Книга Л. Петерсон по математике для дошкольника 6-7 лет


Краткое содержание книги

Содержание этой методики соответствует всем требованиям ФГОС и включает в себя следующие разделы:

  • изучение свойств предметов и чисел;
  • закономерности;
  • числа;
  • величины;
  • пространственно-временные представления.

Дети в детском саду

В младшем возрасте с ними изучают только числа, а в старшем занимаются изучением простых арифметических действий с ними. Все занятия нужно проводить с учетом ведущей деятельности ребенка в дошкольный период — игровой. Но уроки следует проводить регулярно, чтобы полученные знания были систематизированы.

Для детей 4-5 лет

Эта часть пособия не направлена на запоминание и заучивание, а на воспитание у детей умения самостоятельно делать выводы, рассуждать и доказывать свою точку зрения. Не нужно навязывать ему занятия математикой, педагоги должны стараться его замотивировать.

Важно! Книгу не стоит давать сразу полностью: нужно отрезать листы по мере выполнения заданий и складывать в отдельную папку. А в конце учебного года ее можно отдать родителям воспитанника.

В этом пособии изучают следующие темы:

  • «Повторение»;
  • «Раньше, позже»;
  • «Сравнение по высоте»;
  • «Число и цифра 4»;
  • «Квадрат»;
  • «Куб»;
  • «Вверху, вниз»;
  • «Сравнение по ширине»;
  • «Число и цифра 5»;
  • «Овал»;
  • «Внутри, снаружи»;
  • «Впереди, сзади, между»;
  • «Пара»;
  • «Прямоугольник»;
  • «Числовой ряд»;
  • «Ри;
  • «Порядковый счет»;
  • «Сравнение по длине»;
  • «Число и цифра 7»;
  • «Числа и цифры 1-7»;
  • «Сравнение по толщине»;
  • «Выше, ниже»;
  • «План»;
  • «Число и цифра 8»;
  • «Цилиндр»;
  • «Конус»;
  • «Призма и пирамида».

Важно! После изучения всех тем во второй части «Игралочки» собраны задания на повторение всего материала.

В каждом разделе предложено несколько упражнений для отработки и закрепления:

  • сравнение;
  • дорисовать фигуры;
  • соединить точки;
  • найти лишний предмет и объяснить почему;
  • закрасить нужное число или подходящую фигуру;
  • прохождение лабиринта;
  • составление предложений.

Упражнения положительно влияют на развитие мелкой моторики и речевое развитие. Все темы проиллюстрированы, потому что при работе с дошкольниками нужно использовать наглядный материал. Важно, чтобы воспитатель не давал детям готовые ответы, а помогал им самостоятельно найти ответ на вопросы. В возрасте 4-5 лет педагоги формируют интерес к изучению математики.

Мальчик занимается математикой

Для средней группы 5-6 лет

В книге Петерсон «Математика для дошкольников» для средней группы детей начинают знакомить с простыми арифметическими действиями и расширением уже имеющихся знаний. В данном пособии для средней группы подробно изучают следующие разделы:

  • свойства предметов;
  • сравнение;
  • сложение;
  • работа над пространственными представлениями НА, НАД, ПОД;
  • работа над понятиями «справа», «слева»;
  • вычитание;
  • работа над понятиями «между», «посередине», «внутри», «снаружи»;
  • один-много;
  • изучение цифр и чисел.

Как обучить детей решению задач по математике в ДОУ

В средней группе изучению каждой темы выделяется больше времени, потому что это первые ступеньки детей к школе.

Важно! Занятия не должны быть слишком продолжительными. Нужно устраивать физминутки и смену деятельности.

Дошкольникам предлагают выполнить следующие разновидности упражнений:

  • поиск одинаковых признаков и отличий;
  • поиск схожих фигур и закрасить их;
  • поиск лишних предметов;
  • работа с таблицами.

Практически на каждое упражнение ребенок должен дать развернутый ответ. Таким образом, происходит развитие связной речи и грамматического строя. На изучение каждой темы отводится несколько занятий, потому что материал усложняется. Поэтому применение пособия Петерсона по математике для детей 5-6 лет позволяет реализовать комплексный подход к обучению.

Для дошкольников 6-7 лет

В подготовительной группе большая часть занятий посвящена отработке арифметических действий. Среди новых тем следует выделить следующее:

  • измерение площади;
  • измерение длины;
  • измерение массы;
  • часы.

Дидактические игры

В книге Петерсон «Подготовка к школе 6-7 лет» предлагают раздаточный материал, чтобы дошкольники смогли применять знания на практике и лучше овладеть полученными знаниями.

Достоинство этой методики в том, что это не учебник по математике для детского сада, а рабочая тетрадь. И заниматься по тетрадям «Раз — ступенька, два— ступенька…» можно и в домашних условиях. Задания соответствуют возрасту ребенка и усложняются постепенно. Уроки желательно проводить в игровой форме, чтобы дети не потеряли интерес к изучению нового для них предмета.

Серия тетрадей «Игралочка»Л. Г. Петерсон (материал)

Серия тетрадей «Игралочка» — Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова

Мне очень понравилась эти тетради по описаниям и я решила найти их, чтобы скачать. Может кому пригодится. Пишите, я после Пасхи всем отправлю на почту.

Вот перечень того, что у меня есть.

Формат разный и PDF и DJVU.

У кого нету, можете вот тут скачать и установить специальные программы: для PDF, для DJVU

1. Петерсон Л.Г. Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.

Издательство: Баллас Год издания: 2002 Страниц: 174 Формат: djvu Размер: 6.58 Мб

Методические рекомендации по развитию математических представлений детей 3-4 и 4 — 5 лет. Является начальным звеном непрерывного курса математики «Школа 2000…» Содержит краткое описание концепции, программы и организации практических занятий с детьми.

2. Петерсон Л.Г. Кочемасова Е.Е. Игралочка. Часть 1.

Издательство: Баласс Художник: Петр Северцов Год издания : 2004 Страниц: 84 Формат: djvu Размер: 4.3 Mb

3. Петерсон Л.Г. Кочемасова Е.Е. Игралочка. Часть 2.

Издательство: Баласс Художник: Петр Северцов Год издания : 2004 Страниц: 84 Формат: djvu Размер: 3.99 Mb

В серию тетрадей «Игралочка» входят:

4.»Игралочка» — математика для детей 3-4 лет (часть 1);

Игралочка» — математика для детей 3-4 лет состоит из 80 страниц с увлекательными и цветными заданиями. В данной тетради рассматриваются такие темы, как «цвет» (4 занятия по 2 задания), «оттенки цветов» (3 занятия по 2 задания), «большой и маленький» (2 занятия по 2 задания), «цвет и форма» (1 занятие), «один-много», «столько же, больше, меньше» (4 занятия), «счет до двух. число 2», «число и цифра 1 и 2», «длиннее, короче», геометрические фигуры: круг, шар, треугольник, «счет до трех», «число и цифра 3», «на, над, под», «выше, ниже», «слева, справа», и 6 занятий на повторение всего пройденного. Всего в тетради 32 занятия, которые занимают целый разворот. В каждом занятие по два задания. Также есть 2 страницы с раздаточным материалом. (описание брала тут https://otzovik.com/review_1130981.html)

5.»Игралочка» — математика для детей 4-5 лет (часть 2);

«Игралочка» — математика для детей 4-5 лет также состоит из 80 страниц. Всю тетрадь можно разделить на 2 раздела: 32 занятия и методические рекомендации для родителей. В данной тетради идет увеличение количества заданий в занятии: от 4 до 6 заданий в одном уроке. Но каждое занятие занимает целый разворот. В данной части изучаются такие темы, как «раньше, позже», «число и цифра 4», «квадрат», «куб», «вверху, внизу», «сравнение по ширине», «число и цифра 5», «овал», «внутри, снаружи», «впереди, между, сзади», «пара», «прямоугольник», «числовой ряд», «ритм», «число и цифра 6», «порядковый счет», «сравнение по длине», а также изучение чисел и цифр 7 и 8, сравнение по высоте, изучение объемных фигур: призмы, цилиндра, конуса, пирамиды. И 3 занятия на повторение.(описание брала тут https://otzovik.com/review_1130981.html)

6.»Игралочка» — математика для детей 5-6 лет (часть 3);

7. Игралочка ступенька к школе. Математика для детей 6 7 лет. Часть 4 (1)

8. Игралочка ступенька к школе. Математика для детей 6 7 лет. Часть 4 (2)

9,10. Раздаточные материалы для «Игралочек» 3-4 лет и 4-5 лет.

11.

Еще в эту коллекцию входит тетрадь
«Задачи в кроссвордах» для детей 5-7 лет.

Петерсон дошкольное образование: как проводить занятия

Процесс обучения по этому пособию должен строиться с учетом следующих методических принципов:

  • Создание благоприятной психологической обстановки — один из главных принципов в обучении. Комфортная обстановка благотворно влияет на общее состояние ребенка.
  • Деятельностного подхода — дошкольник познает мир не путем получения готовых ответов, а в результате самостоятельного поиска. Взрослый в большей степени придерживается позиции наблюдателя.
  • Индивидуального подхода — воспитатель создает такие ситуации, в которых каждый ребенок в группе чувствует себя частью команды.
  • Целостности — процесс обучения не ограничивается детским садом. Одна из задач педагога — донести до родителей важность продолжать образовательный процесс во время других видах деятельности.
  • Вариативности — использование заданий с несколькими вариантами ответов.
  • Творческого подхода — здесь важно не только поощрение творческой деятельности ребенка, но и совместной работы со взрослыми.
  • Непрерывности.

Важно! Занятия в группе по Петерсону с соблюдением ситуативной технологии, что помогает сделать образовательный процесс интересным для детей.

Занятия ФЭМП во 2-ой младшей группе по Помораевой и Позиной

Существует 3 вида ситуаций на уроке:

  • «открытия» нового знания;
  • тренировка;
  • итоговые.

Особенностью первого типа занятий является реализация образовательных целей с изучением новых математических тем. Детям оставляют возможность самостоятельно рассуждать и находить ответ. В начале занятий педагог вводит в новую тему, говорит о ее значении. Далее он создает затруднительную ситуацию, в результате которой происходит «открытие» нового знания.

Для этого педагог предлагает воспитаннику выполнить действие, используя новые знания. Благодаря этому взрослый подводит дошкольника к осознанию того, что он пока не готов выполнить новые навыки. Решение практических упражнений по новой теме и ее закрепление. На этом занятии главная цель педагога на этом типе занятий — вовлечь ребенка в образовательный процесс.

Дидактический материал

Воспитатель, задавая наводящие вопросы, побуждает ребенка выбрать способ решения трудной ситуации. В результате успешного применения новых знаний на практике обязательно нужно похвалить ребенка. В конце педагог проговаривает алгоритм решения, не выходя за пределы игрового метода.

Затем он создает различные ситуации для применения нового навыка. Или организует небольшую самопроверку. При подведении итогов воспитатель проговаривает условия, благодаря которым удалось достигнуть результата.

Занятие тренировочного типа можно провести в игровой форме. Целью таких уроков является закрепление полученных знаний. Но оно проходит не в форме стандартных заучиваний. Ребенок самостоятельно находит затруднения, которые мешают ему усвоить новую тему и справиться с ними. Во время подведения итогов воспитатель должен обратить внимание на то, что ему помогло выйти победителем.

Важно! Итоговые занятия проводят с участием двух педагогов. Один из них занимается организацией образовательного процесса, а второй — записывает полученные результаты. Цель таких уроков — систематизировать полученные знания и проверить насколько ребенок их усвоил.

КТП к Л.Г.Петерсон «Раз-ступенька, два-ступенька» для подготовительных групп в детском саду.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена по программе Л.Г. Петерсон Программа дошкольной подготовки детей 3-7 лет «Ступеньки» по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…»: Математика. –М.УМЦ «Школа 2000…»,2007- 40 с.

При участии:

М.А Кубышевой, Е.Е. Кочемасовой , Н.П. Холиной

Программа методически обеспечена курсом Л.Г.Петерсон, Е.Е. Кочемасовой, Н.П. Холиной «Раз — ступенька, два — ступенька» для детей 5-7 лет.

Программа математического развития дошкольников «Ступеньки» являются начальным звеном непрерывного курса математики для дошкольников образовательной программы «Школа 2000…»

Главной целью

программы является формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества, развитие образного и вариативного мышления, воображения, творческих способностей.

Эта цель реализуется в соответствии с этапами познания и возрастными особенностями развития детей в системе непрерывного образования.

Актуальность

и практическая значимость программы заключается в выработке умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

Данная программа является адаптированной

, так как составлена с учетом уровня подготовки обучающихся и предназначена для обучающихся 6-7- лет.

Общее количество часов – 62, по два занятия в неделю, продолжительность занятий — 25 минут.

В процессе занятий по данной программе обучающиеся должны приобрести следующие знания и умения.

-состав чисел первого десятка и из двух меньших чисел

-как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряд

-цифры 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9, знаки +,-,=

-монеты

-Дни недели

Неделя ,месяц год, определение времени по часам( по часовой стрелке)

-геометрические фигуры

-называть числа в прямом и обратном порядке

-соотносить цифру и число предметов; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; пользоваться арифметическими знаками действий

-измерять длину предметов с помощью условной меры

-составлять из нескольких треугольников, четырехугольников, фигуры большего размера, делить круг, квадрат на 2и4 равные части.

-ориентироваться на листе бумаги.

  • Общие понятия

Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал, назначение и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающие общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.

Сравнение двух совокупностей (групп) предметов .Обозначение отношений равенства и неравенства.

Установление равночисленности двух совокупностей ( групп ) предметов с помощью составления пар (равно, не равно, больше на.., меньше на.)

Формирование общих представлений о слоении как объединении групп предметов в одно целое.

Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого.

Взаимосвязь между целым и частью.

Начальные представления о величинах.

Натуральное число как результат счета и измерения.

Числовой отрезок.

Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерностей.

  • Числа и операции над ними.

Прямой и обратный счет в пределах 10.

Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность, обозначение чисел от1 до 10 цифрами и точками. Состав чисел первого десятка. Число 0 и его свойства.

Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на.., меньше на..) на наглядной основе.

Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 с использованием наглядной опоры. Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.

Представление о натуральном числе как результате изменения величин

( количественной характеристике свойств предметов)

Числовой отрезок. Присчитывание и отсчитывание чисел на числовом отрезке. (Сложение и вычитание чисел с помощью числового отрезка)

Решение простых ( в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

  • Пространственно- временные представления

Примеры отношений: на- над –под, слева- справа- посередине, спереди- сзади, сверху- снизу, выше- ниже, шире- уже, длиннее- короче, толще- тоньше, раньше- позже, позавчера- вчера- сегодня- завтра- послезавтра, вдоль, через и др.

Установление последовательности событий.

Последовательность частей суток, дней в неделе, месяцев в году.

Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.

Геометрические фигуры и величины.

Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.

Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.

Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломанной линии, многоугольнике, углах, равных фигурах. Замкнутых и незамкнутых линиях.

Представление о длине, массе, объеме.

Формирование в ходе игровых видов общения познавательных процессов и способностей к основным мыслительным операциям на основе предметных действий. Развивать внимание, память, речь.

Формы и методы организации занятий:

  1. Практические
  2. Словесные
  3. Игровые
  4. Учебно-игровые

На занятиях с детьми нужно изучить, что такое величина, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве и во времени, количество и счет.

В ходе занятий предполагается развитие интеллектуальных и творческих сил, умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, стремление узнавать что-то новое.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения по программе заключается в формировании навыков самооценки и в проведении итоговых занятий, где внимание детей акцентируется на основных идеях занятия, здесь же дети могут высказывать свое отношение к тому, что им понравилось , а что было трудно.

Содержание программы образования детей соответствует уровню дошкольного образования, имеет научную направленность. и строится на основе системы дидактических принципов

:

— принцип психологической комфортности. Создается образовательная среда, которая обеспечивает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса.

— принцип деятельности. Новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие».

— принцип минимакса. Это обеспечивает возможность разноуровнего обучения детей .

— принцип целостного представления о мире. При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.

— Принцип непрерывности. Обеспечивает преемственные связи между всеми ступенями обучения.

Данные принципы отражают современные взгляды на основы организации развивающего обучения. Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития обучающихся, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержки их здоровью.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п Тема занятия Дата по факту
1 Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.
2 Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.
3 Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.
4 Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.
5 Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.
6 Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.
7 Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.
8 Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.
9 Отношение: часть-целое. Представление о действии сложения ( на наглядном материале)
10 Пространственные отношения: на, над, под, слева, справа.
11 Пространственные отношения: на, над, под, слева, справа.
12 Пространственные отношения: на, над, под, слева, справа.
13 Удаление части из целого (вычитание).
14 Пространственные отношения: между, посередине.
15 Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.
16 Число 1 и цифра 1.
17 Пространственные отношения: внутри, снаружи.
18 Число 2 и цифра 2. Пара.
19 Представление о точке и линии. Отрезке и луче.
20 Число 3. Цифра 3.
21 Представления о замкнутой и незамкнутой линиях.

Об отрезке и многоугольнике.

22 Ломаная линия. Многоугольник.
23 Число 4. Цифра 4.
24 Представление об углах и видах углов.
25 Представление о числовом отрезке.
26 Число 5. Цифра 5.
27 Пространственные отношения: впереди, сзади.
28 Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе.
29 Обозначение отношений: больше- меньше.
30 Временные отношения: раньше, позже.
31 Повторение.
32 Повторение.
33 Повторение.
34 Математические игры.
35 Числа 1-5.
36 Числа 1-5.
37 Число 6. Цифра 6
38 Число 6. Цифра 6
39 Пространственные отношения: длиннее, короче.
40 Измерение длины.
41 Измерение длины.
42 Измерение длины.
43 Число 7. Цифра 7.
44 Число 7. Цифра 7.
45 Число 7. Цифра 7.
46 Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы.
47 Измерение массы.
48 Измерение массы.
49 Число 8. Цифра 8.
50 Число 8. Цифра 8.
51 Число 8. Цифра 8.
52 Представление об объеме. Сравнение объема.
53 Измерение объёма.
54 Число 9. Цифра 9.
55 Число 9. Цифра 9.
56 Число 9. Цифра 9.
57 Преставление о площади. Сравнение площади.
58 Измерение площади.
59 Число 0. Цифра 0.
60 Число 0. Цифра 0.
61 Число 10.
62 Знакомство с пространственными фигурами- шар, куб, параллелепипед, пирамида, конус, цилиндр. Их распознание.
63 Знакомство с пространственными фигурами- шар, куб, параллелепипед, пирамида, конус, цилиндр. Их распознание.
64 Символы.

Значение книги в подготовке к школе

Значение занятий по Петерсону трудно переоценить, если они были проведены с учетом всех рекомендаций. Ее преимущество в том, что подходит для проведения индивидуальной работы с детьми. Воспитателю проще составить перспективное планирование, чтобы обучение математике было эффективным.

Занятие по математике в ДОУ

При использовании этой методики дошкольники не теряют интерес к учебе. Это обусловлено тем, что на занятиях используют игровые методы, вводят сказочных персонажей. Многие исследования доказали эффективность обучения таким способом. Дети учат самостоятельно размышлять, искать пути решения.

Также применение книги Петерсона способствует развитию творческого мышления. Хотя многие при изучении математики упускают эту составляющую. Подобранные задания позволят педагогам максимально доступно объяснить ребенку даже сложные задачи. В результате занятий по этой образовательной методике дети учатся самостоятельно справляться с заданиями. А взрослый лишь может подсказать направление в решении задачи.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]