Интерактивные технологии в реализации ФГОС дошкольного образования. — презентация


Интерактивные технологии в детском саду

Сегодня, чтобы идти в ногу со временем, постоянно повышать педагогическое мастерство, воспитателю детского сада приходится задействовать комплекс различных развивающих методик и всю свою фантазию. Образовательные стандарты предусматривают использование различных видов детской деятельности, которые должен применять воспитатель для решения педагогических задач. Авторитарный педагогический стиль давно остался в прошлом, преимущество отдается демократическим интерактивным технологиям, подразумевающим многостороннюю коммуникацию, эффективные методы и способы тесного межличностного взаимодействия на основе диалога, сотрудничества, взаимопонимания.

Интерактивные технологии – это комплекс педагогических методик, имеющих своей целью построение образовательного процесса в условиях эффективного взаимодействия.

Интерактивные технологии могут быть выражены в различных формах:

  • Индивидуальной (ребенок с помощью педагога сам решает поставленную задачу, вариант – «ребенок – компьютер»),
  • Парной (взаимодействие ребенок — ребенок),
  • Групповой (работа в подгруппах),
  • Коллективной (активная фронтальная работа),
  • Планетарной (решение поставленных задач подгруппами и выбор оптимального варианта).

Преимущества интерактивных технологий:

  • У дошкольников формируются индивидуальные личностные условия для саморазвития;
  • Развивается речевая активность;
  • Развиваются межличностные отношения;
  • Вырабатываются навыки игры в команде на основе нравственных норм;
  • Дети осознают личную интеллектуальную состоятельность;
  • Формируется психология успеха.

Реализация интерактивных технологий в ДОУ возможна при соблюдении условий комфортного сотрудничества воспитателя и дошкольников, мотивации в решении поставленной задачи, использования ярких образов, примеров, предметов.

Особое внимание в педагогическом процессе уделяется созданию комфортной творческой среды и осознанию интеллектуальной состоятельности обучаемых. В атмосфере доброжелательности и поддержки, в рамках тесного взаимодействия, свободного общения на равных дошкольник чувствует личную успешность и процесс обучения становится более продуктивным. Интерактивные технологии призваны сделать процесс познания не просто взаимосвязанным, но и более увлекательным, творческим.

Внедрение интерактивных технологий в детском саду осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей, например:

  • Младшая возрастная группа: игра в парах, «детский круг»,
  • Средняя возрастная группа: игра в парах, «хоровод», карусель, цепочка;
  • Старшая возрастная группа: работа в парах, «детский круг», карусель, цепочка, интервью, занятие в малых группах (тройках), аквариум;
  • Подготовительная (предшкольная) группа: занятие в парах, «детский круг», цепочка, карусель, интервью, занятие в малых группах, большой детский круг, дерево знаний.

Стоит заметить, что воспитатель, опираясь на свой опыт, может экспериментировать с формами взаимодействия, и, например, вводить интервью в средней группе.

Стимулировать разностороннее развитие дошкольника помогают различные интерактивные методы. Это понятие складывается из двух составляющих: «метод», как способ взаимодействия «педагог – ребенок» и «интеракция» – усиленная деятельность между участниками процесса. Соответственно, под интерактивными методами понимается усиленное педагогическое взаимодействие в ходе воспитательного и образовательного процесса.

Интерактивные методы могут быть дискуссионными, игровыми, комплексными:

  • Ролевая игра (театральная постановка, сказка),
  • Интерактивная игра,
  • Деловая игра,
  • Кейс метод (решение проблемной ситуации),
  • Дискуссия,
  • Кластеры (поиск ассоциаций),
  • Микрофон (поочередные высказывания),
  • Дебаты (обсуждение высказываний),
  • Проектный метод,
  • Мозговой штурм и другие.

Примеры использования интерактивных методов в разных возрастных группах ДОУ

Младшая или II младшая группа: интерактивный метод работы в парах.

Воспитатель предлагает детям найти себе пару или сам помогает разбиться попарно, взяться за ручки и посмотреть друг на друга. Это можно осуществить сидя на полу, на стульчиках, стоя. Как правило, в этом возрасте дети уже знают имена друг друга. Каждой паре предлагают взять вместе в ручки игрушку, кубик, или шарик. Педагог может сам вручить яркий предмет каждой паре. Он объявляет детям, что эти игрушки волшебные, у кого она в руках, тот улыбается. Передавая друг другу игрушку, надо назвать напарника по имени и улыбнуться. При этом воспитатель должен сам излучать ласку и улыбку, продемонстрировать действие. Дети склонны к подражаниям, они будут повторять. Педагогическая практика будет успешной, если большая часть детишек будет улыбаться. Далее воспитатель может усложнять правила: дети меняются парами, игрушками, говорят комплименты и т.д.

Средняя группа: интерактивная игра «цепочка». Воспитатель заранее готовит игрушку – Лунтика и рассказывает предысторию: Лунтик прилетел с Луны, он знаком с Кузей, Шершулей, Вупсенем и Пупсенем…дети помогают перечислить героев сказки. Далее ставится задача: кроме перечисленных героев Лунтик никого не знает, он не знаком с животными из сказок, его надо познакомить. Воспитатель вручает фигурку Лунтика одному из детей и просит передавать дальше по цепочке и называть животных из разных сказок, например, волк из сказки «Волк и семеро козлят», медведь из сказки «Маша и медведь», «Три поросенка», «Кот в сапогах» и так далее. Передавая Лунтика друг другу, дети знакомят его со сказочными персонажами. Если дошкольник теряется, то воспитатель и дети, находящиеся слева и справа по цепочке помогают вспомнить сказки. В завершение воспитатель может предложить детям пофантазировать о приключениях Лунтика в стране сказок или нарисовать сказочных животных.

Старшая, подготовительная группа: комплексное интерактивное занятие «Мой любимый детский сад». Воспитатель ставит задачу: ребятам надо подготовить презентацию о том, что в садике им больше всего нравится. Детей рассаживают за столики малыми группами по 3-4 человека, на столиках – наборы для рисования. Воспитатель предлагает одной группе обсудить тему какие игрушки в группе самые интересные, второй группе – какое блюдо в садике самое вкусное, третьей группе – что можно интересного увидеть во время прогулки, четвертой группе – что больше всего нравится на музыкальном занятии и так далее. Дети в малых группах обсуждают свои варианты, рисуют на листах, выбирают представителя от группы. Воспитатель подходит к каждой группе, помогает с выбором и разрешает споры. Далее представители от каждой группы поочередно выходят к импровизированному микрофону и озвучивают, что именно им нравится в детском садике, демонстрируют лучший от группы рисунок или несколько рисунков. Педагог, подводя итог, в ходе фронтальной дискуссии на основе самых интересных моментов составляет рассказ о любимом детском саде, обобщает услышанную информацию, либо предлагает составить единую презентацию детям, желающим выступить у микрофона. Можно расставить рисунки как визуальные подсказки и предложить детям составить рассказ «Мой любимый детский сад».

Варианты дополнительных и основных дискуссионных тем: «Детский сад моей мечты», «Мое любимое занятие в садике», «Выбор сказки для детского театра», «Лучший подарок для мамы», «Украшаем детский сад» и т.д.

Интерактивные педагогические технологии напрямую связаны с использованием интерактивных технических средств. Все больше детских учреждений имеют высокотехнологичное оборудование в виде сенсорных досок, обучающих игровых компьютеров, интерактивных панелей. Их использование помогает сделать образовательный процесс более увлекательным, интересным, продуктивным.

С использованием интерактивных технологий меняются роли воспитателя и детей. Инициативность педагога снижается, возрастает активность детей. Педагогическое мастерство заключается в способности сформировать комфортные психологические и практические условия для творческого раскрытия детей, для преодоления порога стеснительности некоторых категорий воспитанников, для продуктивного взаимодействия и успешности воспитательного и образовательного процесса.

Если вам пригодилась информация на сайте, просьба поделиться ею в социальных сетях:

Похожие записи:

Интерактивные методы обучения и взаимодействия с детьми

Интерактивные методы обучения — это способы целенаправленного взаимодействия взрослого с детьми, которые обеспечивают оптимальные условия их развития.

Интерактивное обучение дошкольников — это специфическая форма организации образовательной деятельности, целью которой является обеспечение комфортных условий для взаимодействия, при которых каждый ребенок чувствует свои успехи и, выполняя определенную интеллектуальную работу, достигает высокой производительности.

Интерактивные методы обучения обеспечивают такое обучение, которое дает возможность детям на занятии в парах, микрогруппах или малых группах прорабатывать учебный материал, беседуя, споря и обсуждая различные точки зрения.

Другие интерактивные методы обучения

Кроме вышеназванных интерактивных методов обучения дошкольников в практике работы активно используются следующие: творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры (ролевые и деловые, игры-имитации, игры-соревнования (старший дошкольный возраст), интеллектуальные разминки, работа с наглядными видео-и аудио-материалами, тематические диалоги, анализ жизненных ситуаций и тому подобное.

Таким образом, интерактивное обучение на занятиях (в том числе и интегрированных) происходит: в парах (2 ребенка), в микрогруппах (3-4 ребенка), в малых группах (5-6 детей) вместе с воспитателем.

При оценивании высказываний детей не стоит употреблять слово «правильно», а говорить: «интересно», «необычно», «хорошо», «прекрасно», «оригинально», что стимулирует детей к дальнейшим высказываниям.

Стоит запомнить! Когда ребенок дошкольного возраста вежливенько сидит на стульчике, смотрит на тебя и просто слушает — он не учится.

Интерактивные учебные стратегии для стимулирования общения и обратной связи учеников

3 наиболее эффективных способа побудить учеников больше говорить и давать обратную связь во время занятия:

  1. Работа в парах: Обсуди – Поделись

Задайте проблему или вопрос по определенной теме и объедините учеников в пары. Дайте каждой паре достаточно времени, чтобы они могли прийти к правильному выводу, и позвольте учащимся поделиться своим мнением. Таким образом, ваши ученики будут активно вовлечены и запомнят об уроке больше, чем когда-либо прежде.

  1. Мозговой штурм

Интерактивный мозговой штурм проводится в групповых занятиях. Этот процесс полезен для генерации творческих мыслей и идей. Мозговой штурм помогает ученикам научиться работать вместе и, прежде всего, учиться друг у друга. Вы будете удивлены всеми замечательными идеями, которые они придумывают!

Чтобы структурировать идеи учеников, удобно использовать сервисы по созданию интеллект-карт, например, Mindmeister.

  1. Дискуссия

Участники объединяются в дискуссионные группы, которые сосредоточены на одной теме. В каждой группе каждый участник делится своими мыслями и идеями. Поощряйте обсуждение и сотрудничество между учениками в каждой группе. Они должны учиться на опыте друг друга. Как преподаватель вы можете дать своим ученикам несколько ключевых слов, чтобы зажечь разговор.

Недостаточное использование интерактивных методов

К сожалению, интерактивные методы обучения пока недостаточно используются в работе с дошкольниками. На это есть некоторые причины (по А. Кононко):

  • привычка многих воспитателей использовать в работе объяснительно-иллюстративные, монологические методы, проявлять конформизм, беспрекословно подчиняться требованиям и принципам других;
  • недоверие определенной части педагогов к инновационным диалоговым методам, опасения их;
  • дефицит опыта их эффективного применения, активного самоопределения, принятия ответственных решений, предоставление преимуществ кому-то (чему-то);
  • опасение выглядеть в глазах других «белой вороной», смешной, беспомощной, неумелой;
  • заниженная самооценка, чрезмерная тревожность педагогов;
  • склонность к чрезмерной критике;
  • неумение быстро переключаться, приспосабливаться к новым условиям и требованиям;
  • несформированность педагогической рефлексии, способности объективно себя оценивать, соотносить свои возможности, желания с требованиями времени.

Необходимость внедрения в образовательный процесс интерактивных методов очевидна, поскольку:

  • сегодня, как никогда ранее, повышаются требования к обновлению дошкольного образования воспитанников;
  • происходит дифференциация и индивидуализация образования дошкольников;
  • изменяются требования к качеству дошкольного образования, ее оценка не только за уровнем знаниевой подготовленности, но и элементарной жизненной компетенции выпускников ДОУ, их способности применять знания в собственной жизни, постоянно их обновлять и обогащать.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]