«Коммуникативная деятельность дошкольников в непосредственно образовательной деятельности»


Формирование коммуникативных способностей в дошкольном возрасте

Речь – универсальное средство коммуникации, помогающее передавать чувства, знания, пожелания. Без слов трудно попросить о чем-то или сообщить о своих намерениях.

Однако малыши в силу своих ограниченных возрастных возможностей таким важнейшим средством только начинают овладевать.

С первых лет жизни ребенок нацелен на общение. Он дружелюбен, улыбчив, охотно идет на контакт. Но, если до трехлетнего возраста малыш пытается взаимодействовать с окружающими, держась за мамину или папину руку, то в дошкольном возрасте ему все чаще приходится обходиться без прямой поддержки взрослого.

Общаясь друг с другом, дети развиваются, приобретают новый опыт. Некоторые из них инициативны, занимают ведущую позицию в игре. Другие откликаются на эту инициативу и принимают предложенные правила. Третьи проявляют наблюдательность и перенимают те формы общения, которые им приглянулись.

Развитию коммуникативной культуры детей способствует помощь воспитателей и родителей. Взрослые поддерживают, подсказывают, как лучше поступить, а также помогают выработать способность к проявлению важных элементов общения, составляющих основу эмоционального интеллекта:

  • Сочувствию и сопереживанию;
  • Умению представить, что ощущает другой;
  • Сдерживанию эмоций (без криков, плача и топота ногами);
  • Пониманию того, что каждый человек индивидуален и может чувствовать по-другому.

Невербальная стадия общения

Невербальное общение – это беседа без использования речи. Данная форма контакта доступна в любом возрасте. Исследователи возрастного развития говорят, что детям свойственно отлично имитировать мимику взрослых, их еще не сковывают рамки условностей и норм.

Особенно важно это умение для установления контакта со сверстниками. В младшем дошкольном возрасте познакомиться и договориться при помощи речи довольно сложно, зато на помощь приходят подручные средства.

Играя рядом в песочнице, дошкольник улыбкой приглашает нового друга делать куличики вместе. Подтвердить это предложение очень просто – протянуть лопатку или формочку. Так же малышам свойственно стремление показать, что они уже умеют. Внимание чаще привлекается прикосновением, а показ песочного замка происходит при помощи рук.

Симпатию и антипатию на этом этапе дошкольникам также проще проявить невербально. Тем, кого они любят, достаются объятия, поцелуи. Взрослые и дети, не пользующиеся расположением малыша, могут увидеть в свой адрес нахмуренный лобик, спину ребенка или даже попытку спрятаться за мамину юбку.

Коммуникативно-речевая стадия

С наполнением словарного запаса развитие коммуникативных способностей у дошкольников ускоряется. Появляются вопросы: «Куда?», «Где?». К невербальным сигналам, приглашающим пообщаться, малыш добавляет простые пояснения: «Моя машина», «Сыпь песок в ведерко».

В 4 года ребенку легко даются повествовательные предложения. Общаясь с другими детьми, дошкольник открывает для себя причастность к сообществу и радостно констатирует: «Мы катаем машинки», «Мы бегаем».

Пятилетние дети способны пригласить сверстника в игру, активно употребляют более сложные конструкции: «Давай играть в магазин, я буду продавать, а ты — покупать».

В общении младших дошкольников бывают и конфликтные ситуации. По большей части, они провоцируются детским эгоцентризмом. Иногда ребенок ни за что не соглашается дать свою игрушку. С другой стороны, есть дети, которые, увидев привлекательную машинку или совочек у другого ребенка, хотят немедленного получить их.

В любом из этих случаев важно, чтобы взрослый пояснял ребенку, как обращаться с просьбой, чтобы друг поделился с ним игрушкой. Необходимо обучать маленьких коммуникаторов принятым вежливым фразам, регулирующим общение.

С пяти лет дошкольник, благодаря развитию связной речи и осознанию важности слов для коммуникации, переходит на более высокую ступень общения. Коммуникативные способности на этой стадии приобретают особую важность.

Формирование коммуникативной культуры и социализации личности дошкольника через игровые технологии

Короткова Светлана

Формирование коммуникативной культуры и социализации личности дошкольника через игровые технологии

Формирование коммуникативной культуры и социализации личности дошкольника через игровые технологии

Предлагаю разобраться в терминологии данной темы.

Формирование коммуникативной культуры и социализации личности включает в себя усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию

окружающего мира, период его начальной социализации.

В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Игра – это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад.

Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31)

.

В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника.

В условиях введения ФГОС ДО для педагогов важно понять: что представляют собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе?

С введением ФГОС ДО перед нами встали следующие задачи, направленные на введение игровых технологий в ДОУ:

• Необходимость объяснения родителям важности игры

• Обеспечение безопасного пространства для игры

• Наличие соответствующей развивающей предметно – пространственной среды, поддерживающей игру

• Свободное время детей не должно быть жестко программируемым. Педагог должен наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания.

Цель игровой технологии — не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить»

в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том,что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить»

на себя важнейшие
социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях»
.

Если мы посмотрим на функции игры, то помимо развлекательной, игротерапевтической, диагностической и других стоит именно коммуникативная (освоение диалектики общения)

Функции игры:

— развлекательная (развлечь, воодушевить, пробудить интерес)

;

коммуникативная (освоение диалектики общения,

игротерепевтическая (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);

— диагностическая (выявление отклонений от нормального поведения, самопознание в процессе игры);

— коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);

— межнациональная коммуникация (усвоение для всех людей социально-культцрных ценностей);

социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития)

Выделяются три класса игр (по С. Л. Новоселовой)

:

• игры, возникающие по инициативе ребенка (детей)

: игры-экспериментирования (игры с природными объектами, игры с животными, самостоятельные сюжетные игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, сюжетно-отобразительные, театрализованные);

• игры, возникающие по инициативе взрослого,внедряющего их с образовательной и воспитательной целью: игры обучающие (дидактические, подвижные, досуговыеигры (игры — забавы, игры-развлечения, празднично-карнавальные, интеллектуальные, компьютерные);

• игры,идущие от исторически сложившихся традиций этноса: традиционные или народные (семейные, сезонные, культовые, игрища и т. д.)

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

• Сюжетно – ролевые игры

• Режиссёрская игра

• Театрализованные игры

Сюжетно-ролевые игры.

Сюжетно-ролевая игра – одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых условиях моделируют деятельность взрослых и отношения между ними. Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре — одна из характерных черт. Дети сами определяют тему игры, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, который представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.

Сюжеты игр разнообразны.Условно выделяют:

• Бытовые («Семья»

,
«Детский сад»
)

• Производственные («Больница»

,
«Магазин»
, «Парикмахерская)

• Общественные («День рождения»

,
«Библиотека»
,
«Школа»
Сюжетные ролевые игры несут большую социальную нагрузку. Главное правило организации таких игр — «побольше участников, поменьше болельщиков». Эти игры имеют какой-либо сюжет, т. е. завязку, кульминацию, развязку.

Организация сюжетно-ролевой игры в младшей группе.

Малышей привели в детский сад, какие они разные, непохожие друг на друга.В группу пришли 25 малышей с разными характерами: молчаливые, разговорчивые, драчуны и забияки. Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Поэтому я поставила перед собой задачу воспитывать это чувство у детей с первых дней пребывания в детском саду и решила использовать для этой цели сюжетно-ролевые игры. С первых моих наблюдений за играми я выяснила, как дети проявляют себя в них.Я перед собой поставила следующие задачи: научить ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре; тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляла в двух направлениях:

1. Создание необходимой игровой среды

2. Непосредственное руководство играми детей.

«Семья»

Для создания уютной домашней обстановки мы оборудовали игровую среду. Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда, продукты питания быстро привлеклималышей,и они начали разнообразно действовать с ними: готовить кушать, ходить в гости, пить чай, укладывать детей спать и т. д.

«Магазин»

Игру начинает взрослый привлекая детей интересным сюжетом

Игровая зона «магазин»

является одной из самых эффективных и многофункциональных пространств для сюжетно-ролевой игры. Именно в уголке
«Магазин»
в детском саду можно организовать самые разные игры, в которых дети будут учиться важнейшим
социальным навыкам. Поле для сюжетов – самое обширное. Дети могут превратиться и в покупателя, и в продавца, и в поставщика продукции, и в кассира. Предлагаю вашему вниманию фотоотчет игровой зоны «Магазин»
.

«Парикмахерская»

В нашей парикмахерской вам сделают красивую прическу!

«Больница»

Игра в «Больницу»

знакомит детей с определенными правилами в поликлинике, в аптеке, в кабинете врача.

«Поезд»

,
«Оркестр»
«Если инструменты взять, можно дружно заиграть»

Игра в оркестре воспитывает у детей активное внимание, усидчивость, развивает волю, чувство товарищества, взаимопомощь, умение доводить дело до конца, т. е такие качества которые необходимы будущему школьнику.

В младшей группе я активно знакомила детей с музыкальными инструментами. Они с удовольствием играли на бубне, барабане, дудочке, колокольчике, которые им приносят мишки, зайчики, белочки в качестве сюрприза.

«Шоферы»

,
«Строители»
,
«Мотоциклисты»
,

«Полет на ракете»

В начале младшей группы большинство детей воспроизводили только предметные действия, многие из них просто манипулировали с игрушками. Моя задача была направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью мы проводили наблюдения с детьми за работой няни, повара, врача, организовали целевые прогулки, на которых обращали внимание на трудовые действия шофёра, дворника. Во время наблюдения обращала внимание малышей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомила детей с названиями блюд. Впоследствии играя, дети не просто ставили кастрюли на плиту, а «варили»

суп, компот и т. д.

В первое время, когда некоторые дети не знали друг друга, они играли в одиночку и довольно разнообразно. Я старалась помочь им сплотиться в единый коллектив. К концу младшей группы дети научились играть небольшими группами, причём стали проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научились уступать игрушки товарищам. Конфликтных ситуаций стало меньше. Дружно играть нам помогали Матрёшка и Колобок, Нюша, Ежик.

В средней группе задачи по игре усложнились. Помимо задачи формирования коммуникативной культуры и социализации личностидобавились следующие задачи: поощрять и развивать инициативу детей в выборе игры, развивать ее замысел, развивать и поддерживать с положительным содержанием.

«Пожарные»

«Дорожная азбука»

В средней группе игровые действия усложняются, знакомимся с пешеходами, пассажирами, инспекторами ДПС, зеброй и т. д.Вводятся новые атрибуты: пешеходный переход, светофор со сменными огнями, водительские права, дорожные знаки.

«Моряки»

Вместе с детьми готовимся к игре: строим корабль, распределяем роли, раздаем атрибуты (капитану – бинокль, матросам – бескозырки, врачу – чемодан с инструментами, для кока – плиту с продуктами, для радиста – наушники.

Игровые технологии включают в себя театрализованные игры.

Актерами являются сами дети, которые берут на себя роли литературных сказочных персонажей. Сюжеты таких игр дети не придумывают сами, а заимствуют из сказок, рассказов, мультфильмов. Творчество ребенка в театрализованной игре проявляется в правдивом изображении персонажа

В отличие от сюжетно-ролевой игры, где ребенок свободен в передаче изображения ролевого поведения

Тематика и содержание театрализованной игры имеет нравственную направленность, которая заключаются в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Персонажи становятся образами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способностью к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступком создаёт у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

В младшей группедети с удовольствием перевоплощались в собак, кошек и других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могли. Проводили игры «Наседка и цыплята»

,
«Кошка и котята»
,
«Зайчиха и зайчата»
, разыгрывали небольшие сценки из детского быта,организовывали игры по литературным произведениям:
«Игрушки»
А. Барто,

В средней группе уже учились сочетать в роли движение и слово, использовали упражнения типа «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе»

.

Сказка «Колосок»

С группой детей драматизировали сказку «Колосок»

, используя кукольный театр. Учим детей трудолюбию, рассказываем о том, как делают хлеб. Но воспитательная задача, которая стояла перед нами связана с развитием навыков взаимодействия друг с другом во время инсценировки, сплочение коллектива, достижение взаимопонимания.

В сказке 6 действующих лиц.

Привлекая к играм малоактивных детей, мы драматизировали потешку «Кисонька-мурысенька»

, в которой небольшое количество действий

Режиссерская игра

Особое место в формировании коммуникативной культуры и социализации личности ребенка мы отводим режиссерской игре. В жизни ребенка режиссерская игра возникла раньше, чем сюжетно-ролевая. Особенность режиссерской игры в том, что партнеры – неодушевленные предметы, игрушки-заместители. Эти игрушки становятся действующими лицами игры ребенка, а он сам выступает в роли режиссера, управляющего и руководящего действиями своих «актеров»

В этом плане очень интересны игры с интерактивными игрушками – поющие зверушки, интерактивные кошки (со звуком, голосом, подсветкой глаз, игрушки-повторюшки, куклы Беби Бон, умеющие кушать кашу, моргать, реагировать на прикосновение, болеть ветрянкой, игрушкиФерби и т. д.

Они заинтересовывают своими необычными возможностями нескольких детей, объединяя их в одной игре.

Интерактивные сказки

Очень помогает нам в работе книга Е. А. Ульевой «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми»

. 2014 г.В книге представлены сказки пяти основных групп:

1. Обучающие сказки («Как заяц варил компот»

,
«Про петушка, который не умел петь»
,
«Как медвежонок потерял свой хвост»
)

2. Сказки, помогающие воспитанию детей. («Грязный поросенок»

,
«»
Добрые друзья»,
«»
Как помочь маме»)

3. Литературные сказки («Колосок»

, «Лисичка со скалочкой и др)

4. Сказки с открытым финалом

5. Сказки, которые мы показываем с помощью пальчиков.

В интерактивных сказках каждый ребенок играет определенную роль, своего героя, и в то же время работает в коллективе, создавая вместе единое целое.

Сценарии, которые предлагают авторы, просты, не содержат большого количества реплик, отлично запоминаются и воспроизводятся детьми. Кроме того, они замечательны тем, что в каждой инсценировке принимает участие неограниченное число артистов. Число артистов в случае необходимости можно добавить или сократить. Также не нужно готовить сложных декораций, любую инсценировку можно организовать в течение 10 минут.

Все, что требуется, — это раздать куклы или мягкие игрушки, обозначающие персонажей, объяснить, какую реплику должен сказать ребенок, причем с нужной интонацией.

Выступая перед аудиторией, ребенок становится увереннее в себе,решает для себя множество психологических задач: преодолевает стеснительность, проигрывает решение тех или иных ситуаций, которые наверняка могут возникнуть в жизни.

Игровые коммуникативные технологии.

Цель коммуникативных игр группового характера – сплочение коллектива; внутригрупповое взаимодействие, снятие эмоционального напряжения, развитие навыков сотрудничества.

Предлагаем вашему вниманию блок коммуникативных игр группового характера, направленных на сплочение группы и эффективное внутригрупповое взаимодействие, конечно же, в старшем возрасте.

Коллективная сказка (один из детей начинает сказку или какую-либо историю, и каждый следующий за ним добавляет)

«Я люблю своих соседей»

(Дети сидят в кругу; ведущий,находящийся в
. Игроки встают и меняются местами. Ведущий пытается занять себе место.
«Голосовые техники»

1.
Техника смеха.
Когда начинает хохотать один, другие подхватывают, и в итоге хохочут все. 2. Техника гудения Как в п. 1., только все гудят.

«Ритм по кругу»

Ребенок задает хлопками ритм, а группа подхватывает заданный ри
Группа разбивается на несколько команд. В команде выбираются разные инструменты и играющий дирижер. После подготовки один из команд изображает мелодию, а остальные — угадывают.
«Пчелы и змеи»

Дети разбиваются на 2 группы: пчелы и змеи. Каждая группа выбирает своего короля. Оба короля выходят из помещения и ждут, когда их позовут. Во время их отсутствия воспитатель прячет 2 предмета
(н-р, губку – это будет мед, и карандаш – это будет ящерица)
. Короли должны найти свои предметы, а команды им помочь, издавая определенные звуки. Все пчелы должны жужжать, а змеи – шипеть. Чем ближе король пчел подходит к меду, тем громче должно быть жужжание. Соответственно, змеи – громче шипеть.

«Коровы, кошки, собаки»

Ведущий детям: «Я каждому из вас шепотом скажу на ушко название какого-нибудь животного. Запомните его, так как потом вам надо будет изобразить это животное. Когда все дети распределены, нужно, не открывая глаз, объединиться в группы со всеми теми животными, которые
«говорят»
так же, как вы. Можно передвигаться по комнате и, услышав свое животное, двигаться к нему, браться с ним за руки и передвигаться уже вдвоем.

«Ласковые лапки»

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов
различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Ребенку предлагается оголить руку по локоть, воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек»
и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой
«зверек»
прикасался к руке – отгадать предмет.
«Зверек»
может прикасаться к щеке, колену, ладони.

«Кричалки-шепталки-молчалки»

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это – сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь –
«шепталка»
— можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал
«кричалка»
— синяя ладонь – дети кричат, на сигнал
«молчалка»
— желтая ладонь – дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует
«молчалками»
.

«Давайте поздороваемся»

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по группе и здороваться со всеми, кто встретиться на их пути.Здороваться надо определенным образом: один хлопок – здороваемся за руку; два хлопка – здороваемся плечиками; три хлопка – здороваемся спинами. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

«Шалуны»

Взрослый по сигналу
(хлопок, удар в бубен, звон колокольчика и т. д.)
предлагает детям пошалить: бегать прыгать, кувыркаться. По сигналу ведущего шалости должны прекратиться.

«Сороконожка»

Участники групповой игры встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде педагога
«сороконожка»
начинает движение вперед, приседает, прыгает на правых и левых ногах, проползает между препятствиями и т. п. Главная задача участников – не разорвать цепочку и сохранить сороконожку.

«Пол, нос, потолок»

(
«Карлики и великаны»
) Воспитатель слова называет
«пол»
,
«нос»
,
«потолок»
показывает указательным пальцем, где они находятся, а дети повторяют. Воспитатель иногда
«ошибается»
, тот, кто повторил
«ошибку»
– выбывает.

«Веселый паровозик»
Игроки встают друг за другом. Первый в цепочке – это паровоз. У него глаза открыты. У всех остальных игроков – «вагончиков»
— глаза закрыты. Паровоз везет свой поезд и прямо, и змейкой, и с препятствиями. Задача
«вагончиков»
– идти за
«паровозом»
вперед, не расцепляя рук. Задача
«паровоза»
— идти так, чтобы не растерять вагончики сзади себя. Если
«вагончик»
отцепился, то поезд
«ремонтируется»
и отправляется дальше.

«Летел лебедь…»

(Вариант игры:
«Летели дракончики, ели пончики. Сколько пончиков съели дракончики?»
или
«Жил был гном, звали его Том. Он умел считать до…»
)

«Сломанный телефон»

ВЫВОД:

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого воспитателя.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Однако существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологииоказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду: они могут быть использованы для нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности. К примеру, не нуждается в доказательствах то, что в наше время работать с детьми труднее, чем даже 5-6 лет назад, так как год от года растет число детей с различными трудностями в поведении, и справиться с этим помогает один из методов игровых технологий — игровая терапия. Если ребенка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты, повышаются возможности его личностного роста. Это основное положение игровой терапии. Цель игровой терапии — не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников

Ребенок, который предпочитает проводить время в одиночестве, часто делает это по причинам неумения быть интересным и правильно общаться. Находясь среди сверстников, он может испытывать застенчивость, неуверенность в себе или проявлять агрессивность. Поэтому дошкольное развитие требует выделения значительного количества времени для формирования коммуникативных навыков.

Условия развития способностей к общению подразумевают два взаимодополняющих пути. Первый – активное общение со взрослыми и перенимание их модели общения, стиля коммуникативного поведения. Второй – проведение времени с ровесниками, в течение которого дети постоянно учатся друг друга.

С развитием коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста формируются устойчивые мотивы общения, стремление взаимодействовать, как со взрослыми, так и сверстниками.

Заимствование коммуникативных моделей взрослых

Общаясь со взрослыми, дошкольник развивает основные составляющие коммуникативных навыков. Готовая модель, которую они наблюдают у родственников и воспитателей, позволяет им разобраться в следующем:

  • Когда вступать контакт, то есть, понять, при каких условиях беседы уместны, а когда следует помолчать;
  • Как организовать общение, как решать конфликты, наглядно увидеть эмоциональное сопереживание;
  • Каких норм и правил требует общение, то есть определить для себя границы допустимой резкости, откровенности, шутливости.

Также диалоги со взрослыми – это получение информации о знаниях и культурных ценностях. На примере дети учатся рассказывать, обучаются тому, как сделать свои истории интересными и увлекательными.

Развитие способностей в общении с детьми

Принципиальное отличие коммуникации со сверстниками – это повышенная эмоциональная насыщенность. В этом случае отступают рамки, и дети обучаются быть искренними и артистичными. В их общении присутствуют беспричинный смех, кривляние, громкие высказывания, переходящие в крик.

Таким образом дети экспериментируют, самостоятельно ища способы привлечь к себе внимание без помощи взрослых.

Также в общении сверстников могут присутствовать такие элементы, как:

  • Непредсказуемые сочетания слогов и звуков – попытки создать свой язык;
  • Отсутствие правил;
  • Наличие грубых слов, помогающих выпустить эмоции.

Если беседуя с взрослыми, дошкольник больше спрашивает и слушает, то в разговорах со сверстниками он стремится высказаться сам, даже если для этого приходится перекрикивать других. Более того, от воспитателей и родителей дошкольник ожидает оценки или новых сведений. Просто болтая с друзьями, он обучается выражать себя и эмоции, излагать желания, показывать настроение с помощью слов и даже пытается брать на себя функции лидера, демонстрируя инициативность и стараясь управлять остальной компанией.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]