Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования


Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Юлия Агеева

Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Речевое развитие в соответствии с ФГОС

дошкольного образования

Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)

. Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно
дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.
Изменения коснулись не только образовательной деятельности, но и профессиональной компетентности педагогов, а также финансирования реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития детей, которые называются образовательными областями. ФГОС определяет 5 образовательных областей:

1) социально — коммуникативное развитие — направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности;

2) познавательное развитие — предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности;

3) речевое развитие — включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

4) художественно — эстетическое развитие — предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру;

5) физическое развитие — включает приобретение опыта в двигательной деятельности, становление ценностей здорового образа жизни.

Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает компоненты:

1) овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);

2) обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от словаря педагога и родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно — тематическом планировании работы);

3) развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения);

4) развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия);

5) знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения — слушания, книга должна стать спутником детей);

6) формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте — это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного произношения);

7) развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи; ребенок учится называть слова с определенным звуком, определяет место звука в слове).

Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей.

Развивающая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Речевая развивающая среда, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.

Речевая развивающая среда – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.

Речевая среда, созданная в определённой группе, — это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого развития, интересы, способности детей данной группы. В качестве основных компонентов речевой развивающейсреды выделяют следующие:

— Речь педагога;

— Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;

— Специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Одной из важнейших составляющих является грамотная речь педагога, т. к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога ДОУ имеет обучающую и воспитывающую направленность. Главным является качество её языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда.Речь педагога должна отвечать следующим требованиям:

1) ПРАВИЛЬНОСТЬ – т. е. соответствие языковым нормам. Слушая педагога, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения или нестандартно построенной фразы.

2) ТОЧНОСТЬ – т. е. точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.

3) ЛОГИЧНОСТЬ – т. е. наличие в высказывании 3-х смыслообразующих компонентов: начало, основная часть и конец высказывания. Также важно умение педагога правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.

4) ЧИСТОТА – т. е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Засоряет язык педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, диалектных, жаргонных и сленговых выражений.

5) ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

6) БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности. Это лексическое и семантическое богатство.Но существует и синтаксическое понятие богатства:это использование говорящим предложений: простых и сложных, полных и неполных, сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных и т. д. Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью.

7) УМЕСТНОСТЬ – т. е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность требует от педагога гибкости речевого поведения: умеет ли он определить правильность и целесообразность слов, форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее предусмотреть работу по их усвоению.

Методы и приёмы руководства речевым развитием детей, специальное оборудование – подбор их напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы.

Особенности речевого развития первой младшей группы

1. Грамотная речь педагога;

2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец, сопряжённая речь и др.)

;

3. методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (рассказы, чтение)

;

4. самостоятельное рассматривание картинок, игрушек, книжек (на развитие инициативной речи)

Особенности речевого развития второй младшей группы

1. Грамотная речь педагога;

2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности);

3. методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, рассказы, чтение)

;

4. организация «Уголка интересных вещей»

(стимулирование самостоятельного рассматривания книг, картинок, игрушек, предметов для
развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем).
Особенности речевого развития средней группы

1. Грамотная речь педагога;

2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации; формирование навыков общения со сверстниками; знакомство с формулами речевого этикета);

3. методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (выслушивание детей; уточнение ответов; подсказ; рассказы воспитателя — акцент на стимулирование познавательного интереса);

4. организация деятельности в «Уголке интересных вещей»

(наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для
развития объяснительной речи). организация деятельности в «Уголке интересных вещей»
(наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для
развития объяснительной речи).
Особенности речевого развития старшей и подготовительной

к школе групп

1. Грамотная речь педагога;

2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения);

3. методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; трансформация высказываний в связные рассказы; запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения);

4. организация деятельности в «Уголке интересных вещей»

(пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о
многообразии окружающего мира; организация восприятия с последующим обсуждением);
5. создание индивидуального «авторского речевого пространства»

каждого ребёнка.

При таких особенностях речевого развитияв каждой возрастной группе:

1. Создаются благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;

2. Обеспечивается высокий уровень речевой активности детей;

3. Происходит овладение детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО включает в себя развитие речи и художественную литературу.

Основными направлениями работы по развитию речи являются:

1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя.

4. Развитие связной речи (Диалогическая (разговорная)

речь Монологическая речь
(рассказывание)
.

5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности и специфики дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, от опыта и творческого подхода педагога. Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация.

Образовательныеситуации используются:

– в непосредственно организованной образовательной деятельности – в процессе организации различных видов детской деятельности детей, заданных ФГОС. Они направлены на формирование у детей знаний, умений рассуждать, делать выводы, на развитие умений в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественно литературы и фольклора, конструктивной, изобразительной, музыкальной, двигательной);

– в ходе режимных моментов и направлены на закрепление имеющихся знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.

Рассмотрим примеры образовательных ситуаций, используемых для речевого развития дошкольников.

1)

О. М. Ельцова отмечает, что для развития игрового общения используется игровая обучающая ситуация (ИОС)

. Все качества и знания формирует не сама ИОС, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом.

1. Ситуации — иллюстрации. Подходят для младшего дошкольного возраста. Разыгрываются простые сценки из жизни детей. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

2. Ситуации — упражнения. Применяются со средней группы. В них ребенок активно действует. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.

3. Ситуации – проблемы. Применяются со старшего возраста. Участие в ситуациях — проблемах способствует усвоению детьми основных направлений социальных отношений, их «отработке»

и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. Активно участвуя, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их.

4. Ситуации – оценки. Применяются в подготовительной группе. Они предполагают анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятие решения, оценить его.

2)

А. Г. Арушанова предлагает как форму речевого развития детей — сценарии активизирующего общения — обучение игровому (диалогическому)

общению. Такая форма включает разговоры с детьми, дидактические, подвижные, народные игры; инсценировки, драматизации, обследование предметов и др.

3)

Ряд авторов (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова)

рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения
дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Реализация образовательной области «Речевое развитие»
возможна через метод проектов. Используя проектную деятельность, дети автоматически осваивают новые понятия и представления в различных сферах жизни. Суть
«метода проектов»
в
образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Главная задача – помочь ребенку поверить в свои силы, так как наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашли и доказали они сами.
Технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.

Интегрированное обучение дает детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи.

4)

Такая форма речевого развития дошкольников как игра побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. Бизикова О.А предлагает игры с готовыми текстами: подвижные «Король»

,
«Коршун»
,
«Змея»
,
«Лиски»
и др. ; дидактические
«Я садовником родился»
,
«Краски»
,
«Смешинки»
и др. (освоить
разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога); дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие,но не содержащие готовых реплик: «Кто кого запутает»
,
«Поручение»
,
«Похожи – не похожи»
,
«Угощайся пирожком»
, игры с телефоном
«Вызов врача»
,
«Звонок маме на работу»
,
«Бюро добрых услуг»
.

5)

Еще один пример формы речевого развития дошкольников предлагают авторы: Кузеванова О. В., Коблова Т. А.: литературно-музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры- драматизации, разные виды театров, социальные акции, речевые газеты, книги самоделки, проблемные ситуации, посиделки, интерактивные речевые стенды, календарь событий и др.

Поздеева С. И. о.

Таким образом, различные формы работы ресурсны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей,если: — дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то, — обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания, — педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

Что важно знать родителям о поэтапном формировании речи?

Главное, что должны понимать дома, развитие речи нужно начинать с самых первых дней жизни малыша. Не надо думать, что он еще маленький, когда подрастет, тогда и научится говорить. Это серьезное упущение, так как приступить своевременно – значит, добиться хороших результатов в дальнейшем. Знания о речевых умениях детей в разные возрастные периоды помогут мамам и папам не только учить их правильно говорить, но и исправлять появившиеся речевые ошибки. Еще они должны понимать, что занимаясь с детьми, нужно запастись терпением. Ведь развитие речи у детей дошкольного возраста – это долговременный процесс, специалисты делят его на три этапа, каждый из которых имеет свои особенности. Учитывая психические характеристики детей, специалисты определили общие возрастные нормы формирования. Родителям следует их придерживаться, не забывая при этом, что каждый ребеночек развивается индивидуально. Именно поэтому не надо сравнивать своего малыша с другими детьми.

Если кроха находится по возрасту еще на подготовительном этапе, который занимает весь младенческий период (от рождения до1 года), у него идет только подготовка к усвоению речи. Но она не менее важна, чем сам процесс говорения, так как именно в это время накапливается пассивный словарь.

  • Мамы хорошо знают, что при рождении у крохи проявляются речевые реакции: он плачет, кричит. Это в определенной степени полезно, так как влияет на важные элементы речевого аппарата: дыхание, голос, артикуляцию. Уже тогда надо начинать работать над речью. Каким образом это возможно? Все очень просто, чаще разговаривать с младенцем с разной интонацией. Приблизив личико крохи к себе, говорить четко и внятно, чтобы формировался артикуляционный аппарат, не молчать при уходе за младенцем, обговаривать каждое свое действие.
  • В 2-3 месяцев, когда начинается период гуления и лепета, побуждать младенца произносить различные звуки, слоги, вместе с малышом «дададакать, бабабакать, мамамакать».
  • После шести месяцев родителям следует больше внимания уделять словесным играм, развлекать кроху при помощи пальчиковых игр, создавать ситуации, в которых малышок будет использовать звуки, слоги. Тогда к концу первого года в словарном запасе появятся первые слова (около 12), их малыш будет с удовольствием использовать, стараясь передать интонацию, артикуляцию.

Эффективные средства развития речи дошколят

Сейчас можно подобрать разнообразные средства для улучшения и исправления речи дошколят. Специалисты отмечают, что самыми эффективными из них являются те, которые учитывают специфику дошкольного возраста (ведущую деятельность ‒ игру, возрастные и психологические особенности: повышенную возбудимость, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, эмоциональность, непосредственность): языковая и игровая среда.

Создание языковой среды

  • Воспитывающие ребенка взрослые должны иметь грамотную речь, владеть обширным словарным запасом, уметь интересно рассказывать. Речь взрослого должна стать образцом для подражания ребенку.
  • Организовать полноценное речевое общение с дошкольником, так как оно ‒ важнейшее из всех существующих средств развития речи. Для этого необязательно выделять специальное время, можно использовать все имеющиеся возможности, например, во время приготовления ужина обсуждать с ребенком блюда, сервировку стола, меню на завтра. Каждая мама найдет тему для совместного обсуждения.
  • Уже давно классическим средством стала художественная литература. Для чтения нужно выбрать подходящее время, чтобы, не торопясь, прочитать сказку, рассказ, вместе обсудить главных героев, события, определить главную мысль. Если есть иллюстрации, можно сопоставить их с героями и их действиями, спросить мнение дошкольника по поводу того, правильно ли иллюстратор передал характер героев.
  • Вместе с малышом прослушать рассказ или сказку в исполнении артистов, обратить внимание на интонации, темп, выразительность чтения текста.
  • В качестве действенного средства развития речи можно использовать книги с красочными иллюстрациями, иллюстрированные альбомы по искусству. Рассматривая их вместе с ребенком, взрослый может обогащать словарь дошкольника новыми понятиями, значениями слов, расширять кругозор.
  • Необходимо правильно организовать игровой уголок для детворы.

Создание игровой среды

  • Выделить место в квартире для игрушек и игр с ними.
  • Покупать такие игрушки, которые позволяют организовать разные виды игр. Например, сюжетно-ролевые (дочки-матери, больница, магазин, зоопарк, гараж), настольные (лото, пазлы, конструкторы, «Монополия»).
  • Для развития речевых навыков в творчестве приобретаются пластилин, краски, бумага.
  • Очень полезны пальчиковые игры, для них в продаже есть пальчиковый театр.

Преддошкольный период становления речи

Следующий возрастной период развития речи специалисты называют преддошкольным. Он длится все раннее детство малышей (от 1года до 3 лет). Какие моменты важны и на что обратить внимание любящим родителям?

  • После года активизируется желание крохи вступать в разговор, отвечать на вопросы, самому активно их задавать. Появляется заинтересованность артикуляцией звуков, поэтому дети чутко следят за разговором взрослых.
  • В 1,5-2 года дети начинают активно понимать устные пояснения взрослого и выполнять их. Довольно легко усваиваются новые знания, приводящие к появлению других слов.
  • Вначале детские слова используются как обобщения, потому что одним словом малыш может называть вещь, эмоцию, ситуацию.
  • В течение третьего года идет пополнение словарного запаса. К концу преддошкольного периода детки умеют изменять слова по числам, родам, знают глаголы, прилагательные. Это говорит о формировании грамматического строя речи.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]