Картотека дидактических игр направленных на закрепление знаний о деревьях.


Дидактические игры «Деревья» в младшей группе

Предлагаем несложные и увлекательные игры, помогающие младшим дошкольникам познакомиться с миром флоры.

Раз, два, три — дерево обними!

Подвижную игру лучше проводить в парке, где много разных растений. Ведущий называет дерево определенного вида, произносит: «Раз, два, три — дерево обними!». Дети выискивают названное ведущим растение, а найдя, подбегают к нему, обхватывают руками.

Найди лишнее

Игра предназначена для развития зрительного восприятия и наблюдательности. Предварительно подвесьте на растущие во дворе растения природные предметы, не относящиеся к ним. Например, на березу — желудь, на елку — кленовый лист, на дуб — сосновую шишку. Задача вышедших на прогулку дошкольников — внимательно исследовать растения, найти лишнее.

Поделки

Занятие развивает воображение и творческие способности. Для игры соберите природный материал: шишки, опавшие листья, семена, березовые сережки, куски коры, желуди, кленовые «носики». Предложите воспитанникам сделать из собранного материала поделки. Каждый ребенок создает какую-то свою аппликацию, картину, объемную композицию. Затем рассказывает, из каких частей дерева создавал художественную работу. В завершение занятия можно сделать выставку детских работ с обсуждением.

Части дерева

Занятие развивает память и мыслительные способности. Младшие дошкольники узнают, как называются части растений.

Распечатайте реалистичное изображение дерева, расскажите детям, что такое ствол, ветви, корни, объясните, что совокупность листьев — это крона. В процессе объяснения дети должны смотреть на картинку.

LiveInternetLiveInternet

Дидактические карточки — Деревья

Уважаемые Воспитатели!

Предлагаю Вам дидактический материал для занятий. Давайте познакомим детей с различными деревьями.

Распечатайте листы с изображением деревьев, их листьев, семян и кратким описанием каждого дерева. К каждому дереву прилагаеются изображения листьев, которые можно расскрасить. Научите детей запоминать, как выглядят веточки, листочки и плоды.

А ещё предлагаю Вам образец составления небольшого рассказа о берёзе (по аналогии можно такие же рассказы составлять и о других деревьях) и несколько загадок о деревьях (читайте ниже).

В кратком описании каждого дерева, можно узнать их особенности, как выглядит, где растет, возраст, интересные факты о дереве.

Рассказ про Березу:

Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза — это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.

Вопросы про Дерево:

Какие деревья, вы знаете?

Отличаются ли деревья от кустарников? Чем?

Деревья живые или неживые?

Кто (или что) им помогает расти?

Чем их надо поливать: водой или молоком?

(Показать рисунки деревьев) Как называется это дерево? Какое оно по величине? Где чаще всего растет?

Из каких частей состоит?

Какую пользу может принести людям?

Как изменяется в разные времена года?

Что можно сделать из этого дерева?

Почему люди сажают деревья на улицах города?

Для чего нужны деревья, польза от деревьев:

Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые — дают вкусные съедобные плоды.

Спиленное дерево — это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу.

Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь.

Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.

Задания в которых надо написать названия деревьев угадав их листья.

СТРОЕНИЕ ДЕРЕВА — дерево с четко выраженным стволом, боковыми ветвями и верхушечным побегом. Составными частями дерева являются крона, ствол и корни.

Загадки про Деревья: *** Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает. (Дерево) *** Вроде сосен, вроде елок, А зимою без иголок. (Лиственница) *** Весной зеленела, летом загорела, Осенью надела красные кораллы. (Рябина) *** Русская красавица стоит на поляне, В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза) *** Кудри в речку опустила И о чем-то загрустила, А о чем она грустит, Никому не говорит. (Ива) *** Ее в лесу найдешь, Пойдем гулять и встретим. Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем.(Ель) *** Летом — снег! Просто смех! Снег по городу летает, Почему же он не тает? (Пух с тополя) *** Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

Дидактические игры «Деревья» в средней группе

Игры, предназначенные для средней возрастной группы, продолжают знакомить дошкольников с признаками и особенностями разных деревьев, воспитывают любознательность, расширяют кругозор, развивают речевые навыки и способность логически мыслить.

Что на чем растет?

Ведущий начинает фразу, а игроки логически продолжают:

  • на яблоне висят… яблоки;
  • на березе висят… сережки;
  • на лещине висят… орехи;
  • на дубе висят… желуди;
  • на елке висят… шишки.

Составь картинку

Для игры подготовьте картинки, изображающие знакомые дошкольникам деревья, разрежьте их на несколько произвольных частей. Раздайте разрезанные изображения детям, попросите сложить части картинки в единое целое. Сделав задание, ребенок внимательно рассматривает картинку, говорит, какое растение видит, описывает его. Например: «Это дуб. Он большой и крепкий. Это лесное дерево. На нем висят желуди».

Угадай по описанию

Ведущий называет перечень признаков, а дети пытаются угадать, о каком растении идет речь:

  • стройная, с белым стволом, с сережками, кудрявая, тонкая — береза;
  • колючая, треугольная, покрытая иголками, с широкими лапами, зеленая зимой — елка;
  • крепкий, с толстым стволом, с желудями на ветках, с широкой кроной, вековой — дуб;
  • плакучая, стройная, с длинными ветвями, склоняющаяся над водой — ива;
  • красивый осенью, с большими резными листьями — клен.

Скажи прилагательное

Ведущий говорит название дерева, а игроки по очереди называют определяющее прилагательное:

  • береза, а сок… березовый;
  • сосна, а шишка… сосновая;
  • осина, а лист… осиновый;
  • дуб, а мебель… дубовая;
  • тополь, а пух… тополиный;
  • черемуха, а цвет… черемуховый;
  • яблоня, а джем… яблочный;
  • липа, а мед… липовый;
  • ель, а лапа… еловая.

Хорошо или плохо

Пусть игроки разделятся на две группы. Первые по очереди должны называть все, что приносит пользу деревьям. Например, полив, солнце, дождь, удобрения, пчелы, тепло. Вторые называют то, что является для растений вредным. Например, насекомые, пожар, холод, мороз, жара, засуха. Важно, чтобы дети развернуто объясняли свое мнение.

Дидактические игры «Деревья» в старшей группе

В старшей группе дошкольники учатся различать, описывать, классифицировать, у них расширяются представления об окружающем мире, развиваются речевые навыки.

Расскажи про листок

Игра учит составлению сложных предложений, у дошкольников расширяется представление о цветах и формах. Для занятия подготовьте высушенные листья разных видов деревьев, знакомых детям. Либо распечатайте реалистичные изображения. Каждый воспитанник по очереди выбирает листок, который ему приглянулся больше остальных, пытается развернуто его описать.

Найди дерево

Игру лучше проводить в парке, где много разных видов флоры, знакомых дошкольникам. Дети рассматривают растения вокруг себя, при этом внимательно слушают педагога. А тот рассказывает о дереве, не называя его. По услышанному описанию дети должны догадаться, о каком растении идет речь. Например, вот описание рябины: «Стройное дерево с длинными и узкими листьями, собранными вместе по нескольку штук. Осенью на ветвях образуются ягодные кисти. Ягодки мелкие и красные, ими любят лакомиться снегири».

Я — дерево

Подвижная игра способствует физическому развитию, стимулирует фантазию, расширяет кругозор. Перед занятием обсудите с воспитанниками, что деревья бывают разных форм и размеров: с узкой и широкой кроной, с устремленными вверх или вниз ветвями. Пусть воспитанники представят, что они деревья: их руки — ветви, ноги — корни, туловище — ствол. Каждый ребенок воображает себя растением определенного вида, но не рассказывает, каким.

Каждый игрок по очереди становится перед товарищами, жестами и телодвижениями изображает дерево и то, что с ним происходит. Остальные игроки догадываются, что пытается показать их друг. Например, изображая дуб, ребенок демонстрирует, что он силач, расставляет ноги, выпячивает грудь, издает звуки, имитирующие шелест листвы под ветром, щебетание птиц на ветвях. При изображении ивы игрок делает печальное лицо, имитирует плач, безвольно опускает руки.

Что лишнее?

Игра учит классифицировать растения по ключевым признакам. Для занятия сделайте карточки, на каждой из которых должны быть изображены 4 вида деревьев, из них один принадлежит другой категории.

Игроки рассматривают изображения по очереди, определяют лишнее растение, а для остальных подбирают объединяющую категорию. Если игрок ошибается, право хода передается следующему ребенку. Тот, кто правильно определил лишнее дерево, получает балл. Победителем становится тот, кто набрал наибольшее число баллов.

Вот примеры для игры:

  • клен, осина, ель, тополь — категория лиственных пород;
  • ель, кедр, сосна, каштан — хвойные породы;
  • осина, груша, алыча, яблоня — плодовые культуры;
  • сирень, береза, жасмин, черемуха — кустарники.

Подлети ко мне, листок

Для подвижной игры нужны высушенные опавшие листья разных видов и силуэтные виды этих же листьев. Игроки получают силуэты по одной штуке. Педагог становится в другой конец помещения, демонстрирует высушенные листки детям. Например, показывает лист клена, при этом призывает: «Подлети ко мне, кленовый листок». Игрок, увидевший у себя соответствующий контур, подбегает к педагогу, рассказывает об особенностях, характерных для дерева, которому принадлежит демонстрируемый лист.

Игру можно усложнить, не называть вид растения, а просто говорить: «Подлети ко мне листок». Тогда ребенок, обнаруживший у себя соответствующий контур, должен сам определить видовую принадлежность дерева, затем рассказать о нем.

Дидактическая игра «Деревья»

Дидактическая игра «Число. Признак. Предмет» по лексической теме «Деревья»

Игра предназначена для детей 4-6 лет, с тяжелыми нарушениями речи, а также для детей дошкольного и младшего школьного возраста для развития лексико-грамматического строя речи.
Дидактическую игру «Число. Признак. Предмет» можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми.

Цель:

данный комплекс игр поможет взрослому научить ребенка:

  • согласовывать существительные с числительными и прилагательными в роде, числе, падеже;
  • подбирать качественные, относительные, притяжательные прилагательные к существительным;
  • употреблять в речи порядковые числительные, согласовывать их с существительными и прилагательными в роде, числе, падеже;
  • активизировать мыслительную деятельность, ассоциативное мышление;
  • составлять сравнительные предложения с союзом «а».

Материал для игры:

карточки с игровыми заданиями по двум предметам одной лексической группы; игровое поле и разрезные карточки для самостоятельного подбора и составления сюжетного ряда; наборы цифр.

Описание игры:

Игра с готовыми моделями: на каждой таблице размещены задания по двум предметам одной лексической группы для большего объема образовательной нагрузки. В начале игры ребенку нужно наглядно показать, как можно использовать ассоциации для обозначения признаков предметов. Например, как можно изобразить горький вкус, показать твердость, мягкость, сочность овощей, цвет и форму.

Ниже представлены готовые игровые карточки:

  • две высокие стройные березы;
  • пять высоких овальных лип;
  • одна высокая стройна ольха;
  • три высоких крепких дуба;
  • одна низкая стройная осина;
  • четыре низких круглых клена;
  • три зеленые треугольные ели;
  • шесть зеленых высоких сосен;

Игра предполагает соблюдение следующих этапов:

  1. Назвать слово, обозначающее число (какая цифра? — два).
  2. Назвать слово, обозначающее предмет (что это? – береза).
  3. Согласовать существительное с числительным в роде числе (сколько берез? — две березы).
  4. Назвать слова, обозначающее признак предмета, согласовать их с числительными и существительными в роде, числе (две березы (какие?) – высокие, стройные).
  5. Согласовать числительное с прилагательными и существительным в роде, числе. (Скажи полным предложением, начиная с цифры. – Две высокие стройные березы.)
  6. По такому же принципу рассмотреть другой предмет лексической группы – липу.
  7. Составить сравнительные предложения с союзом «а». (Березы — две, а лип — пять и т.д.)

Игра с разрезными карточками: проводится по такому же принципу, как и с готовыми моделями. Только здесь ребенок занимает активную позицию и ему предоставляется больше самостоятельности.

Вначале следует предложить ребенку выбрать предмет по лексической теме и разместить его на сектор со звездочкой, далее цифру (расположить в первом секторе) и подобрать прилагательные в виде картинок-символов (располагать в самом длинном секторе игрового поля). Картинки-символы предварительно рассматриваются и объясняется, что они обозначают.

Для лучшего понимания хода игры с разрезными карточками ниже предлагается образец.

С помощью дидактической игры «Число. Признак. Предмет» дети быстрее овладеют навыками согласования прилагательных, существительных и числительных в роде, числе, падеже; научатся подбирать прилагательные к существительным и разовьют свое ассоциативное мышление.

Развитие ассоциативного мышления положительно сказывается на процессе запоминания и воспроизведения необходимой информации.

На нашем сайте вы сможете найти и другие дидактические игры из серии «Число. Признак. Предмет». Для этого перейдите по выделенной ссылке.

Желаем всем успехов.

Дидактические игры «Деревья» в подготовительной группе

Представленные игры расширяют представление о видах растений, развивают воображение и мыслительные способности, формируют начальные математические и лексические знания.

Деревья

Цель дидактической игры «Деревья» — знакомство с разнообразием флоры, обучение навыку выявления и различения растений. Игра проводится в форме лото, для нее необходимы 24 карточки, изображающие разные виды флоры, и 4 игровых поля, разбитых на 6 ячеек с изображениями соответствующих растений.

Ведущий раздает игровые поля игрокам. Затем демонстрирует карточки по очереди, называет изображенное растение. Ребенок, обнаруживший на своем поле соответствующее изображение, получает карточку. Игра завершается, когда один из игроков закроет картинками все ячейки поля, он и становится победителем. Но перед этим игрок должен назвать категорию, в которую входят растения на его поле. Например:

  • осина, тополь, клен, каштан, липа, рябина — лиственные породы;
  • жасмин, сирень, облепиха, боярышник, черемуха, мимоза — кустарники;
  • ель, кедр, можжевельник, сосна, туя, кипарис — хвойные породы;
  • яблоня, абрикос, слива, алыча, груша, вишня — плодовые культуры.

Дидактическая игра «С какого дерева листок?»

Для игры подготовьте карточки, на которых в верхней части изображены деревья 4-х разных видов, а под ними — 4 листочка. Например, вверху изображения клена, осины, березы, рябины, а под ними осиновый, рябиновый, кленовый, березовый листья. Попросите воспитанника правильно соединить растения с листками: провести между ними линии.

Что такое дерево?

Ведущий начинает фразу по теме важности растений для живых существ и людей, а игроки по очереди продолжают:

  • дерево для птиц — это… дом, место отдыха, место для витья гнезда, кормушка;
  • для живописцев — художественный объект, основа пейзажа, объект вдохновения;
  • для жуков — жилище, корм, место откладывания яиц, место зимней спячки;
  • для путешественников — место отдыха, защита от палящего солнца;
  • для строителей — материал для строительства домов;
  • для столяров — материал для изготовления мебели.

Деревья

Игра рекомендуется не только дошкольникам подготовительной группы, но и младшим школьникам с дефектами речи. Для занятия нужны комплекты карточек 4-х категорий: цифры от 1 до 10, два варианта признаков и сами деревья. Из представленных карточек ребенок составляет предложения, которые произносит вслух. Для начала следует показать дошкольнику, как это делается. Первой в ряд выкладывается карточка с цифрой, далее картинка растения, в конце 2 карточки с признаками.

Например, ребенок выкладывает цифру 3 и изображение осины. Произносит: «Три осины». Между этими карточками кладет символические изображения признаков объекта: высокий и стройный. Произносит полное предложение: «Три высокие стройные осины».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]