Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников в образовательной деятельности


Воспитание у дошкольников любви к родному краю

Венера Масалимова

Воспитание у дошкольников любви к родному краю

Воспитание у дошкольников любви к родному краю

Масалимова В. В.

МАДОУ Детский сад №9 «Аленушка»

, город Бирск

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой и постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края. Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди- все это взрослые передают детям.

Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Не все, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому очень важен правильный с моей точки зрения выбор объектов, о которых следует рассказывать детям.

Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе множество заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты, другой славен своим прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое находится в глухой тайге, третье раскинулось в степи или на берегу моря. В каждой местности есть свои артисты, спортсмены, художники, поэты, передовые рабочие. Дошкольники должны иметь представление о героях гражданской и Великой Отечественной войнах, защищавших их родной край.

В старшей возрастной группе уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям.

Однако было бы неверно, знакомя детей с родным краем, ограничится показом лишь его особенностей. В таком случае у дошкольников может и не сложиться правильное представление о родном крае, как части большой страны- России, в которой они живут. Нужно обязательно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит свое отражение то, что типично,характерно для всей страны:

— здесь, как и повсюду в стране, люди трудятся. Они трудятся для блага и счастья всех, всегда готовы помочь друг другу; их труд, как и труд всех людей, почетен;

— в родном городе, районе, селе, как и в других местах соблюдаются народные и боевые традиции: почтение памяти погибших героев, проводы новобранцев на службу в Армию, традиционное чествование ветеранов труда, празднование дня урожая и т. д. ;

-здесь, как и по всей стране, проявляют заботу о детях;

— в родном краю могут жить люди разных национальностей, их совместный труд, дружба, взаимопомощь становится иллюстрацией к тому, что в нашей стране, как в единой семье, живут люди разных национальностей;

-здесь, как и по всей стране, люди должны беречь и охранять природу.

Чтобы дети, узнавая какие — то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь могли путем простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родной город или поселок является частью страны, одним из многих ему подобных, необходимо дать им некоторые первоначальные сведения из истории страны, республики- рассказать о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении. При этом следует ориентироваться на программу воспитания в детском саду.

В соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду, с учетом местных условий, возрастных и индивидуальных особенностях детей педагог планирует весь познавательный материал равномерно по времени, чтобы дети в течение года усваивали знания постепенно, в определенной системе.

Наиболее целесообразно планировать материал по темам. Широкие,объемные темы соответствуют содержанию программы: «Мой Башкортостан»

,
«Природа родного края»
,
«В семье единой»
,
«О труде людей»
и т. д. Работа по каждой теме включает занятия, игры, труд, свободную деятельность детей, по некоторым темам – праздники.

Изучение родного края вносит определенный вклад в развитие самостоятельного мышления, памяти, воображения ребенка. Красота родного края, национального быта, искусства являются могучим источником умственного развития ребенка, средством гуманного, нравственного и эстетического воспитания.

Задача каждого педагога заключается в том, чтобы пробудить душу ребенка, развивать заложенные в нем природой способности.

Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребенка.

Всем известно, что Родина начинается с родного дома, улицы, города, поселка. Изучать с детьми места, где живешь, любишь ходить по знакомым улицам, знать, чем они знамениты — это задача, которая вполне по плечу любой семье. Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами, памятниками погибшим воинам, посещения краеведческого музея и др.

Семья- это первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом. Постепенно ребенок понимает, что он частица большого коллектива — детского сада, школы, а затем и нашей Республики, страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств, умения любить родной край, страну, умения беречь природу, приобщаться к культуре родного края.

Литература:

1.Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей. Сост. Ю. Е. Антонов. М.: АРКТИ,2003.

2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.:ЦГЛ, 2005.

3. Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание)

.- М.:УЦ
«Перспектива»
,2011.

Воспитание у детей дошкольного возраста любви к родному краю

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с Детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с заботой, с гордостью о красоте и богатстве своего родного края? В этом – выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые предают детям. Это чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это любовь к Родине, к родным местам и гордость за свой народ, и опущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны, края, в котором живем мы, каждый из нас. Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и будничной жизни народа.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданный трудами родных и близких людей, кого зовут соотечественниками.

Общеизвестно, что на каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им, становятся ему близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстают перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем родного детского сада. В среднем возрасте социальное окружение дошкольного учреждения. В старшем возрасте — мир родного города, республики и, наконец, мир родной отчизны – России. Центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, одним из которых являются: любовь к родителям и семье, к людям, к родному месту, где он рос, и, безусловно, к Родине.

В этот период начинают развиваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают дошкольника со своим народом, что существенно влияет на его мировоззрение.

Использование факторов народного воспитания

в формировании патриотических чувств у детей

Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому человеку.

Откуда зарождается любовь?

Конечно с колыбельных песен. Нежность, вложенная в мелодию, и слова пробуждают душу младенца, обеспечивает психологическое спокойствие. У ребенка рождается ответное чувство привязанности и любви к родным и близким. Про злого и плохого человека есть народная пословица: «Он слушал лежа в колыбели, не пение, а ругань!», а горцы говорят: «Наверное, мать не пела над его колыбелью!»

Чуть повзрослев, ребенок получает благопожелания: «Мужчину увидишь — дядей назови, женщину увидишь — тетей назови, девушку увидишь — сестрой назови». Отсюда зарождается любовь к людям.

Сила слова невероятна в человеческой жизни. Говорят о слове: можно им убить, можно и воскресить. Раскаяние, исповедь, клятва, благословление, покаяние, заклинание – это слова, но в них высшие проявления человеческого духа. Слово помогает сдружиться, побрататься.

Погружая ребенка в национальный быт, мелодику родной речи, песен, фольклора, традиций мы создаем естественную среду для формирования любви к своей семье, к родному краю.

Развитие речи, овладение богатством родного языка составляет один из основных элементов формирования личности.

У многих детей нашего детского сада дедушки и бабушки летом живут в деревнях и на дачах. Дети часто ездят к ним в гости. Там они наблюдают, чем они занимаются, приобщаются к посильному труду. Через любовь к бабушкам и дедушкам формируется любовь к деревням и селам, труду сельского жителя.

У русского народа понятие земля и хлеб были святыми. О труде, главном содержании человеческой жизни, много сказано в пословицах:

Труд украшает человека.

Труд – опора жизни.

Труд – кормит человека.

Хлеб – всему голова.

Дело мастера боится.

Знакомятся дети и с пословицами о родине:

Расстался с братом – семь лет проплакал, расстался с Родиной – век проплакал.

Родина – матушка родная, чужая страна – мачеха.

И конь в сторону дома бежит быстрее.

Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребенка. Способствует развитию умения ясно формировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости.

Андриан Николаев сказал: «Человек, если помнит главные песни своего народа, никогда не перестанет быть его настоящим сыном». Народные песни развивают патриотические чувства и прививают любовь к родному краю. Поэтому необходимо уделять внимание разучиванию народных песен.

Одним из любимых детьми жанров народного творчества являются сказки. Когда речь заходит о сказке, мы любим повторять: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам намек». А Ушинский говорит: «Благодаря сказкам в душе дети с логической мыслью срастается прекрасный поэтический образ, развитие ума идет дружно с развитием фантазии и чувства. Сказки убеждают в важности хорошего поведения.

Например, в одной сказке «Не почитающий старого и сам добра не увидит» моральный вывод: нужно прислушиваться к голосу старых, учитывать их житейский опыт, иначе будешь наказан. Здесь уместна заповедь В. М. Ломоносова «История дает молодым разум старых».

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе над злом. У детей появляется чувство оптимизма и уважения к старым.

Игра – один из ведущих и любимых видов деятельности детей. В игре ребенок смел, раскрепощен, выражает свои мысли и чувства. В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазия «работают» синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно. Посредством игр ребенку прививается уважение к существенному порядку вещей, народным обычаям, осуществляется его правилам поведения.

Дети начинают играть очень рано, задолго до того, как придет в их жизнь Слово: с солнечным лучом, с игрушками, с собственными пальчиками, с маминой прической… Благодаря играм ребенок узнает и познает себя шаг за шагом. Есть причта в народе: «Пока молоды, резвитесь, играйте, смейтесь, чтобы не сожалеть позднее».

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, трудового, умственного, эстетического, а так же физического воспитания. Ведь будущее граждане России должны расти сильными, ловкими, здоровыми. Недаром говорят: «В здоровом теле — здоровый дух!»

Основываясь на программу «Я – человек» (автор Козлова С.А.) в своей работе мы старались обратить внимание ребенка на самого себя, на свое тело, свой организм, на свои возможности и способности, научить оценивать и ценить себя, создавать предпосылки к самовоспитанию, к заботе о собственном здоровье (это целый комплекс оздоровительных мер). И еще на основе познания себя старались формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.

Формированию у детей любви и привязанности к своей семье, близким людям помогают групповые стенгазеты (слайды, фото, книги и т.п.) Например, стенгазета – «Я» (в виде «резюме», где использовались фотографии детей и рассказ от имени ребенка – я люблю, мои питомцы, мои друзья, мои мечты…). К первому апреля выпустили стенгазету в шутливой форме. Родители принесли много забавных фотографий. Еще были стенгазеты «Родные корни», «Наши папы — защитники Отечества», « Мы все родом из детства», « Мамочка милая» (где по фотографиями небольшие рассказы про мам со слов детей). В старшей группе ко дню рождения стенд «Солнышко». В выпускной группе «Пожелания друзьям».

Ко дню Отечества мужчины организовали праздник: приготовили винегрет и испекли печенье. Родители слушали запись, где дети рассказывали о своих папах.

С малых лет ребенок учится выражать чувства по отношению к близким, проникаясь атмосферой любви, доброты, заботы, уважения к родным и близким, своим корням. Традиционно отмечаются дни рождения, где именинники выслушивают в свой адрес прекрасные пожелания и комплименты. Родители активно участвуют на наших праздниках, утренниках. Они на выпуск организовали нашему коллективу сюрприз – маленький концерт и продекламировали очень интересные стихотворения, которые сочинили сами. Благодаря используемым приемам нам удалось сплотить коллектив родителей, сдружить семьи между собой. Здесь уместны слова Г. Н. Волкова: «Семейные традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов».

Автор: Родионова Антонина Анатольевна

воспитатель высшей категории

ГБОУ «Школа №1387»

г. Москвы Московской области

ДЕТСТВО-ГИД

Из опыта работы

«Формирование чувства любви и уважения к малой Родине у детей 3-5 лет«

Ермакова Елена Александровна,

воспитатель,

филиал «Мальвина» МБДОУ Д/с № 70 «Буратино»,

г. Пенза

Основные качества личности формируются в детские годы. И от того, какие качества мы сможем заложить и воспитать в детях, зависит завтрашний день и судьба нашей страны.

Любовь маленького ребёнка к малой Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, городу. Поэтому знакомить детей с малой Родиной нужно начинать с раннего детства. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видят дети. Важно приобщить детей к культуре своего народа, так как обращение к наследию воспитывает чувство гордости и уважения за землю на которой живёшь.

Формирование чувства любви и уважения к малой Родине – является важной целью воспитания дошкольника.

В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей формируются элементарные представления о явлениях общественной жизни, нормах человеческого общения, умение правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них добрые чувства и отношение к окружающим людям, прежде всего к близким, желание сделать для родных, что то хорошее. При ознакомлении детей с детским садом, формируются положительные эмоциональные чувства к сверстникам, сотрудникам детского сада, а также положительное отношение к труду взрослых. Через знакомство детей с природой родного края воспитывается любовь к малой родине, бережное отношение ко всему живому. Свою работу по формированию любви и уважения к малой Родине я разделила на три направления: «Семья», «Детский сад», «Родной город».

«Семья»

Задача этого направления — формировать, конкретизировать, обогащать представления о себе, членах семьи, об отдельных нормах и правилах поведения в семье. Воспитывать любовь и уважение к своим близким.

В своей работе провожу беседы с детьми: « С кем я живу», « Что мама делает дома?», « Как я помогаю маме», « Мы- помощники», « Мое имя». В течение года беседую и о других членах семьи — папе, братишке, сестренке, бабушке, дедушке. Вместе с детьми готовим подарки к праздникам для родителей, бабушкам и дедушкам. Читаю народные сказки: « Три медведя», «Волк и козлята», «Маша и медведь»,потешки, прибаутки о семье и семейных отношениях. Использую художественную литературу: Ю.Коваль «Дед, баба и Алеша», Г.Сатир «Книга», В.Агапов «Дорожи именем своим», Я Аким «Кто кому кто?», Л.Толстой «Старый дед и внучок» и другие. Разучиваем стихи о маме, папе, бабушке, знакомлю детей с пословицами и поговорками о семье. Провожу беседу на тему «Моя семья» по семейным фотоальбомам. Рассматриваю с детьми альбомы иллюстраций, фотографий на тему « Труд взрослых в семье». Предлагаю детям дидактические игры: « Кому что подарить», « Кому что нужно для работы», «Что такое хорошо, что такое плохо? », «Мои хорошие поступки», «Мое имя», «К нам гости пришли», «Узнай по фотографии» Организовываю сюжетно-ролевые игры «Семья» с различными сюжетами. Устраиваю просмотр мультфильмов .

«Детский сад»

Задача: Формировать и конкретизировать первоначальные представления об элементарных правилах поведения, взаимоотношениях с сверстниками, другими людьми. Продолжать знакомить детей с детским садом, его территорией, внутренними помещениями, сотрудниками. Воспитывать уважение к взрослым.

Чтобы создать благоприятную, доброжелательную атмосферу в группе провожу специальные игры на сближение детей: «Как тебя зовут?», «Раз, два, три имя назови», « хоровод» и другие. Провожу беседы о детском саде. Предлагаю детям для рассматривания сюжетные картины «Мы играем», «Детский сад», « Труд взрослых в детском саду». Особое внимание уделяю созданию коллективных работ в изобразительной деятельности. Такие занятия сближают детей, развивают доброжелательное отношение к друг к другу. В течение учебного года знакомлю детей с сотрудниками, помещениями детского сада, провожу традиционные экскурсии: «Медкабинет», «Прачечная», «Кухня». Провожу беседы: « Безопасность в детском саду» «Кто нам помогает в группе?»,«Кто работает в детском саду» Обращаю внимание на то, что взрослые заботятся о детях в детском саду. Вместе с музыкальным руководителем проводим развлечения и праздники: «В гости к нам пришла матрешка», «В гости осень к нам пришла», «Новый год у ворот» , «Мамин праздник».В совместной деятельности с детьми провожу дидактические игры «Каждой вещи свое место»,«Хорошо- плохо»,«Что изменилось?», «Мое имя», «Найди предметы», «Дарю подарки», «Буду делать хорошо и не буду плохо», «Правильно — не правильно». Организую ролевые игры « Детский сад». Читаю художественную литературу о детях, дружбе. Провожу с детьми целевые прогулки по территории сада, наблюдения за работой дворника. за играми старших детей.

«Родной город»

Задача — Формировать первоначальные представления о родном городе. его названии, главных улицах, исторических, культурных, архитектурных памятниках.

Детям младшего и среднего возраста трудно представить себе, что такое город. Рассматривая на прогулке ближайшие дома, дорогу ,я формирую у детей понятие « город». Провожу беседы: «В каком доме ты живешь?», «Где я провел выходные?», « Что я видел по дороге в детский сад?». Для ознакомления и заучивания домашнего адреса, названия города использую игровую ситуацию «Мишка заблудился», «Идем в гости». Часто рассматриваем альбом «Путешествие по родному городу», также использую видеофильм «Наш город-Пенза». В изобразительной деятельности стараюсь выбирать простые и доступные восприятию темы для рисования, лепки, аппликации: «Праздничные шары», «Новогодние украшения», «Наша улица», «Золотая осень», «Выпал беленький снежок», « Весна пришла». Веду с детьми наблюдения в природе в разные времена года. Все интересные изменения на участке во время прогулки фотографируем для создания группового альбома. В своей работе тесно сотрудничаю с родителями. Вместе с детьми привлекаю их к участию в фотовыставках: «Как я отдыхал летом», « Прогулки по городу», «Наши семейные традиции», участию в конкурсах поделок и рисунков. Предлагаю методическую и познавательную литературу. Задача педагогов и родителей – помочь растущему человеку открывать малую родину в том, что ему близко и дорого в ближайшем окружении. Это улица и сквер, где малыш бывает постоянно, двор, где играет с ребятишками, детский сад, который для него является вторым домом. Все это, пока ребенок мал, воспринимается им как неотъемлемая часть его жизненно необходимой среды, без которой он не мыслит свое я. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

И, хотя, многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста Формирование знаний о здоровом образе жизни у детей 6-7 лет посредством дидактических игр Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкально-дидактических игр Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на улице >

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]