Опыт работы «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей»


Консультация для педагогов ДОУ «Народное искусство в быту детского сада»

Марина Артемкина

Консультация для педагогов ДОУ «Народное искусство в быту детского сада»

Народное искусство в быту детского сада.

Есть много предметов русского народного творчества которые могут украсить наш быт. Изобразительное, словесное, музыкальное народное искусство вводится в детский сад в связи с потребностями детской жизни, с целью украсить быт.

Русское народное творчество многообразно в своих проявлениях. Оно проникает во все уголки окружающей нас жизни.

С раннего возраста ребенок, через потешки, колыбельные, прибаутки, попевки в доступных формах и на близком по содержанию материале усваивает язык своего народов, его нравы и обычаи, черты характера.

Игры, пока ребенок мал, обращены к нему индивидуально. Его забавляют, развлекают несложными играми со звучащими, шумящими, красочными игрушками, играми — прибаутками. Тут «Ладушки»

,
«сорока-белобока»
. Такие игры используют на занятиях и в повседневной жизни ребенка.

Народные игры влияют на воспитания ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка. народные игры — образны, поэтому они увлекают дошкольников.

Очень увлеченно дети играют в детском саду в народные подвижные игры: «Гуси — гуси»

,
«У медведя во бору»
,
«Коршун, наседка и ее детки»
. Структура этих игр проста. Песня, слово, движение ограниченно связанные в них. Это создает классическую простоту, предельную законченность, завершенность.

Народным играм часто предшествуют считалки. Считалка как бы вводит в игру, помогает распределить роли, служит самоорганизацией детей. Общественные такие народные считалки:

Кады — бады, Катился горох по блюдцу

Налей воды, Ты води, а я не буду.

Корове пить, Ниточки — иголочки,

Тебе водить. Ти-ти улети.

В считалках проявляется детское словесное творчество. Здесь мы находим плясовые ритмы, подражания, игру словом, звуком.

Так же целый ряд игр основан на соединении песни с движением. Это хороводные игры. В этих играх ребенок драматизирует тот, о чем поется в песне. Дети любят играть в такие игры, как «Каравай»

,
«золотые ворота»
.
«заинька»
. Хотя сейчас хороводные игры стали использовать в основном лишь на музыкальных занятиях. Это произошло и постепенно они исчезают из быта, а это печально. Поэтому следует уделить внимание возрождению
народных хороводных игр.
Народные игры созданы народом как песни и сказки. Они передаются из поколения в поколение. Перенимают эти игры дети в детском саду, играя друг с другом, на улице, от старших детей. Ушинский К. Д. считал эти игры материалов наиболее доступным, понятным для детей, вследствии близости их образов и сюжетов детскому воображению, а также благодаря общественному началу, заложенному в них.

Народные игрушки давно вошли в быт детей. Это шары, пирамидки,образные игрушки: медведи — кузнецы, плетеная кукольная мебель, матрешки и т. д. Игрушки привлекают внимания детей необычной формой, удивительной раскраской — это дымковские или городецкие кони, свистульки. Фигуры женщины, коня, петуха, медведя, в представленные в игрушке, показывают связь игрушки с народным искусством. Народная игрушки призвана порадовать детей яркостью красок. Она радует детей свистом, писком, действием. Широко известны и любимы детьми дошкольного возраста ваньки- встаньки, неваляшки, дудки, клоуны, свистульки. Интересы и приемлемы для детей игрушки для развития движений — каталки, мячи, бабки, городки.

Народные игрушки обладают ценными дидактическими свойствами. Ребенок учится различать цвета и оттенки, знакомится с величиной, формой, количеством. Дети с интересом играют с игрушками — вкладышами, где они учатся вкладывать, расставлять, переставлять.

В детскомсаду рекомендуется прелагать нанизывающие игрушки: шары, пирамидки, грибы.

Сюжетные народные игрушки — это:

• городецкая деревянная игрушка (лошади, люди, пароходы)

• дымковская глиняная игрушка, удивительно проста по сюжету, свойственна четкость форм в сочетании с живой раскраской (конюшки, наездники, бараны)

• загорские игрушки из папье — маше (кони серые в яблоках с хвостами из пакли, с подставками на колесах)

• богородская резная игрушка (фигуры животных)

.

Огромное влияние на развитие речи оказывает народный фольклор. Ребенок усваивает родной язык, подражая речи окружающих. Совершенные образцы русского языка — это пословицы, загадки, сказки, поговорки, скороговорки, колыбельные, заклички, дразнилки, пугалки. Пословицы, поговорки помогают детям открыть правила поведения моральные нормы.Например:

«Поспешишь — людей насмешишь»

,
«Скучен день до вечера — коли делать нечего»
и т. д.

Загадки — доступны для понимания ребенка, полезные упражнения для его ума. Заучивания и произношение скороговорок помогает детям упражняться в артикуляции. Они необходимы и полезны как гимнастика речи.

Заклички — помогают прочувствовать детям красоту природы, побуждают любить и беречь ее.Например: «Солнышко — ведрышко»

,
«Ветер — ветерцо»
,
«Дождик, дождик, пуще.»
Богатейшая сокровищница русского языка — народная сказка. Дети внимательно слушают сказки, легко усваивают содержание. На основе сказок учатся отличать добро от зла.

Сказочная тематика настолько близка детям, что легко проникает в из игры. Драматизация сказок приучает переводить образы воображения на язк жестов, мимики, слов, обогащает словарный запас, развивает память. В этом году на занятиях по театрализованной деятельности много внимания уделяем народному фольклору: скороговоркам, считалкам, драматизациям сказок, знакомила с закличками народными дразнилками, потешками, страшилками.

С народными промыслами, традициями, фольклором дети знакомятся также во время проведения праздников, народных гуляний, так-как в жизнь детей все больше входят песни, которые поются взрослыми во время этих праздников. Дети с интересом сопровождая игрой на народных музыкальных инструментах поют народные песни «Ах, вы сени, мои сени»

,
«Во саду ли в огороде»
,
«Светит месяц»
,
«Савка и Гришка»
,
«Калинка»
, а так-же инсценируют их. На основе
народных напевных песен, хороводов, игр детям открывается широта народной культуры, ее размах, мягкость и задушевность.
Есть много предметов народного творчества которые могут украсить интерьер детского сада.

Приятны в своем красочном оформлении жостовские подносы. Они могут служить для сервировки стола.

Использования резьбы, росписи может украсить детскую мебель.

Шкатулки резные или плетеные могут служить для хранения швейных принадлежностей, карандашей.

В украшении детских садов может быть использовано народное искусство в виде декоративных панно, скульптуры. Удачно может использоваться панно- аппликация, сделанная по мотивам дымковкой игрушки, несомненно оправдана в интерьере детского сада городецкая роспись,а так же богородская деревянная скульптура: медведь, козел, олень.

Русская вышивка, кружево может служить прекрасным украшением занавесей, скатертей, салфеток.

Каждой вещи, изготовленной народным умельцем нужно найти место, не заслонять ее другими предметами, чтобы она могла быть увидена детьми.

О РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА.

воспитатель Артемкина Марина Павловна

Театрализованная деятельность — очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятия внимание, мышление, память, эмоции и воля. С развитием массового телевидения читать сказки стали редко.Телевизор в поединке с книгой без труда вышел победителем: смотреть зрелище легче и интереснее. И в связи с этим сказка перестала использоваться для развития творческого мышления и воображения, речевого творчества и активного воспитания нравственных чувств. Так же сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном — это чтение, редко рассказывание, в лучшем случае — пересказ в лицах, просмотр кинофильмов по мотивам знакомых сказок. А о посещении театрализованных спектаклей уже и говорить не стоит. Но на протяжении многих лет педагоги детских садов убеждаются в том, что дети любят сказки.Из них они черпают множество познаний: первые представления о жизни людей в прошлом, о времени и пространстве, о связи человека с природой, о мире предмета. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.

На основе народного фольклора и сказок дети учатся импровизировать словом, интонацией, жестом и мимикой при исполнении ролей в игре — драматизации и театрализованных постановок. Поскольку сказки не в полной мере используются в семье для творческого развития детей, мы в детском саду стремимся уделить вопросом развития театрализованных умений и навыков на основе ознакомления дошкольников с народным фольклором: сказкой, считалкой, страшилкой, дразнилкой, скороговоркой, потешкой и перевертышем. Эти слова редко используются в речи в настоящее время, поэтому совместно с детьми мы ищем объяснение их образования (этимология)

. Дети предлагают очень разнообразные значения исконно
народных слов. Народный фольклор — яркий речевой материал, легок для запоминания и передачи диалога.Например:
• Федул, что губы надул?

• Кафтан прожег!

• А велика дыра?

• Один рукав остался!

Такие короткие тексты дети самостоятельно передают в диалогах, импровизируя интонационной выразительностью, мимикой и жестами с элементами народного юмора.

Детям нравится инсценировать диалоги из сказок,придуманных самостоятельно на предложенную тему: «Волшебные встречи»
(встреча животных в лесу; встреча Красной шапочки с колобком и т. д.)
. Отражая в речи свои суждения, дети передают творческую информацию на различные вопросы,например: «Если бы я был рыцарем, как бы я поступил?; Если бы я была лисой как бы я помирилась с волком? и т. д.»

Обсуждая с детьми содержание сказок, мы зачастую видим, что лиса в сказках — всегда хитрая, а кот для достижения своей цели многих обманывает.Не зря существует поговорка: Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Мы вместе с детьми выявляем этот «намек»

, чтобы дети в будущем поступали нравственно.Например: Быть как Емеля добрым, но не лениться сидя на печи. В связи с этим особое внимание уделяем обыгрывание знакомых сказок на новый лад, где вместе с детьми перестраиваем содержание сказки с учетом развития цивилизации, изменение характеров, движений, но оставляя в речи
народные выражения. С этой стороны в работе по народному творчеству помогает теория решения изобретательных задач (ТРИЗ, которую следует включать в театрализованную деятельность.
До недавнего времени считалось, что дошкольники не понимают переносного значения пословиц.Разбирая их вместе с детьми обсуждая смысл мы помогаем детям понять и применить пословицы по назначению например: к празднику Масленицы рационально привязать пословицу «Не все коту масленица»

, где кот может быть сытым только в праздник, но праздник бывает не каждый день, и чтобы сытно поесть нужно хорошо поработать. Так, разбирая содержание пословиц, мы расширяем представление о
народных праздниках, традициях и обычаях.
Развитие творческого речевого потенциала следует вести совместно с пением и изобразительной деятельностью. Так как только полное представление детей о народной культуре может сформировать представление о своем народе.

Мы должны стремиться приобщать детей к разным видам национального искусства: от пляски к сказке, музыке и изобразительной деятельности до театра. Именно такой представляется в наше время стратегия развития личностной творческой культуры ребенка.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]