ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОУ


Организация двигательной активности дошкольника в режиме дня

Нечаева Оксана

Организация двигательной активности дошкольника в режиме дня

Муниципальное бюджетно образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 42 «Огонек»

Организация двигательной активности дошкольника в режиме дня

Автор- составитель: О. В. Нечаева, воспитатель

Юрга

Организация двигательной активности дошкольника в режиме дня

«Движение — это жизнь»

— эти слова известны
практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и насколько необходимо уже с дошкольного возраста приучать детей вести активный образ жизни.
В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных — малоподвижный образ жизни ребенка.

Гиподинамия — что это такое? Угрожает ли она маленьким детям?

Физиологи считают движение врождённой, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Врачи утверждают, что без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение, по их определению, может выступать в роли профилактирующего средства. Кроме того движение широко используется и как эффективнейшее лечебное и коррекционное средство.

По мнению психологов: маленький ребёнок — деятель! И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.

Федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы определены качественные характеристики выпускника детского сада как физически развитого, «. у ребенка должны быть сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.».

Задача педагогов дошкольных учреждений — создание всех необходимых условий для того, чтобы дошкольники росли физически здоровыми и крепкими.

Работникам дошкольных учреждений,доверено самое ценное — наши дети: нежные, хрупкие каждый в отдельности и все вместе. Одним из наиболее важных направлений физического воспитания, как уже выяснилось, является двигательная активность детей. Перед педагогами ДОУ,инструктором по физическому воспитанию встает ряд важных вопросов:

• Как помочь дошкольникам укрепить здоровье, стать более сильными, ловкими, выносливыми?

• Как научить их владеть своим телом, чтобы противостоять различным недугам?

• Какие новые формы работы необходимо использовать в своей педагогической деятельности?

• Как заинтересовать детей, педагогов и родителей?

• Как сделать работу эффективной?

Для организации двигательной активности детей в режиме дня необходимо создать все возможные условия для развития и оздоровления детей,

В нашем детском саду оборудованы физкультурный зал, оснащённый необходимым инвентарём и оборудованием, физкультурные уголки в групповых комнатах, дорожки здоровья. Участок детского сада тоже не остался без внимания. На групповых участках имеются веранды, скамейки, горки, лианы, турникеты, лестницы для лазания, беговые дорожки.

На территории детского сада оборудована физкультурная площадка. Здесь есть всё необходимое для занятий и двигательной активности детей: волейбольная и баскетбольная площадки, беговая дорожка, песочная яма для прыжков в длину, шведские лестницы разной высоты, гимнастические брёвна, скамейки, качели, дуги для подлезания, скобы для перешагивания, разновысотные столбики, оборудование для развития координаций движений. Каждая группа имеет достаточное количество выносного материала (мячи разных размеров, скакалки, клюшки, спортивные игры)

.

Создание здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание.

Очень важно рационально организовать режим в детском саду для того, чтобы дети как можно больше находились в движении. Физкультурно- оздоровительные мероприятия в детском саду проводятся ежедневно в соответствии с графиком двигательной активности (Таблица 1)

. По плану осуществляется и контроль их реализации. Формы физкультурно- оздоровительной работы стали более разнообразны.

Таблица 1

Форма организации двигательной активности в режиме дня Младшие группы

Зарядка, утренняя гимнастика 6-8 минут

Упражнения после дневного сна, гимнастика после сна 5-10 минут

Подвижные игры 6-10 минут 2-4 раза в день

Спортивные игры Целенаправленное обучение педагогом не реже 1 раза в неделю

Спортивные упражнения Целенаправленное обучение педагогом не реже 1 раза в неделю

Физкультурные упражнения на прогулке 10-12 минут

Спортивные развлечения 20 минут в месяц

\

Спортивные праздники 30 минут 2 раза в год

Самостоятельная двигательная активность Ежедневно

В нашем дошкольном учреждении, помимо утренней гимнастики, проводится гимнастика после сна — «гимнастика пробуждения»

. Упражнения начинаются из положения лёжа, затем сидя и постепенно дети встают, выполняя упражнения возле кровати. Кроме этого, в
дошкольном учреждении проводятся спортивные и оздоровительные досуги, физкультурные праздники.
Для закаливания организма, регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата и дыхательной системы очень важна утренняя гимнастика.Она проводится в различной форме: традиционная, игровая, гимнастика с использованием различных предметов.

Положительный оздоровительный эффект возможен при регулярном проведении организованной двигательной деятельности, где учитывается соблюдение принципов постепенности, повторяемости и системности физических нагрузок. Обязательными являются упражнения для улучшения осанки и развития гибкости позвоночника.

Для предупреждения утомляемости и снижения работоспособности проводятся динамические паузы. Они помогают снять напряжение у детей во время длительного статического напряжения. Также проводим физкультминутки, пальчиковые и телесные игры.

В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером. Прогулка благоприятное время для проведения индивидуальных работ с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности. Для прогулки подбираются игры с учётом возраста детей. Игры должны включать различные виды движений (бег, метание, прыжки и т. д.)

и содержать интересные
двигательные игровые задания.
Дозированные бег и ходьба на прогулке — один из способов тренировки и совершенствования выносливости, наиболее ценного оздоровительного качества.

Перед дневным сном следует

проводить релаксационные упражнения. Они используются для снятия напряжения в мышцах, вовлечённых в различные виды активности.

Во вторую половину дня больше времени отводится самостоятельной двигательной деятельности детей. Здесь нам помогают физкультурные уголки, которые есть во всех группах.

Итак, нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Воспитание здорового ребёнка было и остаётся актуальной проблемой образования и медицины. Данная проблема в нашем детском саду решается при взаимодействии педагогов и родителей. Ведь здоровье ребёнка во многом зависит от обстановки, которая его окружает дома.

Будем надеяться, что разработанная модель двигательного режима дошкольника, включающая в себя наиболее приоритетные формы физического воспитания, позволит сформировать необходимый объём и производить контроль двигательной активности детей в дошкольном учреждении.

Организация самостоятельной двигательной деятельности детей в ДОУ.

Автор: Горбачева Людмила Викторовна

воспитатель МАДОУ «Лукоморье», г. Ноябрьск

Организация самостоятельной двигательной деятельности детей в ДОУ.

Организация самостоятельной двигательной деятельности детей в ДОУ.

Интенсивность физического развития детей, их здоровье напрямую зависит от двигательной активности. Так Ж. Тиссо говорил: «Движение составляет главный источник здоровья».

В систему физического воспитания детей дошкольного возраста в детском образовательном учреждении с целью повышения двигательной активности необходимо включать различной формы занятий физическими упражнениями: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения на свежем воздухе, элементы спортивных игр, гимнастику после дневного сна, бодрящая гимнастика, физкультурные досуги, праздники, дни здоровья, посещение детских спортивных секций, плавание, ЛФН и массаж, т.к. всем нам известно, что ежедневная двигательная активность дошкольника должна составлять не менее 1 ч, в неделю: 5-6 ч.

Данные виды двигательной деятельности дополняют и обогащают друг друга и тем самым, обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в ДОУ.

Двигательная разминка во время большого перерыва между занятиями позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Она состоит из 3–4 упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. В конце разминки рационально провести упражнение на расслабление 1–2 мин. Продолжительной разминки не более 10 мин.

После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому может способствовать комплекс гимнастики после дневного сна.

А вот, самостоятельная двигательная деятельность детей, о пользе которой написано немало, является прекрасным средством физического и эмоционального развития личности. Это деятельность, которая возникает по инициативе ребенка. Преимущество её заключается в том, что ребенок сам выбирает вид движения, темп, делает паузы, чередует их.

Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок (утренней и вечерней).

Активные действия детей должны чередоваться с более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие. В упражнениях и играх с детьми очень важен личный пример воспитателя. Поэтому он должен уметь ходить на лыжах, кататься на коньках, играть в теннис и пр. В самостоятельной деятельности старших дошкольников ярко прослеживаются индивидуальные особенности.

Руководство самостоятельной двигательной деятельностью предусматривает следующие обязательные моменты:

-организацию физкультурно-игровой среды: достаточное количество пространства для движений; оптимальное количество, разнообразие, сменяемость пособий;

-закрепление в режиме дня времени для самостоятельной двигательной деятельности детей в обязательном порядке во время утреннего приема, до и между занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время;

-владение воспитателями специальными (опосредованными) методами активизации движений детей.

Все руководство строится только на основе индивидуального подхода.
Необходимо:
-наблюдать за детьми, уметь видеть всех и при необходимости оказывать помощь;

-привлекать детей к размещению физкультурных пособий в группе, на участке, стимулируя этим желание выполнять те или иные движения;

-снимать напряжение, скованность отдельных детей улыбкой, поощрением; если ребенок затрудняется, помочь выбрать пособие для движений вопросом, загадкой, советом;

-пытаться без навязывания объединять в совместной парной игре детей разной подвижности, предоставив им один предмет на двоих (мяч, обруч, скакалку и т.д.) и показав варианты действий, если это необходимо;

-насильно не усаживать на место подвижного ребенка, наоборот, с помощью сюжета внести в его бесцельные действия целесообразность;

-иногда включаться в совместную игру с кем-нибудь из детей, чтобы показать новые движения или действия, вызвать интерес к ним;

-обыгрывать новые пособия, показывая, как по-разному можно с ними действовать.

-периодически вместе с детьми строить «полосы препятствий» из имеющихся пособий и побуждать преодолевать их «по-разному»;

-обогащать сюжетно-ролевые игры детей разнообразными видами и способами всех основных движений.

Самостоятельная деятельность, формируя у детей умение выбирать и выполнять (без помощи взрослых) физические упражнения, воспитывает в то же время инициативу, активность, организаторские способности, творческую деятельность. Например, младшие дошкольники уже в середине учебного года (вследствие систематической работы в данном направлении) способны самостоятельно придумывать новые движения, упражнения с известными пособиями; старшие дошкольники – обогащать знакомые подвижные игры большим количеством вариантов, а также создавать новые.

Самостоятельно заниматься физическими упражнениями могут все воспитанники детского сада, независимо от возраста, индивидуально и объединяясь в небольшие группы. Материалом служат те упражнения, которые, не требуя сложной организации и страховки, наиболее эффективно влияют на организм ребенка: ползание, упражнения с мячом, прыжки через длинную и короткую скакалку, метание в цель, бег; катание на велосипеде и самокате, бадминтон, теннис, кольцеброс, подвижные и другие игры. Правильная организация самостоятельной двигательной деятельности будет способствовать укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками, развитию творчества.

Кроме этого, можно проводить ежедневные 15-минутные занятия, условно названные как самостоятельные двигательные тренинги.

Для их проведения в спортивном зале или групповой освобождается достаточно большая площадь для движений, подготавливается физкультурный инвентарь. Дети проходят в зал в облегченной одежде, удобной обуви.

Целесообразно использовать простые, хорошо знакомые детям, пособия (например, мяч, обруч, скакалку), в небольшом количестве (по 2-3 на каждого ребенка). Они должны размещаться таким образом, чтобы не ограничивалось пространство для движений, каждый ребенок имел возможность свободного доступа к ним (например, обручи раскладываются в ряд вдоль одной стены, мячи – другой, скакалки — третьей).

Каждый тренинг начинается с мотивации двигательной деятельности. Перед детьми ставится конкретная задача, которая стимулирует двигательную активность ребенка.

Примерные задания, стимулирующие двигательную активность:

  • Ребята, попробуйте показать, как можно больше движений с любым предметом, который вам нравится
  • Возьмите один предмет и придумайте различные движения с ним
  • Придумайте движение с любыми двумя предметами
  • Сегодня движения вы будете выполнять в паре. Возьмите один любой предмет и выполните как можно больше разных движений
  • Выберите каждый то пособие, которое нравится больше всего, а затем объединитесь в пары по желанию и попробуйте выполнить разные движения вдвоем с двумя предметами
  • Попробуйте объединиться по три человека. Выберите любые пособия, стройте дорожку, а потом каждый придумает свои движения на ней (как можно больше). Посмотрим, кто придумает больше всего движений
  • Задача сегодняшнего занятия в том, чтобы придумать как можно больше движений и посчитать их количество
  • Сегодня каждый должен продемонстрировать для всех детей движение, которое он больше всех любит.

Ещё раз напомню, что физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста планируется в соответствии с принципами последовательности, систематичности, комплексности использования естественных сил природы и гигиеничных факторов, а также методов оздоровительной направленности и с учетом индивидуальных особенностей дошкольников.

Воспитывая у детей потребность, ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья и гармоничного развития.

Подготовила воспитатель МАДОУ «Лукоморье:

Горбачева Л.В.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]