Тема недели «Домашние животные»
Дети должны знать:
— названия домашних животных: корова, кошка, собака, коза, лошадь, свинья, овца, баран, конь; — названия детёнышей и семью: телёнок, котёнок, щенок, жеребёнок, ягнёнок, поросёнок, козлёнок; — понятие «домашние животные»; — внешние признаки каждого, чем они питаются, как голос подают; — где живут, какую пользу приносят;
Расширение словарного запаса детей:
Существительные: животное, лошадь, конь, жеребенок, жеребята, корова, бык, теленок, телята, овца, баран, ягненок, ягнята, коза, козел, козленок, козлята, свинья, боров, поросенок, поросята, собака, пес, щенок, щенята, кошка, кот, котенок, котята, голова, морда, уши, тело, четыре лапы (ноги), рога, шерсть, хвост, дом, человек, польза, шерсть, мясо, молоко, кожа, стадо, ферма, конюшня, сено, пойло, рога, грива, копыта, скотный двор, коровник, конура, будка, конюшня, свинарник, пастбище, овчарня, доярка, оператор машинного доения, свинарка, конюх, пастух, чабан.
Прилагательные: нужные, полезные, добрые, травоядные, домашние, пушистый, гладкий, рогатый, свирепый, ласковый, злобный, упрямый;
Глаголы: заводить, кормить, ухаживать, охранять, любить, ржать, мычать, блеять, мекать, хрюкать, лаять, мяукать.
Пальчиковая гимнастика «Бурёнушка».
Дай молока, Бурёнушка, (дети показывают «рога» коровы, сгибают указательный пальчик и мизинец) Хоть капельку- на донышке. Ждут меня котятки, Малые ребятки. Дай им сливок ложечку, (загибают по одному пальчику, начиная с мизинцев, на обеих руках) Творогу немножечко, на обеих руках. Масла, простоквашки, Молока для кашки. Всем даёт здоровье – молоко коровье! (Снова показывают «рога» коровы)
Грамматический строй речи
— Дидактическое упражнение «Один-много» (образование множественного числа существительных):
кошка – кошки – много кошек жеребёнок – жеребята – много жеребят собака – собаки – много собак котёнок – котята – много котят свинья – свиньи – много свиней лошадь – лошади – много лошадей
— Дидактическое упражнение «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе) :
корова – коровка лошадь – лошадка кошка – кошечка овца – овечка собака – собачка овца – овечка баран — барашек
— Дидактическое упражнение «Сосчитай до пяти» (согласование существительных с числительными) :
Один кот, два кота, три кота, четыре кота, пять котов Одна кошка, …, пять кошек Одна собака, …, пять собак Одна лошадь, …, пять лошадей Одна овца, …, пять овец Одна корова, две коровы, три коровы, четыре коровы, пять коров
— Дидактическое упражнение «Отгадай, кто это?» :
Сторожит, грызёт, лает? – собака Хрюкает, роет? – свинья Ржет, бегает, скачет? – лошадь Мяукает, лакает, царапается? – кошка Мычит, жуёт, ходит? — корова
— Дидактическое упражнение «У кого – кто?» (упражнение в словообразовании):
Коза – козёл – козлята Корова – бык – телята Свинья – кабан – поросята Лошадь – конь – жеребята Собака – пёс – щенята Овца – баран – ягнята Кошка – кот – котята Коза – козёл – козлята
— Дидактическое упражнение «Кто как голос подаёт?»:
Лошадь ржёт. Овца блеет. Собака лает, рычит. Кошка мурлыкает, мяукает. Свинья хрюкает. Корова мычит.
— Дидактическое упражнение «Чей? Чья? Чьё?» (образование притяжательных прилагательных):
Конура собаки. — Чья конура? – собачья. Молоко козы, коровы. — Чьё молоко? – козье, коровье. Рога барана, коровы, козы. — Чьи рога? – бараньи, коровьи, козьи. Хвост лошади, кошки, собаки. — Чей хвост? – лошадиный, кошачий, собачий. Копыта коровы, лошади. — Чьи копыта? – коровьи, лошадиные. Борода козы. — Чья борода? – козлиная. Лапы кошки. – Чьи лапы? – кошачьи.
— Дидактическое упражнение «Кто где живёт?» (употребление именительного падежа сущ-х):
в коровнике живёт (кто?) – корова в свинарнике живёт (кто?) – свинья в конуре живёт (кто?) – собака в сарае живут (кто?) – овца, баран в хлеву живет (кто?) – коза
— Дидактическое упражнение «Продолжи предложения»:
Собака лает, грызёт кости, сторожит … (дом). Лошадь ржёт, пасётся…(на лугу). Кошка мурлыкает, ловит мышей…(в подвале).
— Дидактическое упражнение «Исправь предложение»:
Собака кудахчет на чужих. — Собака лает на чужих. Корова даёт шерсть. – Корова даёт молоко. Кошка клюёт молоко. – Кошка лакает молоко. Свинья рычит в корыте. – Свинья плескается в корыте. Кошка хрюкает на диване. – Кошка мурлыкает на диване.
— Дидактическое упражнение Составлять рассказ о домашнем животном по плану.
Это коза, домашнее животное. Тело покрыто пушистой шерстью. Голова небольшая, вытянутая, с торчащими рожками. Любит зелёную траву. Даёт вкусное мясо, молоко, шерсть. Живёт коза в сарае, хлеву.
В чём польза домашних животных для детей?
Как правило дети очень тянутся к питомцам, общение с животными меняет их в лучшую сторону: не даром в России и за рубежом анималотерапия (терапия с использованием животных) используется для развития и обучения детей и проведения коррекционных занятий. Чем же полезен контакт с животным?
Животные развивают в ребенке наблюдательность
Поведение домашних животных проще нашего, поэтому ребенку легче замечать особенности питомцев, их привычки и реакции на новое. Обычно малыши с удовольствием следят за питомцами, зачастую делясь своими наблюдениями со старшими: «Мама, я дал хомяку салфетку, а он ночью сделал из неё гнездышко!»
Животные учат ребенка распознавать эмоции
По поведению питомца легко понять, когда он испуган или заинтересован, огорчен или обрадован. Такой живой «атлас эмоций» позволяет малышу не только научиться внимательно следить за состоянием друга, но и лучше понимать собственные чувства, а ведь именно в осознании эмоций лежит ключ к их контролю.
С помощью животных ребенок улучшает коммуникативные навыки, учится состраданию
Выстраивание взаимодействия с животным учит ребенка лучше понимать другого, внимательно относиться к тому, кто слабее. Исследования показывают, что дети, у которых дома есть питомец, более внимательны к другим детям, у них лучше развита эмпатия, реже возникают коммуникативные сложности.
Животные снижают стресс
Исследования подтверждают, что компания питомца, который точно не будет критиковать, позволяет детям чувствовать себя увереннее и меньше переживать. Так, например, американские исследователи заметили, что дети лучше выучивают новые слова в присутствии собаки, чем один на один с экспериментатором. Некоторые родители делятся опытом, что дети охотнее читают вслух своим питомцам.
Животные учат ребенка ответственности
Забота о кошке или собаке – это большой труд, который, разумеется, не по силам маленькому ребенку, но с простыми задачами, например, сменой воды в миске или заменой наполнителя для лотка может справиться даже дошкольник. Детям важно иметь дома ежедневные задачи, которые они могут выполнять самостоятельно. Уход за питомцем может стать такой задачей.
Животные повышают физическую активность семьи
Обязательная прогулка с собакой пусть иногда и вызывает неприятные эмоции, но становится регулярной физической нагрузкой. В городах даже дети склонны к малоподвижному образу жизни, поэтому подобная обязанность пойдёт только на пользу всем членам семьи.
Животные учат ребенка переносить сложные события
К сожалению, век питомцев не долгий, поэтому подросшие дети непременно сталкиваются с утратой любимца. Кто-то может сказать, что это лишний стресс для малыша, но, с другой стороны, знакомство со смертью рано или поздно наступит, а перенести потерю животного всё же легче, чем потерю родственника или друга.
Животные становятся контекстом для развивающих занятий
В ежедневный уход и дрессировку можно включить элементы упражнений, развивающих память, внимание и мышление малышей. Наблюдая за питомцем, можно находить сходства с другими животными, отмечать индивидуальные черты, считать стаканчики корма, совсем маленькие владельцы могут развивать речь, повторяя звуки своих питомцев. Можно придумать множество других упражнений, которые непременно заинтересуют малыша, ведь дело касается его любимца!
Животные учат бережному отношению к природе
Правильно организованное общение ребенка с животным способствует развитию бережного отношения к живым существам и к природе в целом. Ребенок узнаёт, что всё живое имеет чувства, понимает, как можно и как нельзя общаться с животными и становится внимательнее к окружающему миру.
Животные открывают новые возможности
Сообщества владельцев животных – это всегда очень разновозрастные группы по интересам. Буквально в каждом городе проводятся выставки и соревнования, лекции и мастер-классы, где даже ребенок может приобрести новое хобби и новых друзей по интересам. А может это будет хобби для всей семьи?
Домашние животные способствуют развитию детей: малыши узнают больше о поведении и эмоциях, становятся более внимательными и ответственными, расширяют кругозор. Общение с природой снижает стресс и учит ребенка заботиться об окружающем мире.
Советы логопеда родителям
Показать ребёнку (по возможности живых) домашних животных — кошку, собаку, корову, козу, лошадь, свинью, овцу. Обсудить внешние признаки каждого, поговорить о том, чем они питаются.
Рассказать детям, какую пользу приносят людям домашние животные.
Прочитать стихи, рассказы о домашних животных, рассмотреть иллюстрации.
Примерные вопросы к детям:
— Почему эти животные называются «домашними»? — Какую пользу приносит людям (лошадь, корова, овца и т.д.)? — Зачем у лошади на ногах копыта? — Почему не слышно, как кошка ходит?
О чем стоит подумать, прежде чем завести питомца
Прежде всего нужно понимать, что домашнее животное вы заводите не только ребенку, но и себе. Если ребенок еще мал, то большая часть обязанностей по уходу за питомцем ляжет именно на ваши плечи. Подумайте, готовы ли принять на себя новый груз ответственности и новые заботы. Заводя животное, вы заводите нового члена семьи, который будет требовать не только много внимания, времени, но и определенных денежных затрат. Также стоит подумать, позволяют ли вам жилищные условия завести домашнее животное.
Если вы живете в собственном доме, то можно завести любое животное. А в малогабаритной квартире даже рыбкам может не найтись подходящего места. Если вы все-таки не готовы содержать домашнее животное, то лучше его не заводить. Иначе, когда вы решите отдать животное, это может стать большой трагедией как для ребенка, так и для питомца.
Опасности, исходящие от домашних животных
Животные могут представлять опасность для детей. Прежде всего, это аллергия. Если ребенок или кто-то в доме склонен к аллергическим реакциям, животное заводить не рекомендуется.
Также многие животные являются переносчиком различных инфекций, которые очень легко может подхватить ребенок. Поэтому если вы заводите питомца, нужно периодически показывать его ветеринару и сдавать необходимые анализы. Опасность может исходить и от собак крупных пород. Такие собаки физически сильнее ребенка, поэтому лучше их не заводить.
Также не рекомендуется заводить собак с неуравновешенной психикой. Если правильно выбрать домашнего питомца, ответственно подойти к его воспитанию, обеспечить тщательным уходом, то все опасности можно свести к минимуму.
Взвесьте все «за» и «против» и выберите именно того домашнего животного, который больше всего подойдет вашему ребенку. Поверьте, для него это будет самый лучший подарок! Удачи!
Если животное завести невозможно
Если вы по какой-то причине не можете или не хотите завести питомца, не расстраивайтесь: есть много возможностей обеспечить ребенку общение с животными.
Обратите внимание на контактные зоопарки или фермы, где вашему малышу разрешат погладить ламу, покормить козленка или подержать на руках кролика. В конных клубах чаще всего можно просто погулять и покормить лошадей морковкой. Не забывайте и о питомниках ездовых собак, например лаек: их хозяева дают не только покататься в упряжке, но и поиграть со своими зверями. Еще один хороший вариант — регулярные поездки к друзьям и родственникам, у которых есть домашние питомцы. Помните, что общение с животным миром очень полезно для развития и социализации ребенка, и постарайтесь это общение организовать!
Статья на нашем канале Яндекс.Дзен