О работе семейного клуба «Здоровье» в детском саду


О работе семейного клуба «Здоровье» в детском саду

(Из опыта работы)

Проанализировав данные анкет, полученные в нашем ДОУ, мы пришли к выводу, что, хотя все родители имеют высшее и среднее образование, уровень знаний и умений в области воспитания привычки к здоровому образу жизни большинства из них невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь. Это обусловлено тем, что большинство родителей не понимают самой сущности «здоровья», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, а средства оздоровления детского организма видит лишь в лечебных и закаливающих процедурах, совершенно не учитывая взаимосвязь всех составляющих здоровья: физического, психического и социального.

Считаю, что самой эффективной формой работы с семьей по данному вопросу являются занятия в семейном клубе, позволяющие осуществить полноценный индивидуальный подход к физическому и психическому развитию ребенка через взаимодействие родителей, досконально знающих особенности своего ребенка, и педагогов и медиков, строящих работу на основе профессиональных знаний педагогики, психологии и медицины.

Занятия в семейном клубе предусматривают теоретическую и практическую части. Общая продолжительность 60 минут. Так, например, в первой, теоретической части занятий семейного клуба «Здоровье» родителям предлагается сообщение или беседа специалиста (врача, психолога, логопеда, диетсестры и т.д.) по определенной теме занятия. Продолжительность 15-20 минут. Затем ко второй, практической части подключаются дети. Это может быть совместное выполнение какого-либо комплекса лечебно-профилактических упражнений в спортивном зале. Продолжительность 35-40 минут.

В третьей, заключительной части подводятся итоги занятия. Родителям выдаются разнообразные памятки, методическая литература, рекомендации. Продолжительность 3-5 минут.

Например, на занятии семейного клуба «Здоровье» по теме «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» медсестра Шипко-Перкова Екатерина Ивановна познакомила родителей с особенностями строения детской стопы, дала понятие о продольном, поперечном и комбинированном плоскостопии, рассказала о причинах появления плоскостопия, научила диагностике и профилактике плоскостопия. Детям и их родителям показали как делать плантограмму, а затем инструктор по физическому воспитанию Евдокимова Лариса Вячеславовна предложили комплекс ЛФК при плоскостопии или для его предупреждения, особое внимание уделив самомассажу стоп. Занятие закончилось демонстрацией оборудования для профилактики плоскостопия (профилактических дорожек, массажных ковриков, мячей, массажеров для стоп и др., родителям были выданы памятки по профилактике данного заболевания. Последнее занятие клуба проводилось совместно с врачом-эндокринологом Надымского Центра здоровья Николайчук Оксаной Викторовной. Это замечательный специалист, которая в интересной форме вела разговор с родителями о правильной организации детского питания. Родители задавали много интересующих их вопросов, на которые получили исчерпывающие ответы.

Безусловно, такие занятия в семейных клубах приносят ощутимые результаты. Однако следует подчеркнуть, что эта результативность в большей мере обусловлена не только содержанием, но и качеством общения специалистов ДОУ с семьей.

Общение, как известно, процесс двухсторонний, и в нем заинтересованы все участники. Эта заинтересованность касается содержательной и эмоциональной стороны общения. В каждой семье есть газеты, книги, радио, телевизор, поэтому мы уверены, что дело не в количестве информации, предлагаемой родителям на занятии в семейном клубе, а в степени ее новизны, актуальности и неординарности подачи. Поэтому при подготовке к занятиям мы обращаем внимание не только на разработку содержания сообщения, подготовку необходимого оборудования и материалов, но и аргументированность и доказательность положений, динамизм, умение считаться с позицией другого человека, конструктивно использовать возникающие во время общения проблемные ситуации и спорные мнения. Небольшое количество участников (на одном занятии не более 10 семей) способствует активному заинтересованному контакту с каждым, совместному поиску наиболее эффективных решений проблемы для конкретного ребенка.

Занятия в семейных клубах значительно повышают как уровень развития физических качеств детей, так и скорость формирования жизненно важных двигательных навыков. Помощь родителей и их индивидуальный контроль за своим ребенком делают этот процесс весьма эффективным. Кроме того, постоянное наблюдение и страховка позволяют предоставить детям большую свободу действий, что приводит к развитию ловкости и освоению более сложных движений. Не менее важно, что занятия в семейном клубе позволяют ребенку вступать в контакты с детьми из другой группы, с разными взрослыми. Такой круг общения создает широкую среду развития, помогает каждому ребенку стать полноценным членом сообщества.

Таким образом, занятия в семейном клубе «Здоровье» не только приобщают к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки, но и способствуют самореализации каждого и взаимообогащению всех. Взрослые и дети лучше узнают друг друга: особенности характера, мечты и способности. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, т.е. обеспечивается взаимосвязь физической, психической и социальной составляющих здоровья.

Приложения: Заседание клуба «Здоровье» по теме: «Организация и проведение закаливания детей в условиях ДОУ и семьи»

Задачи:

— приобщение родителей к участию в жизни группы и детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;

— повышение педагогической культуры родителей;

— установление доверительных отношений между родителями и педагогами ДОУ

— Цели:

— Обучению закаливанию детей родителями в домашних условиях;

— Развитие навыков правильного дыхания у детей четвертого года жизни; навыков общения взрослых и детей;

— Формирование положительной установки на участие в занятии, навыков сотрудничества взаимодействия, желания принимать участие в практической части занятия;

Оборудование: телевизор, кассета с записью фрагмента закаливания в семье; магнитофон, кассета с записью голосов птиц, шума деревьев; коврики с пуговицами для массажа стоп; простынки для закаливания; памятки, рекомендации для родителей по теме занятия, литература.

Предварительная работа: разучивание стихов о значении зарядки и закаливания на здоровье человека, разучивание новых игр «Карусель», «Лохматый пес», разучивание нового комплекса дыхательной гимнастики.

Ход занятия

Организационный момент. Создание положительного эмоционального настроения. Приглашаю родителей на чашку чая, упражнение на релаксацию.

Свое выступление я хочу начать словами Ж.- Ж. Руссо «Идеал воспитания – это сочетание ума мудреца с силой и здоровьем атлета»

Нас всех много лет поражает грустная статистика частоты заболевания детей дошкольного возраста. Каждый третий имеет отклонения в физическом развитии. Конечно, причин тому множество: и экологических, и социальных, и генетических, и медицинских.

Одна из них — невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе говоря, мы любим свое дитя, усердно лечим, когда оно заболеет, а в повседневности не используем весь арсенал средств и методов для предупреждения заболевания. Не следует забывать, что дошкольный возраст – самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Проанализировав заболеваемость детей в ДОУ, мы пришли к выводу, что в структуре инфекционной заболеваемости доля ОРЗ составляет от 83 до 90%. Проблема усугубляется тем, что большая часть детей группы болеет ежегодно, 30% детей переносят три и более заболеваний в год. Поэтому первоочередной задачей для нас стало снижение высокой заболеваемости детей ОРЗ.

Совместно с медицинскими работниками была разработана система комплексных мероприятий по оздоровлению детей: приобщение их к здоровому образу жизни, проведение плановых мероприятий по профилактике ОРЗ, соблюдение оздоровительного режима в семье и ДОУ, обучение правильному дыханию, ежедневное проведение закаливающих процедур и самомассажа, использование антистрессовой гимнастики.

Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско – взрослое сообщество (дети-родители-педагоги). Поэтому уже третий год в нашем детском саду работает семейный клуб «Здоровье». Сегодня очередное заседание клуба и посвящено оно наиболее актуальной, по опросу родителей, теме: «Организация и проведение закаливания детей в семье и ДОУ». Вам, уважаемые родители, будет предложено сообщение на данную тему, а затем Вы вместе со своими детьми пройдете в спортивный зал, где на практике опробуете дыхательную гимнастику, массаж стоп и разучите игры, которые помогут вашим детям восстановиться после перенесенных инфекционных заболеваний. В заключительной части нашего заседания Вы получите рекомендации в виде памяток по организации закаливания в семье, сможете поделиться своим мнением по работе клуба.

Итак, предлагаю Вам послушать сообщение: «Закаливание в повседневной жизни детей» (выступление старшей мед. сестры ДОУ)

2 часть занятия проводится в спортивном зале, где инструктор по физическому воспитанию обучает родителей и детей специальным закаливающим упражнениям.

3 часть занятия. Подведение итогов, рефлексия. Каждому родителю вручаются рекомендации, памятки по организации закаливания в домашних условиях.

Рекомендации родителям по закаливанию детей в выходные дни и во время отпуска

Закаливание представляет собой систему мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей как в дошкольном учреждении, так и дома.

Основные задачи закаливания: укрепление здоровья, развитие выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям.

При организации закаливания необходимо учитывать состояние здоровья детей, их возраст, уровень подготовки родителей.

В качестве основных средств закаливания используются естественные природные факторы (воздух, вода, солнечный свет) при непременном соблюдении следующих условий:

1. Учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе метода закаливания.

2. Постепенность в увеличении силы воздействия и длительности природного фактора.

3. Систематичность закаливания — оно осуществляется круглый год, но виды его и методика меняются в зависимости от сезона и погоды.

4. Спокойное, радостное настроение ребенка во время закаливающей процедуры.

Закаливание в повседневной жизни детей

Первым требованием для проведения закаливания в домашних условиях является создание определенных гигиенических условий: систематическое проветривание помещений, стабильная температура, рациональная одежда детей.

Сквозное проветривание, обеспечивающее бактериальную и химическую чистоту воздуха, проводят кратковременно в течение 5-7 минут в отсутствии детей:

1. утром

2. перед возвращением с прогулки,

3. во время дневного сна,

После сквозного проветривания температура в помещении, как правило, восстанавливается за 20-30 минут.

Температура воздуха в комнатах детей до трех лет должна быть — +21-23 С; трех-четырех лет — +20-22 С; пяти-семи лет — +19-21 С.

Для поддержания температуры воздуха в помещениях используется постоянное одностороннее проветривание. Оно проводится в присутствии детей. Для этого в помещении оставляют открытыми одну — две фрамуги (с одной стороны). Для контроля температурного режима градусники помещают на уровне роста ребенка на внутренней стене помещения.

Прогулка, при правильной ее организации, является одним из важнейших моментов закаливания.

Хорошим средством закаливания, укрепления и формирования свода стопы является хождение босиком. В летнее время детей надо приучать ходить босиком по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Начинать закаливание следует в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время хождения босиком (с 2-3 до 10-12 минут) и продолжать при более низких температурах (до +22-20 С). Затем нужно приучать детей ходить босиком в помещении, например перед дневным сном ребенок идет до своей кровати по дорожке босиком. Проведение утренней гимнастики для детей 5-7 лет проводится босиком (в зале с паркетным, пластиковым полом или покрытым ковром).

Наибольший оздоровительный эффект достигается при проведении физических упражнений на открытом воздухе. Летом все организованные формы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения) лучше проводить на улице.

Абсолютных противопоказаний для занятий на воздухе практически не имеется. Но дети, страдающие хроническими заболеваниями, должны приступать к ним в летнее время, при условии индивидуального подхода в дозировании мышечной нагрузки по назначению врача.

После перенесения заболевания, протекавшего без осложнений, здоровые дети, ранее закаливаемые, освобождаются от 1-2 физкультурных занятий, а ранее не закаливаемые и имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья, освобождаются на 2-3 занятия. Дети, имеющие хронические заболевания, после обострения основного или перенесения другого заболевания допускаются к занятиям только после разрешения врача.

Использование воды в целях закаливания в повседневной жизни сочетается с формированием у дошкольников навыков личной гигиены. Обязательным требованием для этого является постепенное снижение температуры воды при умывании и мытье ног.

Дети до трех лет моют кисти рук, лицо, шею. Если они при этом забрызгали белье или намочили рукава, надо без промедления сменить мокрую одежду, так как, высыхая на ребенке, она оказывает сильное охлаждающее действие. С возрастом и по мере привыкания увеличивается зона воздействия воды: дети моют руки до локтя, шею, верхнюю часть груди и спины.

Обливание оказывает большой раздражающий эффект. Местное обливание ног проводится из ковша емкостью 0,5 литра при температуре воздуха в помещении не менее +20 С. При обливании смачивают нижнюю половину голени и стопу. Сосуд с водой держат на близком расстоянии от тела (4-5 см.). Собственно обливание продолжается 15-20 секунд. После этого следует растирание сухим полотенцем до легкого порозовения кожи.

Следует помнить, что эффект закаливания будет только в том случае, если прохладную воду лить на теплые ноги ребенка. В связи с этим обливание следует проводить после дневного сна.

Летом целесообразней обливание ног сочетать с мытьем их после прогулки — сначала ноги моют теплой водой с мылом, затем обливают их водой соответствующей температуры.

Для детей 2-3 лет начальная температура воды при обливании +32 С, конечная +18С; для детей 4-7 лет — соответственно +30С и 16С. Таким образом, температура воды снижается через один — два дня на 2С.

В домашних условиях обливание ног с использованием контрастных температур воды можно рекомендовать для детей раннего возраста, когда начало закаливания приходится на холодный период года.

Контрастное обливание может быть щадящим, когда вначале ноги обливают теплой водой (+36С-35С), а затем сразу же прохладной (+24С-25С), после чего вновь следует теплое обливание (+36С-35С). Постепенно температура теплой воды увеличивается до +40С, а холодной снижается до +18С. Заканчивают процедуру сухим растиранием. Такой метод обливания рекомендуется детям ослабленным или после болезни. Детям же закаленным и редко болеющим лучше проводить контрастное обливание сначала холодной водой (+24-25С), а затем теплой (+35-36С) и вновь холодной водой с таким же постепенным изменением температур. После обливания проводится сухое растирание.

Общие водные процедуры (обливание, купание) организуются не раньше, чем через 30-40 минут после приема пищи.

Купание в открытых водоемах является наиболее сильно действующей процедурой, так как здесь имеет место одновременное влияние трех факторов (воздуха, большой массы воды и солнечных лучей) на всю поверхность кожных покровов.

Купание в открытом водоеме разрешается детям старше трех лет (не более одного раза в день) при температуре воздуха не менее +25С и воды не менее +23С. Продолжительность купания – от 3 до 5-8 минут.

Закаливание солнцем осуществляется в процессе прогулки, особенно в весеннее — летнее время. Начинать следует со свето — воздушных ванн в тени деревьев, затем переходить к местным солнечным ваннам: детям оголяют руки и ноги, на голове при этом всегда должна быть светлая шапочка.

При проведении солнечных ванн дети играют под прямыми лучами солнца 5-6 минут и снова уходят в тень. По мере появления загара солнечные ванны становятся общими, а для этого детей раздевают до трусов и маек, а затем до одних трусов. Солнечные ванны начинают с 5 минут и доводят до 10 минут (в течение дня общее время пребывания детей на солнце может составить 40-50 минут).

Для достижения оптимального эффекта закаливания целесообразно применение комбинированных воздействий воды и воздуха.

В летнее время следует широко использовать игры с водой, игры в плескательных бассейнах, ручейках. Температура воды при этом должна быть не ниже +20С. Время воздействия фактора постепенно увеличивается с 30 секунд до 5-10 минут.

Имеется ряд противопоказаний к использованию солнца в целях закаливания. Облучение прямыми солнечными лучами не рекомендуется всем детям первого года жизни и детям более старшего возраста, страдающим резким отставанием в физическом развитии, малокровием, повышенной нервной возбудимостью. В этих случаях используется облучение рассеянными и отраженными солнечными лучами.

Опыт работы «Спортивный клуб в дошкольном учреждении»

Надежда Сухова

Опыт работы «Спортивный клуб в дошкольном учреждении»

Аннотация. Данный материал направлен на описание работы в дошкольном учреждении клуба по интересам физкультурно-спортивной направленности «Спортивный«, который способствует повышению двигательной активности, гармоничному физическому развитию дошкольников от 3-х до 7-ми лет.

Всем известно, что через движения ребёнок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность, дисциплинированность, коллективизм. Формирование здорового, крепкого, жизнерадостного, инициативного ребёнка, хорошо владеющего своими движениями, любящего спортивные и физические упражнения являются важными для всестороннего развития дошкольника. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.

В детском саду функционирует спортивный клуб физкультурно – спортивной направленности.

Цель клуба: создание условий для физической подготовленности и двигательной активности дошкольников.

Задачи клуба :

— формирование устойчивого интереса к спортивной деятельности игрового и неигрового характера;

— развитие инициативы, самостоятельности, творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений;

— удовлетворение естественной потребности детей в движении в различных формах физкультурно-спортивной деятельности;

— развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;

— развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности, интереса и любви к спорту, к здоровому образу жизни.

В детском саду организована среда, в которой осуществляется деятельность спортивного клуба. Большой физкультурный зал оснащен современным физкультурно-спортивным оборудованием для физического развития и подготовленности детей.

Для профилактики осанки, плоскостопия и развития общей моторики используются корригирующие дорожки, массажные коврики, плоскостные следы с ладошками, балансиры.

Для занятий детским фитнесом – фитболы, степ платформы, диски здоровья, гимнастические ролики. А, для развития основных видов движений (прыжки, метание, лазание)

— имеются деревянные кубы, батуты, скакалки, мешочки с грузом, набивные мячи, мишени для метания, кольцеброс, мячи разных размеров, комплект мягких модулей, гимнастическая лесенка, скалодром, гимнастические маты, гимнастический комплекс.

Для обучения дошкольников элементам спортивных игр (футбол, баскетбол, теннис)

в детском саду имеются футбольные мячи и мини ворота, теннисный стол, ракетки и шарики, баскетбольные стойки и мячи. Кроме того, в
спортивном зале есть детские тренажёры, которые удовлетворяют потребности детей в движении, воздействуя на отдельные группы мышц,такие как: «Твистер», «Степпер», «Гребля»
,
«Наездник»
, беговая дорожка, велотренажёр, тренажёр
«Бегущая по волнам»
, силовой тренажёр, а также установлен развивающий интерактивный пол с набором стандартных развивающих игр.

Весь инвентарь находится в доступности для детей и способствует эффективной организации педагогического процесса спортивного клуба, создает благоприятные условия для радостной содержательной деятельности в коллективных (спортивных и подвижных)

играх и развлечениях.

Приходя в клуб, дошкольники учатся взаимодействовать друг с другом, развиваются физические качества, двигательные умения и навыки.

Муниципальное бюджетноедошкольное образовательноеучреждение ЗАТО г. Североморск «Детский сад № 50»

10.04.2012г., г.Мурманск, МОИМПКРО

Семинар «Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях в условиях введения Федеральных государственных требований»

Взаимодействие ДОУ и семьи по образовательным областям «Здоровье» и «Физическая культура» в рамках работы родительского клуба

Автор доклада: инструктора по физической культуре, Лаврентьева М. И.

Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. По мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия (Е.П. Арнаутова, О.Л.Зверева, В.П.Дуброва и др.). Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи. Именно по этой причине многие дошкольные учреждения и, наше в том числе, сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции. Наш детский сад – новостройка. Большая часть сотрудников сада – молодые, малоопытные педагоги, но хорошо понимающие, что залог успеха воспитательно – образовательного процесса – построение партнёрских отношений с семьями воспитанников. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации педагогом достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д. В такой позитивной роли педагог принимается как равноправный партнер в воспитании. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов. Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка. На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т.д. Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам. При разработке содержания работы родительского клуба мы опирались на следующие принципы:

  • добровольность
  • компетентность
  • современность
  • единство системности и последовательности
  • преемственность и индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье.

В начале учебного года нами было проведено анкетирование, которое помогло нам определиться с главной целью работы с родителями по созданию единого образовательно – оздоровительного пространства «детский сад – семья» – всестороннее психолого-педагогическое, санитарно-гигиеническое и культурологическое просвещение родителей детей, посещающих ДОУ. При проведении анкетирования для выявления наиболее приемлемые и эффективные формы работы, выяснили, что наиболее популярными являются совместные мероприятия с участием детей и родителей, им отдают предпочтение 90 % родителей. Но анкетирование мне, как инструктору по физкультуре, помогло выявить и такую проблему, как незаинтересованность родителей в организации двигательной деятельности детей. При дальнейшем изучении данной проблемы стало ясно, что это происходит из-за:

  • неосведомленности родителей о важности совместной двигательной деятельности с детьми;
  • недостаточности знаний родителей о физических навыках и умениях детей данного возраста;
  • нежелание родителей организовывать двигательную деятельность с детьми;
  • невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье.

Поэтому была поставлена следующая цель: повысить педагогическую компетентность и стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни через такую форму взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах физического воспитания дошкольников как родительский клуб. Исходя из цели, были определены и задачи моей работы как инструктора по физической культуре:

  • Дать родителям представление о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.
  • Расширить знания родителей о физических умениях и навыках детей.
  • Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.
  • Заинтересовать родителей идеей вести здоровый образ жизни в семье.

Было разработано Положение о работе родительского клуба «Аистёнок», в котором указаны цели и задачи, нормативно-правовые и методические документы, формы психолого-педагогической работы родительского клуба «Аистёнок», разработан перспективный план работы клуба. Функционирование Клуба осуществляют специалисты МБДОУ: заместители заведующего, педагог-психолог, медицинская сестра, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели учреждения. Специалисты Клуба ведут планирование и учет его деятельности с учетом индивидуальных и групповых запросов родителей воспитанников МБДОУ д/с № 50, а также в соответствии с современными методическими требованиями.

Формы психолого-педагогической работы родительского клуба «Аистёнок» Вариативные:

  • подгрупповые мероприятия для дифференцированных групп родителей в соответствии с запросами;
  • инд. работа с родителями и их детьми по выявлению, профилактике и коррекции различных отклонений;
  • совместные детско-родительские встречи в различных формах: занятия, игровые упражнения, досуговые и спортивные мероприятия.

Инвариантные:

  • групповые мероприятия для всех родителей: семинары, деловые игры, викторины, тренинги, консультации.

Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества. Долг родителей — укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем, а родительский клуб – одна из наиболее приемлемых форм работы ДОУ, помогающая решить эту сложную задачу.

Приложение 1

Перспективный план работы родительского клуба «Аистёнок»

Месяц Мероприятия Ответственные
Январь — Знакомство с Положением о работе родительского клуба «Аистёнок» — Консультация инструктора по физической культуре «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» — Дискуссия о Счастье. Зам. зав. Мудрик О.В. Инструктор по физической культуре Лаврентьева М.И.
Февраль Консультация «Синдром дефицита внимания. Гипперактивность». Консультация «Как выбрать вид спорта, соответствующий темпераменту ребёнка». Зам. зав. Мудрик О.В. Педагог-психолог Лехкун Н.А. Инструктор по физической культуре Лаврентьева М.И.
Март Семинар с элементами тренинга «Как стать хорошими родителями?» Зам. зав. Мудрик О.В., воспитатель Луцак Н.А.
Апрель Семинар «Детские провокации, или как устанавливать запреты». Викторина «О здоровье и спорте всерьез и не очень…» Зам. зав. Мудрик О.В. Восп. Лебедева Е.Б. Инструктор по физической культуре Лаврентьева М.И.
Май Семинар с элементами игры «Ум на кончиках пальцев: развитие мелкой моторики». Консультация «Подвижные игры для детей в летний период» Зам. зав. по УВР Мудрик О.В. Учитель-дефектолог Муратова Ю.А. Инструктор по физической культуре Лаврентьева М.И.

Приложение 2

Анкета Уважаемые родители, просим вас ответить на наши вопросы:

  • Вспомните пожалуйста, в какие подвижные и спортивные игры вы играли в детстве, помните ли вы их правила? _______________________________________________________________
  • В какие подвижные и спортивные игры любит играть ваш ребенок? Часто ли он нарушает правила? _______________________________________________________________
  • Смотрите ли вы с ним передачи о спорте?Какие? _______________________________________________________________
  • Как часто вы посещаете с ребенком спортивную площадку, спортивный зал? ____________________________________________________________________
  • Помогаете ли вы своему ребенку осознавать даже самые небольшие спортивные достижения? Каким образом? _______________________________________________________________
  • Как часто вы проветриваете комнату своего ребенка? _______________________________________________________________
  • Есть ли в вашей семье домашний «стадион» или спортивный уголок? _______________________________________________________________
  • Ходите ли вы в походы со своим ребенком, семьей? Как часто? ________________________________________________________________
  • Ваше мнение: закаливание — необходимость для укрепления организма или оно не обязательно? ________________________________________________________________
  • Обращаете ли внимание на осанку вашего ребенка? Умеете ли определить ее правильное положение? ________________________________________________________________
  • По каким параметрам вы подбирали спортивную форму для вашего ребенка: удобная, практичная, красивая? ________________________________________________________________
  • Поощряете ли вы ребенка за его успехи и как? ________________________________________________________________

Приложение 3 Консультация для родителей

Уважаемые родители! «Каким же должно быть питание для маленького спортсмена?»

один из самых часто задаваемых вопросов. Давай – те попробуем ответить на него вместе. Бесспорной истиной является тот факт, что питание детей и подростков должно быть полноценным и сбалансированным, т.е. содержать необходимое количество витаминов, минералов и белков. Особенно это касается тех детей, которые регулярно занимаются спортом.

Чтобы добиться хороших результатов в спорте, и в то же время не навредить здоровью юных спортсменов, необходимо следить за режимом и составом питания ребенка. Кроме этого, следует научить детей соблюдать необходимый баланс жидкости в организме: выпивать 1,5–2 стакана воды за час или полтора до тренировки, и после тренировки необходимо выпить 2 стакана воды на каждые 0,5 кг потерянного веса.

Для юных спортсменов существуют специальные пищевые добавки и витамины, созданные с учетом возрастных физиологических особенностей детей, поскольку тренировки требуют затраты сил и энергии. Прежде чем их применять, необходимо проконсультироваться с врачом – педиатром.

Зачастую тренировки проходят далеко от дома, и ребенку приходится перекусывать где – то в дороге. Позаботьтесь о том, чтобы вашему чаду не пришлось покупать пирожок с сомнительной начинкой, приготовьте ему нежирный бутерброд, йогурт или бутылочку кефира, какой – нибудь фрукт или коробочку с соком.

И тогда ваш ребёнок будет радовать вас своими победами!

Инструктор по физической культуре МБДОУ д\с № 50 Лаврентьева М.И.

Уважаемые родители! Какой вид спорта подходит моему ребёнку?

спрашиваете вы.

И важно ли учитывать природные наклонности, так называемый темперамент, при выборе спортивной секции для ребёнка?

Для растущего организма спортивные занятия (в разумных пределах!) полезны, особенно если вид спорта подобран с учетом физических и психических особенностей юного спортсмена, в частности, типа его темперамента. С точки зрения науки, темперамент — это врожденное сочетание определенных эмоциональных реакций, состояние нервной системы, психики человека, его способность реагировать на те или иные события.

В детском возрасте темперамент только складывается, и у ребёнка не всегда ясно можно заметить черты, которые ярко выражены у взрослого. Определить тип темперамента малыша можно по особенностям его поведения, мимики, по скорости реакции и общему уровню активности. Не принято говорить о каких либо слабых или сильных сторонах темперамента. Нет «хороших» или «плохих» типов темперамента, но у каждого есть свои особенности. И наша с вами задача — не пытаться переделать темперамент, а развивать положительные качества характера ребёнка, смягчая недостатки, которые начали проявляться в его поведении.

Итак, Ваш малыш – активный сангвиник:

Движения и мимика малыша — живые, разнообразные, он эмоционален и впечатлителен. Быстро принимает условия игры, включается в ситуацию и так же быстро «выключается». По его лицу легко определить настроение, отношение к миру. Обладает высокой работоспособностью, может быстро сосредоточиться, играючи овладевает новыми навыками. Темп речи обычно высокий. Ребенок общительный, у него много друзей, он может придумать игру для всех, легко привыкает к новым условиям и требованиям, поэтому, как правило, с удовольствием посещает детский сад.

Совет родителям. Эмоциональные переживания малыша-сангвиника зачастую поверхностны, и он иногда бывает малочувствителен к эмоциям других. Высокая подвижность мешает ему сосредоточиться на конкретном деле, он часто торопится, бывает несобранным. С этим недостатком помогут справиться планирование и постановка конкретных целей, разделение большой задачи на несколько малых, при решении которых требуются усидчивость и сосредоточенность. Если нет новых занятий, ребенку быстро становится скучно. Похвала и активное включение в игру — ключ к успеху маленького сангвиника!

Интерес к спорту. Вид спорта дети-сангвиники могут освоить любой. Но выбор ребенка обычно остается за такими спортивными занятиями, в которых он может ярко проявить свою индивидуальность, личностные качества. Хороши для сангвиника бег с препятствиями, десятиборье, каратэ и другие виды борьбы, шахматы, командные игры: футбол, хоккей.

Энергичный холерик:

Как и сангвиник, этот активный ребенок, действует энергично. Движения его резкие и стремительные. Эмоции и переживания — сильные, ярко выраженные, импульсивные. Часто бывает несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Настроение меняется часто! Любит общение, но возможны конфликты со сверстниками. Устойчивость интересов и стремлений — высокая, он с упорством добивается поставленной цели, иногда даже бывает сложно переключить его внимание с одного вида деятельности на другой.

Совет родителям. Учитывайте эмоциональную неуравновешенность и вспыльчивость малыша. Он способен потерять контроль над собой, если его обидеть. В общении с ним недопустимы резкость, несдержанность: они, скорее всего, вызовут негативную ответную реакцию. Каждый его поступок лучше оценивать сразу, и помните, что для ребенка очень важна справедливость оценки. Развивайте его творческие способности, хвалите за самостоятельный поиск решений. Интерес к спорту. Холерик часто бывает азартным болельщиком, любит соревнования, ему нравятся подвижные и командные виды спорта. Участвуя в соревнованиях, он будет одним из самых активных, захочет стать капитаном команды или лидером, но, в то же время, часто может не считаться с другими игроками (возможны проявления злости и зависти). Ему важно быть лучшим из лучших! У холериков есть склонность и к достаточно агрессивным видам спорта, дающим естественный выплеск накопившейся энергии: боксу, борьбе и пр. Такие спортивные занятия особенно полезны для них, так как дают психологическую разрядку негативным эмоциям, причем в социально приемлемых формах. Так же хорошо снимают эмоциональное напряжение занятия плаванием.

Упорный флегматик:

Общий уровень активности малыша понижен, он трудно переключается с одной деятельности на другую, медлителен во всем: в движениях, мимике, речи. У него ровные, глубокие и устойчивые чувства и настроения. Флегматики — упорные труженики.

Совет родителям. Учите ребенка свободно выражать эмоции, покажите, как это делать, разговаривайте с ним о чувствах. Будьте внимательны,выслушивайте его. Обязательно подчеркивайте, что есть разные способы решения одной и той же задачи. Важно не торопить его во время выполнения задания, нельзя быстро переключать с одной деятельности на другую.

Интерес к спорту. Ребенку-флегматику близки интеллектуальные виды спорта, где надо тщательно продумать каждый ход, рассчитать точность удара, построить многоходовой алгоритм. Флегматик способен проявлять упрямство и надорваться, не сумев вовремя остановиться. Это может привести к тому, что он оставит спорт. Флегматику можно рекомендовать бег на длинные дистанции, биатлон, лыжи, конькобежный спорт, поднятие штанги, шахматы, шашки, бильярд.

Мыслитель – меланхолик:

Малыш малоактивен: мимика и движения невыразительны, голос тихий. Чувства его — устойчивые и глубокие, но выражены слабее, чем у других детей. Чрезмерно обидчив: незначительный повод может вызвать слезы. Не уверен в себе, робок, избегает трудностей. Любит быть один. Неэнергичен, быстро устает. Легко отвлекается, реакция замедленная, темп психических процессов — медленный.

Совет родителям. Следует учитывать природную ранимость крохи. При постоянном давлении из него может вырасти человек с заниженной самооценкой, вечный неудачник, замкнутый, отчужденный. По отношению к малышу-меланхолику недопустима резкость. Общаясь с ним, взрослым не стоит повышать голос или иронизировать — он может замкнуться в себе. Ему необходимы постоянное поощрение и поддержка всех начинаний, похвала, особенно когда он проявляет решительность и волю.

Интерес к спорту. Меланхолики с интересом наблюдают за ходом крупных соревнований, но сами активным спортом занимаются редко. Из них получаются отличные яхтсмены — им хорошо наедине с морем. У меланхоликов есть трезвый расчет и точность — они способны заниматься такими видами спорта, как спортивная стрельба, прыжки в высоту, метание диска или копья. Возможны успехи в спортивных танцах и фигурном катании. Танец для них — возможность научиться свободно выражать чувства. Они хорошо ладят с животными, поэтому успешно занимаются верховой ездой. Меланхолики могут начать занятия, но быстро потерять к ним интерес — в основном из-за низкой активности и повышенной утомляемости.

Абсолютно противопоказаны для детей этого типа темперамента виды спорта, где важна высокая скорость реакции: теннис, футбол, фехтование и пр. Спорт, как хороший воспитатель, должен развивать заложенные природой данные, а не ломать.

Не нужно ставить цель — воспитать олимпийского чемпиона, просто порадуйтесь вместе с ребенком его маленьким достижениям, похвалите его и тогда занятия доставят и вам и малышу огромное удовольствие.

Лучше всего начинать занятия ещё дома, и тогда у ребенка уже будут определенные представления о безопасности, да и общее физическое состояние позволит без труда заниматься каким-либо видом спорта, не вызывая у ребенка неприятных ощущений от непосильной нагрузки.

Консультацию подготовила инструктор по ФК МБДОУ д\с № 50 г. Североморск Лаврентьева М.И.

Приложение 5

Формы работы инструктора по ФК МБДОУ д\с № 50 Лаврентьевой М.И. с семьей: Цель – пополнить специальными педагогическими знаниями родителей по приобщению детей старшего дощкольного возраста к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни.

Информационный блок Консультационный блок Блок включения родителей в педагогический процесс
  • Информационный стенд для родителей МБДОУ «Олимпиада»:
  • Тематические консультации по вопросам приобщения детей к физкультуре, спорту и здоровому образу жизни.
  • Рекомендации по определению ребёнка в спортивные секции с учётом интереса, возрастных особенностей и состояния здоровья.
  • Папки – передвижки для родительского уголка в группах.
  • День открытых дверей
  • Выступление на родительских собраниях:
  • Ознакомление родителей с формами физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ.
  • Ознакомление родителей с программой по приобщению детей дошкольного возраста к спорту через олимпийское образование «Путешествие в Олимпию».
  • Консультации в клубе «Аистёнок» по спортивно- оздоровительной тематике.
  • Индивидуальные консультации.
  • Анкетирование.
  • Практикумы:
  • обучение элементам спортивных игр.
  • обучение различным оздоровительным методикам укрепления здоровья.
  • обучение родителей приёмам и упражнениям в работе с детьми в домашних условиях (домашний стадион).
  • Совместная физкультурно – оздоровительная и спортивная деятельность родителей с детьми на физкультурных занятиях и занятиях кружка, досугах и праздниках, викторинах на спортивную тематику, помощь в проведении экскурсий и изготовлении спортивной атрибутики.

Семейный клуб «Наша спортивная семья»

Семейный клуб «Наша спротивная семья». МДОУ детский сад «Сказка» р.п. Дергачи средняя – старшая группа Воспитатели: Дементьева С.А. Христофорова Ж.Н. Дата: ноябрь 2013 год. Детский возраст — это время интенсивного формирования и развития функций всех систем организма, психики, раскрытия способностей, становления личности. Вместе с тем, это благоприятный период для положительного воздействия физической культуры на детей. Именно в детском возрасте имеются все условия для всестороннего, гармоничного физического развития, образования, воспитания и оздоровления. Благодаря целенаправленным занятиям физической культурой в детском саду с 1 младшей группы, происходит развитие основных движений, улучшается координация движений, дети учатся действовать согласованно, действовать в коллективе дружно, происходит развитие познавательных интересов и расширение кругозора маленького ребёнка, воспитание начатков воли и других черт его характера. Большинство детей обладают достаточным запасом движений, с охотой выполняют физические упражнения и поступают в школу активными, крепкими, готовыми к перемене условий, более значительным нагрузкам, с заложенной основой для формирования опорно-двигательного аппарата. Задачами физического воспитания в детском саду, являются: Охрана и укрепление здоровья детей; Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков, учитывая его индивидуальные особенности, развитие физических качеств; Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности; Обеспечение физического и психического благополучия. Эти задачи решаются посредствам проведения утренней гимнастики, подвижных игр, физкультурных занятий в зале и на воздухе, физкультминуток, двигательных разминок, воздушных и водных процедур после дневного сна; самостоятельной двигательной деятельности, физкультурных досугов, физкультурных праздников, дней здоровья; неделей здоровья. Однако успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания, в основу которых входят: рациональный режим, закаливание и движение. Чтобы физическое развитие и воспитание детей было более успешным, необходимо тесное сотрудничество детского сада и семьи. Если физические упражнения войдут в привычку и станут ежедневной потребностью, ребята сумеют избежать в будущем множество болезней. Особенно это необходимо, поскольку мы живём в суровых климатических условиях, где долгая зима и реализация потребности в двигательной активности у детей осуществляется не в полной мере. I. Этап. «Развивающая игра на тему: «Спорт». Игра: «Назови виды спорта».

Игра: «Четвертый лишний».

II. Этап. Пальчиковая гимнастика, игровой массаж.

III. Этап. «Весёлая зарядка».

4. Этап. «Спортивные соревнования». (инструктор по физической культуре).
Автор: Группа «Теремок»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]