статья на тему «Организация семейного клуба в ДОУ» из опыта работы


Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Гинятуллиной Фанузой Анисовной, воспитателем МБДОУ № 5 «Золотой ключик» п.г.т. Актюбинский Республики Татарстан. Сегодня Фануза Анисовна с радостью делится с нами полезным материалом о взаимодействии ДОУ и семьи. Статья будет интересна воспитателям, стремящимся улучшить и разнообразить формы сотрудничества с родителями.

Краткий комментарий к статье от Фануза Анисовна:

«Семья — первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама — образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов. Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса».

Полезного чтения…

Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей

Семья — первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама — образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов.

Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи.

Роль и значение семьи в воспитании и развитии подрастающего поколения сегодня признаны и бесспорны. В нашей стране действует закон «Об образовании», в 18 статье которого говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Эти обязанности родители разделяют с детским учреждением, куда отводят своего малыша. Сложившаяся педагогическая практика убедительно показывает, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка – самое эффективное средство правильного развития малыша.

— Как привлечь семьи к участию в жизни детского сада?

— Как сделать так, чтобы от этого процесса получали удовольствие и дети, и педагоги, и сами родители?

— Как научиться слушать родителей и помочь им стать партнерами и единомыш­ленниками?

Автор многих книг для педагогов и родителей Лидия Васильевна Свирская считает, что начинать следует со сближения души и разума людей, сопричастных к жизни ребенка. Что может служить основой для такого сближения? Только сам ребенок. Рассказывая о ребёнке, о том, что происходило с ним в течение дня, какие стороны личности проявил малыш, какие достижения или трудности принес ему день – воспитатель формирует у родителей понимание того, что рядом с детьми – внимательный, заинтересованный человек, обладающий такой информацией об их ребенке, которой нет и не может быть у самих мам и пап. По той простой причине, что их нет рядом. Наши совместные действия могут стать для ребенка лучшим «мо­стиком» между домом и детским садом.

Мы должны стремиться к тому, чтобы и дети, и родители чувствовали себя в ДОУ комфортно, а также к тому, чтобы родители были уверены в поддержке своих воспитательных действий.

Привлекая родителей к совместному воспитанию детей дошкольного возраста, я, как воспитатель и педагог в течение нескольких лет была в поиске новых эффективных форм в работе с семьей, которые дали бы возможность побудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать участие родителей в различных мероприятиях.Одной из таких форм явилась организация родительского клуба — «Клуб любящих родителей». Взаимодействие с родителями позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности, позитивно отражающиеся на её физическом, психическом и социальном здоровье. Поэтому наиболее эффективной, и во многом инновационной формой работы по взаимодействию с родителями мы считаем создание родительского клуба.

Благодаря клубной форме работы возможно создание атмосферы общности интересов семьи и образовательной организации, оказание практической помощи семье в снятии затруднений в детско-родительских отношениях, формирование партнерских отношений с семьями воспитанников, укрепление авторитета семьи и педагога будут способствовать активизации и обогащению воспитательных умений родителей, осознанию и реализации ими в полном объеме родительских функций, направленных на понимание потребностей ребенка и создание условий для их разумного удовлетворения.

Родительский клуб – это объединение родителей, созданное для решения практических задач воспитания. Обычно он организуется творческой группой педагогов и родителей. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы — динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, — все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Благодаря клубной форме работы возможно создание атмосферы общности интересов семьи и образовательной организации, оказание практической помощи семье в снятии затруднений в детско-родительских отношениях, формирование партнерских отношений с семьями воспитанников, укрепление авторитета семьи и педагога будут способствовать активизации и обогащению воспитательных умений родителей, сознанию и реализации ими в полном объеме родительских функций, направленных на понимание потребностей ребенка и созданию условий для их разумного удовлетворения.

Нужно приветствовать любые формы включения родителей в жизнь группы. Для этого необходимо

• стараться письменно информировать родителей обо всем, что происходит или будет происходить в группе и в детском саду;

• предоставлять еженедельные и ежемесячные отчеты о дости­жениях ребенка;

• приглашать к обсуждению текущей ситуации в развитии ребен­ка и принятию решения о дальнейших совместных действиях педагогов, специалистов и родителей, способных обеспечить успешное развитие воспитанников.

Есть много способов участия родителей в ежедневной жизни группы. Приведу возможные варианты (на выбор):

• Участие в планировании работы группы. Дети с удовольстви­ем задают вопросы, предлагают интересующие их темы проек­тов, а воспитатели не всегда имеют достаточно нужных узкоспециальных знаний. Помощь родителей может оказаться не просто полезной, но неоценимой.

• Участие в работе кружков или студий. (Родители даже могут быть их руководителями.)

• Приглашение детей группы к себе на работу, домой или на дачу.

• Участие в работе семейной гостиной — помощь в консультировании других родителей или выдаче книг и игрушек.

• Помощь в пополнении фондов детского сада — родители могут принести игрушки и книги, журналы и материалы, которые больше не нужны вашему ребенку и вам.

• Оказание помощи в изготовлении материалов для каждой новой темы проекта — подбор заданий, ксерокопирование карточек.

• Сопровождение детей на прогулках за пределами детского сада.

• Ремонт группового и прогулочного оборудования.

• Работа в родительском комитете группы или детского сада.

• Участие в педагогических советах.

• Подготовка праздников и участие в них.

Важно приветствовать участие родителей в любой форме и в любое разумное время!

Итак, семейный клуб – это новая перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Итак, для налаживания сотрудничества прежде всего сле­дует пересмотреть свои позиции и перейти от профессиональ­ной обязанности вести работу с родителями к желанию сотруд­ничать для блага ребенка, и, значит, отказаться от традицион­ной роли воспитателя в пользу партнерской.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Литература:

  1. Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьёй: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом/ авт.-сост. Н. М. Сертакова. – Волгоград : Учитель, 2015. – 203с
  2. Калинина Ю. В. Инновационные технологии традиционных форм и компетентностного подхода работы детского сада и семьи. //Материалы междунар. заоч. конф. г. Челябинск 2011г.
  3. Михайлова — Свирская Л.В. Работа с родителями. Пособие для педагогов ДОО. ФГОС Серия: Работаем по ФГОС дошкольного образования, Просвещение, 2015 год.- 128 с.

Родительский клуб как форма сотрудничества с родителями

Семья – первый и основной фактор успешной социальной адаптации ребенка. Ее включенность в работу образовательного учреждения, степень контакта родителей и специалистов, наличие общих целей и алгоритмов действий показывают качество воспитательно-образовательной работы в детском саду, эффективность запланированных мероприятий, уровень психологического комфорта в детском и взрослом коллективе.

Сегодня изменилось отношение государства к семье. Стала другой и сама семья. В Законе «Об образовании» сказано, что именно родители являются первыми наставниками и педагогами своих детей, а ДО активно помогает семье.

Сегодня необходимо говорить о семейной адаптации к детскому учреждению. Если родители «принимают» детский сад, положительно относятся к его сотрудникам, укладу жизни, то это уже половина успеха адаптации малыша к детскому коллективу, детскому учреждению как к еще одной важной стороне жизни. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах адаптации к изменившимся условиям быта, режима, контактов – одна из важнейших задач клуба.

Современные родители должны понимать, что воспитание ребенка в большей мере зависит именно от семьи. К сожалению, воспитательная функция современной семьи в настоящее время реализуется недостаточно. В наше время родители уделяют все свое внимание материальной стороне, считая, что главная их задача – обеспечить содержание ребенка в семье, создать ему условия жизнедеятельности, а воспитание и развитие – дело детского сада и школы.

Проведенные исследования показали, что подавляющее большинство родителей не уделяют должного внимания семейному воспитанию (65% родителей считают своей главной заботой материальное благополучие ребенка), но в то же время подтвердили возросший интерес родителей к воспитательно-образовательному процессу ДО (до 80% опрошенных выразили желание принять в нем активное участие). 90% родителей согласны с тем, что семейное воспитание ребенка важно и нужно, но отметили свою педагогическую некомпетентность в этой области.

Проанализировав взаимодействие педагогов и семей, мы выявили следующие проблемы:

– все мероприятия для родителей носят массовый характер (родительские общие и групповые собрания, конференции, семинары-практикумы). Эти формы недостаточно отвечают запросам родителей и педагогов по установлению взаимного сотрудничества в воспитании детей;

– круг родителей, участвующий в образовательной деятельности детского сада, ограничен;

– использование педагогического потенциала воспитателей и специалистов ДО недостаточное;

– родительский и педагогический опыт воспитания пересекаются недостаточно, освещение и обмен информацией происходит без должной мотивации к совместному сотрудничеству.

Поиск наиболее эффективных способов вовлечения родителей в жизнь детского сада стал актуальной проблемой для педагогов. И родители, и педагоги заговорили о создании сообщества, объединении взрослых, где вопросы воспитания и образования детей будут освещаться со всех сторон, прорабатываться в разных формах. Причем, все высказывали мнение, что встречи в таком сообществе должны носить постоянный, творческий характер, помогать в деле воспитания детей, решать возникающие проблемы, способствовать появлению нового коллектива «родители-педагоги».

Провели «тихую» акцию – опрос всех участников образовательного процесса – с целью выяснения предпочтений, как лучше построить взаимное сотрудничество воспитателей, родителей и специалистов, какую форму работы считать основной и приемлемой. В холлах, коридорах детского сада поместили листовки-опросники (рядом поставили стаканчики с цветными маркерами), где взрослые отмечали:

– красный плюс – да, согласен, это здорово;

желтый плюс
– это надо хорошо все обдумать;

синий плюс
– не согласен.

Позже педагоги провели подсчет голосов по всем опросным листам и объявили совместное решение: на базе МБДОУ детский сад комбинированного вида №24 «Золотая рыбка» открывается клуб для родителей, детей, педагогов и специалистов. Это оказалась наиболее эффективная форма по числу голосов. Такая форма сотрудничества даст возможность пробудить интерес родителей к жизни детей в ДО, активизировать их к участию в совместной деятельности с детьми, к возможности на практике совершенствовать свои родительские компетенции.

В этот же день был объявлен конкурс на лучшее название клуба, победителей ждали призы. Родительский клуб получил название «Теплые встречи». Активная группа родителей и педагогов занялась разработкой Положения о родительском клубе

(приложение 1).

Родительский клуб

– особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений участников.

В основе организации взаимодействия детского сада и семьи должно лежать принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании ребенка. В связи с этим в рамках родительского клуба инициативной группой был разработан Примерный план работы родительского клуба.

Целью плана стало изучение образовательных запросов родителей дошкольников, опыт их осуществления, а также развития разных форм социально-педагогического партнерства, психологической помощи.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]