Рабочая программа по математике дополнительному образование от 5 до 7 лет


Рабочая программа по ФЭМП для детей старшей группы. Пояснительная записка

Ольга Ильина

Рабочая программа по ФЭМП для детей старшей группы. Пояснительная записка

Тематический план НОД

Пояснительная записка.

Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Условием успешной реализации программы по элементарной математике является организация особой предметно-развивающей среды в группах на участке детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания. На шестом году жизни уровень умственного развития ребёнка характеризуется значительным накоплением наглядно- чувственных представлений и простейших понятий. У ребёнка активно развиваются наглядно образное мышление, произвольное внимание, память, способность управлять своим поведением. Ему свойственно стремление выполнять более обобщённые и сложные по своему содержанию задания и получать за это положительную оценку взрослого. Обучение проводится с опорой на наглядность, приобретённые ранее знания и опыт решения некоторых математических проблем. Каждое новое представление (понятие)

формируется на основе включения его в систему, ранее усвоенных.

Рабочая программа познавательно — речевого направления по ФЭМП для детей старшей группы

(с 5 до 6 лет)

составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования, на основе основной общеобразовательной программы.
Программойпредусмотрено проведение:

• диагностических занятий – 4;

• практических занятий –35.

Программа составлена в соответствии с тематическими циклами, что создает основу для развития познавательных и творческих способностей детей :

1. «Развитие речи»

— развитие монологической речи при описании своих
работ.
2. «Чтение художественной литературы»

— рисование по впечатлениям прочитанных сказок, литературных произведений.

3. «Формирование целостной картины мира»

— расширение кругозора в процессе различных наблюдений, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир, а также знакомство со строением предметов, объектов.

4. «Формирование элементарных математических представлений»

— ознакомление с названиями и признаками простейших геометрических форм, представление о пространственном положении предметов и их частей
(слева, справа, в углу, в центре и т. д.)
и величин
(больше, меньше)
.

Цель обучения математики не только в подготовке к успешному овладению математикой в школе, но и полноценное развитие ребёнка:

-развитие мотивационной сферы;

— интеллектуальных творческих сил;

-качества личности.

Задачи программы:

1. Создание максимально благоприятных условий для раннего выявления и развития интересов, склонностей и способностей ребёнка.

2. Формирование внутренней учебной мотивации, других мотивов учения.

3. Развитие психических процессов (ощущение, восприятие, представление)

.

4. Развитие вариативного и образного мышления (фантазии, воображение, творческие способности)

.

5. Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия)

.

6. Формирование умений и навыков (умение обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их, строго придерживаться, заданным, правилам алгоритма.)

Формы организации НОД.

1. Фронтальная работа с демонстрационным материалом.

2. Самостоятельная работа с раздаточным материалом.

3. Постановка и разрешение проблемных ситуаций.

4. Экспериментирование.

5. Физкультминутки.

.Решение задач заданного в программе содержания осуществляется во взаимосвязи с другими

содержательными видами деятельности, такими как экологическая, изобразительная, конструктивная и т. д.

Количество и счет

Закреплять умение создавать множества (группы предметов)

из разных, по качеству, элементов
(предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений)
; разбивать множества на части и воссоединять их,: устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов
(предметов)
один к одному; определять большую
(меньшую)
часть множества или их равенство.

Закреплять умение считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах 5-10 (на наглядной основе)

.

Формировать умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства, добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну»

,
«8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, то станет по 7, поровну»
).

Развивать умение отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10)

.

Развивать умение считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10)

.

Познакомить с цифрами от 0 до 9.

Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?»

,
«Который?»
(
«Какой?»
) и правильно отвечать на них.

Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 машин — всех игрушек поровну — по 5)

.

Упражнять в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета)

.

Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 — это один, еще один, еще один, еще один и еще один.

Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.)

можно разделить на несколько равных частей
(на две, четыре)
.

Закреплять умение называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, — часть меньше целого.

Величина

Закреплять умение устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины)

или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем
(убывающем)
порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру; «Розовая лента — самая широкая, фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т. д.

Развивать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте)

опосредованно — с помощью третьего (условной меры, равного одному из сравниваемых предметов.

Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче, выше (ниже)

. шире (уже, толще
(тоньше)
образца и равные ему.

Форма

Познакомить с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником.Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.

Развивать геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме,находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки — круглые и т. д.

Развивать представление о том, как из одной формы сделать другую.

Ориентировка в пространстве

Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди)

— сзади
(за, слева — справа, между, рядом с, около)
; двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения
(вперед, назад, налево, направо и т. п.)
;определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади
(сзади)
Кати, перед Наташей, около Юры»;обозначать в речи взаимное расположение предметов: «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади — мишка, а впереди — машина».

Формировать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу)

.

Ориентировка во времени

Дать представление о том, что утро, вечер, день, ночь составляют сутки.

Закреплять умение на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала, что позже (потом, определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Программасоставлена с учетом интеграции образовательных областей:

Виды интеграции образовательной области «Познание»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Коммуникация»

— развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми).

«Чтение художественной литературы»

— решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической
работы — формирования целостной картины мира.
«Здоровье»

— расширение кругозора
детей в части представлений о здоровом образе жизни.
«Социализация»

— формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире.

«Труд»

— формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности.

«Безопасность»

— формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы.

«Музыка»

и
«Художественное творчество»(расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства)
.
«Чтение художественной литературы»
(использование художественных произведений для формирования целостной картины мира).

«Музыка»

и
«Художественное творчество»
использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности
детей для обогащения содержания области «Познание»
.

Ожидаемые результаты

К концу года дети шести лет могут:

• Выделять составные части группы предметов, их признаки, различия и сходства, сравнивать части на основе счёта предметов и составления па, понимать, что часть меньше целого.

• Считать до 10.

• Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?»

,
«Который по счёту?»
• Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, уравнивать неравные группы предметов 2 способами.

• Сравнивать предметы по длине (ширине, высоте, толщине)

с помощью наложения, приложения.

• Размещать предметы разной величины (до 7-10)

в порядке возрастания, убывания их ширины, длины, высоты, толщины.

• Знать характерные особенности знакомых геометрических фигур (Количество углов, сторон, равенство, неравенство сторон)

•Различать форму предметов: круглую, четырёхугольную, прямоугольную.

• Знать последовательность частей суток.

• Называть текущий месяц, день недели.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]