Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности
михайлина Юлия Михайловна
Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности
Экологическое воспитание — формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов.
Актуальность данной темы заключается в том, что экологическое воспитаниеи образование детей — чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Цель экологического воспитания детей дошкольного возраста – формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры.
Задачи экологического воспитания:
1. Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка.
2. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.
3. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом, развитию чувства к объектам природы.
Основные направления работы ДОУ по экологическому воспитанию:
познавательно-развлекательное; практическое; исследовательское; природоохранное.
Проблема экологического образования сегодня волнует ученых, педагогов, общественность. Необходимо воспитывать у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и как эффективная деятельность с их участием. Активная позиция детей — показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения.
Я считаю, что экологическому воспитанию должно отводиться важное место. Уверена, что любовь к природе, бережное отношение к ней должны воспитываться и в семье, и в ДОУ. Процесс воспитания экологической культуры может быть успешным, если он осуществляется непрерывно, начиная с дошкольного возраста.
Дошкольное детство – ценный этап в формировании личности ребенка, развитии экологической культуры человека. В этом возрасте у ребенка развивается эмоционально — ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно — экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой.
Экологическое воспитание в моей группе организованно так,что оно органично вписывается в повседневную жизнь детей: взаимодействие с природой проходит не только на занятиях, но и через другие виды деятельности в разные режимные моменты.
Применяю разнообразные методы, которые выбираю в зависимости от воспитательно — образовательных задач, программного материала и возраста детей. Это способствует наибольшему успеху в усвоении детьми учебного материала и устойчивому интересу к своей деятельности.
Использую методы:
наглядные (наблюдение, демонстрация)
;
практические (игра, труд)
;
словесные (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений, беседы);
экспериментальные (опыт)
.
В процессе экологического воспитания использую следующие виды деятельности:
Игровая деятельность. В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра способствует воспитанию положительного отношения к природному окружению, дети проявляют сочувствие, помогают всем нуждающимся в помощи, заботятся о растительном и животном мире, воспринимают красоту природы, учатся сохранять и беречь то, что их окружает.В формировании у детей эмоционального заинтересованного отношения к природе использую разные виды игр:
Дидактические игры, настольно-печатные игры (парные картинки, лото,
домино).
Словесные игры развивают связную речь, внимание, сообразительность,
быстроту реакции.
Подвижные игры помогают закрепить знания о животных, их повадках,
отражают явление живой и не живой природы.
Сюжетно-ролевые игры с природным содержанием. При помощи сюжетно-ролевых игр на экологическую тему у детей стараюсь вызывать эмоциональный отклик, оказывать влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира.
Строительно-конструктивные игры — в них дети отражают свои знания и
впечатления об окружающем предметном мире.
Двигательная деятельность. Выполняя физические упражнения, дети наблюдают за природными явлениями и сезонными изменениями.Использую: упражнения дыхательной гимнастики, общеразвивающие упражнения, подвижные игры, эстафеты, сезонные упражнения спортивного характера.
Коммуникативная деятельность и чтение художественной литературы. Детская художественная литература о природе учит ребенка выражать своё мнение, озвучивать чувство. В работе широко использую чтение рассказов, стихов, произведения русского фольклора (сказки, пословицы, поговорки, загадки)
.
Изобразительная деятельность. Изобразительное искусство раскрывает красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить»
её сам.
Труд. В процессе труда в природе дети учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.
Наиболее значимым методом экологического воспитания детей является наблюдение. С его помощью дети знакомятся с внешними признаками объектов природы и познают их связи со средой. Наблюдения лежат в основе разных видов деятельности детей и как компонент их используют в ходе бесед, прогулок, экскурсий, мини огород.
Также в группе провожу разные конкурсы, беседы, консультации с родителями по экологическому воспитанию. Ежегодно проводим акцию «Покорми птиц зимой»
.
Таким образом, взаимодействуя с естественной окружающей средой ребенок является активный субъектом. Через природоохранную и другие виды деятельности ребенок приобретает полезный личный опыт, ощущает собственную возможность познавать мир и взаимодействовать с ним, ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь, передавая свои знания и умения следующим поколениям.
Литература
1. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. М.: Просвещение, 2009.
2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский
, 2001.
3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ.
4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
5. Источник интернет.
Статья «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Попельницкая Елена
Статья «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «
Воспитатель
МДОУ ЦРР Детский сад № 47 «Радуга»
.
Экологическое воспитание и образование детей – актуальная проблема настоящего времени. Грамотно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях экологическое воспитание оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю для формирования гармоничного личностного развития ребенка.
Наблюдение за окружающим миром позволяет организовать всестороннее развитие детей. Особенно важно это для детей младшего дошкольного возраста, так как он является – практически единственным способом познания мира в первые три – четыре года.
Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием воспитателя и родителей, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
В своём дошкольном учреждении мы стараемся знакомить ребят с природой, с происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.
Цель работы: разработать методику по ознакомлению дошкольников с природой для гармоничного экологического воспитания в рамках здоровьеразвивающих технологий.
На основе анализа литературных данных и методических рекомендаций поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Организовать опытную проверку полученных данных и апробировать их на практике.
3.Для достижения цели были использованы следующие методы научного исследования: метод теоретического анализа; метод научного наблюдения; метод беседы; метод постановки оптимальной работы.
Экологическое воспитание детей младшего возраста, воспитанников дошкольного учреждения реализовывалось следующим образом.
Метод теоретического анализа: применялся для изучения литературных данных о живой и неживой природе, влиянию экологического воспитания на развитие личностных качеств детей, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
Метод беседы: осуществляли путем показа и рассказа иллюстраций объектов живой и неживой природы (дидактические игры «Найди по цвету»
, настольно-печатные игры
«Времена года»
,
«Дикие животные»
,
«Домашние животные»
, чтение художественной литературы (русские народные потешки, сказки, песенки; рассказы о животных; загадки); опрос
детей (каких животных вы знаете? какие растения вы знаете? Какие домашние животные у вас есть дома? Ходили ли вы в зоопарк? и т. д.).
При этом совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.
Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможно более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.
Метод научного наблюдения. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывать логику мысли, четкость и красоту речи, развития мышления.
Ежедневное наблюдение на прогулке обогащает представление детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений)
обогащать эстетическое представление.Трудовые действия следует считать одним из самостоятельных компонентов в структуре прогулки: разнообразные прогулки; дидактические задания; подвижные игры и игровые упражнения.
Организуя длительное наблюдение объектов природы, воспитатель заранее разбивает его на ряд эпизодических наблюдений, которые проводятся тогда, когда изменения, скажем, в развитии животного выступят достаточно ярко. Воспитатель предлагает детям рассмотреть его, отметить признаки, сопоставить состояние его с тем, что наблюдали раньше, выделить новые признаки, свидетельствующие об изменении. Иногда дети сразу замечают, что изменилось в животных, но и в этом случае воспитатель обращается к сравнению, для того чтобы отмеченные изменения были ясны для всех. В заключительном наблюдении следует восстановить всю картину развития, наблюдаемую детьми. Этому поможет дневник наблюдения (он может быть разным: в виде рисунков, гербария, а в старших группах и как схематическое отражение изменений).
У детей младшего дошкольного возраста особый интерес вызывает наблюдение за живым уголком в ДОУ (рыбки в аквариуме, черепахи, попугаи, комнатными растениями, а так же животными и птицами на улице, в том числе при организации подкармиливания в кормушках, за природными явлениями (Солнце. Дует ли ветер? С какой стороны? Какой снег бывает? Выпал снег. Дождь. Тень., растениями (цветы на клумбах, растения на экспериментальной площадке – мини огород, кустарники, деревья). Для детей старшего возраста Стандартом предусмотрено экскурсии и прогулки в сосновый бор.
Метод постановки оптимальной работы. Вовлекаем детей младшего дошкольного возраста в трудовую деятельность по уходу за животными и растениями приводит к повышению интереса, расширяем представление о характерных особенностях времен года, растений и животных, развитию бережного отношения к природе, правильному экологическому воспитанию.
Мы в своей работе используем несколько видов привлечения детей к практическим занятиям.
В групповой комнате детского сада:
1) разучивание стихотворений и песен, загадок о животных, временах года, сказочных персонажах, привлечение к постановкам кукольного театра, рисунки животных, растений; изготовление поделок с помощью воспитателя, например, бумажные кораблики, аппликации, гербарии.
2) деятельность в живом уголке – уход за комнатными растениями (полив, рыхление, протирание пыли с больших листов и т. д., животными (кормление рыбок, черепах, попугаев, участие в проведении эксперимента, например, выращивание листьев репчатого лука; посадка семян цветов для дальнейшего оформления клумбного участка детского сада.
Во время прогулки организуем оптимальные работы для детей которые заключается в играх. Зимой для осознания изменения температуры воздуха – снять варежки и ощутить холод, сравниваем ощущения при соприкасании снега с ладошкой и варежкой. Сбор различных листьев в гербарий, природных материалов для поделок «Ежики»
из каштанов.
Кормление птиц – выносим корм из дома (белый хлеб, семечки, зерно)
. Все представленные кормушки сделаны своими руками. В изготовлении кормушек деревянных, из полимерной посуды принимают участие родители и дети. Наблюдая за птицами, следим чтобы корм всегда был.
Наблюдения сопровождаем художественным словом, читаем стихи,играем в различные игры: ходим, прыгаем, как животные, летаем, как птицы, клюем зерна, как воробьи.
Итак, экологические знания необходимо давать ребенку именно в дошкольном возрасте. Знания должны быть доступны детям. Следует не забывать о конструктивном подходе в обучении. В процессе экологического воспитания ребенка большую роль играет совместная деятельность педагога и дошкольника, т. к. педагог является носителем экологической культуры, владеет методикой экологического воспитания, способствует формированию практических навыков. За последнее время создано много отечественных программ по экологическому воспитанию. И педагог сам решает, по какой программе он будет работать. Мы должны стремиться к экологизации всего образовательного процесса.
Литература.
1. Николаева С. Н. «Как приобщить ребенка к природе»
: методические рекомендации для
дошкольных учреждений /С. Николаева- М. ,1993
2. Николаева С. Н»Общение с природой начинается с детства»/С. Н. Николаева- Пермь. ,1992
Экологическое воспитание и его цели
В бесконечном водовороте повседневных дел и забот, в погоне за материальными благами мы часто забываем о том, что дало нам возможность жить на земле. Природа, дарами которой человек пользуется порой так не рационально, дарит нам не только возможность существования, но и позволяет насладиться ее поистине уникальной красотой, прививает лучшие нравственные качества.
Экологическое воспитание, целью которого является знакомство детей с жизнью природы, привитие отзывчивости, стремление беречь ее богатства, представляет собой достаточно новый раздел в педагогике. Однако проблемы, которые решает это воспитательное направление, весьма актуальны, ведь сложная экологическая обстановка в мире заставляет принимать незамедлительные меры для предотвращения возможной природной катастрофы.
Нужно подчеркнуть, что воспитание экологическое должно начинаться с самого раннего детства, в тот момент, когда ребенок только начинает познавать мир. От того, как будут направлять его действия взрослые, зависит отношение к окружающей природе малыша.
Можно ли ударить котенка или вырвать с корнем цветы? Зачем делать кормушки для птиц зимой? Множество вопросов интересует подрастающего человека. И ответ он будет искать не в нравоучительных беседах, а в наглядных примерах, которые демонстрируют взрослые.
Можно долго и интересно рассказывать о том, что нельзя вырубать деревья, потому что людям нечем будет дышать, но при этом прогнать голодного пса, накричав или даже ударив его. Стоит ли говорить о том, что такое экологическое воспитание будет бессмысленным?
Экология и жизнь – понятия, тесно связанные между собой, поэтому важно научить детей, только начинающих познавать этой неизведанный огромный мир, слышать и видеть душой, осознавать себя его частью.
Необходимые определения
Чтобы правильно использовать возможности экологического воспитания, необходимо понимать его сущность.
До недавнего времени природа изучалась сугубо с биологической точки зрения. Тем не менее, ее всегда называли источником познания, так как она представляет собой кладезь возможностей для развития личности. Этим и должны воспользоваться педагоги, ведь сущность экологического воспитания состоит в умении находить гармонию во всем, что окружает человека. Более того, воспитание нравственности – неотъемлемая часть знакомства с миром природы, ведь, чтобы научиться чувствовать и любить нерукотворные творения, нужно обладать духовным потенциалом.
Следовательно, понятие экологического воспитания включает в себя комплекс мер, направленных на развитие сознания ребенка, выработку привычек, которые будут отвечать за поведение личности в повседневной жизни и станут основой его гармоничного мироощущения.
Сознание формируется на базе знаний и убеждений, а представления о природе как о высшей гармоничной субстанции закладывается в процессе наблюдений за развитием окружающего мира.
Правильное экологическое поведение базируется на отдельно взятых поступках, а также на оценке этих поступков окружающими и самой личностью.
Говоря о сущности воздействия педагога на экологическое развитие ребенка, необходимо выделить 2 фактора, которые являются главными в этом процессе.
1.Ступенчатая структура познания, которая базируется на таких моментах:
- представления;
- формирование и развитие сознания и эмоций;
- начало использования на практике полученных знаний;
- привитие навыков правильного отношения к природе;
- искоренение потребительского отношения к природным ресурсам;
- длительность процесса отработки поведенческой линии;
- скачкообразность развития навыков;
- активность воспитанников.
2.Значимость психологической составляющей процесса воспитания, базирующейся на таких частей:
- Сознание;
- Потребности;
- Мотивы;
- Цели;
- Воля.
Целеполагание и решение поставленных задач
Определение экологического воспитания подразумевает постановку четкой цели в процессе развития нужных навыков и умений. Она определяет формирование бережного отношения к окружающему миру, базирующееся на нравственном сознании ребенка. При этом важно учитывать, что понятие «природа» в воспитательном процессе включает в себя и самого человека, который является ее частью. Следовательно, экологическая культура является частью общей воспитанности человека.
Экологическая культура – сложное, многофакторное понятие, которое включает в себя такие компоненты:
- Знания законов жизни природы;
- Соблюдение правил, подразумевающих бережное отношение к природным дарам;
- Деятельность по изучению природных достояний и их сохранению;
- Пропагандистская работа.
Поставленная цель реализуется при условии комплексного решения задач экологического воспитания:
- Образовательных, с помощью которых учащимся предоставляется система знаний о проблемах в экологии и возможностях их разрешений;
- Воспитательных, направленных на формирование мотивационных привычек правильного экологического поведения, желания вести здоровый образ жизни;
- Развивающих, способствующих развитию теоретических и практических навыков и умений, возможности давать оценку состояния экологической ситуации в своем регионе и мире.
В любом случае, экология и жизнь являются предметом изучения воспитания и образования, так как целями и задачами определено познание и восприятие предметов окружающей действительности.
В систему воспитательного процесса экологического развития входят следующие направления:
- Политическое;
- Научное;
- Правовое;
- Нравственно-эстетическое;
- Мировоззренческое.
Каждое из этих составляющих определяет направления и формы работы педагога.
Средства воспитательного воздействия
Для эффективности развития правильного мировоззрения у детей, направленного на защиту природных ресурсов, педагоги используют разные формы и средства экологического воспитания.
Каждый компонент в этой системе призван развивать всестороннюю познавательную активность детей. К ним относят самостоятельное исследование научно-популярной литературы, игровые комплексы, наблюдение за явлениями природы и другие.
Методы экологического воспитания подбираются с учетом уровня развития и подготовки к восприятию информации детей. Рассмотрим несколько этапов работы и критерии выбора методических средств.
Начальный этап предусматривает подбор таких форм и средств работы, которые помогут проанализировать и скорректировать уже имеющиеся у детей сведения и мотивацию к природоохранной проблеме. Используя методы беседы, педагог вызывает эмоциональный отклик у учащихся и формирует личностное восприятие проблемной ситуации.
Следующий этап познания базируется на методах, которые стимулируют самостоятельную активность детей. Весьма эффективны дискуссии, которые обобщат полученный опыт и позволят обрести навыки независимого суждения.
Теоретическое обоснование представленных природоохранных проблем требует использования лекции учителя, который предоставит научно подтвержденные факты экологических проблем на разных уровнях: местном, локальном, мировом.
Любая познавательная активность требует выражения нравственного выбора, с помощью которого происходит обобщение принятых ранее решений, развитие эстетических потребностей детей. В данном случае методы нужно подбирать, основываясь на творческих средствах: изобразительном искусстве, художественной литературе, кинематографе и т.д.
Психологическую подготовку к правильным ориентирам в сфере экологических проблем окажут игры, в том числе, ролевые.
Существует большое число универсальных методов, которые можно использовать на всех этапах работы с детьми. Перечислим некоторые из них:
- Наблюдение, анализ, рефлексия объектов живой и неживой природы;
- Эксперименты и опыты;
- Трудовая деятельность, основанная на навыках ухода за цветами, живым уголком и т.д.;
- Просветительско-пропагандистская деятельность, включающая в себя лекции, диспуты, акции, недели пропаганды охраны природы;
- Экскурсии, экспедиции, опыты.
В ведущие методы процесса воспитания вошли поощрение, контроль и наказание. При этом наказание носит гуманный характер, не унижающий личное достоинство учащегося.
Значение правильного выбора методов сложно переоценить. Ведь от их эффективности зависит сформированность экологически грамотной и воспитанной личности.
Семейные ценности
Как связана экология и жизнь, ребенок должен понимать с самого раннего возраста. А так как его жизненный путь берет свое начало в семье, то родители несут большую ответственность за формирование и развитие всех личностных качеств своего отпрыска.
Что такое хорошее отношение к природе, какие поступки не позволительно совершать по отношению ко всему живому, малыш познает в процессе наблюдения за действиями самых родных и близких ему людей.
Каждая бумажка, брошенная мимо урны мамой, или презрительное отношение к бродячим животным отца прочно войдут в сознание ребенка как алгоритм действий, которые он обязательно повторит в дальнейшем.
Авторитет родителей настолько непререкаем в глазах малышей, что им не требуется дополнительных лекций или рассказов о правильном поведении. Поэтому взрослым не стоит удивляться, почему в подростковом возрасте их дети проявляют агрессию к животным, не убирают после себя мусор в лесу и совершенно не понимают, зачем нужно экономить воду.
Пример родителей – главный, определяющий метод семейного экологического воспитания.
Родителям дошколят
Любое воспитательное воздействие строится на контакте воспитателя и воспитанника. Маленькие дети нуждаются в четком руководстве взрослых, ведь они только начинают соприкасаться с удивительным миром природы. Родители могут использовать следующие средства привития гуманного отношения к богатствам природы:
- Прогулки – отличный способ наблюдения за жизнью природы. При этом совершенно необязательно ходить в длительные походы, ведь и возле дома есть много интересных вещей, которые расскажут о жизни природы.
- Общайтесь с малышом, обращая внимание на все, что его окружает: как пахнут цветы и колышутся листья, какая на ощупь мокрая трава и шерсть котенка. Из этих мелких, но очень важных деталей начинается познание природных чудес.
- Называйте каждый предмет и явление, которое встречается во время ежедневных прогулок. Можно использовать литературные стихи, народные песенки и присказки. С их помощью ребенок не только узнает необходимые названия, но и расширит свой словарный запас.
- Ухаживайте за цветами. Идеальным решением будет совместно с малышом посадить растение, регулярно ухаживая за ним и наблюдая за его ростом. Первое самостоятельное открытие станет важным шагом в нравственном развитии малыша, ведь оно докажет, что все живое нуждается в заботе, любви и уходе.
- Мастерите поделки, используя природный материал. Параллельно с развитием мелкой моторики вы научите ребенка использовать «вторичное» сырье в виде сухих листьев, палочек и шишек для создания «шедевров» искусства.
- Читайте произведения художественной литературы, посвященные тематике экологии и защите природных ресурсов. Обсуждайте действия героев, переносите их поступки в свою повседневную жизнь и анализируйте аналогичные ситуации.
Экологическое развитие школьников
В школьные годы, когда основной деятельность детей является интеллектуальное познание, экологическое воспитание строится, основываясь на учебной деятельности. При этом важно привитие следующих навыков:
- Формирование навыков проектной и творческой деятельности;
- Выработка правильной позиции к использованию природных богатств;
- Приобретение необходимых знаний о здоровом образе жизни;
- Обучение навыкам ведения дискуссии.
В период обучения в школе источником экологического просвещения становятся учебные занятия, факультативы и кружки по интересам. Приоритетными направлениями деятельности являются исследования, трудовая деятельность. На их основании формируется профессиональная ориентация учащихся.
Как и любое воспитательное воздействие, экологическое развитие на разных возрастных этапах имеет свои особенности, учитывать которые нужно обязательно. Индивидуальные и психологические различия детей также влияют на выбор средств для достижения поставленных целей и задач.
Используя данные рекомендации, можно помочь ребенку войти в удивительный мир природы, приобретя гармонию, научиться ценить все ее ресурсы. Дети, получившие правильное экологическое воспитание, способны создать общество, которое сможет предотвратить грядущие глобальные изменения в мировой экологии. Они смогут наслаждаться красотой творений природы и содействовать ее развитию.
Только от правильного комплексного воздействия учреждений образований и семьи зависит воспитание людей нового поколения, способных сохранить и приумножить природные богатства.
Педагогический совет «Экологическое воспитание в ДОУ»методическая разработка по окружающему миру
Конспект педагогического совета
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Цель: Повышение компетентности педагогов, обеспечение качества работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста
Повестка дня:
- Вступительное слово
- О формах и методах экологического образования детей
- Решение педагогических ситуаций
- Решение тестовых заданий
- Что такое экологическая тропа. Нормы поведения на экологической тропе
- Вопрос-ответ
- Влияние экологии на здоровье детей
Ход педсовета:
1. Сегодня мы поговорим об этом красивом, безграничном и живом мире природы, а самое главное – вместе подумаем о том, как можно в детском саду воспитывать у детей чувство любви к этому миру, как охранять Землю – наш большой дом, в котором мы живем.
Экологическое воспитание в наше время становится важнейшим направлением педагогики детства. Почему? Во-первых, экологически грамотное поведение человека – залог выживания человечества в общем для всех нас доме – на планете Земля. Во-вторых, приобщение к природе дает возможность наилучшим образом приобщить ребенка к красоте, гуманности и здоровому смыслу. Малыш ближе нас к природе в прямом смысле этого слова, хотя бы потому, что мал ростом. Трава ему действительно по пояс, цветы поднимают свои венчики к самым его глазам. Но и клубы выхлопного дыма плывут малышу прямо в лицо, и груды мусора контейнера угрожающе нависают над головой.
Поняв особенности взаимоотношений малыша и природы, мы получаем неограниченные возможности развить в нем лучшие человеческие черты, вовремя обнаружить и поддержать таланты, укрепить здоровье.
Сейчас только ленивый не сетует на плохое состояние окружающей среды. Но если заглянуть в словарь, то можно увидеть, что это второе значение слова «экология». А первое звучит так – «наука об отношении растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде». Окружающий нас мир природы богат, прекрасен и бесконечно разнообразен. А ребенок дошкольного возраста открыт, доверчив и восприимчив к окружающему. Поэтому задача и долг взрослых: родителей и педагогов – ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее результаты, поэтому начинать его необходимо уже с первых шагов ребенка по родной земле. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы, понимание самоценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира – вот составляющие экологической культуры, формирование которых способствует полноценному развитию личности маленького ребенка.
Большинство изменений в мире природы человек может заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой. Поэтому так важно ввести ребенка в природу с детства. Выходя на прогулку, взрослые должны сознавать, что для детей это путешествие в большой, многообразный мир. Ребенок исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе. Мы, взрослые, вводим ребенка в этот прекрасный мир природы, раскрываем перед ним его тайны и законы, воспитываем правильное отношение к природе, потребность в ее познании, а значит, можем и должны помочь ребенку в освоении элементарных природоведческих знаний, в развитии умения познавать мир природы, приобщить его к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ. На этой основе воспитывается заботливое отношение ко всему живому в ближайшем окружении. Поэтому так важно специально учить ребенка всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение и объектам природы.
Важно помочь ребенку открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом, равно необходимый всем, кто в нем живет. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если активно приобщать ребенка к миру природы. Задача взрослых – помочь детям накопить багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе.
2.О формах и методах экологического образования детей
Один из путей повышения его эффективности состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.
Перечень форм и методов экологической работы, используемых в дошкольных учреждениях
- экологические занятия;
- экологические экскурсии;
- уроки доброты;
- уроки мышления;
- экологические кружки;
- экологические конкурсы;
- КВН, аукцион, марафон, викторина, «Поле чудес»;
- экологические акции;
- обсуждение и проигрывание ситуаций;
- коллекционирование;
- экологические выставки и экспозиции;
- экологические игры (дидактические, имитационные, игры — моделирование экосистем; соревновательные, игры — путешествия и т. д.);
- экологические сказки;
- инсценировки, театрализации и т. д.
3. Решение педагогических ситуаций
1. На лесной полянке играют четверо детей от 5 до 7 лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем вам поджигать крылья бабочке?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…»
-Чем можно объяснить такую жестокость детей
-Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?
2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.- Почему ты меня не слушаешь?- спросила Ира и вырвала руку
-Это что еще за капризы?! – вспыхнула мать и , сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: -Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы-Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?
3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обоих в руках уже по большой охапке.
Как вы думаете, дети просто непослушны, или им никто не говорил, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей), или остановитесь и поговорите с матерями( детьми)
4. Решение тестовых заданий (каждому педагогу дается по несколько заданий)
1.Выделите основные задачи экологического образования:
- формирование знаний о природе
- формирование трудовых навыков
- воспитание любви к природе
- восприятие красоты и многообразия природы
- формирование основы художественной культуры у детей
- развитие сопереживания к бедствиям природы, потребности бороться за ее сохранение
2.Соедините стрелочками названия животных со звуками, которые они издают:
- Медведь гогочет
- Голубь лает
- Гусь воркует
- Овца рычит, ревет
- Лошадь блеет
- Лиса ржет
- Олень ревет
- Подтвердите или опровергните приведенные ниже положения:
- Глоксиния-цветет круглый год
- Дети младшей группы должны уметь поливать, опрыскивать, рыхлить самостоятельно
- Опыт- это наблюдение, проведенное в специально организованных условиях
4. В списке предложенных авторов выделите тех, кто писал о природе:
Л. Толстой, С. Аскаков, М. Пришвин, И. Соколов-Микитов, Н. Сладков, К. Паустовский, И. Акимушкин, Г. Снегирев, В. Чаплин, В. Бианки, Е. Чарушин, А. Иванов, В. Зотов
5. В списке предложенных форм и методов работы с детьми выделите те, которые способствуют ознакомлению с природой:
- Экскурсия,
- беседа,
- дискуссия (а что было бы, если…)
- НОД по экологии;
- Беседы
- Чтение художественной литературы,
- Экологические экскурсии.
- КВН, викторины, конкурсы.
- Проблемные ситуации.
- Языковые логические задачи.
- Экологические выставки, экспозиции.
- Неделя экологического творчества.
- Экологические праздники, выставки.
- Дидактические игры экологического содержания
- Экологические сказки.
- Экологическая тропа.
- Наблюдения.
- Поисково-исследовательская работа.
6. С какими видами деятельности можно связать экологическое образование:
- Художественная деятельность
- Музыкальная деятельность
- Игровая деятельность
- Физкультурно-оздоровительная
- Экспериментально-практическая деятельность
- трудовая деятельность
7. В списке предложенных экологических факторов выделите постоянно действующие:
- Облачность
- Годовое вращение Земли
- Мерзлота
- Солнечное затмение
- Прилив
- Ураган
- Круговорот воды в природе
- Смена дня и ночи
8. Выделите практические, словесные. Наглядные методы ознакомления с природой:
- Наблюдение,
- рассказ воспитателя,
- рассматривание картин,
- игра,
- труд,
- беседа,
- чтение художественных произведений
- Элементарный опыт
- Демонстрация видео
9.Выделите признаки живых организмов:
- Двигается,
- Тает,
- Разливается Сыплется
- Питается
- Формируется
- Дышит
- Лепится
- Растет
- Выделите съедобные грибы:
- Белый
- Мухомор
- Лисички
- Бледная поганка
- Сыроежки
- Ложный опенок
- Груздь
- Рыжик
- Подосиновик
- Волнушка
- Выделите дикорастущие растения:
- камнеломка
- Ландыш
- Бегония
- Подснежник
- Колокольчик
- Глоксиния
- Зефирантес
- Лютик
- Кувшинка
- Собери букет из луговых, садовых, лекарственных растений:
- Клевер
- Тюльпан
- Пижма
- Нарцисс
- Лютик
- Мышиный горошек
- Астра
- Мята
- Шалфей
- Выделите критерии сформированности экологических знаний:
- Знания о мире животных
- Знания о предметах ближайшего окружения
- Знания о растительном мире
- Знания о явлениях общественной жизни
- Знания о неживой природе
- Знания о временах года
- Отношение к миру природы
- Выделите объекты неживой природы:
- Песок
- Птицы
- Деревья
- Камни
- Рыба
- Глина
- Снег
- Вода
- Трава
- Солнце
- Насекомые
- Воздух
- Соедините научные названия комнатных растений с народными:
- «Ванька мокрый» сансивьера
- «Щучий хвост» алоэ
- Крапивка» бальзамин
- «Дурак» колеус
- Соедините стрелочками:
- Трудолюбивый как лиса
- Смелый как баран
- Верный как заяц
- Трусливый как собака
- Хитрый как лев
- Глупый как муравей
- Выделите растение, которое получило название благодаря листьям:
- подснежник,
- одуванчик,
- мать-и-мачеха,
- фиалка,
- лютик
- Подтвердите или опровергните приведенные ниже положения:
- Азалия- теплолюбивое растение
- Австрия-родина волнистых попугайчиков
- Зигокактус- другое название «Декабрист»
- Подтвердите или опровергните приведенные ниже положения:
- Бегония Рекс размножается семенами
- Детей 6-7 лет знакомят с 3-4 комнатными растениями
- Канарейки получили свое название от имени Канарских островов
- Кто где живет. Соедините стрелочками:
- Заяц река
- Лягушка почва
- Крот крона дерева
- Белка море
- Кит на земле
- Дятел
- Соедините стрелочками:
- Птицы, улетающие на зиму в теплые края кочующие
- Живущие с нами круглый год перелетные
- Прилетающие с Севера зимующие
- Подтвердите или опровергните приведенные ниже положения:
- Растение дышит всеми частями
- Рыбе помогает дышать в воде чешуя и плавники
- Белый медведь живет в Антарктиде
- Пингвины живут в Арктике
5.Экологическая тропа
В качестве экологических можно использовать тропы в парке или на озелененном участке детского сада. Что может увидеть ребенок на такой тропе? Деревья, растения, в том числе занесенные в Красную книгу, муравейники; холмики крота; кузницу дятла; формы рельефа, горные породы, почвы и другие компоненты ландшафта. А также транспортные магистрали, сельскохозяйственные угодья, архитектурные сооружения, которые помогут показать, как человек влияет на природу и решает проблемы ее охраны. Чтобы тропа действительно помогала воспитывать детей экологически, необходимо особое внимание уделять правилам поведения в природе.
Дети любят путешествовать, открывать неизвестные земли. Сначала это путешествия по территории детского сада, затем по ближайшим окрестностям. И, как настоящие путешественники-исследователи, дети составляют экологические карты. Они заполняются постепенно. Используются простейшие условные обозначения и рисунки, придуманные детьми. Читая карту, можно узнать, сколько деревьев растет около дороги; где участки земли чище: у торговых точек или около школы, детского сада, кинотеатра и почему; где возникают свалки; где проложены асфальтовые дорожки; где земля вытоптана. На картах отмечают места, где произрастают дикорастущие и культурные растения. Рассматривая карту, дети размышляют на такие темы, как: какие растения растут в местах озеленения и какие вдоль дороги, вдоль тропинки? Каким образом они приспособились к условиям окружающей среды? И т. д.
Наиболее загрязненные места отмечаются на карте красным цветом. Можно рассказать детям, что существует экологическая карта России, цель которой — выделить наиболее загрязненные места, опасные для жизни, места экологических бедствий и катастроф.
6. Правила поведения на эко тропе.
Во время рассказа соблюдайте правила этикета.
Старайтесь идти по тропе.
На экологической тропе не разрешается кричать, мусорить, рвать траву и цветы
Не лазать по ограждениям, деревьям и кустарникам.
Не спрыгивать с возвышенности и оборудования.
Хождение босиком по траве, песку, гравию разрешается только после осмотра и подтверждения безопасного состояния территории.
Во избежание перегрева в жаркое время года дети должны носить легкие головные уборы.
- Вопрос-ответ
1. Почему Красную книгу называют красной, а не зелёной? (красный цвет — сигнал опасности)
2. Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка — дневное животное, а жаба — ночное)
3. Можно ли пингвина назвать птицей, а дельфина – рыбой? (Пингвин – птица, дельфин- — млекопитающее)
4. Есть ли у комара зубы? (есть и не мало, 22)
5. У кого уши на ногах? (у кузнечика)
6. Кто пьёт ногой? (лягушка)
7. Кто плуг на голове носит? (лось, олень)
8. Какие птицы зимой потомство выводят? (клесты и зимородки)
9. Чем скрепляют пчёлы и осы свои соты? (слюной)
10. Почему белые медведи не могут жить в лесу? (потому что питаются они только рыбой)
11. Чем ёж на медведя похож? (зимней спячкой)
12. Кто всю жизнь проводит в движении? (акула)
13. Сколько крыльев у жука? (2 пары)
14. У кого язык длиннее туловища? (у хамелеона)
15. Что у лягушки с языком не так? (он прикреплён задом наперёд)
16. Зачем кашляют рыбы? (очищают жабры от ила)
17. Когда на деревьях появляются почки? (осенью)
Чтобы экологическое состояние планеты было лучше, прежде всего, надо начать с себя и с соблюдения законов охраны природы. Они звучат так:
• Нельзя жить на Земле и не брать, но брать надо рационально.
• Всё, что есть на Земле, необходимо для её развития и развития человека.
• Человек — не властелин природы; губя её, он губит самого себя.
• Охраняя природу, мы сохраняем численность населения Земли.
• Охрана природы – часть борьбы за мир. Природа и война несовместимы.
Эти пять законов природы были выведены и сформулированы в 1908 году лауреатом Нобелевской премии, немецким учёным Эрлихом.
Мы много говорили об экологии и экологическом воспитании. Хочется, чтобы знания, которые вы сегодня вспомнили или приобрели, помогли вам в работе с детьми.
Навык будущего: почему важно разговаривать с детьми об экологии
Дети — наше будущее, поэтому наше завтра зависит от того, что мы расскажем им сегодня. О важности экологического воспитания мы поговорили с Анной Горшковой, координатором портала Экокласс.рф.
Почему важно заниматься экологическим воспитанием детей?
Очевидно, что сегодня человек так сильно влияет на природу, что она просто не успевает с этим справиться. Но ведь от здоровья и благополучия природы зависит и наше благополучие, поскольку мы используем все ее блага и ресурсы. И очевидно, что наличие здоровой и комфортной окружающей среды — это, прежде всего, необходимость для нас самих.
Нужно с раннего возраста рассказывать об этом детям, потому что такие знания, взгляд на мир, мышление и привычки формируются в дошкольном возрасте. Ребенок более открыт и восприимчив, ему проще пробовать что-то новое, выстраивать, в том числе, экологическое мышление.
Кроме этого, дети — будущее нашего мира: политики, учителя, обычные люди. От того, какое мышление и какие взгляды мы им поможем сформировать в детстве, зависит, каким будет наш мир.
Экологическое мышление — навык видеть взаимосвязи в природе, видеть, как наши действия влияют на окружающую среду, чувствовать ответственность за сегодняшний день и за будущее. В ближайшие 5–10 лет это мироощущение будет жизненно необходимо во всех сферах человеческой жизни, в любых компаниях, на любой должности. И в каждой профессии экологическое мышление станет одним из базовых навыков, поэтому его стоит прививать с детства.
С чего начать экологическое воспитание детей?
Я бы посоветовала понаблюдать за тем, что ребенку интересно, и стараться заходить именно с этой стороны. Мне в детстве были интересны животные и природа, благодаря этому я и выросла экологом.
Кому-то может быть интересна экономика — можно рассказывать про экологическую экономику.
Также рекомендую родителям воспитывать ребенка личным примером, ведь он подсознательно повторяет действия за взрослыми. Любые экопривычки, которые можно применять дома (не использовать пластиковые пакеты или выключать воду и свет), нужно вводить сначала в свою жизнь. Так, это не будет казаться ребенку чем-то сложным.
И, конечно, я бы начала с объяснения и демонстрации того, какой мир вокруг разнообразный, красивый и уникальный. Показать, зачем его стоит сохранять. Показать, сколько всего потрясающего! Ведь можно смотреть фильмы, читать книги на эту тему.
Как применять на практике полученные знания?
Повторюсь, вводить экопривычки. Например, вы с ребенком изучили, что пластик — это плохо. Теперь важно перейти от теории к практике. Проще всего начать сортировать отходы, использовать многоразовые вещи, чтобы была связь: есть проблема — я могу повлиять.
Какие советы вы можете дать для воспитания детей разного возраста?
Очень условно разделим детей на три большие возрастные группы:
Дети до 7 лет. Здесь большую роль играет влияние родителей. Личным примером стоит показывать правильные привычки, помогать, давать возможность изучать, быть больше на природе, смотреть, что в мире происходит. Можно добавить интерактивный формат, — перевести все в игру.
Дети 7-14 лет. В этом возрасте дети начинают активно читать, этим можно воспользоваться и давать им тематические книги. Плюс есть много разных мультфильмов и фильмов на тему экологии для детей. В начальной школе многим предлагается сделать собственный проект, так предложите сделать его именно на экологическую тему.
Дети с 14 лет. В этом возрасте можно участвовать в проектах на более серьезном уровне: как сделать школу экологичнее, изменить свои экопривычки. Можно волонтером или стажером участвовать в молодежных конференциях и движениях. Это хороший опыт и иногда даже профориентация. Возможны поездки с классом на ООПТ, биостанцию или посещение биокружков. Главное, стараться быть активными в любом возрасте.
Понятие «экологическое воспитание»
Хоть само понятие возникло недавно, экологическое воспитание, как вид, появилось много – много веков назад. Можно сказать даже больше – в прошлом любое воспитание и образование было, отчасти, экологическим. Познавая законы природы, человек отождествлял себя со всем миром, что позволяло ему гармонично вливаться в нее, не нарушая законы, нормы. После того, как ситуация усугублялась (примерно с 60-х годов XX века) люди заговорили о ценности природы и важности экологического воспитания.
Само понятие это означает «воспитание в гармонии с природой. Не «над» и не «под», а именно в гармонии, внутри ее, как единое целое одного организма – человек и природа.