Памятка для воспитателей «Организация утреннего приема детей в детском саду»статья
Организация и проведение утреннего приема
Продуманное и хорошо организованное проведение утреннего приёма детей имеет большое значение в режиме дня. Утренний прием в детском саду во многом зависит от того, как встретили ребенка взрослые и дети. Доброжелательная интонация, хорошее настроение воспитателя передается детям: «Здравствуйте, мы рады видеть вас. До свидания, завтра ждем вас снова. Будем рады видеть вас». Если ребенка встретили ласковыми словами, доброжелательно, то у ребенка будет добрый настрой на дальнейшее пребывание в детском саду.
Во время утреннего приёма решаются задачи всех образовательных областей.
Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий режим жизни детского сада.
Утренний приём отражается в календарном плане воспитателей и соответствует календарно-тематическому планированию «Образовательной программы ДОУ».
Принимать детей можно как на воздухе, так и в помещении. В летний период утренний прием воспитатель проводит на свежем воздухе.
Прием детей начинается обычно с 7-30 часов и продолжается до 8 — 20 часов. Чтобы подготовиться к приему детей, воспитатель должен прийти в детский сад заблаговременно, проветрить помещение. Подготовить материал для совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей — дидактические игры, картины, различные атрибуты для сюжетно-ролевых и подвижных игр, изобразительные средства, музыкальные композиции и т.д. Педагог подготавливает игры и игрушки, располагая их таким образом, чтобы детям было удобно взять их и играть, не мешая друг другу.
Первое, на что должен обратить внимание воспитатель во время утреннего приема – это состояние здоровья ребёнка. Если педагог внимателен, хорошо знает индивидуальные особенности детей, он может определить по внешнему виду, здоров ли ребенок. Как правило, здоровые дети, придя в детский сад, начинают играть, охотно общаются друг с другом, много двигаются. Если у воспитателя возникло подозрение, что ребенок не здоров, он беседует с родителями, узнает, как малыш спал, не жаловался ли на что-либо, и измеряет ему температуру. Если заболевание у ребенка выявилось после ухода родителей, воспитатель изолирует его от других детей, укладывает в постель, сообщает о случившемся членам семьи и приглашает медицинского работника.
Ребенка, который долго не посещал детский сад, нельзя принимать без осмотра его врачом или медицинской сестрой. Если ребенок пропустил детский сад более пяти дней, родители должны представить справку о том, что ребенок здоров.
Встречая каждого ребёнка, воспитатель беседует с ним о погоде на улице, о настроении, с которым дошкольник пришел в детский сад. У старших детей можно спросить: «Что удивительного видел по дороге в детский сад, кого встретил?». В младших группах минута вхождения более театрализована. Ребенка может встречать вместе с воспитателем сказочный персонаж. Педагог использует песенки, потешки, яркие игрушки, которые помогают найти контакт, погасить отрицательные эмоции. Ритмичный текст стихов, потешек, прибауток побуждает детей к движениям, создавая радостное настроение.
Утром, если дети приходят постепенно, удобно проводить индивидуальную работу, которая планируется заранее с конкретным ребёнком или с небольшой группой детей. Беседы могут сопровождаться рассматриванием доступных детям иллюстраций.
Утром самое благоприятное время для организации эвристических бесед, в которых познавательные задачи решаются при помощи рассуждений. Воспитатель должен руководить ходом рассуждения, направляя мысли детей в нужное русло. Например, обсудить, почему было скользко идти в детский сад, вспомнив о потеплении с вечера и утреннем морозе, в связи с чем появляется ледяной наст.
Так же в утренний отрезок времени планируются наблюдения за комнатными растениями в уголке природы, проводится работа с календарём природы (дети отмечают день недели, число, месяц, осадки).
В утренние часы проводится трудовая деятельность детей. Повседневный труд (дежурства) не планируются на каждый день. Однако, если вводится новый вид дежурства, усложняются обязанности дежурных или изменяются условия, то возникает необходимость отразить это в плане. Воспитатель организует труд в уголке природы. Дети поливают растения, рыхлят землю, при этом дети закрепляют названия комнатных растений, пошагово выполняя правила ухода за ними.
В решении задач области «Художественное творчество», детям предлагают сделать зарисовки своего настроения, нарисовать музыку или рисунок на свободную тему. Можно предложить работу с пластилином или с глиной.
От того как прошел утренний прием, как ребенок вошел в группу, как его встретили, зависит эмоциональный уют в группе в течение дня. От организации утреннего приема зависит в дальнейшем, будет ли ребенок с удовольствием ходить в детский сад, с желанием заходить в группу, или будет искать причину остаться дома.
Консультация «Организация утреннего приёма детей в ДОУ»
Продуманное и хорошо организованное проведение утреннего приема детей имеет большое значение в режиме дня.
Принимать детей можно как на воздухе, так и в помещении. Предпочтительно проводить приём детей в любое время года в хорошую погоду на свежем воздухе. Разумеется, из этого могут быть исключения. Например, если воспитатель начинает работу с новой группой детей и еще не совсем хорошо знает их, или же принимает группу малышей, которые в первое время с трудом расстаются с близкими, в таких случаях целесообразнее организовать прием их в помещении, где легче отвлечь детское внимание.
Утренний прием в детском саду нужно начинать с профилактического осмотра своих воспитанников. Хорошо зная индивидуальные особенности детей своей группы, можно определить по внешнему виду, здоров ли ребенок. Как правило, здоровые дети, придя в детский сад, начинают играть, охотно общаются друг с другом, с воспитателем, много двигаются. Каждое утро необходимо проводить беседы с родителями о том, как спал ребёнок, с каким настроением проснулся. Бывает и так, что в детский сад пришли уже с капризами, то желательно выяснить причину плохого настроения. Если возникает подозрение, что ребёнок не здоров, в таком случае обязательно измеряется температура при родителях. Если заболевание выявилось после ухода родителей, то воспитатель изолирует его от других детей, укладывает в постель, сообщает о случившемся членам семьи и приглашает медицинского работника, если таковой имеется.
В ясельных группах прием проходит с ежедневным измерением температуры тела. В период эпидемии гриппа – измерение температуры тела во всех возрастных группах ежедневно. Выявленные при осмотре дети с подозрением на заболевание в детский сад не принимаются.
Утренний прием в детском саду во многом зависит от того, как встретили ребенка взрослые, рады ли ему, и как вечером проводили домой. Воспитатели должны встречать детей и родителей с улыбкой, хорошим настроением, добрыми, ласковыми словами, не зависимо от того, в какой возрастной группе на данный момент работают. Ведь доброжелательная интонация, хорошее настроение воспитателя, помощника воспитателя передается детям: «Здравствуйте, мы рады видеть вас. До свидания, завтра ждем вас снова. Будем рады видеть вас». «Доброе утро, Тёма, идём посмотрим, что стоит на полочке и ждёт тебя.»
Если ребенка встретили ласковыми словами, доброжелательно, то у него будет добрый настрой на дальнейшее пребывание в детском саду.
В ясельной группе, куда приходят совершенно новые, маленькие детки, воспитателю необходимо стараться быть лаской, добротой, любовью, теплом приласкать, успокоить, отвлечь. В период адаптации ребенок скучает по дому, не способен к общению с другими детьми, находиться в угнетенном состоянии. Песенки, потешки, яркие игрушки помогают найти контакт, погасить отрицательные эмоции. Прочитанная потешка побуждает детей к действиям. Ритмичный текст стишков, потешек, прибауток побуждает детей к движениям, создавая радостное настроение. Если ребенок капризничает, нужно отвлечь его, найти способ помочь ребенку расслабиться, погладить, настроить на хорошее, а не торопить, не кричать.
У старших детей можно спросить: «Что удивительного видел по дороге в детсад, кого встретил?»
, либо взять такую же ноту, повторять его действия, ребенку нужно увидеть самого себя, как в зеркале.
Для установления эмоционального контакта большое значения имеет подготовленная заранее обстановка для приема детей. Организация развивающей предметно-пространственной среды предполагает создание условий для охраны нервной системы детей от чрезмерного возбуждения. Надо соответствующим образом организовать обстановку, подбирая пособия (музыка, спокойная игра, сказки с добрыми героями, поощрения, сюрпризы – игрушки – яркие музыкальные, механические и т. д.) Когда дети все соберутся в группе, можно сказать: «Доброе утро малыши. Настал новый день, мы улыбаемся друг другу. Нам будет сегодня весело, хорошо. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пожелаем друг другу хорошего дня.
От того, как прошел утренний прием, как ребенок вошел в группу, как его встретили, ждали ли его, какое настроение у окружающих его взрослых зависит эмоциональный уют в группе в течение дня, и в дальнейшем будет ли ребенок с удовольствием ходить в детский сад, с желанием заходить в группу, или будет искать причину остаться дома.
Приветливая встреча детей воспитателем влияет на настроение, работоспособность, дисциплинированность. Если дети знают, что их ждут, что им будут рады, они с большим желанием идут в детский сад. Наблюдательный воспитатель видит, с каким настроением пришел в сад ребенок, проявляет педагогический такт: либо сразу привлекает малыша к деятельности, либо дает ему возможность побыть одному, успокоиться.
Особого внимания требует ребенок, впервые пришедший в детский сад. Поэтому его надо занять игрушкой, отвлечь от грустных мыслей, стремлюсь сделать переход из домашней обстановки в детский сад менее болезненной.
Нежелание идти в сад иногда проявляется и у тех детей, которые давно посещают дошкольное учреждение. Причины могут крыться в состоянии здоровья ребенка, переутомлении, невыполнении взрослыми обещания и т. п. Иногда родители, торопясь на работу, начинают раздевать ребенка, вызывая его протест, или же, напротив, долго уговаривают. С такими родителями нужно разговаривать, убеждать их в том, что все это отрицательно действует на ребёнка, отражается на его настроении и что после ухода близких он долго не может успокоиться.
Чтобы быстрее отвлечь ребенка, надо переключить, его внимание на что-то интересное. Сделать это можно разными приемами: дать небольшое поручение, вместе понаблюдать за чем-либо интересным, предложить настольные, дидактические игры.
Во время приема детей воспитатель должен обращать внимание на их внешний вид. Заметив неполадки, предлагать ребенку привести себя в порядок, помочь ему. Приучать детей пользоваться зеркалом, проверять свой внешний вид, исправлять недостатки в костюме, прическе, вырабатывая привычку быть всегда чистым и опрятным.
С младшей группы приучать детей здороваться со всеми, кто их встречает, следить, чтобы они были вежливы и дружелюбны в обращении друг с другом. Некоторые педагоги делают ошибку, когда говорят детям «когда приходишь в детский сад нужно здороваться»
. Надо здороваться со всеми, кого встречаешь из знакомых людей, не только в детском саду.
Ребенка, который долго не посещал детский сад, нельзя принимать без осмотра его врачом или медицинской сестрой. Если ребенок пропустил детский сад более трех дней родители должны предоставить справку о том, что ребенок здоров.
Если прием проходит на участке, то при входе в помещение воспитатель должен обращать внимание детей на то, чтобы они тщательно вытирали обувь, чтобы не нести мусор с улицы в помещение. В приёмной комнате приучать детей раздеваться самостоятельно, аккуратно убирать в свой шкафчик одежду и переобуваться.
Заранее продумывать, как организовать деятельность детей, занять их полезными делами в период от приема до подготовки к завтраку. В это время дети в основном играют. Поэтому необходимо подготовить игры и игрушки, располагая их таким образом, чтобы детям было удобно взять их и играть, не мешая друг другу. Поощрять игры, возникающие по инициативе самих детей, помогать осуществлять задуманное, создавая для этого нужные условия. Предлагать детям разнообразные дидактические игры, уже знакомые им, а также подвижные, которые проводятся как на участке, так и в помещении.
В утренние часы может быть организована трудовая деятельность детей. Можно их привлекать к уходу за растениями (полить цветы, взрыхлить землю и т.д., убрать игрушки на места, переодеть кукол и т. д.) Дети выполняют трудовые поручения под наблюдением воспитателя и с его помощью.
В старшем возрасте дети дежурят в уголке природы. В это время можно также проводить с детьми (со всей группой и индивидуально)
различные наблюдения на участке и в помещении: за трудом взрослых, за природными явлениями и др.
Вовлекая детей в различные виды деятельности, воспитатель формирует у них привычку быть занятым. Закончив прием детей, воспитатель проверяет работу дежурных по уголку природы и приглашает детей на утреннюю гимнастику, которая проводится во всех группах, если позволяет погода на участке (в зависимости от времени года)
. Если погода не позволяет, то в хорошо проветренном помещении (в группе, физкультурном или музыкальном зале).
После гимнастики идет подготовка к завтраку. Дежурные накрывают столы, остальные дети играют в малоподвижные игры.
Таким образом, утренний приём детей имеет большое значение в организации всего дня. Каждый воспитатель имеет возможность занять и заинтересовать всех детей, пообщаться с родителями, определить состояние и настроение воспитанников. В плане необходимо конкретно определить ту деятельность, которая будет проводиться, с указанием названия и цели деятельности. При организации утреннего приёма планируются такие виды деятельности, как самообслуживание и элементарный бытовой труд, игровая деятельность (поручение, беседа, дидактические игры).