Цель, задачи
Целью данного направления в воспитании является формирование в человеке эстетической культуры, которая слагается из следующих аспектов:
- Восприятие. Это умение замечать различные формы проявления прекрасного, в том числе в природе, труде, быту.
- Чувства. Умение эмоционально оценивать гармонию и совершенство.
- Потребности. Желание получать эстетическое наслаждение, созерцать произведения искусства, красоты природы.
- Вкусы. Умение проводить оценку. Анализ объектов реального мира с эстетической позиции.
- Идеалы. Индивидуальные представления о том, что в природе, людях, искусстве является совершенным и гармоничным.
Цель эстетического воспитания конкретизируется в ряде задач:
- Развитие в ребенке умения видеть прекрасное и ценить его.
- Формирование гармоничной личности.
- Развитие художественного вкуса.
- Формирование эстетического идеала, стремления самому стать прекрасным не только внешне, но и внутренне, в поступках, мыслях, делах.
- Стимулирование творческих способностей и стремления к их развитию.
В результате воспитания ребенок должен понимать, что такое гармония, совершенство, уметь сопереживать, отличаться эмоциональной отзывчивостью, воображением.
Советы и рекомендации для родителей
Важно проводить эстетическое воспитание малыша всеми доступными средствами, создав для него гармоничную обстановку, предоставив возможность самостоятельно заниматься художественным творчеством в выбранном направлении. Родителям нужно беседовать с крохой, давать ответы на все возникающие у него вопросы. А занятия с воспитателем помогут сформировать вкус.
При выборе форм работы следует ориентироваться на возраст малыша:
- Посещение театра допустимо с 1,5 лет, в репертуаре кукольных театров есть небольшие по продолжительности постановки, которые не успеют утомить кроху.
- Беседовать о картинах, музыкальных произведениях, рассказывать об их авторах можно с 3–4 лет, дети уже многое понимают и обязательно будут с интересом слушать и задавать вопросы.
- В 4–5 лет можно посетить выставку, в том числе библиотечную.
- В 5–6 лет – сходить в филармонию или на балет.
Давать ребенку возможность творить – еще один прием эстетического воспитания, причем вид деятельности он может выбрать по своему вкусу. Кому-то по душе рисование картин на песке, а другому – сочинение коротких поздравительных стишков маме или папе. Родителям следует не ограничивать творческие порывы, а дать ребенку свободу выбора и воплощения собственного замысла.
Не стоит недооценивать важность эстетического воспитания дошкольников, оно поможет духовно обогатить личность ребенка, сделать его развитым, богатым, умеющим тонко чувствовать и получать эстетическое удовольствие.
Проекты в рамках художественно-эстетического развития дошкольников
«Как прекрасен этот мир»
Содержательная часть:
- «Искусство — удивительный мир прекрасного». Цели: знакомство воспитанников с образцами произведений искусства, становление навыков понимания мира живописи, формирование умения высказывать свои эстетические впечатления, развитие речи.
- «Волшебный цветок». Совместное рисование акварельными красками и восковыми мелками. Цели: Используя различные материалы и изобразительные техники активизировать свободное экспериментирование детей, развить творческую фантазию, образное мышление, чувство цвета. Обучить нетрадиционной художественной технике изображения цветов.
- «Прекрасные мгновения лета». Монотипия. Цели: Обучить навыкам изображения зеркально-симметричных отпечатков. Ознакомить детей с правилами составления гармонической цветовой композиции, совершенствовать изобразительную технику акварели.
- «Понятие натюрморт». Цели: Познакомить с особенностями, историей развития жанра натюрморт. Научить грамотно описывать мысли и эмоции, которые вызывает картина.
- «Осенний бал листвы». Картины из манки с элементами аппликации. Цели: организовать и провести игру в художественный музей. Обучить умению создавать картины из манной крупы с использованием красок, развивать чувство цвета.
- «Пейзаж». Цели: Познакомить с особенностями, историей развития жанра пейзаж. Научить правильно описывать мысли и эмоции, которые вызывает картина.
- «Осенний пейзаж». Изобразительная техника гризайль. Цели: освоение рисования углём или сангиной, провести экспериментальную работу с одним цветом, добиваясь получения различных оттенков.
Видео: рисование ладошками и пальчиками
«Мир классической музыки» (продолжительность 1 год)
План.
- Сентябрь. Знакомство с творческим музыкальным наследием П.И. Чайковского «Детский альбом».
- Октябрь. Знакомство с классическим балетом как жанром пластического искусства. «Спящая красавица», «Щелкунчик».
- Ноябрь. Обсуждение произведений П.И. Чайковского, формирование у детей восприятия танцевального движения в качестве способа передачи музыкального образа.
- Декабрь — январь. Знакомство с европейской классической музыкой: Бах, Моцарт, Бетховен.
- Февраль. Проведение интегрированного занятия изобразительное искусство и музыка, обучение передачи музыкальных впечатлений и переживаний в рисунке.
- Март — апрель. Знакомство со старинной танцевальной традицией (менуэт, гавот).
- Май. Заключительная беседа для детей и родителей «Беседы о музыке».