Родительское собрание в средней группе в начале учебного года «Начинаем новый учебный год»материал (средняя группа)


Конспект родительского собрания «Особенности образовательного процесса в средней группе»

Конспект родительского собрания в средней группе « Колокольчик»

на тему:

«Особенности образовательного процесса в средней группе»

Воспитатель: Шарунова С.И.

г. Воронеж

Цели:

Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

Рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет; познакомить родителей с задачами образовательной работы на новый учебный год; научить родителей наблюдать за ребёнком, изучать его, видеть его успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе; активизировать работу по развитию речи детей.

Форма проведения:

Встреча-путешествие.

Участники:

Воспитатели, родители, педагог-психолог.

План проведения:

1.Вступительная часть.

2.Поздравление родителей с началом учебного года. Слова благодарности родителям за помощь при подготовке группы к началу учебного года. Знакомство с новыми семьями.

3.Педагогический всеобуч «Ребёнок 4-5 лет».

4. Выступление педагога-психолога.

5.Утверждение плана совместных мероприятий (праздники, проекты, родительские собрания, экскурсии).

6. Выбор родительского комитета.

7.Заключительная часть. Решения родительского собрания.

Подготовительный этап:

1. Слайд-шоу: «Как мы провели лето».

2. Оформление информационных листов: памятки «Ребёнок 4-5 лет»; «Что необходимо знать о своём ребёнке», сетка занятий, режим дня, правила для родителей.

3. Приглашение педагога-психолога.

4. Разработка проекта решения родительского собрания.

Ход мероприятия:

Родители заходят, знакомятся с содержанием программы родительского собрания и выставки дидактических игр для детей 4-5 лет.

Воспитатель:

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть Вас. Прошло лето, а как мы его провели, сейчас узнаем с помощью просмотра фотографий (
слайд-шоу «Как мы провели лето»).
Воспитатель:

А сейчас я хочу узнать, как Вы провели лето со своими детьми. Встаньте те, кто, ходил со своим ребёнком на рыбалку, на море, на речке, плавал вместе с ребёнком, загорал на пляже. Кто читал детям книги. Кто купил своему ребёнку мяч или любой другой предмет для двигательной активности. А чьи детки помогали родителям на огороде, в саду. Чей ребёнок научился чему-нибудь новому
.
( Ответы родителей)

Воспитатель:

Вашим детям исполнилось четыре года, они перешли в среднюю группу детского сада! Поздравляю Вас, уважаемые родители!

Теперь наша группа называется группа «Солнышко». С вашей помощью мы постарались создать уют и развивающую предметную среду (благодарность родителям

). В наш коллектив влились новые ребята, и мне бы хотелось познакомить Вас с новыми родителями. (
Знакомство с новымисемьями).
А теперь можно отправляться в страну Знаний. А главные путешественники-это наши дети!

Воспитатель:

Корабль готов к отплытию. Полный вперёд! Нет… чего-то ещё нам не хватает! Конечно же, спасательных средств-педагогических знаний. А знаете ли вы, уважаемые родители, особенности наших главных путешественников? Что представляют собой дети в возрасте 4-5 лет, что необходимо знать о своём ребёнке? Ответы на эти вопросы вы найдёте, прочитав памятки «Ребёнок 4-5 лет» и «Что необходимо знать о своём ребёнке».
( показ памяток).
Воспитатель:

Хочу Вам представить педагога–психолога, который расскажет поподробнее о психофизическом развитии детей среднего возраста, даст Вам советы и рекомендации.
( доклад педагога-психолога)
Воспитатель:

А сейчас я расскажу Вам о режиме дня, образовательных программах, по которым осуществляется педагогический процесс, об основной образовательной деятельности, о дополнительном образование: кружок изобразительной деятельности и физической подготовки.(
доклад воспитателя)
Воспитатель предлагает выбрать родительский комитет группы, который будет заниматься вместе с воспитателями организацией всех наших совместных проектов и праздников. (Обратная связь с родителями)

Воспитатель:

Путешествие в страну Знаний продолжается. Желаем вам успехов, интересных открытий, весёлых игр и настоящих друзей! В любой команде очень важны понимание, добрые отношения, взаимопомощь и взаимоуважение. Условиями гармоничных отношений детей и родителей, детей и педагогов, педагогов и родителей является умение уступать друг другу, взаимная терпимость. (
Рефлексия)
Родителям раздаются бумажные силуэты корабля, предлагается написать на них, что они думают о проведённом собрании

Решение родительского собрания:

1. Принять к сведению содержание памяток.

2. Педагогам и родителям осуществлять взаимодействие друг с другом, стремясь к выполнению главной задачи-созданию благоприятных условий для образования детей в сложившемся коллективе.

3. Утвердить родительский комитет в следующем составе…

Приложение№ 1 «Особенности образовательного процесса в средней группе»

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.

В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:

• Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

• Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

• Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

• Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страша

• Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

• Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

Математика

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:

1. Ребенок может уметь определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.

2. Ребенок может знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник)

3. Ребенок может знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.

4. Ребенок может уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.

5. Ребенок может уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше — меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.

6. Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.

Логическое мышление

Развитие Мышления, Памяти, Внимания

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:

1. Ребенок может уметь находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками).

2. Ребенок может уметь складывать по образцу постройки из конструктора.

3. Ребенок может уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.

4. Ребенок может уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.

5. Ребенок может уметь складывать пирамидку (чашечки, вкладывая их друг в друга) без посторонней помощи.

6. Ребенок может уметь вкладывать в отверстия недостающие фрагменты картинок.

7. Ребенок может уметь называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза-домашние животные; зима, лето, весна- времена года). Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету.

8. Ребенок может уметь отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери в доме? И т.д.

9. Ребенок может уметь подбирать противоположные слова: стакан полный — стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный — ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д.

10. Ребенок может уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.

11. Ребенок может уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.

Развитие Речи

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:

1. Ребенок может использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители.

2. Ребенок может понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки — лапы, ногти — когти, волосы — шерсть).

3. Ребенок может уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок — цветы, девочка — девочки).

4. Ребенок может уметь находить предмет по описанию (яблоко — круглое, сладкое, желтое). Уметь самостоятельно составлять описание предмета.

5. Ребенок может понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).

6. Ребенок может знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.

7. Ребенок может уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.

8. Ребенок может уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.

9. Ребенок может называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет.

10. Ребенок может уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?

Окружающий мир

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:

1. Ребенок может уметь различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.

2. Ребенок может знать названия насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает)

3. Ребенок может знать всех домашних животных и их детенышей.

4. Ребенок может уметь угадывать по картинкам времена года. Знать приметы каждого из них.

Навыки обихода

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:

1. Ребенок уже отлично застегивает пуговки, молнии и развязывает шнурки, его хорошо слушаются ложка и вилка.

2. Ребенок может уметь нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку.

3. Ребенок может уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.

4. Ребенок может уметь заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.

5. Ребенок может уметь обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.

6. Ребенок может уметь проводить линии по середине дорожки, не выходя за её края.

7. Ребенок может различать правую и левую руку.

Вам как его родителям важно:

• Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.

• По возможности вместо запретов предлагать альтернативы. формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу.

• Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.

• Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива.

• Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами.

• Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.

• Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и т.д.

• Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее.

• Быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребенком любые события и явления, которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов.

Конспект проведения родительского собрания в средней группе на тему: «Путешествие в страну Знаний»

Родительское собрание

«Путешествие в страну Знаний»

Средняя группа

Цели:

смоделировать перспективы взаимодействия воспитателей и родителей на новый учебный год; повысить педагогическую культуру родителей.

Задачи:

— рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет;

— познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный год;

— обновить анкетные данные семей воспитанников;

— научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе;

— активизировать работу по развитию речи детей.

Участники:

воспитатели, родители.

План проведения

  1. Вступительная часть.
  2. Поздравление родителей с началом учебного года.
  3. Знакомство с новыми семьями, воспитателем.
  4. Педагогический всеобуч «Ребенок 4-5 лет».
  5. Особенности образовательного процесса в средней группе.
  6. Ознакомление родителей с целями и задачами на новый учебный год.
  7. Коротко о разном.

Ход мероприятия

I. Подготовительный этап

  1. Создание фотогазеты «Лето красное, жизнь спортивная прекрасная» (родители приносят летние семейные фотографии, рисунки детей).
  2. Подготовка благодарственных писем семьям, принявшие активное участие в подготовке группы к началу учебного года; проекта плана совместных мероприятий на новый учебный год; выписки из годового плана работы ДОУ на новый учебный год (раздел «Взаимодействие с семьей»);
  3. Оформление информационных листов с названиями совместных педагогических и творческих проектов, которые будут реализованы в новом учебном году.
  4. Разработка проекта решения родительского собрания.
  5. Оформление приглашения:

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

Приглашаем Вас на организационное родительское собрание «Путешествие в страну Знаний».

Родительское собрание состоится 28 августа в 17.00.

Ждем Вас с нетерпением!

Воспитатели группы

II.
Организационный этап
Родители заходят, рассаживаются произвольно. Родители изучают содержание программы родительского собрания и материалы представленных выставок.

III. Вступительная часть

Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в нашей уютной кают-компании! Сегодня у нас праздник. Попробуйте догадаться какой. Нашим знаменитым путешественникам исполнилось четыре — пять лет, они перешли в среднюю группу детского сада! Давайте передадим свои пожелания друг другу.

Упражнение «Пожелание»

Родители встают в круг, воспитатель пускает по кругу бубен.

Ты катись, веселый бубен,

Быстро-быстро по рукам.

У кого веселый бубен,

Тот пожелание скажет нам.

Пожелания родителей можно записать на магнитофон или видеокамеру, чтобы дать их прослушать посмотреть детям.

IV. Поздравление родителей с началом учебного года.

Чтобы отправиться в длительное Путешествие по стране знаний, нам необходимо надежное, оборудованное и средства. Это наш детский сад и наша группа (предметно-развивающая среда, без нее невозможно полноценное всестороннее развитие наших детей). Кто же помог качественно подготовить нашу группу к новому учебному году?

Вручение благодарственных писем

Родителям вручают благодарственные письма за помощь в проведении ремонтных работ и подготовке группы к началу учебного года

V. Знакомство с новыми семьями, воспитателем

Родители и воспитатель сами коротко рассказывают о себе и своей семье.

Вывод. В любой команде очень важны понимание, добрые отношения, взаимопомощь и взаимоуважение. Условиями гармоничных отношений детей и родителей, детей и педагогов, педагогов и родителей является умение уступать друг другу, взаимна терпимость.

VI. Педагогический всеобуч «Ребенок 4-5 лет»

Воспитатель. Мы готовы к путешествию. Полный вперед! Нет… чего-то еще нам не хватает! Конечно же, спасательных средств — педагогических знаний. А знаете ли вы, уважаемы родители, особенности наших главных путешественников? Что представляют собой дети в возрасте 4—5 лет?

А мы сейчас это узнаем с помощью упражнений…

Упражнение «Каким я увидел(а) своего ребенка летом?»

(родители стоят в кругу и передают друг другу «волшебное» яблочко)

— Он внимательный: помог мне нести сумку с дачи.

— Он ласковый: охотно целует, обнимает меня; жалеет животных: кормит у бабушки кур, козочку.

— Он наблюдательный: всегда заметит, когда распускается цветок, заходит солнце или появляется тучка.

— Он веселый: любит петь, никогда не хнычет по пустякам.

— Он трудолюбивый: может долго поливать грядку, делает дело до конца.

— Он мой любимый: я люблю его всякого и очень хочу, чтобы его любили все.

Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, их возрастные особенности. Составим общий возрастной портрет ребенка 4—5 лет, выделив показатели разных сторон его развития.

Ребёнку уже исполнилось 4 года. Убедитесь, что:

  • рост стал 102 см и увеличился на 4-5 см
  • вес стал 16 кг и увеличился на 1-2 кг

Теперь, чтобы не навредить малышу в его развитии, нужно выяснить, какие на этом возрастом этапе «ранимые места» в его организме и учитывать это.

Тело ребёнка изменило пропорции, активно идёт формирование осанки, закладывается походка, привычные позы при сидении, стоянии и т.д. Но сила мышц, поддерживающая скелет, недостаточна, утомляемость их велика и грозит разнообразными отклонениями в осанке. А последнее, в свою очередь, могут повлечь нарушения в деятельности самых разных органов и систем.

Поэтому надо обязательно следить за осанкой ребёнка. Особенно во время работы за столом (надо не только показать, но и рассказать, как правильно сидеть).

Навыки здоровья

К пяти годам ребёнок может в той или иной степени самостоятельно ухаживать за всеми открытыми частями тела. Он учится технике обработки своего тела. Он уже умеет самостоятельно мыть руки, полоскать полость рта, умываться, переодеваться.

Но ему ещё трудно, и он ещё учится:

  • чистить зубы
  • расчёсывать волосы
  • полоскать горло

И важно не столько количество самостоятельно выполняемых процедур, сколько качество выполнения.

Происходят изменения и в сознании детей

Идёт бурный расцвет фантазии. Воображения. Именно на пятом году жизни дети начинают рассказывать невероятные истории о том, что сами они участвовали в каких-то невероятных событиях, что папа таскал маму за волосы, хотя ничего подобного не было. И нельзя это назвать ложью. Это очень обидно для ребёнка. Подобные фантазии не являются ложью в прямом смысле слова, хотя бы потому, что не приносят ребёнку никакой ощутимой пользы. Они не помогают ему избежать наказания, не позволяют получить лакомство или игрушку. Это событие другого порядка. Подобное явление правильнее называть выдумками. Источники таких фантазий могут быть весьма различными. Например, это может быть яркий сон, который ребёнок принял за действительность. Это может быть стремление поднять свой авторитет среди сверстников. Это может быть и стремление справиться с какими-то страхами.

Поэтому единственно правильная форма реакции на подобные выдумки – спокойное и достаточно заинтересованное отношение к рассказам ребёнка. Но ни в коем случае нельзя уличать ребёнка во лжи.

На 5 г.ж. у детей наблюдается высокий познавательный интерес. Дети этого возраста способны знакомиться с предметами окружающего, выходящими за пределы своего опыта и восприятия детей.

Очень важно понимать, когда ребёнок накапливает такие представления, он не просто увеличивает объём знаний, а у него возникает отношение к тем новым сферам жизни, с которыми его знакомят: симпатии к дельфинам и опасливое отношение к акулам и т.д.

Однако вы непременно должны иметь в виду следующие обстоятельства. Дети очень чутки к искренности вашего отношения к тому или иному предмету или явлению. Если в глубине души вы не любите животных, вам никогда словами не удастся убедить детей в обратном. В самом начале пути в неизведанное не надо знакомить детей с тем, что не вызывает симпатии у вас самих.

Если в этом году мы не сможем заложить у детей способность мысленно выходить за пределы своего опыта и испытывать интерес к широкому окружающему миру, то позднее сделать это будет трудно, так как именно дети 5 лет очень активно воспринимают всё, что их окружает. И эта активность может сосредоточиться на ссорах со сверстниками, сравнении имущественного состояния своей семьи и других семей.

И ещё одно обстоятельство. При знакомстве детей с новыми явлениями в этом году следует ограничиться предметами, которые существуют физически. Например, не следует касаться таких «невидимых» сфер, как социальные отношения. Конечно, если ребёнок задаёт вопрос – ответить на него необходимо, но как можно проще и понятней для ребёнка.

Дети пробуют строить и первые умозаключения. Внимательно выслушивайте все рассуждения ребёнка и не торопитесь вносить в них свои коррективы. В этом возрасте важна не правильность вывода, а поддержка самого стремления ребёнка рассуждать и думать. Проявляйте серьёзное уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении мыслей ребёнка недопустимы.

Мышление ребёнка после 4-х лет становится речевым. Если у малыша мыслительный процесс постоянно тяготел к тому, чтобы вылиться в предметную практическую деятельность, теперь он протекает преимущественно в уме.

Совершенствуется способность классифицировать.

Формируется операция сериации – построения возрастающего или убывающего упорядоченного ряда (например, по размеру).

Ребёнок активно осваивает операции счёта в пределах первого десятка.

Большинство детей начинают проявлять интерес к абстрактным символам – буквам и цифрам. Начинает развиваться знаково-символическая функция.

В этом возрасте у ребёнка проявляется принципиально новая способность сопереживать вымышленным персонажам, героям сказок. Детям становится доступна внутренняя жизнь другого человека.

К 4-м годам речь ребёнка уже в основном сформирована как средство общения и становится средством его мыслей и рассуждений.

Сверстник становится интересен как партнёр по играм. Ребёнок страдает, если никто не хочет с ним играть. Дети играют небольшими группами по 2-5 человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу.

Возраст 4—5 лет справедливо называют средним дошкольным. Ближе к пяти годам у детей начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам старшего возраста: некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие их явления окружающей жизни. Любознательность, потребность в самостоятельности и активности, в свою очередь, благотворно влияют на психику и поведение. Эти черты, например, облегчают ребенку пятого года жизни освоение норм родного языка и функций речи.

Вместе с тем неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлеченность игрой и игровыми ситуациями сближают детей пятого года жизни с младшими дошкольниками. И расширяющиеся на данном возрастном этапе возможности воспитания и обучения детей не могут быть реализованы без знания и учета этой двойственности развития. (В.В. Гербова.)

(Родителям выдается одна из памяток (по экземпляру все памятки представлены в папке — передвижке) (приложение 3, 5, 6).

Воспитатель. Очень важно в воспитании учитывать индивидуальные особенности ребенка. Они обусловлены типом нервной системы. И.П. Павлов выделил четыре основных типа нервной системы (в зависимости от реакции организма на внешние раздражители): флегматик, сангвиник, холерик, меланхолик.

Родителям для самостоятельного изучения предлагаются тест на определение темперамента и памятка «Темперамент вашего малыша» (приложение 7

).

VIII. Особенности образовательного процесса в средней группе

1. Сообщение воспитателя

Воспитатель рассказывает родителям о режиме дня, образовательных программах, по которым осуществляется педагогический процесс, задачах воспитания и обучения (можно оформить в виде памятки), об основных занятиях и видах детской деятельности (сетка занятий), о дополнительном образовании (бесплатные и платные кружки).

2. Обратная связь с родителями

Родители задают интересующие их вопросы, высказывай предложения по улучшению качества образовательного процесса. Им выдается памятка «Правила для родителей» (приложение 4)

IX. Заполнение родителями анкеты

Родители заполняют анкету семьи, куда вносят всеизменения произошедшие за текущий период (изменения фамилий, адрес телефонов, места работы и т. п.). Родители получают распечатанный список воспитателей (Ф.И.О., контактные телефоны, время проведения консультаций)

X. Заключительная часть

Воспитатель. Путешествие в страну Знаний продолжается. Желаем вам успехов, интересных открытий, веселых игр и настоящих друзей! Только вперед!

Вариант решения родительского собрания:

  1. Установить график проведения групповых родительских собраний — 1 раз в квартал. Время начала родительского собрания — 17.00.
  2. Принять к сведению содержание памяток «Ребенок 4—5 лет», «Уровень речевого развития».
  3. Принять к исполнению правила для родителей.
  4. Педагогам и родителям осуществлять взаимодействие друг с другом, стремясь к выполнению главной задачи — созданию благоприятных условий для образования детей в сложившемся коллективе.

Приложение 1.

Анкета для родителей

Уважаемые

______________________________________________________________________
(ФИО родителей).
Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам в организации интересных собраний, увлекательной работы с детьми. Заранее благодарим за своевременно заполненную анкету.

  1. Какие родительские собрания, встречи, экскурсии Вы предлагаете провести в этом году?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Считаете ли Вы возможным посещение собраний, других мероприятий всей семьей?

а) да;

б) нет (почему?).__________________________________________________________________

  1. Что нам следует учитывать, приглашая Вас на собрание, занятие, беседу?

__________________________________________________________________________________

  1. Какие дни и часы недели у Вас наиболее заняты?______________________________________
  2. Ваши советы и предложения по организации и проведению собраний.

__________________________________________________________________________________

  1. Какую помощь можете оказать в их подготовке?______________________________________

_________________________________________________________________________________

  1. Согласны ли Вы принять участие в выставке и представлении Ваших хобби? Каких?

__________________________________________________________________________________

  1. Какая Вам необходима помощь?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ваши вопросы и предложения.

Приложение 2.

Анкета семьи

  1. Фамилия, имя, отчество ребенка.
  1. Дата рождения ребенка.
  1. Количество детей в семье.
  1. Сведения о маме:

а) фамилия, имя, отчество;

б) образование (высшее, среднее и др.);

в) место работы, должность, рабочий телефон;

г) увлечения и возможности по оказанию помощи в прове дении групповых мероприятий.

5. Сведения о папе:

а) фамилия, имя, отчество;

б) образование (высшее, среднее и др.);

в) место работы, должность, рабочий телефон;

г) увлечения и возможности по оказанию помощи в прове дении групповых мероприятий.

6. Адрес, по которому проживает семья.

1.Количество членов семьи, проживающих по данному адресу.

2. Жилищные условия.

7. Средний финансовый доход семьи.

8. Особые сведения о ребенке
(физические недостатки: слух, зрение, нарушение деятельности мочеполовой системы и т. д.).
9. Домашний телефон
(другие контактные телефоны).
Приложение 3.

Уровень развития речи детей 4-5 лет

Четыре года

  1. Словарный запас достигает 2000 слов.
  2. В активной речи появляются слова второй степени обобщения (посуда — чайная и столовая, машины – грузовые и легковые, люди — мужчины и женщины и т. п.).
  3. Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки.
  4. Появляется словотворчество, что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.
  5. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.
  6. У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Р’.
  7. Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.
  8. Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений.

Пять лет

  1. Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.
  2. Начинает формироваться внутренняя речь — свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.
  3. Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй степени обобщения.
  4. Возможны ошибки при построении сложных предложений.
  5. Звукопроизношение полностью нормализовалось.
  6. Появляется способность к выделению звука из слова, т.е. формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть прозрачной, незаметной для восприятия.
  7. Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.

Приложение 4.

Правила для родителей

Приводите ребенка в детский сад:

  1. до 8.15;
  2. в чистой, опрятной и удобной одежде и обуви, с необходимым комплектом сменного белья, с аккуратно причесанными волосами и коротко подстриженными ногтями; здоровым (обо всех случаях недомогания ребенка извещайте воспитателя).
  3. Выявленные при утреннем фильтре больные и дети с подозрением на заболевание в детский сад не принимаются.
  4. Информируйте администрацию детского сада об отсутствии ребенка в связи с болезнью в течение первых двух часов в день заболевания.
  5. После перенесенного заболевания, а также отсутствия в детском саду более трех дней представьте старшей медицинской сестре справку о состоянии здоровья ребенка от участкового врача-педиатра.
  6. Лично передавайте и забирайте ребенка у воспитателя. Hапишите заявление на имя директора ДОУ, если право забирать ребенка передоверяете родственникам или детям старше 16 лет.
  7. Накануне предполагаемого отсутствия ребенка в детском саду по семейным обстоятельствам (отпуск, летний период, санаторно-курортное лечение и пр.) оставьте заявление директору ДОУ.
  8. Вносите плату за содержание ребенка в ДОУ не позднее 10-числа каждого месяца. Своевременно представляйте документы, подтверждающие льготы по оплате за содержание ребенка в детском саду.
  9. Соблюдайте этические нормы в общении с детьми и сотрудниками детского сада.

Запрещается:

  1. приходить в детский сад в нетрезвом виде;
  2. курить на территории детского сада;
  3. приводить животных

Приложение 5.

Особенности организации занятий детей 4-5 лет

Учитывая психологические особенности детей 4—5 лет, педагог проводит на занятиях физкультурные минутки, использует игровой материал, включает игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой.

На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром очень важно:

  1. обогащать словарный запас детей;
  2. развивать наблюдательность и любознательность;
  3. совершенствовать навыки общения (вежливого и культурного) со сверстниками и взрослыми;
  4. развивать эстетическое восприятие, понимание содержания художественных произведений;
  5. учить логично и последовательно строить описание, задавать вопросы;
  6. совершенствовать звуковую культуру речи, добиваться чистого произношения звуков и слов, правильной постановки ударения;
  7. учить отвечать краткими и развернутыми предложениями;
  8. обучать правильному согласованию слов в предложении.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром особое внимание уделяется:

  1. бережному отношению к природе, вещам, созданным тру дом людей;
  2. формированию любви к родному краю.

В процессе развития речи необходимо использовать книги-раскраски. Раскрашивание предметов надо проводить штрихов кой (частой или редкой) в заданном направлении: лежащие линии (горизонтальные), стоящие линии (вертикальные), наклонные («как дождик») — это способствует развитию тонкой координации руки.

Для умственного развития большое значение имеет формирование элементарных математических представлений и логического мышления.

На занятиях по лепке необходимо развивать умения скатывать пластилин круговыми движениями, расплющивать, соединять в виде кольца, защипывать края формы; учить лепить предметы из нескольких частей, правильно располагать части. Это способствует, с одной стороны, формированию тонкой координации движений кисти руки, с другой — развитию пространственно воображения.

Очень важно на занятиях по изобразительному искусству не только развивать вкус на лучших произведениях искусства, но и учить сочетанию цветов и оттенков для создания выразительного образа, закрашивать рисунки (красками, гуашью, карандашами), ритмично наносить мазки, штрихи, не выходя за пределы, контура; учить правильно передавать в рисунке расположение частей при изображении сложных предметов (вверху, внизу, слева, справа), изображать круглую, овальную, прямоугольные и треугольную формы; учить рисовать элементы узора (мазки, точки, прямые линии, кольца, дуги и т. д.). Все это направлено на развитие пространственного воображения и мышц кисти руки.

Занятия по физической культуре направлены на укрепление здоровья детей, формирование правильной осанки, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков. Их учат ходить и бегать, согласуя движения рук и ног, ползать, пролезать, энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжка ориентироваться в пространстве.

На музыкально-ритмических занятиях дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки в умеренном и быстром темпе, самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки, выполнять такие танцевальные движения, как прямой галоп, «пружинка», подскоки, переступание с носка ноги на пятку, кружение по одному и в парах, движение парами по кругу в танцах и хороводах; учатся выполнять движения с предметами, выразительно передавать игровые образы. Им прививается интерес к музицированию.

К концу года дети на пятом году жизни умеют:

  1. отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
  2. учить наизусть небольшие стихотворения, потешки;
  3. считать в пределах пяти (количественный счет);
  4. отвечать на вопрос «сколько всего?»;
  1. сравнивать две группы предметов, используя счет (больше — меньше); сравнивать пять предметов разной длины, ширины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке подлине, ширине, высоте;
  2. указывать и называть круг, квадрат, прямоугольник, тре угольник;
  1. различать и называть части суток;
  1. определять направление движения от себя: направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз;
  1. отличать правую и левую руку;
  2. правильно передавать в рисунке форму, строение предметов;
  1. изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одной линии, на всем листе, связывая единым содержанием;
  2. лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезать с одного пролета на другой, ползать разными способами;
  3. принимать правильное исходное положение в прыжках с места, мягко приземляться, прыгать в длину с места на 70 см;
  1. ловить мяч кистями рук с расстояния 1,5 м;
  1. принимать правильное исходное положение при метании, метать предметы разными способами правой и левой рукой;
  1. отбивать мяч о землю (пол) не менее пяти раз подряд;
  2. сохранять равновесие на ограниченной площади опоры;
  1. ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону.

Приложение 6.

Памятка для родителей

«Что необходимо знать о своем ребенке»

  1. Состояние здоровья и физическое развитие ребенка.
  2. Формирование двигательных навыков.
  3. Умеет ли ребенок правильно ориентироваться и наблюдать?
  4. Развито ли у ребенка воображение?
  5. Умеет ли ребенок концентрировать свое внимание?
  6. Хорошая ли память у ребенка?
  7. Умеет ли ребенок выражать свои мысли?
  8. Как развивается мышление ребенка?
  9. Чем интересуется ребенок?
  10. Как проходит эмоциональное развитие ребенка?
  11. Как складываются отношения ребенка с окружающими его людьми?
  12. ребенка к материальным ценностям.
  13. Любит ли ребенок животных?
  14. Отношение ребенка к самому себе.
  15. Активен ли ребенок?
  16. Каковы духовные потребности ребенка?
  17. Формирование личности.

Приложение 7.

Тест на определение темперамента

Ребенок рождается с унаследованным темпераментом. Выяснив, какой темперамент у Вашего ребенка, Вы сможете общаться ним без конфликтов и стрессов.

Начертите на листе горизонтальную ось и напишите у левого ее конца слово «замкнутость», а у правого слово «общительность» поставьте в центр нулевую точку и отметьте на оси место, которое ребенок, по Вашему мнению, занимает (с учетом того, что у левой конца оси находятся дети действительно замкнутые, а у правого — очень открытые и общительные, а центр — это статистическая норма).

Затем проведите через центр горизонтальной оси вертикальную линию. Напишите у нижнего ее конца слова «эмоциональна стабильность», а у верхнего слова «невротизм» и поставьте на этой оси точку, соответствующую Вашим представлениям о душевном спокойствии ребенка (с учетом того, что внизу находятся спокойные, эмоционально устойчивые, а вверху — дети с повышенной нервозностью и неустойчивыми эмоциями). Теперь осталось провести перпендикуляры от точек на осях до их пересечения и определить, к какому типу относится Ваш ребенок.

Точка пересечения перпендикуляров, оказавшаяся в левом верхнем секторе, свидетельствует о холерическом темпераменте; ее попадание в правы верхний сектор — о меланхолическом; если она оказалась в левом нижнем секторе — это говорит о флегматическом типе; а в правом нижнем — о сангвиническом.

Старайтесь оценить ребенка не по состоянию в данный момент, а в целом с момента его рождения. Данное определение достаточно схематично и приближенно определяет тип темперамента. Обратите внимание на то, что существуют смешанные типы.

Сангвиник. Жизнелюб и оптимист, охотно рискует и идет на компромиссы, деловит и собран, прекрасно сходится со сверстниками, быстро адаптируется в незнакомом месте, мгновенно усваивает новую информацию. Он любит подвижные игры, очень любознателен. Быстро засыпает и всегда просыпается в хорошем настроении. Наказания переносит легко, быстро о них забывает. Его живая речь изобилует словами в превосходной степени и сопровождается импульсивными жестами. Это вообще самый «удобный» для воспитания темперамент. Однако, увлекшись каким-либо делом, малыш не может правильно рассчитать силы, быстро устает и часто меняет надоевшие занятия. Воспитывая сангвиника, учите его терпению и упорству и следите, чтобы его оптимизм и жизнерадостность не переросли в легкомыслие и непостоянство.

Холерик. Это неутомимый, бесстрашный, задиристый ребенок. Часто горячится и вступает в конфликты. Нередко испытывает страх и гнев, непредвиденные ситуации воспринимает в штыки. К замечаниям относится спокойно, а вот физическим наказаниям сопротивляется. Предпочитает шумные игры, баловство, постоянно нуждается в зрителях и новых впечатлениях. Новую информацию схватывает на лету и тут же забывает. Говорит громко и быстро. К новой обстановке привыкает легко. А вот засыпает с трудом, и никогда не предугадаешь, в каком настроении проснется. Попытайтесь снизить скорость его порхания по жизни, организуя остановки и паузы; помогайте выбрать хобби, тогда фонтан его бурной энергии будет использован в познавательных целях. Занимайте ребенка спокойными играми, совершенствующими внимание и наблюдательность; учите его обдумывать решения, рассчитывать силы, всегда быть сдержанным и настойчивым.

Флегматик. Он очень спокойный, медлительный, обстоятельный, сдержанный, даже мало эмоциональный, не любит рисковать. Этот ребенок любит спокойные игры. Он не бывает лидером среди сверстников. Новую информацию усваивает медленно, но зато навсегда. Долго адаптируется к новшествам, перемен не любит. А вот засыпает быстро, спит спокойно, но просыпается медленно и долго ходит вялый.

Постарайтесь развить в малыше любознательность и инициативность; ускоряйте его черепашьи темпы (в этом Вам помогут любые игры на скорость и ловкость). Показывайте ему пример ярко выраженного, эмоционального поведения: сами активно радуйтесь и огорчайтесь, он обязательно это у Вас переймет.

Меланхолик. Он робкий, замкнутый и нерешительный, тревожится по мелочам, очень мнителен и сентиментален. Новую информацию усваивает с трудом, все время отвлекается и быстро устает. Двигается неуверенно, говорит тихо, но выразительно. Как правило, выдает реакцию, неадекватную силе раздражителя. Спать укладывается долго, засыпает быстро, утром легко встает. Очень тяжело привыкает к новым местам и потому не любит ходить в садик и школу. Меланхолику нужно учиться самостоятельности и смелости. Ему нельзя приказывать, недопустимы категоричные обращения и отрицательные оценки. С таким малышом надо обсуждать увиденное и услышанное, акцентируя внимание на положительных сторонах.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]