?
Ответы детей.
В группе появляется птица-говорун которая сообщает, что в лесу случился пожар. Туристы разожгли в лесу костер, но вдруг костер быстро пополз по сухой траве. Туристы испугались и убежали. Пламя продолжает разгораться. В опасности жители леса.
Воспитатель: Дети вы готовы помочь? Давайте разделимся на две команды. Мальчики – пожарные, а девочки – спасатели. А я буду диспетчером пожарной части.
Воспитатель: Внимание! Пожарная тревога! Пожарным и спасателям приготовится для выезда на задание!
Мальчики надевают костюмы пожарных, берут в руки пожарные машины и импровизированные пожарные шланги. Девочки надевают кепки, берут необходимые предметы (лопаты, ведра), строят из стульев машину и отправляются на тушение пожара. Птица-говорун показывает дорогу. Приехав на место пожара, пожарные начинают размещаться по территории и тушить пожар, девочки заливают огонь импровизированной водой из водоема и засыпают пламя «песком», отводят животных в безопасное место от пожара.
Пожар потушен. Жители леса спасены.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Птица-говорун не зря обратилась к вам за помощью. Вы смогли справиться с огнем, спасли животных, не дали огню подойти к муравейнику. Все жители леса благодарят вас за помощь и передают, что вы смелые, добрые и отзывчивые ребята.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? (показывает знак, который запрещает разведение костра в лесу, оставление мусора и стеклянных бутылок на земле).
Дети рассматривают знак и отвечают.
Воспитатель: Давайте установим этот знак в лесу, для того чтобы люди, приезжающие в лес, знали и соблюдали правила пожарной безопасности.
Дети «выкапывают» яму, «устанавливают знак». Команда спасателей и пожарных возвращается в детский сад.
Сюжетно-ролевая игра «Пожарная часть»
Парфенова Аревалус Арамовна,
МАДОУ детский сад №133 города Тюмени
Сюжетно-ролевая игра «Пожарная часть»
Цель: формирование у детей целостного представления о пожарной безопасности.
Задачи:
Данная игра предназначена для детей в возрасте 4-7 лет
Оборудование:
-пожарный щит (каждым элементом которого можно пользоваться по отдельности, элементы прикреплены на резинке), ноутбук, спецодежда, радиотелефон, эмблемы,пожарная машина, изготовлена своими руками из бросового материала.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о работе пожарного, просмотр с детьми мультфильмы на пожарную тематику.
Также рекомендуется заранее проводить с детьми ознакомительные беседы о первичных средствах пожаротушения, как вызвать пожарных, закрепить с детьми знания своего домашнего адреса, номера телефона пожарной службы и т. д.
Затем педагогом организовываются различные игры, викторины, загадки на закрепление темы о деятельности пожарных.
Описание игры:
После предварительной работы, описанной выше, можно начинать игру.
Воспитатель задает вопросы:
-Дети, кто такие пожарные?
-Почему возникает пожар?
-Какие службы вызывают при пожаре?
-Откуда узнаем о подвигах пожарных?
-Я вас приглашаю в игру пожарные. Чтобы в нее поиграть нам нужно распределить роли. Распределим роли. (Дети распределяют роли: пожарная бригада (пожарные, диспетчер пожарной части), жители горящего дома, соседи)
При распределении ролей дети получают инструкцию, обязанности и костюмы.
Данная игра позволяет сформировать знания по Основам безопасности детей; согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения, анализировать и прогнозировать ролевые действия и поведение в соответствии с сюжетом игры. Атрибуты для игры являются безопасными, доступными, позволяют в игровой форме познакомить детей с Профессией пожарного.
видеоролик организации игры
Источник
Сюжетно-ролевая игра «Мы пожарные»
Сюжетно ролевая игра «Мы – пожарные»
Задачи:
Познакомить детей с правилами пожарной безопасности; способствовать развитию осмотрительности и осторожности; развивать навыки общения в игре, формировать конкретные представления о строительстве; воспитывать желание оказывать помощь другим.
Роли
: пожарные, диспетчер, врачи, медсёстры, врачи, потерпевшие при пожаре.
Игровые действия:
на пульт пожарной охраны поступает звонок о пожаре, есть потерпевшие, нужна помощь врачей. Диспетчер сообщает о вызове пожарным, звонит на станцию скорой помощи и сообщает о пострадавших в пожаре.
Пожарные надевают спецодежду (каски, значки и т.д.), выезжают на пожар, выводят потерпевших, достают шланг и тушат пожар.
На место пожара выезжает машина «Скорой помощи». Врачи и медсёстры осматривают пострадавших, некоторых везут в больницу.
Дидактическая игра «Что пригодится при пожаре».
Цель:
научить детей находить предмет, который может пригодиться при тушении пожара пожарному. Объяснить свой выбор. Развивать логическое мышление.
Подготовка:
Необходимо приготовить картинки с изображением предметов, которые могут пригодиться при пожаре и предметов, которые при пожаре не нужны, или распечатать предложенные. Приготовить игровые поля, на которые игроки будут раскладывать карточки.
1 вариант игры:
«Лото». Играют ведущий и 2 игрока.
2 вариант игры:
играют 2 игрока. Карточки делятся поровну между игроками, каждый игрок выбирает из своих карточек подходящие (например, те, которые пригодятся при пожаре). Карточки, которые не подходят игроку, необходимо выменять у второго игрока. Выменять их можно следующим образом: объяснить для чего нужен (или почему не нужен) тот или иной предмет при пожаре.
Дидактические игры.
Дидактическая игра «Огнеопасные предметы».
Цель:
научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара. Развивать логическое мышление. Объяснить, почему выбрали именно эти предметы. Правильно разложить карточки на две группы.
Подготовка:
Необходимо подобрать картинки с изображением огнеопасных и обычных предметов, или распечатать предложенные.
1 вариант игры:
карточки делятся между игроками, карточки нужно разделить на две группы: огнеопасные предметы и предметы, не представляющие угрозы для возникновения пожара.
2 вариант игры:
воспитатель выкладывает перед игроками несколько карточек, среди которых основная масса огнеопасных (или наоборот, не опасных) предметов. Задача игроков найти лишний предмет.
Конспект сюжетно – ролевой игры на прогулке « Служба спасения в лесу » Старшая группа
Конспект сюжетно – ролевой игры на прогулке
« Служба спасения »
Старшая группа
Цель: Расширять и закреплять умения и знания детей о работе службы спасения в игре ; формирование двигательных умений и навыков ребёнка в разнообразных формах двигательной деятельности
Задачи:
• продолжать ориентировать детей в сферах человеческой деятельности (спасательные службы ) , их значимость для жизни в целом ;
• расширять представление о профессиях спасателей, пожарных , медицинских работников ( врач -ветеринар , медсестра), водителей.
• развивать у детей творческую активность, связную речь, логическое мышление
• воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи, коллективизма , дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть сообща ;
Оборудование:
макет огня, форменная одежда пожарных, врачей , спасателей , сумки — аптечки, носилки,ведра с песком , лопаты, пожарный шланг, огнетушители , предметы – заместители: кубики ( или пни ), резиновые коврики (кочки) , 2 — 3 дуги, скамья, аудио – оборудование (колонка) с записями фонограмм сирены , огня в лесу , записями голоса , таблички пожарной и скорой машин , рули , игрушки животных леса , кроватки , подиум ,флаги , медали «Юный спасатель» ,макеты огня .
Интеграция образовательных областей
: социально-коммуникативное, познавательное, речевое , физическое развитие .
Предварительная работа
: беседы, чтение произведений С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом», Е. Хоринского «Спичка – невеличка», просмотр презентаций , телепередач о действии службы спасения в экстремальных условиях
(пожар, землетрясение, наводнение, взрыв и т. п.)
. Рассматривание иллюстраций по темам экстремальных ситуаций и составление по ним рассказов. Показ медицинской сестрой правильного оказания первой медицинской помощи. Создание и решение с детьми проблемных ситуаций:
«Как бы ты поступил?»
,
«Что делать если?.»
Знакомство детей с правилами поведения и эвакуации при пожаре, о мерах предупреждения пожара
(не играть со спичками, газовыми и электроприборами и т. п.)
. Знакомство с пожарной машиной, с пожарным щитом и размещенными на нём средствами пожаротушения. Дидактические игры «Горит – не горит», «Предметы – источники пожара», «Что для чего». Изготовление атрибутов к игре. Консультация для родителей «Пожарная безопасность для детей». Разучивание речевки.
На площадке с помощью макетов деревьев оформлена опушка леса, на которой звери — игрушки, макеты огня.
Словарная работа
: спасатели МЧС , служба спасения ,скорая помощь, пожарная служба , медицинская сестра, пожарный; техника спасательных служб – скорая помощь, пожарная машина, спецодежда , правила безопасности, экстремальная ситуация .
Сюжетно-ролевая игра «Пожарная команда»
Буркова Анна Вячеславовна
Сюжетно-ролевая игра «Пожарная команда»
Цель: Формирование целостного представления о пожарной безопасности и труде пожарных.
— Закрепить знания детей о правилах поведения во время пожара, в игровой форме закрепить алгоритм действий в чрезвычайной ситуации.
— Обогатить знания детей о труде людей разных профессий, применить на себя роль пожарного, врача, продавца, водителя автобуса.
-Учить применять в действии профессиональные инструменты представленные в виде игрушек, а так же уметь находить замену им предметами-заместителями.
-Развивать у детей воображение, диалоговую речь, закреплять умение вызывать службу спасения и называть свой домашний адрес.
— способствовать установлению дружелюбной атмосферы.
Оборудование: пожарная машина, сшитая из ткани, пожарное оборудование (огнетушители, каски, костюмы, рация, макет огня, телефон, журнал для диспетчера; организовать игровые уголки «Магазин», «Больница», «Дом», собрать из стульев машину скорой помощи и автобус.