Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДОконсультация по теме
Консультация
«Основные направления работы с родителями в условиях реализации
ФГОС ДО»
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и интеллектуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую. Всё это, конечно, не приносит позитивных результатов. И мы, педагоги, знаем – всё из семьи, главные воспитатели детей — это родители!
Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется к 7 годам, в детском саду. Часто нам, педагогам, и родителям наших воспитанников не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы услышать и понять друг друга и это всё отражается на воспитании наших детей. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием или чистотой одеждой. Многие считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, часто испытываем трудности в общении с родителями по этим причинам.
Перед дошкольным учреждением встаёт два главных вопроса:
• Как заинтересовать родителей в совместной работе?
• Как сделать их участниками воспитательного процесса?
Ведь положительный результат, может быть достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства.
Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада. Задача педагогического коллектива заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья».
Концепция модернизации российского образования (отражённая в ФГОС ДО, Приказ от 17.10.2013г. №1155), подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада.
Ведущая цель взаимодействия детского сада с семьей — создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.
И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. До тех пор пока взрослому хватает знаний для успешного взаимодействия, сомнений по поводу этого знания у него не возникает. Есть поговорка: «Можете подвести лошадь к воде, но не заставите ее пить» – так и с обучением. Взрослый учится, руководствуясь прагматическими мотивами. Новые знания вводят человека в другую социальную реальность: дарят новое видение проблемы и мира. Задача педагогического коллектива создать условия для плодотворного сотрудничества с родителями.
Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих отношений взрослых: воспитателей, специалистов, родителей — их отношения самим к себе, друг к другу, ребенку. Все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками сада и родителями не сложились.
К сожалению, некоторые педагоги исходят из того, что именно они должны «разъяснять» родителям, как следует воспитывать своих чад, и избирают назидательный тон: не советуют и предлагают, а требуют; не подсказывают, а наставляют. Все это отталкивает родителей. А итог один — детский сад и родители занимаются воспитанием ребенка, не взаимодействуя друг с другом. Да и сами формы работы с семьей не дают должных результатов, так как направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы. В этих условиях невозможно узнать индивидуальность семьи и ребенка, его проблемы и успехи, сблизиться и контактировать, активизировать и работать сообща.
Анализируя формы работы с родителями можно условно сформулировать
4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое.
- Познавательное направление.
Цель: направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Это направление включает:
— общие, групповые собрания;
— консультации и индивидуальные беседы;
— выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями. Участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывали интересы и способности, о которых и сами не подозревали.
— участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов.
— совместные экскурсии;
— открытые НОД. Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, Сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.
— совместное создание предметно-развивающей среды;
— телефон доверия (номер заведующей, воспитателей есть у всех родителей) .
— утренние приветствия;
— Почта доверия;
— семейные проекты.
- Информационно-аналитическое направление.
Цель: направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.
По данному направлению можно проводить:
— анкетирование;
— тестирование.
Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования. Данные сведения использовались при планировании организационно-педагогической работы с родителями для привлечения родителей к оказанию помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада.
- Наглядно-информационное направление.
Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.
Данное направление включает:
— родительский уголок: включающий различную информацию.
Помещается на стенде практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания.
— нормативные документы;
— объявления и рекламы; — продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки) ;
— папка-передвижка.
Форма работы через родительские уголки, нормативные документы, объявления и рекламы, продуктивную деятельность, папки-передвижки является традиционной, но она необходима для работы с родителями, потому что часто у педагога нет возможности подойти и побеседовать с родителями на актуальную тему по воспитанию детей. Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат.
— эмоциональный уголок: «Здравствуйте, я пришёл».
— фотовыставки;
— выпуск газет.
- Досуговое направление:
Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.
Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.
По данному направлению можно организовать:
— праздники, которые можно закончить чаепитием. Воспитанием детей в основном занимаются мамы. В детский сад ходят тоже в основном они.
— развлечения;
— знакомство с профессиями родителей;
— празднование дней рождения;
— выставка семейной коллекции
— акции. У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное отношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их — это большой труд, воспитание души.
— дни добрых дел.
Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.
Литература:
- Интернет ресурс — https://www.maam.ru/detskijsad/-osnovnye-napravlenija-raboty-s-roditeljami-v-uslovijah-realizaci-fgos-do.html
- 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2011
- Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглыми столами/авт.-сост. Н.М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2015. -2013.
Цели, задачи и формы взаимодействия с семьёй
⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 19Следующая ⇒
Цель взаимодействия с семьёй — сделать родителей активными участниками образовательного процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей
Задачи дошкольной образовательной организации по работе с семьёй:
· постоянно изучать запросы и потребности в дошкольном образовании семей, находящихся в сфере деятельности дошкольной образовательной организации;
· повышать психологическую компетентность родителей. Учить родителей общаться с детьми в формах, адекватных их возрасту; нетравмирующим приёмам управления поведением детей;
· убеждать родителей в необходимости соблюдения единого с организацией режима дня для ребёнка дошкольного возраста;
· учить родителей разнообразным формам организации досуга с детьми в семье;
· создавать ситуации приятного совместного досуга детей и родителей в дошкольной образовательной организации; условия для доверительного, неформального общения педагогов с родителями;
· помогать родителям правильно выбрать школу для ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями и способностями;
· постоянно вести работу по профилактике нарушений и по защите прав и достоинства ребёнка в дошкольной организации и в семье.
Современный родитель стремится к диалогу, он хочет, чтобы его пожелания по воспитанию ребёнка учитывались, его мнение было услышано, его взгляды были учтены в работе воспитателей. Сделать это нелегко. Построение гармоничного, адекватного взаимодействия с родителями требует много терпения, такта, мудрости.
Как показывают исследования, наиболее сложными являются следующие области построения детско-родительских отношений:
· проблема свободы воли ребёнка и границ необходимого контроля его поведения со стороны взрослого;
· способы воздействия на поведение ребёнка (проблема поощрений и наказаний);
· проблема самоконтроля взрослого, управления своими эмоциями и рефлексии своего родительского поведения.
В связи с этим можно выделить следующие основные направления взаимодействия дошкольной организации с семьями детей:
· обеспечение комфортной адаптации ребёнка и его семьи к условиям детского сада;
· формирование здоровья детей (родителями совместно с педагогами групп и специалистами, медицинской и психологической службами), построение индивидуальных программ укрепления здоровья ребёнка;
· установление контакта с родителями и согласование с ними целей и ценностей образовательной деятельности;
· обеспечение постоянной содержательной информации о жизни детей в детском саду (в группе детского сада);
· предоставление родителям возможности повысить педагогическую компетентность, узнать больше о возрастных особенностях детей, об особенностях развития ребёнка в дошкольном возрасте;
· создание ситуации приятного совместного досуга с участием семей детей;
· создание условий для реализации творческого потенциала семьи в организации жизни детей в детском саду.
Перечислим формы сотрудничества с родителями воспитанников дошкольной организации:
· общая лекция об особенностях ребёнка соответствующего возраста с общими рекомендациями по созданию дома развивающей среды;
· выдача каждой семье печатной памятки, в которой содержится краткое резюме положений лекции;
· подбор и размещение соответствующего справочного материала на стенде для родителей;
· создание библиотечки для родителей, в том числе периодических изданий — методических и познавательных;
· индивидуальные консультации с учётом особенностей каждого ребёнка (подвижность, темперамент, интересы и т. п.);
· семинар-практикум;
· мастер-класс;
· дискуссионный клуб;
· круглый стол.
Наиболее эффективными формами взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников с точки зрения повышения родительской компетентности являются:
· ролевая игра
, направленная на поиск нестандартных и эффективных способов воздействия на ребёнка в различных ситуациях;
· психологический тренинг общения
, обучение умению видеть реакцию партнёра по общению и учитывать её, меняя собственный стиль общения; обучение умению понимать и осознанно использовать невербальные компоненты коммуникации;
· тренинг самоконтроля и психоэмоциональной саморегуляции
;
· рефлексия собственного стиля
родительского поведения и формирование осознанных установок на желаемое поведение.
Опыт показывает, что современные родители в наибольшей степени заинтересованы в активных формах обучения, таких, как практические занятия и тренинги.
Содержание работы по данным направлениям с учётом предлагаемых форм взаимодействия можно представить следующим образом:
· в части обеспечения комфортной адаптации ребёнка и семьи к детскому саду:
o формировать доверие родителей и детей к воспитателям группы;
o помогать ребёнку и родителям осваивать новое пространство;
o помогать родителям осваивать осуществление всех основных режимных моментов — приёма пищи, сна, посещения туалета, прогулки (одевание и раздевание), игры в дошкольной организации с целью синхронизации организации жизни ребёнка в семье и в детском саду;
o обеспечивать установление контактов со сверстниками;
o обеспечивать снижение общей тревожности родителей;
o реализовывать заочное знакомство с группой в семье по фотографиям и в иной форме;
o создавать и реализовывать традицию приёма нового ребёнка при его первом приходе;
o обеспечивать поддержку инициатив ребёнка и оказывать ему необходимую помощь в режимных моментах по его инициативе;
o предоставлять детям возможность привыкать к детскому саду, постепенно увеличивая продолжительность пребывания;
o создавать условия для совместного пребывания малыша с родителями;
o составлять план приёма детей в группу;
o помогать родителям выбрать правильную линию поведения с ребёнком на период адаптации;
· в части формирования здоровья детей, построения индивидуальных программ укрепления здоровья ребёнка:
o проводить регулярные профилактические медицинские осмотры детей и формировать рекомендации врачей-специалистов для сохранения и укрепления здоровья детей;
o организовывать индивидуальное консультирование родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей с привлечением специалистов детской поликлиники, медицинских работников и педагогов дошкольной организации;
o формировать индивидуальные информационные листки для родителей с рекомендациями по вопросам физического развития детей;
o синхронизировать режим дня в дошкольной организации и в семье ребёнка, согласовывать режим питания, с тем чтобы сохранить здоровье ребёнка;
o привлекать родителей к участию в спортивных праздниках, днях здоровья, побуждая их поддерживать двигательную активность детей;
· в части установления контакта с родителями и согласования целей и ценностей образовательной деятельности:
o рассказывать об образовательной организации и программе её деятельности (руководитель
o дошкольной образовательной организации);
o использовать наглядную информацию на стенах организации;
o создавать печатную информацию об образовательной организации, выдаваемую на руки родителям;
o проводить анкетирование родителей с целью определения их потребностей в повышении педагогической компетенции;
· в части обеспечения постоянной содержательной информации о жизни детей в группе:
o создавать информационные стенды (информационные папки), обеспечивая сменяемость материалов на них. При отборе содержания стендов учитывать родительские интересы;
o проводить выставки детских работ;
o рассказывать родителям о жизни детей в группе и отвечать на вопросы в рамках временного регламента и равноправия;
o создавать фотоальбомы, посвящённые детским праздникам, ежедневной работе с детьми, организации прогулок, иных интересных мероприятий (конкурсов, викторин, встреч детей с интересными людьми, экскурсий и т. д.);
· в части предоставления родителям возможности повысить педагогическую компетентность, узнать больше о возрастных особенностях детей, об особенностях развития ребёнка в дошкольном возрасте:
o проводить родительский лекторий. Примерные темы лекций, которые проводятся, как правило, в сентябре — октябре: «Адаптация ребёнка и семьи к детскому саду», «Психологические особенности ребёнка 2—3 лет», «Кризис 3 лет. Психологические особенности ребёнка 3—4 лет», «Психологические особенности ребёнка 4—5 (5—6, 6—8) лет»;
o организовывать семинары-практикумы, ориентированные не только на сообщение родителям определённой информации, но и на формирование у них определённых навыков (общения с детьми, организации совместной с ребёнком продуктивной деятельности, организации двигательной активности детей и т. д.), на обмен опытом. Примерные темы для семинаров-практикумов: «Как вырастить помощника», «Интерьер детской и жизненное пространство ребёнка дома», «Праздник в семье», «Как развивать речь ребёнка», «Как организовать домашний театр», «Как привлечь ребёнка к художественному творчеству», «Как привить ребёнку любовь к чтению», «Что такое школьная готовность и как её сформировать у ребёнка»,«Подготовка к обучению грамоте», «Дошкольник и мир природы», «Развитие эмоций: почему это важно для ребёнка», «Чем заниматься с ребёнком летом»;
o проводить дискуссионные клубы, на которых родители могут задать интересующие их вопросы, высказать своё мнение. Примерные темы для проведения дискуссионных клубов: «Можно» и «нельзя» дома и в детском саду», «Какую музыку мы слушаем с ребёнком», «Телевизор, кино, компьютер», «Есть ли Дед Мороз?», «Выбираем школу»;
o организовывать круглые столы с обязательным участием специалистов детского сада, а также приглашённых консультантов (психологов, врачей-педиатров, учителей-логопедов, научных сотрудников и преподавателей педагогических колледжей и вузов). Примерные темы круглых столов: «Сказка в жизни ребёнка», «Игрушка в жизни ребёнка», «Мальчики и девочки», «Познавательная активность и информационное пространство ребёнка», «Сюжетно-ролевая игра и развитие дошкольника», «Одарённый ребёнок: как поддержать и развивать детские таланты», «Агрессивный ребёнок: мифы и реальность»;
o организовывать ролевые игры, направленные на поиск нестандартных и эффективных способов воздействия на ребёнка в различных ситуациях. Примеры разыгрываемых ситуаций: «Мы в магазине игрушек. Как избежать детских капризов», «Как успокоить гиперактивного ребёнка», «Как помочь ребёнку преодолеть детские страхи», «Как наше слово делом отзовётся: что и как мы говорим в присутствии ребёнка», «Как правильно наказать шалуна», «Наказание и поощрение», «Как создать для ребёнка ситуацию успеха и почему она важна для него»;
o организовывать психологические тренинги родительско-детского общения, тренинги самоконтроля и психоэмоциональной саморегуляции в разных ситуациях;
· в части создания ситуаций приятного совместного досуга с участием семей детей обеспечивать условия для привлечения родителей к организации детских праздников, досуга, театральных спектаклей, заседаний «Клубов выходного дня» в качестве не только зрителей или спонсоров, но и активных участников, инициаторов.
o Поводы для организации совместного досуга: дни рождения детей, Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, сезонные праздники на основе фольклора, профессиональные праздники, международные праздники культурологической направленности — Международный день музыки, Международный день театра, Международный день детской книги, Всемирный день поэзии, Всемирный день улыбки, День славянской письменности и культуры, сезонные праздники в культурах разных стран и т. п.;
· в части создания условий для реализации творческого потенциала семьи:
o осуществлять постановку кукольных и драматических спектаклей, в которых роли исполняют родители, и показывать их детям;
o проводить для родителей мастер-классы по прикладному творчеству, декоративно-прикладному искусству: организовывать выставки совместного творчества детей и родителей, педагогов дошкольной организации; семейных коллекций;
o осуществлять творческие проекты с участием семей (театральный, концертный и т. п.);
o осуществлять семейные исследовательские проекты.
Информационная политика образовательной организации,
работающей по Программе «Радуга»
Информация, которую родители должны получить на бумажном носителе:
· визитка руководителя с эмблемой, названием организации, контактной информацией, адресом сайта;
· памятка для родителей — листовка с описанием корпоративной культуры;
· перечень необходимых документов для поступления ребёнка в детский сад;
· перечень вещей, необходимых ребёнку в детском саду;
· рекламный буклет и иная сувенирная продукция, если таковая имеется (возможно, изготовленная детьми).
Текущая «обратная связь» о жизни группы. Работа воспитателей с семьёй может быть подразделена на ежедневную, еженедельную, ежемесячную и разовую.
Ежедневная работа складывается из:
· непосредственных коммуникаций с родителями, приуроченных к определённым режимным моментам в начале и в конце дня;
· обеспечения систематической информированности родителей о жизни ребёнка в детском саду.
Прежде всего этой цели служит информационный стенд для родителей.
Примерное содержание постоянного информационного стенда в группе:
· программа медицинских мероприятий на месяц: текущие рекомендации по закаливанию, оздоровлению, профилактике заболеваний и т. п.; перечень необходимой одежды для мальчика/девочки по сезону;
· характеристика возрастных психологических особенностей детей данной группы;
· план мероприятий для родителей на месяц;
· модель дня жизни группы;
· фамилии, имена, отчества воспитателей группы, заведующей и методиста, психолога и медицинских работников; время приёма родителей;
· фамилии, имена, отчества педагогов дополнительного образования, специалистов, их профессиональный портрет: образование, стаж, сфера творческих интересов (если есть).
В практику работы входит также обеспечение родителей памяткой об общих правилах жизни группы, а также размещение на информационном стенде (мини-стенде) ежедневного отчёта «Как мы провели день».
Еженедельно каждый родитель должен получить возможность для беседы с воспитателем об индивидуальном развитии своего ребёнка. Для того чтобы этот процесс перестал носить спонтанный и стихийный характер, нужно составить график бесед с родителями о детях. С родителями проблемных детей такие беседы при необходимости могут проводиться даже ежедневно в течение какого-то периода времени (но не более двух недель).
Как показать семье образовательную работу в группе. Желательно, чтобы огромную, инновационную и разностороннюю работу педагогов было видно сразу каждому входящему в образовательную организацию.
Достижению этой цели с успехом послужат:
· выставки детских работ в группах, а также тематические вернисажи в коридорах и холлах (для лепки и прикладного художественного творчества желательно оборудовать витрины);
· тематические стенды в коридорах с обилием содержательных фотографий большого формата; фотогалереи;
· презентации на экране или в электронных фоторамках;
· выставка публикаций о дошкольной организации;
· информация на сайте, в социальных сетях, на форуме;
· различного рода рекламная продукция.
Реклама образовательной организации. Реклама — часть маркетинговой деятельности организации. Она подразделяется на информационную и стимули рующую.
Дошкольная образовательная организация может использовать все существующие виды рекламы. Наиболее распространены в настоящее время следующие:
· публикация информации об организации в адресных справочниках. Эффективна и необходима в первую очередь в больших городах, с разветвлённой, сложной сетью организаций — для всех категорий организаций;
· создание сайта в Интернете;
· установка рекламных щитов — возле детского сада круглогодично, а также на оживлённых трассах города в период активного выбора родителями детского сада: март—май, август. Эффективна в силу новизны: дошкольные организации ещё достаточно редко пользуются данной формой рекламы;
· публикация информации, содержательных статей в местной печати;
· содержательная информация и рекламные ролики по местному или кабельному
· телевидению;
· разработка рекламных буклетов организации;
· разработка рекламно-информационных плакатов, листовок для размещения в детских поликлиниках, женских консультациях, жилых домах;
· подготовка адресных информационных писем для рассылки в семьи, имеющие детей дошкольного возраста;
· выпуск сувениров — предметов с символикой детского сада (майки, значки, конверты).
⇐ Предыдущая13Следующая ⇒
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту: