Опыт работы по теме:«Игровые методы и приемы в обучении детей»


Опыт работы по теме:«Игровые методы и приемы в обучении детей»

Игра является механизмом развития ребёнка (ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально — коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно — эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования.

Для ребенка нужны игры, через которые он сможет учиться. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения, счета и письма войдут в мир познания ребенка через ворота детской игры и другие соответствующие возрасту ребенка виды деятельности. Через игру, сотрудничество, диалог дети знакомятся с окружающим их миром.

Особая роль в обучении и воспитании детей отводится ди­дактическим играм. Именно они помогают достичь желаемого результата в обучении детей, выступая своеобразной формой учебной деятельности.

В своей работе я использую дидактические игры, которые заключают в себе вопрос, зада­ния, призыв к действию, напри­мер: «Кто быстрее?», «Не зе­вать!», «Отвечай сразу», «Кто вернее?» и т.д.

В детском саду большое внимание уделя­ется обучению грамоте. Детям очень сложно усвоить такие по­нятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Для выработки практического навыка деления слов на слоги я провожу с детьми дидактичес­кие игры: «Договори слово», «Магнитофон», «Кто больше?». Я произношу первый слог, а дети — второй (ШИ-НА, МИ-­НА, ШУТ-КА, ПЕ-НА, СУМ-КА).

В игре «Эхо» дети повторяют вторую половину слова (НЕЗА-­БУДКА, дети — БУДКА, БУДКА; БАЛА-ЛАЙКА, дети — ЛАЙКА, ЛАЙКА и т.д.) или произносят слово, отсекая первый звук (СМЕХ — МЕХ, ЭКРАН — КРАН, ОЛЕНЬ — ЛЕНЬ, КЛЕЩ— ЛЕЩ, КОСА — ОСА).

При установлении изучаемо­го звука в словах использую игры: «Где спрятался звук?», «Какой звук заблудился?», «Чей голосок?», «Живые буквы», «Кто больше?», развивающие фонема­тический слух, память, внимание, наблюдательность, формирую­щие умение сознательно выпол­нять звуковой анализ слова.

Чтобы дети лучше запомина­ли буквы, предлагаю им пофантазировать: на что она по­хожа, выложить ее из счетных палочек, вылепить из пластили­на, нарисовать, выщипать из бу­маги, вырезать из вдвое сложен­ного листка, преобразуя уже из­вестные буквы (например ж (жук) получается из к, ф из р, т — г), найти букву в кассе букв, а затем и среди других, раз­бросанных или перевернутых на магнитной доске.

Таким образом, использование в учебном процессе игр и раз­ных заданий, создание на заня­тии игровой ситуации приводит к тому, что дети неза­метно для себя и без особого на­пряжения приобретают опреде­ленные знания, умения, навыки. Большую роль в умственном воспитании и развитии интел­лекта играет математика, в кото­рой заложены огромные воз­можности для развития мышле­ния детей. Чтобы процесс усвоения знаний был более легким, провожу такие дидактические игры; «Считай, не ошибись»; «Кто станет космонавтом», «Мате­матическая рыбалка», «Назови со­седей», «Какой цифры не стало», «Путаница». Для закрепления со­става числа проводятся игры: «За­сели дом», «Самый быстрый по­чтальон», «Число, как тебя зовут?», «Составь цифру».

Большой популярностью у детей пользу­ются игры-соревнования. Они очень просты, но позволяют в игровой форме повторить навы­ки счета, внести в занятия элемент соревнования, что еще более способствует активи­зации мыслительной деятельно­сти, заставляет детей быть более четкими, собранными, быстрыми. Например, даю детям самосто­ятельную работу в виде игры «Кто первый добежит до фини­ша?». А раз это игра, то дети чувствуют себя свободно, поэто­му уверенно и с интересом при­ступают к работе.

При ознакомлении детей со временем провожу дидактические игры: «Живая неделя», «Назови скорее», «Круг­лый год», «Двенадцать месяцев», «Когда это бывает».

Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при ее орга­низации придерживаюсь следующих требований:

— простота и точная формули­ровка правил игры;

— простота изготовления и ис­пользования дидактического материала;

— участие всех детей в игре;

— справедливое и четкое подведение ее результатов.

В младшем дошкольном возрасте активно использую пальчиковые игры.

Учеными-физиологами доказа­но, что тренировка пальцев через определенные зоны в коре голов­ного мозга положительно влия­ет на подвижность органов арти­куляции, от чего произношение ребенка становится более четким и правильным.

Кроме того, гимнастика для пальчиков, несомненно, помогает ребенку при рисовании, письме, лепке, любой игровой и бытовой деятельности.

Следовательно, работа по тре­нировке тонких движений паль­цев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, а также способствует профилакти­ке и преодолению нарушений речи.

Рабо­ту над тонкими движениями рук провожу во всех возраст­ных группах, с постепенным усложнением заданий. Уп­ражнения провожу в течение 1—3 мин. на фронтальных занятиях в форме физкультминуток, а также во время прогулок, игр, в другие режимные моменты.

Начинаю занятия пальчико­вой моторики с простых упражнений, доступных боль­шинству детей группы. Тот, кто затрудняется самостоятельно выпол­нить движения, выполняет движения пальцами вместе со мной. В дальнейшем, в результате тренировок, пальчи­ковые движения совершенству­ются, и дети уже не нуждаются в моей помощи.

При затруднениях по­могаю принять необхо­димую позу, позволяю поддер­живать и направлять свободной рукой положение другой. При этом постоянно одобряю и под­бадриваю действия детей.

На занятиях и в повседневной деятельности в младшем и старшем дошкольном возрасте использую игры сотрудничества.

Игры сотрудничества — это, с одной стороны, веселая, методи­чески простая, занимательная форма работы с детьми, с дру­гой — калейдоскоп игр, который очерчивает вполне определен­ную педагогическую позицию.

В играх сотрудничества все побеждают и никто не проигры­вает. Дети играют друг с другом, а не соперничают. Эти игры уничтожают боязнь неудачи и поражения, утверждают уверен­ность ребенка в самом себе.

Игры без соперничества пред­назначены как для работы с детьми, которые не имеют про­блем, так и для тех детей, которые в силу своих личностных особенностей испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми.

При помощи игр сотрудниче­ства обучаю детей участию и помо­щи другим, заботе о чувствах других.

Я всегда помню, что дети играют ради веселья. При отсутствии ощущения веселости, ребенка ожидает безрадостная игра. В играх сотрудничества появляется элемент веселья, зато исчезают элементы поражения и отверженности.

В своей работе использую игры сотрудничества для детей от 3 до 7 лет:

музыкальные объятия, музыкальные обручи сотрудни­чества, баланс с надувными мячами.

В старшем дошкольном возрасте применяю игры с квадратом.

На каждого ребенка заготав­ливаю комплект квадратных сеток. Работу с детьми начинаю с выполнения заданий в квад­ратной сетке из четырех клеток. Отрабатываем понятия: верх-низ, лево-право, вверх-вниз, сле­ва-справа.

Постепенно задания услож­няются и используются квадрат­ные сетки с большим количе­ством клеток.

В подготовительной к школе группе заполняем клетки буквами, составляем слова по вертикали и горизонтали. Дети с огромным интересом выполняют за­дания в «квадрате».

По моим наблюдениям, к концу обучения дошкольники хоро­шо ориентируются на листе бу­маги, усваивают пространствен­ные понятия. Кроме того, у детей расширился объем зрительной памяти и внимания, развился зрительный анализ и синтез, что в дальнейшем окажет им несом­ненную помощь при овладении школьными навыками чтения и письма.

Сюжетно-ролевая игра в мате­матическом развитии дошкольни­ков:

  • Средство углубления интере­са и потребности в математичес­ких знаниях.
  • Средство зоны ближайшего развития ребенка.
  • Выполнение действий в во­ображаемой ситуации.
  • Способ побуждения к твор­честву и самостоятельности.
  • Сравнение предметов по раз­личным признакам; сравнение групп предметов; навыки счета, сравнение смежных чисел.
  • Средство формирования про­стейших геометрических пред­ставлений о геометрических фигурах; взаимном расположе­нии предметов в пространстве, значении порядковых чисел.

Игровое занятие «Построй домик»

Игровое занятие «Бабочки»

Игровое занятие «Хлопки»

Игровое занятие «Сравни и запомни»

Вывод: Для детей дошкольного и младшего школьного возраста; игра имеет важнейшее значение: она для них учеба, труд, серьезная форма воспитания. Играя, дети лучше усваивают программный материал, правиль­но выполняют сложные задания, что повышает эффективность педагогического процесса. Зада­ча воспитателя — сделать плавным, адекватным переход детей от иг­ровой деятельности к учебной, чтобы радость от игры перешла в радость учения.

Игра как метод обучения и воспитания в детском саду.

Детская игра

— средство активного обогащения личности, поскольку представляет свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, обеспечивает ребенку деятельностью, развивающей его неограниченные возможности, таланты в наиболее целесообразном применении.

Игра

— вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается в самом процессе, а целью является получение удовлетворения играющим.

Игру можно понимать по разному:

— игра- особый вид человеческой деятельности;

— игра- средство влияния на играющих (так как она специально организуется и имеет определенную цель);

-игра- особый набор правил, требующих своего исполнения;

-игра- особый способ условного присвоения мира;

-игра- как форма педагогической деятельности.

В любой игре может быть реализован весь комплекс нижеприведенных функций:

1. эмоционально развивающая функция

;

2. диагностическая функция

— раскрываются скрытые таланты;

3. релаксационная функция

— снижается излишнее напряжение;

4. компенсаторная функция

— дает человеку то, что ему не хватает;

5. коммуникативная функция

— является великолепным средством для общения;

6. функция самореализации

— служит средством для достижения желаний и реализации возможностей;

7. социокультурная функция

— в процессе игры человек осваивает социокультурные нормы и правила поведения;

8. терапевтическая функция

— может служить средством лечения психических расстройств человека.

Организация качественной , полезной игры сложный и кропотливый процесс. Педагог должен мастерски владеть этим искусством (точно сформулировать правила, организовать пространство, выбрать подходящее время, определить сюжет игры, подобрать игровой реквизит и грамотно организовать начало и финал ) При организации игры он должен выбрать в качестве основной цели одну- две функции, которые будут для него наиболее важными.

Роль игры в воспитании в детском саду

Начиная организацию игры в детском саду, воспитатели опираются уже на достигнутый уровень развития ребят, их склонности, привычки, способности, а затем планомерно перестраивают существующие интересы детей на желаемые, повышая к ним требования, терпеливо и настойчиво работая над их духовным ростом.

Воспитателям в детском саду важно опираться на роль игры в воспитании

. Но им нельзя отождествлять у ребёнка игру только с развлечением. Пусть некоторые игры будут веселым развлечением, а иные любимым занятием в часы досуга. Хорошо, если никто не скучает, все заняты делом, интересной игрой. Но не только это определяет неразрывную связь игры со всем процессом воспитания. Многое зависит от методики и техники их организации, от стиля игры, а главное от ее качества. Только таким образом реализуется роль игры в воспитании.

Роль игры в воспитании

состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности.

Если игры действительно увлекли ребят, то воспитатель имеет в своем распоряжении и необходимые иногда меры наказания, вплоть до исключения детей из игры за нарушение правил, за плохое поведение.

Несмотря на большую роль игры в воспитании

ее нельзя обособлять, считать моносредством, рассчитывать путем только одних игр воспитывать детей.

Велика роль игры в воспитании правильного отношения к труду. Очень часто можно так удачно скомпоновать игру с трудовым процессом, что она украсит труд, воспитает постоянную любовь к нему, поможет успешно овладеть мастерством.

Воспитательная роль игры состоит в том, что игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины.

При планировании работы на учебный год воспитатели ставят перед собой цели и задачи, посредством которых они будут развивать творческие способности учащихся, физические возможности детей, помогать создавать дружный детский коллектив, т.е. максимально использовать роль игры в воспитании. Вот почему игры во всем своем многообразии широко применяются в воспитательной работе с детьми.

Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Цель игровой терапии — не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Сначала они используются как отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с двух — трех лет их основная задача — это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа “Хоровод”, “Догонялки” и “Выдувание мыльных пузырей”.

В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели-педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

Сюжетно-ролевая игра

– одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из ее характерных черт. Дети сами определяют тему игры, определяют линии ее развития, решают как станут раскрывать роли, где развернут игру. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнёров, сами устанавливают игровые правила, следят за выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является — сюжет, который представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (готовит обед, крутит руль машины и др.) – одно из основных средств реализации сюжета.

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на:

1. Бытовые (игры в семью, детский сад)

2. Производственные, отражающие профессиональный труд людей (больница, магазин, парикмахерская)

3. Общественные (День рождения, библиотека, школа, полет на Луну)

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль – средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

Режиссерская игра является разновидностью творческих игр. Она близка к сюжетно-ролевой, но отличается от нее тем, что действующими лицами в ней выступают не другие люди (взрослые или сверстники, а игрушки, изображающие различных персонажей. Ребенок сам дает роли этим игрушкам, как бы одушевляя их, сам говорит за них разными голосами и сам действует за них. Куклы, игрушечные мишки, зайчики или солдатики становятся действующими лицами игры ребенка, а он сам выступает как режиссер, управляющий и руководящий действиями своих «актеров», поэтому такая игра и получила название режиссерской.

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Однако существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду: они могут быть использованы для нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности. Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более “пристойно” выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей. В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками. Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада, которое пока еще развито недостаточно.

В театрализованных играх

(играх-драматизациях) актерами являются сами дети, которые берут на себя роли литературных или сказочных персонажей. Сценарий и сюжет такой игры дети не придумывают сами, а заимствуют из сказок, рассказов, фильмов или спектаклей. Задача такой игры состоит в том, чтобы, не отступая от известного сюжета, как можно точнее воспроизвести роль взятого на себя персонажа. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменение детской фантазией – сюжетом игры.

Особенность театрализованных игр в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Творческое обыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно-ролевой игре. В сюжетно-ролевой игре ребенок свободен в передаче изображения ролевого поведения. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы его осуществить ребенок должен понять каков персонаж, почему так поступает, представить его состояние, чувства. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной и интонационной речью) . Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности

Вывод

Итак, игра занимает важное место в организации жизни детей .Игры повторяются ежедневно, на «их плечах» в благоприятных условия растет и крепнет детский коллектив, с присущим ему разнообразием интересов, радостью общения, навыками общественной жизни. В играх ясно виден уровень общественного воспитания, моральные качества, навыки поведения в обществе детей, уровень их интересов.

Процесс игры у дошкольников требует включения воспитателя, но с разными целями, на разных уровнях развития отношений между детьми. Когда воспитатель входит в центр детской жизни – в круг отношений, которые складываются между детьми, то ему легко ориентироваться в организации игры. Отсюда следует вывод о необходимости владеть мастерством руководства игрой в такой мере, чтобы быть готовым в любой момент показать детям игру, проиграть ее с ними, оценить их достижения в овладении правилами и еще небольшой, но все же существующей техникой игры. Для ребенка овладение новой игрой означает получение нового опыта. Когда дети овладеют игрой, тогда мы скажем: «Теперь вы уже умеете играть сами». Взрослый в роли ценителя и советчика выступает тем чаще, чем больше у него контакта с детьми. Высказывать оценку следует дружески, избегая тона наставления, приказа.

Мы берем игру как жизнь детей со всеми заключающимися в ней противоречиями, чувствами, переживаниями, поступками, в общем, с проявлениями цельной человеческой личности. Если для ребенка игра есть подлинная жизнь, то организовав эту жизнь хорошо, разумно мы получаем большие возможности в воспитании детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азаров ЮЛ. Игра и труд. — М., 1973. Азаров ЮЛ. Искусство воспитывать. — М., 1979.

2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. — М., 1987.

3. Газман О.С. и др. В школу — с игрой. — М., 1991. г

4. Гуружапов ВА. Вопросы экспертизы образовательных технологий // Психологическая наука и образование. 1997. № 2.

5. Занько С. Ф. и др. Игра и ученье. — М., 1992.

6. Зимняя А. Н. Педагогическая психология — М., 2000.

7. Игры — обучение, тренинг, досуг… / Под ред. В.В. Летрусинского. — М., 1994.

8. Ильина ТА. Педагогика. — М., 1984.

9. Кларин М.В. Педагогическая технология. — М., 1989.

10. Лихачев Б.Т. Педагогика. — М., 1992.

11. Минкин Е. М. От игры к знаниям. — М., 1983.

12. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или развиваю­щие игры. — М, 1990.

13. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. — М., 1983.

14. Педагогическое творчество в школе (из опыта учителей России) / Под ред. В.Ф. Кривошеева — М., изд-во НИИ школ МО РСФСР, 1992. — 114 с.

15. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. — М.: Народное образование, 1996.

16. Столяренко В.А. Педагогаческая психология — Мн. ,2000.

17. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. — М., 1985. – 163 с.

18. Яновская. М.Г. Творческая игра в воспитании младше­го школьника. — М., 1974.

Интерактивные игровые методы, применяемые в педагогической деятельности

 В данной статье рассматриваются различные интегративные игровые методы, которые применяются в дошкольных образовательных учреждениях. Проанализированы и выделены наиболее подходящие игровые методы в работе с дошкольниками, приведены примеры. Показано, что через внедрение игровых технологий, можно повысить уровень усвоения знаний и умений воспитанников, а также стимулировать развитие творчества.

Ключевые слова : интерактивные технологии, игровые методы.

Современная система образования ориентирована на формирование у детей любознательности, воображения, познавательной активности, самостоятельного мышления. Периодом активного развития познавательной деятельности является дошкольный возраст. В это время происходит становление первых форм абстракции, простых умозаключений и обобщения, а также ребенок переходит от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, памяти, воображения, внимания.

Возможность использования интерактивных методов в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: это переход от привычных занятий с дошкольниками к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым, а на более поздних этапах — и самостоятельной.

Существует большое количество интерактивных методов и технологий. Что же такое интерактивная технология обучения? Самоопределение связано с понятием «интерактивный». Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

В образовательной деятельности детского сада наиболее часто используются следующие интерактивные методы: «Кластер», «Работа в парах», «Микрофон», «Хоровод», «Предвидение», «Синквейн», «Карусель», «Дискуссии», «Дерево знаний» и многие другие.

Метод «Работа в парах». При использовании этого метода дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию и выполнять предложенное задание. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Примеры работы в паре:

— дети по очереди описывают картину,

— собирают пазлы или разрезные картинки,

— Игра «Цвет покажи — предмет назови» — дети подбирают существительные к прилагательному, обозначающему цвет. Например:

Красный — помидор, мяч, нос

Зелёный — кузнечик, трава, лист

Синий — кубик, море, зонт

Жёлтый — лимон, солнце, банан

«Микрофон» — это метод, где педагог и дети образуют круг, затем передавая друг другу игрушечный микрофон, высказывают свои мысли по заданной теме.

Например, микрофон берет ребенок, составляет несколько предложений о своей любимой игрушке (питомце, мечте, увлечении), затем микрофон передает другому ребенку. Все ответы детей не обсуждаются, а принимаются и одобряются.

«Предвидение» метод работы с детьми, в ходе которого предлагается «предсказать» возможные варианты решения проблемы.

Например:

— Родители сели в автобус, а ты остался на остановке. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе?

— Пожар в квартире. Что ты будешь делать? Почему?

— Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?

«Синквейн » (Синквейн, в переводе означает «стихотворение из пяти строк). Это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строчка — одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строчка — два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строчка — три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строчка — фраза, несущая определенный смысл, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме.

5 строчка — заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)

Пример использования этого метода в дошкольных образовательных учреждениях представлен в таблице 1.

Таблица 1

Синквейн «Про зайца»

1 строчка: назвать, одним словом, предмет или явление.

2 строчка: описать какой этот предмет.

3 строчка: назвать три действия этого предмета.

4 строчка: понравился ли данный предмет?

5 строчка: как вы можете назвать этот предмет по-другому

Заяц

Серый, длинноухий

Прыгает, грызет, дрожит

Мне нравится пушистый зайчик.

Животное

«Дискуссия» — это метод, где весь коллектив обсуждает какой-то сложный вопрос. В дискуссии принимают активное участие все дети.

В конце обсуждения коллектив приходит к единому мнению решения задачи, проблемы. Задавать вопрос следует так, чтобы была возможность высказать различные взгляды относительно выдвинутой проблемы.

Дети учатся высказывать собственное мнение: «Я думаю…», «Я считаю…», «По моему мнению…», «Я согласен, но…», «Я не согласен, потому что…».

Например, детям предлагают обсудить такие темы:

«Как развеселить друга?»

«Можно ли обойтись без телефона?»,

«Нужна ли книга в наше время?» и т. д.

При использовании метода «Хоровод» педагог с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга. Метод «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста.

Например, «Назови свойства предмета», детям по очереди предлагают потрогать какой-либо предмет, и рассказать какой он.

— Предположим, мяч — дети по очереди рассказывают о нем (круглый, красный, резиновый, большой и т. д.).

— «Назови части предмета»

— «Назови действие предмета»

Для проведения метода «Дерево решений», рисуется на ватмане дерево — это поставленная проблема, которая имеет неоднозначное решение, а листочки на деревьях — это решения. Этот метод заключается в том, что дети делятся на команды с одинаковым количеством ребят. Каждая команда обсуждает поставленный вопрос и делает записи, зарисовки или выкладывает картинки на своем дереве решений. После выполнения заданий все решения обсуждаются, каждая команда доказывает свою идею. Например, детям задают вопрос — «Что нужно дереву, чтобы найти ему друзей?» Дети рисуют на листиках цветочки, чтобы сделать его привлекательным для пчел и бабочек, другая команда наклеивают картинки с фруктами, чтобы к нему пришли люди, следующая — изображают гнезда, чтобы приманить птичек, четвертая команда создает импровизированное дупло для белки и т. д.

«Кластер» в переводе с английского языка означает гроздь, кисть. Кластер — это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. В центре располагается основное понятие, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. (Рисунок 1.)

Рис.1. Кластер «Животные»

Это могут быть слова, словосочетания, картинки, касающиеся данной темы. Сначала на доске вывешивается картинка с изображением ключевого предмета, дети высказывают свои мысли, все свои знания по заданной теме. Затем на протяжении всего образовательного процесса дети структурируют учебный материал и систематизируют полученные знания, подбирая слова или картинки, относящиеся к ключевому предмету. Этот метод можно использовать практически на всех занятиях, при изучении самых разных тем.

В заключение хотелось бы сказать, что использование интерактивных методов является универсальным дидактическим подходом к организации процесса обучения. Достоинством является то, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и применять полученные ранее знания, умения и навыки и высказываться по поводу того, что они думают и считают важным.

Применение интерактивных методов позволяет эффективно пополнить знания детей об окружающем мире, привить навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, воспитать в детях чувство собственного достоинства, почувствовать ощущение творческой свободы. Главное, чтобы педагог четко поставил цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, которые характеризуют познавательную направленность.

Литература:

1. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада» Учебное пособие М., 2011.- 208с.; ISBN: 978–5-98594–307–8

2. Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое обеспечение / И. Урмина, Т. Данилина. — Москва: Линка-Пресс, 2009. — 306с.; ISBN 978–5-8252–0070–5

3. Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие/ Под ред. Н. В. Микляевой. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 128с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».) ISBN: 9785994906545

4. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. // Управление ДОУ. — 2012. — № 5

5. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. — Спб.: «Детство-пресс», 2012.- 80с.; ISBN: 978–5-8981–4553–8

Методы и приёмы педагогического сопровождения игровой деятельности детей дошкольного возраста

Доклад на тему: Методы и приёмы педагогического сопровождения игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Работу выполнила: Воспитатель — Тархова Ирина Алексеевна, МБДОУ детский сад №64 «Золотой Ключик».

Методы и приёмы педагогического сопровождения игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Игра – свободная деятельность, а ее развивающий эффект становится максимальным, когда она является самостоятельной детской деятельностью. Получается, что природа детской игры вступает в противоречие со сложившимся подходом – “руководить игрой”. Разрешить это противоречие помогает переход от стратегии педагогического руководства игрой к стратегии педагогического сопровождения.

Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей осуществляется по следующим направлениям:

•​ Создание предметно-игровой среды.

•​ Организация ситуаций игрового взаимодействия педагога с деть​ми, в которых педагог передает детям игровые способы действий.

•​ Создание проблемно-игровых ситуаций (постановка новой для детей игровой задачи, решение которой происходит при опоре на имеющийся опыт). Проблемно-игровые ситуации создаются через предметно-игровую среду и через игровое общение педагога с ребенком.

•​ Участие педагога в играх детей, основанное на отношениях парт​нерства воспитателя и ребенка.

Ведущая идея педагогического сопровождения игр детей — помочь ребенку овладеть условностью игровых дейст​вий. Это определяет задачи работы, направленные на освоение деть​ми игры как особого вида деятельности, предполагающего умения:

— включать в игру действия с игрушками и другими предметами и действия без предметов — «изобразительные» (например, «съесть» несуществующую конфетку);

— заменять в игре хорошо известные предметные действия дей​ствиями с предметами-заместителями, а затем словом;

— передавать действия, характерные для персонажа («мама», «доктор» и др.), и взаимоотношения персонажей («мама» ласково разговаривает с «дочкой»);

— «одушевлять» игрушку, приписывать ей желания, эмоциональ​ные состояния;

— словесно пояснять игровые действия, предметы-заместители и воображаемые предметы («Я кормлю», «Это у меня ложка»);

— в первом полугодии принимать от педагога словесно обозна​ченный замысел игры («Мы сейчас поедем на дачу»); к концу года обозначать простейший замысел самостоятельно;

— в первом полугодии с помощью воспитателя, к концу года самостоятельно вступать в короткий диалог с игрушкой;

— самостоятельно разворачивать смысловые цепочки из 2—3 иг​ровых действий, продолжать по смыслу действие, начатое партне​ром-взрослым;

— вступать во взаимодействие со сверстником на основе обмена предметными действиями.

В процессе образования личности игра сможет стимулировать:

  • осознание собственного роста, продвижения в познании мира;
  • радость овладения более совершенными способами деятельности;
  • удовольствие от процесса познавательной деятельности;
  • чувство собственного достоинства;
  • гордость за успех товарища.

К игровым педагогическим технологиям педагоги начинают обращаться в период воспитания и обучения дошкольников. Программа игровой деятельности дошкольника строится из набора развивающих игр, которые при всем своем многообразии исходят из общей идеи связи строительно-трудовых и технических игр с интеллектом ребенка и обладают характерными особенностями.

1.​ психофизиологическое обоснование: ребенок овладевает ролевой игрой, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внутреннюю и внешнюю стороны явлений, у ребенка активно формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения — все это позволяет включаться ребенку в коллективную деятельность и общение.

2.​ педагогический принцип: удалось объединить один из основных принципов обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности «самостоятельно по способностям».

3.​ решение педагогических задач: в развивающих играх достигаются следующие педагогические задачи:

4.​ развитие творческих способностей ребенка с самого раннего возраста;

5.​ игровые задания-ступеньки влияют на опережающее развитие способностей ребенка (по Л.С.Выготскому, задействована зона ближайшего развития);

6.​ занятиям ребенка сопутствует атмосфера свободного радостного творчества;

7.​ занятия ребенка сопровождаются ситуацией успеха.

Игровой процесс должен протекать естественно, у детей не должно возникать ощущения, что их «обучают»

Особенность педагогического сопровождения игровой деятельностью детей:

  • заключается в том, что, взаимодействуя с детьми, педагог гибко меняет свою позицию в зависимости от степени проявления самостоятельности и творчества, активно сотрудничает с ними.
  • Сопровождающее взаимодействие помогает ребенку актуализировать игровой опыт как результат совместной игры с воспитателем, применять его в различных ситуациях, возникающих за пределами специально организованной педагогом игровой деятельности.

Педагогическое сопровождение игровой деятельностью предполагает

  • Регулярную диагностику игровой деятельности и учет ее результатов при взаимодействии с детьми в игре.
  • Наличие игровой позиции, сочетающей прямые и косвенные способы взаимодействия.
  • Отбор содержания игр на основе интересов современных дошкольников.
  • Ориентация педагога на индивидуальные творческие проявления детей в игре, их дальнейшее развитие.
  • Создание современной предметно – игровой среды.
  • Педагогу необходимо развивать у себя умение быть игроком, т.е. иметь свою игровую позицию.

Игровая позиция воспитателя включает в себя:

​ Ярко выраженный интерес педагога к играм детей;

​ Способность:

​ видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровые возможности;

​ устанавливать доверительные отношения с окружающими;

​ чувствовать игровые состояния других людей;

​ Креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели.

Современный подход к организации творческих игр дошкольников

​ Требует гибкой тактики руководства, где позиция педагога постоянно меняется:

​ Педагог – партнер, носитель игровых умений и умений организованного общения в игре.

​ Педагог – координатор игровых замыслов и общения детей.

​ Педагог – наблюдатель за играми детей и консультант в случае возникших затруднений.

Планирование игры совместно с детьми

​ Поддержка спонтанной игры, обогащение и обеспечение игрового времени и пространства

​ Подготовка совместно с воспитателем атрибутов игры

​ Взяв на себя роль, взрослый косвенно управляет игрой, выводя детей из конфликтной ситуации и предупреждая их, ненавязчиво использует свои знания для поддержания положительного отношения к игре и партнерам

Методы и приёмы развития общения дошкольников в игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО

 В статье рассмотрены игры в педагогическом процессе. В работе представлены приемы и методы руководства коммуникативными играми.Цель игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведение в коллективе, а стеснительным и замкнутым детям – преодолеть барьеры в общении, одним словом, создать легкое общение.

Ключевые слова: ребенок, игра, игровая деятельность, взрослый, друг, игрушка.

Игра – основная деятельность дошкольного возраста. Ее недаром называют «ведущей» – именно благодаря игре ребенок постигает окружающий мир предметов и людей, «врастает» в сообщество взрослых людей. Ребенок должен овладеть этой деятельностью и насытиться ею, чтобы к школьному возрасту, он уже не путал учебную мотивацию с игровой, различал, когда нужно выполнять требования, а когда только имитировать их понимание.

После овладения предметным действием ребенок учится играть. Игра дошкольника проходит несколько стадий.

Первая – это игра ролевая, когда ребенок просто уподобляет себя кому-то, называя мамой, папой, медведем, зайцем, Бабой Ягой и т.д.

Вторая – игра сюжетная, при которой он разыгрывает истории, имеющие начало, развитие и конец, истории, которые могут не оканчиваться в один день и продолжаться на следующий.

И, наконец, третья стадия – игра с правилами, когда ребенок не просто действует согласно логике сюжета, но в состоянии выработать и принять систему ограничений (норм и правил), которые действуют для всех.

Первые две стадии способствуют раскрытию творческих возможностей ребенка, его артистизма, непосредственности. Последняя служит продуктивному и легкому для ребенка общению, его социализации.

Склонность к игровой деятельности присуща не всем людям и зависит от особенностей темперамента. Дети застенчивые, излишне зажатые иногда предпочитают интеллектуальную деятельность, спортивные или компьютерные игры. Но это неадекватная замена. Как приучить их к играм традиционным?

Во-первых, начать играть с ребенком самим. Вспомнить и рассказать, как играли вы сами, ваши родители, какие игры существуют.

Во-вторых, придумать или пригласить посредника – куклу, соседского ребенка, брата или сестру малыша, которые охотно принимают участие в игре. Следите только за тем, чтобы этот посредник не оказался излишне активным и не «забил» вашего малыша.

В-третьих, попутно поощряйте в ребенке все возможные проявления инициативы и фантазии – пусть он придумывает новые слова, образы, ассоциации, новые игры и новые роли. Если он стесняется и не обладает должным артистизмом, предоставьте ему побыть режиссером или критиком.

Очень полезны театрализованные представления, сочетающие элементы кукольного театра или шоу масок – для застенчивых детей особую важность имеет тот факт, что никто не видит их лица, не узнает их. Можно вначале предоставить ребенку одну из второстепенных ролей или побыть в массовке, чтобы он чувствовал себя слитым с социальным фоном, не выделяющимся среди других людей. Полезны и карнавальные представления. Однако имейте в виду, что ни одно из этих мероприятий нельзя устраивать вопреки желанию ребенка и очень важно следить, чтобы ему было комфортно – если он окажется подавленным более активными участниками, возможный праздник легко может превратиться в психотравму. В целом же умение играть – это не просто возрастной навык: это элемент жизненной философии, делающей жизнь человека более легкой и радостной.

Вашему малышу не хватает коммуникабельных навыков? Поиграйте с ним в одну из этих игр от детских психологов и у них все получится.

Большинство из этих игр требует нескольких участников. Если малыш замкнут, то ему нужно быть одним из многих, выполнять указания ведущего. Это снимает страх общения.

Цель таких игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведение в коллективе, а стеснительным и замкнутым детям – преодолеть барьеры в общении, одним словом, создать легкое общение.

Давайте познакомимся!

Дети с воспитателем (ведущим) становятся в круг, воспитатель держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок должен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому он бросит мяч, и т.д.

Эта игра помогает детям познакомиться, а также вовлечь в общение стеснительных детей.

Ау!

Один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

Если “Да” – похлопай, если “Нет” – потопай.

Взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».

«Лене очень нравится Сережа, поэтому она его побила».

«Максим подарил Даше конфеты, и она очень обрадовалась».

«Сережа увидел, что Максим подарил Даше конфеты, обиделся, что сам не сделал этого и поэтому поссорился с Максимом».

Ситуации можно подбирать из непосредственной жизни детей. Наверняка их будет немало.

Эта игра способствует развитию коммуникативных навыков детей, а также развитию слухового внимания.

Интервью

Дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они – взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представляться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т.д.

На первых этапах игры дети часто затрудняются в подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».

Давай поговорим

Играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать… (пожарником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предложение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.

Важно! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей – ниже его.

Охота на тигров

Дети встают в круг, водящий отворачивается к стене и громко считает до 10-ти. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку (маленького тигра). Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

Дотронься

Дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «дотронься до… (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т.д.)». Кто не нашел необходимого предмета – водит.

Игрушек должно быть меньше, чем детей.

Эта игра способствует развитию навыков общения, умения просить, а также снятию телесных зажимов.

Газета

На пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету.

В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться – тогда расстояние между ними максимально сократится.

Исполнение желания

Дети разбиваются на пары, один из них водит. Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке», – или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место)).

Эта игра учит дошкольников эмпатии, умению понять чувства другого, посочувствовать ему.

Закончи предложение

Ребенок должен закончить каждую из предложенных вами фраз: “Я умею…”, “Я хочу…”, “Я смогу…”, “Я добьюсь…”.

Игра направлена на повышение уверенности в себе, в своих силах.

Поварята

Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, салат). Каждый придумывает, чем он будет (капуста, картошка, соль и т.д.). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя прыгает в середину круга, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Игра продолжается, пока все “компоненты” не окажутся в середине круга. В результате получается красивое блюдо.

Комплименты

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает и говорит “Спасибо”. Затем он дарит комплимент своему соседу (игра проходит по кругу). Если ребенок затрудняется с ответом, он может сказать какое-нибудь “сладкое” или “цветочное” слово. Помогайте детям.

Эта игра учит детей видеть в людях хорошее, доброжелательно относиться друг к другу.

Зеркало

Попросите детей представить, что они находятся в магазине зеркал. Одна половина детей – зеркала, другая – разные зверюшки. Зверюшки ходят между зеркал, прыгают, строят рожицы, а зеркала должны точно отражать их движения и выражения “мордочек”.

Рукавички

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички. Количество пар должно соответствовать количеству пар детей. Разложите по разным местам комнаты рукавички с одинаковым (но не раскрашенным) орнаментом. Дети должны отыскать свою пару, и при помощи трех карандашей разных цветов как можно быстрее раскрасить одинаковые рукавички. Понаблюдайте, как пары организуют совместную работу, как делят карандаши, как договариваются между собой. Победителей поздравляют.

Дракон кусает свой хвост

Дети становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник – “голова”, последний – “хвост” дракона. “Голова” должна дотянуться до “хвоста” и дотронуться до него. “Тело” дракона при этом не должно разорваться.

Литература:

  1. Ананьев Б.Г. Психологическое учение о человеке. – М.: Просвещение , 1998.
  2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. – Издательство ЛГУ, 1980.-С. 56.
  3. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности . – М.: Дошкольное воспитание. – 2009.
  4. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Просвещение , 1983.- С.86.
  5. Бодалев А.А. Психология общения. – М.: Воронеж ,1996.
  6. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника. – М.: Учитель. – 2009.

Игровые методы обучения дошкольников

Валентина Савкина

Игровые методы обучения дошкольников

Игровые методы обучения дошкольников.

Игра — это естественный путь обучения маленьких детей.

Рассматривая проблему взаимосвязи игры и обучения, А. В. Запорожец отмечал, что нельзя противопоставлять игру обучению, а необходимо выяснить, как в игре осуществляется обучение и как оно влияет на развитие способностей детей. Он указывал, что обучение на разных возрастных этапах имеет свои особенности, это может быть манипулирование с предметами, игра и специальная учебная деятельность. По его мнению, в игре продолжается обучение в широком смысле.

В настоящее время в дошкольных учреждениях можно выделить две проблемы,обусловленные использованием игры на занятиях:

первая проблема заключается в значительном уменьшении использования игры и игровых приемов даже в обучении детей 3-5 лет,

вторая проблема состоит в неумении части педагогов вообще использовать в обучении игровой метод.

Анализ практики работы дошкольныхучреждений позволяет выделить следующее противоречие: между возможностью более эффективной подачи знаний дошкольникам при использовании игровых технологий и неумением педагогов использовать максимально возможности игры для обучения и воспитания современных дошкольников.

Игра выступает как активный метод обучения.

Понятие «игровые педагогические технологии»

включает достаточно обширную группу
методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Итоги игры выступают в двойном плане — как игровой и как учебно-познавательный результат.
Взаимосвязь игры и обучения осуществляется путем создания в обучении воображаемой (условной)

ситуации.Разные виды игр задаются разными воображаемыми ситуациями: режиссерская игра — путем смыслового объединения
предметов; сюжетно-ролевая игра требует не менее двух сопряженных ролей; игра с правилами — возникает при выполнении правил. В обучении детей важны все виды игр.
Большинству игр присущи четыре главные черты:

1. Игра приносит ребенку удовольствие прежде всего от ее процесса, а не только от результата.

2. Творческий и импровизационный характер этой деятельности.

3. Эмоциональная насыщенность игровой деятельности, соперничество, соревнование, состязательность.

4. Наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В обучении детей игра организуется взрослыми. Игровой метод обучения дошкольников требует от педагога умения специально разрабатывать учебно-игровые диалоги.

Все элементы игровых обучающих ситуаций: сюжет, ролевое поведение и игровые действия воспитателя и детей имеют дидактическое начало и направлены на выполнение задач занятия. В рамках игры дети получают новые знания, выполняют исследовательские действия.

Игровые персонажи (Красная Шапочка и др.)

включаются педагогом в
учебно-игровое общение не для развлечения, а как условие, обеспечивающее выполнение дидактических задач, создают положительную познавательную мотивацию и поддерживают ее на протяжении всего занятия. Игровые персонажи не просто приходят в гости к детям, а обращаются к ним со своими проблемами, они нуждаются в помощи и знаниях детей. Проблемная ситуация, задаваемая персонажем, меняет позицию ребенка из обучаемого в обучающего. Смена позиции активизирует интеллектуальную деятельность детей, усиливает познавательную мотивацию.
Игра как форма организации и метод обучения детей дошкольного возраста формирует заинтересованное отношение детей к материалу занятия, создает положительный эмоциональный фон и возможность проявления способностей каждым ребенком. Помогает ему почувствовать собственные возможности и обрести уверенность в себе. К игре как методу обученияпредъявляются следующие требования: создание игрового сюжета, мотивирующего детей на игровые цели; включенность каждого участника в игру; предоставление участникам игры возможности самостоятельного активного действия;

игровые задания должны быть сложными, но доступными детям;

пути и средства достижения целей должны быть вариативными.

При использовании игрового метода обучения дошкольниковмогут возникнуть такие трудности: дети могут увлечься игрой и легко перейти от цели к мотиву, в этом случае игра теряет свое образовательное содержание, превращается только в развлечение.

В обучении дошкольников необходимо рациональное сочетание игровых и неигровых методов.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависят от понимания педагогом функций игры. Самая главная функция — обучающая. Она обеспечивает усвоение знаний и умений и развитие интеллектуальных функций (памяти, мышления, внимания, воображения)

.

Мотивационная функция способствует созданию благоприятной атмосферы на занятии, превращает занятие в увлекательное приключение.

Коммуникативная функция объединяет детей, способствует установлению эмоциональных контактов, формирует навыки общения

Диагностическая функция выявляет проблемы в развитии детей, позволяет педагогу изучать особенности личности ребенка в раскрепощенной форме

Релаксационная функция снимает напряжение при интенсивном обучении.

Коррекционная функция вносит позитивные изменения в структуру личности ребенка.

Основной потребностью детей дошкольного возраста является игра. Дети живут и самовыражаются в играх. Поэтому основной формой занятий должна быть игра, в которой дети осваивают новые умения, отношения с другими детьми. Дошкольник легко учиться в игре. Д. Б.Эльконин выделил четыре линии влияния игры на психическое развитие ребенка: развивается мотивационно-потребностная сфера; преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм; развивается произвольность поведения; развиваются умственные действия.

Игровая технология обучения поддерживает и укрепляет физическое и психическое здоровье детей. Поэтому важной профессиональной задачей является освоение воспитателями дошкольных учреждений игровых технологий обучения детей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]