Конспект утреннего группового сбора детей старшего дошкольного возраста на тему «Осень».


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года), Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2151 от 20.07.2011г.) в настоящее время воспитательно- образовательный процесс в детском саду претерпевает изменения. Изменилась структура основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ, которая рассматривается, как модель организации образовательного процесса.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе — это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Мы хотим поделиться своим опытом организации образовательной деятельности на утреннем групповом сборе, который является одной из форм организации образовательного процесса в совместной деятельности с детьми, где ребенок может проявить свою речевую активность, является общение в ходе утреннего группового сбора как важного режимного момента. Утренний сбор для дошкольников — это прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь. Педагогам утренний сбор дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Следовательно, одно из основных требований, предъявляемых к профессиональному мастерству педагога – это умение руководить межличностным общением детей, разрешать конфликтные ситуации, организовывать созидательную совместную деятельность. Свирская Л.В. в своей книге поставила следующие задачи группового сбора: · создать положительный эмоциональный настрой на весь день – «задать тон»; · обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых; · активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации планирования и организации собственной деятельности; · выбрать совместно с детьми тему нового проекта; · разработать план реализации нового проекта; · подвести итоги проекта; · прививать навыки культуры общения; · поддерживать стремления договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности; · учить: — формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения; — выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично; — внимательно слушать, проявлять конструктивное отношение к высказываниям других; — объяснять словами свое эмоциональное состояние и корректировать его; — делать выбор; — планировать собственную деятельность. Для более плодотворной работы над развитием ребенка для себя мы выделили основные этапы утреннего сбора: -приветствие; -работа с календарём; -рассказывание новостей; -обсуждение темы; -реклама деятельности в центрах активности; -выбор детьми центров активности. На примере организации деятельности с детьми на групповом сборе в ходе проекта «Это знают все вокруг, что здоровье – лучший друг» покажу как решались задачи по развитию коммуникативных навыков детей. Утренний сбор начинается с приветствия. Перед началом которого, мы с детьми обращаем внимание на стенды «Я пришел», «Уголок именинника», «Наша звездочка», «Полянка настроений». В нашей группе введено дежурство по приветствиям, по выбору которого оно и проводится. Для того чтобы разнообразить данный этап группового сбора, у нас существует картотека приветствий. Это набор карточек со словами и (для неумеющих читать) – подсказкой в виде картинки. Дежурный вместе с остальными детьми сопровождают произносимый текст движениями, в конце дотрагиваются до соседа (гладят, обнимают, пожимают руку и т.д.) и называют ласково его имя, глядя в глаза. При разучивании приветствия, побуждаю детей к чёткой артикуляции, использованию мимики, обсуждаем и придумываем жесты, беседуем, почему важно смотреть в глаза собеседнику, улыбаться. Понятно, что главная задача приветствия – это социализация детей, сплочение коллектива, настрой на позитивное состояние, но и одновременно решаются задачи развития общения и всех сторон речи. Также мы используем стихотворные, песенные приветствия; здороваемся ладошками, плечиками, дарим разнообразные пожелания, комплименты, в общем, игры которые создают эмоционально — положительный настрой на весь день. Работа с календарем. Дети не просто отмечают время года, но и называют предыдущее и следующее; перечисляют признаки текущего времени года. В нашей группе имеется дополнительный календарь, где мы вместе с детьми записываем приметы каждого месяца. Во время озвучивания даты (число, месяц, год), дети ежедневно повторяют названия и значение ближайшего праздника, отмечают его в календаре специальными картинками. Во время счета детей совершенствуется навык порядкового счета, умение согласовывать существительное с числительным, уточняется значений слов «больше», «меньше», «равно» (дети ставят знаки). С целью поддержания интереса к правильному счету, у нас активно используется график посещения детей, в котором дежурный по календарю отмечает количество присутствующих детей, сравнивает с другими днями месяца. Таким образом, в интересной, полезной деятельности дети осваивают нормы родного языка, учатся быть ведущими в коллективной деятельности. Рассказывание новостей Данному разделу группового сбора мы уделяем наибольшее внимание. Дети стремятся поделиться всем, что переполняет их душу, что, просится на язык – домашними событиями, удачами и неудачами, детскими обидами и достижениями. Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни, опираясь на составленную совместно с ними схему. Иногда мы сначала зарисовываем новость в виде пиктограммы, а потом уже ее озвучиваем. Часто мы рассказываем тематические новости (дождливые, осенние, фруктовые и т.д.), что, несомненно, повышает желание высказаться каждому. Новости принимаются как факт. А если время ограничено, используем некоторые хитрости, например: сегодня новостями делятся только мальчики, или, те, у кого имена начинаются с гласных звуков. И, конечно предлагаем детям самим решать, кто сегодня будет рассказывать о новостях. Хочется отметить, что дети не только рассказывают новости, но и задают вопросы друг другу по мере их возникновения. Следующий этап утреннего сбора — обсуждение темы. При обсуждении темы, мы стараемся придерживаться партнерской позиции, задаем только открытые вопросы, принимаем все ответы детей, учим их отстаивать свое мнение и уважать мнение других детей. В ходе обсуждения, используем тризовские приемы: «хорошо-плохо», «Что было бы, если бы…» и т.д. При обсуждении темы «Полезные и вредные продукты» детям был задан вопрос: «Почему некоторые продукты одновременно могут быть полезными и вредными?». Дети ответили так: Во время обсуждения любой темы с целью обеспечения комфортного и конструктивно-делового участия всех детей, мы часто используем игры или игровой тренинг. Игры могут быть любые, не требующие большой подвижности, словесные игры, игры – фантазии, игры – шутки. Для проекта «Это знают все вокруг, что здоровье – лучший друг» мы подобрали следующие игры: ……………………………………. Реклама деятельности в центрах активности – важная часть группового сбора. Дети не просто выбирают центр, в который хотят пойти, но и сами решают в каком центре можно решить ту или иную задачу. Например, в ходе обсуждения темы «Чистота – залог здоровья», дети сами сделали вывод, что проверить чистоту рук мы можем в . Обыграть ситуацию употребления продуктов грязными руками можно в . Соорудить умывальник – в и «Мы художники» и т.д. Иногда, при выборе центра мы используем дополнительную стимуляцию. Например, при выборе , детям было предложено в случае правильного выполнения задания, прикрепить лучик с одной из составляющих здоровья к «Солнышку Здоровья». Дети выбирают желаемую деятельность, которую отмечают на доске выбора индивидуальными карточками. Статью подготовили воспитатели МКДОУ д/с № 7 г. Новосибирска Куликова Татьяна Николаевна и Леонова Ирина Валерьевна

Следующая >

ТЕХНОЛОГИЯ «ГРУППОВОЙ СБОР»

Транскрипт

1 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка детский сад 5 «Ёлочка» города Ишима ТЕХНОЛОГИЯ «ГРУППОВОЙ СБОР»

2 История утреннего сбора Методика Марии Монтессори и Вальдорфская педагогика «Утренний кружочек» программа «Золотой ключик»(е. Е.Кравцова, Г.Г Кравцов) «Утро радостных встреч» программа «Радуга» ( Т.Н. Доронова)

3 Групповой сбор в детском саду Это время и место обмена опытом детей и взрослого, применение знаний, планирование практических действий, осмысление и оценка результатов себя самого и других по их словам и делам

4 Назначение группового сбора: Создание условий: — для обеспечения возможности конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми; — для формирования навыков понимания себя и других; — для согласования целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности

5 Задачи и цели группового сбора: — создать положительный эмоциональный настрой на весь день — задать тон; — обеспечить условия для межличностного и познавательноделового общения детей и взрослых; — активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования и организации собственной деятельности; — выбрать совместно с детьми тему недели, проекта; — подвести итоги недели, проекта; прививать навыки культуры общения ( приветствия, комплименты)

6 Задачи и цели группового сбора: Учить: — формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения; — выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично; — внимательно слушать, проявлять конструктивное отношение к высказываниям других; — объяснять словами своё эмоциональное состояние и корректировать его; — делать выбор; — планировать собственную деятельность; — поддерживать стремление договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности

7 Принципы организации и проведения группового сбора Открытость Право на свободное высказывание Право на участие в групповом сборе

8 Групповой сбор состоит В создании общности детей и взрослых В воспитании уважения и интереса к личности каждого члена группы В умении распознать эмоциональное состояние своё и других людей В совершенствовании навыков культуры общения В создании эмоционального настроя в развитии речи и коммуникативных умений В развитии способности выбирать, планировать собственную деятельность распределяя роли и обязанности

9 Выбор места Подготовка и проведение Согласование сигнала Подготовка «информационного поля» Продумывание вопросов для начала группового сбора Подбор организующих вопросов, которые способствуют установлению и поддержанию контакта Размещение детей группового сбора

10 Структура группового сбора 1. Начало группового сбора 2. Приветствие 3. Игра 4. Обмен новостями 5. Презентация воспитателем центров активности 6. Определение темы работы 7. Выбор и планирование детьми содержания и форм работы по теме — если тема новая, работа в центрах — если тема продолжается

11 Технология группового сбора — мотивация детей к инициативной, активной, самостоятельной деятельности — обращение к таким человеческим потребностям, как: — чувствовать себя значимым; — управлять своим временем, деятельностью, отношениями с другими людьми; — веселиться и развлекаться

12 Создание информационной среды Информация для детей Компоненты детской субкультуры Тематические стенды

13 Организация развивающей среды Основа технологии группового сбора- дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они увлечены процессом обучения Тщательно продуманная среда сама побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества Среда служит для реализации самостоятельных замыслов ребенка, саморазвитию, а не обеспечению деятельности педагога при организации им занятий

14 Центры активности Центр книги Центр изобразительного творчества Центр науки и природы Центр настольных игр и математики Центр строительства Спортивный центр Центр песка и воды другие: центр кулинарии, центр рукоделия, садоводства, «мастерские» и др.

15 Специфика организации центров Центры активности открыты ежедневно Центры интегративны по своей сути Среда изменяется от темы к теме Каждый центр активности — маленькая творческая мастерская, наполненная разнообразными, стимулирующими деятельность материалами, развивающими играми, дидактическими материалами

16 Права и возможности ребенка в групповом сборе Групповой сбор- это не занятие, поэтому ребенок сам решает принять ему участие в групповом сборе или заняться другим видом деятельности Принципы, на которых строится работа с детьми Свобода Самостоятельность Совместная работа

17 Общий вид модели трех вопросов Что знают? Что хотят узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать? Или Что узнали?

18 Ключевые компетентности группового сбора: Позывные для утреннего сбора Организация круга Приветствие Новости Обмен информацией Динамическая пауза Проблемная ситуация Игры по теме недели Предоставление права выбора центра активности

19 Роль ребёнка: Участие не обязанность, а предоставление возможности приятного, эмоционального и познавательно- насыщенного общения со сверстниками и взрослыми

20 Роль воспитателя: Обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей Установить и поддерживать культурную рамку Демонстрировать своё собственное педагогическое и личностное отношение к высказывания и идеям детей, не называя его Стимулировать и поддерживать инициативы детей относительно выбора тем, содержания, материалов, форм и способов действий Предлагать свои идеи по содержанию, видам деятельности, заинтересовать и тем самым решить образовательные задачи на том материале, который актуален для них Помогать выбирать и планировать работу Оказывать поддержку всем детям, в том числе и имеющим особые образовательные потребности

21 Примерные вопросы утреннего сбора Какое у вас настроение? У всех ли светлое (радостное, приветливое, улыбающееся) лицо? У кого из детей самые нетерпеливые глаза (лицо)? Кто очень хочет задать вопрос? Кто хочет поделиться своими новостями (впечатлениями, идеями, мыслями)? О чем можно спросить Иру (воспитателя, Ирину маму)? Что бы ты хотел уточнить у…? Что бы вы хотели посоветовать…? Как бы ты поступил? Чем нам эта новость поможет? Что мы новое узнали о Тане (кошке, зиме, людях, превращениях)? Что вас порадовало (огорчило, удивило)?

22 Результаты работы на утреннем сборе Включенность, эмоциональный настрой детей на игру, познание Ощущение общности и внимания к каждому ребенку Тренинг коммуникативных умений детей Общий план работы по теме на несколько дней «Паутинку» Индивидуальные планы детей на день

23 Итоговый сбор Задача — рассмотреть выполненные работы, проанализировать достижения, успехи и трудности, наметить перспективы. Он проводится для оценивания самими детьми своих успехов

24 Примерные вопросы для итогового сбора Ты выполнил все, что задумал? Кто тебе помог, что тебе помогло? Какой результат у тебя получился? Ты доволен своей работой? Что тебя больше всего порадовало в своей работе? Чему ты сегодня научился? Что новое тебе удалось узнать? В чем тебе помогла Ира (Ирина мама)? Как ты использовал трафареты (линейку, энциклопедию)? Ты планируешь продолжить свою работу?

25 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Организация утреннего и вечернего сбора

Оксана Хисамова

Организация утреннего и вечернего сбора

В ходе организации режима пребывания детей в группе дошкольного учреждения, я использую разнообразные методы и формы, включая всех детей в совместную деятельность. Одной из форм организации образовательного процесса в совместной деятельности с детьми, где ребенок может проявить свою речевую активность, является общение в ходе утреннего сбора как важного режимного момента. Утренний сбор для детей — это прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь. Мне утренний сбор дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у моих воспитанников чувства взаимного уважения и доброты.

Начинается утренний сбор с приветствия. Я использую самые разнообразные его формы. Это может быть прикосновение ладошек, плечиков, локотков, носиков. Или можно здороваться «по кругу»

. т. е. по цепочке называя друг друга по имени пожелать доброго утра, здоровья и т. д. Всё это даёт эмоционально — положительный настрой на весь день, позволяет детям говорить и слышать друг друга.

Далее идет обмен новостями. Дети стремятся поделиться домашними событиями, удачами и неудачами, детскими обидами и достижениями, рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни. Дети задают вопросы и комментируют услышанное. Таким образом, они учатся правилам ведения речевого диалога, обогащается и активизируется словарный запас. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть. Если время ограничено, использую некоторые хитрости, например, сегодня новостями делятся только мальчики, или, те, у кого имена начинаются с гласных звуков. И, конечно, предлагаю детям самим решать, кто сегодня будет рассказывать о новостях.

Следующий этап группового сбора- выбор деятельности. Совместно с детьми презентую центры активности, функционирующие в этот день, в которых дети самостоятельно планируют свою деятельность на день, отражая свои желания на «Доске выбора»

. Для обозначения центров дети изготовили символы — кружочки, на которых изображены начальные буквы названий центров. Затем придумали карточки — символы с изображением разных видов деятельности, которые дети использовали при выборе работы в центрах.

Иногда в процессе занятий в центрах активности возникают проблемы поведенческого характера, и тогда на утреннем сборе возникает необходимость привлечь детей к выработке определённых правил, в которых даётся способ их выполнения. Участие детей в выработке правил позволяет им в дальнейшем осуществлять самоконтроль за своим поведением, а также заставляет требовать выполнение правил другими детьми.

На вечернем сборе дети снова собираются вместе для анализа результатов своей деятельности,и я спрашиваю: «Что ты сделал и что ты об этом думаешь?»

;
«У тебя был план работы. Получилось ли у тебя то, что ты задумал?»
;
«Доволен ли ты результатом своей работы?»
. Дети анализируют полученные результаты работы в центрах, сложности и проблемы, с которыми столкнулись в течение дня, делятся открытиями и изюминками.

Утренний и вечерний сбор помогает многим ребятам проявить самостоятельность, повысить самооценку, стать значимыми в коллективе. А также формируются нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]