Без культа воспитателя. 10 трендов частного дошкольного образования


Современные тенденции дошкольного образования

В соответствии с решением Совета проект ФГОС дошкольного образования был доработан и внесён на повторное рассмотрение. На основе заключений 11 экспертных организаций и рекомендации рабочей группы общего образования Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам 28 августа 2013 года принял решение утвердить ФГОС дошкольного образования.

Введение ФГОС ДО в практику потребует реализации целого ряда мероприятий, определения их характера и последовательности.

К современным тенденциям в развитии дошкольного образования прежде всего необходимо отнести:

Гуманизация образования – рассмотрение личности ребёнка как высшей ценности общества, акцент на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами. И хотя принцип гуманизации является одним их традиционных общедидактических принципов, на современном этапе развития образования его реализация обеспечивается другими условиями, в первую очередь, комплексностью традиционных и новых тенденций функционирования образовательной системы.

Индивидуализация как усилие еще одного традиционного дидактического принципа необходимости индивидуального подхода.

Реализация этого принципа проявляется, в первую очередь, в организации личностно — деятельностного подхода в образовании. Появление такого комплексного, системного подхода к воспитанию и обучению детей обусловлено не только естественным развитием педагогической науки, которой, как любой области человеческой деятельности, присуще постоянное стремление к прогрессу, но и назревшим кризисом существующей системы образования. Особенностью такого подхода является рассмотрение процесса обучения как специфической формы субъектно — субъектных отношений между педагогом и воспитанником. В самом названии данного подхода подчеркивается взаимосвязь двух его основных компонентов: личностного и деятельностного.

Личностный (или личностно ориентированный) подход предполагает, что в центре обучения находится обучающийся с его индивидуально психологическими, возрастными, половыми и национальными особенностями. В рамках этого подхода обучение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей и «зоны ближайшего развития» воспитанника. Этот учет проявляется в содержании учебных программ, формах организации учебного процесса и характере общения.

Суть деятельностного компонента в том, что образование способствует развитию личности только в том случае, если оно побуждает ее к деятельности. Значимость деятельности и ее результата влияет на эффективность овладения человеком общечеловеческой культурой. При планировании учебной деятельности необходимо учитывать не только общие характеристики деятельности (предметность, субъектность, мотивированность, целенаправленность, осознанность), но и ее структуру (действия, операции) и компоненты (предмет, средства, способы, продукт, результат).

Дошкольная педагогика в системе образования на современном этапе

Библиографическое описание:

Торопова, Н. Д. Дошкольная педагогика в системе образования на современном этапе / Н. Д. Торопова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 115-118. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9795/ (дата обращения: 18.01.2022).


Дошкольная педагогика — это отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу.

Дошкольная педагогика представляет собой науку о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. В настоящее время в ней развивается дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, международные стандарты предшкольного развития ребенка, теория и практика профессиональной подготовки специалистов по дошкольному образованию и воспитанию.

Дошкольная педагогика опирается на методологию общей педагогики. Её основными задачами выступают: исследование исторических тенденций развития взглядов на дошкольное детство и дошкольную педагогику; изучение зарубежного опыта дошкольного обучения и воспитания; разработка дидактических основ подготовки ребенка к обучению в школе в разные периоды дошкольного детства; исследование педагогических закономерностей формирования и развития психических свойств, познавательных и эмоционально-волевых процессов у ребенка в дошкольном возрасте; разработка теоретических основ воспитания ребенка дошкольного возраста в процессе обучения, общения, развивающих игр; изучение путей и условий эффективного интеллектуального и физического развития детей дошкольного возраста;

Современное состояние организации дошкольного образования вРоссии.

Для многих родителей основным аргументом в пользу посещения их ребенком детского сада является то обстоятельство, что детский сад сегодня дает бесплатное непрерывное образование, качественную подготовку к школе, так как в нем есть необходимые для этого специалисты и профессиональные педагоги.

В дошкольном учреждении закладываются основы здорового образа жизни, поскольку здесь созданы условия, необходимые для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития детей.

Современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организованных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг. Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в дошкольном образовательном учреждении, важная роль принадлежит образовательной программе. Она является ориентиром творческой деятельности воспитателей: определяет содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, отражает мировоззренческую, научную и методологическую концепцию дошкольного образования, фиксирует его содержание по всем основным направлениям развития ребенка.

Значительно повысился уровень психолого-педагогической грамотности родителей. Изменились их требования к образованию, воспитанию и развитию детей в дошкольный период жизни. Родители желают быть активными участниками педагогического процесса, они готовы к участию в реализации программы дошкольного образования. В настоящее время родителям предоставлено право самостоятельно определять время начала обучения своего ребенка в школе. В результате часть родителей — сторонников акселерации детского развития — испытывают потребность в интенсивной подготовке своего ребенка к обучению в школе с 6-ти лет.

На современном этапе на первое место выдвигается не обучение дошкольника чтению, письму, счету, иностранному языку и т. д., а формирование функциональной готовности к школьному обучению, социальной зрелости. Так в последние годы в обиход вошел новый термин «предшкольное образование».

Среди последних правовых документов в сфере образования детей дошкольного возраста ФГОС ДО выступает основным. Введение ФГОС ДО, опирающийся на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования дают возможность определить значение дошкольного образования в общей непрерывной системе образования. В нем задаются новые координаты развития дошкольного образования и обозначаются критерии его качества.

Впервые в государстве провозглашается теория политического детоцентризма — когда принятие любых государственных решений связывается с детством. Дать ребенку наиграться, создать для него достойную развивающую среду, помогать в ней развиваться, находясь при этом не над ребенком, а вместе, рядом. Развить в ребенке мотивацию — «Хочу узнать!» Позволять детям говорить, мыслить самостоятельно, искать ответы на вопросы, прививать детям жажду открытий в получении знаний — вот главная задача дошкольного образования ставшего отныне первой ступенью образования.

В ФГОС ДО особый акцент сделан на создание системы условий для социализации и индивидуализации детей как «программы минимум» и их развития как «программы максимум», при этом в качестве обязательного выдвигается условие по созданию развивающей образовательной среды.

Современный педагог ДОУ должен быть компетентен:

 в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие;

 организация различных видов деятельности воспитанников;

 осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательной организации;

 методическом обеспечении образовательного процесса;

 реализации информационно-коммуникативных технологий;

 обеспечении инклюзивных подходов в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ.

Применение информационно-компьютерных технологий в дошкольном образовании позволяет педагогам изменить содержание, применять новые нетрадиционные методы и организационные формы обучения.

Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решать задачи актуальные для специалистов системы дошкольного образования:

 дополнительная информация

 разнообразный иллюстративный материал

 возможность распространения новых методических идей и дидактических пособий

 возможность передавать и получать информацию в процессе работы с родителями в случае, если ребенок, по какой-либо причине, не посещает детский сад.

Использование Интернет-ресурсов позволяет педагогам принимать участие в межрегиональных и международных конференциях, вебинарах, семинарах и конкурсах.

Очень важно формировать информационную культуру у детей.

При использовании Информационных ресурсов в работе с дошкольниками, необходимо руководствоваться «Методическими рекомендациями» по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования.

Одной из важнейших задач современной дошкольной педагогики является забота о здоровье ребенка. Современное общество все больше предъявляет требований к физическому, психическому, личностному развитию детей. Сохранить здоровье и интеллект нации на современном этапе. Возрастает потребность реализации педагогами ДОУ технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и развития психофизического потенциала дошкольников, активизацию двигательной деятельности, что обеспечит успешную адаптацию детей к разнонаправленным нагрузкам школьного обучения. Реализуемые технологии помогают формировать у дошкольников, их родителей, педагогов стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

В ФГОС ДО раскрывает сущность двигательной активности, реализуемой в направлении «Физическое развитие». Здоровьесберегающие технологии в непрерывной физкультурной деятельности дошкольников направлены на решение приоритетной задачи сохранения, поддержания и обогащения субъектов педагогического процесса ДОУ и начальной школы: детей, педагогов и родителей. Современные здоровьесберегающие технологии отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре; использование развивающих форм оздоровительной работы с детьми. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании — обеспечение высокого уровня реального здоровья детей и воспитание физической культуры, позволяющей дошкольнику самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Особое внимание следует уделить системе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и школы в условиях непрерывного образования.

Подготовка ребенка к школе начинается задолго до его выпуска из Дошкольного образовательного учреждения. Первым педагогом ребенка становится воспитатель. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, определяет основные ориентиры реализации образовательной программы.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

В связи с введением Федеральных государственных стандартов дошкольного образования сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и школы рассматриваются как важное условие эффективной подготовки детей к переходу в статус ученика. Поэтому необходимо разработать план конкретных мероприятий, который должен определить цели, задачи, организационно-методический блок, содержащий подробный перечень и описание направленной работы с детьми, родителями, социальными и медицинскими учреждениями и ожидаемый результат.

В процессе взаимодействия воспитатель и учитель обмениваются педагогическим опытом, находят оптимальные методы, формы работы и т. д. Воспитатель дает подробную информацию о каждом ребенке, об особенностях развития, воспитания и обучения каждого ребенка, его интересах, индивидуальных особенностях, возможностях, характере. Учитель знакомит с особенностями программы начальной школы, факторами, препятствующими протеканию легкой адаптации к условиям массовой школы.

Создается объединенная база детского сада и начальной школы. Это позволяет проводить непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребенка, обеспечивая тем самым преемственность двух ступеней образования.

Одной из задач «Федерального государственного стандарта дошкольного образования» является обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что образовательные программы дошкольного образования направлены, в том числе на достижение необходимого и достаточного уровня развития для успешного освоения детьми образовательных программ начального общего образования. То есть проблема преемственности может быть решена успешно только при тесном сотрудничестве и взаимодействии воспитателя и учителя.

Развитие образования может осуществляться само по себе, но является эффективным только в том случае, если оно управляется и совершенствуется в процессах управления, опираясь на научный подход.

Значительное место в совершенствовании управления образованием занимает реформирование. И это является сегодня главным фактором управления образованием.

Понятие «качество дошкольного образования» анализируется, исходя из трех различных аспектов, В общегосударственном аспекте качество дошкольного образования можно определить мерой ее адекватности социально-экономическим условиям общества. Здесь качество дошкольного образования соприкасается с такими аспектами, как уровень жизни, экономический потенциал страны и т. д. В социальном аспекте оно определяется соответствием образовательных услуг реальному запросу родителей. Качество дошкольного образования в педагогическом аспекте может означать реализацию принципа вариативности в образовании, переход к личностно-ориентированному взаимодействию педагога с детьми.

Понятие «качество» многогранно и с позиции каждого его участника трактуется по-разному:

 Для детей — это обучение в интересной для них игровой форме.

 Для родителей — это эффективное обучение детей, то есть обучение по программам, хорошо готовившим их детей к обучению вы школе;

 Для педагогов — это положительная оценка их деятельности руководителем дошкольного учреждения, родителями.

Качество образования находится в постоянной динамике. Поэтому сегодня очень важно прогнозировать возможные изменения качества, исследовать причины, характер этого изменения.

«Детство» — это подготовка к будущей жизни ребенка, который является уникальным и имеет огромное значение в его развитии.

Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования психических и физических качеств, необходимых человеку в течении всей жизни. Иными словами, заниматься образованием ребенка дошкольного возраста — все равно, что закладывать фундамент огромного здания. Именно на этой основе будут строиться и развиваться в дальнейшем характер, навыки, способности, Безусловно, стоит позаботиться о том, чтобы этот фундамент был прочным и надежным.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Приказ МинОбрНауки «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 № 1155
  3. Постановление Правительства Российской Федерации «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» от 4 октября 2000 г № 751
  4. Буршит И. Е. К вопросу о преемственности развивающего образования.
  5. Денякина Л. М. О разработке единых требований к содержанию дошкольного образования

Основные термины
(генерируются автоматически)
: дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, дошкольная педагогика, дошкольный возраст, здоровый образ жизни, начальная школа, начальное общее образование, родитель.

Актуальные тренды современного образования в дошкольном образовательном учреждениистатья

Актуальные тренды современного образования в дошкольном образовательном учреждении

Relevant trends of modern education in preschool educational institution

УДК 3 37.37.01/.09 37.02

В данной статье рассмотрены современные тренды в дошкольном образовательном учреждении: smart-обучение, образовательная робототехника, обучение вне занятий, образовательные игры, социальные медиа, STEAM.

In this article modern trends in preschool educational institution are considered: smart training, educational robotics, training out of occupations, educational games, social media, STEAM.

Ключевые слова: тренды, образование, технологии, STEAM, smart-обучение, образовательная робототехника, образовательные игры, социальные медиа, обучение, занятия.

Keywords: trends, education, technologies, STEAM, smart training, educational robotics, educational games, social media, training, occupations.

XXI век — век глобализации, новых технологий и инноваций, век нового мышления и нового отношения к происходящим переменам. Динамичность и взаимообусловленность происходящих перемен диктуют необходимость нового подхода к системе образования.Тренды в образовании – это тенденции в его изменении.

Обратим внимание на веяния ФГОС ДО, чтобы соотнести их с возможностями рассмотренных трендов образования[3].

1. В основе ФГОС ДО лежит системно-деятельностный подход. Необходимо осуществить индивидуализацию каждого ребёнка, независимо от его особенностей.

2. Основная цель ФГОС ДО– полноценное развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий, освоения и познания мира(в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности).

3. Инновационный характер стандартов — это требования к условиям осуществления образования.

4. В планах появляются образовательные области, а также деятельность вне занятий.

5. ФГОС ДО ставит во главу угла образовательные технологии. На протяжении последнего десятилетия в системе образования происходит активное внедрение педагогических инноваций и компьютерных методологий обучения с целью улучшить качество обучения и его результаты.

6. Ценностные ориентиры во ФГОС ДО смещены: от общности и коллективизма — к индивидуализации, от познавательной деятельности к социализации.

На протяжении последнего десятилетия в системе образования происходит активное внедрение педагогических инноваций и компьютерных методологий обучения с целью улучшить качество обучения и его результаты.

Smart-обучение – первый тренд обучения, состоящий из слияния онлайнового распределения программного обеспечения и контента в форме мультимедиа.

Главная цель Smart-обучения – создание среды, которая обеспечивает высокий уровень конкурентоспособного образования за счёт развития у воспитанников знаний и навыков современного общества XXI века: сотрудничество, коммуникацию, социальную ответственность, способность критически мыслить, оперативно и качественно решать проблемы[1, с.1].

Второй тренд – образовательная робототехника, в котором осуществляется современный подход к внедрению элементов технического творчества в педагогический процесс через объединение конструирования и программирования.

Занятия по робототехнике предоставляют возможности для разностороннего развития и формирования важнейших компетенций, обозначенных в стандартах нового поколения:

  • навыки проведения экспериментального исследования: выдвижение гипотез, поиск решений, проведение наблюдений и измерений, установление причинно-следственных связей, оценка влияния отдельных факторов, обработка и анализ результатов;
  • развитие творческого, образного, пространственного, логического, критического мышления;
  • развитие коммуникативной компетенции: работа в коллективе (в паре, группе) по выработке и реализации идей, планированию и осуществлению деятельности, развитие словарного запаса и навыков общения.

Обучение вне занятий – третий тренд. Это формат обучения через деятельность, которая может включать исследование, применение знаний на практике. Такое обучение может проходить в виде игры, квеста, геокешинга, фотоохоты, похода. При этом происходит «погружение» детей и их родителей в историю, культуру, природу, поскольку перед ними поставлены и появляются определённые задачи.

Четвёртый тренд современного образования – это социальные медиа. Социальный сервис Facebook, сервисы и инструменты Google, веб-сайт Wiki, покдасты для распространения звуковых файлов или видео в сети Интернет, блоги, видеохостингYoutube – все это можно и нужно использовать на занятиях.

В проведении досугов, развлечений, игр, утренников мультимедийные средства выполняют особую задачу: наглядно передают тематическое содержание мероприятия, сопровождают его звуковыми и световыми эффектами, что безусловно повышает качественный уровень мероприятий.

Введение в обучение образовательных игр является пятым трендом современности. Серьезные образовательные игры создаются для самых разных учебных областей.Существует, например, игра, которая имитирует процесс изменения климата, или медицинская игра по решению проблемы экологии и тому подобное.

Один из основных трендов в мировом образовании – STEAM.Шестой тренд – новая образовательная технология, сочетающая в себе несколько предметных областей, как инструмент развития критического мышления, исследовательских компетенций и навыков работы в группе.

Аббревиатура STEAM расшифровывается как:

S – science,

T – technology,

E – engineering,

A – art,

M – mathematics.

Или естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика – дисциплины, которые становятся самыми востребованными в современном мире. Вместо того чтобы изучать отдельно каждую из пяти дисциплин, STEAM интегрирует их в единую схему обучения.

На Международной конференции “STEAM forward”, которая прошла в 2014 году в Иерусалиме, были высказаны следующие заявления: «Привлечение детей к STEAM. Данное образование должно начинаться с самого раннего дошкольного возраста, а потому нужно внедрять программы в детские сады[5].»

Важной особенностью работы по данной технологии является именно коллективная работа над проектом. STEAM – позволяет задействовать правое полушарие мозга, отвечающее за творчество, эмоции, чувства. Существует множество примеров удачных проектных работ по данной технологии.

И как бы ни были успешны традиционные методы воспитания и обучения, современная реальность требует поиска новых и эффективных форм.

Привить навыки самостоятельного обучения в течение всей жизни, научить взаимодействию на разных уровнях, развивать самостоятельное и критическое мышление – эти и многие другие принципы составляют стратегию развития современных образовательных технологий[4].

Если мы готовим наших детей к дальнейшей жизни, то мы должны позволить им использовать те инструменты, которые в дальнейшем всё равно станут частью их повседневной жизни.

Список литературы:

1.Тен А.С. и др. Smart-обучение в системе повышения квалификации педагогов. Методическое пособие. –Алматы: АО НЦПК «Орлеу». 2014. -112с.

2.Кейс Терлоу. Десять трендов современного образования URL:https://www.hse.ru/news/media/63841790.html

3.Тренды современного образования. Особенности образовательных трендов

URL:https://sites.google.com/site/trendsofedu/fgos

4.Курс «Современные образовательные технологии и SMART» – ваш гид по новым возможностям использования ИКТ на уроке. URL:https://edguru.ru/blog/edutrends/

5.Тамара Стрельникова. Что такое STEAM-образование?

URL:https://www.unikaz.asia/ru/content/chto-takoe-steam-obrazovanie

Текущие тенденции развития дошкольной педагогики

Определение 1
Современная дошкольная педагогика – это отрасль педагогической науки, определяющая порядок оптимальной организации обучения и воспитания маленьких детей с учетом современных требований социально-экономического развития общества.

Развитие дошкольной педагогики, как и любой научной отрасли, напрямую связана с этапом общественного развития, его динамикой и тенденциями. Наука не может развиваться в отрыве от общества и его тенденций.

В этой связи, основными направлениями развития дошкольной педагогики на современной этапе являются следующие:

  1. Педагогика развития. Это направление основано на переносе акцента на развивающее обучение и воспитание дошкольников. Обучение не должно носить характер обыденности и простого усвоения теоретической информации. Детей необходимо знакомить с культурными ценностями, развивать их творческий потенциал и помогать его практической реализации. Ребенок развивается и, вместе с тем, порождает новые формы культуры. Процесс обучения предполагает опору на междисциплинарный подход и создание позитивной атмосферы, помогающей обучаться и развиваться. Дошкольное образование осуществляется на основе программы развития, ориентированной на культурное познание и усвоение культуры общения, поведения и деятельности, привитие эстетических качеств личности. Воспитание личности предполагает необходимость ее включения в коллектив и взаимодействия с ним. Это открывает возможности разрешения проблем противопоставления личности общественной среде.
  2. Педагогика личностно-ориентированного развития. Данное направление предполагает постановку личности, ее потребностей и интересов во главу процесса обучения. Для этого обучение строится на базе индивидуального подхода. Нельзя ориентироваться на некий стандарт, который должен быть достигнуть. Каждый ребенок уникален, имеет специфические особенности развития, навыки, способности и возможности. Также, в учет берется возрастная динамика развития дошкольников. Каждый этап возрастного развития характеризуется различными способностями и возможностями восприятия и усвоения информации. Ребенок становится субъектом развития. Его личность необходимо уважать и ценить. Обучение должно исключить авторитарность, а строиться на основе партнерства и сотрудничества.
  3. Гуманитарная педагогика. В этом направлении самоценность детства является приоритетом в развитии ребенка. Детство является ступенью, посредством прохождения которой ребенок вступает в мир культуры. Учебно-воспитательный процесс основывается на развитии активности личности ребенка, освоении навыков самостоятельности, выполнении самостоятельных действий в обучении и трудовой деятельности. Происходит совместное действие гуманитарного, культурологического, субъектного подхода, выступающего механизмом освоения ребенком культурного опыта на дошкольном этапе развития.
  4. Семья признается основным социальным институтом, необходимым для развития ребенка. Семейное воспитание признается фундаментом, на котором строится личностное становление, развитие основных ее качеств и реализации творческого потенциала.
  5. Личность педагога в настоящее время выступает основой организации качественного обучения и воспитания. К ней предъявляются более жесткие требования. Педагоги должны непрерывно совершенствовать свои навыки и способности, свою квалификацию и уровень профессионализма. Поэтому в государстве создаются возможности для непрерывного обучения и развития педагогов, их личностного роста. Политика в сфере образования внедряет программы обучения педагогов, курсы и стажировки, вечернее обучение, вводятся стимулирующие выплаты педагогам, занимающимся самообразованием, посещающим курсы и участвующими в программах дополнительного обучения, повышения квалификации.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Основные проблемы дошкольного образования и пути их решения

Основные проблемы дошкольного образования и пути их решения

Инус Эльвира Эрнестовна

МБОУ «СОШ № 4» дошкольные группы «Ромашка»

Одной из наиболее актуальных проблем в развитии современного образования является обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. В целях создания благоприятных условий для решения этой задачи необходимо развивать и совершенствовать имеющиеся формы образования детей дошкольного возраста и внедрять новые формы обучения.

Несомненно, система современного дошкольного образования очень важна и актуальна. И таких проблем в современном образовании можно перечислить очень много:

1.Недостаточное финансирование:

— материально-техническая база устарела;

— современная учебно-методическая база (игрушки, развивающие игры, дидактический материал и др.) часто пополняется при помощи родителей и спонсоров, и почти не пополняется за государственный счет;

2.Перегруженность дошкольных образовательных учреждений;

3.Социальный статус работников дошкольного образования:

— низкая заработная плата;

— педагогическая нагрузка (35 часов в неделю, а у учителя – 18 часов);

— отпуск (42 дня, а у учителя – 56 дней)

Дошкольное образование – важная составляющая социальной жизни страны.

От качества образования в ДОУ зависит очень многое, поэтому дошкольное образование сейчас рассматривается как важнейший социоформирующий фактор.

У многих возникает вопрос зачем нужен детский сад? Давайте попробуем ответить на него.

Детский сад нужен родителям ребенка.

Это дает возможность устроиться на работу, получать о заработную плату и повысить уровень благосостояния своей семьи. Поэтому они уверены, что ребенок находиться под присмотром опытных воспитателей, сыт и спокоен.

Детский сад нужен самому ребенку, для того, чтобы удовлетворить потребность в общении; успешно социализироваться – научиться общаться как со сверстниками, так и со взрослымилюдьми; получитьподготовку к школе; научиться адекватно реагировать на возникшие конфликты и спортивныеситуации; избежать «педагогической запущенности».

В современных научных исследованиях всё чаще отмечается тенденция увеличения продолжительности периода детства. Данный феномен объясняется необходимостью детства для подготовки человека к вхождению в сложную социальную жизнь — накопления опыта, овладения социальными эмоциями, представлениями, разными видами деятельности.

Ребёнок социализируется в процессе разнообразной деятельности, осваивая обширный фонд культурной информации, умений и навыков, развивая интегративные качества; в процессе общения с людьми разного возраста; в рамках различных социальных групп, расширяя систему общественных связей и отношений, усваивая социальные символы, установки, ценности; в процессе выполнения различных социальных задач, усваивая модели поведения. Именно поэтому, как отмечает Н.Ф. Голованова, овладеть социальным опытом — значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, навыков, а овладеть способом деятельности и общения, результатом которого он является.

Основным интегративным компонентом механизма становления социального опыта является деятельность. Причём накопление социального опыта возможно лишь в тех видах деятельности, которые соответствуют определённым педагогическим условиям:

1) воспроизводить жизненные ситуации, опираться на детские впечатления повседневной жизни;

2) вызывать личную заинтересованность ребёнка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности;

3) предлагать ребёнку активное действие, связанное с планированием и обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, самоконтролем и оценкой;

4) предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве.

5) отсутствие единой программы обучения детей в детском саду.

Значительно повысился уровень психолого-педагогической грамотности родителей. Изменились их требования к образованию, воспитанию и развитию детей в дошкольный период жизни. Родители желают быть активными участниками педагогического процесса, они готовы к участию в реализации программы дошкольного образования. В настоящее время родителям предоставлено право самостоятельно определять время начала обучения своего ребенка в школе. В результате часть родителей — сторонников акселерации детского развития — испытывают потребность в интенсивной подготовке своего ребенка к обучению в школе с 6-ти лет.

На современном этапе на первое место выдвигается не обучение дошкольника чтению, письму, счету, иностранному языку и т. д., а формирование функциональной готовности к школьному обучению, социальной зрелости. Так в последние годы в обиход вошел новый термин «предшкольное образование».

В чем же причины затруднения адаптации детей к начальной школе?

Одной из них специалисты считают несоответствие функциональной возможностей детей требованиям школы. И дело ьуь не только в уровне умственного развития. Нередко при нормальном развитии интеллекта у детей отмечается временное отсвание в развитии других функций, которые очень важны для успешной учебы.

Главным, конечно, является несоответствие требований к ребенку старшей группы детского сада и к первокласснику. Априори считается, что первоклассник должен быть более дисциплинирован, усидчив, работоспособен, чем дошкольник. Но ребенок не может в один миг овладеть всеми требуемыми качествами. К тому же многие начальные образовательные учреждения выдвигают крайне высокие требования к качеству дошкольного образования. От первоклассника нередко требуется не только знание алфавита, но умение читать и считать.

Следующей проблемой можно назвать отсутствие согласованности дошкольного образования и школы. Школьные педагоги не принимают игровую форму обучения, которая преобладает у детей первого класса. Это влечет стрессовую ситуацию первоклассника, сопутствующие заболевания, дисбаланс в учебе, и, как правило, нежелание посещать школьное заведение.

Можно сделать вывод, что в настоящий момент основной задачей развития системы дошкольного образования является создание пребывания ребёнка дошкольного возраста в системе, оптимально отвечающим его интересам, интересам семьи, во взаимосвязи ребёнок-семья-педагог.

Однако в программу детского сада обучение чтению и письму попросту не входит. Чтобы избежать подобных проблем, родители должны ознакомиться не только с программой детского сада (например, выложенной на сайте дошкольного образования), но и с требованиями той школы, в которую планируется отдать ребенка. В случае обнаружения несоответствия необходимо организовать для ребенка дополнительные занятия в детском центре, или воспользоваться услугами репетитора, или заняться образованием ребенка самостоятельно. Дополнительно осложнить ситуацию может психологическая неготовность ребенка к обучению в школе, стресс при смене коллектива и обстановки. Более мягкий для ребенка переход к новой системе обучения происходит в том случае, если дошкольное образование включает в себя занятия по подготовке к школ.

Одной из главных задач государства в сфере дошкольного образования – обеспечение его общедоступности – до сих пор остается нерешенной в полной мере. Причин, порождающих такую ситуацию много: дефицит свободных мест в дошкольных учреждениях, желание родителей воспитывать ребенка дома, отсутствие у родителей возможности вносить оплату за детский сад, наличие неблагополучных семей и педагогически запущенных детей, наличие детей с ослабленным здоровьем, с хроническими заболеваниями, которым противопоказан режим дошкольного учреждения. Вследствие этого дети приходят в школу с разным уровнем развития качеств личности, необходимых для успешной адаптации к школе. Поэтому необходимы детские заведения с кратковременным пребыванием, частичным пребыванием в детском саду и коллективе.

Пути решения:

-формирование эффективной бюджетной политики в сфере дошкольного образования;

-внедрение новой системы оплаты труда, мотивирующей на повышение объема и качества труда;

-создание конкурентной среды в сфере дошкольного образования.

Таким образом

, сохраняется противоречие между реальным статусом, возможностями, назначением
дошкольного образования
и требованиями со стороны государства (ожиданиями со стороны общества, спросом и возможностями со стороны семьи).

Список литературы

1.Майер А. А., Тимофеева Л. Л. «Болезни роста» современного дошкольного образования

: кризис системы или системный кризис // Управление качеством
дошкольного образования
: теория и практика / под ред. Н. В. Микляевой. Коллективная монография. — М.: МГПУ, 2013.

Интернет ресурсы:

https://moymalysh43.ru/pomoshch/problemy-dou-i-puti-ih-resheniya.html

https://nsportal.ru/

https://koma-oj.ru/

https://infourok.ru/problemi-doshkolnogo-obrazovaniya-i-puti-ih-resheniya-

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]