Развивающие игры Воскобовича и их влияние на интеллект ребёнка

Развивающие игры Воскобовича в детском саду приобрели популярность в начале века. Красочные комплекты с инструментами и набором героев для проведения занятий стали одними из первых, массово выпускавшихся в фабричном варианте.

Автор программы Вячеслав Владимирович Воскобович предпринял максимум усилий, чтобы педагогов дошла его идея комплексного развития мышления и творчества в игре со сказочной огранкой. И хотя комплекты игр Воскобовича продаются в практически готовом виде, автор настоятельно советует вводить в сказку свои элементы и героев, а для визуализации использовать посторонние предметы. Так в совместном творчестве ребенка и преподавателя будет незаметно и гладко проходить обучение основным навыкам логического и креативного мышления, чтения, счета.

Автор

Вячеслав Владимирович Воскобович — инженер физик из Санкт-Петербурга в начале 90-х был озадачен поиском развивающих игрушек для собственных детей.

Изучение существующих на текущий момент предложений ничего не дало, — ассортимент отечественного методического материала был крайне скуден, международный опыт практически не использовался.

Знакомство с опытом Зайцева и Никитиных подсказало идею создания кардинально новой системы занятий, которая стала бы не только полезна, но и интересна детям, увлекала и развивала без принуждения к занятиям. Главной идеей стало создание инструментов комплексного развития интеллекта, логики, таланта и личности в игровой форме.

Первые игры Воскобовича — «Геоконт», «Прозрачный квадрат», «Складушки», «Двухцветный квадрат». появились в самом начале 90-х. К 1997 году была написана первая методичка «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава», предлагавшая объединить занятия с головоломками со сказочной подводкой, погружающей ребенка в историю, дающей дополнительный стимул к действию и решению поставленной задачи.

В 1999 году авторская программа «Сказочные лабиринты игры» была официально принята и утверждена комитетом образования Санкт-Петербурга. С этого момента Воскобович презентует развивающие игры в ДОУ в качестве дополнения к развивающим интеллектуально-творческое мышление занятиям. К началу века до 90% детских садов города в той или иной мере использовали методику при организации работы с детьми.

В настоящее время автор системы является директором «Развивающие игры Воскобовича». Компания и принадлежащий ей тьюторский центр активно сотрудничает с Союзом Педагогов России, бесплатно проводит обучающие семинары, в том числе и в онлайн-формате в соответствии с текущей действительностью.

Игры Воскобовича для дошкольников и их описания предлагаются комплектами, рассчитанными на определенный возраст, и являются лицензированными. Покупка аналога не приветствуется, так как сам автор считает, что именно в оригинальной системе учтено все. Точное следование авторской программе, которую педагоги достаточно легко осваивают, дает максимальный результат, несмотря на то, что в рамках самой игры всегда оставлена доле непредсказуемого развития. Ребенок и взрослый становятся сотворцами.

Рабочая программа «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича

— Федеральным законом об образовании в Российской Федерации № 273 — ФЗ от 29.12.2012, вступившего в силу с 01.09.2013;

— «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» ( утв. Постановлением Правительства Р.Ф. от 12 сентября 2008 года №666);

— «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» ( утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155).

— «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (утв. Главным государственным санитарным врачом Р.Ф от 29 мая 2013 года);

Данная программа регламентирует процесс развития у детей старшей группы интеллектуально-творческих способностей.

Цель программы:

развитие интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста.

Задачи:

способствовать развитию у ребенка заинтересованности и стремления к познанию нового;

развивать умение наблюдать, исследовать окружающий мир;

развивать воображение, креативное мышление (способность посмотреть на знакомый объект совершенно другим взглядом, мыслить гибко и оригинально);

гармоничный подход к развитию у детей эмоциональности, образного мышления и логики;

оказать помощь в развитии математических и речевых умений;

формировать начальные представления об окружающей действительности;

содействовать психическому развитию; развивать мелкую моторику

Характеристика возрастных особенностей детей:

Ребенок на пятом году жизни разительно отличается от того, каким он был год назад. И это связано не только с совершенствованием физических навыков и умений. Возрастные особенности развития детей в возрасте 4 – 5 лет характеризуются, прежде всего, тем, что дошкольник уже пришел в себя после недавнего кризиса, поэтому способен более плодотворно развиваться в психоэмоциональном, творческом плане. Малыш становится намного мудрее, прогрессируют его аналитические способности.

ОБЩАЯ КАРТИНА ВОЗРАСТА

Возраст 4–5 лет пора относительного штиля: «войны за власть и территорию» завершены, теперь ребенок более спокоен, собран, послушен. Он уже не нуждается в постоянной опеке со стороны взрослых и стремится к внешней самостоятельности (хотя психологическая близость с родителями, особенно с матерью, будет важна для ребенка на протяжении, как минимум, всей школьной жизни). Одной из главных отличительных черт этого возраста является то, что ребенок начинает любить родных. Не просто говорить «люблю», потому что так принято выражать чувства среди его ближайшего окружения, а по-настоящему любить, понимая всю глубину этой привязанности. Это ценное чувство важно не утратить, не разрушить неправильными действиями взрослых. По-прежнему огромное влияние на общее развитие ребенка оказывает развитие психическое. При этом характеристика возрастных особенностей периода 4–5 лет включает следующие аспекты. Демонстрация самостоятельности и инициативы для повышения собственной значимости в глазах родителей. Это значит, ребенок стремится завоевать уважение и высокую оценку взрослых своим поступкам, ждет от них похвалы за достижения и добрые дела. Не получив похвал, малыш отреагирует обидой. Внимание к своему здоровью и самочувствию. Малыш уже довольно точно может описать свое состояние и старается сообщить маме или воспитателю, если самочувствие ухудшилось. Этическое становление. Малыш начинает понимать ощущения и чувства других людей (не только себя или сверстников), учится сопереживать чужому горю, находить выход из конфликтных ситуаций при общении с окружающими. Активная социализация. Круг отношений только внутри семьи для ребенка окончательно разрывается. Дошкольник все больше погружается в мир сверстников, все больше нуждается не только в их внимании, но и в одобрении, поддержке, уважении. Дети пятилетнего возраста не просто играют вместе – они делятся впечатлениями о произошедших событиях, покупках, о том, как прошел их день. Развитие воображения, повышение роли сказок. На пятом году жизни у ребенка активно развиваются творческие способности и воображение. Малыши часто живут в придуманном мире, где они играют главную роль, побеждают зло, обладают силой, мудростью, добиваются признания своих достижений, которые недостаточно реализованы в реальности. К тому же, обычная сказка сейчас помогает ребенку найти решение многих его насущных психологических проблем, предлагая систему образов, среди которых малыш выбирает более импонирующие. Он учится различать добро и зло, быть положительным. Неуемная любознательность. Дошкольнику этого возраста интересно все на свете. Он задает самые разнообразные вопросы и ждет полных ответов от взрослых. Если в этот момент он не будет удовлетворять потребность в такой информации, у него может навсегда пропасть тяга к познанию! Ранимость и чувствительность. На пятом году жизни дошкольники болезненно реагируют на замечания, наказания. Неловко брошенная фраза взрослого может зародить в ранимой детской душе букет комплексов, которые помешают ему успешно реализоваться во взрослой жизни. Страхи и кошмары. Бурное развитие фантазии может не всегда положительно сказываться на эмоциональном состоянии ребенка, порождая самые разные страхи и «плохие сны». Значительное усложнение игровой деятельности. Игра в этом возрасте у детей становится гораздо более сложной, сюжетно-ролевой. Дети играют в магазин, в дочки-матери, больницу, войнушки. Во время игр малыши развивают способности взаимодействия, проявляя всю гамму эмоций: ссорятся, мирятся, помогают, ревнуют, дружат. Различие людей по половому признаку становится намного глубже. Теперь дети могут разделять по половому признаку не только одежду или прическу, но и, например, поведение, профессии, черты характера, манеру поведения, родственные связи (девочка – сестра, дочь, внучка, мальчик – сын, брат, внук). Повышенная склонность к запоминанию. Хотя память еще непроизвольна, именно на пятом году ребенок склонен запоминать множество самых разных вещей с такой интенсивностью, которой он уже не достигнет в последующие годы.

Методика

У каждой из игр Воскобовича есть четко поставленные педагогические задачи и цель. Но в процессе занятия от нее отключается не только сам ребенок, но и педагог. Малыш помогает украсить кораблик флажками, располагает цифры из альбома по вагонам паровозика, строит магическую паутину из веревочек, при этом получая наиболее полезные в его возрасте навыки и знания от развития мелкой моторики, если речь идет о малыше 2-3 лет, до решения уравнений. В большинстве случаев персонажи и среда поданы в виде конструктора или мозаики. От самого ребенка будет зависеть, как они будут выглядеть в процессе, — это развивает креативное мышление, визуальную память и чувство вкуса.

Общие задачи развивающей программы:

  • развитие интереса к окружающему миру, внимания, памяти, снижение коэффициента дефицита внимания, установление доверительных взаимоотношений со взрослым и напарниками по игре;.
  • выработка исследовательского интереса, креативного мышления, способности находить нестандартные выходы из ситуаций;
  • тренировка творческого мышления, логической гибкости;
  • психоэмоциональное развитие, повышение стрессоустойчивости, усидчивости;
  • практика развития навыков устной речи, чтения, счета.

Предложенные Воскобовичем сюжеты и среда — только опора для проведения таких занятий. Это многофункциональная среда с секретами, которые неожиданно для себя может открыть и сам педагог, если искренне будет заинтересован в процессе.

Сам Воскобович развивающие игры видел только как часть процесса игры — основной деятельности ребенка в возрасте до 7 лет. Его идея — создание сказочного пространства, в котором ребенку предстоит решать задачи, но не навязанные педагогом, а возникающие как часть той сказки. Именно такую среду «Фиолетовый лес» должна создать сказка, для которой автор и создал своих уникальных персонажей:

  • мудрый ворон Метром и храбрый малыш Гео;
  • незримка Всюсь и смешной Магнолик;
  • Цифроцирка и Филимон Коттерфильд;
  • паук Юк и Нетающие льдинки;
  • Чудо-Цветик и пчелка Жужжа.

Все предметы, которые предлагаются ребенку во время образовательного процесса, привязаны и являются частью этой сказки. Так задачи, поставленные на придуманном значительно раньше Геоконте, стали решаться значительно активнее, когда волей автора он превратился в территорию паука Юка. Ребенку интереснее размещать в соответствии со схемами не абстрактные шнурочки, а волшебную паутину на цветочной поляне. Процесс созидания проходит гладко с получением удовольствия от решаемой задачи — помощи конкретному персонажу.

Универсальная сенсомоторная среда позволяет занятиям расти вместе с ребенком. На основе одного и того же инструмента, иногда с заменой его деталей, ребенок учится сначала определять цвета, потом читать и считать, а затем решать сложные логические алгоритмы.

Преподаватель в этой истории становится напарником. От него же зависит и развитие сюжета — в комплекте с задачами идут только основные элементы, которые можно дополнить подручными материалами, развивая и в себе, и ребенке творческую жилку. Единственным условием для реализации авторской программы остается фиолетовый фон, стимулирующий творческое мышление и креатив. Он же позволяет с первого шага отказаться от стереотипов в отображении элементов.

Картотека игр В. Воскобовича

фатима Янузакова

Картотека игр В. Воскобовича

Игра «Поймай бабочку»

Цель:

• формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины;

• обучение способам обследования предметов, умению различать их форму, цвет и величину, выполнять сложные глазомерные действия;

Мишик со своими друзьями разложил на Полянке цветные квадраты, и на полянке появилась бабочка. Она порхала, перелетая с одного квадрата на другой.

Цветные квадраты раскладываются в три ряда по три в каждом ряду.Цель: найти квадрат, например, синего. Поиск происходит путём подачи команд: «Вверх»

,
«Вниз»
,
«Вправо»
,
«Влево»
. Исходное положение указывается в начале игры
(например, белая карточка)
. За командами дети следят только зрительно, без помощи пальца и указки, передвигаясь на соседнюю
карточку. Как только дети находят нужную карточку, хлопают в ладоши.
Игра «Кто спрятался?»

Цель:

• формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины;

• обучение способам обследования предметов, умению различать их форму, цвет и величину, выполнять сложные глазомерные действия;

•развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения

На полянке появились гномы Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи в разноцветных шапочках. Они стали играть в прятки с Лопушком.

На коврографе располагаются цветные карточки по считалке «Кохле-Охле-Желе – Зеле – Селе — Геле — Фи»

. Это шапочки гномов. Дети закрывают глаза, педагог убирает одну из
карточек. Кто из гномов спрятался?
Вариант усложнения: карточки меняются местами.

«Воздушные шары»

Пёс Пятёрка, Лиса Девятка, Зайка Двойка, Магнолик и Лопушок встретились на Полянке. Лопушок принёс с собой воздушные шары и стал делить их между друзьями. Лисе Девятке – девять шаров, Зайке Двойке – два. Кто остался без шаров?

Детям предлагается распределить кружочки между зверятами – цифрятами, обосновать своё решение.

Игра «Разноцветные лучи»

Цель: обучение способам измерения предметов, с помощью условной мерки, выполнять сложные глазомерные действия

На коврографе из верёвочек выкладываются лучи, которые выходят из одной точки и расположены наискосок. Над Полянкой засияли лучи утреннего солнышка.Лопушок посмотрел на них и задумался: «Какой луч самый длинный?»

Детям предлагается назвать самый длинный и самый короткий луч. Доказать это, используя условную мерку (например, разноцветные кружки)

.

Игра «Какой по порядку?»

Цель: закрепление порядкового счета

На Полянку вышли гномы. Давайте вспомним их имена.

Гном Кохле стоит первым, Охле – вторым и т. д. Кто стоит между Желе и Геле? Сколько гномов помещается между Охле и Фи? Какой гном стоит шестым (вторым, третьим, четвёртым?

«Какой длины Фифа?»

Цель:

• формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины

• обучение способам измерения предметов, с помощью условной мерки, выполнять сложные глазомерные действия

На коврографе делается аппликация гусеницы из верёвочек.

Однажды Фифа задумалась: «Какой я длины?»

На Полянке закипела работа.Чем только не измеряли Фифу: и кружочками, и квадратиками, и зверятами – цифрятами.

Дети знакомятся с условной меркой — измеряют Фифу кружочками, квадратиками, зверятами — цифрятами. Каких мерок в Фифе больше всего, меньше всего?

Игра «Где Лопушок?»

Цель: закрепление пространственных представлений (лево, право, верх, низ)

Лопушок отправляется в путешествие и его первая остановка будет…

На коврографе выделяется отправная точка Лопушка из разноцветных липучек. «Забавные цифры»

располагаются в разных частях коврографа. Первая остановка будет находиться две клеточки вправо, одну клеточку вверх и т. д. Последняя остановка рядом с Зайкой Двойкой

Игра «Все грибы пополам»

Цель:

• формирование счёта, освоение состава числа в пределах пяти

• развитие мелкой моторики рук

Положите на стол корзинки Пёсика Пятёрки и Мышки Тройки (Кота Шестёрки и Обезьянки Восьмёрки)

и заполните их грибами.

Как сделать так, чтобы в корзинках у друзей грибов стало поровну?

Игра «Магнолик и его загадочные корзинки»

Цель:

• формирование счёта, освоение состава числа в пределах десяти;

•знакомить с понятиями: полное и неполное множество, пустое множество;

• развитие мелкой моторики рук;

Берётся корзинка для десяти грибков.

Это корзинка Магнолика. Её могут заполнить только двое цифрят. Подберите пары (6 и 4, 3 и 7)

и заполните корзинку грибами.

Одно волшебное слово – и корзинка для десяти грибов превратилась в целую корзинку «-дцать»

. Ёжик Единичка положил на
«-дцать»
один грибок – получилось одиннадцать.

-Как получить 13, 14, 15 и другие числа второго десятка?

Игра «Загадки Магнолика»

Цель:

• знакомство детей с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа;

• развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, речи

На арене маг Магнолик. Отгадай, кого он спрятал под своей волшебной шляпой, если любимое число этого артиста меньше девятки; больше четвёрки и т. д.

Игра «Угадай, кто»

Цель:

• знакомство детей с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа;

• развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, речи

Магнолик хлопает в ладоши, и на арене Цифроцирка появляются артисты.

Педагог хлопает в ладоши, а ребёнок по количеству хлопков определяет цифру и находит артиста.

Сосчитай хлопки, покажи цифру и назови героя.

«Волшебная восьмерка»

Игра «Фокусник»

Цель:

• развитие логического мышления

• развитие внимания, памяти, воображения, мелкой моторики

Возьмите 4 палочки, составьте квадрат. Переложите 1 палочку так, чтобы получился стульчик.

Из 6 палочек составьте домик. Переложите 2 палочки так, чтобы получился флажок.

Возьми все палочки из «волшебной восьмерки»

, составь лесенку, располагая ступеньки по цвету, используя считалку,
«Кохле – Охле – Желе – Зеле – Геле – Селе — Фи»
Преврати лесенку в кораблик.

Игра «Чей домик?»

Цель:

• формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины;

• обучение способам обследования предметов, умению различать их форму, цвет и величину, выполнять сложные глазомерные действия;

•развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения

На коврографе располагаются геометрические фигуры (различные треугольники, четырёхугольники)

и два домика
(четырёхугольник и треугольник)
.

В городе геометрических фигур в четырёхугольном домике поселились братья — четырёхугольники, а в треугольном — треугольники. Расселите фигуры.

Однажды к ним в гости приехали круг и овал. (на коврографе появляются фигуры круг и овал)

В каком домике они остановятся? Какие домики нужны для них? Дети из «Разноцветных верёвочек»

строят дома для круга и овала.

«Математические корзинки»

Игра «Кто набрал грибов больше всех?»

Цель:

• формирование счёта, освоение состава числа в пределах пяти;

•знакомить с понятиями: полное и неполное множество, пустое множество;

• развитие мелкой моторики рук;

•формирование психических процессов: внимания, памяти и мышления.

Ребёнок заполняет две любые корзинки, например, Крыски Четвёрки, Пёсика Пятёрки и считает грибки.

Сколько грибков в каждой корзинке? У кого грибков больше (меньше? На сколько больше (меньше?

Игра «Как Цифрята поделили грибы?»

Цель:

• формирование счёта, освоение состава числа в пределах пяти;

•знакомить с понятиями: полное и неполное множество, пустое множество

• развитие мелкой моторики рук

Ребёнку предлагается заполнить 3, 4, 5 и т. д. корзинок так, чтобы в двух из них грибов было поровну, а в третьей меньше (больше)

.

ЦИФРОЦИРК

Игра «Парад – алле»

Цель:

• знакомство детей с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа;

• развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, речи

Помоги Магнолику построить всех артистов в ряд. Первым встал Ёжик Единичка. Кто следующий? А теперь первой оказалась Лиса Девятка. Кто следующий?

Игра «Чехарда»

Цель:

• знакомство детей с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа

На арене Цифроцирка выступает Ёжик Наездник. Он устроил настоящую чехарду, перепрыгивая через зверят — цифрят. Сначала он перепрыгнул через Зайку Двойку, затем через Крыску Четвёрку. Кто следующий?

Ребёнок выстраивает сначала ряд чётных чисел, затем нечётных.

Теперь в обратном порядке, начиная с Лисы.

Игра «Найди или отгадай цифру»

Цель:

• знакомство детей с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа;

• развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, речи

На арене Цифроцирка находятся все зверята-цифрята. Считая по порядку от 0 до 9, покажи их.

Отгадай, какую цифру загадал Магнолик, если она больше 6, но меньше 8; меньше 5, но больше 2 и т. д.

Игра «По следам гусеницы Фифы»

Цель:

• знакомство с ломаной линией

• усвоение понятий «ломаная», «звено ломаной линии»

• развитие внимания, памяти, воображения, мелкой моторики

Гусеница Фифа проползала по Поляне Чудесных цветов и оставила за собой дорожки. Выложите с помощью палочек дорожку-след Гусеницы Фифы.

Как вы могли бы назвать такую геометрическую фигуру? Эта фигура называется ломаная линия. Из чего состоит ломаная? (из отрезков)

Отрезки – это звенья ломанной. Посчитайте, сколько звеньев в каждой ломаной.

Сказки

Главной средой, в которую педагог погружает ребенка, становится фиолетовый лес и персонажи, которые меняются с этапами взросления. Наиболее любимые детьми:

  • Лопушок — первый инструктор по обращению с предложенными дидактическими материалами;
  • Всюсь — герой прозрачного квадрата, знакомящий с геометрическими формами, цветами, буквами;
  • Китенок Тимошка из комплекта Чудо-Крестики учит детей видеть разницу цветов и форм, сравнивать и искать общности;
  • Крутик По — отвечающий за геометрические формы и пространственное мышление.

Разнообразие героев огромное — Владыка Лучич, Краб Крабыч с Чудо Острова, Гномы и Долька. Все они обитатели того самого Фиолетового леса — пространственно-предметной среды, поделенной на области со своей спецификой.

Многие роли прописаны. Долька — персонаж, который должен в игровой форме познакомить ребенка с понятиями частей и целого, плавно подвести к изучению дробей. При этом дроби будут представлены на такой же готовой фигурке Цветика, из которого можно доставать и добавлять лепестки. Но даже если в процессе игры ее роль сменится или персонаж покинет свою поляну и появится где-то в районе Загадочного острова или отправится в космос, которого в Фиолетовом лесу изначально не было, сказка от этого только выиграет.

Технически персонажи выполнены из плотного ламинированного картона или фанеры и оснащены минимум двумя типами крепления — магнитом и липучкой. Последний позволяет закрепить фигурку на основном дисплее Коврографе или любой другой текстильной поверхности, если того требует развитие сценария. Магнит соединяет деталь с металлическими дисплеями или стандартной обучающей детской, которыми укомплектованы ДОУ. Покупая комплект для собственного ребенка, персонажей можно приобретать отдельно по мере взросления.

Подготовка к занятиям

Методика считается максимально комфортной и простой для освоения педагогами. Ведущий процесс должен сам изучить материал и предложенных героев, усвоить их основные роли, кочующие из одной игры в другую. Затем он знакомит с ними детей. Познакомить ребенка придется и с предложенным инструментом — правилами обращения с ним, техника безопасности. Все детали и элементы в фабричных комплектах выполнены с учетом рекомендованного возраста.

Готовых сценариев нет, — зачитывать подготовленные рассказы не придется. Преподаватель сам решает, в какой форме преподнести задуманное упражнение, опираясь на роли персонажей. Важным соавтором становится сам ребенок. И даже если в процессе игры сюжетная линия полностью преображается, проблемы в этом нет.

Во время занятия педагог должен:

  • постоянно оценивать уровень сложности, снижать или повышать его относительно рекомендованного по возрастам в зависимости от реакции ребенка;
  • подталкивать и стимулировать к решению задачи, не подводя напрямую к решению и не лишая удовольствия выйти победителем из сражения;
  • вместе с ребенком придумывать новые правила и сюжетные линейки, не поддаваясь на желание упростить до элементарного;
  • искать новые формы и инструменты для развития сюжета не по сценарию;
  • контролировать процесс и останавливать занятие, если настроение малыша критически испортилось и мешает дальнейшему прохождению упражнений.

Главная задача педагога — поддержание доверительной атмосферы между ним и ребенком. Со стороны должно казаться, что задачу решают двое.

Преимущества

Применяющие методику педагоги отмечают два главных плюса — комплексный подход развитию и образованию детей и законченность предложенных инструментов.

В комплекте с игрой находятся и развивающая предметная среда для действий, и элементы для манипуляций и полноценная инструкция для сотрудника образовательного учреждения. Это помогает и родителям, не имеющим педагогического образования, — они могут в течение пары часов познакомиться с системой (изучить методичку или на сайте производителя познакомиться с рекомендациями к конкретной игре бесплатно) и провести занятие с ребенком самостоятельно.

Сам автор настаивает, что достоинства его системы — качество развития детей:

  1. появление навыка получать и анализировать информацию;
  2. развитие творческого мышления, навыков чтения и счета;
  3. зарождение модели поведения в обществе, эмпатии и сопереживания;
  4. формирование усидчивости, желания добиться цели, здоровой настойчивости.

При этом все происходит в игровой, незаметной форме. Ребенок просто играет, воспринимая дидактический материал как очередное развлечение.

Отметить нужно и качество фабричных игрушек. Для производства применяются одобренные санитарно-контролирующими органами материалы. При использовании в образовательных учреждениях наглядные пособия долго не теряют внешний вид даже при регулярной санитарной обработке. Содержательно-насыщенная среда является еще и трансформируемой и всесторонне безопасной.

Рекомендации по возрастам

Игры и пособия сопровождаются описаниями, где указан рекомендованный возраст. На практике один и тот же предмет можно использовать в течение всего периода от 2 до 7 лет.

Если двухлетнего малыша паук с паутиной из резинок учит понятию цветов и больше или меньше, тона той же основе при подготовке к школе ребенок может собирать фигуры по задуманной педагогом аббревиатуре (маршрутной карте) или решать задачу по вписыванию равнобедренного треугольника в квадрат.

Все зависит от предложенной ведущим сказки. Даже при использовании одного и того же инструмента в группе можно менять сложность занятий, проходя по уровням как в компьютерной игре. Желание дойти до конца или набрать дополнительные баллы станет дополнительным стимулом.

Игры

Автор предлагает рассматривать свои игры как комплекс занятий с 2 до 7 лет. Но на практике их можно использовать и отдельно, — большинство головоломок самостоятельны и не требуют дополнительных вложений. Покупка комплекта интересна только вариативностью занятий и расширением возможностей использования каждого элемента.

«Фиолетовый лес»

Основная среда для проведения занятий по методике Воскобовича. Основа из ковролина позволяет легко передвигать и размещать по пространству дополнительные элементы, к которым прикреплены липучки. Базовая комплектация рассчитана на знакомство ребенка с окружающей средой, изучение времен года, природных явлений.

Комплект базовых деталей соответствующий:

  1. деревья и разноцветные листочки;
  2. облака, солнце и луна;
  3. самые популярные животные леса;
  4. оформление для зон озера и леса.

На основу из ковролина преподаватель может крепить как готовые фабричные предметы и персонажей, увлекая ребенка в игру, так и самостоятельно выполненные. К процессу изобретения новых сюжетов и персоналий можно привлечь малыша. Достаточно закрепить на поделке липучку, чтобы самоделка стала обитателем фиолетового леса.

По мере взросления персонажи могут меняться, а пространство из лесного превратиться в комнату дошкольника. К Фиолетовому лесу производители предлагают купить не только картонно-деревянные фигурки, но и часы, технические устройства и сложные головоломки. База остается прежней. Рекомендованный возраст— 2-7 лет.

«Кораблик Плюх-плюх»

Пластиковый кораблик с пятью разноцветными мачтами. Мачты перфорированы, состоят из сегментов, надевающихся по принципу пирамидки. Игра предлагает продевать через отверстия разноцветные шнурочки — изучать в игре цвета, формы, размеры.

К самостоятельному комплекту приложена методичка, в которой собраны самые популярные авторские задания для головоломки для самых маленьких. Параллельно родители могут придумать неограниченное количество своих заданий или предложить, чтобы ребенок придумал задачу для педагога. Рекомендованный возраст — от года.

«Геоконт»

Геоконт Воскобовича — фанерная основа с закрепленными на ней опорами для шнуровки. Опоры подписаны, что позволяет давать задания воспроизвести не только конкретный рисунок, но и маршрут по своеобразной карте с отмеченными точками. Цветные резинки входят в комплект.

На основе Геоконта Воскобовича можно учить буквы и цифры, учить пространственному мышлению (отображать предметы с разных сторон и зеркально), проводить творческие занятия на рисование нетрадиционными материалами. Автор предложил несколько вариантов геоконта, рассчитанных на разные возрастные группы. Возраст от 3 до 7 лет.

«Квадрат Воскобовича»

Вечное оригами — головоломка из ламинированного картона. Из нанесенных на основу красных и зеленых треугольников ребенку предстоит складывать фигуры и предметы.

Игра развивает мышление, логику, мелкую моторику. Методичка с вариантами сборки входит в комплект. Рекомендованный возраст от 2 до 7 лет.

«Математические корзинки»

На основе комплекта с цифрами можно провести целый ряд занятий. Помощниками станут Цифрята из Фиолетового леса, которые после дождя собирают цифры-грибочки.

Ребенок изучает числа и порядок, тренирует устный счет и наблюдательность в игровой форме. Дополнительные элементы комплекта Ларчик можно приобрести отдельно, разнообразив процесс.

«Складушки»

Серия карточек с короткими стишками-потешками, по которым ребенок учится читать по слогам (складам). В этой игре автор модернизировал популярную методику обучения раннему чтению Н. Зайцева. Игра рассчитана на детей от 3 лет.

«Цифроцирк»

Комплект является частью Фиолетового леса — одной из его зон. Директор цирка — Магнолик. Он будет знакомить детей со счетом, формами, размерами. Дети будут сравнивать и искать общности, оперировать с простейшими математическими действиями.

Дополнения Цифроцирка:

  • Фонарики — размеры, формы, цвета;
  • Конструктор цифр — знакомство с математическими понятиями;
  • Лепестки — понятия цвета;
  • Планета умножения — запоминание таблицы.

Методичка с правилами организации занятий и популярными опорными сюжетами в комплект входит. Рекомендованный возраст — от 3 лет.

Игры, обучающие цифрам, счёту, умножению и другим математическим действиям

  • Кораблик «Плюх-плюх». Это фанерный объёмный кораблик с деревянными мачтами, пронумерованными от 1 до 5, на которые нужно надеть флажки одного цвета на каждую. Игру сопровождает сказка о капитане и матросе, Гусе и Лягушке.
  • Кораблик «Брызг-брызг». Это плоский кораблик на игровом поле из ковролина, на котором наклеена палуба. Каждой мачте соответствует цифра от 1 до 7. К ней нужно прикреплять липучками разных цветов паруса-флажки.
  • Кораблик «Буль-буль». Он тоже плоский, но мачт у него десять. Соответственно, можно выучить счёт до 100, четыре математических действия. К кораблику прилагаются задания разной сложности.
  • Математические корзинки. Эта игра бывает разных уровней сложности. В каждую корзинку можно вложить до 10 грибков. Ребёнок собирает грибы вместе со зверушками-цифрами. Он должен оценить, сколько грибов нужно добавить до десятка, сравнивает, у кого грибов больше. Игра даёт понятие о составе числа, учит математическим действиям.
  • Набор карточек «Забавные цифры». Каждая цифра имеет образ какой-нибудь зверушки. Карточки развивают воображение и помогают запомнить образ цифры.
  • Прозрачная цифра. Эта игра состоит из полосок на прозрачной плёнке. Ребёнок должен создать из них цифры. Формирует пространственное мышление, комбинаторику. Чем-то похожа на «Конструктор букв», но из других материалов.
  • Чудо-цветик. Игра представляет собой фанерные цветочки, разделённые на части. Ребёнок складывает из частей целое, а также фигурки по инструкции.
  • Шнуровка «Счетовозик» учит сложению и вычитанию до 20 детей от 4 лет. Может использоваться просто как шнуровка.
  • Планета умножения. Это игра для группы дошкольников или младших школьников. В процессе игры можно научиться умножению. Нужно добраться до космического корабля по своей шахте, чередуя ходы. Умножение понадобится при подсчёте голосов.

Пособия для проведения игр

Инструменты для игр от Воскобовича можно приобрести отдельно и комплектами. Во втором случае будет заложен значительный рост и разнообразие с опорой на единую сенсорную среду. В то же время сам автор рекомендует не останавливаться на готовых вариантах, вводить своих персонажей, ставить новые задачи при понимании, что ребенок перерос рекомендованные.

Все модели и элементы дидактического материала рассчитаны на многофункциональное применение. Застежки, магниты, липучки позволяют одних и тех же персонажей переносить из одной игры в другую, располагать на полотне или магнитной доске, не давая ребенку привыкнуть и устать от однообразия.

С созданием собственной среды и технических дополнений ситуация обстоит сложнее. С 2013 года развивающий центр взял в штат профессиональных художников, которые контролируют не только соответствие цветовой гаммы пособий поставленным задачам, но и качество оформления продуктов.

Созданные самостоятельно игры Воскобовича для дошкольников своими руками часто уступают по качеству и визуальной привлекательности для глаз фабричным комплектам. Требовательные к обертке дети не всегда готовы принять замену. Но окончательное решение остается за педагогом и родителем. Даже частичное применение методик Воскобовича в процессе обучения положительно сказывается на результате и динамике работы.

При обилии развивающих игр в настоящее время методика Воскобовича не потеряла своей актуальности. Учебные программы активно используются педагогами ДОУ и могут быть реализованы самими родителями. Простота и увлекательность системы позволяет это сделать. Коллектив компании под руководством своего основателя периодически обновляет ассортимент пособий и предлагает новые, учитывающие интересы современных детей формы.

Недостатки методики Воскобовича

Как это не покажется странным, но недостатков у методики Воскобовича практически нет. Практика показала, что все без исключения дети, занимающиеся по данной методике, умеют считать, читать, ориентироваться на плоскости, логически мыслить, сравнивать и анализировать полученную информацию. Кроме того, малыши, обучающиеся по методике Воскобовича, обладают высоким уровнем развития мышления, памяти и внимания, а также умеют долго концентрировать свое внимание на выполнении поставленных задач. И что самое главное, все дети занимаются с большим удовольствием, без принуждения и скандалов.

Единственное, что можно отнести к недостаткам методики Воскобовича, так это необходимость приобретения авторских развивающих игр в специализированных магазинах. Сделать такие игры самостоятельно дома практически невозможно. Однако, принимая во внимание тот факт, что покупая игру Воскобовича, Вы приобретаете полезную игру, в которую ребенок с интересом будет играть несколько лет, то этот недостаток можно считать несущественным.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]